Пояснительная записка
Программы по изобразительному искусству для 6 классов составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Рабочая программа составлена применительно к учебной программе «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под руководством и редакцией народного художника России Б. М. Неменского .
В 6 классах общеобразовательной школы образовательная область «Искусство» (предмет «Изобразительное искусство») ставит целью преподавания изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура, дизайн, архитектура, декоративно прикладное искусство) художественное образование и эстетическое воспитание, приобщение школьника к миру пластических искусств как неотъемлемой части духовной и материальной культуры, эффективного средства формирования , развития личности, и решает следующие задачи:
формирование художественно-образного мышления и эмоционально-чувственного отношения к предметам и явлениям действительности, искусству, как основ развития творческой личности, ее эстетических вкусов и потребностей, морально-этического облика;
обучение основам изобразительной грамотности, формирование практических навыков работы в различных видах художественно-творческой деятельности (работа с натуры, по воображению- тематическое рисование, декоративная работа, лепка, аппликация и т.д.);
систематическое развитие зрительного восприятия, чувства цвета, композиционной культуры, пространственного мышления, комбинаторики, умение выражать в художественных образах творческую задачу, художественный и конструкторский замысел;
воспитание активного эстетического отношения к действительности, к искусству, явлениям художественной культуры, народным художественным традициям.
Технология обучения
Изучение искусства в основной школе призвано сформировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественно-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной художественной культуры. Вклад образовательной области «Искусство» в развитие личности выпускника основной школы заключается в развитии эстетического восприятия мира, воспитании художественного вкуса, потребности в общении с прекрасным в жизни и искусстве, в обеспечении определенного уровня эрудиции в сфере изобразительного искусства, в сознательном выборе видов художественно-творческой деятельности, в которых подросток может проявить свою индивидуальность, реализовать творческие способности.
Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературы, при прохождении отдельных тем используются межпредметные связи с биологией (строение растений, животных, пластическая анатомия человека, связи в природе), историей (образ эпохи и стиль в искусстве, выдающиеся события истории – исторический жанр в искусстве), математикой (геометрия), физикой (оптика), технологией (технологии художественной обработки материалов), информатикой (компьютерная графика).
Цели художественного образования:
развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;
овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);
формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.
Место предмета в базисном учебном плане.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит на «Изобразительное искусство» в7 классах – по 34 -35часов, из расчета 1 учебный час в неделю.
Содержание тем курса по изобразительному искусству в 6 классах
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов |
| Раздел «Виды изобразительного искусства и основы их образного языка» | 8 ч. |
1 | Введение. Изобразительное искусство в семье пластических искусств. | 1 |
2 | Рисунок - основа изобразительного искусства | 1 |
3 | Линия и ее выразительные возможности | 1 |
4 | Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен | 1 |
5 | Цвет. Основы цветоведения. | 1 |
6 | Цвет в произведениях живописи. | 1 |
7 | Объемные изображения в скульптуре. | 1 |
8 | Основы языка изобразительного искусства. | 1 |
| Раздел «Мир наших вещей. Натюрморт» | 8 ч. |
9 | Реальность и фантазия в творчестве художников | 1 |
10 | Изображение предметного мира- натюрморта | 1 |
11 | Понятие формы Многообразие форм окружающего мира | 1 |
12 | Изображение объема на плоскости и линейная перспектива | 1 |
13 | Освещение. Свет и тень. | 1 |
14 | Натюрморт в графике.. | 1 |
15 | Цвет в натюрморте | 1 |
16 | Выразительные возможности натюрморта. | 1 |
| Раздел «Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве» | 10 ч. |
17 | Образ человека - главная тема искусства. | 1 |
18 | Конструкция головы человека и ее пропорции. | 1 |
19 | Графический портретный рисунок и выразительность образа человека. | 1 |
20 | Портрет в графике | 1 |
21 | Портрет в скульптуре. | 1 |
22 | Сатирические образы человека. | 1 |
23 | Образные возможности освещения в портрете. | 1 |
24 | Портрет в живописи. | 1 |
25 | Роль цвета в портрете. | 1 |
26 | Великие портретисты | 1 |
| Раздел «Человек и пространство в изобразительном искусстве» | 8 ч. |
27 | Жанры в изобразительном искусстве. | 1 |
28 | Изображение пространства. | 1 |
29 | Правила линейной и воздушной перспективы | 1 |
30 | Пейзаж - большой мир. Организация изображаемого пространства | 1 |
31 | Пейзаж - настроение. Природа и художник. | 1 |
32-33 | Городской пейзаж. | 2 |
34 | Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл | 1 |
ИТОГО: | | 34 часа |
Тема: Виды изобразительного искусства и основы их образного языка (8 часов).
