СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по химии для 11 класса (профильный уровень) И.И.Новошинский, Н.С.Новошинская

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая  программа по химии для 11 класса (профильный уровень) И.И.Новошинский, Н.С.Новошинская

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по химии для 11 класса (профильный уровень) И.И.Новошинский, Н.С.Новошинская»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Октябрьская средняя общеобразовательная школа № 1"








Согласовано Утверждено

Зам. директора по УВР Директор МОУ”ОСОШ№1”

Г.М.Меньшакова (___________) C.И. Жаворонков (_____________)

«____»_______________20___г. «____»_______________20___г.




Рабочая программа по химии

для 11 класса

на 2016-2017 уч.г

( профильный уровень )









Учитель: Ржавитина Ольга Львовна

Первая квалификационная категория















п.Октябрьский,2016

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по химии для 11 класса (профильный уровень) составлена на основе Примерной программы среднего(полного) общего образования по химии (профильный уровень) для 10-11 классов общеобразовательных учреждений, авторской Программы курса химии для профильного и углубленного изучения химии в 10-11 классах общеобразовательных учреждений ( профильный уровень).

Авторская программа : Новошинский И.И., Новошинская Н.С."Программа по химии (профильный уровень) для 10-11 классов общеобразовательных учреждений», Москва ООО «ТИД» "Русское слово" 2012г.

Учебник: И.И. Новошинский, Н.С. Новошинская " Химия профильный уровень 10(11) класс», Москва ,"Русское слово" 2014г. (№ 1.3.5.4.4.1. в Федеральном списке.)

Количество часов по программе – 102ч.

Количество часов по учебному плану – 102ч.

Количество часов в неделю – 3ч.

В основу программы положен принцип развивающего обуче­ния. Программа опирается на материал, изученный в 8-9 клас­сах, поэтому некоторые темы курса рассматриваются повтор­но, но уже на более высоком теоретическом уровне. Такой подход позволяет углублять и развивать понятие о веществе и химическом процессе, закреплять пройденный материал в активной памяти учащихся, а также сохранять преемствен­ность в процессе обучения.

Программа обеспечивает сознательное усвоение учащими­ся важнейших химических законов, теорий и понятий; фор­мирует представление о роли химии в развитии разнообраз­ных отраслей производства; знакомит с веществами, окружающими человека. При этом основное внимание уделя­ется сущности химических реакций и методам их осущест­вления, а также способам защиты окружающей среды.

Курс химии обобщает, углубляет и расширяет знания о строении и свойствах неорганических веществ. В нем излагаются основы общей химии: современные пред­ставления о строении атома, природе и свойствах химической связи, основные закономерности протекания химических процессов, в том числе электролиза, коррозии, общие свой­ства сложных неорганических веществ, неметаллов и метал­лов, научные принципы химического производства, некото­рые аспекты охраны окружающей среды и ряд других тем, входящих в Федеральный компонент государственного стан­дарта общего образования по химии.

Программа составлена с учетом ведущей роли химического эксперимента, причем не только в реализации принципа наглядности, но и в создании проблемных ситуаций на уроках. Предусматриваются все виды школьного химическо­го эксперимента — демонстрации, лабораторные опыты и практические работы, а также сочетание эксперимента с дру­гими средствами обучения. Опыты, указанные в практиче­ских работах, выполняются с учетом возможностей химиче­ского кабинета (наличия вытяжных шкафов, реактивов и оборудования) и особенностей класса.

В целом курс позволяет развить представления учащихся о познаваемости мира, единстве живой и неживой природы, сформировать знания о важнейших аспектах современной естественно-научной картины мира, умения, востребованные в повседневной жизни и позволяющие ориентироваться в окружающем мире, воспитать человека, осознающего себя частью природы.


Цели и задачи

Изучение химии на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:


• освоение системы знаний о фундаментальных законах, теориях, фактах химии, необходимых для понимания научной картины мира;


• овладение умениями: характеризовать вещества, материалы и химические реакции; выполнять лабораторные эксперименты; проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям; осу­ществлять поиск химической информации и оценивать ее досто­верность; ориентироваться и принимать решения в проблемных ситуациях;


• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения химической науки и ее вклада в технический прогресс цивилизации; сложных и противоречивых пу­тей развития идей, теорий и концепций современной химии;


• воспитание убежденности в том, что химия — мощный инструмент воздействия на окружающую среду, и чувства ответственности за применение полученных знаний и умений;


• применение полученных знаний и умений для безопасной работы с веществами в лаборатории, быту и на производстве; решения практических задач в повседневной жизни; предупреждения явле­ний, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде; проведения исследовательских работ; сознательного выбора про­фессии, связанной с химией


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

( 3 ч в неделю; всего 102 ч)

I. СТРОЕНИЕ ВЕЩЕСТВА

Тема 1 Строение атома. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева

Обобщение ранее полученных знаний об атоме. Состав атома: ядро (протоны и нейтроны), электроны, их заряд и масса. Заряд ядра — важнейшая характеристика атома. Нуклиды и изотопы. Развитие представлений о сложном строении атома. Со­стояние электронов в атоме. Двойственная природа электро­на. Атомная орбиталь и электронное облако. Понятие о кван­товых числах. Форма s-, p- , d- орбиталей. Принцип Паули. Максимальное число электронов на энергетических уровнях и подуровнях. Принцип наименьшей энергии и электронная формула атома. Электронная классификация элементов: s-, р-, d-, f- семейства. Валентные электроны s , p, d, f элементов. Правило Хунда и графическая схема строения электронных слоев атомов (электронно-графическая формула атома).

Периодический закон и Периодическая система химиче­ских элементов Д. И. Менделеева в свете теории строения ато­ма. Современная формулировка периодического закона. Структура Периодической системы. Строение атомов элементов малых и больших периодов, главных и побочных под­групп. Физический смысл номеров периода и группы. Изме­нение характеристик и свойств атомов элементов и их соеди­нений (вертикальная и горизонтальная периодичность, диагональное сходство). Физический смысл периодического закона. Общая характеристика элемента и свойств его соеди­нений на основе положения элемента в Периодической систе­ме. Предсказание свойств веществ на основе периодического закона. Значение периодического закона для развития науки и понимания научной картины мира.

Демонстрации: 1. Периодическая система химических элементов Д. И. Мен­делеева.

2. Модели электронных облаков разной формы.

3. Плакаты с электронными и электронно-графическими формулами атомов элементов малых и больших периодов.

4. Кинофильм «Жизнь и научная деятельность Д. И. Мен­делеева» (фрагмент).

Тема 2 Химическая связь

Ковалентная химическая связь, механизмы ее образова­ния: обменный и донорно-акцепторный. Полярная и неполярная ковалентные связи. Валентность и валентные возможности атома в свете теорий строения атома и химической связи. Валентные электроны и валентные орбитали (орбитали с неспаренными электронами, неподеленными электронными парами, свободные орбитали). Основное и возбужденное состояние атома.

Комплексные соединения. Состав комплексного соедине­ния: комплексообразователь, лиганды. Координационное чи­сло комплексообразователя. Внутренняя и внешняя сферы комплексного соединения. Классификация комплексных со­единений: соединения с комплексным анионом, комплекс­ным катионом, нейтральные комплексы. Номенклатура ком­плексных соединений. Составление формулы комплексного соединения. Механизм образования комплексных соедине­ний. Донорно-акцепторное взаимодействие комплексообразо­вателя и лигандов. Диссоциация и определение комплексных соединений. Значение комплексных соединений в химиче­ской технологи и жизнедеятельности организмов.

Основные характеристики ковалентной связи: энергия свя­зи, длина связи, валентные углы, насыщаемость, направлен­ность и поляризуемость. σ- cвязь и π- связи.

Гибридизация атомных орбиталей. Виды гибридизации атомных орбиталей. Пространственное строение (геометрия) молекул (линейные, треугольные, тетраэдрические, пирами­дальные и угловые молекулы). Полярность молекул. Поляр­ные и неполярные молекулы. Зависимость типа молекул от вида химической связи и строения молекул.

Ионная связь как предельный случай ковалентной поляр­ной связи.

Степень окисления и валентность. Правила определения степеней окисления атомов в соединениях.

Водородная связь. Влияние водородной связи на свойства веществ. Межмолекулярные взаимодействия. Единая приро­да химической связи.

