Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу "История России с древнейших времён до конца XVI века" предназначена для организации обучения учащихся 6 классов. Программа разработана на основе:
Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приложение к приказу Минобразования России от 05.03.2004г. № 1089).
" Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приложение к приказу Минобразования России от 09.03.2004 г. №1312).
" Образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по истории. Базовый уровень.
" Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.12.2008 г. №379 "Об утверждении перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы и имеющих государственную аккредитацию на 2009-2010 учебный год".
" Авторской программы: "История Россия с древности до конца XVI века 6 класс" для общеобразовательных учреждений, авторы: Данилов А.А., Косулина Л.Г., Бранд М.Ю. М. "Просвещение" 2008 г.;
" учебника для 6 класса общеобразовательных учреждений: "История России с древнейших времён до конца XVI века" под редакцией А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной М.: "Просвещение" 2010 г.
Программа позволяет сформировать у учащихся целостное представление об историческом пути России, важнейших событиях и крупных деятелях отечественной истории с древнейших времён до конца XVI века.
Определенной новизной программы является обращение к проблематике истории быта, православной церкви, российской ментальности национальной политике. Акцентирование понятий рассчитано в соответствии с кодификатором элементов содержания итоговой государственной аттестации учащихся.
Изучение истории в 6 классе рассчитано на достижение следующих целей обучения:
1 Воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений уч-ся на основе осмысления им исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин.
2 Развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами.
3 Освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе.
4 Овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации.
5 Формирование исторического мышления - способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.
Курс "История Россия " призван решить следующие образовательные задачи:
- воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
- освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;
- овладение методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
- формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями;
- применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей жизни в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе
- формирование толерантного отношения к представителям других народов и стран.
Цели курса:
1. Знать исторические термины, основные периоды отечественной истории с древнейших времён до конца XVI века и этапы наиболее масштабных событий.
2. Указывать последовательность событий в рамках того или иного периода.
3. Называть: место, обстоятельства, участников событий, крупнейших государственных и общественных деятелей, основные политические течения, партийные организации, выдающихся представителей и достижения науки и культуры, известных полководцев, участников военных событий.
4. Показывать на исторической карте территорию России, промышленные центры, места важнейших военных сражений.
5. Проводить поиск (устно или письменно) о наиболее значимых событиях отечественной истории.
Рабочая программа рассчитана на изучение курса в течение 34 часов учебного времени за год. Количество учебных часов в неделю - 2.
В ходе изложения учебного материала используются активные методы обучения:
урок, сочетающий опрос с объяснением; лекция с элементами беседы; работа с документами; составление логических схем; заполнение сравнительных таблиц; решение проблемных задач; работа по вопросам; практическая работа.
Курс предполагает наличие межкурсовых связей - с курсом история Средних веков, межпредметных - обществознание, внутрикурсовых.
Формы промежуточной аттестации: устные и письменные ответы, тесты, сравнительные таблицы, сообщения учащихся.
Формы итоговой аттестации: итоговые контрольные работы, итоговое тестирование.
Требования к уровню усвоения предмета
В результате изучения истории ученик должен
знать/понимать:
основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
изученные виды исторических источников;
уметь:
соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;
объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
общения с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Учебно-тематический план
№ | Тема | Всего часов | Из них на контрольные работы |
1 | Введение. | 1 | |
2 | Раздел 1. Русь Древняя. | 9 | 1 |
3 | Раздел 2. Политическая раздробленность на Руси. | 9 | 1 |
4 | Раздел 3. Русь Московская. | 14 | 1 |
5 | Итоговое повторение. | 1 | 1 |
ИТОГО | 34 | 4 |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ.
ВВЕДЕНИЕ (1 ч)
Что изучает история Отечества. История России — часть всемирной истории. История региона — часть истории России. Исторические источники о прошлом нашей Родины.
Раздел 1: Русь Древняя ( 9ч.)
Формирование Древнерусского государства. Предпосылки и причины образования государства у восточных славян. Совершенствование приемов земледелия, развитие ремесла и торговли, появление городов. Племенные княжения. Варяги. Два центра восточнославянской государственности — Новгород и Киев. Образование Древнерусского государства со столицей в Киеве. Норманнский вопрос в исторической литературе.
Первые русские князья. Характер древнерусской державы. Князь и дружина. Полюдье. Деятельность Олега, Игоря, Ольги по укреплению внутреннего и международного положения Древнерусского государства. Походы Святослава.
Князь Владимир. Крещение Руси. Борьба за киевский престол. Начало правления князя Владимира. Причины принятия христианства. Крещение Руси. Значение принятия христианства.
Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром. Борьба за власть сыновей Владимира. Князь Ярослав. Внутренняя политика Ярослава. Русская Правда. Земельные отношения. Основные социальные слои древнерусского общества. Зависимые категории населения. Политический строй Древнерусского государства. Укрепление княжеской власти. Военная организация. Вечевая организация. Система местного управления. Внешняя политика Ярослава Мудрого.
Древнерусское государство при сыновьях и внуках Ярослава Мудрого. Правление Ярославичей. Половецкая угроза. Междукняжеские усобицы. Любечский съезд князей. Князь Владимир Мономах. Правление Владимира Мономаха в Киеве. «Устав» Владимира Мономаха.
Культура Древней Руси. Истоки и особенности развития древнерусской культуры. Христианские основы древнерусского искусства. Устное народное творчество. Возникновение письменности. Начало летописания. Нестор. Просвещение. Литература. Деревянное и каменное зодчество, скульптура, живопись, прикладное искусство. Комплексный характер художественного оформления архитектурных сооружений (мозаика и фрески, иконы, книги, прикладное искусство). Ценностные ориентации древнерусского общества. Значение древнерусской культуры в развитии европейской культуры.
Быт и нравы Древней Руси. Формирование древнерусской народности. Образ жизни князей и бояр. Древнерусские города. Быт и образ жизни горожан. Русские воины. Быт и образ жизни земледельческого населения.
Основные понятия темы.
Государство, княжеская власть, дружина, бояре, полюдье, православие, митрополит, монахи, монастыри, вотчина, смерд, закуп, рядович, холоп, Русская Правда, усобица, летопись, былина, патриотизм.
Раздел 2: Политическая раздробленность на Руси ( 9ч.)
Начало раздробленности Древнерусского государства .Древнерусское государство при сыновьях и внуках Ярослава Мудрого. Правление Ярославичей. Половецкая угроза. Междукняжеские усобицы. Любечский съезд князей. Князь Владимир Мономах. Правление Владимира Мономаха в Киеве. «Устав» Владимира Мономаха.Социально-экономические и политические причины раздробления Древнерусского государства. Русь и Степь. Упадок Киева. Образование самостоятельных княжеств и земель. Характер политической власти в период раздробленности. Междукняжеские отношения и междоусобные войны. Идея единства Руси. Последствия раздробления Древнерусского государства.
Главные политические центры Руси. Владимиро-Суздальское княжество. Освоение Северо-Восточной Руси. Характер княжеской власти в северо-восточных землях. Князь Юрий Долгорукий. Борьба за Киев. Внутренняя и внешняя политика владимиро-суздальских князей. Возвышение Владимиро-Суздальского княжества.
Великий Новгород. Территория, природные и хозяйственные особенности Северо-Западной Руси. Особенности социальной структуры и политического устройства Новгородской земли.
Галицко- Волынская земля. Особенности географического положения. Занятие населения. Рост вотчинной собственности на землю. Объединение Волыни и Галича. Взаимоотношения между боярами и князем. Даниил Галицкий.