Изобразительное искусство в семье пластических искусств. Рисунок-основа изобразительного искусства. Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен.
Цвет. Основы цветоведения. Цвет в произведениях живописи. Объемные изображения в скульптуре. Основы языка изображения.
Тема: Мир наших вещей. Натюрморт (8 часов).
Художественное познание: реальность и фантазия. Изображение предметного мира -натюрморт. Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира. Изображение предмета на плоскости и линейная перспектива. Освещение. Свет и тень. Натюрморт в графике. Цвет в натюрморте. Выразительные возможности натюрморта.
Тема: Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве. (10 часов).
Образ человека- главная тема искусства. Конструкция головы человека и ее пропорции. Изображение головы человека в пространстве. Графический портретный рисунок и выразительность образа человека. Портрет в скульптуре. Сатирические образы человека. Образные возможности освещения в портрете. Портрет в живописи. Роль цвета в портрете. Великие портретисты.
Тема: Человек и пространство в изобразительном искусстве (8 часов).
Жанры в изобразительном искусстве. Изображение пространства. Правила линейной и воздушной перспективы. Пейзаж – большой мир. Организация изображаемого пространства. Пейзаж – настроение. Природа и художник. Городской пейзаж. Выразительные возможности изобразительного искусства.
В результате обучения в 6 классе дети должны знать и уметь:
особенности языка следующих видов изобразительного искусства: живописи, гафики, скульптуры;
основные жанры изобразительного искусства;
известнейшие музеи своей страны и мира;
выдающиеся произведения отечественного изобразительного искусства;
работать с натуры в живописи и графике над натюрмортом и портретом;
выбирать наиболее подходящий формат листа при работе над натюрмортом, портретом, пейзажем;
добиваться тональных и цветовых градаций при передаче объема;
передавать при изображении предмета пропорции и характер формы;
передавать при изображении головы человека ( на плоскости и в объеме) пропорции, характер черт, выражение лица;
передавать пространственные планы в живописи и графике с применением знаний воздушной и линейной перспективы;
в рисунке с натуры передавать единую точку зрения на группу предметов;
пользоваться различными графическими техниками: монотипия, линогравюра.
В результате обучения в 6 классе дети должны знать и уметь:
о роли и истории тематической картины в изобразительном искусстве и ее жанровых видах: бытовом, историческом, о мифологических и библейских темах в искусстве;
о процессе работы художника над картиной, о смысле каждого этапа этой работы, о роли эскизов и этюдов;
о роли искусства в создании памятников большим историческим событиям, о влиянии образа, созданного художником на понимание событий истории;
наиболее значимый ряд великих произведений изобразительного искусства на исторические и библейские темы в европейском и отечественном искусств; понимать особую культуростроительную роль русской тематической картины XIX – XX столетий;
иметь первичные навыки изображения пропорций и движений фигуры человека с натуры и по представлению;
владеть материалами живописи, графики и лепки на доступном возрасту уровне;
развивать навыки наблюдательности, способности образного видения окружающей ежедневной жизни, формирующие чуткость и активность восприятия реальности;
иметь творческий опыт в построении тематических композиций, предполагающий сбор художественно-познавательного материала, формирование авторской позиции по выбранной теме и поиски способа ее выражения.
Виды занятий:
рисование с натуры (рисунок, живопись),
рисование на темы и иллюстрирование (композиция),
декоративная работа,
лепка,
аппликация с элементами дизайна,
беседы об изобразительном искусстве и красоте окружающего мира.
