СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по коррекционному занятию «Занимательная математика» АООП (вариант II) для обучающихся 2-а класса на 2017/2018 учебный год

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка

          Рабочая программа коррекционного занятия  «Занимательная математика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе авторской программы О.Холодовой «Юным умникам и умницам».                   Программа  коррекционного занятия «Занимательная математика» относится к общеинтеллектуальному  направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.           Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности         1 Цель программы: развивать логическое мышление, внимание, память, творческое воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и его доказательность. Задачи программы: •    расширять кругозор обучающихся в различных областях элементарной математики; •    развивать точность речи; •    учить умело использовать символику; •    учить правильно применять математическую терминологию; •    учить делать доступные выводы и обобщения; •    учить обосновывать свои мысли.  2 Нормативно правовые документы    2 Нормативные правовые документы 1    Федеральный закон “Об образовании» №273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. 2     Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599) Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 февраля 2015 г.; 3    Адаптированная  основная общеобразовательная программа образования обуч-ся с  умственной в умеренной, глубокой или тяжелой степени,   с тяжелыми и множественными нарушениями развития  – АООП (2 вар) 4    Устав школы 5    Локальные акты     

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по коррекционному занятию «Занимательная математика» АООП (вариант II) для обучающихся 2-а класса на 2017/2018 учебный год»

Государственное автономное общеобразовательное учреждение Амурской области

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №7, г. Благовещенск»



«Рассмотрено и рекомендовано к утверждению» на ШМС

Руководитель ШМС

______Шаповалова С.Ф.

Протокол № ___ от

«____»________201__г.

«Рассмотрено»

на педагогическом совете

Протокол № ___ от

«__»______201__ г.

«Согласовано»

Зам. директора школы по УВР

________Т.А.Булыгина

«__»__________201__г.

«Утверждаю»

Исполняющий обязанности директора ГАОУ школы №7

_______Т. А.Булыгина

«__»___________201__г.






Рабочая программа

по коррекционному занятию «Занимательная математика» АООП (вариант II) для обучающихся 2-а класса

на 2017/2018 учебный год




Составитель программы: Старокожева З. С ,

учитель начальных классов,

высшая категория



















г. Благовещенск


Пояснительная записка


Рабочая программа коррекционного занятия «Занимательная математика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе авторской программы О.Холодовой «Юным умникам и умницам».

Программа коррекционного занятия «Занимательная математика» относится к общеинтеллектуальному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.

Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности

1 Цель программы: развивать логическое мышление, внимание, память, творческое воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и его доказательность.

Задачи программы:

  • расширять кругозор обучающихся в различных областях элементарной математики;

  • развивать точность речи;

  • учить умело использовать символику;

  • учить правильно применять математическую терминологию;

  • учить делать доступные выводы и обобщения;

  • учить обосновывать свои мысли.

2 Нормативно правовые документы

2 Нормативные правовые документы

  1. Федеральный закон “Об образовании» №273-ФЗ от 29 декабря 2012 г.

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599) Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 февраля 2015 г.;

  3. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обуч-ся с умственной в умеренной, глубокой или тяжелой степени, с тяжелыми и множественными нарушениями развития – АООП (2 вар)

  4. Устав школы

  5. Локальные акты


Содержание адаптированной образовательной программы отражает требования ФГОС, учитывает особенности психофизического развития детей с нарушением интеллекта, содержание примерных программ для детей с ОВЗ – Программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. Бгажноковой И.М.,

Нормативно-правовая база способствует обеспечению образовательного уровня подготовки обучающихся в соответствии с требованием государственного специального стандарта с учётом психофизических параметров личности детей с нарушениями интеллекта.

3 Общая характеристика коррекционного занятия «Занимательная математика»

В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач. Систематический курс, построенный на таком разнообразном не учебном материале, создает благоприятные возможности для раз­вития важных сторон личности ребенка. Основное время на занятиях занимает самостоятельное реше­ние детьми поисковых задач. Благодаря этому у обучающихся формируют­ся умения самостоятельно действовать, принимать решения, уп­равлять собой в сложных ситуациях.

