СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по истории и культуре марийского народа 3 класс

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа ведется со 2 класса по предмету ИКН.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по истории и культуре марийского народа 3 класс»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Марий Эл «Лицей-интернат п.Ургакш Советского района»






УТВЕРЖДАЮ ____________

Директор лицея Х.Г.Газизова
«____» _____________ 20__ год








Рабочая программа
по истории и культуре народов Марий Эл
для 3 класса








Составитель: учитель начальных классов Фёдорова Татьяна Анатольевна











2016 год

  1. Пояснительная записка

Региональное образование, являясь социальным способом наследования этнокультуры, выступает в качестве особой сферы социокультурной практики, обеспечивает уровень общественного и личностного познания, реализует передачу и воспроизводство культурного опыта поколений. Одним из действенных средств достижения этой цели является разработка инновационных программ, учебно-методических комплексов нового поколения, а также создание сети образовательных учреждений нового вида с удовлетворением этнокультурных образовательных потребностей и языковых прав обучающихся.

Качество регионального образования зависит также от специалиста, как носителя традиционной и современной культуры, умения управлять образовательными и воспитательными процессами, проектировать и реализовывать на практике развивающие воспитательно-образовательные программы нового поколения и в то же время учитывать системные традиционные взаимосвязи между факторами этнокультурной среды.

Курс «История и культура народов Марий Эл» является примерной общеобразовательной программой, формируемой участниками образовательного процесса. Он призван обеспечивать региональные особенности содержания образования и индивидуальные потребности обучающихся в области истории, этнографии, этнопедагогики, культуры и искусства народов Марий Эл. Программа курса «История и культура народов Марий Эл» разработана с учетом действующего Базисного учебного плана Республики Марий Эл, на основе изучения типовой программы для школ и средних специальных учебных заведений «История и культура марийского народа» (1992), программы курса «История и культура народов Марий Эл» 1-9 классы (2004). При разработке программы авторами учтены замечания и рекомендации учителей начальных классов и истории и культуры марийского народа Васениной О.Н., Рябининой Л.Н., Кармазиковой М.Л., Огневой З.Н., Орловой А.А., Петрухановой Э.Е., Ямолкиной Г.А.


II. Общая характеристика учебного предмета.


Ведущими идеями программы являются усвоение обучающимися значимости взаимопонимания между народами, межличностного доверия, толерантности, лояльности, уважения к взглядам и верованиям людей независимо от их этнокультурной принадлежности. Вместе с тем подчеркивается важность воспитания интолерантности к таким явлениям, как ксенофобия и этнонигилизм, при безусловном признании приоритетности формирования позитивной этнической идентичности. В программе сделан акцент на формирование творчески развитой, духовно-нравственной личности в процессе изучения и усвоения истории и культуры народа мари и других народов Марий Эл, воспитание гражданственности у молодежи, патриотических чувств и гордости за свою малую Родину.

Для выполнения этих идей поставлены конкретные цели и предполагается решение следующих задач:

1. Обучающие:

  • ознакомление с историей Республики Марий Эл, с этнографией, культурным наследием народов, населяющих Республику Марий Эл, с многочисленными источниками устной и письменной литературы и умения пользоваться этими источниками.

  • расширение кругозора обучающихся в области развития истории и культуры марийского края.

  • формирование основ мультиперспективности, умения анализировать спорные вопросы, предполагающие знакомство с различными, часто взаимоисключающими точками зрения.

2. Развивающие:

  • развитие интереса к истории Марий Эл и Марийского края, к культуре и традициям народов республики (марийцев, русских, татар, удмуртов, чувашей и др.);

  • развитие аналитических способностей обучающихся;

  • формирование умения видеть проблемы, порождаемые полиэтническим и поликультурным характером местного сообщества, и способностей отстаивать толерантную и конструктивную стратегию поведения в возможных сложных ситуациях.

-формирование этнокультурных компетенций, приобретение минимума умений и навыков, которые будут необходимы в дальнейшей жизненной практике.

3. Воспитывающие:

  • воспитание бережного отношения к памятникам истории и культуры своей малой Родины;

  • формирование уважительного отношения к народам, проживающим в Марий Эл, к их традициям, обычаям и культуре;

  • воспитание эмпатии, товарищества и содружества.

  • воспитание эстетического восприятия окружающего мира и чувства ответственности за его сохранность.

Предметом изучения курса «История и культура народов Марий Эл» история, этнография, этнопедагогика, культура и искусство народов Марий Эл.

В целях системного предоставления содержания, программа «История и культура народов Марий Эл» построена по тематическому принципу, с календарной раскладкой тем по занятиям, по каждому разделу. Содержание программы носит комплексный и интегрированный характер. История и культура Марий Эл раскрывается по определенной тематике, переходящей из класса в класс и связанной с историей края, духовно-культурными и трудовыми традициями народов республики, трудовым воспитанием, с произведениями устного народного творчества, с искусством, с праздниками, с такими понятиями как «родина», «родной край», «отечество», «семья», «родство». Особая роль отводится родной природе, окружающему миру. Тематика данного направления предполагает знакомство с конкретными природными объектами и помогает формировать положительное отношение к природе.

При составлении программы учитывались доступность материала по возрастным особенностям, его художественная, образовательная, воспитательная и педагогическая ценности. Каждая тема имеет свои подразделы, взаимосвязанные с различными областями знаний. В качестве дополнительного материала рекомендованы оригинальные произведения художественного слова, музыки, изобразительного искусства русского, марийского и финно-угорских народов, проживающих в республике Марий Эл, в частности, удмуртов, а также народов соседних республик (татар, чувашей). Все авторы, уроженцы или проживающие в республике Марий Эл, независимо от национальной принадлежности, указаны как («мар.»). Принадлежность авторов к своему народу из других республик указана соответственно названиям (см.: «рус», «тат.», «удм.», «чув.»). Причем все авторы указаны не по принципу историзма и значимости, а в алфавитном порядке. Учитель может использовать предложенные материалы дифференцированно, в зависимости от выбранного им образовательного маршрута.