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Модернизация системы образования предполагает существенное изменение организации контроля качества знаний обучаемых и качество преподавания в соответствии с учебными планами и учебниками. Предметом педагогического контроля является оценка результатов организованного в нем педагогического процесса. Основным предметом оценки результатов художественного образования являются знания, результатов обучения – умения, навыки и результатов воспитания – мировоззренческие установки, интересы, мотивы и потребности личности.
Данной программой предусмотрено использование следующих видов контроля. Стартовый контроль определяет исходный уровень обученности, подготовленность к усвоению дальнейшего материала. Стартовый контроль проводить в начале учебного года. С помощью текущего контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах. Рубежный контроль выполняет этапное подведение итогов за четверть, полугодие, год после прохождения, например, больших тем, крупных разделов программы. В рубежном контроле учитываются и данные текущего контроля. Итоговый контроль осуществляется после прохождения всего учебного курса, обычно накануне перевода в следующий класс. Данные итогового контроля позволяют оценить работу педагога и учащихся. Результаты заключительного контроля должны соответствовать уровню национального стандарта образования.
Каждый из перечисленных видов контроля может быть проведён с использованием следующих методов и средств:
- устный (беседа, викторины, контрольные вопросы);
- письменный (вопросники, кроссворды, тесты);
-практический (упражнения, художественно-творческие задания, индивидуальные карточки-задания).
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов:
Активность участия.
Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
Самостоятельность.
Оригинальность суждений.
Критерии и система оценки творческой работы:
Оценка "5"
· учащийся полностью справляется с поставленной целью урока;
· правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике;
· верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
· умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.
Оценка "4"
· учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;
· гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
· умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее характерное.
Оценка "3"
· учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;
· допускает неточность в изложении изученного материала.
Оценка "2"
· учащийся допускает грубые ошибки в ответе;
· не справляется с поставленной целью урока.
Оценка "1"
· учащийся обнаруживает полное незнание учебного материала.
Учебно-методический комплект представлен:
Рабочие программы по изобразительному искусству. 5-7 классы ( по программе Б.М.Неменского)/Авт.-сост. И.В. Буланова.- 2-е изд., стереотип.- М.: Планета, 2012.
Изобразительное искусство. Учебник для учащихся 5-6 классов общеобразовательных учреждений РБ- Под редакцией Пурик Э.Э.- Уфа: Китап, 2006.
Изобразительное искусство и художественный труд . Под руководством Б.М. Неменского. 1-9 классы. 7-е издание. Москва « Просвещение» 2011.
Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс: учеб. Для общеобразоват. Учреждений/ Л.А. Неменская; под ред. Б.М. Неменского.- 4-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7-8 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений/ А.С. Питерских, Г.Е Гуров; под ред. Б.Н. Неменского.- 4-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
Изобразительное искусство. 5 класс: поурочные планы по программе Б.М. Неменского/ авт.-сост. О.М.Гусева- Москва: « ВАКО». 2011.
Изобразительное искусство. 6 класс: поурочные планы по программе Б.М. Неменского/ авт.-сост. О.М.Гусева- Москва: « ВАКО». 2011.
Изобразительное искусство. 7 класс: поурочные планы по программе Б.М. Неменского/ авт.-сост. О.М.Гусева- Москва: « ВАКО». 2011.
Список методической литературы
Вагъянц, А. М. Вариации прекрасного. Западноевропейское средневековье. – М.: ООО «Фирма МХК», 2000.
Мейстер, А. Г. Бумажная пластика. – М.: ACT-Астрель, 2001.
Неменский, Б. М. Бумажная пластика: пособие для учителя. – М.: Министерство образования РСФСР. Научно-исследовательский институт школ, 1990.
Неменский, Б. М., Горяева Н. А., Неменская Л. А. Изобразительное искусство и художественный труд: с краткими методическими рекомендациями. 1–9 классы / под ред. Б. М. Неменского. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2007. – 141 с. – (Программы общеобразовательных учреждений).
Петербург: три века северной столицы. 1703 год // Первое сентября. Искусство. Специальный выпуск. – 2001. – № 15, 16.
Рябшина, Т. Новые материалы для уроков изобразительного искусства // Первое сентября. – Искусство. – 2002. – № 20 (260).
Хоруженко, К. М. Мировая художественная культура: тесты. – М.: ВЛАДОС, 2000.