На каждом занятии проводится коллективное обсуждение ре­шения задачи определенного вида. На этом этапе у детей форми­руется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возмож­ность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности. На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей. А именно: повышения самооценки у обучающихся, у которых хорошо разви­ты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и стара­тельностью.

Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но да­ются с усложнением материала и решаемых задач. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу обучающихся динамич­ной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым пере­ключениям с одного вида мыслительной деятельности на другой.

Основные методы:

1.Словесный метод: рассказ (специфика деятельности учёных математиков), беседа, обсуждение (информационных источников);

словесные оценки (работы на уроке, тренировочные работы).

2.Метод наглядности: наглядные пособия и иллюстрации.

3.Практический метод: тренировочные упражнения; практические работы.

4.Объяснительно-иллюстративный: сообщение готовой информации.

5.Частично-поисковый метод:

Выполнение частичных заданий для достижения главной цели.

Преобладающие формы занятий – групповая и индивидуальная.

Формы занятий младших школьников очень разнообразны: это тематические занятия, игровые уроки, конкурсы, викторины, соревнования. Используются нетрадиционные и традиционные формы: игры-путешествия, экскурсии по сбору числового материала, задачи на основе статистических данных по городу, сказки на математические темы, конкурсы газет, плакатов.

Мышление обучающихся в основном конкретное, образное, поэтому на занятиях кружка применение наглядности - обязательное условие. В зависимости от особенностей упражнений в качестве наглядности применяются рисунки, чертежи, краткие условия задач, записи терминов-понятий.

Участие обучающихся в работе коррекционных занятий способствует воспитанию их общественной активности, которая выражается в организации и проведении экскурсий, в организации и оформлении математической газеты или уголка в газете, в создании математического уголка в классе, участие в конкурсах, викторинах и олимпиадах. Работа коррекционных занятий оказывает серьёзное влияние на повышение интереса к математике не только кружковцев, но и остальных обучающихся класса.

При реализации содержания данной программы расширяются знания, полученные детьми при изучении русского языка, изобразительного искусства, литературы, окружающего мира, труда и т.д.

В условиях партнёрского общения обучающихся и педагога открываются реальные возможности для самоутверждения в преодолении проблем, возникающих в процессе деятельности людей, увлечённых общим делом.

Просмотр видеофильмов, содержащих информацию о математических явлениях формирует устойчивый интерес к занятию.

Значительное количество занятий направлено на практическую деятельность – самостоятельный творческий поиск, совместную деятельность обучающихся и педагога, родителей. Принимая активное участие, школьник тем самым раскрывает свои способности, самовыражается и самореализуется в общественно полезных и личностно значимых формах деятельности.

Основные виды деятельности обучающихся:

- решение занимательных задач;
- оформление математических газет;
- участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;
- самостоятельная работа;
- работа в парах, в группах;
- творческие работы.

Место курса в учебном плане школы

Данный курс относится к научно-познавательному направлению развития личности школьника.

Курс включает 34 коррекционных занятий, одно занятие в неделю. Продолжительность занятия 40 минут.


4 Описание места коррекционного занятия «Занимательная математика» в учебном плане

 Воспитание творческой активности обучающихся в процессе изучения ими математики является одной из актуальных задач, стоящих перед учителями начальной школы. Основным средством такого воспитания и развития математических способностей обучающихся являются задачи. Умением решать задачи характеризуется в первую очередь состояние математической подготовки обучающихся, глубина усвоения учебного  материала.  Не случайно известный современный методист и математик Д.Пойа пишет: «Что значит владение математикой? Это есть умение решать задачи, причем не только стандартные, но и требующие известной независимости мышления, здравого смысла, оригинальности, изобретательности». Решение нестандартных задач способствует пробуждению и развитию у них устойчивого интереса к математике.

    С этой целью   проводятся коррекционные занятия, в ходе которых  решаются задачи, выходящие за рамки программы.  А задачи повышенной трудности, включенные в план,  служат  для выявления наиболее  способных к математике обучающихся. На коррекционных занятиях также  рассматриваются логические задачи, и задачи, тесно связанные с обязательным материалом, но требующие определенного творческого подхода к их решению, умения самостоятельно мыслить.  Задачи подобраны с учетом степени подготовки обучающихся.

