СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по ИЗО 6 класс (Б.М. Неменский) по ФГОС. 2015 год.

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка

   Программы по изобразительному искусству для 6 классов составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Рабочая программа  составлена применительно к учебной программе «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под руководством и редакцией народного художника России  Б. М. Неменского .

    В 6 классах общеобразовательной школы образовательная область «Искусство» (предмет «Изобразительное искусство») ставит целью преподавания изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура, дизайн, архитектура, декоративно прикладное искусство) художественное образование и эстетическое воспитание, приобщение школьника к миру пластических искусств как неотъемлемой части духовной и материальной культуры, эффективного средства формирования , развития личности, и решает 

следующие задачи:

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ИЗО 6 класс (Б.М. Неменский) по ФГОС. 2015 год.»

Пояснительная записка

   Программы по изобразительному искусству для 6 классов составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Рабочая программа  составлена применительно к учебной программе «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под руководством и редакцией народного художника России Б. М. Неменского .

    В 6 классах общеобразовательной школы образовательная область «Искусство» (предмет «Изобразительное искусство») ставит целью преподавания изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура, дизайн, архитектура, декоративно прикладное искусство) художественное образование и эстетическое воспитание, приобщение школьника к миру пластических искусств как неотъемлемой части духовной и материальной культуры, эффективного средства формирования , развития личности, и решает следующие задачи:

  •  воспитание интереса и понимания значения в жизни общества и человека пластических искусств: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуры и дизайна в профессиональных и народных формах;

  • формирование художественно-образного мышления и эмоционально-чувственного отношения к предметам и явлениям действительности, искусству, как основ развития творческой личности, ее эстетических вкусов и потребностей, морально-этического облика;

  • обучение основам изобразительной грамотности, формирование практических навыков работы в различных видах художественно-творческой деятельности (работа с натуры, по воображению- тематическое  рисование, декоративная работа, лепка, аппликация и т.д.);

  • систематическое развитие зрительного восприятия, чувства цвета, композиционной культуры, пространственного мышления, комбинаторики, умение выражать в художественных образах творческую задачу, художественный и конструкторский замысел;

  • приобщение к наследию отечественного и мирового искусства, формирование представлений о закономерностях культурно-исторического процесса с учетом прошлого и современного опыта пластических искусств;

  • воспитание активного эстетического отношения к действительности, к искусству, явлениям художественной культуры, народным художественным традициям.

                                                                Технология обучения

Изучение искусства в основной школе призвано сформировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественно-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной художественной культуры. Вклад образовательной области «Искусство» в развитие личности выпускника основной школы заключается в развитии эстетического восприятия мира, воспитании художественного вкуса, потребности в общении с прекрасным в жизни и искусстве, в обеспечении определенного уровня эрудиции в сфере изобразительного искусства, в сознательном выборе видов художественно-творческой деятельности, в которых подросток может проявить свою индивидуальность, реализовать творческие способности.

Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературы, при прохождении отдельных тем  используются межпредметные связи с биологией (строение растений, животных, пластическая анатомия человека, связи в природе), историей (образ эпохи и стиль в искусстве, выдающиеся события истории – исторический жанр в искусстве), математикой (геометрия), физикой (оптика), технологией (технологии художественной обработки материалов), информатикой (компьютерная графика).

                                             Цели   художественного образования:

         развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;

        воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;

        освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;

        овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);

        формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.

                                          Место предмета в базисном учебном плане.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит на «Изобразительное искусство» в7 классах – по 34 -35часов, из расчета 1 учебный час в неделю.


















Содержание тем курса по изобразительному искусству в 6 классах


п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов


Раздел «Виды изобразительного искусства и основы их образного языка»

8 ч.

1

Введение. Изобразительное искусство в семье пластических искусств.

1

2

Рисунок - основа изобразительного искусства

1

3

Линия и ее выразительные возможности

1

4

Пятно как средство выражения.

 Композиция как ритм пятен

1

5

Цвет. Основы цветоведения.

1

6

Цвет в произведениях живописи.

1

7

Объемные изображения в скульптуре.

1

8

Основы языка изобразительного искусства.

1



Раздел  «Мир наших вещей. Натюрморт»



8 ч.

9

Реальность и фантазия в творчестве художников

1

10

Изображение предметного мира- натюрморта

1

11

Понятие формы Многообразие форм окружающего мира

1

12

Изображение объема на плоскости и линейная перспектива

1

13

Освещение. Свет и тень.

1

14

Натюрморт в графике..

1

15

Цвет в натюрморте

1

16

Выразительные возможности натюрморта.

1



Раздел «Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве»


10 ч.

17

Образ человека - главная тема искусства.

1

18

Конструкция головы человека и ее пропорции.

1

19

Графический портретный рисунок и выразительность образа человека.