Современные представления о строении твердых, жидких и газообразных веществ. Кристаллические и аморфные вещества.Типы кристаллических решеток: ионные, атомные, молекулярные и металлические. Металлическая связь, ее особенности. Зависимость свойств веществ от типа связи между частицами в кристаллах. Веще­ства молекулярного и немолекулярного строения.

Демонстрации

1. Модели пространственного расположения зр-, зр2-,зр3-ги.-бридных орбиталей.

2. Модели молекул различной геометрической формы.

3. Плакаты со схемами образования ковалентной, ионной, водородной и металлической химической связи.

4. Плакат со схемами образования молекул линейной, тре­угольной, тетраэдрической и угловой формы.

5. Модели кристаллических решеток, коллекция кристаллов.

6. Опыты, раскрывающие взаимосвязь строения вещества с его свойствами (возгонка иода, нагревание кварца, серы и по­варенной соли).

7. Получение комплексного соединения — гидроксида те-траамминмеди (П).

Лабораторный опыт 1

Получение катионных аквакомплексов и анионных гидроксокомплексов хрома (Ш).


II. ХИМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

Тема 3 Химические реакции и закономерности их протекания

Сущность химической реакции (процесс разрыва связей в реагентах и образование новых связей в продуктах реакции). Энергетика химических реакций. Экзо- и эндотермические реакции. Тепловой эффект. Энтальпия. Термохимические уравнения. Закон Гесса, его применение для термохимиче­ских расчетов. Стандартная теплота (энтальпия) образования химических соединений. Понятие об энтропии. Энергия Гиббса. Условия принципиальной возможности протекания ре­акции.

Скорость реакции. Гомогенные и гетерогенные реакции. Скорость гомо- и гетерогенных реакций. Элементарные и сложные реакции. Механизм реакции. Факторы, влияющие на скорость реакции. Закон действующих масс. Константа скорости реакции. Зависимость скорости реакции от темпера­туры. Правило Вант-Гоффа. Энергия активации. Катализато­ры. Гомогенный и гетерогенный катализ. Роль катализаторов в интенсификации технологических процессов.

Обратимые и необратимые реакции. Химическое равнове­сие. Равновесные концентрации. Константа равновесия. Хи­мическое равновесие в гомо- и гетерогенных реакциях. Фак­торы, влияющие на смещение равновесия (температура, давление и концентрация реагентов). Принцип Ле Шателье. Роль смещения равновесия в увеличении выхода продукта в химической промышленности.

Демонстрации

1. Экзо- и эндотермические реакции (гашение извести и разложение дихромата аммония).

2. Зависимость скорости реакции от природы реагирующих веществ, концентрации, температуры (взаимодействие цинка с соляной и уксусной кислотами при разных концентрациях и температурах).

3. Влияние площади поверхности соприкосновения реаги­рующих веществ на протекание реакции (взаимодействие гранул и порошка цинка или мела с соляной кислотой одина­ковой концентрации).

4. Влияние температуры на химическое равновесие (взаи­модействие иода с крахмалом).

Лабораторный опыт 2

Смещение химического равновесия при изменении концен­трации реагирующих веществ.

Практическая работа 1

Скорость химической реакции.

Расчетные задачи

Решение задач с использованием:

1. Закона Гесса.

2. Правила Вант-Гоффа.

3. Закона действующих масс.

4. Константы равновесия.

5. Расчет изменения энтропии реакции.

6. Расчет изменения энергии Гиббса реакции.


Тема 4 Химические реакции в водных растворах

Дисперсные системы. Понятие о дисперсных системах. Дисперсионная среда и дисперсная фаза. Классификация дисперсных систем. Представление о коллоидных растворах. Эффект Тиндаля. Суспензии, эмульсии. Истинные растворы.

Образование растворов. Механизм и энергетика растворе­ния. Кристаллогидраты. Химическое равновесие при раство­рении. Растворимость веществ в воде. Влияние на раствори­мость природы растворяемого вещества и растворителя, температуры и давления. Насыщенные, ненасыщенные и пе­ресыщенные растворы. Способы выражения состава раство­ров. Массовая доля растворенного вещества, молярная и моляльная концентрации. Значение растворов в жизнедея­тельности организмов, быту, промышленности.

Электролитическая диссоциация. Зависимость диссоциации от ха­рактера химических связей в электролитах. Степень диссоциации электролитов. Факторы, влияющие на степень диссоциации. Слабые и сильные электролиты.

Константа диссоциации. Смещение ионного равновесия в растворе слабого электролита.

Произведение растворимости.

Диссоциация воды. Константа диссоциации воды. Ионное произведение воды. Водородный показатель (рН). Индикато­ры. Роль водородного показателя в химических и биологиче­ских процессах.

Положение элементов в Периодической системе и кислот­но-основные свойства их гидроксидов. Современные представ­ления о природе кислот и оснований.

Реакции ионного обмена. Условия необратимого протекания реак­ции: выпадение осадка, выделение газа, образование слабого электро­лита или комплексного иона.

Реакции, протекающие до состояния равновесия. Реакции, не протекающие в растворе.

Гидролиз солей. Обратимый гидролиз солей. Сущность процесса гидролиза. Различные случаи гидролиза солей. Сте­пень гидролиза. Смещение равновесия гидролиза. Ступенча­тый гидролиз. Гидролиз солей в свете протонной теории. Взаимодействие металлов с растворами гидролизующихся со­лей. Необратимый (полный) гидролиз солей и бинарных сое­динений. Механизм полного гидролиза солей.

Демонстрации

1. Образцы дисперсных систем с жидкой средой.

2. Образцы пищевых, косметических, биологических и ме­дицинских золей и гелей.

3. Эффект Тиндаля.

4. Образование и дегидратация кристаллогидратов.

5. Насыщенный, ненасыщенный и пересыщенный растворы.

6. Факторы, влияющие на растворимость веществ.

7. Таблица «Положение элементов в Периодической систе­ме и характер диссоциации их гидроксидов».

8. Окраска индикаторов в различных средах.

9. Гидролиз солей различных типов. Полный гидролиз соли.

Лабораторный опыт 3

Тепловые явления при растворении.

Лабораторный опыт 4

Приготовление раствора заданной молярной концентрации.

Лабораторный опыт 5

Реакции ионного обмена в растворе.

Лабораторный опыт 6

Взаимодействие металлов с растворами гидролизующихся солей.

Практическая работа 2

Методы очистки веществ.

Практическая работа 3

Гидролиз солей.

Расчетные задачи

1. Расчет массовой доли растворенного вещества.

2. Вычисление растворимости веществ в воде.

3. Вычисление молярной и молялъной концентрации рас­творенного вещества.


Тема 5 Реакции с изменением степеней окисления атомов химических элементов

Окислительно-восстановительные реакции. Процессы окисления и восстановления. Восстановители и окислители. Окислительно-восста­новительная двойственность. Изменение окислительно-восстанови­тельных свойств простых веществ в зависимости от положения обра­зующих их элементов в Периодической системе Д. И. Менделеева. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций. Метод электронного баланса.

Классификация окислительно-восстановительных реак­ций (межмолекулярные, внутримолекулярные и реакции диспропорционирования).

Особые случаи составления уравнений окислительно-вос­становительных реакций. Метод электронно-ионного баланса (метод полуреакций). Органические вещества в окисли­тельно-восстановительных реакциях. Окислительно-восста­новительные реакции в природе, производственных процес­сах и жизнедеятельности организмов.

Химические источники тока (гальванические элементы). Электрохимический ряд напряжений металлов.

Направление окислительно-восстановительных реакций. Ряд стандартных электродных потенциалов.

Электролиз. Электролиз расплавов и водных растворов электролитов с инертными электродами. Электролиз с рас­творимым анодом. Применение электролиза в промышленно­сти. Аккумуляторы.

Коррозия металлов. Ущерб от коррозии. Виды коррозии (химическая и электрохимическая). Способы защиты метал­лов от коррозии: легирование, антикоррозионные покрытия (неметаллические и металлические — анодные и катодные), протекторная защита, ингибирование, изменение свойств аг­рессивной среды.

Демонстрации

1. Примеры окислительно-восстановительных реакций.

2. Медно-цинковый гальванический элемент, его работа.

3. Электролиз растворов хлорида меди(П) и сульфата нат­рия или калия.

Лабораторный опыт 7

Окислительно-восстановительные реакции.

