МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДРАКИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
(МКОУ «Дракинская СОШ»)
Рассмотрено на заседании методического объединения учителей начальных классов Протокол №1 от « 30 » августа 2016г. Руководитель:____________ /Гринёва Т.М../ | Согласовано заместитель директора по УВР ________/Ефимова Л.П./ «_____» «__________ » 2010 г «_____» «__________ » 20… г | Утверждено: Директор школы: ______ /Шепелева Е.В. / «_____» «__________ » 20… г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Изобразительное искусство»
Класс 1б
2016-2017 учебный год
Учитель Красикова Алла Николаевна
с. Дракино
2016 г
пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 г.) и авторской программы «Изобразительное искусство» (авторы: Л.Г. Савенкова, Е.А. Ермолинская).
Определяющими характеристиками предмета «Изобразительное искусство» являются интеграция искусств и полихудожественное развитие школьника.
Структура, содержание, концептуальные положения творческого развития ребенка, учебные задачи, виды и формы работы с детьми, а также педагогические подходы и методологические основания программы опираются на концепцию образовательной области «Искусство», разработанную в Учреждении Российской академии образования «Институт художественного образования» Б.П. Юсовым.
Целью уроков изобразительного искусства в начальной школе является реализация фактора развития, формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира, активизация самостоятельной творческой деятельности, развитие интереса к природе и потребности в общении с искусством; формирование духовных начал личности, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного (изобразительного) искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, к многонациональной культуре.
Задачи изучения предмета «Изобразительное искусство»:
- воспитание устойчивого интереса к изобразительному творчеству; уважения к культуре и искусству разных народов, обогащение нравственных качеств; способности проявления себя в искусстве; а также формирование художественных и эстетических предпочтений;
-развитие творческого потенциала ребенка в условиях активизации воображения и фантазии, способности к эмоционально-чувственному восприятию окружающего мира природы и произведений разных видов искусства; развитие желания привносить в окружающую действительность красоту; навыков сотрудничества в художественной деятельности;
-освоение разных видов пластических искусств: живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
-овладение выразительными средствами изобразительного искусства, языком графической грамоты и разными художественными материалами с опорой на возрастные интересы и предпочтения детей, их желание выразить в творчестве свои представления об окружающем мире;
-развитие опыта художественного восприятия произведений искусства.
Фактор развития реализуется в программе посредством вырабатывания дифференцированного зрения, освоения выразительности художественно-образного языка изобразительного искусства, приоритетности самостоятельной художественно-творческой деятельности школьника, восприятия разных видов искусства.
Основой педагогического процесса в преподавании изобразительного искусства является органическое единство учебного и воспитательного процессов в условиях интеграции и взаимодействия с другими образовательными дисциплинами.
Для первоклассников свойственны впечатлительность и стремление познать мир вокруг. Поэтому на этапе знакомства с изобразительным искусством следует формировать у детей умения наблюдать за окружающими предметами, природой, людьми, животными (разнообразием цвета и формы, богатством звуков, особенностями ароматов и др.); развивать умение видеть и замечать, слышать и чувствовать, изучать предметный мир и природу; развивать чувство пространства и формировать осознание себя как части мира; развивать у детей стремление передавать свои наблюдения в творческих работах. Ведущая практическая задача этого года обучения - освоение учащимися формата листа. Развитие пространственного мышления и представлений о пространстве в искусстве и жизни. Развитие ощущения пространства: предметы, люди в пространстве. Конкретное, единичное в пространстве.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы
Личностные результаты
целостное, гармоничное восприятие мира;
интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями;
умение формулировать, осознавать, передавать своё настроение, впечатление от увиденного в природе, в окружающей действительности;
способность выражать свои чувства, вызванные состоянием природы;
способность различать звуки окружающего мира (пение птиц, шум ветра и деревьев, стук дождя, жужжание насекомых, уличный гул, различные звуки машин, голоса людей в доме, в школе, в лесу);
-представление о том, что у каждого живого существа есть своё жизненное пространство;
-самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы (задания) и выделение её этапов;
-адекватная оценка результатов своей деятельности;
способность работать в коллективе;
умение работать индивидуально и в малых группах;
готовность слушать собеседника, вести диалог, аргументированно отстаивать собственное мнение.