Монгольское нашествие на Русь. Создание державы Чингисхана. Монгольские завоевания в Азии. Сражение на реке Калке. Вторжение в Рязанскую землю. Героическая оборона Рязани. Евпатий Коловрат. Героическая оборона Москвы. Разгром Владимирского княжества. Поход на Новгород. Героическая оборона Торжка и Козельска. Нашествие на Юго-Западную Русь и Центральную Европу. Героическая борьба русского народа против завоевателей и ее историческое значение.
Борьба русских земель с западными завоевателями. Походы шведов на Русь. Завоевание крестоносцами Прибалтики. Ливонский и Тевтонский ордены. Князь Александр Ярославич. Невская битва. Ледовое побоище. Значение победы над крестоносцами.
Русь и Золотая Орда. Образование Золотой Орды. Политическая зависимость русских земель от Орды. Повинности русского населения. Борьба русского народа против ордынского владычества. Русская православная церковь в период ордынского владычества. Последствия ордынского владычества.
Русь и Литва. Формирование Литовско-Русского государства. Присоединение западных русских земель к Великому княжеству Литовскому. Характер Литовско-Русского государства. Конфессиональная политика литовских князей. Значение присоединения русских земель к Литве.
Культура русских земель. Общерусское культурное единство и складывание местных художественных школ. Местные стилевые особенности в литературе, архитектуре, живописи. Резьба по камню. Идея единства Русской земли в произведениях культуры. «Слово о полку Игореве».
Родной край в древности.
Основные понятия темы.
Удел, посадник, ордынское владычество, баскак, ордынский выход, ярлык.
Раздел 3: Русь Московская ( 14ч.)
Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси. Москва — центр борьбы с ордынским владычеством. Социально-экономическое развитие Северо-Восточной Руси. Политическое устройство Северо-Восточной Руси. Причины и предпосылки объединения русских земель. Москва и Тверь: борьба за великое княжение. Правление Ивана Калиты. Причины возвышения Москвы. Княжеская власть и церковь. Митрополит Алексей. Сергий Радонежский. Взаимоотношения Москвы с Золотой Ордой и Литвой. Дмитрий Донской. Куликовская битва и ее историческое значение. Поход на Русь хана Тохтамыша.
Московское княжество и его соседи в конце XIV—-середине XV в. Василий I. Московская усобица, ее значение для процесса объединения русских земель. Распад Золотой Орды. Союз Литвы и Польши. Образование русской, украинской и белорусской народностей.
Создание единого Русского государства. Конец ордынского владычества. Иван III. Присоединение Новгорода к Москве. Ликвидация ордынского владычества. Присоединение Твери. Борьба за возвращение западных русских земель.
Василий III. Завершение политического объединения русских земель и создание единого государства. Изменения в политическом строе и управлении. Усиление великокняжеской власти. Местничество. Система кормлений. Преобразования в войске. Зарождение поместной системы. Вотчинное и церковное землевладение. Судебник 1497 г. Ограничение свободы крестьян. Зарождение феодально-крепостнической системы.
Церковь и государство. Становление русской автокефальной церкви. Взаимоотношения церкви с великокняжеской властью. Ереси. Нестяжатели и иосифляне. Теория «Москва — Третий Рим».
Начало правления Ивана IV Реформы Избранной рады. Социально-экономические и политические итоги развития Русского государства в начале XVI в. Ослабление центральной власти. Боярское правление. Венчание Ивана IV на царство. Восстание 1547 г. Избранная рада. А. Адашев. Сильвестр. Начало Земских соборов. Судебник 1550 г. Реформы центрального и местного управления. Стоглавый собор. Военные реформы.
Внешняя политика Ивана IV. Внешнеполитические успехи России в 50-е гг. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Оборона южных рубежей. Причины Ливонской войны. Ход военных действий. Итоги Ливонской войны. Борьба с набегами крымского хана.
Сибирское ханство и его взаимоотношения с Россией. Поход Ермака. Покорение Западной Сибири.
Опричнина. Обострение внутриполитической борьбы в начале 60-х гг. Падение Избранной рады. Смена внутриполитического курса. Сущность и цели опричной политики. Опричный террор. Позиция православной церкви. Ликвидация последних уделов. Поход Ивана IV на Новгород. Итоги опричной политики.
Социально-экономические последствия опричнины и Ливонской войны.
Просвещение, устное народное творчество, литература в XIV— XVI в . Развитие научных знаний. Начало книгопечатания. Иван Федоров. Публицистика. Четьи-Минеи. Исторические повести. Житийная литература. Строительство шатровых храмов. Оборонное зодчество. Живопись. Дионисий. Произведения декоративно-прикладного искусства. Быт и нравы. «Домострой».
. Исторические условия, особенности и основные тенденции развития русской культуры в XIV— начале XVI в. Культурный взлет Руси после Куликовской битвы. Москва — центр складывающейся культуры великорусской народности. Отражение в литературе политических тенденций. «Сказание о князьях Владимирских». Исторические повести. Памятники куликовского цикла. «Задонщина». «Сказание о Мамаевом побоище». Житийная литература. «Хождение…» Афанасия Никитина. Главные сооружения Московского Кремля. Феофан Грек. Национальная школа живописи. Андрей Рублев.
Основные социальные слои Российского государства в XIV—начале XVI в. «Знатные люди» Российского государства. Хозяйство и быт светских и духовных землевладельцев. Быт русского крестьянина. Образ жизни тяглого населения русских городов.
Основные понятия темы
Боярская дума, самодержавие, Судебник, местничество, кормление, поместье, помещик, служилые люди, феодально-крепостническая система, Юрьев день, пожилое, крестьяне владельческие, крестьяне дворцовые, крестьяне черносошные, тягло, уния, народность, ересь.
Централизованное государство, сословно-представительная монархия, реформа, приказная система, Земский собор, дворяне, казачество, стрелецкое войско, опричнина, заповедные лета, Церковный собор.
ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ (1 ч)
СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ.