1

20

Портрет в графике

1

21

Портрет в скульптуре.

1

22

Сатирические образы человека.

1

23

Образные возможности освещения в портрете.

1

24

Портрет в живописи.

1

25

Роль цвета в портрете.

1

26

Великие портретисты

1



Раздел  «Человек и пространство в изобразительном искусстве»



8 ч.

27

Жанры в изобразительном искусстве.

1

28

Изображение пространства.

1

29

Правила линейной и воздушной перспективы

1

30

Пейзаж - большой мир. Организация изображаемого пространства

1

31

Пейзаж - настроение. Природа и художник.

1

32-33

Городской пейзаж.

2

34

Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл

1

ИТОГО:


34 часа


Тема: Виды изобразительного искусства и основы их образного языка (8 часов).

Изобразительное искусство в семье пластических искусств. Рисунок-основа изобразительного искусства. Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен.

Цвет. Основы цветоведения. Цвет в произведениях живописи. Объемные изображения в скульптуре. Основы языка изображения.

Тема: Мир наших вещей. Натюрморт (8 часов).

Художественное познание: реальность и фантазия. Изображение предметного мира -натюрморт. Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира. Изображение предмета на плоскости и линейная перспектива. Освещение. Свет и тень. Натюрморт в графике. Цвет в натюрморте. Выразительные возможности натюрморта.

  

Тема: Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве. (10 часов).

Образ человека- главная тема искусства. Конструкция головы человека и ее пропорции. Изображение головы человека в пространстве.  Графический портретный рисунок и выразительность образа человека. Портрет в скульптуре. Сатирические образы человека. Образные возможности освещения в портрете. Портрет в живописи. Роль цвета в портрете. Великие портретисты.

Тема: Человек и пространство в изобразительном искусстве (8 часов).

Жанры в изобразительном искусстве. Изображение  пространства. Правила  линейной и воздушной перспективы. Пейзаж – большой мир. Организация изображаемого пространства. Пейзаж – настроение. Природа и художник. Городской пейзаж. Выразительные возможности изобразительного искусства.




























В результате обучения в 6 классе дети должны знать и уметь:


  • особенности языка следующих видов изобразительного искусства: живописи, гафики, скульптуры;

  • основные жанры изобразительного искусства;

  • известнейшие музеи своей страны и мира;

  • выдающиеся произведения отечественного изобразительного искусства;

  • работать с натуры в живописи и графике над натюрмортом и портретом;

  • выбирать наиболее подходящий формат листа при работе над натюрмортом, портретом, пейзажем;

  • добиваться тональных и цветовых градаций при передаче объема;

  • передавать при изображении предмета пропорции и характер формы;

  • передавать при изображении головы человека ( на плоскости и в объеме) пропорции, характер черт, выражение лица;

  • передавать пространственные планы в живописи и графике с применением знаний воздушной и линейной перспективы;

  • в рисунке с натуры передавать единую точку зрения на группу предметов;

  • пользоваться различными графическими техниками: монотипия, линогравюра.

В результате обучения в 6 классе дети должны знать и уметь:

  • о роли и истории тематической картины в изобразительном искусстве и ее жанровых видах: бытовом, историческом, о мифологических и библейских темах в искусстве;

  • о процессе работы художника над картиной, о смысле каждого этапа этой работы, о роли эскизов и этюдов;

  • о роли искусства в создании памятников большим историческим событиям, о влиянии образа, созданного художником на понимание событий истории;

  • наиболее значимый ряд великих произведений изобразительного искусства на исторические и библейские темы в европейском и отечественном искусств; понимать особую культуростроительную роль русской тематической картины XIX – XX столетий;

  • иметь первичные навыки изображения пропорций и движений фигуры человека с натуры и по представлению;

  • владеть материалами живописи, графики и лепки на доступном возрасту уровне;

  • развивать навыки наблюдательности, способности образного видения окружающей ежедневной жизни, формирующие чуткость и активность восприятия реальности;

  • иметь творческий опыт в построении тематических композиций, предполагающий сбор художественно-познавательного материала, формирование авторской позиции по выбранной теме и поиски способа ее выражения.

Виды занятий: 

  • рисование с натуры (рисунок, живопись),

  • рисование на темы и иллюстрирование  (композиция),

  • декоративная работа,

  • лепка,

  • аппликация с элементами дизайна,

  • беседы об изобразительном искусстве и красоте окружающего мира.


КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Модернизация системы образования предполагает существенное изменение организации контроля качества знаний обучаемых и качество преподавания в соответствии с учебными планами и учебниками. Предметом педагогического контроля является оценка результатов организованного в нем педагогического процесса. Основным предметом оценки результатов художественного образования являются знания, результатов обучения – умения, навыки и результатов воспитания – мировоззренческие установки, интересы, мотивы и потребности личности.

