(Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека.
6 класс ФГОС под редакцией Б.М. Неменского –
знать о месте и значении изобразительных искусств в жизни человека и общества;
знать о существовании изобразительного искусства во все времена, иметь представление о многообразии образных языков искусства и особенностях видения мира в разные эпохи;
понимать взаимосвязь реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве, ее претворении в художественный образ;
знать основные виды и жанры изобразительного искусства, иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа, натюрморта в истории искусства;
называть имена выдающихся художников и произведения искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве;
понимать особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русский художников-пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;
знать основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива), особенности ритмической организации изображения;
знать разные художественные материалы, художественные техники и их значение в создании художественного образа;
пользоваться красками (гуашь и акварель), обладать первичными навыками графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, уметь использовать коллажные техники;
видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображений предмета и группы предметов; знать общие правила построения головы человека; уметь пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;
видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;
создавать творческие и композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;
активно воспринимать произведения искусства и аргументировано анализировать разные уровни своего восприятия,0 понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства.
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного стандарта обучения на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура);
приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика);
развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
№ урока | Тема раздела, урока | Творческие и практические задания на уроке |
| Раздел 1. Виды изобразительно искусства и основы образного языка. | |
1 | Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств. Художественные материалы. | Участие в беседе на тему пластических искусств и деление их на три группы (изобразительны, конструктивные и декоративные). Выполнение композиции с целью исследования художественных материалов (гуашь, акварель, уголь, сангина, туши и т.д.) |
2 | Рисунок – основа изобразительного творчества | Выполнение зарисовок с натуры отдельных растений |
3 | Линия и ее выразительные возможности. Ритм линий. | Выполнение (по представлению) линейных рисунков трав |
4 | Пятно как средство выражения. Ритм пятен. | Изображение различных осенних состояний в природе |
5 | Цвет. Основы цветоведения. | Созданий фантазийных изображений различных царств |
6 | Цвет в произведениях живописи. | Изображение осеннего букета |
7 | Объемные изображения в скульптуре. | Создание объемных изображений животных |
8 | Основы языка изображения (обобщение темы). | Участие в выставке лучших творческих работ, обсуждение художественных особенностей работ |
| Раздел 2. Мир наших вещей. Натюрморт. | |
9 | Реальность и фантазия в творчестве художника. | Участие в диалоге об особенностях реальности и фантазии в творчестве художников |
10 | Изображение предметного мира – натюрморт. | Работа над натюрмортом из плоских изображений знакомых предметов с решением задачи их композиционного размещения на листе |
11 | Понятие формы. Многообразие формы окружающего мира. | Изображение с натуры силуэтов различных предметов |
12 | Изображение объема на плоскости и линейная перспектива. | Изображение с натуры натюрморта из геометрических тел |
13 | Освещение. Свет и тень. | Изображение натюрморта построенного на контрасте светлого и темного |
14 | Натюрморт в графике. | Выполнение графического натюрморта с натуры или по представлению |
15 | Цвет в натюрморте. | Выполнение натюрморта, выражающего эмоциональное состояние |
16 | Выразительны возможности натюрморта (обобщение темы). | Создание натюрморта: «Натюрморт - автопортрет» |
| Раздел 3. Вглядываясь в человека. Портрет. | |
17 | Образ человека – главная тема искусства. | Участие в беседе на тему образ человека в портрете |
18 | Конструкция головы человека и ее основные пропорции. | Выполнение портрета в технике аппликации |
19 | Изображение головы человека в пространстве. | Зарисовки объемной конструкции головы |
20 | Портрет в скульптуре. | Создание скульптурного портрета литературного героя |
21 | Портрет в скульптуре. | Создание скульптурного портрета литературного героя |
22 | Графический портретный рисунок. | Создание рисунка (наброска) портрета своего друга |
23 | Сатирические образы человека. | Создание дружеских шаржей |
24 | Образные возможности освещения в портрете. | Наблюдение натуры и выполнение набросков головы в различном освещении |
25 | Роль цвета в портрете. | Создание портрета знакомого человека |
26 | Роль цвета в портрете. | Создание портрета знакомого человека |
