Филиал муниципального автономного общеобразовательного учреждения
«Прииртышская средняя общеобразовательная школа» - «Абалакская средняя общеобразовательная школа»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по изобразительному искусству
для 2 класса
на 2017-2018 учебный год
Планирование составлено в соответствии
с ФГОС НОО
Составитель программы:
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Волкова Татьяна Анатольевна
с. Абалак
2017 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству для обучающихся 2 класса составлена в соответствии с авторской программой четырёхлетней начальной школы: Проект «Начальная школа 21 века»/ – руководитель проекта проф. Н. Ф. Виноградова. - М.: Вентана-Граф, 2013г.- 144с.
Авторы – составители: Л. Г. Савенкова, Е. А. Ермолинская: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. / . – М. : Вентана-Граф, 2013.
На изучение предмета ИЗО во 2 классе в учебном плане филиала МАОУ «Прииртышская СОШ» - «Абалакская СОШ» отводится 1 час в неделю, 34 часа в год.
Предметные результаты освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»
• сформированность представлений об искусстве, о связи искусства с действительностью и умение объяснить это на доступном возрасту уровне;
• умение анализировать и сравнивать произведения искусства по настроению, которое они вызывают, элементарно оценивать их с точки зрения эмоционального содержания;
• умение сравнивать описания, произведения искусства на одну тему;
• способность обосновывать своё суждение, подбирать слова для характеристики своего эмоционального состояния и героя произведения искусства;
• умение высказывать предположения о сюжете по иллюстрации (самостоятельное развитие сюжета), рассказывать
о своём любимом произведении искусства, герое, картине, спектакле, книге;
• умение фиксировать своё эмоциональное состояние, возникшее во время восприятия произведения искусства;
• сформированность представлений о природном пространстве и архитектуре разных народов;
• сформированность представлений о связи архитектуры с природой, знаний архитектурных памятников своего региона, их истории;
• активное участие в обсуждении роли искусства в жизни общества и человека;
• понимание влияния природного окружения на художественное творчество и понимание природы как основы всей жизни человечества;
• понимание зависимости народного искусства от природных и климатических особенностей местности, его связи с культурными традициями, мировоззрением народа;
• умение объяснить, чем похожи и чем различаются традиции разных народов в сказках, орнаменте, оформлении жилища, в обустройстве дома в целом;
• умение создавать образный портрет героя в разных видах и жанрах искусства — словесном, изобразительном, пластическом, музыкальном;
• умение развивать предложенную сюжетную линию (сочинение общей сказки, пьесы и т. п.);
• сформированность навыков использования средств компьютерной графики в разных видах творческой деятельности;
• умение выражать в беседе своё отношение к произведениям разных видов искусства (изобразительного, музыкального; хореографии, литературы), понимать специфику выразительного языка каждого из них;
• умение выбирать выразительные средства для реализации творческого замысла;
• умение сравнивать произведения на одну тему, относящиеся к разным видам и жанрам искусства;
• умение распознавать выразительные средства, использованные автором для создания художественного образа, выражения идеи произведения;
• умение использовать элементы импровизации для решения творческих задач.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Ученик научится:
- различать основные виды художественной деятельности и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
- различать основные виды и жанры пластических искусств;
- узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны окружающего мира;
- создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве; - различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно- творческой деятельности;
- использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта;
- наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании.
Ученик получит возможность научиться:
- воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;
- видеть проявления прекрасного в произведениях искусства;
- высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях;
- пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства;
- передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;
- моделировать новые формы, различные ситуации путём трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средства изобразительного искусства;
- видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов; - изображать пейзажи, натюрморты, выражая к ним своё отношение;
- применять художественные умения, знания и представления о пластических искусствах для выполнения учебных и художественно- практических задач, использовать в творчестве различные ИКТ-средства
Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство»
Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир) (17 часов).
Работа различными художественными материалами: гуашью, акварелью, карандашом, пастелью, тушью, пером, цветными мелками, в технике аппликации.