Данной программой предусмотрено использование следующих видов контроля. Стартовый контроль определяет исходный уровень обученности, подготовленность к усвоению дальнейшего материала. Стартовый контроль проводить в начале учебного года. С помощью текущего контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах. Рубежный контроль выполняет этапное подведение итогов за четверть, полугодие, год после прохождения, например, больших тем, крупных разделов программы. В рубежном контроле учитываются и данные текущего контроля. Итоговый контроль осуществляется после прохождения всего учебного курса, обычно накануне перевода в следующий класс. Данные итогового контроля позволяют оценить работу педагога и учащихся. Результаты заключительного контроля должны соответствовать уровню национального стандарта образования.

Каждый из перечисленных видов контроля может быть проведён с использованием следующих методов и средств:

- устный (беседа, викторины, контрольные вопросы);

- письменный (вопросники, кроссворды, тесты);

-практический (упражнения, художественно-творческие задания, индивидуальные карточки-задания).

Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов:

  • Активность участия.

  • Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.

  • Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.

  • Самостоятельность.

  • Оригинальность суждений.

Критерии и система оценки творческой работы:

  • Решение композиции

  • Владение техникой

  • Общее впечатление от работы.

Оценка "5"

· учащийся полностью справляется с поставленной целью урока;

· правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике;

· верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;

· умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.

Оценка "4"

· учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;

· гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;

· умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее характерное.

Оценка "3"

· учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;

· допускает неточность в изложении изученного материала.

Оценка "2"

· учащийся допускает грубые ошибки в ответе;

· не справляется с поставленной целью урока.

Оценка "1"

· учащийся обнаруживает полное незнание учебного материала.




























Учебно-методический комплект представлен:

Рабочие программы по изобразительному искусству. 5-7 классы ( по программе Б.М.Неменского)/Авт.-сост. И.В. Буланова.- 2-е изд., стереотип.- М.: Планета, 2012.

Изобразительное искусство. Учебник для учащихся 5-6 классов общеобразовательных учреждений РБ- Под редакцией Пурик Э.Э.- Уфа: Китап, 2006.

Изобразительное искусство и художественный труд . Под руководством Б.М. Неменского. 1-9 классы. 7-е издание. Москва « Просвещение» 2011.

Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс: учеб. Для общеобразоват. Учреждений/ Л.А. Неменская; под ред. Б.М. Неменского.- 4-е изд. – М.: Просвещение, 2011.

Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7-8 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений/ А.С. Питерских, Г.Е Гуров; под ред. Б.Н. Неменского.- 4-е изд. – М.: Просвещение, 2011.

Изобразительное искусство. 5 класс: поурочные планы по программе Б.М. Неменского/ авт.-сост. О.М.Гусева- Москва: « ВАКО». 2011.

Изобразительное искусство. 6 класс: поурочные планы по программе Б.М. Неменского/ авт.-сост. О.М.Гусева- Москва: « ВАКО». 2011.

Изобразительное искусство. 7 класс: поурочные планы по программе Б.М. Неменского/ авт.-сост. О.М.Гусева- Москва: « ВАКО». 2011.

Список методической литературы

    1. Вагъянц, А. М. Вариации прекрасного. Западноевропейское средневековье. – М.: ООО «Фирма МХК», 2000.

    2. Мейстер, А. Г. Бумажная пластика. – М.: ACT-Астрель, 2001.

    3. Неменский, Б. М. Бумажная пластика: пособие для учителя. – М.: Министерство образования РСФСР. Научно-исследовательский институт школ, 1990.

    4. Неменский, Б. М., Горяева Н. А., Неменская Л. А. Изобразительное искусство и художественный труд: с краткими методическими рекомендациями. 1–9 классы / под ред. Б. М. Неменского. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2007. – 141 с. – (Программы общеобразовательных учреждений).

    5. Петербург: три века северной столицы. 1703 год // Первое сентября. Искусство. Специальный выпуск. – 2001. – № 15, 16.

    6. Рябшина, Т. Новые материалы для уроков изобразительного искусства // Первое сентября. – Искусство. – 2002. – № 20 (260).

    7. Хоруженко, К. М. Мировая художественная культура: тесты. – М.: ВЛАДОС, 2000.

    8. Шелешнева-Солодовникова. Н. Гауди // Первое сентября. – Искусство. – 2001. – № 11 (227).

    9. Я познаю мир: Архитектура: Детская энциклопедия. – М.: Астрель, 2002.

