11 класс базовый уровень (2 часа в неделю, всего 70 часа) УМК О.С.Габриеляна
Пояснительная записка
1 Материалы для рабочей программы разработаны на основе авторской программы О.С. Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации. (Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений /О.С. Габриелян. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Дрофа, 2005-2006).
Изучение химии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о химической составляющей естественно-научной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Курс общей химии 11 класса направлен на решение задачи интеграции знаний учащихся по неорганической и органической химии с целью формирования у них единой химической картины мира. Ведущая идея курса – единство неорганической и органической химии на основе общности их понятий, законов и теорий, а также на основе общих подходов к классификации органических и неорганических веществ и закономерностям протекания химических реакций между ними.
Значительное место в содержании курса отводится химическому эксперименту. Он открывает возможность формировать у учащихся умения работать с химическими веществами, выполнять простые химические опыты, учит школьников безопасному и экологически грамотному обращению с веществами в быту и на производстве.
Логика и структурирование курса позволяют в полной мере использовать в обучении логические операции мышления: анализ и синтез, сравнение и аналогию, систематизацию и обобщение.
Исходными документами для составления примера рабочей программы явились:
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2004;
Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03. 2004;
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2007/2008 учебный год, утвержденным Приказом МО РФ № 321от 14.12.2006 г.;
Письмо Минобрнауки России от 01.04.2005 № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения образовательных учреждений» (//Вестник образования, 2005, № 11или сайт http:/ www. vestnik. edu. ru).
2. На изучение курса отведено70часов (2 часа в неделю). , за год лабораторных работ 19, контрольных работ 3, практических работ 2
Рабочая программа по числу часов, отведенных на изучение каждой конкретной темы, полностью соответствует авторской программе, вместе с тем в авторскую программу внесены некоторые незначительные изменения:
1. Дополнены уроки: «Классификация неорганических соединений» и «Классификация органических соединений» (тема 4), т. к. данные уроки позволяют систематизировать материал о классах неорганических и органических соединений.
2. Исключены некоторые демонстрации, так как они дублируются лабораторными опытами:
- коллекция пластмасс и изделий из них, коллекция волокон и изделий из них, жесткость воды и способы ее устранения, образцы различных дисперсных систем (тема 2);
- примеры необратимых реакций, идущих с образованием осадка, газа, воды (тема 3);
- коллекции образцов металлов, неметаллов, природных органических кислот, образцы природных минералов, содержащих хлорид натрия, карбонат кальция, фосфат кальция и гидроксокарбонат меди (П)
(тема 4)
3. Взамен исключенных демонстраций добавлены несколько демонстраций из примерной программы:
- модель металлической кристаллической решетки (тема 2); - -- - растворение окрашенных веществ в воде (сульфата меди (П), перманганата калия, хлорида железа (Ш) (тема 3);
- возгонка йода, изготовление йодной спиртовой настойки, взаимное вытеснение галогенов из растворов их солей, горение серы и фосфора в кислороде, взаимодействие меди с кислородом и серой (тема 4).
4. С целью выполнения требований стандарта и усиления практической направленности курса в рабочую программу включена дополнительная тема «Химия и жизнь» в объеме 4-х часов (авторская программа рассчитана на 68 часов с резервом времени 2 часа) с демонстрациями и лабораторным опытом из примерной программы.
Данная рабочая программа может быть реализована при использовании традиционной технологии обучения, а также элементов других современных образовательных технологий, передовых форм и методов обучения, таких как проблемный метод, развивающее обучение, компьютерные технологии, тестовый контроль знаний и др. в зависимости от склонностей, потребностей, возможностей и способностей каждого конкретного класса в параллели.
Контроль за уровнем знаний учащихся предусматривает проведение лабораторных, практических, самостоятельных, контрольных работ как в традиционной, так и в тестовой формах.
В Поурочном планировании в графе «Изучаемые вопросы» курсивом выделен материал, который подлежит изучению, но не включен в Требования к уровню подготовки выпускников.
Конкретные требования к уровню подготовки выпускников определены для каждого урока и включены в Поурочное планирование.
Кроме того, в результате изучения химии на базовом уровне ученик должен:
Уметь
проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
критической оценки достоверности химической информации, поступающей из различных источников.
3 Учебно-методический комплект
Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений.– М.: Дрофа, 2005.
Габриелян О.С. Химия. 11 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. Учреждений /О.С. Габриелян. – М.: Дрофа, 2006. – 218, [6] с.: ил.