Создание этюдов, быстрые цветковые зарисовки на основе впечатлений. Передача изменения цвета, пространства и формы в природе в зависимости от освещения: солнечно, пасмурно. Выражение в картине своих чувств, высказанных состоянием природы. Представление о художественных средствах изображения. Использование в своих работах тёплой и холодной гаммы цвета. Работа по представлению и воображению. Изображение предметов с натуры и передача в рисунке формы, фактуры, рефлекса. Представление о композиционном центре, предметной плоскости, первом и втором планах. Освоение и изображение в рисунке замкнутого пространства. Передача наглядной перспективы. Изображение предметов в открытом пространстве. Представление о том, почему у каждого народа своё природное пространство и своя архитектура: изба, хата, юрта, яранга и др. Поиск в Интернете необходимой информации по искусству. Изображение по представлению и наблюдению человека в движении кистью от пятна без предварительного прорисовывания. Работа в разных художественных техниках – графике, живописи, аппликации. Передача в рисунке планов, композиционного центра, динамики, контраста и нюанса цвета и формы. Освоение компьютерной графики ( линия, пятно, композиция). Использование готовых геометрических форм (коробок, упаковок) для создания интерьера комнаты. Представление об архитектурном проекте, создание своего архитектурного проекта. Сотворчество в коллективной деятельности. Использование цветной бумаги, готовых геометрических форм. Использование выразительных средств декоративно – прикладного искусства. Проведение коллективных исследований. Применения в работе равновесия в композиции, контраста крупных и мелких форм в объёме. Цветная бумага, аппликация. Использование в работе симметрии, стилизации форм и цвета. Конструирование и создание симметричных изделий путём складывания бумаги. Выполнение композиции без конкретного изображения в технике компьютерной графики с использование трёх – четырёх цветов.
Развитие фантазии и воображения (11 часов).
Работа с литературными произведениями при создании композиций и иллюстрирование былин. Поиск необходимых литературных текстов через поисковую систему Интернет, в периодических изданиях, книгах. Использование в работе знаний о замкнутом пространстве. Передача в работе волшебства сказки. Создание объёмно – пространственной композиции в технике бумажной пластики или лепки. Выполнение рабочих эскизов в графическом редакторе. Работа индивидуально и в малых группах. Конструирование несложных форм предметов в технике бумажной пластики. Использование созданных игрушек в театральном и кукольном представлении. Трансформация литературно – сказочных и образно – цветовых словесных описаний и музыкальных образов в зрительно – цветовые образы. Создание плоскостных или глубинно – пространственных композиций – карт достопримечательностей родного села, города, местности возле школы. Передача своих впечатлений от услышанного, увиденного, прочитанного – в музыке, художественном слове и народной речи.
Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика) (6 часов).
Участие в обсуждении тем «Искусство вокруг нас», «Красота форм в архитектуре». Поиск в Интернете знаменитых архитектурных объектов разных стран мира. Объяснение понятия «средства художественной выразительности». Сравнение творческих манер, «языков» разных художников. Разнообразие оттенков цвета природных объектов (растений, зверей, птиц, насекомых). Представление о работе художника – иллюстратора. Участие в обсуждениях на темы и внесение своих предложений. Передача в словесных образах выразительности форм и цвета глиняной и деревянной игрушки. Представление об особенностях работы художника в театре балета, в музыкальном, кукольном, драматическом театрах. Общее и индивидуальное в работе разных художников.
Тематическое планирование учебного предмета «Изобразительное искусство»
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов | Основные виды деятельности |
Примерная программа | Рабочая программа |
1 | Раздел 1. Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир) (17 часов) | 17 часов | 17 часов | Различать основные виды художественной деятельности и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла; различать основные виды и жанры пластических искусств; узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны окружающего мира; |
2 | Раздел 2. Развитие фантазии и воображения | 11 часов | 11часов | Создавать зрительные художественные образы. Уметь работать с литературными произведениями Создавать композиции по материалам былин о происхождении дождя, грома, молнии, ветра, радуги, огня, воды, воздуха. Сочинять и иллюстрировать свои былины. Создавать сюжетные (в том числе коллективные) композиции на темы, связанные с былинами. Уметь находить необходимые литературные тексты через поисковые системы Интернета, в периодических изданиях, книгах, словарях Выполнять композиции на передачу настроения, созданного чтением сказки (например, Х.-К. Андерсена и С.Т. Аксакова), отрывков из поэзии и прозы. Использовать в работе знания о замкнутом пространстве. Передавать в работе волшебство сказки |
3 | Раздел 3 Художественнообразное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика) | 6 часов | 6 часов | Участвовать в обсуждении тем: «Искусство вокруг нас», «Красота форм в архитектуре». Находить в поисковых системах Интернета знаменитые архитектурные объекты в разных странах мира Наблюдать объекты и явления природы и окружающей действительности; понимать их образы в картине, музыке, поэзии. Сопоставлять, объяснять, высказывать суждения по теме «Отличите понятия: работа над композицией и работа над колоритом». |
| Итого за 1 четверть | 9 | 9 | |
| Итого за 2 четверть | 7 | 7 | |
| Итого за 3 четверть | 10 | 10 | |
| Итого за 4 четверть | 8 | 8 | |
| Итого: | 34 | 34 | |
План интегрированных уроков. |
№ | Дата в ктп | Дата проведения | Тема | Предмет |
1 | 26.01 | 21.11 | Заколдованный лес | ИЗО |
| 21.11 | И. Соколов-Микитов «Зима в лесу». Описание зимнего леса и его жителей. | Литературное чтение |
2 | 04.05 | 03.04 | Виртуальная экскурсия «Музеи мира» | ИЗО |
| 03.04 | С. Михалков «Быль для детей». Героизм народа в годы войны. | Литературное чтение |
3 | 16.02 | 16.02 | «Моя мама» | ИЗО |
| 07.11 | «Колыбельная. Мама. | Музыка |
Примечание: в рабочей программе использованы аббревиатуры
УОНЗ – урок «открытия» новых знаний; УОМН – урок общеметодологической направленности; УР – урок рефлексии;
УРК – урок развивающего контроля
Календарно – тематический план.