    10. А.С. Питерских, Г.Е.Гуров «Изобразительное искусство 7-8 класс» под редакцией Б.М.Неменского, «Просвещение», Москва 2009

    11. З.А. Степанчук «Изобразительное искусство» (1-8 классы) Опыт творческой деятельности школьников. Конспекты уроков, Издательство «Учитель», Волгоград 2009

    12. В.А. Лобанова «Керамическая скульптура и пластика» 5-7 класс, Программа, планирование, материалы к занятиям, Издательство «Учитель», Волгоград 2011

    13. Б.М. Неменский, О.В. Свиридова «Изобразительное искусство» 7 класс Поурочные планы по программе Б.М.Неменского, Издательство «Учитель», Волгоград 2007










КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. 6 КЛАСС «Изобразительное искусство в жизни человека»

Тема

урока

Кол-

во

уро­

ков

Тип

урока

Элементы

содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся (результат)

Формы

контроля

Домашнее

задание

Дата проведения



По плану

Дата проведения



Фактичес.

Тема 1. Виды изобразительного искусства (8 часов)



1.

Изобрази­тельное ис­кусство в семье пла­стических искусств

1

Урок

форми­

рования

новых

знаний

Виды пластических ис­кусств. Виды изобрази­тельного искусства: живо­пись, графика, скульптура. Художественные мате­риалы и их выразитель­ность в изобразительном искусстве

Знать виды пластических и изобразительных ис­кусств, различные худо­жественные материалы и их значение в создании художественного образа

Сгруппировать предложенные фото и репро­дукции произ­ведений по ви­дам изобрази­тельных (пла­стических) искусств

Принести

природный

материал

(веточки,

колоски,

зонтичные

растения)



2.

Рисунок - основа изобрази­тельного творчества

1

Урок

форми­

рования

новых

знаний

Виды графики. Рисунок как самостоятельное гра­фическое произведение. Рисунок - основа мастер­ства художника. Графические материалы и их выразительные воз­можности

Знать виды графики, графические художест­венные материалы и их значение в создании ху­дожественного образа. Уметь использовать вы­разительные возможно­сти графических мате­риалов при работе с нату­ры (карандаш, фломастер)

Фронтальный устный опрос. Просмотр и анализ работ

Принести

травянистые

растения



3.

Линия и ее вырази­тельные возможно­сти

1

Комби­

ниро­

ванный

урок

Выразительные свойства линии, виды и характер линии. Условность и об­разность линейного изо­бражения.

Ритм линий, ритмическая организация листа. Роль ритма в создании образа. Линейные рисунки

Знать основы языка изо­бразительного искусства: ритм.

Понимать значение рит­ма и характера линий в создании художествен­ного образа.

Уметь использовать язык графики (характер и ритм

Анализ резуль­татов собст­венной художе­ственной дея­тельности

Подобрать

репродукции

графических

работ

  1. Матисса, П. Пикассо,

  2. Серова






1

2

3

4

5

6

7

8

9

10









  1. Матисса, П. Пикассо,

  2. Серова

линий), выразительные возможности материала (карандаш, уголь) в соб­ственной художествен­ной деятельности с натуры









4.

Пятно как

средство

выражения.

Композиция

как ритм

пятен

1

Комби­

ниро­

ванный

урок

Пятно в изобразительном искусстве. Роль пятна в изображении и его выра­зительные возможности. Тон и тональные отноше­ния: темное-светлое. То­нальная шкала. Компози­ция листа. Ритм пятен. Доминирующее пятно. Линия и пятно. Графиче­ские рисунки Ф. Васильева, И. Левита­на; черно-белая графика А. Остроумовой- Лебедевой

Знать основы языка изо­бразительного искусства (тон), выразительные возможности тона и пят­на в изобразительном искусстве.

Уметь: использовать выразительные средства графики (тон, линия, ритм, пятно) в собствен­ной художественно­творческой деятельно­сти; активно восприни­мать произведения стан­ковой графики

Просмотр и анализ работ

Подобрать репродукции произведе­ний графики с ярко выра­женными то­нальными отношениями



5.

Цвет.

Основы

цветоведе-

ния

1

Комби­

ниро­

ванный

урок

Основные и составные цвета. Дополнительные цвета. Цветовой круг. Те­плые и холодные цвета. Цветовой контраст. Насыщенность цвета и его светлота. Изучение свойств цвета. Механи­ческое смешение цветов

Знать основные харак­теристики и свойства цвета.

Уметь выполнять цвето­вые растяжки по задан­ному свойству, владеть навыками механического смешения цветов

Экспресс-

выставка

Подобрать осенние ли­стья одного цветового тона, но раз­ной светло­ты (насы­щенности)





1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

6.

Цвет в про­изведениях живописи

1

Комби­

ниро­

ванный

урок

Понятие «колорит», «гар­мония цвета». Механиче­ское смешение цветов. Взаимодействие цвето­вых пятен и цветовая композиция. Вырази­тельность мазка. Фактура живописи.