Габриелян О.С., Яшукова А.В. Химия. 11 кл. Базовый уровень: Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2005.
Габриелян О.С. Химия: Учебное пособие для 11 кл. сред. шк. – М.: Блик плюс, 2000.
Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия. 11 кл.: Методическое пособие. М.: Дрофа, 2002-2004.
Габриелян О.С., Лысова Г.Г.,Введенская А.Г. Настольная книга учителя. Химия 11 кл.: В 2 ч. – М.: Дрофа, 2003-2004.
Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Общая химия в тестах, задачах, упражнениях. 11 кл. – М.: Дрофа, 2003.
Химия. 11 кл.: Контрольные и проверочные работык учебнику О.С. Габриеляна, Г.Г. Лысовой «Химия. 11» /О.С. Габриелян, П.Н. Березкин, А.А Ушакова и др. – М.: Дрофа, 2004.
Габриелян О.С. Методическое пособие для учителя. Химия. 10-11 класс. – М.: Дрофа, 2001.
Дополнительная литература для учителя
Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по химии /Сост. С.В. Суматохин, А.А Каверина. – М.: Дрофа,2001.
Буцкус П.Ф. Книга для чтения по органической химии – М.: Просвещение, 1985
Жиряков В.Г. Органическая химия. – М.: Просвещение, 1983
Лидин Р.А., Якимова Е.Е., Воротникова Н.А. Химия. Методические материалы 10-11 классы. - М.:Дрофа, 2000
Назарова Г.С., Лаврова В.Н. Использование учебного оборудования на практических занятиях по химии. – М., 2000
Дополнительная литература для ученика
Малышкина В. Занимательная химия. Нескучный учебник. – Санкт-Пертебург: Трион, 1998.
Аликберова Л.Ю., Рукк Н.С.. Полезная химия: задачи и история. – М.: Дрофа, 2006.
Степин Б.Д., АликбероваЛ.Ю.. Занимательные задания и эффективные опыты по химии. – М.: Дрофа, 2005.
Ушкалова В.Н., Иоанидис Н.В. Химия: Конкурсные задания и ответы: Пособие для поступающих в ВУЗы. – М.: Просвещение, 2005.
Габриелян О.С., Решетов П.В., Остроумов И.Г., Никитюк А.М. Готовимся к единому государственному экзамену. – М.: Дрофа, 2003-2004.
Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия для школьников старших классов и поступающих в вузы: Учеб. пособие. – М.: Дрофа, 20
4 Промежуточная и итоговая аттестация проводится согласно графику, утвержденному директором школы.
(Текущий контроль осуществляется с помощью компьютерного практикума в форме практических работ и практических заданий.
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (модуля) в форме тестирования, выполнения зачетной практической — или контрольной работы.
Итоговый контроль (итоговая аттестация) осуществляется по завершении учебного материала в форме, определяемой приказом директора школы и решением педагогического совета.
Критерии и нормы оценки:
Критерий оценки устного ответа
Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком: ответ самостоятельный.
Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или неполный, несвязный.
Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не смог исправить при наводящих вопросах учителя, отсутствие ответа.
Тематическое планирование
№№ п\п | Наименование темы | Всего, Час. | Из них | Лаб. опыты | |
Контр. работы. | количество | Практ. работы | количество |
1 | Тема 1. Строение атома и периодический закон Д.И. Менделеева | 6 | - | | | | 1 | |
2 | Тема 2. Строение вещества | 26 | 1 | | 1 | | 5 | |
3 | Тема 3. Химические реакции | 16 | 1 | | - | | 5 | |
4 | Тема 4. Вещества и их свойства | 18 | 1 | | 1 | | 7 | |
5 | Тема 5. Химия и жизнь | 4 | - | | - | | 1 | |
| Итого | 70 | | 3 | | 2 | | 19 |
поурочное планирование по химии, базовый уровень 11 класс
п/п | № урока | Тема урока | Количество часов | Тип урока | Вид контроля | Дата |
По плану | Фактич. |
| | Тема 1. Строение атома (6часов) | | | | | |
1,2 | 1,2 | Атом – сложная частица | 2 | КУ | устные ответы | | |
3 | 3 | Строение электронных оболочек атомов | 1 | КУ | устные ответы, фронтальный опрос | | |
4,5 | 4,5 | Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева и строение атома | 2 | УИ и ППЗ | Тематические сообщения Устный опрос | | |