№ п/п | Наименование, раздела, темы , урока | Количество часов | Цель контроля | Виды и формы контроля |
10 | Контрольная работа № 1 по теме «Русь Древняя». | 1 | Обобщение и систематизация материала по теме «Русь Древняя», | Тематический. |
19 | Контрольная работа № 2 по теме «Русь во второй половине XII - XIII в.» | 1 | Обобщить и систематизировать знания учащихся о политической раздробленности Киевской Руси., о борьбе Киевской Руси с иноземными захватчиками; определить место личности в историческом развитии Руси данного периода. Продолжить развитие умений учащихся сопоставлять исторические факты и явления, обобщать исторические факты, сравнивать и делать выводы. | Тематический. Тестирование. |
35 | Контрольная работа № 3 по теме «Московское государство в XIV XVI веках» | 1 | Обобщить и систематизировать знания учащихся о процессе образования централизованного государства в России. Оценить значение образования централизованного государства в России. | Тематический. Тестирование. |
36 | Итоговое повторение. | 1 | Повторение и обобщение изученного по курсу История России в 6 классе. Проверка уровня знаний материала и овладения основными умениями и навыками. | Итоговый. Тестирование. |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела программы | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы минимального содержания образования | Элементы дополнительного содержания образования | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля | Домашнее задание | Дата |
план. | факт. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
1 | Введение (1 ч) | Введение. История России – часть всемирной истории | 1 | Вводный урок | Историческое время и пространство. Предмет изучения истории Отечества. История России – часть всемирной истории. Многонациональный характер нашего государства. История региона – часть истории России. Исторические источники о нашей Родине. Вспомогательные исторические дисциплины. Основные понятия: историческое время, историческое прост-ранство, историчес- кий источник, лето- | | Иметь представление о том, что Россия является частью мировой истории, понять значимость изучения отечественной истории и истории своего региона. Знать хронологические рамки, основные события и персоналии изучаемого курса, иметь представление об исторических источниках и науках, помогающих изучать историю | | Введение, с. 4–6 | | |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
| | | | | пись, археология, лингвистика, фольклористика, нумизматика | | | | | | |
2 | Русь Древняя (9 ч) | Восточные славяне | 1 | Комбинированный урок | Заселение Евразии. Народы на территории нашей страны до середины I тысячелетия до н. э. Происхождение и расселение восточных славян. Влияние географического положения и природных условий на занятия, образ жизни и верования древних славян. Занятия славян. Быт и нравы. Верования славян. Язычество. Общественный строй и управление. Основные понятия: род, родовая община, соседская община, племя, подсечно-огневая и переложная система земледелия, язычество, вервь, вече, народное ополчение | Великое переселение народов. Праславяне. Города-государства северного Причерноморья | Иметь общее представление о предках славян, о происхождении и расселении восточных славянских племен, их основных занятиях, быте, нравах, верованиях, об особенностях общественного строя и управления (вечевая организация). Знать происхождение названия «Русь» | Работа по группам | § 1, вопросы и задания, с. 13; работа с документами и вопросы к документам, с. 13 | | |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
3 | | Соседи восточных славян | 1 | Урок-беседа | Жители лесной полосы Восточной Европы. Тюркский и Аварский каганаты. Хазарский каганат. Волжская Булгария. Византия. Основные понятия: колонизация, союзы племен, кочевники, каган, каганат, дань | Скифское царство. Кочевые народы Степи. Распространение христианства, иудаизма, ислама на территории нашей страны | Иметь представление об образе жизни соседних славянам народов и государств. Уметь раскрыть процесс взаимовлияния восточных славян и их соседей. Знать многонациональную основу древнерусской государственности | | § 2, вопросы и задания, с. 19 | | |
4 | | Формирование Древнерусского государства | 1 | Комбинированный урок | Предпосылки и причины образования Древнерусского государства. Варяги в Восточной Европе. Образование государственных центров (Киев, Новгород). Образование государства, его внутренняя организация. Основные понятия: государство, дружина, князь, варяги, воевода | «Повесть временных лет» о начале Руси | Знать понятие государства. Уметь раскрывать предпосылки и причины образования Древнерусского государства, иметь представление о закономерностях образования государства, его исторической обусловленности независимо от проис- | Схема «Основные признаки государства» | § 3, вопросы и задания, с. 27; работа с документами и вопросы к документам, с. 28 | | |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
| | | | | | | хождения правящей династии. Знать этапы становления Древнерусского государства и особенности управления в нем, хронологические рамки образования Древнерусского государства. Знать о призвании Рюрика и появлении варяжских князей в Киеве | | | | |
5 | | Первые киевские князья | 1 | Урок-исследование | Деятельность князя Олега. Правление Игоря и Ольги. Древлянское восстание. Реформы княгини Ольги. Основные походы князя Святослава. Эволюция системы управления в Древнерусском государстве. Основные понятия: погосты, полюдье, уроки, реформа | Первые Рюриковичи: основание династии | Знать хронологические рамки правления первых киевских князей, иметь представление о деятельности первых киевских правителей: Олега, Игоря, Ольги, Святослава, об их внутренней и внешней политике | Работа с документами | § 4, вопросы и задания, с. 35; работа с документами и вопросы к документам, с. 35–36 | | |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
6 | | Владимир Святославич. Принятие христианства | 1 | Школьная лекция | Начало правления князя Владимира. Причины принятия христианства на Руси. Крещение Руси. Русская Православная Церковь. Значение принятия христианства. Роль князя Владимира Крестителя в русской истории. Основные понятия: монотеизм, христианство, ислам, иудаизм, монастыри | | Знать дату Крещения Руси. Уметь раскрывать причины и значение принятия Русью христианства, понимать место князя Владимира и значение его деятельности в русской истории | | § 5, вопросы и задания, с. 42; работа с документами и вопросы к документам, с. 42 | | |
7 | | Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром | 2 | Комбинированный урок | Борьба за власть сыновей Владимира. Причины и основные события усобицы Владимировичей. Правление Ярослава Мудрого. Внутренняя политика Ярослава. Общая характеристика Русской Правды. Основные направления внешней политики Ярослава Мудрого. | Русь и Византия | Знать внутреннюю и внешнюю политику Ярослава Мудрого, иметь представление о системе управления Древнерусским государством. Знать особенности социально-экономи-ческого развития Руси. Знать пути формирования феодаль- | Работа с контурной картой. Таблица «Формы земельной собственности на Руси» | § 6, вопросы и задания, с. 53; работа с контурной картой, работа с документами и вопросы к документам, с. 54, таблица «Категории зависимого населения на Руси» | | |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
| | | | | Управление государством при Ярославе. Древнерусские города. Складывание крупной земельной собственности. Земельные отношения и социальные слои в Древнерусском государстве. Основные понятия: княжеские усобицы, Русская Правда, князья-наместники, династические браки, древнерусская народность, общинная собственность на землю, феодальные владения, вотчина, бояре, смерды, закупы, рядовичи, холопы | | ной собственности на землю и ее формы | | | | |
8 | | Культура Древней Руси | 1 | Комбинированный урок | Особенности культуры Древней Руси. Языческая культура восточных славян. Устное народное творчество. Письменность и грамотность. | Берестяные грамоты. Кирилл и Мефодий – славянские | Иметь представление о самобытном характере древнерусской культуры, синтезе культурного наследия восточных славян, | Работа с документами по группам | § 7, вопросы и задания, с. 63 | | |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
| | | | | Литература. Зодчество и изобразительное искусство. Художественное ремесло. Выдающиеся памятники древнерусской культуры. Основные понятия: культура, патриотизм, былины, летопись, устав, миниатюра, житие, фреска, мозаика, зернь, скань, эмаль, самобытность | просветители | соседних народов и византийских культурных традиций. Знать о выдающихся достижениях древнерусской культуры | | | | |
9 | | Быт и нравы Древней Руси | 1 | Урок-исследование | Повседневная жизнь земледельцев. Система семейного воспитания в Древней Руси. Особенности древнерусского жилища и одежды. Древнерусский костюм. Повседневная жизнь горожан. Военное дело. Основные понятия: образ жизни, хоромы, слобода, изба, горница, сени, гридница, зипун, онучи, лапти | | Иметь представление о жизни и нравах жителей Древней Руси, об особенностях древнерусского жилища и одежды, основных занятиях населения, предметах быта, оружии того времени | | § 8, вопросы и задания, с. 71; работа с документами и вопросы к документам, с. 72, подготовка к тесту | | |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
10 | | Повторительно-обобщающий урок по теме «Русь Древняя» | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Материал раздела «Русь Древняя» | | Знать материал раздела «Русь Древняя», основные понятия | Тест | | | |