№ п/п | № в теме | Дата | Тема | Тип урока, форма проведения | Планируемые предметные результаты |
план | факт |
Раздел 1. Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир) (17 часов) |
1 | 1 | 08.09 | | Развитие способности наблюдать за природой: форма, фактура (поверхность), цвет, динамика, настроение. | УОНЗ Мастерская | Работа на плоскости Выполнять работы различными художественными материалами: гуашью, акварелью, карандашом, пастелью, тушью, пером, цветными мелками, с помощью аппликации. Наблюдать за разнообразием формы и цвета в природе (формы стволов и корней деревьев, снега на ветках, облаков в небе и др.). Создавать этюды, быстрые цветовые зарисовки на основе впечатлений. Создавать коллективную пополняемую коллекцию фактур |
2 | 2 | 15.09 | | Предметный мир. Фактура предметов. Снимаем отпечаток с предметов. «Ковер – самолет» | УОНЗ Практикум | Наблюдать, замечать и передавать изменения цвета, пространства и формы в природе в зависимости от освещения: солнечно, пасмурно. Выражать в картине свои чувства, вызванные состоянием природы, — радость, тревогу, грусть, горе, веселье, покой. Иметь представление о художественных средствах изображения |
3 | 3 | 22.09 | | Снимаем отпечаток с предметов. «Живые листья» | УОМН Практикум | Использовать в своих работах тёплую и холодную гаммы цвета. Определять зависимость выбираемой цветовой гаммы от содержания и замысла. Работа по представлению и воображению |
4 | 4 | 29.09 | | Рисуем натюрморт | УОМН Мастерская | Изображать предметы с натуры и передавать в рисунке форму, фактуру, рефлекс. Использовать для передачи фактуры отпечатки с ткани, листьев и др. Иметь представление о цветовой гамме. Иметь представление о композиционном центре, предметной плоскости, первом и втором планах и находить их в работе |
5 | 5 | 06.10 | | Что могут рассказать вещи о своем хозяине. «Интерьер жилища сказочного героя». | УР Исследование | Осваивать и изображать в рисунке замкнутое пространство. Участвовать в беседах о художниках, о произведениях, на которых изображён интерьер |
6 | 6 | 13.10 | | Многообразие открытого пространства. Открытое пространство и архитектура. «Я путешествую» | УОНЗ Виртуальное путешествие | Передавать наглядную перспективу. Уметь размещать предметы в изображении открытого пространства. Передавать высокий и низкий горизонт, зрительное уменьшение удалённых предметов, использовать загораживание |
7 | 7 | 20.10 | | «Моя улица утром и вечером» | УОМН Мастерская | Выражать с помощью цвета различные чувства и настроения (задумчивость, восторг, волнение, ощущение волшебства, тайны), в том числе вызванные от встречи с природой, от наблюдений за природой (два состояния) |
8 | 8 | 27.10 | | «Дом и окружающий его мир природы». | УР Квест | Представлять и объяснять, почему у каждого народа своё природное пространство и своя архитектура: изба, хата, юрта, яранга и др. Участвовать в беседах, исследованиях. Находить в Интернете пейзажи, характерные для разных стран, и образцы народной архитектуры. Создавать свою коллекцию изображений и фотографий народной архитектуры |
9 | 9 | 10.11 | | «Куда ты, тропинка, меня привела». | УР Мастерская | Создавать этюды, зарисовки, композиции по теме. Изображать по представлению и по наблюдению человека в движении кистью от пятна без предварительного прорисовывания. Создавать композиции с изображением человека |
10 | 10 | 17.11 | | . «Сказочное пространство». | УОМН Сказка | Отображать в рисунке и живописной работе свои наблюдения за состоянием и настроением в природе. Использовать в работе разнообразные художественные материалы (графика, живопись, аппликация). Передавать в рисунке планы, композиционный центр, динамику, контраст и нюанс цвета и формы. Осваивать возможности компьютерной графики (линия, пятно, композиция) |
11 | 11 | 24.11 | | «Город на сказочной планете» | УР Фантазия | Работа в объёме и пространстве Наблюдать и осваивать окружающее пространство как среду, в которой все предметы существуют в тесной взаимосвязи. Использовать готовые геометрические формы (коробки, упаковки) для создания интерьера комнаты |