Включение в программу особым подразделом ознакомление с религиозной культурой народов в условиях современного образовательного пространства является вполне оправданным методическим и научным шагом. В настоящее время идет процесс изменения отношения к религии не только на уровне общества, но и на уровне семьи и личности. Педагогам нельзя не учитывать эту реальность. Сегодня учителя должны быть готовы к многочисленным вопросам, с которыми могут обратиться к ним не только дети, но и их родители. Возможности ответить на все вопросы в пределах курса ограничены, но во всех случаях необходимо опираться на гуманный характер религии, на общность нравственных норм, принципов и идеалов для всех религий, на традиции, сложившиеся в каждой семье и в народе.

Изложение материала от класса к классу осуществлено по принципу постепенного расширения и усложнения основных дидактических единиц на событийно-хронологической основе, с учетом возрастных особенностей обучаемых. Акцент сделан на накопленный многообразный созидательный опыт мирного сожительства народов Марий Эл в процессе межцивилизационного, межэтнического взаимодействия.

Становление культуры народов происходило в течение многих веков. Именно история всесторонне, полно и системно раскрывает историко-культурные аспекты. Поэтому стержнем программы является исторический блок. Основная часть структуры курса связана со структурой федерального компонента курса истории. Культурологический блок раскрывается по мере изучения истории Марий Эл.

На начальном этапе обучения (1-4 классы) и в 5 классе основной школы курс «История и культура народов Марий Эл» носит пропедевтический характер, он связан с изучением предмета «Окружающий мир» и ориентирован на программы развивающего обучения. История родного края усваивается через деятельностный подход.

Индикативными показателями по данному курсу являются умение добывать знания, решать поставленные задачи и применять в практике обучающимися полученные знания, навыки и умения.

Критериями оценки обучающихся 1-4 классов по данному предмету являются умение определять общее и специфичное о Республике Марий Эл; умение составлять связный рассказ о малой родине, исполнять народные песни, пляски, танцы и игры; а также умение мастерить и изготовлять элементарные традиционные изделия декоративно-прикладного искусства, использовать в исследовательской работе и в сборе краеведческих материалов первоначальные методы проектной деятельности и ИКТ технологий.

Перечень литературы, прилагаемый к программе, поможет учителю лучше ориентироваться в потоке обширной информации. Методы и средства обучения, форма организации занятий определяются учителем с учетом содержания учебного материала, уровнем подготовленности обучаемых. Допускается варьирование и творческий подход к проведению уроков, чтобы избежать однообразия в формах организации учебного процесса. При изучении тем рекомендуется выбирать свой образовательный маршрут. Учитель, учитывая специфику класса, школы и местности, сам подбирает дополнительный материал по литературе, музыке и изобразительному искусству, из перечня произведений, указанных в программе. По каждой теме обучаемый из перечня представленных в программе произведений, должен знать минимум 3-4 примера.

Допускается варьирование тем и учебного времени (1-2 часа) в пользу более углубленного ознакомления материалов, связанных с изучением местных достопримечательностей, с наследием того или иного писателя, композитора, художника, ученого, со знаменательными событиями в республике, городе, районе, селе и т.д. Занятия можно проводить в форме уроков-бесед, практических уроков, экскурсий в музеи и другие культурно-просветительные учреждения, прогулок по родному городу (поселку).

На уроках истории и культуры можно практиковать знакомство с музейными коллекциями. Они являются настоящими сокровищницами и хранительницами истории и культуры народов республики, отображающими, главным образом, региональные особенности. Различные экспонаты дают возможность для многогранной работы с детьми в школе, так как именно в школьные годы закладываются основы мировоззрения, система ценностей, бережное и уважительное отношение к сокровищам прошлого.

В программу отдельным разделом выделено изучение праздников. Включение концентрическим способом из класса в класс изучение праздников предполагает усложнение и расширение содержания образования, углубление и конкретизацию элементов того или иного праздника. Предполагается не только информирование обучаемых, но и включение их в активное обсуждение поставленных задач и посильное решение социальных, культурных, экологических и других вопросов. Задания в программе рассчитаны на постоянное внимание обучаемых к самостоятельной познавательной деятельности. Это составление обзорных сообщений по материалам периодической печати, написание тематических и обобщающих рефератов, творческих сочинений, сбор воспоминаний, которые позволяют предоставить обучаемым возможность выявить и реализовать свои способности и знания. Желательно привлекать к внеурочной деятельности и родителей, к примеру, для выполнения, творческих заданий по темам, связанным с курсами: «Моя семья», «Мой край», «Все работы хороши», «Наши славные дела» и т.д. К работе можно привлекать специалистов для проведения занятий по отдельным темам. По возможности рекомендуется приглашать и организовывать встречи с деятелями культуры и искусства (артистами, композиторами, писателями и поэтами, художниками, мастерами прикладного искусства и народного творчества), краеведами, учеными, ветеранами, старожилами, а также участвовать в проведении народных и государственных праздников, в реализации национальных традиционных мероприятий и знаменательных календарных дат.

Составляя учебно-тематический план, необходимо учитывать памятные, знаменательные даты и события культурно-исторического значения. Необходимо рассказывать о героях-земляках, участвовавших в Великой Отечественной войне, об их подвигах с показом фотографий, иллюстраций памятников, с проведением экскурсий к местам Боевой Славы.

Описание места учебного предмета в учебном плане:

Общее количество часов на предмет в течение учебного года в 1 классе составляет 32 часа, во 2 - 4 классах - по 34 часа в каждом классе.

По окончании изучения курса «История и культура Марий Эл» обучаемые должны знать основные этапы истории края, основы истории развития этнической карты и современной этнической ситуации в республике, особенности культуры народов и их истоки. Учет успеваемости можно проводить за индивидуальную работу или коллективно подготовленные обучаемыми задания и мероприятия.

Уроки истории и культуры помогают оценить вклад в мировую культуру марийского и других народов Республики Марий Эл, позволяют приобрести навыки в сборе и использовании этнографического и краеведческого материала, познакомят с основами экскурсоведческой работы. Данный учебный предмет будет способствовать как процессу приобщения к истории и культуре России в целом, так и к процессу личностного становления учащегося в условиях своей культуры, а также воспитанию взаимопонимания, чувства межличностного доверия между обучаемыми -представителями разных этнических групп.