Метапредметные результаты
- самостоятельная мотивация учебно-познавательного процесса;
-самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы (задания) и выделение её этапов;
умение проектировать (планировать) самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей;
умение критически оценивать результат своей работы и работы одноклассников на основе приобретённых знаний;
умение применять приобретённые знания по одному предмету при изучении других общеобразовательных дисциплин;
-умение выполнять по образцу и самостоятельно действия при решении отдельных учебно-творческих задач;
-умение критически оценивать результат своей работы и работы одноклассников на основе приобретённых знаний;
-умение находить нужную информацию в Интернете;
-обогащение словарного запаса, развитие умения описывать словами характер звуков, которые «живут» в различных уголках природы, понимать связь между звуками в музыкальном произведении, словами в поэзии и прозе;
-умение пересказывать небольшие тексты (сказки, рассказы), вычленять сюжет, сочинять собственный сюжет, создавать мини-рассказы по своему сюжету;
- понимание и передача своих впечатлений от услышанного, увиденного, прочитанного (в музыке, литературе, народной речи, разных видах и жанрах искусства);
-умение сопоставить события, о которых идёт речь в произведении, с собственным жизненным опытом, выделение общего и различного между ними;
-умение объяснить, чем похожи и чем различаются традиции разных народов в сказках, орнаменте, оформлении жилища, в обустройстве дома в целом.
Предметные результаты
-сформированность представлений об искусстве, о связи искусства с действительностью и умение объяснить это на доступном возрасту уровне;
умение анализировать и сравнивать произведения искусства по настроению, которое они вызывают, элементарно оценивать их с точки зрения эмоционального содержания;
умение сравнивать описания, произведения искусства на одну тему;
способность обосновывать своё суждение, подбирать слова для характеристики свего эмоционального состояния и героя произведения искусства;
-умение высказывать предположения о сюжете по иллюстрации (самостоятельное развитие сюжета), рассказывать о своём любимом произведении искусства, герое, картине, спектакле, книге;
-умение фиксировать своё эмоциональное состояние, возникшее во время восприятия произведения искусства;
-сформированность представлений о природном пространстве и архитектуре разных народов;
-сформированность представлений о связи архитектуры с природой, знание архитектурных памятников своего региона, их истории;
активное участие в обсуждении роли искусства в жизни общества и человека;
понимание влияния природного окружения на художественное творчество и понимание природы как основы всей жизни человечества;
понимание зависимости народного искусства от природных и климатических особенностей местности, его связи с культурными традициями, мировоззрением народа;
умение объяснить, чем похожи и чем различаются традиции разных народов в сказках, орнаменте, оформлении жилища, в обустройстве дома в целом;
-умение создавать образный портрет героя в разных видах и жанрах искусства - словесном, изобразительном, пластическом, музыкальном;
-умение развивать предложенную сюжетную линию (сочинение общей сказки, пьесы и т. п.);
-сформированность навыков использования средств компьютерной графики в разных видах творческой деятельности;
-умение выражать в беседе своё отношение к произведениям разных видов искусства (изобразительного, музыкального; хореографии, литературы), понимать специфику выразительного языка каждого из них;
-умение выбирать выразительные средства для реализации творческого замысла;
-умение сравнивать произведения на одну тему, относящиеся к разным видам и жанрам искусства;
- умение распознавать выразительные средства, использованные автором для создания художественного образа, выражения идеи произведения;
-умение использовать элементы импровизации для решения творческих задач.
содержание программы
I. Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму
Изучение окружающего предметного мира и мира природы (связь изобразительного искусства с природой).
Формирование представлений учащихся о происхождении искусства. Наскальная живопись, рисунки древних людей. Чем и как рисовали люди. Инструменты и художественные материалы современного художника.
Развитие наблюдательности, формирование умения передавать в цвете свое впечатление от увиденного в природе и окружающей действительности.
Освоение всей поверхности листа и ее гармоничное заполнение. Первые представления о композиции.
Развитие представлений об основных направлениях: «вертикально», «горизонтально», «наклонно». Передача в рисунке наблюдаемого в действительности.
Развитие интереса к разнообразию цвета, форм и настроений в природе и окружающей действительности. Изображение предметов в открытом пространстве.
Развитие понятия зрительной глубины и ее передача в рисунке: выделение первого плана, главного элемента в композиции.
Развитие наблюдательности, наблюдение за изменениями в природе и окружающей жизни. Развитие представлений о пространстве в искусстве.
Получение нового цвета путем смешения двух красок, выполнение плавных переходов одного цвета в другой. Наблюдение: как с помощью белой краски можно изменить цвет,
Развитие интереса к объектам животного мира природы. Наблюдение за красотой и выразительностью движений животных, птиц, рыб.
Формирование представлений о рельефе. Лепка рельефа: развитие представлений о «ближе-ниже», «дальше-выше». Загораживание предметов в рисунке с сохранением их взаимного расположения: рядом, над, под.
Развитие индивидуального чувства формы.
Передача движения в объеме, знакомство с понятием динамики. Формирование представлений о соразмерности изображаемых объектов.
