СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по историко-культурному краеведению

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа для 10 класса Воронежской области. Составлена на основе авторской программы Баранниковой М.И.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по историко-культурному краеведению»

Пояснительная записка

Рабочая программа регионального курса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего образования на базовом уровне и авторской программы М. И. Баранниковой «Историко-культурное краеведение» (2012 г).

Для реализации рабочей программы выбрано учебное пособие:

Историко-культурное краеведение Воронежской области. Учебное пособие/ Науч. ред. Б. Я. Табачников. - Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края, 2015.

Данный курс относится к дисциплинам гуманитарного цикла, является частью курса «История», но носит локальный характер.

Программа курса рассматривает развитие этнографии, истории ремёсел, кустарного производства Воронежского края. Курс даёт возможность проследить огромную роль историко-культурного наследия Воронежской области в складывании основ современного воронежца, уделяя внимание тем феноменам истории края, которые, так или иначе, вошли в современную цивилизацию. Историческое краеведение в школе является одним из источников обогащения учащихся знаниями родного края, воспитания любви к нему, формирования гражданских понятий и навыков. Данный курс даёт возможность развивать творческий потенциал ученика в соответствии с личностно ориентированным и деятельностным подходом.

Реализация программы краеведческого образования предполагает широкое использование межпредметных связей. Интегративное взаимодействие курсов краеведения, истории и обществознания позволяет учащимся сформировать целостное представление о динамике развития и исторической обусловленности современных форм общественной жизни, критически воспринимать получаемую социальную информацию, осмысленно изучать многообразие моделей поведения, существующих в современном многокультурном, многонациональном, многоконфессиональном обществе. Использование потенциала межпредметных связей курсов краеведения и географии расширяет знания учащихся о закономерностях пространственной организации мира, закрепляет умение оперировать статистическим и картографическим материалом. Формирование системы интегративных связей краеведения и предметов образовательной области «Филология» значительно повышает коммуникативный потенциал процесса обучения, позволяет учащимся на более высоком уровне освоить стилистические и образно-выразительные особенности родного и иностранных языков. Знание учащимися краеведческого контекста процесса духовного творчества расширяет их возможности при изучении курса литературы, а также предметов образовательной области «Искусство».


Цели реализации рабочей программы:

воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город, село (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии. В конечном итоге – формирование духовной культуры личности, стержнем которой являются нравственно ориентированные воля и разум человека

Курс призван способствовать решению ряда задач:

- развивать способность к саморазвитию, к осмысленному присвоению положительных навыков социального поведения, воспитывать целостную личность, осознающую себя частью единого и многообразного мира;

- интегрировать учебный и воспитательный процесс;

-воспитывать гражданскую позицию, бережное отношение к памятникам истории, культуры края;

-развитие творческих способностей, научно – исследовательских умений средствами региональной культуры;

- выработка у школьников представлений об основных источниках знаний о культурном прошлом нашего края;

- развитие у старшеклассников способностей рассматривать события и явления прошлого, пользуясь приёмами исторического анализа (сопоставления и обобщения фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей и др.);

- формирование ценностных ориентаций и убеждений школьников на основе осмысления опыта людей в прошлом, восприятие идей гуманизма, уважения прав и интересов людей;

- изучая историю родного края, вызвать у учащихся любовь к своей малой Родине;

- формирование представлений о различных сторонах жизни своего населенного пункта и края и его населения, показ его сложной структуры;

- ознакомление с историей и современной жизнью своего населенного пункта и Воронежской области как опорного края России;

- развитие умения сочетать панорамный взгляд на регион с вычленением отдельных деталей повседневного бытия конкретной местности; изучение проблем развития края (населенного пункта).

Учебным планом в 10 классе на данный курс предусмотрено 35 часов учебного времени, 1 час в неделю.



Распределение учебного материала курса.


Название раздела

Количество часов

I

Воронежский край: страницы истории.

2

II

Из истории районов Воронежской области.

4

III

Народные обряды.

3

IV

Традиционный народный костюм Воронежского края.

2

V

Художественные ремёсла и промыслы Воронежского края.

2

VI

Воронежские народные сказки и песни.

2

VII

Духовно-религиозная жизнь края.