Шелешнева-Солодовникова. Н. Гауди // Первое сентября. – Искусство. – 2001. – № 11 (227).
Я познаю мир: Архитектура: Детская энциклопедия. – М.: Астрель, 2002.
А.С. Питерских, Г.Е.Гуров «Изобразительное искусство 7-8 класс» под редакцией Б.М.Неменского, «Просвещение», Москва 2009
З.А. Степанчук «Изобразительное искусство» (1-8 классы) Опыт творческой деятельности школьников. Конспекты уроков, Издательство «Учитель», Волгоград 2009
В.А. Лобанова «Керамическая скульптура и пластика» 5-7 класс, Программа, планирование, материалы к занятиям, Издательство «Учитель», Волгоград 2011
Б.М. Неменский, О.В. Свиридова «Изобразительное искусство» 7 класс Поурочные планы по программе Б.М.Неменского, Издательство «Учитель», Волгоград 2007
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. 6 КЛАСС «Изобразительное искусство в жизни человека»
№ | Тема урока | Кол- во уро ков | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся (результат) | Формы контроля | Домашнее задание | Дата проведения
По плану | Дата проведения
Фактичес. | Тема 1. Виды изобразительного искусства (8 часов) | | | 1. | Изобразительное искусство в семье пластических искусств | 1 | Урок форми рования новых знаний | Виды пластических искусств. Виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура. Художественные материалы и их выразительность в изобразительном искусстве | Знать виды пластических и изобразительных искусств, различные художественные материалы и их значение в создании художественного образа | Сгруппировать предложенные фото и репродукции произведений по видам изобразительных (пластических) искусств | Принести природный материал (веточки, колоски, зонтичные растения) | | | 2. | Рисунок - основа изобразительного творчества | 1 | Урок форми рования новых знаний | Виды графики. Рисунок как самостоятельное графическое произведение. Рисунок - основа мастерства художника. Графические материалы и их выразительные возможности | Знать виды графики, графические художественные материалы и их значение в создании художественного образа. Уметь использовать выразительные возможности графических материалов при работе с натуры (карандаш, фломастер) | Фронтальный устный опрос. Просмотр и анализ работ | Принести травянистые растения | | | 3. | Линия и ее выразительные возможности | 1 | Комби ниро ванный урок | Выразительные свойства линии, виды и характер линии. Условность и образность линейного изображения. Ритм линий, ритмическая организация листа. Роль ритма в создании образа. Линейные рисунки | Знать основы языка изобразительного искусства: ритм. Понимать значение ритма и характера линий в создании художественного образа. Уметь использовать язык графики (характер и ритм | Анализ результатов собственной художественной деятельности | Подобрать репродукции графических работ Матисса, П. Пикассо, Серова | | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
|
|
|
| Матисса, П. Пикассо, Серова | линий), выразительные возможности материала (карандаш, уголь) в собственной художественной деятельности с натуры |
|
|
|
|
4. | Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен | 1 | Комби ниро ванный урок | Пятно в изобразительном искусстве. Роль пятна в изображении и его выразительные возможности. Тон и тональные отношения: темное-светлое. Тональная шкала. Композиция листа. Ритм пятен. Доминирующее пятно. Линия и пятно. Графические рисунки Ф. Васильева, И. Левитана; черно-белая графика А. Остроумовой- Лебедевой | Знать основы языка изобразительного искусства (тон), выразительные возможности тона и пятна в изобразительном искусстве. Уметь: использовать выразительные средства графики (тон, линия, ритм, пятно) в собственной художественнотворческой деятельности; активно воспринимать произведения станковой графики | Просмотр и анализ работ | Подобрать репродукции произведений графики с ярко выраженными тональными отношениями | | |
5. | Цвет. Основы цветоведе- ния | 1 | Комби ниро ванный урок | Основные и составные цвета. Дополнительные цвета. Цветовой круг. Теплые и холодные цвета. Цветовой контраст. Насыщенность цвета и его светлота. Изучение свойств цвета. Механическое смешение цветов | Знать основные характеристики и свойства цвета. Уметь выполнять цветовые растяжки по заданному свойству, владеть навыками механического смешения цветов | Экспресс- выставка | Подобрать осенние листья одного цветового тона, но разной светлоты (насыщенности) | | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