Лабораторный опыт 8

Гальванический элемент.

Лабораторный опыт 9

Восстановительные свойства металлов.

Лабораторный опыт 10

Электролиз воды.

Практическая работа 4

Коррозия и защита металлов от коррозии.

Расчетные задачи

Решение задач по теме «Электролиз».


III. ВЕЩЕСТВА И ИХ СВОЙСТВА

Тема 6 Основные классы неорганических соединений

Обобщение свойств важнейших классов неорганических соеди­нений.

Оксиды. Классификация оксидов по химическим свой­ствам.

Способы получения, физические свойства. Кислотно-основ­ные и окислительно-восстановительные свойства оксидов.

Гидроксиды. Основания, классификация, способы получения и хи­мические свойства. Кислоты, классификация, номенклатура, способы получения и химические свойства.

Окислительно-восстановительные свойства кислот.

Амфотерные гидроксиды, получение и химические свойства.

Соли. Средние соли, номенклатура, способы получения и химиче­ские свойства. Окислительно-восстановительные свойства средних солей. Кислые соли, номенклатура, способы получения, диссоци­ация и химические свойства. Перевод кислых солей в средние. Основные соли, номенклатура, способы получения, диссо­циация и химические свойства. Перевод основных солей в средние. Двойные и смешанные соли.

Генетическая связь между классами неорганических соединений.

Демонстрации

1. Реакции, характерные для основных, кислотных и амфо-терных оксидов и гидроксидов.

2. Получение и свойства средних, кислых и основных со­лей.

3. Термическое разложение нитратов и солей аммония.

Лабораторный опыт 11

Распознавание оксидов.

Лабораторный опыт 12

Распознавание катионов натрия, магния и цинка. Лабораторный опыт 13 Получение кислой соли.

Лабораторный опыт 14

Получение основной соли.

Расчетные задачи

Решение задач с использованием стехиометрических схем.


Тема 7. Неметаллы и их соединения

Общий обзор неметаллов. Положение элементов, образую­щих простые вещества — неметаллы, в Периодической систе­ме элементов. Особенности строения их атомов. Способы по­лучения неметаллов и их физические свойства. Аллотропные модификации кислорода, серы, фосфора, углерода и их свой­ства. Химические свойства неметаллов. Окислительно-вос­становительная двойственность неметаллов. Окислительные свойства: взаимодействие с металлами и водородом, менее электроотрицательными неметаллами, некоторыми сложны­ми веществами. Восстановительные свойства в реакциях с бо­лее электроотрицательными неметаллами (кислород, фтор, хлор и др.), сложными веществами — окислителями (азотная и концентрированная серная кислоты и др.). Взаимодействие углерода и водорода с оксидами. Реакции диспропорциониро-вания: взаимодействие галогенов (кроме фтора) и серы с ще­лочами, хлора и брома с водой.

Соединения неметаллов. Водородные соединения неметал­лов. Получение, отношение к воде, изменение кислотно-ос­новных свойств в периодах и группах. Окислительно-восста­новительные свойства водородных соединений неметаллов. Реакции, протекающие без изменения степени окисления атома неметалла.

Кислородные соединения неметаллов. Оксиды неметаллов и соответствующие им гидроксиды. Зависимость кислотно-основ­ных свойств оксидов и гидроксидов от степени окисления неме­талла. Химические свойства (реакции, протекающие с измене­нием и без изменения степени окисления атома неметалла).

Пероксид водорода. Состав молекулы, окислительно-вос­становительные свойства, реакция диспропорционирования, применение.

Благородные газы. Получение, физические и химические свойства, применение.

Демонстрации

1. Модели кристаллических решеток иода, алмаза и графита.

2. Получение аллотропных модификаций серы и фосфора.

3. Взаимодействие серы с кислородом, водородом, раство­рами щелочи и азотной кислоты.

4. Вытеснение менее активных галогенов из их соединений (галогенидов) более активными галогенами.

Лабораторный опыт 15

Диспропорционирование иода в щелочной среде. Лабораторный опыт 16

Окислительно-восстановительные свойства пероксида во­дорода.

Практическая работа 5

Получение, собирание и распознавание газов.

Расчетные задачи Решение задач по материалу темы.


Тема 8 Металлы и их соединения

Общий обзор металлов. Положение элементов, образующих простые вещества — металлы, в Периодической системе. Осо­бенности строения их атомов. Общие способы получения ме­таллов и их физические свойства. Химические свойства металлов: взаимодействие с простыми веществами — неметал­лами, со сложными веществами: с водой, растворами щелочей и кислот, кислотами-окислителями (азотная и концентриро­ванная серная), растворами солей, расплавами щелочей в при­сутствии окислителей. Применение металлов, их сплавов и соединений в промыш­ленности и современной технике. Роль металлов в природе и жизни организмов.

Металлы, образованные атомами (^-элементов. Общая ха­рактеристика ^-элементов. Особенности строения атомов и свойств соединений.

Хром. Строение атома и степени окисления. Нахождение в природе, получение, физические и химические свойства хрома. Оксиды и гидроксиды хрома(П), (III), (VI). Хромовая и дихромовая кислоты и их соли. Комплексные соединения. Окислительно-восстановительные свойства соединений хро­ма. Применение хрома, его сплавов и соединений.

Марганец. Строение атома и степени окисления. Нахожде­ние в природе, получение, физические и химические свойства марганца. Оксиды и гидроксиды марганца(П), (IV), (VII). Окислительно-восстановительные свойства соединений мар­ганца. Применение марганца, его сплавов и соединений.

Железо. Строение атома и степени окисления. Нахождение в природе, получение, физические и химические свойства желе­за и его соединений (оксиды, гидроксиды, соли и комплексные соединения). Применение железа, его сплавов и соединений.

Металлы, образованные атомами й-элементов I группы. Общая характеристика элементов подгруппы меди.

Медь и серебро. Строение атомов и степени окисления. Рас­пространение в природе, получение, физические и химические свойства меди и серебра. Оксиды, гидроксиды и комплексные соединения меди и серебра. Окислительно-восстановительные свойства соединений меди и серебра. Сплавы меди и серебра. Применение меди и серебра, их сплавов и соединений.

Металлы, образованные атомами й-элементов II группы. Общая характеристика элементов подгруппы цинка.

Цинк. Нахождение в природе, получение, физические и хи­мические свойства. Амфотерность оксида и гидроксида. Соли цинка. Применение цинка, его сплавов и соединений.

Ртуть. Нахождение в природе, получение, физические и химические свойства ртути и ее соединений, применение. Токсичность ртути и ее соединений. Правила безопасности при использовании в быту приборов, содержащих ртуть.

Демонстрации

1. Коллекция металлов с различными физическими свой­ствами.

2. Взаимодействие металлов с неметаллами и водой, алю­миния с растворами щелочи, серной и азотной кислот. Отно­шение алюминия и железа к концентрированным растворам азотной и серной кислот.

3. Минералы, содержащие хром, марганец, железо, медь и цинк.

4. Образцы чугуна, стали, сплавов хрома, марганца, меди, серебра, цинка.

5. Горение железа в кислороде и хлоре.

6. Получение гидроксидов железа(П) и (III), их кислотно-основные и окислительно-восстановительные свойства.

7. Взаимодействие меди с концентрированной и разбавлен­ной азотной кислотой.

8. Растворение цинка в кислотах и щелочах.

Лабораторный опыт 17 Взаимодействие металлов с растворами щелочей.

Лабораторный опыт 18 Соединения марганца.

Лабораторный опыт 19 Получение оксида и комплексного основания серебра.

Лабораторный опыт 20 Получение гидроксида цинка и исследование его свойств.

Практическая работа 6 Соединения хрома.

Практическая работа 7 Соединения железа.

Практическая работа 8 Соединения меди.

Практическая работа 9 Идентификация неорганических соединений.

Расчетные задачи Решение задач по материалу темы.


IV. ХИМИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ И ЭКОЛОГИЯ

Тема 9 Химия и химическая технология

Производство серной кислоты и аммиака: закономерности химических реакций, выбор оптимальных условий их осу­ществления. Промышленное получение чугуна и стали.

Общие научные принципы химического производства. Применение в организации химических производств совре­менных методов оптимизации и управления. Необходимость экологической экспертизы новых технологий.

Демонстрации

1. Модель или схема производства серной кислоты.