11 | Политическая раздроб- ленность на Руси (9 ч) | Начало раздробления Древнерусского государства | 1 | Комбинированный урок | Половецкая угроза и распад союза Ярославичей. Экономические и политические причины раздробленности Древнерусского государства. Любечский съезд князей. Внутренняя и внешняя политика Владимира Мономаха. Государственное управление в период политической раздробленности. Князья и бояре. Свободное и зависимое население. Основные понятия: политическая раздробленность, удел, эксплуатация | Международные связи Древней Руси. Княжеские усобицы | Уметь анализировать причины раздробленности Древнерусского государства. Знать события, последовавшие после смерти Ярослава Мудрого, решения и значение Любечского съезда князей. Уметь характеризовать внутреннюю и внешнюю политику Владимира Мономаха. Знать систему государственного управления в период политической раздробленности | Работа с контурной картой | § 9, вопросы и задания, с. 83; работа с контурной картой, работа с документами и вопросы к документам, с. 83–84 | | |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
12–13 | | Главные политические центры Руси | 2 | Комбинированный урок | Освоение Северо-Восточной Руси. Рост числа городов. Характер княжеской власти в северо-восточных землях. Юрий Долгорукий. Андрей Боголюбский. Всеволод Большое Гнездо. Новгородская земля. Политические особенности управления в Новгороде. Галицко-Волынское княжество. Владимиро-Суздальское княжество. Основные понятия: монархия, республика, аристократия, вече, посадник, тысяцкий, владыка | Географическое положение, хозяйство крупнейших русских земель в период раздробленности. Идея единства Русских земель в период раздробленности. «Слово о полку Игореве» | Знать о формировании трех типов государственности: республики (в Новгородской земле), монархии (во Владимиро-Суздальском княжестве) и аристократии (в Галицко-Волынском княжестве), об особенностях управления в этих княжествах, политическом и экономическом развитии русских земель в период раздробленности | Исторический диктант | § 10–11, вопросы и задания, с. 94; работа с документами и вопросы к документам, с. 95, творческое задание: мини-сочи- нение «Путешествие по русским княжествам» | | |
14 | | Нашествие с Востока | 1 | Школьная лекция | Создание державы Чингисхана. Особенности управления в раннемонгольском государстве. Причины монгольской экспансии. | Чингисхан и объединение монгольских племен | Знать причины монгольской экспансии, даты и основные направления походов монгол на Русь. Уметь показывать героический харак- | Работа с контурной картой | § 12, вопросы и задания, с. 104; работа с контурной картой, работа с докумен- | | |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
| | | | | Первые походы монгол на Русь. Сражение на Калке. Вторжение Батыя в Рязанскую землю. Разгром Владимирского княжества. Поход на Новгород. Нашествие на Юго-Западную Русь и Центральную Европу. Основные понятия: найон, курултай | | тер сопротивления русских людей монгольским завоевателям, понимать историческое значение завоевания монголами Руси | | тами и вопросы к документам, с. 105–106 | | |
15 | | Борьба Руси с западными завоевателями | 1 | Комбинированный урок | Походы шведов на Новгородские земли. Рыцарские ордена. Походы крестоносцев. Александр Ярославич. Невская битва и ее значение. Ледовое побоище и его значение. Основные понятия: рыцарский орден, крестовые походы, агрессия | Последняя волна крестовых походов. Ливонский орден | Уметь рассказать о борьбе северорусских земель с экспансией крестоносцев и шведов. Знать об одном из величайших полководцев России – Александре Невском, его роли в русской истории. Знать основные даты сражений | План-схема «Невская битва». План- схема «Ледовое побоище» | § 13, вопросы и задания, с. 113; работа с документами и вопросы к документам, с. 113–114 | | |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
| | | | | | | Уметь раскрывать историческое значение победы русских воинов в Невской битве и Ледовом побоище. Знать основную канву этих событий | | | | |
16 | | Русь и Золотая Орда | 1 | Комбинированный урок | Образование Золотой Орды. Ордынское владычество на Руси. Повинности русского населения. Борьба русского народа против ордынского владычества. Основные понятия: Золотая Орда, вассалитет, баскак, владычество, резиденция, ярлык | | Уметь анализировать формы зависимости от ордынцев, рассказывать о борьбе русского народа против ордынского владычества. Уметь пояснять позицию, занятую Александром Невским по отношению к Орде, анализировать последствия ордынского владычества на Руси | Схема «Система управления Золотой Ордой» | § 14, вопросы и задания, с. 120; работа с документами и вопросы к документам, с. 120 | | |
17 | | Русь и Литва | 1 | Школьная лекция | Формирование Русско-Литовского государства. Гедимин. Характерные особеннос- | | Иметь представление о формировании, характере и особенностях Русско- | Работа с контурной картой | § 15, вопросы и задания, с. 127; работа с | | |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
| | | | | ти Русско-Литовского государства. Русские земли в составе Великого княжества Литовского. Значение присоединения русских земель к Литве. Основные понятия: католицизм | | Литовского государства. Уметь раскрывать значение присоединения русских земель к Литве | | контурной картой | | |
18 | | Культура русских земель XII– XIII вв. | 1 | Урок-исследование | Особенности культуры XII–XIII вв. Единство и своеобразие культурных традиций в русских землях и княжествах накануне монгольского завоевания. Накопление научных знаний. Литература. Литературные жанры: поучение, слово. Фольклор. Зодчество. Живопись. Влияние ордынского владычества на русскую культуру. Основные понятия: культурные традиции, поучение, слово, архитектурный ансамбль, канон, аскетизм | Религиозно-куль- турное влияние Византии. Быт и нравы | Иметь представление об особенностях русской культуры периода политической раздробленности. Знать о выдающихся достижениях русской культуры XII–XIII вв. в литературе, зодчестве, изобразительном искусстве | Таблица «Особенности культуры Новгород- ской земли и Владимиро-Суздальского кня- жества» | § 16, вопросы и задания, с. 136; работа с документами и вопросы к документам, с. 136–138, творческое задание: мини-сочи- нение «О чем говорят берестяные грамоты», подготовка к тесту | | |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
19 | | Повторительно-обобща- ющий урок по теме «Политическая раздробленность на Руси» | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Материал раздела «Политическая раздробленность на Руси» | | Знать материал раздела «Политическая раздробленность на Руси» | Тест | | | |
20 | Русь Московская (14 ч) | Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества | 1 | Урок-беседа | Русские земли во второй половине XIII – первой половине XV в. Предпосылки и причины объединения русских земель. Восстановление хозяйства на Руси. Вотчинное, монастырское, помещичье и черносошное землевладение. Развитие городов и их роль в объединении русских земель. Политическая система Руси. Правление Ивана Калиты. | | Уметь раскрывать предпосылки и причины объединения русских земель в единое государство, иметь представление о политической системе Руси в XIV в., определять причины возвышения Москвы и превращения ее в центр объединения Руси. Знать о рациональной политике московских князей | | § 17, вопросы и задания, с. 146 | | |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
| | | | | Причины возвышения Москвы. Основные понятия: вотчина, поместье, черносошные крестьяне | | | | | | |
21 | | Москва – центр борьбы с ордынским владычеством | 1 | Комбинированный урок | Иван Калита и утверждение ведущей роли Москвы. Борьба Москвы за политическое первенство. Основные вехи борьбы московских и тверских князей. Русь и Орда накануне решающего столкновения. Основные понятия: удельные княжества, ярлык | | Иметь представление о политической ситуации на Руси в данный период. Знать о главенствующей роли Москвы в борьбе за столичный статус, исторические особенности развития отношений Руси и Золотой Орды в данный период | | § 18, вопросы и задания 1–2, с. 155 | | |
22 | | Куликовская битва | 1 | Урок-исследование | Военно-политическое состояние Руси и военные события накануне Куликовской битвы. Московский князь Дмитрий Иванович. Битва на поле Куликовом. | | Иметь представление о военно-политическом состоянии Руси накануне Куликовской битвы. Знать дату, ход сражения на Куликовом поле. | Карта-схема «Куликовская битва» | § 18, вопросы и задания 3–5, с. 155; работа с документами и вопросы к документам, | | |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
| | | | | Особенности тактики обеих сторон. Роль церкви в общественной жизни. Сергий Радонежский. Набег Тохтамыша. Значение Куликовской битвы. Основные понятия: национальное самосознание, тактика, маневр | | Уметь раскрывать историческое значение Куликовской битвы и роль Дмитрия Донского в истории русского народа | | с. 155–156 | | |