6. | Цвет в произведениях живописи | 1 | Комби ниро ванный урок | Понятие «колорит», «гармония цвета». Механическое смешение цветов. Взаимодействие цветовых пятен и цветовая композиция. Выразительность мазка. Фактура живописи. Выражение в живописи эмоциональных состояний: радость, грусть, нежность и т.д. Зрительный ряд: И. Грабарь «Хризантемы», К. Коровин «Цветы и фрукты», «На берегу моря» | Понимать значение колорита и его роль в создании художественного образа. Уметь: владеть навыками механического смешения цветов; передавать эмоциональное состояние средствами живописи; активно воспринимать произведения станковой живописи | Диктант по живописи. Просмотр, анализ и оценивание работ | Принести иллюстрированные книги о животных или рисунки, фотографии животных | | |
7. | Объемные изображения в скульптуре | 1 | Комби ниро ванный урок | Выразительные возможности объемного изображения. Связь объема с окружающим пространством и освещением. Художественные материалы в скульптуре: глина, металл, дерево и др.; их выразительные возможности. Произведения анималистического жанра В. Ватагина, В. Серова | Знать определение термина «анималистический жанр», выразительные средства и материалы скульптуры. Уметь использовать выразительные возможности пластического материала в самостоятельной работе | Опрос. Просмотр и анализ работ | Подготовить вопросы к викторине по содержанию учебного материала четверти | | |
8. | Основы языка изображения | 1 | Повто- ритель- но- обоб- щающий урок («Конкурс знатоков») | Обобщение материала: виды изобразительного искусства, виды графики, художественные материалы и их выразительные возможности, художественное творчество и художественное восприятие, зрительские умения | Знать: виды пластических и изобразительных искусств, виды графики; основы изобразительной грамоты (ритм, цвет, тон, композиция); средства выразительности графики, скульптуры, живописи; имена и произведения выдающихся художников, творчество ко- | Подведение итогов конкурса | Составить кроссворд (5-6 слов), используя приобретенные знания | | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| | | | | торых рассматривалось на уроках четверти. Уметь воспринимать и анализировать знакомые произведения искусства | | | | |
Тема 2. Мир наших вещей. Натюрморт (8 часов) | | |
9. | Реальность и фантазия в творчестве художника | 1 | Урок форми рования новых знаний | Изображение как познание окружающего мира и выражение отношения к нему человека. Реальность и фантазия в творческой деятельности художника. Выразительные средства и правила изображения | Понимать значение изобразительного искусства в жизни человека и общества; взаимосвязь реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве | | Подобрать произведения изобразительного искусства, контрастные между собой по языку ииизображения | | |
10. | Изображение предметного мира - натюрморт | 1 | Комби ниро ванный урок | Многообразие форм изображения мира вещей в истории искусства. О чём рассказывают изображения вещей. Появление жанра натюрморта. Натюрморт в истории искусства. Натюрморт в живописи, графике, скульптуре. Плоскостное изображение и его место в истории искусства. Пове- ствовательность плоских рисунков | Знать определение термина «натюрморт», выдающихся художников и их произведения в жанре натюрморта. Уметь: активно воспринимать произведения искусства на- тюрмортного жанра; творчески работать, используя выразительные возможности языка изобразительного искусства (ритм, пятно, композиция) | Просмотр и самоанализ работ | Подобрать репродукции натюрмортно- го жанра | | |
11. | Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира | 1 | Комби ниро ванный урок | Понятие формы. Линейные, плоскостные и объёмные формы. Геометрические тела, которые составляют основу всего многообразия форм | Иметь представление о многообразии и выразительности форм | Игра «Определи произведение и его автора по фрагменту». Просмотр и анализ работ | Подобрать изображения природных форм и форм, созданных человеком | | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
12. | Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива | 1 | Комби ниро ванный урок | Плоскость и объём. Перспектива как способ изображения на плоскости предметов в пространстве. Правила объемного изображения геометрических тел с натуры. Композиция на плоскости | Знать правила объемного изображения геометрических тел с натуры; основы композиции на плоскости Уметь применять полученные знания в практической работе с натуры | Просмотр и анализ работ | | | |