2. Модель или схема производства аммиака.

3. Модель конвертера. Экскурсия

Предприятия по производству неорганических веществ.

Расчетные задачи Расчет выхода продукта реакции.


Те м а 10 Охрана окружающей среды

Охрана атмосферы. Значение атмосферы. Состав атмосфе­ры Земли. Озоновый щит Земли. Основные загрязнители и источники загрязнения атмосферы. Изменение свойств атмо­сферы в результате ее загрязнения: парниковый эффект, ки­слотные дожди, фотохимический смог. Понятие о предельно допустимых концентрациях (ПДК) вредных веществ. Охрана атмосферы от загрязнения.

Охрана гидросферы. Значение гидросферы. Вода в приро­де. Вода — универсальный растворитель. Роль воды в круго­вороте веществ в природе. Источники и виды загрязнения во­ды. Охрана водных ресурсов от загрязнений.

Охрана почвы. Почва — основной источник обеспечения рас­тений питательными веществами. Источники и основные за­грязнители почвы. Способы снижения загрязненности почвы.

Химия как необходимая научная основа разработки мер борьбы с загрязнением окружающей среды, научно обоснован­ных норм природопользования, ограничения потребления природных ресурсов.

Демонстрации

1. Схемы круговорота в природе кислорода, азота, серы, углерода,воды.

2. Схема безотходного производства.

3. Фильмы о загрязнении воздуха, воды и почвы.

4. Схема очистки воды (стадии подготовки питьевой воды).



Учебно-тематический план

Тема

Количество часов


Практических работ


Контрольных работ


Тема 1. Строение атома. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева


8

-

-

Тема 2. Химическая связь

13

-

1

Тема 3. Химические реакции и закономерности их протекания

11

1

1

Тема 4. Химические реакции в водных растворах


14

1

1

Тема 5. Реакции с изменением степеней окисления атомов химических элементов

13

1

1

Тема 6. Основные классы неорганических соединений

10

-

-

Тема 7. Неметаллы и их соединения

8

1

1

Тема 8. Металлы и их соединения

21

4

1

Тема 9.Химическая технология и охрана окружающей среды

2

-

1

Итого:

102

8

7


Требования к уровню подготовки выпускников (общая химия)


В результате изучения химии на базовом уровне ученик должен:

знать/понимать

  • важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, раствор, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие;

  • основные законы химии : сохранение массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

  • основные теории химии : химической связи, электролитической диссоциации;

  • важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы, серная, соляная, азотная и уксусная кислоты, щелочи, аммиак, минеральные удобрения;

уметь

  • называть: изученные вещества по тривиальной или международной номенклатуре ;

  • определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель;

  • характеризовать: элементы малых периодов по их положению в Периодической системе Д.И.Менделеева, общие химические свойства металлов, неметаллов, основные классы неорганических соединений;

  • объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения, природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;

  • выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических веществ;

  • проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярные издания, компьютерные базы данных, ресурсы сети Интернет), использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;

  • проводить расчеты на основе формул и уравнений реакций;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;

  • определения возможностей протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;

  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;

  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;

  • безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;

  • приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;

  • критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.









ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Предметно-информационная составляющая образованности:

знать

- важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;

- основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

- основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;

- важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щелочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;

Деятельностно-коммуникативная составляющая образованности:

уметь:

- называть изученные вещества по "тривиальной" или международной номенклатуре;

- определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;

- характеризовать: элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;

- объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов:

- выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;

- проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;






КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО ХИМИИ 11 класс (3 ч в неделю, всего 102 ч)



п/п

Тема урока

Тип урока

Элементы содержания

Требования

к уровню

подготовки

Химический эксперимент

(Д.-демонстрации, Л.О.-лабораторный опыт)

Тема 1. Строение атома. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева (8ч.)


1.

Инструктаж по Т.Б Состав атома. Изотопы.

Семинар, эвристи­ческий

Обобщение ранее полученных знаний об атоме. Модели строения атома. Состав атома: ядро (протоны, нейтроны), электроны, их заряд и масса. Заряд ядра - важнейшая ха­рактеристика атома. Нуклиды и изотопы

Знать модели строения атома, состав атомного ядра, определения изотопы; уметь нахо­дить значения прото­нов, нейтронов, элек­тронов для атомов хим.элементов


2.

Состояние элек­тронов в атоме.

Беседа,

рассказ,

объясни-

тельно-

иллюст-

ративный

Развитие представлений о сложном строении атома. Со­стояние электронов в атоме. Двойственная природа элек­трона. Атомная орбиталь и электронное облако. Понятия о квантовых числах. Форма орбиталей.

Знать о природе элек­трона, понятии атом­ной орбитали, виды атомных орбиталей, определять квантовые числа электронов, их функции при описании электрона, находить значения квантовых чисел для атомов хим. элементов, соответст. формы АО

Д.

Модели электронных облаков разной формы

3.

Электронные

конфигурации

атомов.

Рассказ,

объясни-

тельно-

иллюст-

ративныи

Принцип наименьшей энергии и электронная формула атома. Принцип Паули. Максимальное

число электронов на энергетических уровнях и подуровнях. Клас­сификация элементов на ос­нове строения атомов: по спо­собу заполнения электронного слоя атомов (электронная классификация) – элементы s, p, d, f-семейства; по числу электронов на внешнем энер­гетическом уровне (металлы, неметаллы, благородные га­зы); по подобию электронных конфигураций атомов (элек­тронные аналоги)



Знать классификацию

хим. элементов на основе строения атомов уметь определять характер элемента благодаря классификации,


4-5.

Электронно-графическая формула атома

Рассказ,

объясни-

тельно-

иллюст-

ративныи

Правило Хунда и графическая cхема строения электронных слоев атомов

Уметь составлять элек­тронно-графические конфигурации для ато­мов хим. элементов согласно правилам Палули, Хунда

Д.Плакаты с электронными и электронно-графическими формулами атомов элементов малых и больших периодов.


6.

Периодический

закон. Структура Периодической системы.

Комбини-

рованный

(рассказ,

беседа). Объясни-тельно-иллюст-ративный, програм­мирова­ние

Современная формулировка

Периодического закона. Физический смысл Периодического закона. Структура Периодиче­ской системы. Физический смысл номера периода и груп­пы. Строение атомов элемен­тов больших и малых перио­дов. Строение атомов элемен­тов главных и побочных под­групп. Изменение характери­стик и свойств атомов элемен­тов и их соединений (верти­кальная и горизон-тальная периодич-ность, диагональное сходство)

Знать современную

формулировку Периоди-ческого закона, структуру Периодиче­ской системы, особен­ности больших и ма­лых периодов, особен­ности главных и по­бочных подгрупп, Знать характеристики свойства атомов эле­ментов и их соедине­ний, уметь находить зависимость в измене­ниях свойств атомов по периодам и группам, уметь составлять элек­тронные формулы, уметь определять ме- стонахождения эле­мента в пер. таблице

Д. 1. Периодическая система химических элементов Д. И.Менделеева.

2.Кинофильм «Жизнь и научная деятельность Д. И. Менделеева» (фрагмент).

7.

Изменение свойств простых веществ и соединений элементов в периодах и в группах.

Рассказ,

объясни-

тельно-

иллюст-

ративныи

Изменение свойств простых веществ и соединений элементов в малых и больших периодах, в главных и побочных подгруппах

Знать изменение свойств простых веществ и соединений элементов в малых и больших периодах, в главных и побочных подгруппах


8.

Обобщающий урок по теме «Строение атома. Перио­дическая сис­тема и закон»

Тестиро­вание

Обобщение, систематизация и коррекция знаний по теме «Строение атома. Периодиче­ская система и закон»

Знать строение атома, структуру Периодиче­ской системы, Перио­дический закон, уметь составлять электрон­но-графические фор­мулы, используя поня­тия о квантовых чис­лах, описывать хим. элементы по плану, находить особенности свойств хим. элемен­тов по расположению в таблице


Тема 2. Химическая связь (13ч.)

1.


Ковалентная химическая связь.





Комбини­рованный (рассказ, беседа)

Ковалентная химическая связь, механизмы ее образования: обменный и донорно-акцепторный. Полярная и непо­лярная ковалентные связи.

Знать определение хим. связи, ковалентной связи, механизм образования связи,




Д. Плакаты со схемами образования ковалентной химической связи.




