Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Октябрьская средняя общеобразовательная школа № 1"
Согласовано Утверждено
Зам. директора по УВР Директор МОУ”ОСОШ№1”
Г.М.Меньшакова (___________) C.И. Жаворонков (_____________)
«____»_______________20___г. «____»_______________20___г.
Рабочая программа по химии
для 11 класса
на 2016-2017 уч.г
( профильный уровень )
Учитель: Ржавитина Ольга Львовна
Первая квалификационная категория
п.Октябрьский,2016
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по химии для 11 класса (профильный уровень) составлена на основе Примерной программы среднего(полного) общего образования по химии (профильный уровень) для 10-11 классов общеобразовательных учреждений, авторской Программы курса химии для профильного и углубленного изучения химии в 10-11 классах общеобразовательных учреждений ( профильный уровень).
Авторская программа : Новошинский И.И., Новошинская Н.С."Программа по химии (профильный уровень) для 10-11 классов общеобразовательных учреждений», Москва ООО «ТИД» "Русское слово" 2012г.
Учебник: И.И. Новошинский, Н.С. Новошинская " Химия профильный уровень 10(11) класс», Москва ,"Русское слово" 2014г. (№ 1.3.5.4.4.1. в Федеральном списке.)
Количество часов по программе – 102ч.
Количество часов по учебному плану – 102ч.
Количество часов в неделю – 3ч.
В основу программы положен принцип развивающего обучения. Программа опирается на материал, изученный в 8-9 классах, поэтому некоторые темы курса рассматриваются повторно, но уже на более высоком теоретическом уровне. Такой подход позволяет углублять и развивать понятие о веществе и химическом процессе, закреплять пройденный материал в активной памяти учащихся, а также сохранять преемственность в процессе обучения.
Программа обеспечивает сознательное усвоение учащимися важнейших химических законов, теорий и понятий; формирует представление о роли химии в развитии разнообразных отраслей производства; знакомит с веществами, окружающими человека. При этом основное внимание уделяется сущности химических реакций и методам их осуществления, а также способам защиты окружающей среды.
Курс химии обобщает, углубляет и расширяет знания о строении и свойствах неорганических веществ. В нем излагаются основы общей химии: современные представления о строении атома, природе и свойствах химической связи, основные закономерности протекания химических процессов, в том числе электролиза, коррозии, общие свойства сложных неорганических веществ, неметаллов и металлов, научные принципы химического производства, некоторые аспекты охраны окружающей среды и ряд других тем, входящих в Федеральный компонент государственного стандарта общего образования по химии.
Программа составлена с учетом ведущей роли химического эксперимента, причем не только в реализации принципа наглядности, но и в создании проблемных ситуаций на уроках. Предусматриваются все виды школьного химического эксперимента — демонстрации, лабораторные опыты и практические работы, а также сочетание эксперимента с другими средствами обучения. Опыты, указанные в практических работах, выполняются с учетом возможностей химического кабинета (наличия вытяжных шкафов, реактивов и оборудования) и особенностей класса.
В целом курс позволяет развить представления учащихся о познаваемости мира, единстве живой и неживой природы, сформировать знания о важнейших аспектах современной естественно-научной картины мира, умения, востребованные в повседневной жизни и позволяющие ориентироваться в окружающем мире, воспитать человека, осознающего себя частью природы.
Цели и задачи
Изучение химии на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:
• освоение системы знаний о фундаментальных законах, теориях, фактах химии, необходимых для понимания научной картины мира;
• овладение умениями: характеризовать вещества, материалы и химические реакции; выполнять лабораторные эксперименты; проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям; осуществлять поиск химической информации и оценивать ее достоверность; ориентироваться и принимать решения в проблемных ситуациях;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения химической науки и ее вклада в технический прогресс цивилизации; сложных и противоречивых путей развития идей, теорий и концепций современной химии;
• воспитание убежденности в том, что химия — мощный инструмент воздействия на окружающую среду, и чувства ответственности за применение полученных знаний и умений;
• применение полученных знаний и умений для безопасной работы с веществами в лаборатории, быту и на производстве; решения практических задач в повседневной жизни; предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде; проведения исследовательских работ; сознательного выбора профессии, связанной с химией
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
( 3 ч в неделю; всего 102 ч)
I. СТРОЕНИЕ ВЕЩЕСТВА
Тема 1 Строение атома. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева
Обобщение ранее полученных знаний об атоме. Состав атома: ядро (протоны и нейтроны), электроны, их заряд и масса. Заряд ядра — важнейшая характеристика атома. Нуклиды и изотопы. Развитие представлений о сложном строении атома. Состояние электронов в атоме. Двойственная природа электрона. Атомная орбиталь и электронное облако. Понятие о квантовых числах. Форма s-, p- , d- орбиталей. Принцип Паули. Максимальное число электронов на энергетических уровнях и подуровнях. Принцип наименьшей энергии и электронная формула атома. Электронная классификация элементов: s-, р-, d-, f- семейства. Валентные электроны s , p, d, f элементов. Правило Хунда и графическая схема строения электронных слоев атомов (электронно-графическая формула атома).
Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева в свете теории строения атома. Современная формулировка периодического закона. Структура Периодической системы. Строение атомов элементов малых и больших периодов, главных и побочных подгрупп. Физический смысл номеров периода и группы. Изменение характеристик и свойств атомов элементов и их соединений (вертикальная и горизонтальная периодичность, диагональное сходство). Физический смысл периодического закона. Общая характеристика элемента и свойств его соединений на основе положения элемента в Периодической системе. Предсказание свойств веществ на основе периодического закона. Значение периодического закона для развития науки и понимания научной картины мира.
Демонстрации: 1. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.
2. Модели электронных облаков разной формы.
3. Плакаты с электронными и электронно-графическими формулами атомов элементов малых и больших периодов.
4. Кинофильм «Жизнь и научная деятельность Д. И. Менделеева» (фрагмент).
Тема 2 Химическая связь
Ковалентная химическая связь, механизмы ее образования: обменный и донорно-акцепторный. Полярная и неполярная ковалентные связи. Валентность и валентные возможности атома в свете теорий строения атома и химической связи. Валентные электроны и валентные орбитали (орбитали с неспаренными электронами, неподеленными электронными парами, свободные орбитали). Основное и возбужденное состояние атома.
Комплексные соединения. Состав комплексного соединения: комплексообразователь, лиганды. Координационное число комплексообразователя. Внутренняя и внешняя сферы комплексного соединения. Классификация комплексных соединений: соединения с комплексным анионом, комплексным катионом, нейтральные комплексы. Номенклатура комплексных соединений. Составление формулы комплексного соединения. Механизм образования комплексных соединений. Донорно-акцепторное взаимодействие комплексообразователя и лигандов. Диссоциация и определение комплексных соединений. Значение комплексных соединений в химической технологи и жизнедеятельности организмов.
Основные характеристики ковалентной связи: энергия связи, длина связи, валентные углы, насыщаемость, направленность и поляризуемость. σ- cвязь и π- связи.
Гибридизация атомных орбиталей. Виды гибридизации атомных орбиталей. Пространственное строение (геометрия) молекул (линейные, треугольные, тетраэдрические, пирамидальные и угловые молекулы). Полярность молекул. Полярные и неполярные молекулы. Зависимость типа молекул от вида химической связи и строения молекул.
Ионная связь как предельный случай ковалентной полярной связи.
Степень окисления и валентность. Правила определения степеней окисления атомов в соединениях.
Водородная связь. Влияние водородной связи на свойства веществ. Межмолекулярные взаимодействия. Единая природа химической связи.
Современные представления о строении твердых, жидких и газообразных веществ. Кристаллические и аморфные вещества.Типы кристаллических решеток: ионные, атомные, молекулярные и металлические. Металлическая связь, ее особенности. Зависимость свойств веществ от типа связи между частицами в кристаллах. Вещества молекулярного и немолекулярного строения.
