СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по кружку «В мире математики»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для успешного обучения в среднем звене, понимания учебного материала у учащихся должны быть сформированы три составляющих мышления:

  1. высокий уровень элементарных мыслительный операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, выделения существенного, классификация и др.;
  2. высокий уровень активности, раскованности мышления, проявляющийся в продуцировании большого количества различных гипотез, идей, возникновения нескольких вариантов решения проблемы;
  3. высокий уровень организованности и целеустремленности, проявляющийся в ориентации на выделение существенного в явлениях, в использовании обобщенных схем анализа явления.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по кружку «В мире математики»»

Рабочая программа по кружку «В мире математики»

Составители учителя начальных классов КГУ СОШ №9 г.Экибастуз:

Аитова Анна Александровна

Пояснительная записка

Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упускать случаев делать его немного занимательнее.
Блез Паскаль.

Основная задача обучения математики в школе - обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену общества, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.

Для успешного обучения в среднем звене, понимания учебного материала у учащихся должны быть сформированы три составляющих мышления:

  1. высокий уровень элементарных мыслительный операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, выделения существенного, классификация и др.;

  2. высокий уровень активности, раскованности мышления, проявляющийся в продуцировании большого количества различных гипотез, идей, возникновения нескольких вариантов решения проблемы;

  3. высокий уровень организованности и целеустремленности, проявляющийся в ориентации на выделение существенного в явлениях, в использовании обобщенных схем анализа явления.

Как активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке? Как заставить младшего школьника задуматься, начать размышлять над математическими заданиями, вопросами, задачами? Во всяком случае, не принуждением которое угнетает ребенка, не способствует развитию учебной мотивации.

Как известно, неспособных детей нет, нужно просто помочь ребенку развить его способности, сделать процесс обучения увлекательным и интересным. В этом могут помочь внеклассные занятия по математике в форме факультатива(кружка).

Актуальность и перспективность курса.

Ценность данной программы заключается в том, что Программа занятий выражает целевую направленность на развитие и совершенствование познавательного процесса с внесением акцента на развитие у ребенка внимания, восприятия и воображения, памяти и мышления ребенка Ее актуальность основывается на интересе, потребностях учащихся и их родителей. Преподавание факультатива строится как углубленное изучение вопросов, предусмотренных программой основного курса. Углубление реализуется на базе обучения методами и приёмами решения математических задач, требующих применения высокой логической и операционной культуры, развивающих научно-теоретическое алгоритмическое мышление. Тематика задач не выходит за рамки основного курса, но уровень их трудности - повышенный, существенно превышающий обязательный. Особое место занимают задачи, требующие, применения учащимися знаний в незнакомой (нестандартной) ситуации.

На данных уроках приоритетными являются следующие принципы:

    1. Принцип разностороннего развивающего воздействия на интеллект ребенка. (Подбираются такого рода задания, в которых не только формируется логическое мышление, но и развивается память, внимание, речевые способности с опорой на опыт ребенка, восприятие.)

    2. Принцип действенного подхода к развитию логического мышления. (Происходит поиск детьми неординарных путей решения заданий, в максимальной степени активизируется их мыслительная деятельность и совершенствуются интеллектуальные качества.)

    3. Принцип обоснованного ответа. (Полное, последовательное доказательное объяснение учащихся своего мнения в процессе решения различных проблем.)

    4. Принцип сотрудничества и делового партнерства учителя и учащегося. (Сочетание разумной требовательности и строгости с глубоким терпением и уважением к личности ребенка, его мнению, обеспечение внимания со стороны ученика к словам и действиям учителя, уважительное отношение к ответам сверстников.)


«Память становится мыслящей.»

(Д.Б. Эльконин)

Развитие словесно- логической памяти происходит в результате развития логического мышления.

К переходу в среднее звено у учащихся должна сформироваться способность к запоминанию и воспроизведению смысла, существа материала, доказательств, аргументации, логических схем, рассуждений. Необходимо научить младшего школьника ставить цели для запоминания материала. Именно от мотивации зависит продуктивность запоминания.


«Восприятие становится думающим.»

Развитие восприятия не происходит само собой, а идет параллельно с развитием мышления.

Одним из наиболее эффективных методов организации восприятия и воспитания наблюдательности является сравнение. Развивая у ребенка такую мыслительную операцию, как сравнение, делаем его восприятие наиболее глубоким. При этом количество ошибок восприятия уменьшается.


«Внимание становится произвольным.»

Воспитание у младших школьников далекой мотивации произвольного внимания должно происходить постепенно, путем связывания близких и все более отдаленных целей.