Выражение в живописи эмоциональных состоя­ний: радость, грусть, неж­ность и т.д. Зрительный ряд: И. Грабарь «Хризан­темы», К. Коровин «Цветы и фрукты», «На берегу моря»

Понимать значение ко­лорита и его роль в соз­дании художественного образа.

Уметь: владеть навыка­ми механического сме­шения цветов; переда­вать эмоциональное со­стояние средствами жи­вописи; активно воспри­нимать произведения станковой живописи

Диктант по жи­вописи.

Просмотр, ана­лиз и оценива­ние работ

Принести ил­люстриро­ванные книги о животных или рисунки, фотографии животных



7.

Объемные изображе­ния в

скульптуре

1

Комби­

ниро­

ванный

урок

Выразительные возмож­ности объемного изобра­жения. Связь объема с окружающим пространст­вом и освещением. Художественные мате­риалы в скульптуре: гли­на, металл, дерево и др.; их выразительные воз­можности. Произведения анималистического жанра В. Ватагина, В. Серова

Знать определение тер­мина «анималистический жанр», выразительные средства и материалы скульптуры.

Уметь использовать вы­разительные возможно­сти пластического мате­риала в самостоятель­ной работе

Опрос. Про­смотр и анализ работ

Подготовить вопросы к викторине по содержанию учебного ма­териала чет­верти



8.

Основы языка изо­бражения

1

Повто- ритель- но- обоб- щающий урок («Кон­курс зна­токов»)

Обобщение материала: виды изобразительного искусства, виды графики, художественные мате­риалы и их выразитель­ные возможности, худо­жественное творчество и художественное воспри­ятие, зрительские умения

Знать: виды пластиче­ских и изобразительных искусств, виды графики; основы изобразительной грамоты (ритм, цвет, тон, композиция); средства выразительности графи­ки, скульптуры, живопи­си; имена и произведе­ния выдающихся ху­дожников, творчество ко-

Подведение итогов конкурса

Составить кроссворд (5-6 слов), используя приобретен­ные знания





1

2

3

4

5

6

7

8

9

10






торых рассматривалось на уроках четверти. Уметь воспринимать и анализировать знакомые произведения искусства





Тема 2. Мир наших вещей. Натюрморт (8 часов)



9.

Реальность и фантазия в творчест­ве художни­ка

1

Урок

форми­

рования

новых

знаний

Изображение как позна­ние окружающего мира и выражение отношения к нему человека. Реаль­ность и фантазия в твор­ческой деятельности ху­дожника. Выразительные средства и правила изображения

Понимать значение изо­бразительного искусства в жизни человека и об­щества; взаимосвязь ре­альной действительности и ее художественного изображения в искусстве


Подобрать произведе­ния изобра­зительного искусства, контрастные между собой по языку ииизображения



10.

Изображе­ние пред­метного мира - на­тюрморт

1

Комби­

ниро­

ванный

урок

Многообразие форм изо­бражения мира вещей в истории искусства. О чём рассказывают изображе­ния вещей. Появление жанра натюрморта. Натюрморт в истории ис­кусства. Натюрморт в жи­вописи, графике, скульп­туре. Плоскостное изо­бражение и его место в истории искусства. Пове- ствовательность плоских рисунков

Знать определение тер­мина «натюрморт», вы­дающихся художников и их произведения в жанре натюрморта. Уметь: ак­тивно воспринимать про­изведения искусства на- тюрмортного жанра; творчески работать, ис­пользуя выразительные возможности языка изо­бразительного искусства (ритм, пятно, композиция)

Просмотр и са­моанализ работ

Подобрать репродукции натюрмортно- го жанра



11.

Понятие формы. Многообра­зие форм окружающе­го мира

1

Комби­

ниро­

ванный

урок

Понятие формы. Линей­ные, плоскостные и объ­ёмные формы. Геометри­ческие тела, которые со­ставляют основу всего многообразия форм

Иметь представление о многообразии и вырази­тельности форм

Игра «Опреде­ли произведе­ние и его авто­ра по фраг­менту». Просмотр и анализ работ

Подобрать

изображения

природных

форм и форм,

созданных

человеком





1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

12.

Изображе­ние объёма на плоско­сти и ли­нейная пер­спектива

1

Комби­

ниро­

ванный

урок

Плоскость и объём. Пер­спектива как способ изо­бражения на плоскости предметов в пространст­ве. Правила объемного изображения геометриче­ских тел с натуры. Компо­зиция на плоскости

Знать правила объемного изображения геометри­ческих тел с натуры; ос­новы композиции на плоскости

Уметь применять полу­ченные знания в практи­ческой работе с натуры

Просмотр и анализ работ




13.

Освещение. Свет и тень

1

Комби­

ниро­

ванный

урок

Освещение как средство выявления объёма пред­мета. Источник освеще­ния. Понятия: «свет», «блик», «полутень», «собственная тень», «рефлекс», «падающая тень». Свет как средство организации композиции в картине

Знать основы изобрази­тельной грамоты: свето­тень.