Стилизация природных форм в декоративные. Освоение техники бумажной пластики
Изображение по представлению с помощью разнообразных по характеру начертания линий. Передача ощущения нереального сказочного пространства: предметы, люди в пространстве.
Конкретное, единичное в пространстве природы и жизни.
Навыки работы гуашевыми красками. Развитие представлений о цвете в декоративном искусстве: цвет и краски. Цвет и форма в искусстве. Цвет и настроение.
II. Развитие фантазии и воображения
Преобразование наблюдаемого в жизни в творческий продукт. Развитие эстетических чувств ребенка, интереса к разнообразию цвета, форм, звуков, жестов, движений, запахов. Интонации в природе, искусстве и жизни и их отображение в творческих работах.
Развитие ассоциативного мышления и освоение техники работы кистью и палочкой, «кляксографии».
Развитие представлений о контрастных и нюансных (сближенных) цветовых отношениях. Передача сюжета в работе. Развитие умения порождать свой сюжет.
Развитие ассоциативных форм мышления. Звуки окружающего мира. Передача настроения, впечатления от услышанного в цвето- музыкальных композициях.
Изображение движения.
Развитие интереса и внимания к цвету в живописи, звукам в музыке, словам в стихах, ритму, интонации. Развитие наблюдательности, умение видеть необычное в обычном.
Связь между звуками в музыкальном произведении, словами в стихотворении и в прозе. Различение звуков природы и окружающего мира. Прогулки в лес, в парк, по городу, зоопарку.
Скульптура как вид изобразительного искусства. Пластические мотивы в объемной форме.
Работа с крупными формами. Конструирование замкнутого пространства. Создание глубинно-пространственной композиции, в том числе по мотивам литературных произведений.
Творческая деятельность по оформлению помещения (интерьера).
Форма и украшение в народном искусстве.
Контраст и нюанс в цвете и форме, в словах, звуках музыки, настроении.
III. Художественно-образное восприятие изобразительного искусств - музейная педагогика
Изобразительное искусство в среде других искусств. Связь изобразительного искусства с действительностью.
Материалы и инструменты художника (холст, кисти, краски, карандаш, бумага, камень, металл, глина).
Представление о картине, рисунке, скульптуре, декоративной композиции, произведениях декоративно-прикладного искусства. Их эстетические особенности.
Наблюдение за изменениями цвета и настроения в природе, многообразием цветовых оттенков осенних листьев. Экскурсия в парк или лес.
Представление о работе художника-скульптора и о скульптуре. Скульптуры в музее и вокруг нас. Образы людей и животных в скульптуре. Выразительность формы и силуэта в скульптуре.
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | № в теме | Тема урока | Дата П | Дата Ф |
Изобразительное искусство и окружающий мир (7 часов) |
1. | 1. | Освоение техники работы с кистью. | 5.09 | |
2. | 2. | Знакомство с палитрой. Работа на плоскости. | 19.09 | |
3. | 3. | Взаимосвязь изобразительного искусства с природой. | 3.10 | |
4. | 4. | Первые представления о композиции. | 17.10 | |
5. | 5. | Художник – график. | 8.11 | |
6. | 6. | Придумываем, сочиняем, творим. | 15.11 | |
7. | 7. | Скульптуры в музее и вокруг нас. | 22.11 | |
Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (8 часов) |
8. | 1. | Тёплые и холодные цвета. | 29.11 | |
9. | 2. | Основные и составные цвета. | 6.12 | |
10. | 3. | Освоение техники бумажной пластики. | 13.12 | |
11. | 4. | Художник – архитектор. | 20.12 | |
12. | 5. | Идём в музей. | 27.12 | |
13. | 6. | Художник – прикладник. | 17.01 | |
14. | 7. | Делаем игрушки сами. | 24.01 | |
15. | 8. | Освоение техники работы «от пятна». | 31.01 | |
Жанры изобразительного искусства( 8 часов) |
16. | 1. | Пейзаж. | 7.02 | |
17. | 2. | Портрет. | 21.02 | |
18. | 3. | Сюжет. | 28.02 | |
19. | 4. | Натюрморт. | 7.03 | |
20. | 5. | Иллюстрация. | 14.03 | |
21. | 6. | Природа – великий художник. | 21.03 | |
22. | 7. | Времена года. | 4.04 | |
23. | 8. | Акварель. | 11.04 | |
Развитие фантазии и воображения ( 6 часов) |
24. | 1. | Сказка с помощью линии. | 18.04 | |
25. | 2. | Рисование животных из клякс. | 25.04 | |
26. | 3. | Лепим животных. | 2.05 | |
27. | 4. | Изготовление птиц из бумаги на основе наблюдения. | 2.05 | |
28. | 5. | Идём в музей. Времена года. | 16.05 | |
29. | 6. | Времена года. Лето. | 23.05 | |