Календарно-тематическое планирование


урока

Тема урока

Всего

Уроки

Практи-
ческие
занятия

Дата
проведения

1 - 4

Моя Родина – республика Марий Эл

4

3

1


5 - 6

Семья, родство

2

1

1


7 - 9

Школа. Знание – наше богатство

3

2

1


10 - 12

Фольклор марийского народа

3

2

1


13 - 15

Народная педагогика - мудрость

3

2

1


16 - 18

Музыкальная культура

3

2

1


19 - 21

Народное искусство

3

2

1


22 - 25

Театры республики Марий Эл

4

2

2


26 - 28

Национальная кухня

3

2

1


29 - 33

Праздники. Народный календарь

5

2

3


34

Заключительный урок

1

1

-


Итого:

34

21

13







Тема 1. Моя Родина - Республика Марий Эл

Знакомство с географической картой Республики Марий Эл. Административное деление, районы республики.

Наш поселок, село, деревня входит в район (название района), район - в республику (Республика Марий Эл). Гимн родного района (города, села, деревни). Заочное путешествие по современным районам республики. Объяснение отдельных географических названий (топонимика).

Заочное путешествие по району (городу). Знакомство с памятниками истории и культуры. Музеи родного района (города, села, деревни). Знатные люди района (почетные граждане города, села, деревни). Встречи со старожилами, краеведами.

Сведения из прошлой жизни марийцев: территория, язык, быт, характер и нравы. История возникновения этнонимов «черемисы», «марий» («мари», «мары»).

Йошкар-Ола - столица нашей республики, возникновение и история города (1584 г.).

Художественное слово. Стихи: Н. Егоров. «Берег горный - край родимый»; М.Казаков. «Марш Акпарса»; Л.Решетников. «Опять я в родной стороне», «Уржумка-река».

Музыка. Песни (гимны): «Юлсер кундем» («Волжская сторона»). Муз. И.Егорова, cл. В.Абукаева - Волжский район; «Кырык сирем» («Горная сторона»). Муз. А.Соснова, cл. Н.Егорова - Горномарийский район; «Пеледалт, шумбел ПровогИ» («Цвети, родной Провой»). Муз. А.Эшпая, cл. В.Абукаева - Звениговский район; «В едином союзе». Муз. В.Жирова, cл. С.Луничкиной - Ки-лемарский район; «Куженер кундем» («Куженерская сторона»). Муз. С. Макова, cл. А.Ивановой -Куженерский район; «Мари-Турекский наш край родной». Муз. Е.Варенова, cл. В.Морозова - Мари-Турекский район; «Близкая сердцу земля». Муз., cл. В.Хмырова - Медведевский район: «Морко вел» («Моркинская сторона»). Муз. В.Захарова, cл. В.Горохова - Моркинский район; «Я землей, где родился, горжусь!». Муз. Р.Соколова, cл. А.Васинова - Новоторъяльский район: «Цвети мой край, Оршанская земля». Муз., cл. С.Макова - Оршанский район; «Гузэл жир Бэрэнге». Муз. и cл. Т. Файзрахманова - Параньгинский район; «Мотор Шернур велем» («Красивая Сернурская земля»). Муз. Д.Данилова, cл. А.Мокеева - Сернурский район; «Сторона моя неприметная». Муз. С.Макова, cл. А.Сагировой - Советский район; «Краю милому всегда цвести». Муз. С.Макова, cл. В.Попова - Юринский район.

Изобразительное искусство: В.Андреев. «Кудо» («Летняя изба»). X., м.; Е.Атлашкина. «Пасека». X., м.; Г.Медведев. «Кудо». X. м. «Ветряные мельницы». X., м. «Гонка смолы». X., м.

Исследовательские навыки. Сбор материала и составление рассказа об интересном человеке родного города (села, поселка, деревни). Презентация «Почетный человек»

Практические навыки: Выучим слова гимна. Составим карту «Дорога в столицу Марий Эл»

Тема 2. Семья, родство

Родословная моей семьи. Поколения предков - связь времен. Виды и степени родства. Фамилия, имя, отчество. История имен и фамилий нашего рода. Самый интересный человек в нашем роду.

Верность (преданность) - основа семьи и благополучия рода. Семейные трудовые традиции.

Музыка. Гостевые песни моей мамы, бабушки.

Художественное слово: И. Горный. «Моя родословная» (Стихотворение).

Изобразительное искусство: И. Ямбердов. «Поколение». X., м.

Исследовательские навыки. Собираю материал для моей родословной. Составление рассказов «Моя бабушка», «Мой дедушка».

Тема 3. Знание - наше богатство

«Тиште» в жизни марийцев. День марийской письменности. История моей школы.

Школа - источник формирования необходимых качеств в характере гражданина. Чувство гражданской ответственности за свое поведение и поступки окружающих.

Тема 4. Фольклор марийского народа

Ознакомление с марийскими народными и авторскими сказками. Характерные особенности сказок. Отражение в сказочной прозе народных традиций, представлений о добре, зле, мудрости, находчивости и т.д. Герои народных сказок: умный еж, доверчивый медведь, трусливый заяц, хитрая лиса, глупый волк, хитрый сверчок и др.

Художественное слово. Марийские народные сказки: «Белая кобыла», «Гусли», «Ивук», «Сереброзубая Пампалче». Авторские сказки: М.Большаков. «Старик ох»; Н.Ильяков. «Мужик и волк» (Поэма-сказка); Макс Майн. «Человек-богатырь»; Г.Матюковский. «Эфи и Труйво» (Поэма); М.Рыбаков. «Волшебные гусли» (Сказка в стихах).

Изобразительное искусство: А.Бакулевский. Оформление сказки «Сереброзубая Пампалче»; 3. Лаврентьев. Оформление книги «Сказки лесов» (Три варианта).

Творческий урок. Чтение по ролям сказки М. Рыбакова «Волшебные гусли».

Школьный театр приглашает на сказку. Учимся инсценировать сказку.

Тема 5. Народная педагогика - мудрость народа

Пословицы и поговорки народов Марий Эл о труде, дружбе и товариществе. Загадка как форма умственных заданий, особенности марийских загадок.

Евангельская притча о немилосердном должнике.

Художественное слово. Пословицы: мар. - «Если окажешься в пути, назови русского «земляк», татарина - «брат» а чувашина - «родня». Рассказы: К.Беляев. «Друзья-товарищи»; Т.Пономарева. «Как Толик нашел друга», «Собака с зелеными глазами».