2.

Валент­ность и валент­ные возможно­сти атома.

Рассказ,

объясни-

тельно-

иллюст-

ративныи

Ва­лентность и валентные возмож­ности атома в свете теорий строения атома и химической связи. Валентные электроны и валентные орбитали (орбитали с неспаренными электронами,неподеленными электронными парами, свободные орбитали). Нормальное и возбужденное состояние атома

Знать понятие о валентности, валентных электронах, уметь составлять элек­тронные формулы атомов в нормальном и возбужденном состоя­ниях, уметь приводить примеры веществ с ковалентным типом связи (полярной и не­полярной)


3-4.

Комплексные соединения.


Рассказ,

объясни-

тельно-

иллюст-

ративныи

Состав комплексного соединения: комплексообразователь,

лиганды, координационное число комплексообразователя.

Внутренняя и внешние сферы rомплексного соединения. Классификация комплексных соединений: соединение с ком­плексным анионом, катионом, нейтральные комплексы. Но­менклатура комплексных со­единений. Составление фор­мулы комплексного соедине­ния. Механизм образования комплексных соединений. Донорно-акцепторное взаимо­действие комплексообразова­теля и лигандов. Диссоциация и определение комплексных соединений. Значение ком­плексных соединений в хими­ческой технологии и жизнедея­тельности организмов

Знать определение

комплексного соединения, строение,состав,

классификацию, номенклатуру, механизмы их образования. Уметь составлять формулы комплексных соединений, называть по общепринятой но­менклатуре, опреде­лять заряды ионов комплексообразовате­ля, внешней и внут­ренней сферы

Д. 1. Получение комплексного соединения — гидроксида тетраамминмеди(II).

2. Плакат со схемами образования молекул линейной, треугольной, тетраэдрической и угловой формы.


Л.О. № 1. Получение катионных аквакомплексов и анионных гидроксокомплексов хрома (III)

5.

Основные характеристики

Ковалентной связи.

Беседа,

объясни-

тельно-

иллюст-

ративныи

Количественные характеристики химической связи: энергия связи, длина связи, валентные углы.

Знать количественные

характеристики химической связи: энергия связи, длина связи, валентные углы, определение понятия гибриди­зации, уметь на приме­ре неорганических со­единений


6.

Пространственное строение молекул.

Беседа,

объясни-

тельно-иллюст-

ративный

Гибридизация атомных орбиталей. Простран-ственное строение (геометрия) молекул. Виды гибридизации атомных орби­талей

Знать виды гибридизации АО, уметь приводить примеры веществ с различными спосо­бами перекрывания АО

Д. 1. Модели пространственного расположения sp-, sp2-,sp3-гибридных орбиталей.

2. Модели молекул различной геометрической формы.


7.

Полярность

молекул. Ионная связь.


Беседа,

объясни-

тельно-

иллюст-

ративный

Ионная связь как предельный случай ковалентной полярной связи. Полярные и неполяр­ные молекулы. Зависимость типа молекул от вида химиче­ской связи и строения молекул

Знать определение ионной связи, уметь объяснять сходство и различие ионной связи с ковалентной, уметь приводить примеры полярных и неполяр­ных молекул в зависи­мости от типа химиче­ской связи

Д. Плакаты со схемами образования ионной химической связи.

8-9.

Степень окисления.

Беседа,

объясни-

тельно-

иллюст-

ративный

Степень окисления. Сравне­ние понятий валентности и степени окисления

Уметь определять сте­пень окисления у хим. элементов по периоди­ческой таблице, знать разницу в понятиях валентности и степени окисления


10.

Водородная связь. Метал­лическая связь

Беседа,

объясни-

тельно-

иллюст-

ративный

Водородная связь. Влияние водородной связи на свойства веществ. Металлическая связь, ее особенности. Единая природа химических связей

Знать определение водородной связи, особенности металли­ческой связи, уметь сравнивать и доказы­вать единство природы всех видов связи


Д. Плакаты со схемами образования водородной и металлической химической связи.




11.

Газообразные, жидкие и твердые вещества

Беседа,

объясни-

тельно-

иллюст-

ративныи

Межмолекулярные взаимодействия. Газообразные, жидкие и твердые вещества

Межмолекулярные взаимодействия. Газообразные, жидкие и твердые вещества

Д. Модели кристаллических решеток, коллекция кристаллов.


12.

Обобщение темы «Химическая связь»

Тестирование

Современные представления о строении твердых, жидких, газообразных веществ. Кри­сталлические и аморфные ве­щества. Типы кристаллических решеток: ионные, атомные, молекулярные и металличе­ские

Знать типы кристалли­ческих решеток, уметь приводить примеры ве­ществ с атомной, ион­ной, молекулярной ре­шеткой, объяснять за­висимость свойств ве­щества от его строения

Д. Опыты, раскрывающие взаимосвязь строения вещества с его свойствами (возгонка иода, нагревание кварца, серы и поваренной соли).


13.

Контрольная работа № 1 по теме:

«Строение вещества»

Контроль­ная работа


Знать понятия хим. связи, виды хим. связи, механизмы образова­ния связи, уметь при­водить примеры ве­ществ с различным типом хим. связи


Тема 3. Химические реакции и закономерности их протекания (11ч.)



Расчетные задачи

Решение задач с использованием:

1. Закона Гесса. 2. Правила Вант-Гоффа. 3. Закона действующих масс. 4. Константы равновесия.

5. Расчет изменения энтропии реакции. 6. Расчет изменения энергии Гиббса реакции.

1.


Энергетика химических реакций

Термохимиче­ские уравнения.

Беседа,

объясни-

тельно-иллюст-ративный


Сущность химической реакции (процесс разрыва связей в реагентах и образование но­вых связей в продуктах реак­ции). Энергетика химических реакций. Эндо-, экзотермиче­ские реакции. Тепловой эф­фект. Энтальпия

Термохимические уравнения

Знать сущность химических реакции, классификацию реакций, уметь определять тип хим. реакции

Уметь составлять тер­мохимические уравне­ния

Демонстрации

1.Экзо- и эндотермические реакции (гашение извести и разложение дихромата аммония).



2.

Закон Гесса

Беседа,

объясни-

тельно-

иллюст-

ративный

Закон Гесса, его применение для термохимических расчетов

Знать формулировку закона Гесса, уметь применить его в тер­мохимических расче­тах


3.

Понятие об энтропии


Беседа,

объясни-

тельно-

иллюст-ративный

Стандартная теплота (энтальпия) образования химических соединений. Понятие об энтропии

Знать понятия энтальпии, энтропии, их обозначения и применение в расчетах при реше­нии задач


4.

Энергия Гиббса

Беседа,

объясни-

тельно-

иллюст-ративный

Энергия Гиббса

Знать понятия энтальпии, энтропии, их обозначения и применение в расчетах при реше­нии задач


5.

Термохимические расчеты

Практи-

кум ПО

решению

задач,

эвристи-

ческий

Решение задач с использованием закона Гесса, на изменение энтропии реакции

Уметь решать задачи

на применение закона Гесса


6.

Скорость хими­ческой реакции

Лекция,

беседа,

объясни-

тельно-

иллюст-

ративный

Гомогенные и гетерогенные реакции. Скорость гомо-, гете­рогенных реакций. Элемен­тарные и сложные реакции. Факторы, влияющие на ско­рость реакции. Константа ско­рости реакции. Зависимость скорости реакции от темпера­туры. Правило Вант-Гоффа. Энергия активации

Знать определения скорости хим. реакции, виды реакций, факто­ры, влияющие на ско­рость реакции, катализ и его использование в промышленности, уметь решать задачи, используя формулы скорости и правило Вант-Гоффа


7.

Факторы, влияющие на скорость химических реакций. Катализаторы.


беседа,

объясни-

тельно-

иллюст-

ративный

Факторы, влияющие на ско­рость реакции. Константа ско­рости реакции. Зависимость скорости реакции от темпера­туры. Правило Вант-Гоффа. Энергия активации

Катализаторы. Гомогенный и гетерогенный катализ. Роль катализаторов в интенсифика­ции технологических процес­сов

Знать определения скорости хим. реакции, виды реакций, факто­ры, влияющие на ско­рость реакции, катализ и его использование в промышленности, уметь решать задачи, используя формулы скорости и правило Вант-Гоффа

Уметь с помощью хим. опытов выявить и до­казать влияние на ско­рость реакции темпе­ратуры, концентрации, наличия катализаторов

Д. 1.Зависимость скорости реакции от природы реагирующих веществ, концентрации, температуры (взаимодействие цинка с соляной и уксусной кислотами при разных концентрациях и температурах).


