Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение «СОШ №69»
| | |
Обсуждено на методическом объединении учителей | СОГЛАСОВАНО ЗД по УВР__________________
Рабочая программа по истории «Трудные и дискуссионные вопросы в изучении истории России. XX век.» | УТВЕРЖДАЮ Директор МОАУ«СОШ №69» _____________________ |
Предмет: история
Класс 11
Всего часов 24
Количество часов в неделю 1
Пояснительная записка
Программа курса предполагает актуализацию знаний, полученных в основной школе. Она должна быть направлена на формирование целостной и всесторонней картины исторического развития России в XX веке.
Программа курса « Дискуссионные вопросы в изучении истории ХХ века» разработана в соответствии с задачами модернизации содержания образования и основными положениями концепции профильного обучения.
Она выделяет три важнейших периода – Российская империя, Советское государство, Российская Федерация и основные проблемы (к примеру, проблемы модернизации, войн и мира, революции и реформ, взаимоотношение власти, общества и личности, основных тенденций постсоветского развития и др.)
Особенность данного курса заключается в том, что он предполагает анализ проблемных, дискуссионных вопросов при изучении истории, альтернативные подходы к оценке проблем прошлого, прогнозирование событий и явлений, неоднозначные оценки хода событий.
Цель курса: содействие становлению человека как духовно-нравственной, свободной, саморазвивающейся, социально активной, творческой личности; как гражданина и патриота.
Данная цель курса реализуется посредством решения ряда задач:
– обеспечить учащихся возможно более достоверными сведениями об основных событиях, тенденциях и проблемах общественно-политического, социально-экономического развития России в ХХ веке;
– повышать мотивацию учебной деятельности за счет нетрадиционных форм подачи материала, элементов игровой деятельности;
– воспитывать патриотизм, гражданскую ответственность, гуманизм, уважительное отношение к историческому прошлому своего и других народов.
Основные умения и навыки, приобретаемые и развиваемые в ходе работы над курсом:
– находить, систематизировать и анализировать историческую информацию;
–– определять и аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам истории.
Методы преподавания данного курса определяются его целями и задачами. Обсуждение проблемных и дискуссионных вопросов невозможно без приобретения учащимися опыта ведения диалога, дискуссии и приобщения учащихся к творческой деятельности, способности к моделированию ситуаций. Курс рассчитан на 24 часа.
Содержание программы
Тема 1. Проблемы модернизации в развитии России начала ХХ века
(2 часа)
Россия – «развивающееся общество» на рубеже веков. «Зависимое развитие». Три группы стран и их роль в мировом экономическом процессе. Попытки внедрения « британской модели» С. Ю. Витте и причины неудачи.
Второй вариант модернизации, предложенный «народниками», его анализ.
Процесс модернизации в советский период и его последствия. «В ожидании шестой революции».
Тема 2. Был ли неизбежен Октябрь 1917 года? (5 часов)
1917 год: возможность исторического выбора. Оценки событий 1917 года западными историками. Идеологическая доктрина событий Октября 1917 г. в СССР. Взгляды на Октябрь современных российских историков.
Тема 3. Гражданская война: новые подходы (3 часа)
Гражданская война – трагедия русского народа…
Проблема периодизации Гражданской войны. Три похода Антанты: миф или реальность? Кто виновник Гражданской войны? Причины победы «красных» и поражения «белых». Две армии одного народа.
Тема 4. Индустриализация и командно-административная система (2 часа)
Необходимость, цели, средства и источники накопления. Начальный этап социалистической индустриализации. Индустриальное развитие СССР в годы первой и второй пятилеток. Главные итоги социалистической индустриализации.
Проблемы стахановского движения и рабочего самоуправления.
«Незначительные жертвы» индустриализации.
Тема 5. Коллективизация – трагедия крестьянина - труженика? (2 часа)
Начало коллективизации. Этапы проведения коллективизации. Категории кулачества. Антикулацкие меры. «Успехи» коллективизации. Итоги коллективизации и ее последствия. Голод 1923–1933 гг.
Альтернативный план преобразования сельского хозяйства А. В. Чаянова.
Тема 6. Триумфальное поражение? (О советско-финской войне 1939 –1940 гг) (1 часа)
Причины, повод, начало и ход советско-финской войны. Соотношение сил. Линия Маннергейма – серьезное препятствие для продвижения советских войск. Упорное сопротивление финнов. Планы Сталина. Итоги и значение войны. Кто проиграл «зимнюю войну»?
Тема 7. Споры вокруг версии о превентивном ударе СССР во время войны (2 часа)
Официальная историография о внезапности нападения германии на Советский Союз. Анализ знаменитого сообщения ТАСС от 14 июня 1941 года.
Дискуссия о намерениях Сталина нанести превентивный удар по Германии.
Тема 8. Страх или Свобода? (О причинах победы под Сталинградом) ( 2 часа)
Приказ № 227 «Ни шагу назад!» сыграл важнейшую роль в ходе Сталинградской битвы и помог остановить врага. Разные оценки приказа № 227.
Психологическая готовность советских людей к борьбе с врагом.
Цена победы – большая кровь. Не страх, а свобода – главная причина успеха. Великое мужество, героизм, самоотверженность нашего народа, его патриотизм – залог Победы.