4

VIII

Народное просвещение и образование.

6

IX

Литературные имена Воронежского края.

10


Итого

35


Содержание программы


  1. Воронежский край: страницы истории.

Древние культуры на территории Воронежского края.Роль археологии в изучении древних культур. Типы археологических памятников - поселения и погребения. Природно-климатические условия. Общинный характер социальной организации жизни людей. Орудия труда. Занятия людей в период каменного, железного веков. Археологические памятники позднего палеолита, железного века. Роль археологической экспедиции С.Н. Замятина.

Сарматы, аланы, славяне. Понятие археологической культуры. Борщевская культура VIII-Х вв. в бассейне среднего и верхнего течения реки Дон. Славянские городища: Кузнецовское, Белгородское, Животинное. Первое упоминание о Воронеже в летописи. Научные подходы к происхождению слова «Воронеж» (В. П. Загоровский, А. М. Аббасов, Е. А. Пульвер, Ю. Е. Пульвер, А. В Кожемякин и др.)

Воронежский край в период раздробленности и развития централизованного государства. Содержание понятия «раздробленность», причины этого исторического явления и последствия для Воронежского края. Разорение монголо-татарами Рязанского княжества, опустошение воронежских земель.

Постановление боярской Думы 1585 г. об образовании города-крепости Воронеж и ее строительство в 1586 и 1594 гг. Роль Воронежской крепости на южных рубежах страны. Другие города-крепости Белгородской черты. Заселение края украинцами в XVII в. (Острогожск).

Воронежский край в XVIII в. Борьба России с Турцией и Крымским ханством за выход к южным морям. Цели Азовских походов Петра 1 1695, 1696 гг. Роль Воронежа в Азовских походах. Влияние кораблестроения на развитие города. Воронеж в составе Азовской губернии. Переименование Азовской губернии в Воронежскую в 1725 г. Административное устройство губернии по указу 1799 г. Пожары и новая планировка города. Города Воронежской области: Бобров, Богучар, Борисоглебск, Бобров. Заселение Бобровской слободы в XVII в. «Государев двор». Бобров - город с 1799 г. Герб города. Храмы: Покровский и Николая Чудотворца, Успенский. Благотворительная деятельность купца А.И. Медведева. Активное строительство в 70-е гг. XIX в. Открытие сельскохозяйственного музея в 1911 г. Провозглашение Советской власти 17 ноября 1917 г. В центре боевых действий Гражданской войны. Прифронтовой город в годы Великой Отечественной войны.

  1. Из истории районов Воронежской области.

Города Воронежской области: Богучар, Борисоглебск, Бутурлиновка, Калач, Новохоперск, Острогожск, Павловск, Россошь, Землянск, Калитва, Коротояк, Костенск, Орлов, Нижнедевицк и др. Заселение городов. Получение статуса города. Описание гербов. Важнейшие исторические памятники, торгово- промышленные заведения и учреждения культуры. Знаменитые уроженцы городов.

Воронеж до и после Великой Отечественной войны. Установление Советской власти в г. Воронеже 30 октября 1917 г. Гражданская война: борьба с Красновым и Деникиным. Освобождение от белых армией С.М. Буденного.

Воронеж - административный центр Центрально-Черноземной области (1928-1934). Воронеж в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками 1942-1943 гг. 25 января 1943г. - день освобождения города. Восстановление Воронежа завершилось к концу 50-х гг. Создание водохранилища (1972). Награждение орденом Отечественной войны I степени (1975). Почетное звание «Город воинской славы» (2008).

III. Народные обряды.

Календарные обряды и праздники. Святки (Рождество, Новый год, Крещение). Обрядовый фольклор, традиции, гадание. Масленичная неделя. Вербное воскресенье. Пасха. Троицкий обрядовый комплекс. Праздник Ивана Купала. Осенние традиционные праздники: Покров день, Казанская. Роль праздников в жизни земледельца.

Обряды жизненного цикла: родильно-крестильный, свадебный, похоронный.


IV. Традиционный народный костюм Воронежского края.

Традиционный воронежский орнамент, его особенности и отличия. Красочность и декоративность, необычность сочетаний белого, черного и красного цветов в ансамбле костюма.