12 | 12 | 01.12 | | «Комната сказочного героя». | УОМН Сказка | Иметь представление об архитектурном проекте. Создавать свой архитектурный проект. Иметь представление о связи архитектурных элементов. Передавать в работе соответствие формы проекта его содержанию. Создавать свой проект детской площадки в природном ландшафте |
13 | 13 | 08.12 | | Проект «Детская площадка» | УР Проект | Замечать и передавать своеобразие и красоту городского и сельского пейзажа. Работать на принципах сотворчества в коллективной деятельности. Использовать цветную бумагу, готовые геометрические формы (упаковки, коробки), пластмассовые бутылки, бумажную пластику |
14 | 14 | 15.12 | | Волшебство искусства. «Мой первый кукольный театр» | УР Мастерская | Находить и объяснять связь образов народной игрушки с темами и персонажами сказок. Использовать выразительные средства декоративно-прикладного искусства. Создавать композиции (лепка из пластилина). Украшать вылепленных героев разнообразными декоративными элементами; использовать для украшения разные материалы: бусинки, стеклярус, пуговицы и др. Уметь проводить коллективные исследования |
15 | 15 | 22.12 | | «Фантастический замок» (пластилин, камни, ракушки, проволока и др. материалы) | УОНЗ Фантазия | Декоративно-прикладная деятельность Использовать в работе различные композиционные решения (вертикальный, горизонтальный формат). Понимать и применять в работе равновесие в композиции, контраст крупных и мелких форм в объёме. Овладевать основами декоративной композиции. Использовать в работе природный материал (трава, цветы). Цветная бумага, аппликация |
16 | 16 | 19.01 | | «Фантазия снежинок» (жуки, стрекозы, бабочки из бумаги) | УР Мастерская | Понимать особенности декоративной композиции. Применять в работе симметрию, стилизацию форм и цвета. Конструировать и создавать симметричные изделия путём складывания бумаги, способами примакивания и вырезания из бумаги. Украшать аппликацией, росписью, узором с учётом формы изделия и его назначения. Выполнять композиции без конкретного изображения в технике компьютерной графики с использованием трёх-четырёх цветов (передача симметрии, линии, пятна) |
17 | 17 | 26.01 | | «Подражание мастеру. Лепим игрушки». | УОМН Виртуальное путешествие | Понимать и объяснять на примере изделий декоративно-прикладного искусства взаимосвязь формы и фактуры, формы и назначения, формы и украшения. Выполнять задания в технике компьютерной графики. Создать в классе фотовыставку: оригинальные объекты детских площадок |
Развитие фантазии и воображения (11 часов) |
18 | 1 | 02.02 | | «Заколдованный лес» (живопись и графика) | УОНЗ Интегрированный с литературным чтением | Работа на плоскости Создавать зрительные художественные образы. Уметь работать с литературными произведениями |
19 | 2 | 09.02 | | О чем говорят на картине цвета? «Настроение», «Зимние игры», «Из теплой комнаты смотрю на падающий снег». | УР Виртуальное путешествие | Создавать композиции по материалам былин о происхождении дождя, грома, молнии, ветра, радуги, огня, воды, воздуха. Сочинять и иллюстрировать свои былины. Создавать сюжетные (в том числе коллективные) композиции на темы, связанные с былинами. Уметь находить необходимые литературные тексты через поисковые системы Интернета, в периодических изданиях, книгах, словарях |
20 | 3 | 16.02 | | Учимся рисовать с натуры. «Разговор двух предметов» | УОМН Мастерская | Выполнять композиции на передачу настроения, созданного чтением сказки (например, Х.-К. Андерсена и С.Т. Аксакова), отрывков из поэзии и прозы. Использовать в работе знания о замкнутом пространстве. Передавать в работе волшебство сказки |
21 | 4 | 02.03 | | «Моя мама» | УОМН Дизайнерская мастерская Интегрированный с музыкой | Работа в объёме и пространстве Создавать объёмно-пространственную композицию в технике бумажной пластики или лепки — из глины или пластилина. Украшать композиции декоративными элементами, активно применять цвет. Работа индивидуально или в группах по 3–4 человека. Передавать характер праздника с помощью дополнительных элементов украшения стола |
22 | 5 | 16.03 | | «Карнавальные маски» | УОМН Мастерская | Использовать предметы плоской и объёмной формы для сервировки стола. Выполнять рабочие эскизы в графическом редакторе |