27 | Великие портретисты прошлого. | Создание автопортрета |
28 | Портрет в изобразительном искусстве 20 века. | Участие в выставке лучших работ класса |
| Раздел 4. Человек и пространство. Пейзаж. | |
29 | Жанры в изобразительном искусстве. | Участие в беседе на тему жанров в изобразительном искусстве |
30 | Изображение пространства. | Создание простых зарисовок наблюдаемого пространства с опорой на правила перспективных сокращений |
31 | Правила построения перспективы. Воздушная перспектива. | Изображение рисунка с соблюдением правил линейной и воздушной перспективы |
32 | Пейзаж – большой мир. | Изображение эпического пейзажа |
33 | Пейзаж в русской живописи. Пейзаж настроения. Природа и художник. | Создание пейзажа – настроения |
34 | Пейзаж в графике. Городской пейзаж. | Создание городского пейзажа |
35 | Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл (обобщение темы). | Участие в беседе о выразительных возможностях изобразительного искусства; участие в выставке творческих работ |
№ урока | Дата | Тема раздела, урока | Практическая часть | Перечень контрольно-оценочных средств | Примечания |
| | Раздел 1. Виды изобразительно искусства и основы образного языка. (8 часов) |
| | Личностные УУД - формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. Познавательные УУД - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Коммуникативные УУД - обсуждать содержание работ, произведения искусства (важно увидеть, прослушать, обсудить). Регулятивные УУД - умение планировать свою деятельность, а также контролировать процесс и результат работы. Предметные УУД - освоение художественной культуры в многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности). |
1 | | Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств. Художественные материалы. | | | |
2 | | Рисунок – основа изобразительного творчества | | | |
3 | | Линия и ее выразительные возможности. Ритм линий. | | | |
4 | | Пятно как средство выражения. Ритм пятен. | | | |
5 | | Цвет. Основы цветоведения. | | | |
6 | | Цвет в произведениях живописи. | | | |
7 | | Объемные изображения в скульптуре. | | | |
8 | | Основы языка изображения (обобщение темы). | | | |
| | Раздел 2. Мир наших вещей. Натюрморт. (8 часов) |
| | Личностные УУД - формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности. Познавательные УУД - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Коммуникативные УУД - обсуждать содержание работ, произведения искусства (важно увидеть, прослушать, обсудить). Регулятивные УУД - умение планировать свою деятельность, а также контролировать процесс и результат работы. Предметные УУД - приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика). |
9 | | Реальность и фантазия в творчестве художника. | | | |
10 | | Изображение предметного мира – натюрморт. | | | |
11 | | Понятие формы. Многообразие формы окружающего мира. | | | |
12 | | Изображение объема на плоскости и линейная перспектива. | | | |
13 | | Освещение. Свет и тень. | | | |
14 | | Натюрморт в графике. | | | |
15 | | Цвет в натюрморте. | | | |
16 | | Выразительны возможности натюрморта (обобщение темы). | | | |
| | Раздел 3. Вглядываясь в человека. Портрет. (12 часов) |
| | Личностные УУД - формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания. Познавательные УУД - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Коммуникативные УУД - обсуждать содержание работ, произведения искусства (важно увидеть, прослушать, обсудить). Регулятивные УУД - умение планировать свою деятельность, а также контролировать процесс и результат работы. Предметные УУД - развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности. |
17 | | Образ человека – главная тема искусства. | | | |
18 | | Конструкция головы человека и ее основные пропорции. | | | |
19 | | Изображение головы человека в пространстве. | | | |
20 | | Портрет в скульптуре. | | | |
21 | | Портрет в скульптуре. | | | |
22 | | Графический портретный рисунок. | | | |
23 | | Сатирические образы человека. | | | |
24 | | Образные возможности освещения в портрете. | | | |
25 | | Роль цвета в портрете. | | | |
26 | | Роль цвета в портрете. | | | |
27 | | Великие портретисты прошлого. | | | |
28 | | Портрет в изобразительном искусстве 20 века. | | | |
| | Раздел 4. Человек и пространство. Пейзаж. (7 часов) |
| | Личностные УУД - формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания. Познавательные УУД - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Коммуникативные УУД - обсуждать содержание работ, произведения искусства (важно увидеть, прослушать, обсудить). Регулятивные УУД - умение планировать свою деятельность, а также контролировать процесс и результат работы. Предметные УУД - развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности. |
29 | | Жанры в изобразительном искусстве. | | | |
30 | | Изображение пространства. | | | |
31 | | Правила построения перспективы. Воздушная перспектива. | | | |
32 | | Пейзаж – большой мир. | | | |
33 | | Пейзаж в русской живописи. Пейзаж настроения. Природа и художник. | | | |
34 | | Пейзаж в графике. Городской пейзаж. | | | |
35 | | Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл (обобщение темы). | | | |