Основные элементы костюма (понева, рубаха, передник-завеска). Сочетание двух поясов. Украшения. Головной убор – сорока.

V. Художественные ремёсла и промыслы Воронежского края.

Художественные ремесла и промыслы как часть национальной культуры.

Сущность понятий «ремесло», «промысел». Промыслы: ковровый, шерстовязальный, вышивание, бисеронизание. Ремесла: узорное ткачество, изготовление народного костюма. Расцвет коврового промысла на рубеже XIX - XX вв. Мастерские и фабрики по производству ковров Щербакова.

Районы активного шерстовязального промысла: чулочного - Тавров, Бобяково, Песчанка и др.; пуховые платки - Поворино, Грибановка, Новохоперск. Центры ручного вышивания: слобода Воронцовка, Александровка Павловского уезда, села Бобровского, Богучарского, Землянского уездов. Промыслы: кожевенно-обувной, валяльный, художественная обработка древесины, плетение из растительных материалов. Воронежская игрушка. Мастера изразцового искусства братья Кудряшовы, братья Поповы. Кафельный завод Дорохина в Воронеже (1873), кафельная фабрика Поповых (1880). Нетрадиционные ремесла Воронежского края.

VI. Воронежские народные сказки и песни.

Богатство воронежского фольклора. А.Н. Афанасьев и его сборник сказок. Сказочницы А.К. Барышникова (Куприяниха) и А.Н. Королькова.

Знаток и исследователь воронежской народной песни М.Е. Пятницкий. Обрядовые и необрядовые песни края. С.Г. Лазутин о воронежском фольклоре.

VII. Духовно-религиозная жизнь края.

Святые места Воронежского края.

Храмы и монастыри. Домовые церкви. Прихожане. Святцы. Епископ, епархия. Двунадесятые праздники (Господние и Богородичные). Илиинская церковь. Покровский кафедральный собор. Крестный ход. Благовещенский

монастырь. Алексиево-Акатов женский монастырь. Дивногорский Успенский мужской монастырь. Костомаровский Спасский женский монастырь.

Святые имена.

Апостолы, равноапостольные. Серафим Саровский. «Житие». Монах. Святитель Митрофаний.

Священное писание. Таинства церкви. Мощи. Святитель Тихон Задонский. Царские врата. Новомученики.

VIII. Народное просвещение и образование.

Становление и развитие школьного образования в Воронежской области.

Роль епископа Митрофана и церкви в развитии школьного дела. Содержание школьного образования в XVII - начале XVIII в. Открытие в 1703 г. в Воронеже адмиралтейской «русской школы». Структура школы. Попытка Петра I создать сеть государственных общеобразовательных начальных школ (цифирных, гарнизонных). Архиерейская школа профессиональное духовное учебное заведение. Воронежская духовная семинария.

Система просвещения в Воронеже и городах губернии во второй половине XVIII -первой половине XIX в. Цели Екатерины II в проведении реформы образования. Реформа образования в начале XIX в. (централизация управления образованием; приходские училища, уездные училища, гимназии, университеты). Открытие гимназии в Воронеже (17 января 1809 г.). Знаменитые выпускники гимназии (Н.И. Костомаров, Л.Ф. Змеев,

А.Н. Афанасьев, М.Ф. де Пуле и др.).

Новый школьный устав 1928 г. (3-ступепчатая школа). Роль воронежского земства в развитии просвещения. Образование в начале XX в. Земский проект всеобщего начального образования в Воронежской губернии.

Становление советской школы. Государственные мероприятия по реформированию образования после октября 1917г. Борьба с детской беспризорностью, детские дома, детские комиссии. Фабрично- заводские ученичества и семилетки. Школы крестьянской молодежи. Система образовательных учреждений с 1934 г.: школы начальные, неполные, средние. Всеобуч с 1929 г. Школы по ликвидации неграмотности среди взрослого населения. Система образования Воронежской области в 1940- 1970 гг. Переход ко всеобщему среднему образованию с 1972 г.

Развитие высшей школы и науки.