Демонстрации
1. Модели пространственного расположения зр-, зр2-,зр3-ги.-бридных орбиталей.
2. Модели молекул различной геометрической формы.
3. Плакаты со схемами образования ковалентной, ионной, водородной и металлической химической связи.
4. Плакат со схемами образования молекул линейной, треугольной, тетраэдрической и угловой формы.
5. Модели кристаллических решеток, коллекция кристаллов.
6. Опыты, раскрывающие взаимосвязь строения вещества с его свойствами (возгонка иода, нагревание кварца, серы и поваренной соли).
7. Получение комплексного соединения — гидроксида те-траамминмеди (П).
Лабораторный опыт 1
Получение катионных аквакомплексов и анионных гидроксокомплексов хрома (Ш).
II. ХИМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ
Тема 3 Химические реакции и закономерности их протекания
Сущность химической реакции (процесс разрыва связей в реагентах и образование новых связей в продуктах реакции). Энергетика химических реакций. Экзо- и эндотермические реакции. Тепловой эффект. Энтальпия. Термохимические уравнения. Закон Гесса, его применение для термохимических расчетов. Стандартная теплота (энтальпия) образования химических соединений. Понятие об энтропии. Энергия Гиббса. Условия принципиальной возможности протекания реакции.
Скорость реакции. Гомогенные и гетерогенные реакции. Скорость гомо- и гетерогенных реакций. Элементарные и сложные реакции. Механизм реакции. Факторы, влияющие на скорость реакции. Закон действующих масс. Константа скорости реакции. Зависимость скорости реакции от температуры. Правило Вант-Гоффа. Энергия активации. Катализаторы. Гомогенный и гетерогенный катализ. Роль катализаторов в интенсификации технологических процессов.
Обратимые и необратимые реакции. Химическое равновесие. Равновесные концентрации. Константа равновесия. Химическое равновесие в гомо- и гетерогенных реакциях. Факторы, влияющие на смещение равновесия (температура, давление и концентрация реагентов). Принцип Ле Шателье. Роль смещения равновесия в увеличении выхода продукта в химической промышленности.
Демонстрации
1. Экзо- и эндотермические реакции (гашение извести и разложение дихромата аммония).
2. Зависимость скорости реакции от природы реагирующих веществ, концентрации, температуры (взаимодействие цинка с соляной и уксусной кислотами при разных концентрациях и температурах).
3. Влияние площади поверхности соприкосновения реагирующих веществ на протекание реакции (взаимодействие гранул и порошка цинка или мела с соляной кислотой одинаковой концентрации).
4. Влияние температуры на химическое равновесие (взаимодействие иода с крахмалом).
Лабораторный опыт 2
Смещение химического равновесия при изменении концентрации реагирующих веществ.
Практическая работа 1
Скорость химической реакции.
Расчетные задачи
Решение задач с использованием:
1. Закона Гесса.
2. Правила Вант-Гоффа.
3. Закона действующих масс.
4. Константы равновесия.
5. Расчет изменения энтропии реакции.
6. Расчет изменения энергии Гиббса реакции.
Тема 4 Химические реакции в водных растворах
Дисперсные системы. Понятие о дисперсных системах. Дисперсионная среда и дисперсная фаза. Классификация дисперсных систем. Представление о коллоидных растворах. Эффект Тиндаля. Суспензии, эмульсии. Истинные растворы.
Образование растворов. Механизм и энергетика растворения. Кристаллогидраты. Химическое равновесие при растворении. Растворимость веществ в воде. Влияние на растворимость природы растворяемого вещества и растворителя, температуры и давления. Насыщенные, ненасыщенные и пересыщенные растворы. Способы выражения состава растворов. Массовая доля растворенного вещества, молярная и моляльная концентрации. Значение растворов в жизнедеятельности организмов, быту, промышленности.
Электролитическая диссоциация. Зависимость диссоциации от характера химических связей в электролитах. Степень диссоциации электролитов. Факторы, влияющие на степень диссоциации. Слабые и сильные электролиты.
Константа диссоциации. Смещение ионного равновесия в растворе слабого электролита.
Произведение растворимости.
Диссоциация воды. Константа диссоциации воды. Ионное произведение воды. Водородный показатель (рН). Индикаторы. Роль водородного показателя в химических и биологических процессах.
Положение элементов в Периодической системе и кислотно-основные свойства их гидроксидов. Современные представления о природе кислот и оснований.
Реакции ионного обмена. Условия необратимого протекания реакции: выпадение осадка, выделение газа, образование слабого электролита или комплексного иона.
Реакции, протекающие до состояния равновесия. Реакции, не протекающие в растворе.
Гидролиз солей. Обратимый гидролиз солей. Сущность процесса гидролиза. Различные случаи гидролиза солей. Степень гидролиза. Смещение равновесия гидролиза. Ступенчатый гидролиз. Гидролиз солей в свете протонной теории. Взаимодействие металлов с растворами гидролизующихся солей. Необратимый (полный) гидролиз солей и бинарных соединений. Механизм полного гидролиза солей.
Демонстрации
1. Образцы дисперсных систем с жидкой средой.
2. Образцы пищевых, косметических, биологических и медицинских золей и гелей.
3. Эффект Тиндаля.
4. Образование и дегидратация кристаллогидратов.
5. Насыщенный, ненасыщенный и пересыщенный растворы.
6. Факторы, влияющие на растворимость веществ.
7. Таблица «Положение элементов в Периодической системе и характер диссоциации их гидроксидов».
8. Окраска индикаторов в различных средах.
9. Гидролиз солей различных типов. Полный гидролиз соли.
Лабораторный опыт 3
Тепловые явления при растворении.
Лабораторный опыт 4
Приготовление раствора заданной молярной концентрации.
Лабораторный опыт 5
Реакции ионного обмена в растворе.
Лабораторный опыт 6
Взаимодействие металлов с растворами гидролизующихся солей.
Практическая работа 2
Методы очистки веществ.
Практическая работа 3
Гидролиз солей.
Расчетные задачи
1. Расчет массовой доли растворенного вещества.
2. Вычисление растворимости веществ в воде.
3. Вычисление молярной и молялъной концентрации растворенного вещества.
Тема 5 Реакции с изменением степеней окисления атомов химических элементов
Окислительно-восстановительные реакции. Процессы окисления и восстановления. Восстановители и окислители. Окислительно-восстановительная двойственность. Изменение окислительно-восстановительных свойств простых веществ в зависимости от положения образующих их элементов в Периодической системе Д. И. Менделеева. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций. Метод электронного баланса.
Классификация окислительно-восстановительных реакций (межмолекулярные, внутримолекулярные и реакции диспропорционирования).
Особые случаи составления уравнений окислительно-восстановительных реакций. Метод электронно-ионного баланса (метод полуреакций). Органические вещества в окислительно-восстановительных реакциях. Окислительно-восстановительные реакции в природе, производственных процессах и жизнедеятельности организмов.
Химические источники тока (гальванические элементы). Электрохимический ряд напряжений металлов.
Направление окислительно-восстановительных реакций. Ряд стандартных электродных потенциалов.
Электролиз. Электролиз расплавов и водных растворов электролитов с инертными электродами. Электролиз с растворимым анодом. Применение электролиза в промышленности. Аккумуляторы.
Коррозия металлов. Ущерб от коррозии. Виды коррозии (химическая и электрохимическая). Способы защиты металлов от коррозии: легирование, антикоррозионные покрытия (неметаллические и металлические — анодные и катодные), протекторная защита, ингибирование, изменение свойств агрессивной среды.
Демонстрации
1. Примеры окислительно-восстановительных реакций.
2. Медно-цинковый гальванический элемент, его работа.
3. Электролиз растворов хлорида меди(П) и сульфата натрия или калия.
Лабораторный опыт 7
Окислительно-восстановительные реакции.