Коррекционные занятия вызывает интерес обучающихся к предмету, способствуют развитию математического кругозора, творческих способностей обучающихся, привитию навыков самостоятельной работы. Повышает качество общей математической подготовки.

В своей практике работы с детьми, увлечёнными математикой, я, конечно, использую возможности коррекционных занятий. Эти занятия проводятся один раз в неделю во внеурочное время. При составлении плана работы, учитываются интересы и пожелания обучающихся.


Внесенных изменений в АООП (2 вариант) нет


5 Личностные, матапредметные и предметные результаты освоения коррекционного занятия «Занимательная математика» (БУД)


     Личностными результатами изучения предметно-методического курса «Занимательная математика» во 2-м классе является формирование следующих умений:

  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы).

  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами изучения курса «Занимательная математика» являются формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные БУД:

  • Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.

  • Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.

  • Учиться планировать учебную деятельность на уроке.

  • Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).

  • Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).


Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные БУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.

  • Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.

  • Добывать новые знания: находить необходимую информацию,

  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др).

  • Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

       Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на умение объяснять мир.

Коммуникативные БУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

  • Слушать и понимать речь других.

  • Вступать в беседу на уроке и в жизни.

   Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога

(побуждающий и подводящий диалог) и технология продуктивного чтения.

  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Проверка результатов проходит в форме:

- игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.);

- собеседования (индивидуальное и групповое);

- опросников;

- тестирования;

- проведения самостоятельных работ репродуктивного характера и др.

     

6 Содержание коррекционного занятия «Занимательная математика»

Содержание программы соответствует познавательным возможностям обучающихся и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая  учебную мотивацию.

Содержание занятий коррекционных занятий представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия  должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы коррекционных занятий, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять.  Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать

в различных конкурсах.
Все вопросы и задания рассчитаны на работу обучающихся на занятии. Для эффективности работы кружка  желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением

полученных результатов.
Специфическая форма организации позволяет обучающимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Дети получают профессиональные навыки, которые способствуют дальнейшей социально-бытовой и профессионально-трудовой адаптации в обществе. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

Образовательная деятельность осуществляется по общеобразовательным программам дополнительного образования в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья и стандартами второго поколения (ФГОС).


1 Математика – это интересно  Вводное занятие

Знакомство с основными разделами математики. Первоначальное знакомство с изучаемым материалом.

2 Как люди научились считать и записывать числа

Знакомство с материалом из истории развития математики. Решение занимательных заданий, связанные со счётом предметов.

3 Интересные приемы устного счёта

4-5 Решение занимательных задач в стихах.

6 Учимся отгадывать ребусы

7-8 Математическое лото

Выполнение арифметических действий с числами из класса миллионов.

9 Решение ребусов и логических задач

Решение математических ребусов. Знакомство с простейшими умозаключениями на математическом уровне.

10 Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными -

Уяснение формальной сущности логических умозаключений при решении задач с неполными данными, лишними, нереальными данными.

11 Загадки - смекалки.

Решение математических загадок, требующих от учащихся логических рассуждений.

12 Игра «Знай свой разряд» Решение в игровой форме заданий на знание разрядов и классов.

13 Сравнение групп предметов

14-15 Простые и составные задачи

Направление движения: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх.

16 Игра «У кого какая, цифра». Закрепление знаний нумерации чисел.

Страна геометрических фигур

17 Квадрат, треугольник

18 Круг, овал

19 Прямоугольник, четырехугольник

20 Конструируем фигуры. «Геометрический домик».

21 «Весёлые углы»

22-23 Длина отрезка, сантиметр, дециметр Построение отрезков, сравнение

24 Точка. Линии: кривая, прямая, отрезок, замкнутая, ломаная

25 Решение примеров с именованными числами Решение задач-шуток

26 Практикум «Подумай и реши»

27 Решение примеров и задач

28 Упражнения со спичками. Конструирование фигур из спичек.

