СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по истории «Трудные и дискуссионные вопросы в изучении истории России. XX век.»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный курс расчитан на 24 часа. Он предполагает анализ проблемных, дискуссионных вопросов по истории Россиии 20 века.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по истории «Трудные и дискуссионные вопросы в изучении истории России. XX век.»»


Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение «СОШ №69»




Обсуждено на методическом объединении учителей


СОГЛАСОВАНО

ЗД по УВР__________________










Рабочая программа по истории

«Трудные и дискуссионные вопросы в изучении истории России. XX век.»




УТВЕРЖДАЮ

Директор МОАУ«СОШ №69»

_____________________


Предмет: история

Класс 11

Всего часов 24

Количество часов в неделю 1





Пояснительная записка


Программа курса предполагает актуализацию знаний, полученных в основной школе. Она должна быть направлена на формирование целостной и всесторонней картины исторического развития России в XX веке.

Программа курса « Дискуссионные вопросы в изучении истории ХХ века» разработана в соответствии с задачами модернизации содержания образования и основными положениями концепции профильного обучения.

Она выделяет три важнейших периода – Российская империя, Советское государство, Российская Федерация и основные проблемы (к примеру, проблемы модернизации, войн и мира, революции и реформ, взаимоотношение власти, общества и личности, основных тенденций постсоветского развития и др.)

Особенность данного курса заключается в том, что он предполагает анализ проблемных, дискуссионных вопросов при изучении истории, альтернативные подходы к оценке проблем прошлого, прогнозирование событий и явлений, неоднозначные оценки хода событий.


Цель курса: содействие становлению человека как духовно-нравственной, свободной, саморазвивающейся, социально активной, творческой личности; как гражданина и патриота.

Данная цель курса реализуется посредством решения ряда задач:

– обеспечить учащихся возможно более достоверными сведениями об основных событиях, тенденциях и проблемах общественно-политического, социально-экономического развития России в ХХ веке;

– повышать мотивацию учебной деятельности за счет нетрадиционных форм подачи материала, элементов игровой деятельности;

– воспитывать патриотизм, гражданскую ответственность, гуманизм, уважительное отношение к историческому прошлому своего и других народов.

Основные умения и навыки, приобретаемые и развиваемые в ходе работы над курсом:

– находить, систематизировать и анализировать историческую информацию;

–– определять и аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам истории.

Методы преподавания данного курса определяются его целями и задачами. Обсуждение проблемных и дискуссионных вопросов невозможно без приобретения учащимися опыта ведения диалога, дискуссии и приобщения учащихся к творческой деятельности, способности к моделированию ситуаций. Курс рассчитан на 24 часа.


Содержание программы

Тема 1. Проблемы модернизации в развитии России начала ХХ века

(2 часа)

Россия – «развивающееся общество» на рубеже веков. «Зависимое развитие». Три группы стран и их роль в мировом экономическом процессе. Попытки внедрения « британской модели» С. Ю. Витте и причины неудачи.

Второй вариант модернизации, предложенный «народниками», его анализ.

Процесс модернизации в советский период и его последствия. «В ожидании шестой революции».

Тема 2. Был ли неизбежен Октябрь 1917 года? (5 часов)

1917 год: возможность исторического выбора. Оценки событий 1917 года западными историками. Идеологическая доктрина событий Октября 1917 г. в СССР. Взгляды на Октябрь современных российских историков.

Тема 3. Гражданская война: новые подходы (3 часа)

Гражданская война – трагедия русского народа…

Проблема периодизации Гражданской войны. Три похода Антанты: миф или реальность? Кто виновник Гражданской войны? Причины победы «красных» и поражения «белых». Две армии одного народа.

Тема 4. Индустриализация и командно-административная система (2 часа)

Необходимость, цели, средства и источники накопления. Начальный этап социалистической индустриализации. Индустриальное развитие СССР в годы первой и второй пятилеток. Главные итоги социалистической индустриализации.

Проблемы стахановского движения и рабочего самоуправления.

«Незначительные жертвы» индустриализации.

Тема 5. Коллективизация – трагедия крестьянина - труженика? (2 часа)

Начало коллективизации. Этапы проведения коллективизации. Категории кулачества. Антикулацкие меры. «Успехи» коллективизации. Итоги коллективизации и ее последствия. Голод 1923–1933 гг.

Альтернативный план преобразования сельского хозяйства А. В. Чаянова.

Тема 6. Триумфальное поражение? (О советско-финской войне 1939 –1940 гг) (1 часа)

Причины, повод, начало и ход советско-финской войны. Соотношение сил. Линия Маннергейма – серьезное препятствие для продвижения советских войск. Упорное сопротивление финнов. Планы Сталина. Итоги и значение войны. Кто проиграл «зимнюю войну»?

Тема 7. Споры вокруг версии о превентивном ударе СССР во время войны (2 часа)

Официальная историография о внезапности нападения германии на Советский Союз. Анализ знаменитого сообщения ТАСС от 14 июня 1941 года.

Дискуссия о намерениях Сталина нанести превентивный удар по Германии.

Тема 8. Страх или Свобода? (О причинах победы под Сталинградом) ( 2 часа)

Приказ № 227 «Ни шагу назад!» сыграл важнейшую роль в ходе Сталинградской битвы и помог остановить врага. Разные оценки приказа № 227.