Уметь видеть и исполь­зовать в качестве средст­ва выражения характер освещения при изобра­жении с натуры

Фронтальный опрос (устно). Самоанализ работ учащи­мися

Сбор мате­риала на те­му: «Выдаю­щиеся рус­ские и зару­бежные ху­дожники и их произведе­ния натюр- мортного жанра»

(П.Сезанн,

В. Ван Гог,

И. Машков и др.)



14.

Натюрморт в графике

1

Комби­

ниро­

ванный

урок

Графическое изображение натюрмортов. Композиция и образный строй в на­тюрморте: ритм пятен, пропорций, движение и покой, случайность и по­рядок. Натюрморт как вы­ражение художником сво­их переживаний и пред­ставлений об окружающем его мире. Материалы иинструменты художника и выразительность художе­ственных техник. Творче­ство А.Дюрера,

В.Фаворского

Понимать роль языка изобразительного искус­ства в выражении ху­дожником своих пережи­ваний, своего отношения к окружающему миру в жанре натюрморта.

Знать выдающихся ху- дожников-графиков. Уметь: составлять на- тюрмортную композицию на плоскости, применяя язык изобразительного искусства и выразитель­ные средства графики; работать в технике пе­чатной графики

Просмотр и анализ работ

Продолжение работы над проектом





1

2

3

4

5

6

7

8

9

10


15.

Цвет в на­тюрморте

1

Комби­

ниро­

ванный

урок

Цвет в живописи и богат­ство его выразительных возможностей. Собствен­ный цвет предмета (ло­кальный) и цвет в живопи­си (обусловленный). Цве­товая организация натюр­морта - ритм цветовых пятен И.Машков «Синие сливы», А.Матисс «Крас­ные рыбки», К. Петров- Водкин «Утренний натюр­морт», «Скрипка». Выра­жение цветом в натюр­морте настроений и пере­живаний художника

Знать выразительные воз­можности цвета.

Уметь с помощью цвета передавать настроение в натюрморте, работать гу­ашью, анализировать цветовой строй знакомых произведений натюр- мортного жанра

Анализ и оцен­ка процесса и результатов собственного художественно­го творчества

Завершение работы над проектом




16.

Вырази­тельные возможно­сти натюр­морта

1

Урок-

обоб­

щение

Предметный мир в изо­бразительном искусстве. Выражение в натюрморте переживаний и мыслей художника, его представ­лений и представлений людей его эпохи об окру­жающем мире и о самих себе.

Натюрморт в искусстве XIX-XX веков. Натюрморт и выражение творческой индивидуальности худож­ника. Презентация проек­тов. Зрительный ряд:

И.Грабарь «Нелрибран- ный стол», И.Машков «Хлебы», Н.Сапунов «Ваза, Цветы и Фрукты». Натюрморты Ван-Гога,

К. Моне и П.Сезанна

Знать жанр изобрази­тельного искусства (на­тюрморт), выдающихся художников и их произ­ведения натюрмортного жанра (В. Ван Гог, К.Моне, И. Машков). Уметь анализировать образный язык произве­дений натюрмортного жанра

Анализ и оцен­ка результатов проектной дея­тельности






Тема 3. Вглядываясь в человека. Портрет (10 часов)




17.

Образ чело­века - глав­ная тема искусства


1

Урок

форми­

рования

новых

знаний,

умений,

навыков

Портрет как образ опре­делённого, реального че­ловека. История развития жанра. Изображение че­ловека в искусстве раз­ных эпох.

Проблема сходства в портрете. Выражение в портретном изображении характера человека, его внутреннего мира. Вели­кие художники- портретисты: Рембрант, Ф. Рокотов,

В. Боровиковский

Д. Левицкий, И. Репин

Знать жанры изобрази­тельного искусства: портрет, выдающихся художн и ков- портретистов русского и мирового искусства (Рембрант, И.Репин). Уметь активно воспри­нимать произведения портретного жанра


Подобрать

репродукции

портретного

жанра

И.Е. Репина, которые не рассматри­вались на уроке




18.

Конструк­ция головы человека и её пропор­ции

1

Урок

форми­

рования

новых

знаний,

умений,

навыков

Закономерности в конст­рукции головы человека. Большая цельная форма головы и её части. Про­порции лица человека. Симметрия лица. Величи­на и форма глаз, носа; расположение и форма рта

Понимать роль пропор­ций в изображении го­ловы, лица человека

Просмотр и анализ работ

Оформить в технике кол­лажа рамку для портрета, которая от­ражала бы ваши личные интересы и увлечения. Принести зеркало




19.