29 Значение сравнения. Конкурс «Отгадай мою загадку»

30, 31, 32 Волшебные клеточки

33 Математический КВН Систематизация знаний по изученным разделам.

34 Круглый стол «Подведем итоги». Систематизация знаний по изученным разделам.

Учебно-методический план


№ п/п

Изучаемая тема

Количество часов

1

Математика – это интересно 

16 ч

2

Страна геометрических фигур

40ч

3

КВН, круглый стол

2 ч


Итого:

68 ч



Заключение

На современном этапе развития российского образования реализуется компетентный подход к обучению школьников. Коррекционная работа с обучающимися является естественным дополнением к тому, чем школьники занимаются непосредственно на уроках математики.

Реализация данной программы способствует формированию не только предметных математических компетентностей обучающихся, но и формированию предметных универсальных компетентностей и социального опыта по применению в практической жизни полученных знаний.













Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

образовательной деятельности

Учебно-методическое обеспечение


Дополнительная:

1 Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. 2007

2 Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб, 2016

3 .Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике.

4 Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004
5 Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: «Панорама»,2010
6 «Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал


Б. Пособия для учителя:

  1. Веселые задачки», Остер Г.,М.,2010.

  2. «Дидактические карточки – задания по математике» 1кл., Истомина Н.Б., - М., 2014.

  3. «Занимательные материалы к урокам математики», Лазуренко Л.В.,В., 2015.

  4. «Игровые занимательные задачи для дошкольников», Михалкова З.А., М., 2015.

  5. «Математические загадки, ребусы, игры для тех, кто умеет считать», Волина В., М.,2012.

  6. «Математические задания», Волков С.И., Столярова Н.Н., М.,»Просвещение» 2004.

  7. «Наглядная геометрия» тетрадь по математике для 2 кл., ИстоминаН.Б.,М.,2014.

  8. Рудницкая В.Н. Начальная школа: 2000 задач по математике. – М.: Дрофа, 2011.

Материально-техническое обеспечение

Результат реализации программы «Занимательная математика» во многом зависит от подготовки помещения, материально-технического оснащения и учебного оборудования.

Помещение для занятий должно быть светлым, сухим, теплым и по объему и размерам полезной площади соответствовать числу занимающихся обучающихся.

Оборудование: столы; стулья, компьютер, стенды для демонстрации информационного, дидактического, наглядного материала, выставочных образцов.

Размещение учебного оборудования должно соответствовать требованиям и нормам СаНПина и правилам техники безопасности работы. Особое внимание следует уделить рабочему месту ученика.

  Инструменты и приспособления: тетради, авторучки, линейки, карандаши, ножницы.

  1.  http://www.pedlib.ru - Педагогическая библиотека.



  1. http://suhin.narod.ru - Сайт «Занимательные и методические материалы из книг Игоря Сухина: от литературных затей до шахмат».

  2. http://www.pspu.as.ru - Игротека математического кружка Е.А. Дышинского



Предметные результаты


Предметными результатами изучения курса «Занимательная математика» во 2 классе являются формирование следующих умений.


Обучающиеся должны уметь:

  • делать умозаключения из двух суждений, сравнивать, устанавливать закономерности, называть последовательность простых действий;

  • находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков, решать задачи на логику;

  • называть противоположные по смыслу слова;

  • решать задачи, решать задачи на смекалку;

  • измерять длину данного отрезка, чертить отрезок данной длины;

  • узнавать и называть плоские углы: прямой, тупой и острый;

  • узнавать и называть плоские геометрические фигуры: треугольник, четырёхугольник,

  • решать арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие одно действиие (сложение и/или вычитание);

  • составлять истинные высказывания (верные равенства и неравенства);

  • находить число перестановок не более чем из трёх элементов;

  • находить число пар на множестве из 3–5 элементов (число сочетаний по 2);

  • проходить числовые лабиринты, содержащие двое-трое ворот;

  • объяснять решение задач по перекладыванию спичек с заданным условием и решением;

  • решать простейшие задачи на разрезание и составление фигур;

  • уметь объяснить, как получен результат заданного математического фокуса


























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!