13. | Освещение. Свет и тень | 1 | Комби ниро ванный урок | Освещение как средство выявления объёма предмета. Источник освещения. Понятия: «свет», «блик», «полутень», «собственная тень», «рефлекс», «падающая тень». Свет как средство организации композиции в картине | Знать основы изобразительной грамоты: светотень. Уметь видеть и использовать в качестве средства выражения характер освещения при изображении с натуры | Фронтальный опрос (устно). Самоанализ работ учащимися | Сбор материала на тему: «Выдающиеся русские и зарубежные художники и их произведения натюр- мортного жанра» (П.Сезанн, В. Ван Гог, И. Машков и др.) | | |
14. | Натюрморт в графике | 1 | Комби ниро ванный урок | Графическое изображение натюрмортов. Композиция и образный строй в натюрморте: ритм пятен, пропорций, движение и покой, случайность и порядок. Натюрморт как выражение художником своих переживаний и представлений об окружающем его мире. Материалы иинструменты художника и выразительность художественных техник. Творчество А.Дюрера, В.Фаворского | Понимать роль языка изобразительного искусства в выражении художником своих переживаний, своего отношения к окружающему миру в жанре натюрморта. Знать выдающихся ху- дожников-графиков. Уметь: составлять на- тюрмортную композицию на плоскости, применяя язык изобразительного искусства и выразительные средства графики; работать в технике печатной графики | Просмотр и анализ работ | Продолжение работы над проектом | | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
15. | Цвет в натюрморте | 1 | Комби ниро ванный урок | Цвет в живописи и богатство его выразительных возможностей. Собственный цвет предмета (локальный) и цвет в живописи (обусловленный). Цветовая организация натюрморта - ритм цветовых пятен И.Машков «Синие сливы», А.Матисс «Красные рыбки», К. Петров- Водкин «Утренний натюрморт», «Скрипка». Выражение цветом в натюрморте настроений и переживаний художника | Знать выразительные возможности цвета. Уметь с помощью цвета передавать настроение в натюрморте, работать гуашью, анализировать цветовой строй знакомых произведений натюр- мортного жанра | Анализ и оценка процесса и результатов собственного художественного творчества | Завершение работы над проектом | | |
16. | Выразительные возможности натюрморта | 1 | Урок- обоб щение | Предметный мир в изобразительном искусстве. Выражение в натюрморте переживаний и мыслей художника, его представлений и представлений людей его эпохи об окружающем мире и о самих себе. Натюрморт в искусстве XIX-XX веков. Натюрморт и выражение творческой индивидуальности художника. Презентация проектов. Зрительный ряд: И.Грабарь «Нелрибран- ный стол», И.Машков «Хлебы», Н.Сапунов «Ваза, Цветы и Фрукты». Натюрморты Ван-Гога, К. Моне и П.Сезанна | Знать жанр изобразительного искусства (натюрморт), выдающихся художников и их произведения натюрмортного жанра (В. Ван Гог, К.Моне, И. Машков). Уметь анализировать образный язык произведений натюрмортного жанра | Анализ и оценка результатов проектной деятельности | | | |
Тема 3. Вглядываясь в человека. Портрет (10 часов) | | |
17. | Образ человека - главная тема искусства | 1 | Урок форми рования новых знаний, умений, навыков | Портрет как образ определённого, реального человека. История развития жанра. Изображение человека в искусстве разных эпох. Проблема сходства в портрете. Выражение в портретном изображении характера человека, его внутреннего мира. Великие художники- портретисты: Рембрант, Ф. Рокотов, В. Боровиковский Д. Левицкий, И. Репин | Знать жанры изобразительного искусства: портрет, выдающихся художн и ков- портретистов русского и мирового искусства (Рембрант, И.Репин). Уметь активно воспринимать произведения портретного жанра | | Подобрать репродукции портретного жанра И.Е. Репина, которые не рассматривались на уроке | | |
18. | Конструкция головы человека и её пропорции | 1 | Урок форми рования новых знаний, умений, навыков | Закономерности в конструкции головы человека. Большая цельная форма головы и её части. Пропорции лица человека. Симметрия лица. Величина и форма глаз, носа; расположение и форма рта | Понимать роль пропорций в изображении головы, лица человека | Просмотр и анализ работ | Оформить в технике коллажа рамку для портрета, которая отражала бы ваши личные интересы и увлечения. Принести зеркало | | |