Лабораторный опыт 8
Гальванический элемент.
Лабораторный опыт 9
Восстановительные свойства металлов.
Лабораторный опыт 10
Электролиз воды.
Практическая работа 4
Коррозия и защита металлов от коррозии.
Расчетные задачи
Решение задач по теме «Электролиз».
III. ВЕЩЕСТВА И ИХ СВОЙСТВА
Тема 6 Основные классы неорганических соединений
Обобщение свойств важнейших классов неорганических соединений.
Оксиды. Классификация оксидов по химическим свойствам.
Способы получения, физические свойства. Кислотно-основные и окислительно-восстановительные свойства оксидов.
Гидроксиды. Основания, классификация, способы получения и химические свойства. Кислоты, классификация, номенклатура, способы получения и химические свойства.
Окислительно-восстановительные свойства кислот.
Амфотерные гидроксиды, получение и химические свойства.
Соли. Средние соли, номенклатура, способы получения и химические свойства. Окислительно-восстановительные свойства средних солей. Кислые соли, номенклатура, способы получения, диссоциация и химические свойства. Перевод кислых солей в средние. Основные соли, номенклатура, способы получения, диссоциация и химические свойства. Перевод основных солей в средние. Двойные и смешанные соли.
Генетическая связь между классами неорганических соединений.
Демонстрации
1. Реакции, характерные для основных, кислотных и амфо-терных оксидов и гидроксидов.
2. Получение и свойства средних, кислых и основных солей.
3. Термическое разложение нитратов и солей аммония.
Лабораторный опыт 11
Распознавание оксидов.
Лабораторный опыт 12
Распознавание катионов натрия, магния и цинка. Лабораторный опыт 13 Получение кислой соли.
Лабораторный опыт 14
Получение основной соли.
Расчетные задачи
Решение задач с использованием стехиометрических схем.
Тема 7. Неметаллы и их соединения
Общий обзор неметаллов. Положение элементов, образующих простые вещества — неметаллы, в Периодической системе элементов. Особенности строения их атомов. Способы получения неметаллов и их физические свойства. Аллотропные модификации кислорода, серы, фосфора, углерода и их свойства. Химические свойства неметаллов. Окислительно-восстановительная двойственность неметаллов. Окислительные свойства: взаимодействие с металлами и водородом, менее электроотрицательными неметаллами, некоторыми сложными веществами. Восстановительные свойства в реакциях с более электроотрицательными неметаллами (кислород, фтор, хлор и др.), сложными веществами — окислителями (азотная и концентрированная серная кислоты и др.). Взаимодействие углерода и водорода с оксидами. Реакции диспропорциониро-вания: взаимодействие галогенов (кроме фтора) и серы с щелочами, хлора и брома с водой.
Соединения неметаллов. Водородные соединения неметаллов. Получение, отношение к воде, изменение кислотно-основных свойств в периодах и группах. Окислительно-восстановительные свойства водородных соединений неметаллов. Реакции, протекающие без изменения степени окисления атома неметалла.
Кислородные соединения неметаллов. Оксиды неметаллов и соответствующие им гидроксиды. Зависимость кислотно-основных свойств оксидов и гидроксидов от степени окисления неметалла. Химические свойства (реакции, протекающие с изменением и без изменения степени окисления атома неметалла).
Пероксид водорода. Состав молекулы, окислительно-восстановительные свойства, реакция диспропорционирования, применение.
Благородные газы. Получение, физические и химические свойства, применение.
Демонстрации
1. Модели кристаллических решеток иода, алмаза и графита.
2. Получение аллотропных модификаций серы и фосфора.
3. Взаимодействие серы с кислородом, водородом, растворами щелочи и азотной кислоты.
4. Вытеснение менее активных галогенов из их соединений (галогенидов) более активными галогенами.
Лабораторный опыт 15
Диспропорционирование иода в щелочной среде. Лабораторный опыт 16
Окислительно-восстановительные свойства пероксида водорода.
Практическая работа 5
Получение, собирание и распознавание газов.
Расчетные задачи Решение задач по материалу темы.
Тема 8 Металлы и их соединения
Общий обзор металлов. Положение элементов, образующих простые вещества — металлы, в Периодической системе. Особенности строения их атомов. Общие способы получения металлов и их физические свойства. Химические свойства металлов: взаимодействие с простыми веществами — неметаллами, со сложными веществами: с водой, растворами щелочей и кислот, кислотами-окислителями (азотная и концентрированная серная), растворами солей, расплавами щелочей в присутствии окислителей. Применение металлов, их сплавов и соединений в промышленности и современной технике. Роль металлов в природе и жизни организмов.
Металлы, образованные атомами (^-элементов. Общая характеристика ^-элементов. Особенности строения атомов и свойств соединений.
Хром. Строение атома и степени окисления. Нахождение в природе, получение, физические и химические свойства хрома. Оксиды и гидроксиды хрома(П), (III), (VI). Хромовая и дихромовая кислоты и их соли. Комплексные соединения. Окислительно-восстановительные свойства соединений хрома. Применение хрома, его сплавов и соединений.
Марганец. Строение атома и степени окисления. Нахождение в природе, получение, физические и химические свойства марганца. Оксиды и гидроксиды марганца(П), (IV), (VII). Окислительно-восстановительные свойства соединений марганца. Применение марганца, его сплавов и соединений.
Железо. Строение атома и степени окисления. Нахождение в природе, получение, физические и химические свойства железа и его соединений (оксиды, гидроксиды, соли и комплексные соединения). Применение железа, его сплавов и соединений.
Металлы, образованные атомами й-элементов I группы. Общая характеристика элементов подгруппы меди.
Медь и серебро. Строение атомов и степени окисления. Распространение в природе, получение, физические и химические свойства меди и серебра. Оксиды, гидроксиды и комплексные соединения меди и серебра. Окислительно-восстановительные свойства соединений меди и серебра. Сплавы меди и серебра. Применение меди и серебра, их сплавов и соединений.
Металлы, образованные атомами й-элементов II группы. Общая характеристика элементов подгруппы цинка.
Цинк. Нахождение в природе, получение, физические и химические свойства. Амфотерность оксида и гидроксида. Соли цинка. Применение цинка, его сплавов и соединений.
Ртуть. Нахождение в природе, получение, физические и химические свойства ртути и ее соединений, применение. Токсичность ртути и ее соединений. Правила безопасности при использовании в быту приборов, содержащих ртуть.
Демонстрации
1. Коллекция металлов с различными физическими свойствами.
2. Взаимодействие металлов с неметаллами и водой, алюминия с растворами щелочи, серной и азотной кислот. Отношение алюминия и железа к концентрированным растворам азотной и серной кислот.
3. Минералы, содержащие хром, марганец, железо, медь и цинк.
4. Образцы чугуна, стали, сплавов хрома, марганца, меди, серебра, цинка.
5. Горение железа в кислороде и хлоре.
6. Получение гидроксидов железа(П) и (III), их кислотно-основные и окислительно-восстановительные свойства.
7. Взаимодействие меди с концентрированной и разбавленной азотной кислотой.
8. Растворение цинка в кислотах и щелочах.
Лабораторный опыт 17 Взаимодействие металлов с растворами щелочей.
Лабораторный опыт 18 Соединения марганца.
Лабораторный опыт 19 Получение оксида и комплексного основания серебра.
Лабораторный опыт 20 Получение гидроксида цинка и исследование его свойств.
Практическая работа 6 Соединения хрома.
Практическая работа 7 Соединения железа.
Практическая работа 8 Соединения меди.
Практическая работа 9 Идентификация неорганических соединений.
Расчетные задачи Решение задач по материалу темы.
IV. ХИМИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ И ЭКОЛОГИЯ
Тема 9 Химия и химическая технология
Производство серной кислоты и аммиака: закономерности химических реакций, выбор оптимальных условий их осуществления. Промышленное получение чугуна и стали.