6 | 6 | Значение периодического закона Д.И. Менделеева | 1 | КУ | устные ответы, фронтальный опрос | | |
| | Тема 2. Строение вещества (26 часов) | | | | | |
1,2 | 7,8 | Ионная химическая связь | 2 | УК О и КЗ | Самостоятельная работа | | |
3,4 | 9,10 | Ковалентная химическая связь | 2 | УИ и ППЗ | Решение задач , составление схем | | |
5,6 | 11,12 | Металлическая химическая связь | 2 | УИ и ППЗ | Решение задач , составление схем | | |
7 | 13 | Водородная химическая связь | 1 | КУ | устные ответы, фронтальный опрос | | |
8,9 | 14,15 | Полимеры | 2 | КУ | Самостоятельная работа | | |
10,11 | 16,17 | Газообразное состояние вещества | 2 | КУ | Тематические сообщения Устный опрос | | |
12 | 18 | Водород, кислород, углекислый газ | 1 | КУ | тест | | |
13 | 19 | Аммиак, этилен | 1 | КУ | сообщения Устный опрос | | |
п/п | № урока | Тема урока | Количество часов | Тип урока | Вид контроля | Дата |
По плану | Фактич. |
14 | 20 | Практическая работа№1«Получение, собирание и распознавание газов» | 1 | УК О и КЗ | Практическая работа | | |
15,16 | 21,22 | Расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций | 2 | УК О и КЗ | Решение задач , составление схем | | |
17,18 | 23,24 | Жидкое состояние вещества | 2 | КУ | Тематические сообщения Устный опрос | | |
19 | 25 | Твердое состояние вещества | 1 | КУ | устные ответы, фронтальный опрос | | |
20 | 26 | Дисперсные системы | 1 | УИ и ППЗ | Поисковая беседа | | |
21,22 | 27,28 | Состав вещества. Смеси. | 2 | УК О и КЗ | Решение задач , составление схем | | |
23,24 | 29,30 | Обобщение и систематизация знаний по теме. | 2 | УК О и КЗ | Решение задач , составление схем | | |
25 | 31 | Контрольная работа №1 по теме 2 «Строение вещества» | 1 | УК О и КЗ | Контрольная работа | | |
26 | 32 | Анализ контрольной работы | 1 | КУ | Решение задач , составление схем | | |
| | Тема 3. Химические реакции (16 часов) | | | | | |
1,2 | 33,34 | Классификация химических реакций в неорганической и органической химии | 2 | КУ | сообщения Устный опрос Самостоятельная работа | | |
3 | 35 | Скорость химической реакции | 1 | УИ и ППЗ | Самостоятельная работа | | |
4 | 36 | Обратимость химических реакций. Химическое равновесие | 1 | КУ | сообщения Устный опрос | | |
4 | 36 | Обратимость химических реакций. Химическое равновесие | 1 | КУ | сообщения Устный опрос | | |
п/п | № урока | Тема урока | Количество часов | Тип урока | Вид контроля | Дата |
По плану | Фактич. |
5 | 37 | Роль воды в химических реакциях | 1 | КУ | Самостоятельная работа Поисковая беседа | | |
6,7 | 38,39 | Электролитическая диссоциация | 2 | УИ и ППЗ | Решение задач , составление схем | | |
8 | 40 | Химические свойства воды | 1 | КУ | устные ответы, фронтальный опрос | | |
9,10 | 41,42 | Гидролиз органических и неорганических соединений | 2 | КУ | Решение задач , составление схем | | |
11,12 | 43,44 | Окислительно-восстановительные реакции | 2 | КУ | тест Самостоятельная работа | | |
13 | 45 | Электролиз | 1 | КУ | Решение задач , составление схем | | |
14 | 46 | Обобщение и систематизация знаний по теме. | 1 | УК О и КЗ | Самостоятельная работа | | |
15 | 47 | Контрольная работа №2 по теме 3 «Химические реакции» | 1 | УК О и КЗ | Контрольная работа | | |
16 | 48 | Анализ контрольной работы | 1 | УК О и КЗ | Решение задач , составление схем | | |
| | Тема 4. Вещества и их свойства (18час) | | | | | |
1 | 49 | Классификация неорганических соединений | 1 | КУ | устные ответы, фронтальный опрос | | |
2 | 50 | Классификация органических соединений | 1 | КУ | Тематические сообщения Устный опрос | | |
3,4 | 51,52 | Металлы | 2 | КУ | Решение задач , составление схем | | |
2 | 68 | Химия и производство | 1 | КУ | устные ответы, фронтальный опрос | | |
3,4 | 69,70 | Химия и экология | 2 | КУ | устные ответы, фронтальный опрос | | |
5