2. Влияние площади поверхности соприкосновения реагирующих веществ на протекание реакции

( взаимодействие гранул цинка и порошка цинка с соляной кислотой одинаковой концентрации)


8.

Практическая работа № 1 «Скорость химических реакций»

Практическое занятие

Изучить скорость химических реакций

Уметь работать с ла­бораторным оборудо­ванием, химическими веществами


9.

Обратимые и необратимые реакции. Хими­ческое равно­весие

Беседа,

объясни-

тельно-

иллюст-

ративный

Химическое равновесие. Рав­новесные концентрации. Кон­станта равновесия. Химиче­ское равновесие в гетеро-, го­могенных реакциях

Знать определение хим. равновесия, уметь записывать закон дей­ствующих масс для равнрвесия, используя константу


10.

Смещение химического

равновесия

Беседа,

практикум,

объясни-

тельно-

иллюстра-

тивный

Факторы, влияющие на сме­щение равновесия (темпера­тура, давление и концентрация реагентов). Принцип Ле Шателье. Роль смещения равнове­сия в увеличении выхода про­дукта в химической промыш­ленности

Уметь определять на­правленность равнове­сия при изменении температуры, концен­трации, давления

Д. Влияние температуры на химическое равновесие (взаимодействие йода с крахмалом).


Л. О. № 2 «Сме­щение хим. равновесия при изме­нении кон­центрации»

11.

Контрольная работа № 2 по теме:

«Химические реакции и закономерности их протекания»






Тема 4. Химические реакции в водных растворах (14ч.)

Расчетные задачи

1. Расчет массовой доли растворенного вещества. 2. Вычисление растворимости веществ в воде.

3. Вычисление молярной и моляльной концентрации растворенного вещества.

1.

Дисперсные системы и их квалификация.

Беседа,

объясни-

тельно-

иллюст-

ративный

Понятие о дисперсных систе­мах. Дисперсионная среда и дисперсная фаза. Классифи­кация дисперсных систем. Представление о коллоидных растворах. Суспензии, эмуль­сии. Истинные растворы

Иметь представления о дисперсных систе­мах, коллоидных рас­творах, суспензиях, эмульсиях, уметь при­водить примеры

Демонстрации

1. Образцы дисперсных систем с жидкой средой.

2. Образцы пищевых, косметических, биологических и медицинских золей и гелей.

3. Эффект Тиндаля.



2.

Растворы.

Беседа,

объяснитель- но- иллюст-

ративный

Механизм и энергетика рас­творения. Кристаллогидраты. Химическое равновесие при растворении.

Знать понятия о рас­творах, растворимости веществ, о механизме и энергетики растворения.

Д.Образование и дегидратация кристаллогидратов.


Л.О. № 3 «Теп­ловые яв­ления при растворе­нии»

3.

Растворимость веществ в воде.

Беседа,

объяснитель-но- иллюст-

ративный

Растворимость веществ в воде. Влияние на растворимость природы рас­творяемого вещества и рас- творителя, температуры, дав­ления. Насыщенные, ненасы­щенные, перенасыщенные растворы

Знать понятия о растворимости веществ, влиянии на растворимость приро­ды растворяемого ве­щества и растворите­ля, температуры, давления. Уметь охарак­теризовать насыщен­ные, ненасыщен-ные, перенасыщенные рас­творы

Д. 1.Насыщенный, ненасыщенный и пересыщенный растворы.

2. Факторы, влияющие на растворимость веществ

4.

Способы выражения состава растворов.

эвристи­ческий

Способы выражения концен­трации растворов. Массовая доля растворенного вещества, молярная. Значение растворов в биологии, быту, промышлен­ности

Уметь решать задачи на растворы

Л.О. № 4. Приготовление раствора заданной молярной концентрации

5.

Электролити­ческая диссо­циация. Сильные и слабые электролиты

Беседа,

практикум,

объясни-

тельно-

иллюстра-

тивный

Электролитическая диссоциа­ция. Зависимость диссоциации от характера химических свя­зей в электролитах. Константа диссоциации. Степень диссо­циации электролитов. Факто­ры, влияющие на степень дис­социации. Слабые и сильные электролиты.

Знать понятие об элек­тролитической диссо­циации, константе и степени диссоциации

Д. Таблица «Положение элементов в Периодической системе и характер диссоциации их гидроксидов».


6.

Произведение растворимости. Ионное произведение воды. Водородный показатель.

Беседа,

объясни-

тельно-

иллюст-

ративный

Диссоциация воды. Константа диссоциации воды. Водород­ный показатель. Индикаторы. Роль водородного показателя в химических и биологических процессах

Уметь записывать дис­социацию воды, объ­яснять понятие водо­родного показателя, его использование на практике

Д. Окраска индикаторов в различных средах.

7.

Кислотно-основные свойства гидроксидов. Современное представление о природе кислот и оснований.

Беседа,

объясни-

тельно-

иллюст-

ративный

Кислотно-основные свойства гидроксидов. Современное представление о природе кислот и оснований.



8.

Реак­ции ионного обмена.

Беседа,

объясни-

тельно-

иллюст-

ративный

Реакции ионного обмена. Условия направленно­го протекания реакции: выпа­дение осадка, выделение газа, образование слабого электро­лита

Уметь составлять уравнения ионного об­мена

Л.О. № 5. Реакции ионного обмена в растворе

9-10.

Гидролиз со­лей. Степень гидролиза

Лекция,

объясни-

тельно-

иллюст-

ративный

Гидролиз солей. Различные случаи гидролиза солей. Гидролиз солей в свете пред­ставлений протонной теории. Степень гидролиза. Влияние температуры и концентрации на степень гидролиза. Смеще­ние равновесия гидролиза. Ступенчатый гидролиз

Знать понятие гидро­лиза солей, виды гид­ролиза, механизм об­разования, понятие степени гидролиза, факторы, влияющие на гидролиз, уметь запи­сывать уравнения гид­ролиза, определять по какому типу пойдет гидролиз соли, опре­делять характер среды раствора солей

Д. Гидролиз солей различных типов. Полный гидролиз соли.


11.

Взаимодействие металлов с растворами гидролизующихся солей

Беседа,

объясни-

тельно-

иллюст-

ративный

Взаимодействие металлов с растворами гидролизую-щихся солей

Уметь составлять уравнения реакций между металлами и растворами гидролизующихся солей

Л.О. № 6. Взаимодействие металлов с растворами гидролизующихся солей

12.

Необратимый гидролиз солей и бинарных соединений

Беседа,

объясни-

тельно-

иллюст-

ративный

Не­обратимый (полный) гидролиз. Механизм полного гидролиза.

Уметь составлять уравнения необратимого гидролиза солей и бинарных соединений


13.

Практическая работа № 2. «Гидролиз солей»

Практикум

Гидролиз солей. Различные случаи гидролиза солей Влияние температуры и концентрации на степень гидролиза.

Уметь запи­сывать уравнения гид­ролиза, определять по какому типу пойдет гидролиз соли, опре­делять характер среды раствора солей


14.

Контрольная работа №3

По теме: « Химические реакции в водных растворах








Тема 5. Реакции с изменением степеней окисления атомов химических элементов(13ч.)

Решение задач по теме «Электролиз».


1.

Окислительно-восстанови­тельные реак­ции.


Беседа,

объясни-

тельно-

иллюст-

ративный

Окислители и восстанови-тели. Окислительно-восстановительная двойст­венность. Изменение окисли­тельно-восстановительных свойств простых веществ в зависимости от положения об­разующих их элементов ПСХЭ

Классификация ОВР (межмо­лекулярные, внутримолеку­лярные и реакции диспропорционирования)

Уметь приводить при­меры веществ окисли­телей и восстановите­лей, знать изменение окислительно-восстановительных свойств простых ве­ществ в зависимости от положения обра­зующих их элементов ПСХЭ

Уметь определять тип ОВР по классификации

Д. Примеры окислительно-восстановительных реакций.


Л.О. № 7. Окислительно-восстановительные реакции.

2-3.