Общие научные принципы химического производства. Применение в организации химических производств современных методов оптимизации и управления. Необходимость экологической экспертизы новых технологий.
Демонстрации
1. Модель или схема производства серной кислоты.
2. Модель или схема производства аммиака.
3. Модель конвертера. Экскурсия
Предприятия по производству неорганических веществ.
Расчетные задачи Расчет выхода продукта реакции.
Те м а 10 Охрана окружающей среды
Охрана атмосферы. Значение атмосферы. Состав атмосферы Земли. Озоновый щит Земли. Основные загрязнители и источники загрязнения атмосферы. Изменение свойств атмосферы в результате ее загрязнения: парниковый эффект, кислотные дожди, фотохимический смог. Понятие о предельно допустимых концентрациях (ПДК) вредных веществ. Охрана атмосферы от загрязнения.
Охрана гидросферы. Значение гидросферы. Вода в природе. Вода — универсальный растворитель. Роль воды в круговороте веществ в природе. Источники и виды загрязнения воды. Охрана водных ресурсов от загрязнений.
Охрана почвы. Почва — основной источник обеспечения растений питательными веществами. Источники и основные загрязнители почвы. Способы снижения загрязненности почвы.
Химия как необходимая научная основа разработки мер борьбы с загрязнением окружающей среды, научно обоснованных норм природопользования, ограничения потребления природных ресурсов.
Демонстрации
1. Схемы круговорота в природе кислорода, азота, серы, углерода,воды.
2. Схема безотходного производства.
3. Фильмы о загрязнении воздуха, воды и почвы.
4. Схема очистки воды (стадии подготовки питьевой воды).
Учебно-тематический план
Тема | Количество часов | Практических работ | Контрольных работ |
Тема 1. Строение атома. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева | 8 | - | - |
Тема 2. Химическая связь | 13 | - | 1 |
Тема 3. Химические реакции и закономерности их протекания | 11 | 1 | 1 |
Тема 4. Химические реакции в водных растворах | 14 | 1 | 1 |
Тема 5. Реакции с изменением степеней окисления атомов химических элементов | 13 | 1 | 1 |
Тема 6. Основные классы неорганических соединений | 10 | - | - |
Тема 7. Неметаллы и их соединения | 8 | 1 | 1 |
Тема 8. Металлы и их соединения | 21 | 4 | 1 |
Тема 9.Химическая технология и охрана окружающей среды | 2 | - | 1 |
Итого: | 102 | 8 | 7 |
Требования к уровню подготовки выпускников (общая химия)
В результате изучения химии на базовом уровне ученик должен:
знать/понимать
важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, раствор, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие;
основные законы химии : сохранение массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
основные теории химии : химической связи, электролитической диссоциации;
важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы, серная, соляная, азотная и уксусная кислоты, щелочи, аммиак, минеральные удобрения;
уметь
называть: изученные вещества по тривиальной или международной номенклатуре ;
определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель;
характеризовать: элементы малых периодов по их положению в Периодической системе Д.И.Менделеева, общие химические свойства металлов, неметаллов, основные классы неорганических соединений;
объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения, природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;
выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических веществ;
проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярные издания, компьютерные базы данных, ресурсы сети Интернет), использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
проводить расчеты на основе формул и уравнений реакций;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
определения возможностей протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Предметно-информационная составляющая образованности:
знать
- важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
- основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
- основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;
- важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щелочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;
Деятельностно-коммуникативная составляющая образованности:
уметь:
- называть изученные вещества по "тривиальной" или международной номенклатуре;
- определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
- характеризовать: элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;
- объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов:
- выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;
- проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО ХИМИИ 11 класс (3 ч в неделю, всего 102 ч)
№ п/п | Тема урока | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки | Химический эксперимент (Д.-демонстрации, Л.О.-лабораторный опыт) |
Тема 1. Строение атома. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева (8ч.) |
1. | Инструктаж по Т.Б Состав атома. Изотопы. | Семинар, эвристический | Обобщение ранее полученных знаний об атоме. Модели строения атома. Состав атома: ядро (протоны, нейтроны), электроны, их заряд и масса. Заряд ядра - важнейшая характеристика атома. Нуклиды и изотопы | Знать модели строения атома, состав атомного ядра, определения изотопы; уметь находить значения протонов, нейтронов, электронов для атомов хим.элементов | |
2. | Состояние электронов в атоме. | Беседа, рассказ, объясни- тельно- иллюст- ративный | Развитие представлений о сложном строении атома. Состояние электронов в атоме. Двойственная природа электрона. Атомная орбиталь и электронное облако. Понятия о квантовых числах. Форма орбиталей. | Знать о природе электрона, понятии атомной орбитали, виды атомных орбиталей, определять квантовые числа электронов, их функции при описании электрона, находить значения квантовых чисел для атомов хим. элементов, соответст. формы АО | Д. Модели электронных облаков разной формы |
3. | Электронные конфигурации атомов. | Рассказ, объясни- тельно- иллюст- ративныи | Принцип наименьшей энергии и электронная формула атома. Принцип Паули. Максимальное число электронов на энергетических уровнях и подуровнях. Классификация элементов на основе строения атомов: по способу заполнения электронного слоя атомов (электронная классификация) – элементы s, p, d, f-семейства; по числу электронов на внешнем энергетическом уровне (металлы, неметаллы, благородные газы); по подобию электронных конфигураций атомов (электронные аналоги) | Знать классификацию хим. элементов на основе строения атомов уметь определять характер элемента благодаря классификации, | |
4-5. | Электронно-графическая формула атома | Рассказ, объясни- тельно- иллюст- ративныи | Правило Хунда и графическая cхема строения электронных слоев атомов | Уметь составлять электронно-графические конфигурации для атомов хим. элементов согласно правилам Палули, Хунда | Д.Плакаты с электронными и электронно-графическими формулами атомов элементов малых и больших периодов. |
6. | Периодический закон. Структура Периодической системы. | Комбини- рованный (рассказ, беседа). Объясни-тельно-иллюст-ративный, программирование | Современная формулировка Периодического закона. Физический смысл Периодического закона. Структура Периодической системы. Физический смысл номера периода и группы. Строение атомов элементов больших и малых периодов. Строение атомов элементов главных и побочных подгрупп. Изменение характеристик и свойств атомов элементов и их соединений (вертикальная и горизон-тальная периодич-ность, диагональное сходство) | Знать современную формулировку Периоди-ческого закона, структуру Периодической системы, особенности больших и малых периодов, особенности главных и побочных подгрупп, Знать характеристики свойства атомов элементов и их соединений, уметь находить зависимость в изменениях свойств атомов по периодам и группам, уметь составлять электронные формулы, уметь определять ме- стонахождения элемента в пер. таблице | Д. 1. Периодическая система химических элементов Д. И.Менделеева. 2.Кинофильм «Жизнь и научная деятельность Д. И. Менделеева» (фрагмент). |