Графиче­ский порт­ретный ри­сунок и вы­разитель­ность об­раза чело­века

1

Комби­

ниро­

ванный

урок

Образ человека в графи­ческом портрете. Расположение портрета на листе. Выразитель­ность графических мате­риалов. Графические портреты О. Кипренского, И. Репина, В. Серова

Знать: пропорции головы и лица человека; вы­дающихся представите­лей русского искусства (А.Дюрер, Леонардо да Винчи, В. Серов) и их ос­новные произведения портретного жанра.

Уметь использовать вы­разительность графиче­ских средств и материала (уголь, мелки, карандаш) при работе с натуры

Выборочный

просмотр






1

2

3

4

5

6

7

8

9

10


20.

Портрет в графике

1

Комби­

ниро­

ванный

урок


Знать пропорции головы и лица человека, выра­зительные средства графики (линия, пятно) и уметь применять их в творческой работе с натуры

Просмотр, анализ и оцен­ка работ

Подобрать небольшие литератур­ные фраг­менты, ха­рактеризую­щие человека по его пред­метному ок­ружению




21.

Портрет в скульптуре

1

Комби­

ниро­

ванный

урок

Человек - основной предмет изображения в скульптуре. Материалы скульптуры. Скульптур­ный портрет в истории ис­кусства.

Выразительные возмож­ности скульптуры. Харак­тер человека и образ эпо­хи в скульптурном портрете.

Скульптурные портреты

  1. И. Мухиной и

  2. Т. Коненкова

Знать материалы и вы­разительные возможно­сти скульптуры.

Уметь передать характер героя в скульптурном портрете, используя вы­разительные возможно­сти скульптуры, знания пропорций и пропорцио­нальных соотношений головы и лица человека

Презентация работы с про­изнесением ко­роткого моно­лога от имени вылепленного литературного героя.

Анализ и оцен­ка работ





22.

Сатириче­ские образы человека

1

Комби­

ниро­

ванный

урок


Уметь: анализировать образный язык произве­дений портретного жан­ра; работать графиче­скими материалами

Тест. Просмотр и анализ работ

Сбор мате­риала на те­му: «Худож­ники-

портретисты и их произве­дения»







1

2

3

4

5

6

7

8

9

10


23.

Образные возможно­сти осве­щения в портрете

1

Комби­

ниро­

ванный

урок

Изменение образа чело­века при различном ос­вещении.

Постоянство формы и из­менение её восприятия. Свет, направленный свер­ху, снизу, сбоку, рассеян­ный свет, изображение против света, контраст­ность освещения

Знать основы изобрази­тельной грамоты (свето­тень); понимать роль ос­вещения в произведени­ях портретного жанра. Уметь применять полу­ченные знания при рабо­те с натуры

Просмотр и анализ работ

Подобрать репродукции (фото) с изо­бражением человека в различном освещении




24.

Портрет в живописи

1

Комби­

ниро­

ванный

урок

Роль и место живописного портрета в истории искус­ства. Обобщенный образ человека в живописи Воз­рождения, в XVII-XIX ве­ках, в XX веке.

Портреты Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти,

Ф. Рокотова,

В. Боровиковского,

О. Кипренского, В. Серова, М. Врубеля

Знать выдающихся ху- дожни ков-по ртретисто в, представителей русского и зарубежного искусства: Леонардо да Винчи, Ра­фаэль Санти, М. Врубель. Уметь: активно восприни­мать и анализировать про­изведения портретного жанра, работать в технике коллажа

Представление работ, анализ и оценивание

Продолжение работы над проектом




25.

Роль цвета в портрете

1

Комби­

ниро­

ванный

урок

Цветовое решение об­раза в портрете. Цвет и тон. Цвет и освещение. Цвет как средство выра­жения настроения и ха­рактера героя. Живопис­ная фактура

Знать о выразительных возможностях цвета и освещения в произведе­ниях портретного жанра. Уметь анализировать цветовой строй произве­дения живописи

Ответить на вопрос: «Кому из известных тебе художни­ков ты заказал бы свой порт­рет? Почему?» Просмотр и анализ работ

Завершение работы над проектом







1

2

3

4

5

6

7

8

9

10


26.

Великие

портрети­

сты

1

Повто-

ритель-

но-

обоб-

щаю-

щий

урок

Выражение творческой индивидуальности худож­ника в созданных им портретных образах. Личность художника и его эпоха. Личность героев портрета и творческая ин­терпретация её художни­ком. Индивидуальность об­разного языка в произведе­ниях великих художников. Презентация рефератов на те

Знать художников- портретистов и их твор­чество (В. Серов,

И. Репин, Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Рембрант).

Уметь активно воспри­нимать и анализировать произведения портретно­го жанра

Презентация проектов. Анализ и оцен­ка результатов проектной дея­тельности




Тема 4. Человек и пространство в изобразительном искусстве (8 часов)





27.

