РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «История» для 7 класса основного общего образования (коррекционная программа 8 вида)
на 2017-2018 учебный год.
Составитель: Стародубцева Н.Н, учитель истории
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе:
-Концепции Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ОВЗ;
- проекта Федерального государственного образовательного стандарта для умственно отсталых детей;
- проекта Примерной основной образовательной программы для умственно отсталых детей (2014 года);
- Положение о рабочей программе учителя, работающего по коррекционной программе МБОУ «ХСОШ№1»;
- Программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида./ В.В.Воронкова. История России. 7-9 классы. М. Просвещение, 2011;
Место учебного предмета в учебном плане
Программой на изучение истории в 7-9 классах выделяется 204 ч. В настоящей рабочей программе на уроки истории в 7 классе отводится 68 часов (2 ч в неделю, 34 учебные недели). С учетом специфики реализуется программа по истории (автор Бородина О.И., Мозговой В.М.,Сековец Л.С.2011г.)
В основе реализации основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) лежит дифференцированный и системно-деятельностный подходы.
Цели и задачи
- изучение исторического материала,
- овладение знаниями и умениями,
- коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ученика,
- формирование личностных качеств обучающихся.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ | ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ | КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАЧИ |
- усвоить важнейшие факты истории, - создать исторические представления, отражающие основные явления прошлого, - усвоить доступные для учащихся исторические понятия, понимание некоторых закономерностей общественного развития, - овладеть умением применять знания по истории в жизни, - выработать умения и навыки самостоятельной работы с историческим материалом. | - гражданское воспитание учащихся, - патриотическое воспитание, - воспитание уважительного отношения к народам разных национальностей, - нравственное воспитание, - эстетическое воспитание, - трудовое воспитание, - экологическое воспитание, - правовое воспитание, - формирование мировоззрения учащихся. | - развитие и коррекция внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы. |
Учебно-методический комплект
1.Программа для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида./ В.В.Воронкова. История России. 7-9 классы. М. Просвещение, 2011;
2. История России: Учебник для 7 класса./ Пузанов Б.П., Бородина О.И., Сековец Л.С., Редькина Н.М. - М: гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2016;
3. Уроки истории в 7 классе специальной (коррекционной) образовательной школыVIII вида./ Пузанов Б.П., Бородина О.И., Сековец Л.С., Редькина Н.М.- М: гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2012.
Содержание учебного предмета
Введение в историю. Что такое история. Что изучает история. Как пользоваться книгой по истории. Как и по каким источникам мы узнаем о жизни людей в прошлом. Устные, вещественные и письменные памятники истории. Наша Родина — Россия. Кто живет рядом и вокруг России. Наша страна на карте. Государственные символы России. Глава нашей страны. Россия - наша родина. Как изучается родословная людей. Счет лет в истории. «Лента времени».
История нашей страны древнейшего периода. Кто такие восточные славяне. Легендарная история происхождения славян и земли русской. Роды и племена восточных славян и их старейшины. Как жили наши предки — восточные славяне в далеком прошлом. Славянская семья и славянский поселок. Хозяйство, основные занятия и быт восточных славян. Обычаи и верования восточных славян, их мудрецы и старцы-предсказатели (волхвы, вещуны и кудесники). Соседи восточных славян, торговые отношения с ними. Славянские воины и богатыри. Оружие и доспехи восточных славян. Дружинники. Объединение восточных славян под властью Рюрика.