Тема 6. Музыкальная культура

Песенное творчество. Жанровые разновидности народных песен (свадебные, рекрутские, гостевые и др.). Общие сведения.

Народные музыкальные инструменты народов Поволжья, их роль в духовной культуре. Слушаем мелодии, учим народную песню.

Марийская гармонь («марла гармонь, шiвiр, тiмiр, кусле, кiрш, шувыр, тумыр»)

Татарские народные музыкальные инструменты «курай», «сорной», «кубыз», «тальянка», погремушки. Общие сведения.

Удмуртские музыкальные инструменты «арган», «крезь». Общие сведения.

Русская свирель, чувашская волынка. Общие сведения.

Известные в республике и за ее пределами фольюторно-этнографические ансамбли песни и танца: «Марий памаш» («Марийский родничок»), «Пеледыш» («Цветок»), «Эрвел марий» («Восточные мари») и др.

Художественное слово. Загадки: удм. - «Сам неживой, но зовет в пляс. Его все любят у нас» (Гармоника). Стихи: М. Майн. «Гусли поют о счастье»; Г.Матюковский. «Свирель»; А.Мокеева. «Гусли» Перевод Нины Кон; С.Эсаулова. «Гуслярше» Перевод с мар. В.Панова;

Рассказы: А.Архипов-Федоров. «Гармонь»; П.Апакаев. «Гармонь» Перевод с мар. А.Спиридонова.

Музыка. Народные мелодии, исполняемые на инструментах. Ознакомление детей со звучанием различных музыкальных инструментов: «кусле» «кiрш» (мар.), «крезь» (удм.), «шиялтыш» (мар.), «курай» (тат.).

Изобразительное искусство: Художник А.Бутов. «Мелодии Тойдемара». X., м.; Б.Пушков. «Волынщик». X., м.

Исследовательские навыки. Поиск исполнителей на народных музыкальных инструментах. Беседы с ними. Оформление беседы в письменном виде. Правильно ведем записи.

Творческий урок. Слушание и разучивание народных песен.

Экскурсия. В гости к артистам фольклорно-этнографического ансамбля, ознакомление с пе-сенно-танцевальным репертуаром коллектива.

Тема 7. Народное искусство

Орнамент традиционной марийской вышивки. Орнаментальные мотивы - конь, олень, утка, лебедь, солнце, звезды, ромб, крест. Сведения о цветовой гамме народной вышивки.

Национальная обувь татар (кожа, аппликация). Общие сведения. Особенности женской обуви (мозаичные ичиги-сапожки - читек).

Чувашские ювелирные украшения. Общие сведения.

Ткачество удмуртов. Общие сведения.

Русские узорные полотенца. Орнамент и цветовая гамма.

Художественное слово. Стихи: В.Колумб. Перевод В.Кострова. «Рождение марийской вышивки».

Музыка: Татарская частушка об ичигах:

Как гармошку я услышу,

Так и рвутся ноги в пляс.

От узорчатых сапожек,

Не отводит милый глаз.

Изобразительное искусство: А.Бутов. «Марий Эл». Х..м.; А.Холмогоров (удм.). «Портрет ковровщицы Д.Курбатовой». X., м..

Творческий урок: Изготовление изделий с национальным орнаментом. Составление узоров для салфетки, платка, полотенца и т.д.

Тема 8. Театры Республики Марий Эл

Из истории марийского театра. Зарождение театрального искусства у марийцев (Марийская народная драма). Путь к профессионализму - создание в Краснококшайске театральной студии. Национальный театр драмы им. Я. Майорова-Шкетана сегодня.

Йьгван Кырля - киноактер, поэт.

Изобразительное искусство: А.Зарубин. «Портрет Анастасии Тихоновой». X., м.; Ю.Белков. «Портрет заслуженной артистки РСФСР, народной артистки МАССР А.Г.Страусовой». X., м.; И.Ямбердов. «Актриса Ямаева-Иванова». X., м.

Экскурсия в театр. Встречи с артистами. Просмотр театральных представлений.

Тема 9. Национальная кухня

Особенности марийской кухни. «Лашка» - суп-лапша. «Подкогыль», «падкагыль» подкогыль. «Кравец» - каравай с крупой и мясом. «Коман мелна», «коман меленi», «аварцы» -двухслойные блины.

Русская кухня: традиции и обычаи. Хлеб. Похлебка. Квас. Окрошка. Пироги.

Знакомимся с татарской кухней. «Шулпа» - мясной бульон. «Токмач» - суп-лапша. «Бэлеш» -мучное изделие с крупой и мясом. «Эчпочмак» - треугольник (пирожок)- «Чэк-чэк» - сладкое тесто по технологии фритюра.

Традиционные кушанья удмуртов и чувашей. Удмуртская кухня: «калиновый напиток», «кокропи», «мильым» (блины, начиненные крупой и картошкой), «перепечи» (ватрушки), «сур» (квас из хлебного сусла) «табани» (хлеб на сковородке). Чувашская кухня: «сари» (пиво), «хуплу» (круглый большой пирог из пресного сдобного теста), «шерпет» (медовая сыта) «шурпе» или «яшка» (суп).

Художественное слово. Пословицы: рус. - «Русский каравай - с ним гостей встречай». Стихи: А.Атюлов. «Марла лiшкi» («Марийская лапша»).

Исследовательские навыки: Собираем рецепты традиционного блюда моей семьи, оформляем книгу, сайт «Национальные блюда».

Тема 10. Праздники.

Понятие «Календарь», «Календарные праздники». Народные календарные праздники. Православный календарь.

30 марта - День защиты земли.

26 апреля - День национального Героя («Марий талешке кече»).

9 мая- День Победы. Герои Великой Отечественной войны - наши земляки. Встречи с ветеранами войны и тружениками тыла.

24 мая - День славянской письменности и культуры.

Весенний праздник «Пеледыш пайрем» («Праздник цветов»).

7 ноября - День согласия и примирения.

Художественное слово. Стихи: С.Вишневский. «Пеледыш пайрем»; К.Канюшков. «Пеледыш пайрем».

Музыка. Песни: «Пеледыш пайрем» («Праздник цветов). Муз. И.Молотова, cл. М.Казакова; «Пеледыш пайрем» («Праздник цветов»). Муз. И.Молотова, cл. В.Чалая.