19. | Графический портретный рисунок и выразительность образа человека | 1 | Комби ниро ванный урок | Образ человека в графическом портрете. Расположение портрета на листе. Выразительность графических материалов. Графические портреты О. Кипренского, И. Репина, В. Серова | Знать: пропорции головы и лица человека; выдающихся представителей русского искусства (А.Дюрер, Леонардо да Винчи, В. Серов) и их основные произведения портретного жанра. Уметь использовать выразительность графических средств и материала (уголь, мелки, карандаш) при работе с натуры | Выборочный просмотр | | | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
20. | Портрет в графике | 1 | Комби ниро ванный урок | | Знать пропорции головы и лица человека, выразительные средства графики (линия, пятно) и уметь применять их в творческой работе с натуры | Просмотр, анализ и оценка работ | Подобрать небольшие литературные фрагменты, характеризующие человека по его предметному окружению | | |
21. | Портрет в скульптуре | 1 | Комби ниро ванный урок | Человек - основной предмет изображения в скульптуре. Материалы скульптуры. Скульптурный портрет в истории искусства. Выразительные возможности скульптуры. Характер человека и образ эпохи в скульптурном портрете. Скульптурные портреты И. Мухиной и Т. Коненкова | Знать материалы и выразительные возможности скульптуры. Уметь передать характер героя в скульптурном портрете, используя выразительные возможности скульптуры, знания пропорций и пропорциональных соотношений головы и лица человека | Презентация работы с произнесением короткого монолога от имени вылепленного литературного героя. Анализ и оценка работ | | | |
22. | Сатирические образы человека | 1 | Комби ниро ванный урок | | Уметь: анализировать образный язык произведений портретного жанра; работать графическими материалами | Тест. Просмотр и анализ работ | Сбор материала на тему: «Художники- портретисты и их произведения» | | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
23. | Образные возможности освещения в портрете | 1 | Комби ниро ванный урок | Изменение образа человека при различном освещении. Постоянство формы и изменение её восприятия. Свет, направленный сверху, снизу, сбоку, рассеянный свет, изображение против света, контрастность освещения | Знать основы изобразительной грамоты (светотень); понимать роль освещения в произведениях портретного жанра. Уметь применять полученные знания при работе с натуры | Просмотр и анализ работ | Подобрать репродукции (фото) с изображением человека в различном освещении | | |
24. | Портрет в живописи | 1 | Комби ниро ванный урок | Роль и место живописного портрета в истории искусства. Обобщенный образ человека в живописи Возрождения, в XVII-XIX веках, в XX веке. Портреты Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти, Ф. Рокотова, В. Боровиковского, О. Кипренского, В. Серова, М. Врубеля | Знать выдающихся ху- дожни ков-по ртретисто в, представителей русского и зарубежного искусства: Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, М. Врубель. Уметь: активно воспринимать и анализировать произведения портретного жанра, работать в технике коллажа | Представление работ, анализ и оценивание | Продолжение работы над проектом | | |
25. | Роль цвета в портрете | 1 | Комби ниро ванный урок | Цветовое решение образа в портрете. Цвет и тон. Цвет и освещение. Цвет как средство выражения настроения и характера героя. Живописная фактура | Знать о выразительных возможностях цвета и освещения в произведениях портретного жанра. Уметь анализировать цветовой строй произведения живописи | Ответить на вопрос: «Кому из известных тебе художников ты заказал бы свой портрет? Почему?» Просмотр и анализ работ | Завершение работы над проектом | | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
26. | Великие портрети сты | 1 | Повто- ритель- но- обоб- щаю- щий урок | Выражение творческой индивидуальности художника в созданных им портретных образах. Личность художника и его эпоха. Личность героев портрета и творческая интерпретация её художником. Индивидуальность образного языка в произведениях великих художников. Презентация рефератов на те | Знать художников- портретистов и их творчество (В. Серов, И. Репин, Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Рембрант). Уметь активно воспринимать и анализировать произведения портретного жанра | Презентация проектов. Анализ и оценка результатов проектной деятельности | | | |