Составление уравнений ОВР. Метод электронного баланса

Практикум по состав­лению уравнений

Составление уравнений ОВР. Метод электронного баланса

Уметь составлять ОВР методом электронного баланса


4.

Особые случаи составления уравнений ОВР

Беседа,

объяснитель-но-иллюст-

ративный

Составление уравнений ОВР. Метод электронного баланса

Уметь составлять ОВР методом электронного баланса


5-6.

Органические вещества в ОВР

Беседа, объясни­тель-но-иллюстра-тивный

Составление уравнений ОВР органических веществ

Уметь составлять ОВР органических веществ


7.

Химические источники тока

Беседа, объясни­тельно -иллюст­ративный

Химические источники тока (гальванические и топливные элементы, аккумуляторы). Электрохимический ряд на­пряжения металлов

Знать об основных ис­точниках тока, уметь пользоваться электро­химическим рядом на­пряжения металлов

Д. Медно-цинковый гальванический элемент, его работа.


Л.О. № 8. Гальванический элемент

8-9.

Электролиз расплавов и растворов электролитов

Беседа,

объясни-

тельно-

иллюст-

ративный


Электролиз расплавов и растворов элек­тролитов с инертными элек­тродами. Электролиз с рас­творимым анодом. Примене­ние электролиза в промыш­ленности

Знать определение электролиза, уметь составлять уравнения электролиза расплавов и растворов элекролитов.

Знать отличие электро­лиза расплава и рас­твора электролитов, применение электроли­за в промышленности.

Д. Электролиз растворов хлорида меди(II) и сульфата натрия или калия.


Л.О. № 9. Электролиз воды.

10.

Электрохимический ряд напряжений металлов.

Беседа,

объясни-

тельно-

иллюст-

ративный


Направление окислительно-восстановительных реакций. Ряд стандартных электродных потенциалов.

Знать направление окислительно-восстановительных реакций. Ряд стандартных электродных потенциалов.

Л.О.№ 10

Восстановительные свойства металлов.


11.

Коррозия ме­таллов

Способы защи­ты металлов от коррозии

Лекция,

объясни-

тельно-

иллюст-

ративный

Практи­кум, эв­ристиче­ский

Коррозия металлов. Ущерб от коррозии. Виды коррозии (хи­мическая, электрохимии-ческая). Способы защиты от коррозии: легирование, антикоррозион­ные покрытия (неметалличе­ские и металлические - анод­ные и катодные), протекторная защита, ингибирование


Знать понятие корро­зии, ее виды и способы защиты, уметь состав­лять уравнение, отра­жающее химическую коррозию

Знать виды и способы защиты металлов от коррозии


12.

Практическая работа № 3 «Коррозия и защита металлов от коррозии»

Практикум

Коррозия и защита металлов от коррозии

Уметь работать с ла­бораторным оборудо­ванием, химическими веществами


13.

Контрольная работа № 4 по теме « Реакции с изменением степеней окисления атомов химических элементов »

Контрольная работа






Тема 6. Основные классы неорганических соединений (10ч.)

1.

Оксиды

Семинар, эвристи­ческий

Обобщение свойств важней­ших классов неорганических соединений. Оксиды. Класси­фикация оксидов по химиче­ским свойствам, способы по­лучения, физические и хими­ческие свойства

Знать определение оксидов, их химические свойства, классифика­цию, уметь составлять формулы оксидов, уравнения реакции, подтверждающие хи­мические свойства ок­сидов

Демонстрации

1. Реакции, характерные для основных, кислотных и амфотерных оксидов и гидроксидов.


Л.О. № 11 Распознавание оксидов.


2.

Гидроксиды. Основания

Семинар, эвристи­ческий

Основания, классификация, способы получения, диссоциа­ция, и химические свойства

Знать определения основаниям, способы получения, химические свойства, уметь назы­вать основания, клас­сифи-цировать, состав­лять уравнения реак­ции, подтверждающие химии-ческие свойства оснований


3.

Кислоты

Семинар, эвристи­ческий

Кислота. Классификация, но­менклатура, способы получе­ния, диссоциация и химиче­ские свойства

Знать определение кислот, их название, классификацию, спо­собы получения, хими­ческие свойства, уметь составлять реакции диссоциации кислот, классифицировать, записывать уравнения реакции, подтвер­ждающие химические свойства кислот


4.

Амфотерные гидроксиды

Семинар, эвристи­ческий

Амфотерные гидроксиды, химические свойства

Знать химические свойства, уметь состав­лять уравнения реак­ции, подтверждающие химии-ческие свойства

Л.О. № 12.

Распознование катионов натрия, магния и цинка

5.

Решение задач с использованием стехиометрических схем

Решение задач

Решение задач с использованием стехиометрических схем

Уметь решить задачи


6.

Классификация солей. Средние соли

Беседа,

объясни-

тельно-

иллюст-

ративный

Соли. Средние соли, номенк­латура, способы получения, диссоциация и химические свойства.

Знать определение всем солям, их спосо­бы получения, химиче­ские свойства, уметь составлять уравнения реакции, а также фор­мулы солей

Д.1. Получение и свойства средних, кислых и основных солей.

2. Термическое разложение нитратов и солей аммония.



Л.О. № 13. Получение кислой соли





Л.О. № 14. Получение основной соли

7.

Кислые соли

Беседа,

объясни-

тельно-

иллюст-

ративный

Кислые соли, но­менклатура, способы получе­ния, диссоциация и химиче­ские свойства.

Знать определение всем солям, их спосо­бы получения, химиче­ские свойства, уметь составлять уравнения реакции, а также фор­мулы солей

8.

Основные, двойные и смешанные соли

Беседа,

объясни-

тельно-

иллюст-

ративный

Основные соли, номенклатура, способы полу­чения, диссоциация и химиче­ские свойства. Перевод основ­ных солей в средние. Двойные и смешанные соли

Знать определение всем солям, их спосо­бы получения, химиче­ские свойства, уметь составлять уравнения реакции, а также фор­мулы солей

9-10

Генетическая связь между классами неор­ганических ве­ществ

Беседа,

объясни-

тельно-

иллюст-

ративный

Графические формулы окси­дов, гидроксидов и солей. Ге­нетическая связь между клас­сами неорганических веществ

Уметь составлять гра­фические формулы соединений, решать генетические цепочки




Тема 7. Неметаллы и их соединения (8ч.)

1.

Общая характеристика неметаллов.

Беседа,

объясни-

тельно-

иллюст-

ративный

Положение элементов, обра­зующих простые вещества -неметаллы, в Периодической системе. Особенности строе­ния их атомов. Способы полу­чения неметаллов и их физи­ческие свойства. Аллотропные модификации кислорода, се­ры, фосфора, углерода и их свойства.

Уметь по периодиче­ской таблице опреде­лять местоположение неметаллов, расписы­вать электронную формулу неметаллов, знать способы получе­ния неметаллов в про­мышленности и в ла­боратории.

Д.

1. Модели кристаллических решеток иода, алмаза и графита.

2. Получение аллотропных модификаций серы и фосфора.

.


2.

Свойства неметаллов

Беседа,

объясни-

тельно-

иллюст-

ративный

Физические и химические свойства неметаллов

Уметь со­ставлять уравнения химических реакций, подтверждающие хи­мические свойства не­металлов, составлять окислительно-восста­новительные реакции, определять окислитель и восстановитель

Д. Вытеснение менее активных галогенов из их соединений (галогенидов) более активными галогенами.

Л.О. № 15

Диспропорционирование иода в щелочной среде


3.

Водородные соединения неметаллов

Беседа,

объясни-

тельно-

иллюст-

ративный

Аммиак, силан, фосфин, сероводород, сероводород, хлороводород, бромоводород, фтороводород.

Знать свойства: аммиака, силана, фосфина, сероводорода, сероводорода, хлороводорода, бромоводорода, фтороводорода.

Д. Взаимодействие серы с кислородом, водородом, растворами щелочи и азотной кислоты



Л.О. № 16

Окислительно-восстановительные свойства пероксида водорода

4-5.

Кислородные соединения неметаллов.

Беседа,

объясни-

тельно-

иллюст-

ративный

Пероксид водорода и его свойства.

Знать пероксид водорода и его свойства.







6.

Практическая работа № 4 «Получение, собирание и распознавание газов»

Практикум

Получить в лабораторных условиях водород, кислород

Уметь работать с химическим оборудованием, веществами


7.