Изобразительное искусство: И.Ефимов. «Праздник цветов». X., м.; А.Муржин: «Лето 1941 г.» (Левая часть триптиха). X., м.; Е.Скрицкий: «Герой Советского Союза Ф.Радугин у партизан». X., м.

Художественное слово. Подборка пословиц, поговорок, народных примет к календарным праздникам.

Музыка. Прослушивание народных песен, связанных с календарными праздниками.

Изобразительное искусство: К.Егоров. «Агавайрем» («Праздник сохи»). Рис. кар.; И.Зарипов (тат.). «Байрам». X., м.; Н.Кошелев (рус). «Дети, катающие пасхальные яйца». Х.,м.; Г.Медведев. «Марийская свадьба». X., м.; Н.Фешин (рус). «Черемисская свадьба». X., м.

Исследовательские навыки. Оформляем календарь народных праздников моей деревни (села).

11. Заключительный урок

Викторина «Знаешь ли ты свой край?»

Учимся говорить на марийском языке. Составление диалога по основным темам:

«Родина» («Родной край»)

«Семья» («Родство»)

«Школа»

«Природа» («Времена года»)

«Растительный и животный мир»

«Музыка»

«Устное народное творчество. Народные игры»

«Народное искусство: одежда, обувь, украшения»

«Национальная кухня»

«Праздники»


Планируемые результаты освоения программы

по Истории и культуре народов Марий Эл


Темы

Что должен знать

Что должен уметь

Тема 1. Моя Родина – Республика Марий Эл

Административное деление, районы республики. Численность и состав населения республики.

Составлять связанный рассказ о своем районе, городе, республике.

Тема 2. Семья. Родство.

Родословную своей семьи.

Составлять рассказ о семейных трудовых традициях.

Тема 3. Народный календарь, праздники.

Понятия «календарь», «праздники».

Различать календарные праздники народов, населяющих Республику Марий Эл.

Тема 4. Фольклор марийского народа.

В сказочной прозе отображаются народные традиции.

Понимать образность сказок.

Тема 5. Народная педагогика – мудрость народа.

Народная педагогика – мудрость народа.

Беседовать со старожилами своей деревни, села, района, города.

Тема 6. Музыкальная культура.

О роли народных музыкальных инструментов в духовной культуре.

Слушать мелодии, учить народные песни.

Тема 7. Народное искусство

Об орнаменте традиционной марийской вышивки.

Изготовлять изделия с национальным орнаментом.

Тема 8. Театры Республики Марий Эл

Историю марийского национального театра драмы им. Я. Майорова-Шкетана.

Знать месторасположение театра, рассказывать о просмотренных театральных представлениях.

Тема 9. Национальная кухня.

О традициях и обычаях марийской национальной кухни.

Составлять рецепт о любимых блюдах своей семьи.

Тема 10. Знания – наше богатство.

О первых школах в Марийском крае. Историю своей школы.

Рассказывать о родной школе и ее выпускниках.

Тема 11. Праздники.

9 мая – День победы.

Беседовать с ветеранами и участниками Великой Отечественной войны, тружениками тыла.




ЛИТЕРАТУРА

История, этнография

  1. Айплатов Г. II. История Марийского края с древнейших времен до конца XIX века. — Йошкар-Ола, 1994.

  2. Акшиков А. Г. Земские врачи Марийского края. — Йошкар-Ола, 2006.

  1. Андреянов А. А. Город Царевококшайск: страницы истории (конец XVI -- начало XVIII века). - Йошкар-Ола, 1991.

  2. Апакаев П. А. Образование и просветительское движение в Марийском крас (Историко-педагогические очерки). — Йошкар-Ола, 2002.

  3. Бахтин А. Г. XV — XVI века в истории Марийского края. — Йошкар-Ола, 1998.

  4. Белых С. К. История народов Волго-Уральского региона: Учебное пособие по курсу «Этническая история Волго-Уральского региона. — Ижевск, 2006.

  5. Владыкин В. Е., Христолюбова Л. С. Этнография удмуртов: Учебное пособие по краеведению. 2-е изд., перераб. и доп. — Ижевск: Удмуртия, 1997.

  6. Воронцова О. П., Галкин И. С. Топонимика Республики Марий Эл: Историко-этимологический анализ. — Йошкар-Ола, 2002.

  7. Гаген-Торн II. Женская одежда народов Поволжья. Материалы к этногенезу. — Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1960.

  1. Государственная символика Рсюсийской Федерации. — М.: Экзамен, 2001.

  2. Иванов А. Г. Очерки истории Марийского края XVIII века. — Йошкар-Ола, 1995.

  3. Иванов А. Г., Сануков К. II. История марийского народа: Учебное пособие для среднего и старшего школьного возраста. — Йошкар-Ола: Мар. кн. изд-во, 1999.

  4. Иванов И. Г. Из истории марийской письменности: В помощь учителю истории культуры. — Йошкар-Ола, 1996.

  5. История и культура марийского народа. Хрестоматии для учителей (1— 2, 3-4, 5-6, 7, 8-9, 10, 11 классы). - 1992-1998.

  6. Исхаков Д. Татары: Популярная этнография (Этническая история татарского народа). — Казань: Тат. кн. изд-во, 2005.

  7. Йошкар-Ола. 1584— 1991. Документы и материалы по истории города. — Йошкар-Ола, 1994.

  8. Календарные праздники и обряды марийцев. Этнографическое наследие: Сборник материалов. Вып. 1. — Йошкар-Ола, 2003.

  9. Козлова К. И. Очерки этнической истории марийского народа. — М.„, Изд-во МГУ, 1978.

  10. Конституция Республики Марш Эл. — Йошкар-Ола: Л ИК ПРЕСС, 2001.

  11. Куклин А. II. Марий Элын историйже вер-шор лумлаштс: Туныктышо

лен тунемше-влаклан пособий (История Марий Эл в географических названиях: Пособие для учителей и учащихся). — Йошкар-Ола: Мар. кн. изд-во, 2007.

21. Культура чувашского народа. Ч. 1. — Чебоксары, 1995.

  1. Марийская АССР в годы Великой Отечественной войны 1941 —1945 гг. Сборник документов и материалов. — Йошкар-Ола, 2005.