Психологическая готовность советских людей к борьбе с врагом.

Цена победы – большая кровь. Не страх, а свобода – главная причина успеха. Великое мужество, героизм, самоотверженность нашего народа, его патриотизм – залог Победы.

Тема 9. От «горячей» войны к «холодной». Мир, расколотый надвое. ( 3 часа)

Анализ ситуации в мире после войны. Кто развязал «холодную войну»? Истоки «холодной войны. Противники (создание военных блоков). Горячие точки «холодной войны». и Разрядка окончание «холодной войны». Важнейшие соглашения в области контроля над вооружением. Сегодня мир, а что дальше? Размышления о предотвращении трагических последствий войны.

Тема 10. Если бы ГКЧП пришел к власти в августе 1991 года … ( 2 часа)

Хроника августовских событий. Версия М. С. Горбачева о причинах и начале путча. Что произошло в августе 1991 года на самом деле: взгляд через годы…

«Проигрывание» неосуществленных сценариев августа 1991 года. «Жесткий» сценарий (точка зрения ортодоксальных марксистов). «Мягкий» сценарий.


Формы занятий

Практикумы – 10 ч

Семинары – 2 ч

Дискуссии – 5 ч

Лекции – 7 ч



Тематическое планирование


№ п./ п.

Раздел. Тема.

Содержание темы

Формы проведения занятий

Кол-во часов

Сроки

Примечания

1-2.

Тема 1. Проблемы модернизации в развитии России начала ХХ века.


Россия – «развивающееся общество» на рубеже веков. «зависимое развитие». Концепция Эванса применительно к России.


Практикум (1 час)


Дискуссия (1 час)

2 часа





Тема 2. Был ли неизбежен Октябрь 1917 года?


1917 год: возможность исторического выбора. Оценки событий 1917 года западными историками. Идеологическая доктрина событий Октября в СССР. Взгляды на Октябрь современных российских историков. Выявление и анализ альтернатив: Керенский, Корнилов, Ленин. Причины краха послефевральской демократии и победы большевиков.

Лекция (1 час)

Дискуссия (2 часа)

Работа с документами (2 час)


4 часа





Тема 3. Гражданская война: новые подходы


Гражданская война – трагедия русского народа. Проблема периодизации Гражданской войны. Три похода Антанты: миф или реальность?

Кто виновник Гражданской войны? Причины поражения «белых» и победы «красных». Две армии одного народа. Альтернативные сценарии развития военных действий.

лекция (2 ч)

Альтернативно-проектное моделирование (1 ч)


3 часа





Тема 4. Индустриализация и командно-административная система

Необходимость, цели, средства и источники накопления. Начальный этап социалистической индустриализации. Индустриальное развитие в годы первых пятилеток. Главные итоги индустриализации. Альтернативные варианты проведения индустриализации советским экономистом Г.А.Фельдманом. проблемы стахановского движения. «Незначительные» жертвы индустриализации.

Практикум (2 ч)


2 часа





Тема 5. Коллективизация – трагедия крестьянина-труженика?

Начало коллективизации. Этапы проведения. Категории кулачества. Антикулацкие меры. «Успехи» коллективизации. Сопротивление крестьян. Итоги коллективизации и ее последствия. Голод 1932-1933 г.г. Альтернативный план преобразования сельского хозяйства А.В.Чаянова.

Практикум (2 ч)

2 часа





Тема 6. Триумфальное поражение?

(Размышления о советско-финской войне)

Причины, повод и ход советско-финской войны. Соотношение сил. Линия Маннергейма – серьезное препятствие для продвижения советских войск. Упорное сопротивление финнов. Планы Сталина. Итоги и значение войны. Версия В.Суворова: «Почему скрывают победу Красной Армии в «Зимней войне»?»

Кто проиграл «зимнюю войну»?

Практикум (1 ч)



1 часа





Тема 7. Споры вокруг тезиса о превентивном ударе СССР против Германии

Официальная историография о внезапности нападения Германии на СССР. Дискуссия о намерениях Сталина нанести превентивный удар по Германии. Сценарий превентивного удара Бунича: «Операция «Гроза». Анализ вероятности подобных сценариев.

Практикум (1 ч)

Семинар с использованием видеоматериалов (1 ч)


2 часа





Тема 8. Страх или свобода?

Приказ № 227 «Ни шагу назад!», его роль и оценки. Психологическая готовность советских людей к борьбе с врагом. Цена победы – большая кровь. Не страх, а свобода – цена победы.

занятие-исследование (2 ч)


2 часа





Тема 9. От «горячей» войны к «холодной», или мир, расколотый надвое

Анализ ситуации в мире после войны. Кто развязал «холодную войну»? Сравнительный анализ версий советских и западных историков о виновниках «холодной войны». Противники. Театры военных действий. Гонка вооружений, борьба за влияние в странах третьего мира.

Практикум (2 ч)

обсуждение (1 ч)


3 часа





Тема 10. Если бы ГКЧП пришел к власти в августе 1991 года…

Хроника августовских событий. Версия М.Горбачева о причинах и начале путча. Что произошло в августе 1991 года на самом деле: взгляд через годы. Проигрывание неосуществленных сценариев августа 1991 года. Теория экономиста В.Леонтьева.

Проблемно-проектная дискуссия (2 ч)


2 часа





Итоговое занятие



1 час



Итого 24 часа




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!