23 | | Московское княжество и его соседи в конце XIV – середине XV в. | 1 | Комбинированный урок | Внутренняя и внешняя политика Василия I. Причины московской усобицы, ее основные участники. Распад Золотой Орды. Причины и этапы сближения Литвы и Польши. Грюнвальдская битва и ее значение. Изменения в положении русского населения после принятия Литвой католичества. Образование русской, белорусской, украинской народностей | | Иметь представление о внутренней и внешней политике Василия I. Знать два принципа престолонаследия: по старшинству в роде и от отца к сыну, за которыми стояли различные варианты развития страны. Знать причины распада Золотой Орды, причины и этапы сближения Литвы и Польши, дату и ход Грюнвальдской | Работа с контурной картой | § 19, вопросы и задания, с. 164; работа с контурной картой, работа с документами и вопросы к документам, с. 165 | | |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
| | | | | Основные понятия: диалект, уния, народность | | битвы, ее значение | | | | |
24 | | Создание единого русского государства. Конец ордынского владычества | 2 | Комбинированный урок | Иван III. Начало борьбы с Новгородом. Присоединение Москвой северо-восточных и северо-западных земель Руси. Великое противостояние на реке Угре. Ликвидация ордынского владычества. Завершение объединения русских земель. Значение образования единого русского государства. Основные понятия: суверенитет, стояние на Угре | Василий III. Многонациональный состав населения страны | Знать событийную канву последнего этапа объединения русских земель и создания единого государства, иметь представление о том, что ликвидация ордынской зависимости в 1480 г. явилась результатом длительных исторических процессов. Уметь анализировать причины и выделять значение образования единого Русского государства | Работа с контурной картой | § 20, вопросы и задания, с. 173; работа с контурной картой | | |
25 | | Московское государство в конце XV – | 1 | Школьная лекция | Возвышение великокняжеской власти. Появление символов государственной власти. Органы управления государством | | Иметь представление о системе управления единым государством, о возвышении великокняжеской власти | | § 21, вопросы и задания, с. 181; работа с документами и вопросы | | |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
| | начале XVI в. | | | Новшества в комплектации русского войска. Изменения в порядке владения землей и положении русского крестьянства. Категории русского крестьянства. Зарождение казачества. Ограничение свободы крестьян. Судебник 1497 г. Основные понятия: скипетр, держава, шапка Мономаха, чин, Боярская дума, боярин, окольничий, налоги, дворец, казна, уезд, волость, стан, наместник, кормление, местничество, судебник, Юрьев день, казаки | | Знать о взаимосвязанных процессах в политической, экономической и социальной сфере. Знать о начале формирования крепостной зависимости, о категориях русских крестьян | | к документам, с. 182 | | |
26 | | Церковь и государство в конце XV–начале XVI в. | 1 | Школьная лекция | Изменения в положении Русской Православной Церкви. Монастыри. Ереси. Еретические движения. Нестяжатели и иосифляне. | | Иметь представление о роли православной церкви в жизни Русского государства и общества, характеризовать монастырскую жизнь. | Схема «Москва – третий Рим» | § 22, вопросы и задания, с. 191; работа с документами и вопросы к докумен- | | |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
| | | | | Разработка теории «Москва – третий Рим». Основные понятия: монастырь, ереси, стригольники, благотворительность, нестяжатели, иосифляне, дьяк | | Уметь сопоставлять взгляды нестяжателей и иосифлян. Знать понятие «Москва – третий Рим» | | там, с. 191– 192 | | |
27 | | Условия развития страны в XVI в. | 1 | Комбинированный урок | Условия развития страны в XVI в.: территория, население, характер экономики. Предпосылки централизации страны. Иван IV Грозный. Установление царской власти | | Знать экономические, политические и социальные условия развития страны в XVI в. Уметь анализировать предпосылки централизации страны. Уметь давать характеристику Ивана Грозного как исторической личности | Исторический диктант | Работа с документами по группам, составление опорного конспекта | | |
28 | | Реформы Избранной рады. Становление сословно- | 2 | Школьная лекция. Комбинированный урок | Боярское правление. Укрепление центральной власти. Избранная рада. Земский собор. Становление сословно-представительной монархии. | | Иметь представление о реформах Избранной рады, направленных на централизацию страны и согласование интересов | | § 23, вопросы и задания, с. 200; работа с документами и вопросы к докумен- | | |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
| | представительной монархии | | | Судебник Ивана IV 1550 г. Стоглавый собор. Реформа местного управления. Отмена кормлений. Приказная система. Военная реформа. Основные понятия: Избранная рада, Земский собор, приказы, централизованное государство, губные старосты, земские старосты, стрельцы | | государства с интересами населения. Уметь анализировать Судебник Ивана IV 1550 г. Знать значение первого Земского собора. Знать причины и значение складывания в России сословно-представительной монархии | | там, с. 200– 201 | | |
29 | | Внешняя политика Ивана IV | 1 | Комбинированный урок | Основные направления внешней политики Ивана Грозного. Завоевание Казанского ханства. Присоединение Астраханского ханства. Значение присоединения Поволжья к России. Оборона южных рубежей. Покорение Западной Сибири. Борьба за Балтийское побережье. | Разгром Ливонского ордена. Ермак | Иметь представление об основных направлениях внешней политики Ивана Грозного, о складывании многонациональной основы Российского государства. Знать основные даты, характер, ход и результаты Ливонской войны, | Работа с контурной картой | § 24, вопросы и задания, с. 212; работа с контурной картой, работа с документами и вопросы к документам, с. 213 | | |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
| | | | | Ливонская война. Основные понятия: засечная черта, ясак, острог | | причины и значение присоединения Казанского, Астраханского, Сибирского ханств | | | | |
30 | | Опричнина | 1 | Урок-исследование | Разрыв Ивана IV с Избранной радой. Расправа царя с приближенными. Установление опричнины. Итоги царствования Ивана Грозного. Последствия опричной политики. Основные понятия: деспотизм, террор, опричнина, земщина, «заповедные лета» | | Знать причины, характер, основные этапы, результаты и последствия опричнины | | § 25, вопросы и задания, с. 220; работа с документами и вопросы к документам, с. 221 | | |
31 | | Просвещение, устное народное творчество, литература в XIV–XVI вв. | 2 | Комбинированный урок | Особенности развития русской культуры XIV–XVI вв. Влияние централизации страны на культурную жизнь. Просвещение и публицистика. Летописные своды. | «Домострой», «Задонщина», «Сказание о князьях Владимирских» | Знать о значении образования единого государства как факторе складывания национальной русской культуры. Уметь определять уровень развития | | § 26, вопросы и задания, с. 231; работа с документами и вопросы к документам, с. 231–232, | | |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
| | | | | Начало книгопечатания. Иван Федоров. Устное народное творчество. Литература XIV–XVI вв. Основные понятия: полуустав, эпос, исторические песни, сказания, хождения, публицистика, энциклопедия | | культуры XIV– XVI вв. Знать достижения русского просвещения, особенности развития русской литературы XIV– XVI вв. Знать дату начала российского книгопечатания и значение этого события | | разработка творческих проектов «Русская культура XV–XVI вв.» | | |
32 | | Архитектура и живопись в XIV–XVI вв. Быт в XV–XVI вв. | 1 | Комбинированный урок Комбинированный урок | Зодчество XIV–XV вв. Архитектура Московского государства в XVI в. Русская живопись XIV в. Феофан Грек. Русская живопись XV–XVI вв. Андрей Рублев. Основные понятия: шатровый стиль, иконостас, фреска, икона, юродивый Развитие городов. Изменения в городской жизни. Русская | Дионисий | Иметь представление о развитии русского каменного зодчества XIV–XVI вв., формировании национальной живописной школы. Знать о выдающихся достижениях русской архитектуры и живописи Иметь представление об общих составляющих быта | Сообщения на тему «Шедевры русской культуры XIV– XVI вв.» | § 27, вопросы и задания, с. 243; работа с документами и вопросы к документам, с. 244–245 § 28, вопросы и задания, с. 255; | | |
Окончание табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
| | | | | изба. Особенности русского костюма и русской трапезы. Основные понятия: административные здания, харчевня, изба, сруб, лежанка, лавка, полати, лампада, кафтан, тулуп, сарафан, душегрея, козырь, летник | | русского человека в XIV–XVI вв., о сословных особенностях и имущественном различии городского и сельского жителя. Знать структуру русских городов. Уметь описать русскую избу. Знать особенности русского костюма и русской трапезы | | подготовка к тесту | | |
33 | | Повторительно-обобщающий урок по теме «Русь Московская» | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Материал раздела «Русь Московская» | | Знать материал раздела «Русь Московская» | Защита творческих проектов «Русская культура XV– XVI вв.» Тест | Подготовка к итоговой контрольной работе | | |
34 | Итоговое занятие (1 ч) | Итоговый повторительно-обобщающий урок | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Материал курса «История России с древнейших времен до конца XVI в.» | | Знать основные вопросы курса «История России с древнейших времен до конца XVI в.» | Итоговая контрольная работа | | | |
Контроль уровня обученности
Оценка «5»
- Полно раскрыто содержание материала в объеме программы и учебника;
- Четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий; верно использованы научные термины;
- Для доказательства использованы различные умения, выводы, примеры;
- Ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания.