  2. Марий калыкын этнографийже: Кугурак класслаште тунемше-влаклан пособий (Этнография марийского народа: Учебное пособие для старших классов) /сост. Г. А. Сепеев, — Йошкар-Ола: Мар. кн. изд-во, 2000.

  3. Марийский археографический вестник. — Йошкар-Ола, 1991—2008. — №№ 1 — 18 (Издание продолжающееся).

  4. Марийские национальные блюда. Изд. 4-е, доп. — Йошкар-Ола: Мар. кн. изд-во, 1980.

  5. Марийцы. Историко-этнографические очерки: Коллективная монография. — Йошкар-Ола: МарПИИЯЛИ, 2005.

  6. Мир русской культуры: Энциклопедический справочник. — М., 1997.

  7. Молотова Т. Л. Традиционное марийское ткачество. — Йошкар-Ола: МарНИИЯЛИ, 2004.

  8. Москвина Л. П. Марийская национальная интеллигенция в конце Х]Х — начале XX веков. — Йошкар-Ола: ГОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования», 2007.

  9. Муравьев А. В. Этнокультурная мозаика Республики Марий Эл. — Йошкар-Ола, 2003.

  10. Народы Поволжья и Приуралья. Коми-зыряне. Коми-пермяки. Марийцы. Мордва. Удмурты. — М.: Наука, 2000.

  11. Национальный состав населения Республики Марий Эл. Итоги Всероссийской переписи населения 2002 года. Статистический сборник. — Йошкар-Ола, 2005.

  12. Никитин В, В.. Никитина Т. Б. К истокам марийского искусства: Альбом. — Йошкар-Ола, 2004.

  13. Никитина Т. Б., Михеева А. И. Аламнср: миф и реальность (Легенды и предания). — Йошкар-Ола, 2006.

  14. Попов И. С. Православие в Марийском крае. — Йошкар-Ола: Мар. кн. изд-во, 1987.

  15. Протасов 10. Я. Тернистый ггуть школы (Из летописи народного образования). — Йошкар-Ола, 1996.

  16. Республика Марий Эл. Региональный атлас. М., 2003.

  17. Романовский В. К. Символы Российской государственности. — М., 2002.

  18. Сануков К. Н. Из истории Марий Эл: трагедия 1930-х годов. — Йошкар-Ола, 2005.

  19. Сануков К. Н. Марийская автономия. — Йошкар-Ола, 2005.

  20. Свечников С. К. История марийского народа IX—XVI веков. — Йошкар-Ола, 2005.

  1. Сепеев Г. А. Восточные марийцы. Историко-этнографическое исследование материальной культуры (середина 19 — начало 20 вв.). — Йошкар-Ола, 1975.

  2. Сепеев Г.А. История расселения марийцев. — Йошкар-Ола: МарНИИЯЛИ. 2006.

  3. Смирнов И. П. Черемисы (Этнографический очерк). — Казань, 1889.

  4. Стариков СВ. Панорама старого города: Царевококшайск на старинных фотографиях и открытках. — Йошкар-Ола, 2002.

  5. Стариков С. В., Левенштейн О. Г. Православные храмы и монастыри марийского края. — Йошкар-Ола, 2001.

  6. Финно-угорский мир. Справочник по истории, культуре и языку /под ред. Дьердя Нановски. — Будапешт — М., 1996.

  7. Чузаев Р. И. Марийское национальное движение в 1917—1918 годах. —
    Йошкар-Ола: ГОУВПО «Мар. гос. ун-т», 2008.

  8. Энциклопедия для детей: Религии мира. Т. 6. — М., 1999.

  9. Этнография марийского народа: Учебное пособие для старших классов
    /сост. Г. А. Сепеев. — Йошкар-Ола: Мар. кн. изд-во, 2001.

51. Я люблю эту землю. 85-летию Горномарийского района: Альбом / авт. и сост. А. В. Муравьев. — Муниципальное образование «Горномарийский район»»: Республика Марий Эл, 2006.

Фольклор

  1. Акцорин В. А. Прошлое марийского народа в его эпосе. — Саров: Альфа, 2000. - 88 с.

  2. Акцорин В. А. Шорыкйол (Рождество). — Йошкар-Ола: Мар. кн. изд-во, 1991.

  3. Былины. Илья Муромец и Соловей-разбойник. Добрыня и Змей. Алеша и Тугарин в Киеве //Предания земли русской. — Ростов-на-Дону, 1996.

  4. Китиков А. Е. Марийские народные загадки. — Йошкар-Ола, 1973.

  5. Китиков А. Е. Марийские народные приметы: Сборник текстов с предисловием. — 2-е изд., испр. и доп. — Йошкар-Ола, 1989.

  6. Китиков А. Е. Модыш — уш погыш: Марий калык модыш-влак (Марийские народные игры). — Йошкар-Ола, 1993.

  7. Марийские народные сказки /сост. и предисловие В. А. Акцорина. —
    Йошкар-Ола: Мар. кн. изд-во, 1984.

  8. Марийский фольклор. Мифы, легенды и предания. Т. 1 /сост. В. А. Акцорин. — Йошкар-Ола: Мар. кн. изд-во, 1991.

  9. Марийский фольклор. Сказки горных мари: Свод марийского фольклора, /сост. В. А, Акцорин. — Йошкар-Ола: Мар. кн. изд-во, 1992.

10. Марийский фольклор. Сказки луговых мари: Свод марийского фольклора/сост. С. Сабитов. — Йошкар-Ола: Мар. кн. изд-во, 1992.

  1. Песни горных мари. Свод марийского фольклора. — Йошкар-Ола: МарПИИЯЛИ, 2005.

  2. Петухова А. Н. Марийский детский фольклор. — Йошкар-Ола, 2004.

  3. Петрухин В. Я. Мифы финно-угров. — М., 2003.

  4. Пословицы и поговорки: Свод марийского фольклора /сост. А. Е. Китиков. — Йошкар-Ола: МарПИИЯЛИ, 2004.

  5. Пословицы и поговорки финно-угорских народов. — Йошкар-Ола, 2004.

  6. Розе Т. В. Большой толковый словарь пословиц и поговорок русского языка дли детей. — М.: ОАМА Медиа Групп, 2010.