IX. Литературные имена Воронежского края.

Появление собственной литературы в Воронеже как отдельного культурного явления. Развитие литературы в 18 веке. Чертков как первый воронежский литератор. С.Н. Марин и его произведения. М.В. Милонов, жизнь и творчество. К.Ф. Рылеев в Воронеже, Острогожске, Подгорном. Д.Н. Бегичев – воронежский губернатор и писатель. Роман Д.Н. Бегичева «Семейство Холмских». Памятные места Воронежа, связанные с пребыванием Лермонтова. Семидубравное – имение Потаповых. А.В. Кольцов и его творчество. Памятные места Воронежа и области, связанные с Кольцовым. И.С. Никитин. Поэт Д. Веневитинов. Этель-Лилиан Войнич в Новоживотинном. А.И. Эртель в Воронежском крае. Отражение воронежских впечатлений в романе «Гарденины, их дворня, приверженцы и враги» и в сборнике «Записки Степняка». Е.М. Милицина – жизнь и творчество. Воронежские друзья и родственники Л.Н. Толстого. Идеи Льва Толстого. Издательство «Посредник». Роль В.Г. Черткова в распространении идей Л. Толстого. Предки А.П. Чехова на воронежской земле. А.П. Чехов в Ольховатке. Отражение воронежских впечатлений в повести «Степь» А.С. Суворин в Воронежском крае. Странствия М. Горького по Руси. А.М. Пешков – садовник Митрофановского монастыря. Е.Н. Замятин – воронежский гимназист. Отражение воронежских впечатлений в произведениях Е. Замятина. В.И. Нарбут – поэт и редактор журнала «Сирена». С. Я. Маршак в Воронеже. Андрей Платонов – писатель, поэт, мелиоратор. Воронежские реалии в произведениях А. Платонова. Приезд В. Маяковского в 1926 г в Воронеж. Шолохов-гимназист. Памятные места в Богучаре. Отражение событий гражданской войны в Воронежской области в романе М. Шолохова «Тихий Дон». Воронеж в рассказе «Судьба человека». О. Мандельштам в Воронеже и Задонске. «Воронежские тетради» О. Мандельштама. Приезд А. Ахматовой в Воронеж. Стихи о Воронеже. Великая Отечественная война в жизни и творчестве воронежских писателей: К. Воробьев, Б. Васильев, Г. Бакланов, В. Кубанев, А.И. Шубин, О. Кожухова о Великой Отечественной войне. Н. Задонский о воронежской старине. В. Кораблинов о замечательных людях земли Воронежской. Воронежские поэты: А. Прасолова, А. Жигулин, В. Поляков. Жизнь и творчество писателей шестидесятников: Г.Н. Троепольский, О. Кретова, Е.П. Дубровин, Ю.Д. Гончаров. Детские писатели: Ю. Третьяков, А. Титаренко.















Требования к уровню подготовки учащихся:

В результате изучения курса ученик должен знать:

  • Основные исторические события края;

  • факты из истории районов Воронежской области;

  • традиционные обряды и обряды жизненного цикла;

  • Святые места и имена края;

  • основные ремёсла и промыслы земли воронежской;

  • историю становления просвещения и образования края;

  • основные сведения о писателях и поэтах, которые жили и творили на территории Воронежской области;

  • основные села, районы, города на территории края, связанные с именами писателей и поэтов;

  • улицы, учебные заведения, театры и т.п., названные в честь писателей и поэтов;

  • литературные памятники и мемориальные доски, установленные в честь писателей и поэтов на территории Воронежской области;

  • даты, адреса, основные события, связанные с местными писателями и поэтами;

  • литературные музеи, находящиеся на территории Воронежа и
    области;

  • художественные произведения, в которых рассказывается о Воронеже и области.

Учащиеся должны уметь:

  • вписывать биографию знаменитого земляка в историко-культурный контекст определенной эпохи и местности;

  • искать информацию в архивах, библиотеках, музеях, Интернете, брать интервью;

  • писать сообщения, доклады, рефераты, используя краеведческий материал;

  • выполнять проекты на заданную тему.













ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Историко-культурное краеведение Воронежской области. 10-11 классы. Учебное пособие. / Науч. ред. Б. Я. Табачников. Воронеж: Центр духовного возрождения Чернозёмного края, 2015.