7. | Изменение свойств простых веществ и соединений элементов в периодах и в группах. | Рассказ, объясни- тельно- иллюст- ративныи | Изменение свойств простых веществ и соединений элементов в малых и больших периодах, в главных и побочных подгруппах | Знать изменение свойств простых веществ и соединений элементов в малых и больших периодах, в главных и побочных подгруппах | |
8. | Обобщающий урок по теме «Строение атома. Периодическая система и закон» | Тестирование | Обобщение, систематизация и коррекция знаний по теме «Строение атома. Периодическая система и закон» | Знать строение атома, структуру Периодической системы, Периодический закон, уметь составлять электронно-графические формулы, используя понятия о квантовых числах, описывать хим. элементы по плану, находить особенности свойств хим. элементов по расположению в таблице | |
Тема 2. Химическая связь (13ч.) |
1. | |
Ковалентная химическая связь. | Комбинированный (рассказ, беседа) | Ковалентная химическая связь, механизмы ее образования: обменный и донорно-акцепторный. Полярная и неполярная ковалентные связи. | Знать определение хим. связи, ковалентной связи, механизм образования связи, | Д. Плакаты со схемами образования ковалентной химической связи. |
2. | Валентность и валентные возможности атома. | Рассказ, объясни- тельно- иллюст- ративныи | Валентность и валентные возможности атома в свете теорий строения атома и химической связи. Валентные электроны и валентные орбитали (орбитали с неспаренными электронами,неподеленными электронными парами, свободные орбитали). Нормальное и возбужденное состояние атома | Знать понятие о валентности, валентных электронах, уметь составлять электронные формулы атомов в нормальном и возбужденном состояниях, уметь приводить примеры веществ с ковалентным типом связи (полярной и неполярной) | |
3-4. | Комплексные соединения. | Рассказ, объясни- тельно- иллюст- ративныи | Состав комплексного соединения: комплексообразователь, лиганды, координационное число комплексообразователя. Внутренняя и внешние сферы rомплексного соединения. Классификация комплексных соединений: соединение с комплексным анионом, катионом, нейтральные комплексы. Номенклатура комплексных соединений. Составление формулы комплексного соединения. Механизм образования комплексных соединений. Донорно-акцепторное взаимодействие комплексообразователя и лигандов. Диссоциация и определение комплексных соединений. Значение комплексных соединений в химической технологии и жизнедеятельности организмов | Знать определение комплексного соединения, строение,состав, классификацию, номенклатуру, механизмы их образования. Уметь составлять формулы комплексных соединений, называть по общепринятой номенклатуре, определять заряды ионов комплексообразователя, внешней и внутренней сферы | Д. 1. Получение комплексного соединения — гидроксида тетраамминмеди(II). 2. Плакат со схемами образования молекул линейной, треугольной, тетраэдрической и угловой формы. Л.О. № 1. Получение катионных аквакомплексов и анионных гидроксокомплексов хрома (III) |
5. | Основные характеристики Ковалентной связи. | Беседа, объясни- тельно- иллюст- ративныи | Количественные характеристики химической связи: энергия связи, длина связи, валентные углы. | Знать количественные характеристики химической связи: энергия связи, длина связи, валентные углы, определение понятия гибридизации, уметь на примере неорганических соединений | |
6. | Пространственное строение молекул. | Беседа, объясни- тельно-иллюст- ративный | Гибридизация атомных орбиталей. Простран-ственное строение (геометрия) молекул. Виды гибридизации атомных орбиталей | Знать виды гибридизации АО, уметь приводить примеры веществ с различными способами перекрывания АО | Д. 1. Модели пространственного расположения sp-, sp2-,sp3-гибридных орбиталей. 2. Модели молекул различной геометрической формы. |
7. | Полярность молекул. Ионная связь. | Беседа, объясни- тельно- иллюст- ративный | Ионная связь как предельный случай ковалентной полярной связи. Полярные и неполярные молекулы. Зависимость типа молекул от вида химической связи и строения молекул | Знать определение ионной связи, уметь объяснять сходство и различие ионной связи с ковалентной, уметь приводить примеры полярных и неполярных молекул в зависимости от типа химической связи | Д. Плакаты со схемами образования ионной химической связи. |
8-9. | Степень окисления. | Беседа, объясни- тельно- иллюст- ративный | Степень окисления. Сравнение понятий валентности и степени окисления | Уметь определять степень окисления у хим. элементов по периодической таблице, знать разницу в понятиях валентности и степени окисления | |
10. | Водородная связь. Металлическая связь | Беседа, объясни- тельно- иллюст- ративный | Водородная связь. Влияние водородной связи на свойства веществ. Металлическая связь, ее особенности. Единая природа химических связей | Знать определение водородной связи, особенности металлической связи, уметь сравнивать и доказывать единство природы всех видов связи | Д. Плакаты со схемами образования водородной и металлической химической связи. |
11. | Газообразные, жидкие и твердые вещества | Беседа, объясни- тельно- иллюст- ративныи | Межмолекулярные взаимодействия. Газообразные, жидкие и твердые вещества | Межмолекулярные взаимодействия. Газообразные, жидкие и твердые вещества | Д. Модели кристаллических решеток, коллекция кристаллов. |
12. | Обобщение темы «Химическая связь» | Тестирование | Современные представления о строении твердых, жидких, газообразных веществ. Кристаллические и аморфные вещества. Типы кристаллических решеток: ионные, атомные, молекулярные и металлические | Знать типы кристаллических решеток, уметь приводить примеры веществ с атомной, ионной, молекулярной решеткой, объяснять зависимость свойств вещества от его строения | Д. Опыты, раскрывающие взаимосвязь строения вещества с его свойствами (возгонка иода, нагревание кварца, серы и поваренной соли). |
13. | Контрольная работа № 1 по теме: «Строение вещества» | Контрольная работа | | Знать понятия хим. связи, виды хим. связи, механизмы образования связи, уметь приводить примеры веществ с различным типом хим. связи | |
Тема 3. Химические реакции и закономерности их протекания (11ч.) |
| |
Расчетные задачи Решение задач с использованием: 1. Закона Гесса. 2. Правила Вант-Гоффа. 3. Закона действующих масс. 4. Константы равновесия. 5. Расчет изменения энтропии реакции. 6. Расчет изменения энергии Гиббса реакции. |
1. | Энергетика химических реакций Термохимические уравнения. | Беседа, объясни- тельно-иллюст-ративный | Сущность химической реакции (процесс разрыва связей в реагентах и образование новых связей в продуктах реакции). Энергетика химических реакций. Эндо-, экзотермические реакции. Тепловой эффект. Энтальпия Термохимические уравнения | Знать сущность химических реакции, классификацию реакций, уметь определять тип хим. реакции Уметь составлять термохимические уравнения | Демонстрации 1.Экзо- и эндотермические реакции (гашение извести и разложение дихромата аммония). |
2. | Закон Гесса | Беседа, объясни- тельно- иллюст- ративный | Закон Гесса, его применение для термохимических расчетов | Знать формулировку закона Гесса, уметь применить его в термохимических расчетах | |
3. | Понятие об энтропии | Беседа, объясни- тельно- иллюст-ративный | Стандартная теплота (энтальпия) образования химических соединений. Понятие об энтропии | Знать понятия энтальпии, энтропии, их обозначения и применение в расчетах при решении задач | |
4. | Энергия Гиббса | Беседа, объясни- тельно- иллюст-ративный | Энергия Гиббса | Знать понятия энтальпии, энтропии, их обозначения и применение в расчетах при решении задач | |
5. | Термохимические расчеты | Практи- кум ПО решению задач, эвристи- ческий | Решение задач с использованием закона Гесса, на изменение энтропии реакции | Уметь решать задачи на применение закона Гесса | |