Оценка «4»
- Раскрыто основное содержание материала;
- В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
- Ответ самостоятельный;
- Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и примеров.
Оценка «3»
- Усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно;
- Определения понятий недостаточно четкие;
- Не использованы в качестве доказательств выводы и обобщения из наблюдений и примеров или допущены ошибки при их изложении;
- Ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятий.
Оценка «2»
- Основное содержание учебного материала не раскрыто;
- Не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя;
- Допущены грубые ошибки в определении понятий
Контрольная работа № 1
по теме «Русь Древняя».
1 вариант.
1. Соотнесите даты и события.
ДАТЫ | СОБЫТИЯ |
1. 988 г. - | А) правление князя Ярослава Мудрого; |
2. 912 – 945 г. г. - | Б) смерть Рюрика; |
3. 1019 – 1054 г.г. - | В) правление князя Игоря в Киеве; |
4. 879 г. - | Г) крещение Руси; |
| Д) правление князя Олега в Киеве. |
2. Дайте определение следующим понятиям: полюдье; вотчина; житие.
3. Теоретические вопросы.
На «5»: деятельность кого из первых русских князей внесла наибольший вклад в укрепление государства?
На «4»: когда появились славяне в Восточной Европе? С какими народами и племенами они там встретились?
На «3»: в чём вы видите положительное значение принятия христианства на Руси.
2 вариант.
1. Соотнесите даты и события.
ДАТЫ | СОБЫТИЯ |
1. 882 – 912 г.г. - | А) крещение Руси; |
2. 945 – 957 г.г. - | Б) смерть князя Святослава; |
3. 988 г. - | В )правление князя Олега в Киеве; |
4. 944 г. - | Г) поход Игоря на Византию; |
| Д) правление княгини Ольги. |
2. Дайте определение следующим понятиям: погосты; смерд; патриотизм.
3. Теоретические вопросы.
На «5»: какие изменения произошли в славянском обществе к X – XI в.в. по сравнению с VI – VIII в.в.?
На «4»: почему Владимир Святославович и его окружение из многих религий выбрали православие?
На «3»:почему русские князья ещё до принятия христианства стремились в Византию.
Контрольная работа № 2
по теме «Политическая раздробленность на Руси»
Вариант 1.
1. Соотнесите даты и события.
ДАТЫ | СОБЫТИЯ |
1.1097 г. - | А) битва на реке Калке; |
2. 1219 – 1222 г.г. - | Б) княжение Александра Невского во Владимире; |
3. 31 мая 1223 г. - | В) княжеский съезд в Любече; |
4. 1252 – 1263 г.г. - | Г) завоевание Чингисханом Средней Азии и Кавказа; |
| Д) Ледовое побоище. |
2. дайте определение понятиям: удел, баскаки, вече.
3. Выполните тест.
3.1 Укажите правильные ответы и расположите их по степени важности в порядке убывания.
А) военное единство утратило свою необходимость после побед Владимира Мономаха над половцами;
Б) отсутствовали хорошие пути сообщения между княжествами;
В) княжествами маленьких размеров было легче управлять;
Г) отсутствовали прочные экономические связи между княжествами;
Д) города, достаточно уже развитые и удалённые от Киева, стремились обособиться от власти центрального князя и стать самостоятельными центрами своих территорий.
3.2 Что такое «боярская дума»:
А) судебный орган при князе;
Б) так назывался правительственный орган в Новгороде;
В) совещательный орган при князе.
3.3 В XII – XIII в.в. политический центр Северо –Восточной Руси находился в городе :
А) Москве; Б) Нижнем Новгороде; В) Твери; Г) Суздале; Д) Владимире.
3.4 Вставьте наиболее подходящее слово.
На землях Прибалтики был создан духовно – рыцарский _________ «воинов бога». Тех, кто входил в него, называли меченосцами (Союз, орден, клан, отряд, класс?)
4. Теоретические вопросы.
1. На «5»:охарактеризуйте причины феодальной раздробленности Древнерусского государства.
2. На «4»: какое значение имело сопротивление Руси монгольскому нашествию с точки зрения всемирной истории?
3. На «3»: расскажите, как происходил сбор дани с русских земель в период ордынского владычества.
Вариант 2.
1. Соотнесите даты и события.
ДАТЫ | СОБЫТИЯ |
1. 15 июля 1240 г. - | А) битва на реке Калке; |
2. 1236 – 1242 г.г. - | Б) княжение Юрия Долгорукого (в Ростово – Суздальской земле); |
3. 1125 – 1157 г.г. - | В) Хурал монгольской знати, на котором Темучину было присвоено почётное имя – титул – Чингисхан; |
4. 1206 г. - | Г) Невская битва; |
| Д) Батыево нашествие. |
2. дайте определение понятиям: улус, владычество; ярлык, республика.
3. Выполните тест.
3.1 О высоком уровне развития культуры на Руси в X – XIII в.в. свидетельствуют:
А) рост числа городов, становившихся центрами культуры;
Б) широкая переписка горожан;
В) массовая грамотность населения;
Г) открытие школ в городах;
Д) высокий уровень развития ремесла и торговли.
(ответы обозначьте номерами (в порядке убывания) в зависимости от степени их значимости, принимая во внимание причинно – следственные связи между указанными явлениями).
3.2. Объединение литовских земель в Великое княжество Литовское было вызвано:
А) опасностью нашествия немецких рыцарей;
Б) зарождением и развитием товарно – денежных отношений;
В) ослаблением Руси;
Г) ростом силы и могущества литовских феодалов;
Д) стремлением захватить земли бывшего Киевского княжества
(обозначьте указанные причины номерами в порядке убывания в зависимости от степени их значимости)
3.3. Какой князь в народе заслужил прозвище «Большое Гнездо» за то, что имел 12 сыновей:
А) Андрей Юрьевич; Б) Всеволод Юрьевич; В) Константин Всеволодович;
3.4 Должность главы городской администрации в Новгороде:
А) мэр; Б) тысяцкий; В) посадник; Г) бургомистр.
4. Теоретические вопросы.