Решение задач по материалу темы. Обобще­ние знаний по теме «Сложные неорганические вещества»

Тестиро­вание




8.

Контрольная работа № 5 по теме «Основные классы неорганических веществ. Неметаллы»

Контрольная работа






Тема 8. Металлы и их соединения (21ч.)

1.

Общая характеристика и способы получения металлов

Беседа,

объясни-

тельно-

иллюст-

ративный

Общий обзор металлов. Поло­жение элементов, образующих простые вещества - металлы, в периодической системе. Осо­бенности строения их атомов. Общие свойства получения металлов

Уметь по периодиче­ской таблице опреде­лять местоположение металлов, расписывать электронную формулу металлов. Знать способы получе­ния металлов в про­мышленности и в ла­боратории.


2.

Свойства ме­таллов

Рассказ,

объясни-

тельно-

иллюст-

ративный

Физические и химические свойства метал­лов: взаимодействие с про­стыми веществами - неметал­лами, со сложными вещества­ми - с водой, с растворами щелочей, кислот, с кислотами-окислителями, с растворами солей, с растворами или рас­плавами щелочей в присутст­вии окислителей. Реакции, протекающие в растворах гидролизующихся солей

Уметь составлять уравнения химических реакций, подтвер­ждающие химические свойства металлов

Д.

1. Коллекция металлов с различными физическими свойствами.

2. Взаимодействие металлов с неметаллами и водой, алюминия с растворами щелочи, серной и азотной кислот. Отношение алюминия и железа к концентрированным растворам азотной и серной кислот.


3.

Свойства ме­таллов

Рассказ,

объясни-

тельно-

иллюст-

ративный

Физические и химические свойства метал­лов: взаимодействие с про­стыми веществами - неметал­лами, со сложными вещества­ми - с водой, с растворами щелочей, кислот, с кислотами-окислителями, с растворами солей, с растворами или рас­плавами щелочей в присутст­вии окислителей. Реакции, протекающие в растворах гидролизующихся солей

Уметь составлять уравнения химических реакций, подтвер­ждающие химические свойства металлов

Л.О. № 17

Взаимодействие металлов с растворами щелочей

4.

Общая характеристика d- элементов

Беседа.

объясни-

тельно-

иллюст-

ративный

Общая характеристика d-элементов. Особенности строения атомов и свойств со­единений

Знать понятие о d-элементах, их осо­бенностях


5-6.

Хром и его соединения

Беседа,

объясни-

тельно-

иллюст-

ративный

Строение атома и степени окисления. Физические и хи­мические свойства хрома. Ок­сиды и гидроксиды хрома (II), (III), (VI). Хромовая и дихромовая кислоты и их соли. Ком­плексные соединения. Окисли­тельно-восстановительные свойства соединений хрома. Применение хрома, его спла­вов и соединений

Знать физические и химические свойства хрома, его соединений, двойственный харак­тер соединений хрома, применение хрома и его сплавов, уметь со­ставлять уравнения реакции, электронную формулу атома хрома

Д. 1.Минералы, содержащие хром.

2.Сплавы хрома.

7.

Практическая работа № 5 «Соединения хрома»

Практикум

Опыты, характеризующие свойства соединений хрома

Уметь работать с ла­бораторным оборудо­ванием, химическими веществами


8-9.

Марганец и его соединения

Беседа, практикум

Строение атома и степени окисления. Физические и хи­мические свойства марганца. Оксиды и гидроксиды марган­ца (II), (IV), (VII). Применение марганца, его сплавов и со­единений

Знать физические и химические свойства марганца и его соеди­нений, применение марганца, его сплавов, уметь составлять уравнения химических реакций, электронную формулу атома мар­ганца, обращаться с лабораторным обору­дованием

Д. 1.Минералы, содержащие марганец.

2. Сплавы марганца,


Л.О. № 18

Соединения марганца

10-11

Железо и его со­единений

Беседа,

практикум,

объясни-

тельно-

иллюстра-

тивный

Эвристи­ческий

Строение атома и степени окисления. Физические и хи­мические свойства железа и его соединений (оксиды, гидроксиды, комплексные соеди­нения). Применение железа, его сплавов и соединений

Свойства соединений железа

Знать физические и химические свойства железа и его соедине­ний, применение желе­за и его сплавов, уметь составлять уравнения химических реакций, записывать электрон­ную формулу строения атома железа

Знать области приме­нение железа, его сплавов и соединений

Д. 1. Горение железа в кислороде и хлоре.

2. Получение гидроксидов железа(II) и (III), их кислотно-основные и окислительно-восстановительные свойства.

3. Минералы, содержащие железо.

4. Образцы чугуна, стали.

12.

Практическая работа № 6 «Соединения железо»

Практикум

Опыты, характеризующие свойства соединений железа

Уметь работать с ла­бораторным оборудо­ванием, химическими веществами


13-14

Медь и его соединения

Беседа,

практикум,

объясни-

тельно-

иллюстра-

тивный


Медь, строение атома и степени окисления. Физические и химические свойства меди. Ок­сиды, гидроксиды и комплекс­ные соединения меди. Сплавы меди. Окислительно-восстанови­тельные свойства меди. Применение меди.

Знать физические и химические свойства меди, их со­единений, применение меди,, его сплавов, уметь состав­лять уравнения хими­ческих реакций, элек­тронную формулу ато­ма меди.

Д. 1. Взаимодействие меди с концентрированной и разбавленной азотной кислотой.

2. Минералы, содержащие медь.

3. Сплавы меди.

15.

Практическая работа № 7 «Соединения меди»

Практикум

Опыты, характеризующие свойства соединений меди

Уметь работать с ла­бораторным оборудо­ванием, химическими веществами


16.

Серебро и его соединения

Беседа,

практикум,

объясни-

тельно-

иллюстра-

тивный


Серебро, строение атома и степени окисления. Физические и химические свойства серебра. Ок­сиды, гидроксиды и комплекс­ные соединения сереб­ра. Сплавы серебра. Окислительно-восстанови­тельные свойства се­ребра. Применение серебра.

Знать физические и химические свойства серебра, их со­единений, применение серебра, уметь состав­лять уравнения хими­ческих реакций, элек­тронную формулу ато­ма серебра.

Д. Сплавы серебра.


Л.О. № 19

Полечение оксида и комплексного основания серебра

17.

Химические элементы побочной подгруппы II подгруппы. Цинк и его соединения.

Беседа,

практикум,

объясни-

тельно-

иллюстра-

тивный


Общая характеристика элементов подгруппы цинка. Физические и химические свойства. Амфотерность окси­да и гидроксида. Применение цинка, его сплавов и соедине­ний

Знать физи­ческие и химические свойства цинка, и его соединений, примене­ние цинка, его сплавов, уметь составлять уравнения химических реакций

Д. 1. Растворение цинка в кислотах и щелочах.

2. Минералы, содержащие цинк.

3. Сплавы цинка.


Л.О. № 20

Получение гидрооксида цинка и исследование его свойств.

18.

Ртуть и его соединения

Рассказ,

объясни-

тельно-

иллюст-

ративный

Физические и химические свойства ртути и ее соедине­ний. Токсичность ртути и ее соединений. Правила техники безопасности при использова­нии в быту ртутных приборов и действия в случаях пролития ртути

Знать физические и хи­мические свойства ртути и ее соединений, прави­ла техники безопасности при использовании в быту ртутных приборов и действия в случаях пролития ртути



Практическая работа № 8

«Идентификация неорганических соединений».






19.

Решение задач по материалу темы

Комбинированный урок




20.

Обобщение и систематиза­ция знаний по теме «Метал­лы»

Практи­кум

Химические свойства метал­лов: взаимодействие с про­стыми веществами - неметал­лами, со сложными вещества­ми - с водой, с растворами щелочей, кислот, с кислотами-окислителями, с растворами солей, с растворами или рас­плавами щелочей в присутст­вии окислителей. Реакции, протекающие в растворах гидролизующихся солей Способы получения металлов

Знать физические и химические свойства металлов


21.

Контрольная работа № 6 по теме: «Металлы и их соединения»







Тема 9.Химическая технология и охрана окружающей среды (2ч.)

1.

Урок-конференция

«Производство химических соединений и охрана окружающей среды»



Защита проектов.


2.

Итоговая контрольная работа













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!