6. | Скорость химической реакции | Лекция, беседа, объясни- тельно- иллюст- ративный | Гомогенные и гетерогенные реакции. Скорость гомо-, гетерогенных реакций. Элементарные и сложные реакции. Факторы, влияющие на скорость реакции. Константа скорости реакции. Зависимость скорости реакции от температуры. Правило Вант-Гоффа. Энергия активации | Знать определения скорости хим. реакции, виды реакций, факторы, влияющие на скорость реакции, катализ и его использование в промышленности, уметь решать задачи, используя формулы скорости и правило Вант-Гоффа | |
7. | Факторы, влияющие на скорость химических реакций. Катализаторы. | беседа, объясни- тельно- иллюст- ративный | Факторы, влияющие на скорость реакции. Константа скорости реакции. Зависимость скорости реакции от температуры. Правило Вант-Гоффа. Энергия активации Катализаторы. Гомогенный и гетерогенный катализ. Роль катализаторов в интенсификации технологических процессов | Знать определения скорости хим. реакции, виды реакций, факторы, влияющие на скорость реакции, катализ и его использование в промышленности, уметь решать задачи, используя формулы скорости и правило Вант-Гоффа Уметь с помощью хим. опытов выявить и доказать влияние на скорость реакции температуры, концентрации, наличия катализаторов | Д. 1.Зависимость скорости реакции от природы реагирующих веществ, концентрации, температуры (взаимодействие цинка с соляной и уксусной кислотами при разных концентрациях и температурах). 2. Влияние площади поверхности соприкосновения реагирующих веществ на протекание реакции ( взаимодействие гранул цинка и порошка цинка с соляной кислотой одинаковой концентрации) |
8. | Практическая работа № 1 «Скорость химических реакций» | Практическое занятие | Изучить скорость химических реакций | Уметь работать с лабораторным оборудованием, химическими веществами | |
9. | Обратимые и необратимые реакции. Химическое равновесие | Беседа, объясни- тельно- иллюст- ративный | Химическое равновесие. Равновесные концентрации. Константа равновесия. Химическое равновесие в гетеро-, гомогенных реакциях | Знать определение хим. равновесия, уметь записывать закон действующих масс для равнрвесия, используя константу | |
10. | Смещение химического равновесия | Беседа, практикум, объясни- тельно- иллюстра- тивный | Факторы, влияющие на смещение равновесия (температура, давление и концентрация реагентов). Принцип Ле Шателье. Роль смещения равновесия в увеличении выхода продукта в химической промышленности | Уметь определять направленность равновесия при изменении температуры, концентрации, давления | Д. Влияние температуры на химическое равновесие (взаимодействие йода с крахмалом). Л. О. № 2 «Смещение хим. равновесия при изменении концентрации» |
11. | Контрольная работа № 2 по теме: «Химические реакции и закономерности их протекания» | | | | |
Тема 4. Химические реакции в водных растворах (14ч.) Расчетные задачи 1. Расчет массовой доли растворенного вещества. 2. Вычисление растворимости веществ в воде. 3. Вычисление молярной и моляльной концентрации растворенного вещества. |
1. | Дисперсные системы и их квалификация. | Беседа, объясни- тельно- иллюст- ративный | Понятие о дисперсных системах. Дисперсионная среда и дисперсная фаза. Классификация дисперсных систем. Представление о коллоидных растворах. Суспензии, эмульсии. Истинные растворы | Иметь представления о дисперсных системах, коллоидных растворах, суспензиях, эмульсиях, уметь приводить примеры | Демонстрации 1. Образцы дисперсных систем с жидкой средой. 2. Образцы пищевых, косметических, биологических и медицинских золей и гелей. 3. Эффект Тиндаля. |
2. | Растворы. | Беседа, объяснитель- но- иллюст- ративный | Механизм и энергетика растворения. Кристаллогидраты. Химическое равновесие при растворении. | Знать понятия о растворах, растворимости веществ, о механизме и энергетики растворения. | Д.Образование и дегидратация кристаллогидратов. Л.О. № 3 «Тепловые явления при растворении» |
3. | Растворимость веществ в воде. | Беседа, объяснитель-но- иллюст- ративный | Растворимость веществ в воде. Влияние на растворимость природы растворяемого вещества и рас- творителя, температуры, давления. Насыщенные, ненасыщенные, перенасыщенные растворы | Знать понятия о растворимости веществ, влиянии на растворимость природы растворяемого вещества и растворителя, температуры, давления. Уметь охарактеризовать насыщенные, ненасыщен-ные, перенасыщенные растворы | Д. 1.Насыщенный, ненасыщенный и пересыщенный растворы. 2. Факторы, влияющие на растворимость веществ |
4. | Способы выражения состава растворов. | эвристический | Способы выражения концентрации растворов. Массовая доля растворенного вещества, молярная. Значение растворов в биологии, быту, промышленности | Уметь решать задачи на растворы | Л.О. № 4. Приготовление раствора заданной молярной концентрации |
5. | Электролитическая диссоциация. Сильные и слабые электролиты | Беседа, практикум, объясни- тельно- иллюстра- тивный | Электролитическая диссоциация. Зависимость диссоциации от характера химических связей в электролитах. Константа диссоциации. Степень диссоциации электролитов. Факторы, влияющие на степень диссоциации. Слабые и сильные электролиты. | Знать понятие об электролитической диссоциации, константе и степени диссоциации | Д. Таблица «Положение элементов в Периодической системе и характер диссоциации их гидроксидов». |
6. | Произведение растворимости. Ионное произведение воды. Водородный показатель. | Беседа, объясни- тельно- иллюст- ративный | Диссоциация воды. Константа диссоциации воды. Водородный показатель. Индикаторы. Роль водородного показателя в химических и биологических процессах | Уметь записывать диссоциацию воды, объяснять понятие водородного показателя, его использование на практике | Д. Окраска индикаторов в различных средах. |
7. | Кислотно-основные свойства гидроксидов. Современное представление о природе кислот и оснований. | Беседа, объясни- тельно- иллюст- ративный | Кислотно-основные свойства гидроксидов. Современное представление о природе кислот и оснований. | | |
8. | Реакции ионного обмена. | Беседа, объясни- тельно- иллюст- ративный | Реакции ионного обмена. Условия направленного протекания реакции: выпадение осадка, выделение газа, образование слабого электролита | Уметь составлять уравнения ионного обмена | Л.О. № 5. Реакции ионного обмена в растворе |
9-10. | Гидролиз солей. Степень гидролиза | Лекция, объясни- тельно- иллюст- ративный | Гидролиз солей. Различные случаи гидролиза солей. Гидролиз солей в свете представлений протонной теории. Степень гидролиза. Влияние температуры и концентрации на степень гидролиза. Смещение равновесия гидролиза. Ступенчатый гидролиз | Знать понятие гидролиза солей, виды гидролиза, механизм образования, понятие степени гидролиза, факторы, влияющие на гидролиз, уметь записывать уравнения гидролиза, определять по какому типу пойдет гидролиз соли, определять характер среды раствора солей | Д. Гидролиз солей различных типов. Полный гидролиз соли. |
11. | Взаимодействие металлов с растворами гидролизующихся солей | Беседа, объясни- тельно- иллюст- ративный | Взаимодействие металлов с растворами гидролизую-щихся солей | Уметь составлять уравнения реакций между металлами и растворами гидролизующихся солей | Л.О. № 6. Взаимодействие металлов с растворами гидролизующихся солей |
12. | Необратимый гидролиз солей и бинарных соединений | Беседа, объясни- тельно- иллюст- ративный | Необратимый (полный) гидролиз. Механизм полного гидролиза. | Уметь составлять уравнения необратимого гидролиза солей и бинарных соединений | |
13. | Практическая работа № 2. «Гидролиз солей» | Практикум | Гидролиз солей. Различные случаи гидролиза солей Влияние температуры и концентрации на степень гидролиза. | Уметь записывать уравнения гидролиза, определять по какому типу пойдет гидролиз соли, определять характер среды раствора солей | |
14. | Контрольная работа №3 По теме: « Химические реакции в водных растворах | | | | |
| |
Тема 5. Реакции с изменением степеней окисления атомов химических элементов(13ч.) Решение задач по теме «Электролиз». |