23 | 6 | 06.04 | | Графическая иллюстрация к любимой сказке. «Огниво» | УОМН Сказка | Создавать самостоятельно икебану с использованием природных материалов — веточек, засушенных листьев, дополнительных декоративных элементов. Работа индивидуально и в малых группах |
24 | 7 | 13.04 | | «Черно – белая планета» (контраст | УОМН Дизайнерская мастерская | Создавать коллективные объёмно-пространственные композиции с использованием прямоугольных и цилиндрических форм, сухих веток деревьев |
25 | 8 | 20.04 | | «Тучки небесные» (пятно и тон как средства выразительности) | УОМН Конструкторское бюро | Декоративно-прикладная деятельность Конструировать несложные формы предметов в технике бумажной пластики. Применять созданные игрушки в театральном и кукольном представлении |
26 | 9 | 27.04 | | Штрих как средство выразительности в графике. «Вальс» | УОМН Фантазия | Перевоплощать литературно-сказочные и образно-цветовые словесные описания и музыкальные образы в зрительно-цветовые образы |
27 | 10 | 04.05 | | «Ветер на равнине». | УР Проект | Создавать плоскостные или глубинно-пространственные композиции — карты достопримечательностей родного села, города, местности возле школы. Осваивать техники аппликации и бумажной пластики. Находить в поисковых системах Интернета свой населённый пункт, улицу, дом |
28 | 11 | 07.05 | | Передаем движение в аппликации. Коллективная работа «На переменке» | УР Проект | Понимать и передавать свои впечатления (в графике, цвете или форме) от услышанного, увиденного, прочитанного — в музыке, в стихе, художественном слове и народной речи. Выполнять упражнения на цветовое восприятие звука (например, ноты до, ре, ми, фа, соль, ля, си можно изобразить в цвете так: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый). Проведение музыкально-цветовых игр |
Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика) (6 часов) |
29 | 1 | 11.05 | | Виртуальная экскурсия «Музеи мира». | УОНЗ Виртуальная экскурсия Интегрированный с лит. чтением | Участвовать в обсуждении тем: «Искусство вокруг нас», «Красота форм в архитектуре». Находить в поисковых системах Интернета знаменитые архитектурные объекты в разных странах мира |
30 | 2 | 14.05 | | Бумажная пластика «Дерево» | УОМН Дизайнерская мастерская | Наблюдать объекты и явления природы и окружающей действительности; понимать их образы в картине, музыке, поэзии. Сопоставлять, объяснять, высказывать суждения по теме «Отличите понятия: работа над композицией и работа над колоритом». Понимать и объяснять понятие: средства художественной выразительности при воплощении замысла. Видеть различия в художественно-выразительном языке разных мастеров. Уметь находить образы природы в произведениях живописи и архитектуры (в том числе в поисковых системах Интернета). Наблюдать за работой художника и выражать своё отношение к творческому труду и роли художника в жизни |
31 | 3 | 18.05 | | «Мое любимое животное». Лепим по наброску. Лепим сюжетную композицию. | УОМН Исследование | Осознавать разнообразие красоты цвета и формы в природе и искусстве. Передавать разнообразие оттенков цвета объектов природы (растений, птиц, насекомых) |
32 | 4 | 21.05 | | . Коллективная работа «Весенние ручьи». | УОМН Проект | Иметьпредставление о работе художника-иллюстратора. Участвовать и вносить свои предложения при обсуждении тем: «Выбор текста для иллюстрирования», «Сказочные образы и образы природы, созданные иллюстраторами детских книг». Находить в Интернете иллюстрации художников к сказкам |
33 | 5 | 25.05 | | Коллективная работа «Весенние ручьи». (завершение работы) | УР Проект | Наблюдать и характеризовать разнообразие форм народной игрушки и её украшения. Передавать в словесных образах выразительность форм и цвета глиняной и деревянной игрушки |
34 | 6 | 28.05 | | Выставка лучших работ. | УР Выставка | Представлять особенности работы художника в театре балета, в музыкальном, кукольном, драматическом театрах. Уметь объяснять различие в деятельности разных художников, находить общее в их работе. Размышлять на тему «Стилизация в работе театрального художника» |