Тема 4. Человек и пространство в изобразительном искусстве (8 часов) | | |
27. | Жанры в изобразительном искусстве | 1 | Урок форми рования новых знаний | Предмет изображения и картина мира в изобразительном искусстве. Изменения видения мира в разные эпохи. Жанры в изобразительном искусстве. Портрет. Натюрморт. Пейзаж. Тематическая картина: бытовой и исторический жанры | Знать жанры изобразительного искусства. Иметь представление об историческом характере художественного процесса; ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства. Уметь активно воспринимать произведения изобразительного искусства | Сгруппировать предложенные произведения по жанрам | Выписать названия нескольких произведений, относящихся к разным жанрам, но одного художника | | |
28. | Изображение пространства | 1 | Урок форми рования новых знаний | Потребность в изображении глубины пространства и открытие правил линейной перспективы в искусстве Возрождения. Понятие точки зрения. Перспектива как изобразительная грамота. Нарушение правил перспективы в искусстве XX века и его образный смысл | Понимать значение перспективы в изобразительном искусстве | Тест | | | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
29. | Правила линейной и воздушной перспективы | 1 | Урок форми рования новых знаний, умений, навыков | Перспектива - учение о способах передачи глубины пространства. Плоскость картины. Точка зрения. Горизонт и его высота. Точка схода. Правила воздушной перспективы, планы воздушной перспективы и изменения контрастности. | Знать правила линейной и воздушной перспективы. Уметь использовать правила перспективы в собственной творческой работе | Соотнести репродукции произведений разных жанров (портрет, пейзаж, натюрморт) с фамилиями авторов. Просмотр, анализ и оценка работ | Сбор материала для кроссворда | | |
30. | Пейзаж - большой мир. Организация пространства | 1 | Комби ниро ванный урок | Пейзаж как самостоятельный жанр в искусстве. Превращение пустоты в пространство. Организация перспективного пространства в картине. Роль выбора формата. Высота горизонта в картине и его образный смысл. Зрительный ряд: П. Брейгель «Времена года», Н. Рерих «Гималаи», И. Левитан «Над вечным покоем» | Знать: правила перспективы; выдающихся ху- дожников-пейзажистов и их произведения (И. Левитан). Уметь организовывать перспективное пространство пейзажа | Опрос. Анализ и оценка результатов собственного художественного творчества (выборочно). Просмотр и оценка работ | Подобрать репродукции или фото, иллюстрирующие правила перспективы | | |
31. | Пейзаж- настроение. Природа и художник | 1 | Комби ниро ванный урок | Пейзаж-настроение как отклик на переживания художника. Освещение в природе. Красота разных состояний в природе: утро, вечер, сумрак, туман, полдень. Роль колорита в пейзаже-настроении. Беседа по пейзажам К. Моне, П. Сезанна, И. Грабаря, К. Юона | Понимать роль колорита в пейзаже-настроении. Уметь работать гуашью, используя основные средства художественной выразительности (композиция, цвет, светотень, перспектива) в творческой работе по памяти и представлению | Ответить на вопрос: почему о картинах Левитана говорят: «Мало нот - много музыки»? Просмотр, анализ и оценка работ | Наброски с натуры городских пейзажных видов | | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
32- 33. | Г ородской пейзаж | 2 | Уроки творче ского приме нения знаний, умений, навыков | Разные образы города в истории искусства и в российском искусстве XX века | Знать основы изобразительной грамоты и уметь применять приобретенные знания на практике | Опрос. Анализ и оценка процесса и результатов собственной художественной деятельности | Подготовка к КВН (составить кроссворд для команды соперников) | | |
34. | Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл | 1 | Повто- ритель- но- обоб- щаю- щий урок | Обобщение материала учебного года | Знать: основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств, виды графики; выдающихся художников и их произведения, изученные в течение года; основные средства художественной выразительности; разные художественные материалы, художественные техники и их значение в создании художественного образа. Уметь анализировать содержание, образный язык произведений портретного, натюрмортного и пейзажного жанров | Оценка конкурсных заданий | | | |