(Питерских А.С., Гуров Г.Е. Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека 7-8 классы – Москва: Просвещение, 2012)
– о месте и значении изобразительного искусства в культуре: жизни общества и жизни человека;
– о существовании изобразительного искусства во все времена; должны иметь представление о многообразии образных языков искусства и особенностях видения мира в разные эпохи;
– понимать взаимосвязь реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве, ее претворение в художественный образ;
– основные виды и жанры изобразительных искусств; иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства;
– имена выдающихся художников и произведений искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве;
– понимать особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников-пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;
– основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива), особенности ритмической организации изображения;
– о разных художественных материалах, художественных техниках и их значении в создании художественного образа;
– пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, уметь использовать коллажные техники;
– видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображения предмета и группы предметов; знать общие правила построения головы человека; уметь пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;
– видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;
– создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и воображению;
– активно воспринимать произведения искусства и аргументировано анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства.
№ урока | Тема раздела, урока | Творческие и практические задания на уроке |
| Раздел 1. Изображение фигуры человека и образ человека | |
1 | Изображение фигуры человека в истории искусства | Аналитически зарисовки изображений фигуры человека, характерных для разных древних культур |
2 | Пропорции и строение фигуры человека. | Зарисовки схемы фигуры человека, схемы движения человека |
3 | Пропорции и строение фигуры человека. | Конструирование из бумаги схемы движения человека |
4 | Лепка фигуры человека. | Лепка фигуры человека |
5 | Лепка фигуры человека. | Лепка фигуры человека |
6 | Набросок фигуры человека. | Выполнение набросков с натуры одетой фигуры человека |
7 | Набросок фигуры человека. | Выполнение зарисовок по представлению |
8 | Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве. | Участие в выставке лучших творческих работ, обсуждение художественных особенностей работ |
| Раздел 2. Поэзия повседневности | |
9 | Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов. | Изображение выбранных мотивов из жизни разных народов в контексте традиций поэтики их искусства |
10 | Тематическая (сюжетная) картина. | Участие в диалоге о роли тематической картины |
11 | Сюжет и содержание в картине. | Работа над композицией с простым, доступным для наблюдения сюжетом из своей жизни |
12 | Жизнь каждого дня – большая тема в искусстве. | Композиция (изобразительное сочинение) на выбранную тему |
13 | Жизнь в моем городе в прошлых веках. | Создание композиции на темы жизни людей своего города |
14 | Жизнь в моем городе в прошлых веках. | Создание композиции на темы жизни людей своего города |
15 | Праздник и карнавал в ИЗО | Создание композиции в технике коллажа на тему праздника |
16 | Праздник и карнавал в ИЗО | Создание композиции в технике коллажа на тему праздника |
| Раздел 3. Великие темы жизни | |
17 | Мифологические темы в искусстве разных эпох. | Создание эскиза по мотивам мифов |
18 | Исторические темы в искусстве разных эпох. | Участие в беседе по теме урока |
19 | Тематическая картина в русском искусстве 19 века. | Выступления учащихся о творчестве русских художников 19 века |
20 | Процесс работы над тематической картиной. | Выбор темы из истории нашей Родины, зарисовки и поиск эскизов |
21 | Процесс работы над тематической картиной. | Работа на композицией на историческую тему |
22 | Процесс работы над тематической картиной. | Работа на композицией на историческую тему |
23 | Процесс работы над тематической картиной. | Работа на композицией на историческую тему |
24 | Библейские темы в изобразительном искусстве. | Создание композиции на библейские темы |
25 | Библейские темы в изобразительном искусстве. | Создание композиции на библейские темы |
26 | Монументальная скульптура и образ истории народа. | Создание проекта памятника, посвященного выбранному историческому событию |
27 | Монументальная скульптура и образ истории народа. | Создание проекта памятника, посвященного выбранному историческому событию |
28 | Место и роль картины в искусстве 20 века. | Беседа и дискуссия о современном искусстве |
| Раздел 4. Реальность жизни и художественный образ | |
29 | Художественно-творческие проекты | Обсуждение идеи проекта, замысел и создание эскизов |
30 | Слово и изображение. | создание шрифтовой композиции |
31 | Искусство иллюстрации. | Создание эскиза иллюстрации |
32 | Конструктивное и декоративное начало в изобразительном искусстве | Защита своего проекта |
33 | История искусства и история человечества. | Анализ произведения с точки зрения принадлежности их стилю, направлению |
34 | Личность художника и мир его времени. | Беседа о художниках |
35 | Крупнейшие музеи ИЗО и их роль в культуре. | Виртуальная экскурсия по музею |
№ урока | Дата | Тема раздела, урока | Практическая часть | Перечень контрольно-оценочных средств | Примечания |
| | Раздел 1. Изображение фигуры человека и образ человека (8 часов) |
1 | | Изображение фигуры человека в истории искусства | | | |
2 | | Пропорции и строение фигуры человека. | | | |
3 | | Пропорции и строение фигуры человека. | | | |
4 | | Лепка фигуры человека. | | | |
5 | | Лепка фигуры человека. | | | |
6 | | Набросок фигуры человека. | | | |
7 | | Набросок фигуры человека. | | | |
8 | | Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве. | | | |
| | Раздел 2. Поэзия повседневности (8 часов) |
9 | | Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов. | | | |
10 | | Тематическая (сюжетная) картина. | | | |
11 | | Сюжет и содержание в картине. | | | |
12 | | Жизнь каждого дня – большая тема в искусстве. | | | |
13 | | Жизнь в моем городе в прошлых веках. | | | |
14 | | Жизнь в моем городе в прошлых веках. | | | |
15 | | Праздник и карнавал в ИЗО | | | |
16 | | Праздник и карнавал в ИЗО | | | |
| | Раздел 3. Великие темы жизни (12 часов) |
17 | | Мифологические темы в искусстве разных эпох. | | | |
18 | | Исторические темы в искусстве разных эпох. | | | |
19 | | Тематическая картина в русском искусстве 19 века. | | | |
20 | | Процесс работы над тематической картиной. | | | |
21 | | Процесс работы над тематической картиной. | | | |
22 | | Процесс работы над тематической картиной. | | | |
23 | | Процесс работы над тематической картиной. | | | |
24 | | Библейские темы в изобразительном искусстве. | | | |
25 | | Библейские темы в изобразительном искусстве. | | | |
26 | | Монументальная скульптура и образ истории народа. | | | |
27 | | Монументальная скульптура и образ истории народа. | | | |
28 | | Место и роль картины в искусстве 20 века. | | | |
| | Раздел 4. Реальность жизни и художественный образ (7 часов) |
29 | | Художественно-творческие проекты | | | |
30 | | Слово и изображение. | | | |
31 | | Искусство иллюстрации. | | | |
32 | | Конструктивное и декоративное начало в изобразительном искусстве | | | |
33 | | История искусства и история человечества. | | | |
34 | | Личность художника и мир его времени. | | | |
35 | | Крупнейшие музеи ИЗО и их роль в культуре. | | | |