Тема 9. От «горячей» войны к «холодной». Мир, расколотый надвое. ( 3 часа)
Анализ ситуации в мире после войны. Кто развязал «холодную войну»? Истоки «холодной войны. Противники (создание военных блоков). Горячие точки «холодной войны». и Разрядка окончание «холодной войны». Важнейшие соглашения в области контроля над вооружением. Сегодня мир, а что дальше? Размышления о предотвращении трагических последствий войны.
Тема 10. Если бы ГКЧП пришел к власти в августе 1991 года … ( 2 часа)
Хроника августовских событий. Версия М. С. Горбачева о причинах и начале путча. Что произошло в августе 1991 года на самом деле: взгляд через годы…
«Проигрывание» неосуществленных сценариев августа 1991 года. «Жесткий» сценарий (точка зрения ортодоксальных марксистов). «Мягкий» сценарий.
Формы занятий
Практикумы – 10 ч
Семинары – 2 ч
Дискуссии – 5 ч
Лекции – 7 ч
Тематическое планирование
№ п./ п. | Раздел. Тема. | Содержание темы | Формы проведения занятий | Кол-во часов | Сроки | Примечания |
1-2. | Тема 1. Проблемы модернизации в развитии России начала ХХ века. | Россия – «развивающееся общество» на рубеже веков. «зависимое развитие». Концепция Эванса применительно к России. | Практикум (1 час) Дискуссия (1 час) | 2 часа | | |
| Тема 2. Был ли неизбежен Октябрь 1917 года? | 1917 год: возможность исторического выбора. Оценки событий 1917 года западными историками. Идеологическая доктрина событий Октября в СССР. Взгляды на Октябрь современных российских историков. Выявление и анализ альтернатив: Керенский, Корнилов, Ленин. Причины краха послефевральской демократии и победы большевиков. | Лекция (1 час) Дискуссия (2 часа) Работа с документами (2 час) | 4 часа | | |
| Тема 3. Гражданская война: новые подходы | Гражданская война – трагедия русского народа. Проблема периодизации Гражданской войны. Три похода Антанты: миф или реальность? Кто виновник Гражданской войны? Причины поражения «белых» и победы «красных». Две армии одного народа. Альтернативные сценарии развития военных действий. | лекция (2 ч) Альтернативно-проектное моделирование (1 ч) | 3 часа | | |
| Тема 4. Индустриализация и командно-административная система | Необходимость, цели, средства и источники накопления. Начальный этап социалистической индустриализации. Индустриальное развитие в годы первых пятилеток. Главные итоги индустриализации. Альтернативные варианты проведения индустриализации советским экономистом Г.А.Фельдманом. проблемы стахановского движения. «Незначительные» жертвы индустриализации. | Практикум (2 ч) | 2 часа | | |
| Тема 5. Коллективизация – трагедия крестьянина-труженика? | Начало коллективизации. Этапы проведения. Категории кулачества. Антикулацкие меры. «Успехи» коллективизации. Сопротивление крестьян. Итоги коллективизации и ее последствия. Голод 1932-1933 г.г. Альтернативный план преобразования сельского хозяйства А.В.Чаянова. | Практикум (2 ч) | 2 часа | | |
| Тема 6. Триумфальное поражение? (Размышления о советско-финской войне) | Причины, повод и ход советско-финской войны. Соотношение сил. Линия Маннергейма – серьезное препятствие для продвижения советских войск. Упорное сопротивление финнов. Планы Сталина. Итоги и значение войны. Версия В.Суворова: «Почему скрывают победу Красной Армии в «Зимней войне»?» Кто проиграл «зимнюю войну»? | Практикум (1 ч) | 1 часа | | |
| Тема 7. Споры вокруг тезиса о превентивном ударе СССР против Германии | Официальная историография о внезапности нападения Германии на СССР. Дискуссия о намерениях Сталина нанести превентивный удар по Германии. Сценарий превентивного удара Бунича: «Операция «Гроза». Анализ вероятности подобных сценариев. | Практикум (1 ч) Семинар с использованием видеоматериалов (1 ч) | 2 часа | | |
| Тема 8. Страх или свобода? | Приказ № 227 «Ни шагу назад!», его роль и оценки. Психологическая готовность советских людей к борьбе с врагом. Цена победы – большая кровь. Не страх, а свобода – цена победы. | занятие-исследование (2 ч) | 2 часа | | |
| Тема 9. От «горячей» войны к «холодной», или мир, расколотый надвое | Анализ ситуации в мире после войны. Кто развязал «холодную войну»? Сравнительный анализ версий советских и западных историков о виновниках «холодной войны». Противники. Театры военных действий. Гонка вооружений, борьба за влияние в странах третьего мира. | Практикум (2 ч) обсуждение (1 ч) | 3 часа | | |
| Тема 10. Если бы ГКЧП пришел к власти в августе 1991 года… | Хроника августовских событий. Версия М.Горбачева о причинах и начале путча. Что произошло в августе 1991 года на самом деле: взгляд через годы. Проигрывание неосуществленных сценариев августа 1991 года. Теория экономиста В.Леонтьева. | Проблемно-проектная дискуссия (2 ч) | 2 часа | | |
| Итоговое занятие | | | 1 час | | |
Итого 24 часа |