«Рефлексия – способность к саморегуляции.»

Проходит начальный этап формирования. Сначала распространяясь только на ситуации, связанные с учебой, а затем на другие сферы деятельности ребенка.

Развитие теоретического мышления, то есть мышления в понятиях, способствует возникновению к концу младшего школьного возраста рефлексии, которая являясь новообразованием подросткового возраста, преображает познавательную деятельность и характер их отношений к другим людям и самим себе.

Этот факультативный курс позволит сформировать следующие качества: произвольность, рефлексия, мышление в понятиях, успешное усвоение программы, основные компоненты учебной деятельности , качественно новый, более «взрослый» тип взаимоотношений с учителями и одноклассниками.

Предполагаемые занятия с детьми, упражнения и игры позволят успешно развивать у детей операции логического мышления, восприятие, память и другие психические процессы.


Программа курса содержит в себе задания на:           

      развитие познавательных процессов учащихся: внимания, во­ображения, восприятия, наблюдения, памяти, мышления;

      формирование специфических способов действий: обобщения, классификации, простейшего моделирования;

      формирование умений практически применять полученные знания.

Систематическое выполнение целенаправленно подобранных содержательно-логических заданий, решение нестандартных за­дач будет развивать и совершенствовать познавательные спо­собности и познавательную деятельность детей.

Выполнение заданий такого вида требует постоянных умственных усилий, более глубокого и разнопланового анализа взаимосвязей и взаимозависимостей между величинами, догадки, активизации знаний, проявления творческой инициативы.

            Эффективное развитие школьников возможно лишь в системе занятий и упражнений.      В реальной деятельности познавательные процессы функционируют не изолированно друг от друга, а представляют собой сложную систему. Поэтому развивающая работа, направленная преимущественно на совершенствование отдельного психического процесса, будет влиять не только на его собственную продуктивность, но и на уровень функционирования познавательной сферы в целом.



3 класс

 ­Содержательно-логические задачи и задания на­  развитие познавательных процессов школьников:                                              

  • на проведение анализа и выделение главных, существенных свойств и признаков предметов, отношений, построений, высказываний; ­

  • на классификацию понятий, геометрических фигур, установление связи и отношения между родовыми и ви­довыми понятиями;   

  • на выявление закономерности с целью ее использования для выполнения задания; решение логических задач, требующих по­строения цепочки логических рассуждений; логическое обосно­вание предполагаемого результата; отыскание логических ошибок в приводимых рассуждениях; построение простейших умозaклю­чений, их проверка, уточнение;

  • на приведение контрпримеров, на построение простейших  доказательств;

  • на решение задач комбинаторного характера с одноразовым использованием элементов (в том числе и на составление трех­значных чисел); составление плоскостных геометрических фигур и предметов (фигур-силуэтов)



4 класс

 Содержательно-логические задачи и задания на развитие познавательных процессов школьников:

  • задания на выявление зако­номерностей на основе наблюдений, анализа, сравнения с по­следующим использованием подмеченной закономерности для выполнения упражнения;

  • прямое и косвенное применение изу­ченных свойств, требующее определенной сообразитель­ности ;

  • на выявление причин­но-следственных связей, требующих четкого оформления выска­зываемых мыслей;

  • на построение це­почки взаимозависимых и взаимосвязанных логических рассуж­дений при решении задач (например: «На аэродроме было 5 са­молетов и 7 вертолетов. 6 авиамашин поднялись в воздух. Можно ли утверждать, что в воздух поднялся: а) хотя бы один вертолет; б) хотя бы один самолет? Ответ обоснуйте»);

  • задания на распознавание плоскостных геометрических фигур в объемных телах и объектах; элементарные комбинаторные задачи, ре­шаемые без формул комбинаторики, но несколько усложненные по сравнению с задачами, предлагаемыми в предыдущих годах обучения; задания на построение бордюров, восстановление части паркета и др.




тематическое планирование

3 класс

Включает в себя 34 занятия для развития логического мышления по принципу разностороннего развивающего воздействия на интеллект ребенка, которые включают в себя следующие этапы:

  1. Упражнение на способность выделять существенные признаки предмета;

  2. Упражнение на развитие у ребенка мыслительных операций анализа и синтеза;

  3. Логическая задача;

  4. Упражнение на установление закономерности.


урока

Тема урока

Дата Примечание

1

Общие признаки предметов (нахождение)



2

Общие признаки предметов. (выделение)



3

Мыслительные операции анализ и синтез. Упражнения «Зашифрованное слово», «Анаграмма».