1. | Окислительно-восстановительные реакции. | Беседа, объясни- тельно- иллюст- ративный | Окислители и восстанови-тели. Окислительно-восстановительная двойственность. Изменение окислительно-восстановительных свойств простых веществ в зависимости от положения образующих их элементов ПСХЭ Классификация ОВР (межмолекулярные, внутримолекулярные и реакции диспропорционирования) | Уметь приводить примеры веществ окислителей и восстановителей, знать изменение окислительно-восстановительных свойств простых веществ в зависимости от положения образующих их элементов ПСХЭ Уметь определять тип ОВР по классификации | Д. Примеры окислительно-восстановительных реакций. Л.О. № 7. Окислительно-восстановительные реакции. |
2-3. | Составление уравнений ОВР. Метод электронного баланса | Практикум по составлению уравнений | Составление уравнений ОВР. Метод электронного баланса | Уметь составлять ОВР методом электронного баланса | |
4. | Особые случаи составления уравнений ОВР | Беседа, объяснитель-но-иллюст- ративный | Составление уравнений ОВР. Метод электронного баланса | Уметь составлять ОВР методом электронного баланса | |
5-6. | Органические вещества в ОВР | Беседа, объяснитель-но-иллюстра-тивный | Составление уравнений ОВР органических веществ | Уметь составлять ОВР органических веществ | |
7. | Химические источники тока | Беседа, объяснительно -иллюстративный | Химические источники тока (гальванические и топливные элементы, аккумуляторы). Электрохимический ряд напряжения металлов | Знать об основных источниках тока, уметь пользоваться электрохимическим рядом напряжения металлов | Д. Медно-цинковый гальванический элемент, его работа. Л.О. № 8. Гальванический элемент |
8-9. | Электролиз расплавов и растворов электролитов | Беседа, объясни- тельно- иллюст- ративный | Электролиз расплавов и растворов электролитов с инертными электродами. Электролиз с растворимым анодом. Применение электролиза в промышленности | Знать определение электролиза, уметь составлять уравнения электролиза расплавов и растворов элекролитов. Знать отличие электролиза расплава и раствора электролитов, применение электролиза в промышленности. | Д. Электролиз растворов хлорида меди(II) и сульфата натрия или калия. Л.О. № 9. Электролиз воды. |
10. | Электрохимический ряд напряжений металлов. | Беседа, объясни- тельно- иллюст- ративный | Направление окислительно-восстановительных реакций. Ряд стандартных электродных потенциалов. | Знать направление окислительно-восстановительных реакций. Ряд стандартных электродных потенциалов. | Л.О.№ 10 Восстановительные свойства металлов. |
11. | Коррозия металлов Способы защиты металлов от коррозии | Лекция, объясни- тельно- иллюст- ративный Практикум, эвристический | Коррозия металлов. Ущерб от коррозии. Виды коррозии (химическая, электрохимии-ческая). Способы защиты от коррозии: легирование, антикоррозионные покрытия (неметаллические и металлические - анодные и катодные), протекторная защита, ингибирование | Знать понятие коррозии, ее виды и способы защиты, уметь составлять уравнение, отражающее химическую коррозию Знать виды и способы защиты металлов от коррозии | |
12. | Практическая работа № 3 «Коррозия и защита металлов от коррозии» | Практикум | Коррозия и защита металлов от коррозии | Уметь работать с лабораторным оборудованием, химическими веществами | |
13. | Контрольная работа № 4 по теме « Реакции с изменением степеней окисления атомов химических элементов » | Контрольная работа | | | |
| |
Тема 6. Основные классы неорганических соединений (10ч.) |
1. | Оксиды | Семинар, эвристический | Обобщение свойств важнейших классов неорганических соединений. Оксиды. Классификация оксидов по химическим свойствам, способы получения, физические и химические свойства | Знать определение оксидов, их химические свойства, классификацию, уметь составлять формулы оксидов, уравнения реакции, подтверждающие химические свойства оксидов | Демонстрации 1. Реакции, характерные для основных, кислотных и амфотерных оксидов и гидроксидов. Л.О. № 11 Распознавание оксидов. |
2. | Гидроксиды. Основания | Семинар, эвристический | Основания, классификация, способы получения, диссоциация, и химические свойства | Знать определения основаниям, способы получения, химические свойства, уметь называть основания, классифи-цировать, составлять уравнения реакции, подтверждающие химии-ческие свойства оснований | |
3. | Кислоты | Семинар, эвристический | Кислота. Классификация, номенклатура, способы получения, диссоциация и химические свойства | Знать определение кислот, их название, классификацию, способы получения, химические свойства, уметь составлять реакции диссоциации кислот, классифицировать, записывать уравнения реакции, подтверждающие химические свойства кислот | |
4. | Амфотерные гидроксиды | Семинар, эвристический | Амфотерные гидроксиды, химические свойства | Знать химические свойства, уметь составлять уравнения реакции, подтверждающие химии-ческие свойства | Л.О. № 12. Распознование катионов натрия, магния и цинка |
5. | Решение задач с использованием стехиометрических схем | Решение задач | Решение задач с использованием стехиометрических схем | Уметь решить задачи | |
6. | Классификация солей. Средние соли | Беседа, объясни- тельно- иллюст- ративный | Соли. Средние соли, номенклатура, способы получения, диссоциация и химические свойства. | Знать определение всем солям, их способы получения, химические свойства, уметь составлять уравнения реакции, а также формулы солей | Д.1. Получение и свойства средних, кислых и основных солей. 2. Термическое разложение нитратов и солей аммония. Л.О. № 13. Получение кислой соли
Л.О. № 14. Получение основной соли |
7. | Кислые соли | Беседа, объясни- тельно- иллюст- ративный | Кислые соли, номенклатура, способы получения, диссоциация и химические свойства. | Знать определение всем солям, их способы получения, химические свойства, уметь составлять уравнения реакции, а также формулы солей |
8. | Основные, двойные и смешанные соли | Беседа, объясни- тельно- иллюст- ративный | Основные соли, номенклатура, способы получения, диссоциация и химические свойства. Перевод основных солей в средние. Двойные и смешанные соли | Знать определение всем солям, их способы получения, химические свойства, уметь составлять уравнения реакции, а также формулы солей |
9-10 | Генетическая связь между классами неорганических веществ | Беседа, объясни- тельно- иллюст- ративный | Графические формулы оксидов, гидроксидов и солей. Генетическая связь между классами неорганических веществ | Уметь составлять графические формулы соединений, решать генетические цепочки | |
| |
Тема 7. Неметаллы и их соединения (8ч.) |
1. | Общая характеристика неметаллов. | Беседа, объясни- тельно- иллюст- ративный | Положение элементов, образующих простые вещества -неметаллы, в Периодической системе. Особенности строения их атомов. Способы получения неметаллов и их физические свойства. Аллотропные модификации кислорода, серы, фосфора, углерода и их свойства. | Уметь по периодической таблице определять местоположение неметаллов, расписывать электронную формулу неметаллов, знать способы получения неметаллов в промышленности и в лаборатории. | Д. 1. Модели кристаллических решеток иода, алмаза и графита. 2. Получение аллотропных модификаций серы и фосфора. . |
2. | Свойства неметаллов | Беседа, объясни- тельно- иллюст- ративный | Физические и химические свойства неметаллов | Уметь составлять уравнения химических реакций, подтверждающие химические свойства неметаллов, составлять окислительно-восстановительные реакции, определять окислитель и восстановитель | Д. Вытеснение менее активных галогенов из их соединений (галогенидов) более активными галогенами. Л.О. № 15 Диспропорционирование иода в щелочной среде |
3. | Водородные соединения неметаллов | Беседа, объясни- тельно- иллюст- ративный | Аммиак, силан, фосфин, сероводород, сероводород, хлороводород, бромоводород, фтороводород. | Знать свойства: аммиака, силана, фосфина, сероводорода, сероводорода, хлороводорода, бромоводорода, фтороводорода. | Д. Взаимодействие серы с кислородом, водородом, растворами щелочи и азотной кислоты Л.О. № 16 Окислительно-восстановительные свойства пероксида водорода |
4-5. | Кислородные соединения неметаллов. | Беседа, объясни- тельно- иллюст- ративный | Пероксид водорода и его свойства. | Знать пероксид водорода и его свойства. |
| | | | | |