1. На «5»:каковы масштабы и значение Невской битвы и Ледового побоища? Чем вызвано особое внимание к ним в российской истории? .
2. На «4»: расскажите о сопротивлении ордынскому владычеству любого русского города.
3. На «3»: охарактеризуйте деятельность одного из русских удельных князей периода феодальной раздробленности.
Контрольная работа № 3
по теме «Русь Московская».
Вариант 1.
1. Причины возвышения Москвы среди других русских земель:
А) удачное географическое положение; Б) умелая политика московских князей;
В) союз Москвы и Новгорода; Г) поддержка церкви.
2. Как должны были ремесленники и купцы отнестись к образованию единого централизованного государства:
А) выступить против, так как, появилась конкуренция в производстве и реализации;
Б) им было безразлично, так как они производили товар и продавали его в своём городе;
В) это их должно было радовать, так как представлялась возможность сбывать свой товар в других регионах?
3. Главным соперникам был:
А) Новгород; Б) Киев; В) Тверь.
4. Как действовал во время восстания в Твери в 1327 году Иван Калита?
А) выступил совместно с восставшими против владычества Орды;
Б) ничего не предпринимал; В) совместно с ордынцами подавил восстание.
5. При каком правителе процесс объединения земель вокруг Москвы практически завершился:
А) при Василии Тёмном; Б) при Иване III; В) при Василии Шемяке.
6. Значение победы на Куликовом поле заключалось:
А) в окончании ордынского ига;
Б) в моральном успехе победы;
В) в значительном разгроме главных сил Орды.
7. Что являлось причиной феодальной войны второй четверти XV века?
А) борьба за ханский ярлык;
Б) не сложился порядок престолонаследия;
В) захват новых земель.
8. Территория Руси разделялась в XV- начале XVI в.в.:
А) на губернии; Б) губернии и уезды; В) уезды.
9. Свод законов 1497 года:
А) запретил крестьянам уходить от своих господ;
Б) ограничил уход одним днём – Юрьевым;
В) ограничил уход одной неделей до Юрьева дня и одной неделей после Юрьева дня.
10. Дворяне до XVI века – это:
А) помещики, владевшие большими наделами земли с крепостными крестьянами;
Б) представители служилого сословия;
В) слуги князя, жившие в его дворе и наделённые административными функциями.
Вариант № 2.
1. Что такое «местничество»:
А) особый порядок назначения на должность; Б) удельная власть князя; В) власть общин.
2. Первая ересь на Руси называлась:
А) стригольничество; Б) нестяжательство; В) иосифляне.
3. Теория «Москва – Третий Рим» означала:
А) власть князя должна быть ограничена неким органом так же, как в Риме власть императора ограничена Сенатом;
Б) что церковная власть выше светской;
В) возвеличивание московских государей и роли Русской православной церкви
4. Какова была цель состоявшегося в 1551 году Церковного собора:
А) унификация церковных обрядов;
Б) введение патриаршества на Руси;
В) принятие решения о церковной реформе.
5. Расставьте события в хронологической последовательности:
А) Венчание на царство Ивана IV;
Б) Принятие царского Судебника;
В) Учреждение опричнины.
Г) Взятие Казани.
Д. Начало боярского правления.
Е) Окончание Ливонской войны.
Ж) Стоглавый собор.
З) Начало деятельности Избранной рады.
6. Опричнина привела к тому, что:
А) государственная экономика укрепилась;
Б) изменился характер земельной собственности – главными землевладельцами стали дворяне;
В) страна пришла к запустению и разрухе.
7. результаты опричнины вынудили Ивана Грозного пойти на следующие меры:
А) была дана некоторая свобода крестьянам;
Б) запустевшие земли были розданы крестьянам;
В) было усилено крепостное право.
8. Россия времён Ивана Грозного по форме правления была:
А) раннефеодальная монархия;
Б) абсолютная монархия;
В) конституционная монархия.
9. Кто из зодчих возвёл Успенский собор на территории Московского Кремля:
А) Алоиз Фрязин; Б) Аристотель Фиораванти; В) Фёдор Грек; Г) Максим Грек.
10. Кто написал «Троицу»:
А) Дионисий; Б) Феофана Грек В) Андрей Рублёв.
Итоговая контрольная работа № 4
по теме «История России с древнейших времён до конца XVI века».
Вариант 1.
1. Столица Древнерусского государства Киев находилась на землях
А) кривичей; Б) полян; В) древлян; Г) северян.
2. Первым правителем Руси принявшим христианство был (а)
А) Ярослав; Б) Олег; В) Ольга; Г) Владимир.
3. Древнейшей летописью дошедшей до нас является:
А) «Слово о законе и благодати»; Б) «Слово о полку Игореве»;
В) «Повесть временных лет»; Г) «Чтение о житии и погублении».
4. Феодальная раздробленность возникла потому что…
А) военное единство утратило свою необходимость после побед Владимира Мономаха над половцами;
Б) отсутствовали хорошие пути сообщения между княжествами;
В) князья ненавидели друг друга;
Г) княжеством маленького размера было легче управлять;
Д) отсутствовали прочные экономические связи между княжествами;
Е) города, достаточно уже развившиеся и удалённые от Киева, стремились обособиться от власти центрального князя и стать самостоятельными центрами своих областей.
(укажите правильные ответы и расположите их по степени важности в порядке убывания)
5. «Слово о полку Игореве» было написано:
А) после правления Ярослава Мудрого; Б) в годы правления Владимира Мономаха;
В) во время княжения Всеволода Большое Гнездо.
6. Успехи завоевательных походов монголо – татар объясняются:
А) их многочисленностью;
Б) высоким уровнем военной организации и жесточайшей дисциплиной в войсках;
В) стремлением их знати к обогащению за счёт более развитых стран и народов;
Г) хорошо поставленной разведкой;
Д) применением военных машин;
Е) феодальной раздробленностью стран, на которые они нападали.
(укажите правильные ответы и расположите их по степени важности в порядке убывания)
7. Русь в XIII – XV веках была:
А) колонией Золотой Орды; Б) завоёвана Золотой Ордой и стала её составной частью;
В) независимым государством; Г) сохраняла свою государственность, но была поставлена в вассальную зависимость от ордынских ханов.
8. Объединение Литовских земель в Великое княжество Литовское было вызвано:
А) опасностью нашествия немецких рыцарей;
Б) зарождением и развитием феодальных отношений;
В) ростом силы и могущества литовских феодалов;
Г) ослаблением Руси;
Д) стремлением захватить земли бывшего Киевского княжества.
(обозначьте указанные причины номерами в порядке убывания в зависимости от степени их значимости)
9. Основателем Московского княжества был:
А) Дмитрий Донской; Б) Юрий Долгорукий;
В) Даниил Александрович; Г) Александр Невский
10. Постройте цепочку причинно – следственных связей:
Развитие городов, освобождение от ордынского ига; усиление общения между русскими землями, подъём хозяйства на Руси, оживление торговли, объединение русских земель.
11. Усиление боярской думы привело:
А) к усилению централизованного государства;
Б) ослаблению власти Великого князя;
В) усилению позиций церкви;
Г) обострению противоречий между Великим князем и Думой;
Д) ограничению власти Великого князя;
Е) возрастанию роли дворян в управлении государством.
(укажите правильные ответы и расположите их по степени важности в порядке убывания)
12. Расположите в хронологической последовательности:
1. Судебник Ивана III; 2) стояние на реке Угре; 3) Судебник Ивана IV; 4) первый Земский собор; 5) основание Архангельска; 5) венчание Ивана IV на царство;
13. Опричнина возникла в результате:
А) стремления царя путём массового террора нанести окончательный удар по крупным феодалам;
Б) болезненной реакции Ивана IV на неудачи в Ливонской войне;
В) проявления чрезмерной подозрительности и недоверчивости Ивана IV;
Г) намерения царя запугать народ и подавить малейшие очаги сопротивления его политике;
Д) стремления царя пресечь боярские заговоры.