4

Общие признаки предметов. (описание)



5

Существенные признаки предметов.



6

Самостоятельная работа.



7

Анализ и синтез, мыслительные операции.



8

Существенные признаки слов, геометрических фигур.



9

Закрепление изученного.



10

Решение логических задач.



11

Закрепление изученного.



12

Контрольный тест.



13

Сравнение - мыслительная операция.



14

Сравнение - мыслительная операция.



15

Закономерность



16

Закономерность.



17

Закономерность.



18

Классификация.



19

Классификация.



20

Закрепление изученного.



21

Самостоятельная работа.



22

Мыслительные операции анализ и синтез.



23

Мыслительные операции анализ и синтез.



24

Мыслительные операции анализ и синтез.



25

Решение логических задач.



26

Решение логических задач.



27

Контрольный тест.



28

Обобщение - мыслительная операция.



29

Обобщение - мыслительная операция.



30

Последовательность подчинения понятий.

Род- вид (формирующее упражнение).



31

Ребусы. Шарады. Метаграммы.



32

Решение логических задач.



33

Решение логических задач.



34

Контрольный тест.













тематическое планирование

4 класс

Включает в себя 34 занятия для развития логического мышления по принципу разностороннего развивающего воздействия на интеллект ребенка, которые включают в себя следующие этапы:

    1. Упражнение на способность выделять существенные признаки предмета;

    2. Упражнение на развитие у ребенка мыслительных операций анализа и синтеза;

    3. Логическая задача;

    4. Упражнение на установление закономерности.

Многозначные числа (2 ч) Упражнения с многозначными числами.

Геометрия (6 ч) Равносоставленные фигуры. Цилиндр. Конус. Шар. (Тела вращения). Пересечение фигур. Продолжается работа по формированию представления о взаимосвязях плоскостных и пространственных фигур. Цилиндр, конус, шар рассматриваются как тела вращения плоской фигуры вокруг оси; устанавливаются соответствия новых геометрических форм с известными детям предметами; учащиеся знакомятся с развертками конуса, цилиндра, усеченного конуса; продолжается работа по формированию умений читать графическую информацию и изображать на плоскости объемные фигуры. Обобщаются представления учащихся о различных геометрических фигурах на плоскости и в пространстве и их изображениях.

Комбинаторика, логика, нестандартные задачи (21 ч) Задания на развитие мышления, памяти, логического рассуждения. Решение комбинаторных задач, задач на «просеивание»; истинные и ложные умозаключения. Задачи, связанные со временем.

Математические игры (5 ч) Ребусы, занимательные конкурсы, олимпиады, интеллектуальный марафон.


п/п

Тема занятий

Дата

Примечание

1.

Упражнения с многозначными числами



2.

Числа-великаны и числа малютки.



3.

Числовые ребусы.



4.

Загадки- смекалки.



5.

Задачи, решаемые с помощью графов.



6.

Действия с римскими цифрами.



7.

Математические ребусы.



8.

Геометрия в пространстве.



9.

Кривые и плоские поверхности.



10.

Задачи, связанные с прямоугольным параллелепипедом.



11.

Решение комбинаторных задач



12.

Решение математических задач с помощью рассуждений.




13.

Геометрические задачи на разрезание.



14.

Решение комбинаторных задач



15.

Конкурс знатоков



16.

Проектная деятельность «Великие математики»



17.

Равносоставленные фигуры.



18.

Равносоставленные фигуры. Танграмм.



19.

Решение комбинаторных задач



20.

Правдолюбы и лгуны.



21.

Олимпиада.



22.

Решение комбинаторных задач



23.

Интеллектуальный марафон.



24.

Задачи, связанные со временем.



25.

Решение комбинаторных задач



26.

Арифметические задачи, требующие особого решения.



27.

Разные задачи.



28.

Решение комбинаторных задач



29.

Интересные факты в числах.



30.

Решение олимпиадных задач.



31.

Задачи по упорядочиванию множеств.



32.

Математическая викторина.



33.

Решение комбинаторных задач



34.

Занимательный час.



































ЛИТЕРАТУРА

  1. Л.Ф. Тихомирова «Упражнения на каждый день: Логика для младших школьников». Ярославль. «Академия развития». 2000 г.

  2. Н. Винокурова «Лучшие тесты на развитие творческих способностей». М. «АСТ-ПРЕСС». 1999 г.

  3. Г.А. Бакулина «Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка». М. «ВЛАДОС». 2001 г.

  4. М.А. Гершензон «Головоломки профессора Головоломкина». М. «Детская литература». 1992 г.
















































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!