  7. Сабитов С. Сюжеты марийских волшебных сказок //Основные тенденции развития марийского фольклора и искусства: Вопросы марийского фольклора и искусства. Вып. 7. — Йошкар-Ола, 1989. С. 20 — 45.

  8. Татарские народные сказки. — Казань, 2000.

  9. Удмуртские народные сказки /сост. 11. П. Кралина. — Ижевск, 1976.

  10. Удмуртский фольклор. Пословицы, афоризмы, поговорки. — Устинов: Удмуртия, 1987.

  11. Чувашские сказки: Для детей /перевод С. Шуртакова. — Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1979.

Литература и театр

  1. Васин К. На земле Онара: Повесть о Марийской республике /перевод с мар. В. Муравьева. — 2-е перераб. изд. — Йошкар-Ола: Мар. кн. изд-во, 1973.

  2. Васин К. К. Сергей Григорьевич Чавайн. Жизнь и творчество. 2-е изд., доп. — Йошкар-Ола, 1987.

  3. Георгина М. В. Марийский драматический театр. Страницы истории. — Йошкар-Ола: Мар. кн. изд-во, 1979.

  4. Живой камень. Русские писатели о марийском крае/сост. К. К. Васин. — Йошкар-Ола, 1970.

  5. Зеленая роща: Рассказы и сказки марийских писателей/сост. В.Ф. Сапаев. — М.: Дет. лит., 1976.

  6. Кульдаева II. И. Артисты марийского театра. Библиографический справочник. — Йошкар-Ола: МарПИИЯЛИ; МНТД им. М. Шкстана, 2005.

  7. Марийский край, земля Онара/сост. К. К. Васин, А. М. Юзыкайн. —-М.; Современник, 1989.

  8. Писатели Марий Эл: библиографический справочник/ сост.: А. Васинкин, В. Абукаев и др. — Йошкар-Ола: Мар. кн. изд-во, 2008.

  9. Дружба: Литературно-художественный сборник. Вып. 1 — 10/сост. В. Панов. — Йошкар-Ола, 1975—1985.

  1. Дружба: Литературно-художественный сборник. Вып. 11 — 13 /сост. С. В. Николаев. — 1986—1988.

  2. Дружба: Литературно-художественный сборник. Вып. 14—18 /Лесная шкатулка /сост. А. Спиридонов. — 1989—1997.

Изобразительное искусство

  1. Зенкин Ал. А., Соловьева Г. И. Зосим Лаврентьев. Очерк творчества: Монография. — Йошкар-Ола, 1993.

  2. Зенкин Ал. А. Искусство марийской книги. Теоретические и практические проблемы: Монография. — Йошкар-Ола: ППФ «Ра§е» МПИК, 1996.

  3. Иван Ямбердов. Альбом /Сост. А. С. Абдулов. — Йошкар-Ола: ГУП «Газета «Марий Эл», 2005.

  4. Измаил Ефимов: Альбом. Живопись. Рисунок. Геральдика. — Йошкар-Ола: ГУП «Газета «Марий Эл», 2007.

  5. Изобразительное искусство Марийской ССР /коллектив авторов. Науч.ред. А. А Зенкин, отв. ред. Г. И. Соловьева. — Йошкар-Ола: МарНИИЯЛИ, 1992.

  6. Искусство автономных республик РСФСР: Альбом /сост. Э. И. Голубова.-Л., 1973.

  7. Кудрявцев В. Г. Изобразительное искусство конца XIX — первой половины XX века //Историко-культурный комплекс Республики Марий Эл. —Йошкар-Ола: МарНИИЯЛИ, 1996. С. 87-109.

  8. Кудрявцев В. Г. Марийская графика. — Йошкар Ола, 2001.

  9. Лауреаты премии имени Олыка Ипая (1968—1980)/сост. Л. С. Ерошкина. — Йошкар-Ола: Мар. кн. изд-во, 1982.

  1. Лауреаты премии марийского комсомола имени Олыка Ипая (1980—1990) /сост. Л. И. Ятманов. — Йошкар-Ола: Мар. кн. изд-во, 1990.

  2. Народное творчество и профессиональное искусство марийцев: Вопросы марийского фольклора и искусства. Сб. статей. Вып. 12. — Йошкар-Ола: МарНИИЯЛИ, 2002.

  3. Помнит мир спасенный. 60 лет Победы в творчестве марийских художников: Альбом /сост. Г. И. Прокушев. — Йошкар-Ола: Изд-во Мар. полиграф-комбината, 2005.

  4. Проблемы творчества художников Марийской АССР на современном этапе: Вопросы марийского фольклора и искусства. Сб. статей. Вып. 8 /сост. и отв. ред. Г. И. Соловьева. — Йошкар-Ола: МарНИИЯЛИ, 1989.

  5. Прокушев Г. И. Художники Марийской АССР. —Л., 1982.

  6. Прокушев Г. И. Этюды о художниках Марий Эл. — Йошкар-Ола: Мар. кн. изд-во, 2003.

  7. Прокушев Г. И. Беседы об искусстве: Виды и жанры изобразительного искусства: Пособие для учащихся старших классов. — Йошкар-Ола: Мар. кн. изд-во, 2008.

  1. Сануков К. 77. Судьба художника (О художнике А. В. Григорьеве). — Йошкар-Ола: Мар. кн. изд-во, 1991.

  2. Соловьева Г. И. К характеристике национального и интернационального в живописи Марийской АССР //Межнациональные связи марийского фольклора и искусства: Вопросы марийского фольклора и искусства. Сб. статей. Вып. 4. — Йошкар-Ола: МарНИИЯЛИ, 1984. С. 79—126.

  1. Соловьева Г. И. Марийский фольклор в изобразительном искусстве республики //Проблемы изучения марийского фольклора, литературы и искусства: Вопросы марийского фольклора и искусства. Сб. статей. Вып. 5. — Йошкар-Ола: МарНИИЯЛИ, 1986. С. 88-104.

  2. Соловьева Г. И. О специфике и задачах развития исторического жанра в творчестве живописцев республики //Проблемы творчества художников Марийской АССР на современном этапе: Вопросы марийского фольклора и искусства. Сб. статей. Вып. 8. — Йошкар-Ола: МарНИИЯЛИ, 1989. С. 5—27.