6. | Практическая работа № 4 «Получение, собирание и распознавание газов» | Практикум | Получить в лабораторных условиях водород, кислород | Уметь работать с химическим оборудованием, веществами | |
7. | Решение задач по материалу темы. Обобщение знаний по теме «Сложные неорганические вещества» | Тестирование | | | |
8. | Контрольная работа № 5 по теме «Основные классы неорганических веществ. Неметаллы» | Контрольная работа | | | |
| |
Тема 8. Металлы и их соединения (21ч.) |
1. | Общая характеристика и способы получения металлов | Беседа, объясни- тельно- иллюст- ративный | Общий обзор металлов. Положение элементов, образующих простые вещества - металлы, в периодической системе. Особенности строения их атомов. Общие свойства получения металлов | Уметь по периодической таблице определять местоположение металлов, расписывать электронную формулу металлов. Знать способы получения металлов в промышленности и в лаборатории. | |
2. | Свойства металлов | Рассказ, объясни- тельно- иллюст- ративный | Физические и химические свойства металлов: взаимодействие с простыми веществами - неметаллами, со сложными веществами - с водой, с растворами щелочей, кислот, с кислотами-окислителями, с растворами солей, с растворами или расплавами щелочей в присутствии окислителей. Реакции, протекающие в растворах гидролизующихся солей | Уметь составлять уравнения химических реакций, подтверждающие химические свойства металлов | Д. 1. Коллекция металлов с различными физическими свойствами. 2. Взаимодействие металлов с неметаллами и водой, алюминия с растворами щелочи, серной и азотной кислот. Отношение алюминия и железа к концентрированным растворам азотной и серной кислот. |
3. | Свойства металлов | Рассказ, объясни- тельно- иллюст- ративный | Физические и химические свойства металлов: взаимодействие с простыми веществами - неметаллами, со сложными веществами - с водой, с растворами щелочей, кислот, с кислотами-окислителями, с растворами солей, с растворами или расплавами щелочей в присутствии окислителей. Реакции, протекающие в растворах гидролизующихся солей | Уметь составлять уравнения химических реакций, подтверждающие химические свойства металлов | Л.О. № 17 Взаимодействие металлов с растворами щелочей |
4. | Общая характеристика d- элементов | Беседа. объясни- тельно- иллюст- ративный | Общая характеристика d-элементов. Особенности строения атомов и свойств соединений | Знать понятие о d-элементах, их особенностях | |
5-6. | Хром и его соединения | Беседа, объясни- тельно- иллюст- ративный | Строение атома и степени окисления. Физические и химические свойства хрома. Оксиды и гидроксиды хрома (II), (III), (VI). Хромовая и дихромовая кислоты и их соли. Комплексные соединения. Окислительно-восстановительные свойства соединений хрома. Применение хрома, его сплавов и соединений | Знать физические и химические свойства хрома, его соединений, двойственный характер соединений хрома, применение хрома и его сплавов, уметь составлять уравнения реакции, электронную формулу атома хрома | Д. 1.Минералы, содержащие хром. 2.Сплавы хрома. |
7. | Практическая работа № 5 «Соединения хрома» | Практикум | Опыты, характеризующие свойства соединений хрома | Уметь работать с лабораторным оборудованием, химическими веществами | |
8-9. | Марганец и его соединения | Беседа, практикум | Строение атома и степени окисления. Физические и химические свойства марганца. Оксиды и гидроксиды марганца (II), (IV), (VII). Применение марганца, его сплавов и соединений | Знать физические и химические свойства марганца и его соединений, применение марганца, его сплавов, уметь составлять уравнения химических реакций, электронную формулу атома марганца, обращаться с лабораторным оборудованием | Д. 1.Минералы, содержащие марганец. 2. Сплавы марганца, Л.О. № 18 Соединения марганца |
10-11 | Железо и его соединений | Беседа, практикум, объясни- тельно- иллюстра- тивный Эвристический | Строение атома и степени окисления. Физические и химические свойства железа и его соединений (оксиды, гидроксиды, комплексные соединения). Применение железа, его сплавов и соединений Свойства соединений железа | Знать физические и химические свойства железа и его соединений, применение железа и его сплавов, уметь составлять уравнения химических реакций, записывать электронную формулу строения атома железа Знать области применение железа, его сплавов и соединений | Д. 1. Горение железа в кислороде и хлоре. 2. Получение гидроксидов железа(II) и (III), их кислотно-основные и окислительно-восстановительные свойства. 3. Минералы, содержащие железо. 4. Образцы чугуна, стали. |
12. | Практическая работа № 6 «Соединения железо» | Практикум | Опыты, характеризующие свойства соединений железа | Уметь работать с лабораторным оборудованием, химическими веществами | |
13-14 | Медь и его соединения | Беседа, практикум, объясни- тельно- иллюстра- тивный | Медь, строение атома и степени окисления. Физические и химические свойства меди. Оксиды, гидроксиды и комплексные соединения меди. Сплавы меди. Окислительно-восстановительные свойства меди. Применение меди. | Знать физические и химические свойства меди, их соединений, применение меди,, его сплавов, уметь составлять уравнения химических реакций, электронную формулу атома меди. | Д. 1. Взаимодействие меди с концентрированной и разбавленной азотной кислотой. 2. Минералы, содержащие медь. 3. Сплавы меди. |
15. | Практическая работа № 7 «Соединения меди» | Практикум | Опыты, характеризующие свойства соединений меди | Уметь работать с лабораторным оборудованием, химическими веществами | |
16. | Серебро и его соединения | Беседа, практикум, объясни- тельно- иллюстра- тивный | Серебро, строение атома и степени окисления. Физические и химические свойства серебра. Оксиды, гидроксиды и комплексные соединения серебра. Сплавы серебра. Окислительно-восстановительные свойства серебра. Применение серебра. | Знать физические и химические свойства серебра, их соединений, применение серебра, уметь составлять уравнения химических реакций, электронную формулу атома серебра. | Д. Сплавы серебра. Л.О. № 19 Полечение оксида и комплексного основания серебра |
17. | Химические элементы побочной подгруппы II подгруппы. Цинк и его соединения. | Беседа, практикум, объясни- тельно- иллюстра- тивный | Общая характеристика элементов подгруппы цинка. Физические и химические свойства. Амфотерность оксида и гидроксида. Применение цинка, его сплавов и соединений | Знать физические и химические свойства цинка, и его соединений, применение цинка, его сплавов, уметь составлять уравнения химических реакций | Д. 1. Растворение цинка в кислотах и щелочах. 2. Минералы, содержащие цинк. 3. Сплавы цинка. Л.О. № 20 Получение гидрооксида цинка и исследование его свойств. |
18. | Ртуть и его соединения | Рассказ, объясни- тельно- иллюст- ративный | Физические и химические свойства ртути и ее соединений. Токсичность ртути и ее соединений. Правила техники безопасности при использовании в быту ртутных приборов и действия в случаях пролития ртути | Знать физические и химические свойства ртути и ее соединений, правила техники безопасности при использовании в быту ртутных приборов и действия в случаях пролития ртути | |
| Практическая работа № 8 «Идентификация неорганических соединений». | | | | |
19. | Решение задач по материалу темы | Комбинированный урок | | | |
20. | Обобщение и систематизация знаний по теме «Металлы» | Практикум | Химические свойства металлов: взаимодействие с простыми веществами - неметаллами, со сложными веществами - с водой, с растворами щелочей, кислот, с кислотами-окислителями, с растворами солей, с растворами или расплавами щелочей в присутствии окислителей. Реакции, протекающие в растворах гидролизующихся солей Способы получения металлов | Знать физические и химические свойства металлов | |
21. | Контрольная работа № 6 по теме: «Металлы и их соединения» | | | | |
| |
Тема 9.Химическая технология и охрана окружающей среды (2ч.) |
1. | Урок-конференция «Производство химических соединений и охрана окружающей среды» | | | Защита проектов. | |
2. | Итоговая контрольная работа | | | | |