  2. Панова В. И. Историческое краеведение Воронежской области. Учебное пособие / В. И. Панова, А. О. Амелькин. Науч. ред. Б. Я. Табачников. – Воронеж: Центр духовного возрождения Чернозёмного края, 2012.

  3. Загоровский В. П. Воронеж: историческая хроника. – Воронеж: Центр.-Чернозем. кн. изд-во, 1989.

  4. Загоровский В.П. Воронежская историческая энциклопедия / В.П. Загоровский. – Воронеж, 1992.

  5. Загоровский В.П.  О древнем Воронеже и слове «Воронеж» Историко-герграфическое исследование 1971

  6. Загоровский В.П. История Воронежского края от А до Я / В.П. За-горовский. – Воронеж, 1982

  7. Панова В. И. История Воронежского края: Учебн.-методич. пособие. Воронеж. «Родная речь», 1995

  8. Люби и знай родной край: учебное пособие по географии, истории и культуре Воронежской области для учащихся общеобразовательных школ. Науч. ред. Б. Я. Табачников. Воронеж: Центр духовного возрождения Чернозёмного края, 2008.














Нормы оценки знаний  учащихся по краеведению:

   Оценка знаний предполагает учет индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы в классе. Критерии оценки по историческому краеведению являются следующие  за устные ответы:

Оценка «5» - материал усвоен в полном объеме, изложение логично, основные умения сформированы и устойчивы, выводы и обобщения точны и связаны с современной действительностью, ответ ученика глубокий с привлечением дополнительного материала. Оценка «4» - в усвоении материала незначительные пробелы, изложение недостаточно систематизированное, отдельные умения недостаточно устойчивы, в выводах и обобщениях имеются некоторые неточности. Твердое знание материала в пределах программных требований.

 Оценка «3» -  в усвоении материала имеются пробелы, он излагается не систематизировано, отдельные умения недостаточно сформулированы, выводы и обобщения аргументированы слабо, в них допускаются ошибки. Отсутствует самостоятельность суждения.

Оценка «2» - основное содержание материала не усвоено, наличие в ответе грубых ошибок, проявление непонимания сути, выводов и обобщений нет.

За письменные работы:

Оценка "5" - 81-100% выполненных заданий

Оценка "4" - 61-80%

Оценка "3" - 41-60%















 Календарно-тематическое планирование  


дата

Тема раздела, урока

Кол-во часов

план

факт

Воронежский край: страницы истории.

2

1



Воронежский край: страницы истории.


1

2



Воронежский край: страницы истории.


1

Из истории районов Воронежской области


4

3



Из истории районов Воронежской области


1

4



Из истории районов Воронежской области


1

5



Из истории районов Воронежской области


1

6



Из истории районов Воронежской области


1

Народные обряды


3

7



Календарные обряды и праздники


1

8



Обряды жизненного цикла


1

9



Урок защиты ученических проектов


1


Традиционный народный костюм Воронежского края

2

10



Мужской традиционный костюм Воронежского края.


1

11



Женский традиционный костюм.


1


Художественные ремёсла и промыслы Воронежского края

2

12



Художественные ремёсла края.


1

13



Промыслы Воронежского края


1

Воронежские народные сказки и песни.


2

14



Воронежские народные сказки.


1

15



Воронежские народные песни.

1

Духовно-религиозная жизнь края

4

16



Святые места края.


1

17



Святые имена


1

18



Святые места Россошанского района.


1

19



Урок защиты ученических проектов.


1


Народное просвещение и образование

6

20



Народное просвещение края в XVIII веке.


1

21



Образование в губернии в XIX веке.


1

22



Народное образование в советский период.


1

23



Образование в крае в постсоветский период.


1

24



Высшая школа и наука Воронежского края.


1

25



Урок защиты ученических проектов.


1


Литературные имена Воронежского края

10

26



Литературная среда в первой трети XIX века.


1

27



Литературная среда в первой трети XIX века.


1

28



Литературный Воронеж в середине XIX века.


1

29



Литературная жизнь края во второй половине XIX века.

1

30



Литературные имена начала XX века.


1

31



Литературные имена второй половины XX века.


1

32



Россошь литературная.


1

33



Урок защиты ученических проектов.


1

34



Урок защиты ученических проектов.


1

35



Итоговый урок.


1



21



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!