Жанры в изобрази­тельном ис­кусстве

1

Урок

форми­

рования

новых

знаний

Предмет изображения и картина мира в изобрази­тельном искусстве. Изме­нения видения мира в разные эпохи. Жанры в изобразительном искусст­ве. Портрет. Натюрморт. Пейзаж. Тематическая картина: бытовой и исто­рический жанры

Знать жанры изобрази­тельного искусства. Иметь представление об историческом характере художественного про­цесса; ориентироваться в основных явлениях русского и мирового ис­кусства.

Уметь активно восприни­мать произведения изо­бразительного искусства

Сгруппировать предложенные произведения по жанрам

Выписать на­звания не­скольких произведе­ний, относя­щихся к раз­ным жанрам, но одного ху­дожника





28.

Изображе­ние про­странства

1

Урок

форми­

рования

новых

знаний

Потребность в изображе­нии глубины пространства и открытие правил линей­ной перспективы в искус­стве Возрождения. Поня­тие точки зрения. Пер­спектива как изобрази­тельная грамота. Нару­шение правил перспекти­вы в искусстве XX века и его образный смысл

Понимать значение пер­спективы в изобрази­тельном искусстве

Тест






1

2

3

4

5

6

7

8

9

10


29.

Правила линейной и воздушной перспекти­вы

1

Урок

форми­

рования

новых

знаний,

умений,

навыков

Перспектива - учение о способах передачи глуби­ны пространства. Плос­кость картины. Точка зре­ния. Горизонт и его высота. Точка схода. Правила воздушной перспективы, планы воздушной пер­спективы и изменения контрастности.





Знать правила линейной и воздушной перспекти­вы.

Уметь использовать пра­вила перспективы в соб­ственной творческой ра­боте

Соотнести ре­продукции про­изведений раз­ных жанров (портрет, пей­заж, натюр­морт) с фами­лиями авторов. Просмотр, ана­лиз и оценка работ

Сбор мате­риала для кроссворда




30.

Пейзаж - большой мир. Орга­низация простран­ства

1

Комби­

ниро­

ванный

урок

Пейзаж как самостоятель­ный жанр в искусстве. Превращение пустоты в пространство. Организа­ция перспективного про­странства в картине. Роль выбора формата. Высота горизонта в картине и его образный смысл. Зрительный ряд:

П. Брейгель «Времена го­да», Н. Рерих «Гималаи», И. Левитан «Над вечным покоем»

Знать: правила перспек­тивы; выдающихся ху- дожников-пейзажистов и их произведения (И. Левитан).

Уметь организовывать перспективное простран­ство пейзажа

Опрос. Анализ и оценка ре­зультатов соб­ственного ху­дожественного творчества (выборочно). Просмотр и оценка работ

Подобрать репродукции или фото, иллюстри­рующие пра­вила пер­спективы




31.

Пейзаж- настроение. Природа и художник

1

Комби­

ниро­

ванный

урок

Пейзаж-настроение как от­клик на переживания ху­дожника. Освещение в природе. Красота разных состояний в природе: ут­ро, вечер, сумрак, туман, полдень. Роль колорита в пейзаже-настроении. Бе­седа по пейзажам К. Моне, П. Сезанна,

И. Грабаря, К. Юона

Понимать роль колорита в пейзаже-настроении. Уметь работать гуашью, используя основные средства художественной выразительности (компо­зиция, цвет, светотень, перспектива) в творче­ской работе по памяти и представлению

Ответить на вопрос: почему о картинах Ле­витана говорят: «Мало нот - много музыки»? Просмотр, ана­лиз и оценка работ

Наброски с натуры го­родских пей­зажных видов





1

2

3

4

5

6

7

8

9

10


32-

33.

Г ородской пейзаж

2

Уроки

творче­

ского

приме­

нения

знаний,

умений,

навыков

Разные образы города в истории искусства и в рос­сийском искусстве XX века

Знать основы изобрази­тельной грамоты и уметь применять приобретен­ные знания на практике

Опрос. Анализ и оценка про­цесса и резуль­татов собст­венной художе­ственной дея­тельности

Подготовка к КВН (соста­вить кросс­ворд для ко­манды со­перников)




34.

Вырази­тельные возможно­сти изобра­зительного искусства. Язык и смысл

1

Повто-

ритель-

но-

обоб-

щаю-

щий

урок

Обобщение материала учебного года

Знать: основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств, виды графики; выдаю­щихся художников и их произведения, изучен­ные в течение года; ос­новные средства худо­жественной выразитель­ности; разные художест­венные материалы, ху­дожественные техники и их значение в создании художественного образа. Уметь анализировать содержание, образный язык произведений порт­ретного, натюрмортного и пейзажного жанров



Оценка кон­курсных зада­ний







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!