14. В каком году на Руси было установлено патриаршество?
А) 1582; Б) 1589; В) 1592; Г) 1595
15. Первым русским царём был:
А) Иван III; Б) Василий III; В)Иван IV; Г) Михаил Романов.
Вариант 2.
1. Основателем древнерусского государства летописи называют
А) Олега; Б) Рюрика; В) Игоря; Г) Святослава.
2. Древнерусское государство с центром в Киеве было:
А) раннефеодальным; Б) развитым феодальным;
В) позднефеодальным; Г) рабовладельческим
3. Древнерусское государство достигло расцвета в период правления князя:
А) Игоря; Б) Святослава; В) Владимира; Г) Ярослава.
4. Соотнесите правителей и территорию:
ПРАВИТЕЛЬ | ТЕРРИТОРИЯ |
1. Ярослав Осмысл, | А) Галицко – Волынское княжество; |
2. Даниил Галицкий, | |
3. Юрий Долгорукий, | Б) Владимиро – Суздальское княжество. |
4. Андрей Боголюбский, | |
5. Всеволод Большое Гнездо. | |
5. О высоком уровне развития культуры на Руси в X – XIII в.в. свидетельствуют:
А) рост числа городов, становившихся центрами культуры;
Б) широкая переписка горожан;
В) массовая грамотность населения;
Г) открытие школ в городах;
Д) высокий уровень развития ремесла и торговли.
(ответы обозначьте номерами (в порядке убывания) в зависимости от степени их значимости, принимая во внимание причинно – следственные связи между указанными явлениями).
6. Битва на Калке произошла:
А) до первого крестового похода в Европе;
Б) после гуситских войн в Чехии;
В) после принятия христианства на Руси;
Г) после правления Владимира Мономаха.
7. Расположите исторические события в хронологической последовательности:
1) Битва на Чудском озере; 2) Битва на Калке; 3) В нашествие Батыя; 4)Невская битва; 5)Битва на реке Вожже;6) строительство каменного Кремля в Москве;7) княжение Ивана Калиты.
8. Значение Куликовской битвы состояло в том, что она привела к следующему событию:
А) падению ордынского ига; Б) объединению русских земель;
В) разгрому главных сил Орды; Г) распаду Орды.
9. В феодальной войне XV века борьба велась:
А) за первенство Москвы в деле объединения русских земель;
Б) присвоение московскому князю титула «государя всея Руси»;
В) власть на московском престоле;
Г) получение ордынского ярлыка на великое княжение.
10. Ордынское владычество было свергнуто:
А) до Великих географических открытий;
Б) во время Столетней войны;
В) после завоевания Бабура в Индии;
Г) во время правления во Франции Людовика XI.
11. Земля передавалась дворянам:
А) в награду за верную службу;
Б) в целях скорейшего освоения вновь присоединённых земель;
В) для того, чтобы они могли обеспечить себя всем необходимым для несения военной службы.
Г) для надзора за крестьянами и их усмирения в случае проявления ими недовольства.
12. Волжский водный путь в XVI веке приобрёл большое значение, потому что:
А) к России были присоединены большие территории и Волга стала внутренней рекой;
Б) в те годы отсутствовали хорошие дороги, и перевозить товары удобнее было по воде;
В) он соединил Северо –Восточную Русь со странами Востока;
Г) были ликвидированы ханства, владевшие землями в Поволжье;
Д) интенсивно развивались торговые связи между различными землями и областями страны.
(обозначьте указанные факторы порядковыми номерами в убывающей последовательности в зависимости от степени их значимости).
13. Выберите наиболее точную формулировку:
А) опричное войско, созданное Иваном IV для борьбы с крупными феодалами, положило начало переходу к новой форме государственного устройства – опричнине.
Б) опричнина явилась формой борьбы Ивана IV с крупными феодалами, в ходе которой он использовал специальное опричное войско;
В) система мер, принятых Иваном IV для окончательного установления самодержавной власти, называлась опричнина;
Г) личная охрана Ивана IV;
Д) правительство, составленное из приближённых к Ивану IV людей.
14. В каких годах проводились реформы избранной Рады?
А) 1533- 1584; б) 1533 – 1538; В) 1549 – 1560; Г) 1558 – 1583.
15. Соборное уложение 1649 года сыграло решающую роль в следующем:
А) становлении просвещённого абсолютизма;
Б) закрепощении крестьян;
В) установлении сословно – представительной системы;
Г) замене приказов коллегиями.
Литература и средства обучения
Для обучающихся:
1. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России с древнейших времен до конца XVI века, учебник для 6 класса, Москва, «Просвещение», 2009.
2. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина «История России с древнейших времён до конца XVI века». Рабочая тетрадь, часть 1, 2. М.: «Просвещение», 2009.
Для учителя:
1.Программа общеобразовательных учреждений «ИСТОРИЯ» «Академический школьный учебник» 5-11 классы М,, Просвещение 2008 .
2 Федеральная Примерная программа основного общего образования по истории.
3. Рабочие программы по истории 5-11 классы. М., «Просвещение» 2008 г.
4. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России с древнейших времен до конца XVI века, учебник для 6 класса, Москва, «Просвещение», 2009.
5. .Н.Ю.Колесниченко. История России с древнейших времен до конца XVI века. Поурочные планы, Волгоград, 2006.
6.Таблицы «История России».
7. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина «История России с древнейших времён до конца XVI века». Рабочая тетрадь, часть 1, 2. М.: «Просвещение», 2009.
8. Колесниченко Н. Ю. История России конец XVI- XVIII в.в. Дидактический материал. Волгоград, «Учитель», 2009.
9. Дидактические материалы по истории России с древнейших времён до конца XVI в. (К учебнику А.А. Данилова Л.Г. Косулиной «История России с древнейших времён до конца XVI века».) Волгоград, «Учитель», 2009.
10. Атлас: История России: IX-XVI вв.с контурными картами : 6 класс Изд. 7-е, перераб., доп. М.: Дрофа, 2009.
11. Электронное приложение к учебнику История России : с древнейших времен до конца XVI века : учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / А.А. Данилов, Л. Г. Косулина. – М.: Просвещение,
Дополнительная:
Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Как сегодня преподавать историю в школе. – М., 1999.
Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в школе: практическое пособие для учителей.- М., 1999.
Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методические рекомендации учителю истории. Основы профессионального мастерства. – ВЛАДОС, 2001.
Забелин И.Е Домашний быт русского народа в XVI - XVII веках. -М., 1995.
История внешней политики России. XVIII век. -М., 2000.
История государства российского. Хрестоматия. XVII век. – М., 2000
Ключевский В.О. Исторические портреты. - М., 1997.
Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций.- М., 1996.
Короткова М.В. Путешествие в историю русского быта. – М., 1998.
Короткова М.В. Наглядность на уроках истории. – М.: «ВЛАДОС». 2000.
Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей. Т.1-3., М., 2005.
Шефов Н.А. Самые знаменитые войны и битвы России. – М.: Вече, 2000.
Энциклопедия для детей. Т.1. Всемирная история. М.: Аванта – Плюс, 2002.
Энциклопедия для детей. Т.5. История России и её ближайших соседей.Ч.1. От древних славян до Петра Великого. М.: Аванта – Плюс, 2002.
Энциклопедия для детей. Т.7. Искусство. Ч.1. Архитетура, изобразительное искусство и декоративно – прикладное искусство с древнейших времён до эпохи Возрождения. М.: Аванта – Плюс, 2002.