  3. Товаров-Кошкин Б. Ф., Червонная С. М. Художники Марийской АССР. — Йошкар-Ола: Мар. кн. изд-во, 1978.

  4. Червонная С. М. Живопись автономных республик РСФСР (1917—1977).

Народное изобразительное и декоративно-прикладное искусство

  1. Барадулин В. П., Сидоренко В. Т. Подсобные художественные промыслы России. — М.: Россельхозиздат, 1983.

  2. Крюкова Т. А. Марийская вышивка.—Л., 1951.

  3. Меджитова Э. Марийское народное искусство. — Йошкар-Ола: Мар. кн. изд-во, 1985.

  4. Народные художественные промыслы Марийской АССР. Материалы всероссийской конференции «Актуальные проблемы развития народных промыслов и декоративно-прикладного искусства Марийской АССР». Сб. статей. — Йошкар-Ола, 1988.

  5. Никитин В. В., Никитина Т. Б. К истокам марийского искусства. — Йошкар-Ола, 2004.

  6. Основы художественных промыслов народа мари. Ручной труд детям /Авт. и сост. Л. Е. Майкова. — Йошкар-Ола: Вертикаль, 2007.

  7. Соловьева Г. И. Орнамент марийской вышивки. — Йошкар-Ола: Мар. кн. изд-во, 1982.

  8. Соловьева Г. И. Марийская народная резьба по дереву. — Йошкар-Ола: Мар. кн. изд-во, 1986.

  9. Соловьева Г. И. Марийская народная резьба по дереву. — Изд. 2-е, перераб. — Йошкар-Ола: Мар. кн. изд-во, 1989.

10. Соловьева Г. И. Песня на холсте // Марийский край, земля Онара. — М.: Современник, 1989. — С. 442 — 456.

  1. Соловьева Г. И. Костюмы для художественной самодеятельности. — Йошкар-Ола: Мин-во культуры МАССР. Респ. научно-метод. центр нар. тв-ва и культ.-просвет, раб., 1990.

  2. Соловьева Г. И. Терминология марийской вышивки. — Йошкар-Ола, 2002.

  1. Степанова И. Маритур. Встречи с марийской вышивкой. — Йошкар-Ола: Мар. кн. изд-во, 2005.

  2. Фольклор и искусство в современной художественной культуре Марийской АССР: Вопросы марийского фольклора и искусства /сост. Г. И. Соловьева. — Сб. статей. Вып. 9. — Йошкар-Ола: МарНИИЯЛИ, 1991.

Архитектура

  1. Кудрявцев В. Г. Деревянное зодчество марийцев. — Йошкар-Ола. МарНИИЯЛИ, 2004.

  2. Стариков С. В., Левенштейн О. Г. Православные храмы и монастыри Марийского края. — Йошкар-Ола: Мар. кн. изд-во, 2001.

Музыка

  1. Газетов В. М. Марий калык музыкальный инструмент-влак (Марийские народные музыкальные инструменты). — Йошкар-Ола, 1987.

  2. Герасимов О. М. Народная песня в хоровом творчестве марийских композиторов. — Йошкар-Ола, 1987.

  3. Герасимов О. М. Народные музыкальные инструменты мари. — Йошкар-Ола, 1996.

  4. Герасимов О. М. Народная музыка мари: традиции и современность. — Йошкар-Ола: МарГУ, 1999.

  5. Йошкар-Ола: Антология песен о Йошкар-Оле // Госуд. собр. РМЭ; Союз композиторов РМЭ. — Йошкар-Ола, 2004.

  6. Марийские народные песни. — Йошкар-Ола: Мар. кн. изд-во, 1976.

  7. Эшмякова Ф. В. Марийские [уели. Прошлое и настоящее. — Йошкар- Ола, 1993.

Педагогика и этнопедагогика

  1. Апакаев П. А. Образование и просветительское движение в Марийском крае (Историко-педагогические очерки). — Йошкар-Ола, 2002.

  2. Волков Г. Г. Педагогика любви: Избранные этнопедагогические сочинения. В 2 т. Т. 1. М.: Магистр-Пресс, 2002.

  3. Джуринский А. Н. Педагогика межнационального общения. Поликультурное воспитание в России и за рубежом: Учебное пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2007.

  1. Муравьев А. В. Учителями жива Россия. Учителя Республики Марий Эл — заслуженные учителя Российской Федерации. — Йошкар-Ола, 2004.

  1. Наш православный дом. — М.: Даниловский благовестник, 2000.

  2. Никитина Г. А. Народная педагогика удмуртов. — Ижевск, 1997.

  1. Перова В. Е. Путешествие к истокам: Из опыта работы учителя гимназии. — Йошкар-Ола — Козьмодемьянск: «Марий Эл учитель», 2001.

  2. Петрова Т. //., Буданцева А. А. Этнопедагогические основы семейного воспитания: Учебно-методическое пособие. — Чебоксары — М., 2006.

  3. Тульцева Л. А. Современные праздники и обряды народов СССР. — М., 1985.

  1. К.Д. Ушинский о воспитании. Золотой фонд педагогики /сост. М. Матвеева. — М. : Школьная пресса, 2003. «Воспитание школьников» (Библиотека журнала). Вып. 44.

  2. Чуриков И. А. Этнопедагогика народа мари: Учебное пособие для вузов. — М: Академический проект: Триксти, 2005.

  3. Шестун Е. Православная педагогика. — Самара: ЗАО «Самарский информационный концерн», 1998.

  4. Этнонаправленная педагогическая деятельность в различных звеньях системы образования. — М: И НПО, 2006.

  5. Ягодарова Л. Г., Мочалова И. В. Чувашские детские игры: Метод, пособие. — 2-е изд., доп. — Чебоксары, 2005.

  6. Яковлев И. Я. Духовное завещание чувашскому народу. — Чебоксары, 1992.

Энциклопедии

  1. Кто есть кто в Марий Эл: Биографический справочник. 1384 биографии известных людей республики /сост. В. Мочаев. — Йошкар-Ола, 2002.

  2. Марийская биографическая энциклопедия. 3849 имен в истории Марийского края и марийского народа /Авт. и руководитель проекта В. Мочаев. — Йошкар-Ола, 2007.






СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания методического объединения учителей

от «___»_________ 20__ №____.


СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР __________/_______________/

«___»_________ 20__




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!