Образование государства Русь. Образование государства восточных славян - Древней Руси. Первые русские князья: Олег, Игорь, Святослав. Княгиня Ольга. Княжеская дружина и укрепление единой верховной власти князя. С кем воевала Киевская Русь: древляне, печенеги, хазары, греки. Крещение Руси при Князе Владимире и воеводе Добрыне. Образование Русской Церкви под управлением патриарха Константинополя. Священники и проповедники. Святые люди и подвижники. Образование первых русских монастырей. Былины - источник знаний о Киевской Руси. Гусляры-сказочники и их былины. Былинные богатыри — спасители земли русской. Культура и искусство Древней Руси. Древнерусские ремесленники, иконописцы, белокаменное строительство, фресковая живопись, образование и грамотность. Летописи и летописцы. «Повесть временных лет». Жизнь и быт в Древней Руси: княжеское и боярское подворье, вотчины, быт простых людей - холопов, закупов и смердов. Свободные люди Древней Руси. Правление Ярослава Мудрого и укрепление единого русского государства. Первые русские монеты. Создание первого русского сборника законов «Русская правда». Первая русская библиотека Ярослава Мудрого. Приход к власти Владимира Мономаха в 1113 г. Личность Мономаха — первого русского царя. «Устав Владимира Мономаха» и «Поучения Владимира Мономаха» — советы детям о доброте и любви.Рост и укрепление древнерусских городов. Городское строительство и торговля.
Распад Руси на отдельные самостоятельные государства. Причины распада Киевской Руси. Появление отдельных 15 крупных княжеств-государств. Период раздробленности: ослабление обороноспособности Руси. Киевское княжество в XII веке. Борьба князей за титул «великого Киевского князя». Владимиро-Суздальское княжество. Основатель Москвы князь Юрий Долгорукий. Наследники Юрия Долгорукого - Андрей Боголюбский и Всеволод Большое Гнездо. Дружина Всеволода и ее военные походы. Рост богатства и могущества Владимиро-Суздальского княжества при князе Всеволоде. Господин Великий Новгород. Географическое положение Новгорода. Близость к Северной Европе, странам Прибалтики. Хозяйство новгородской земли. Внешнеторговые связи. Торговля и ремесла Новгородской земли. Новгородская боярская республика. Новгородское вече и правители Новгорода: посадник, тысяцкий и архиепископ. Новгородский князь - руководитель новгородского войска и организатор обороны города от внешних врагов. Русская культура в XII—XIII вв., летописание. Поэма «Слово о полку Игореве». Берестяные грамоты. Их содержание.
Борьба Руси с иноземными завоевателями. Монголо-татары: жизнь и быт кочевников, основные занятия, торговля, военные походы. Монголо-татарское войско и его вооружение, военная дисциплина. Объединение монголо-татарских орд под властью Чингисхана. Нашествие монголо-татар на Русь. Походы войск Чингисхана и хана Батыя на Русь. Героическая борьба русских людей против монголо-татар. Подвиг князя Рязанского, Евпатия Коловрата и других. «Злой город Козельск». Русь под монголо-татарским игом. Монголо-татарское государство Золотая Орда. Управление Золотой Ордой завоеванными землями: сбор дани, назначение ханом великого князя. Сопротивление русских людей монголо-татарам. Наступление на Русь новых врагов. Рыцари-крестоносцы, их снаряжение и военный опыт. Александр Невский и новгородская дружина. Невская битва и «Ледовое побоище». Героизм и победа новгородцев. Значение этой победы для укрепления православия на русской земле.
Объединения русских земель вокруг Москвы. Возрождение хозяйства и культуры. Тяжелое положение русского и других народов. Возвышение Москвы при князе Данииле Александровиче. Московский князь Иван Калита, его успехи.Расширение территории Московского княжества при Иване Калите. Превращение Москвы в духовный центр русской земли. Возрождение сельского и городского хозяйства на Руси. Жизнь и быт простых людей. Московско-Владимирская Русь при Дмитрии Донском. Противостояние Орде. Сергий Радонежский. Отражение ордынских набегов. Борьба Дмитрия Донского против хана Мамая. Битва на Куликовом поле (1380), итог битвы. Значение Куликовской битвы для русского народа. Отражение героизма сражающихся в повестях, сказаниях. Национальный подъем после Куликовской битвы. Роль Москвы. Распад Золотой Орды.
Иван III (1462—1505). Освобождение от иноземного ига (1480). Превращение Московского княжества в Российское государство.Государь всея Руси - Иван III. Монархия. Принятие единого сборника законов Российского государства - Судебника. Культура и быт Руси в XIV-XVвв.
Результаты изучения учебного предмета
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ |
-Осознание себя как гражданина России -Уважительно относиться к чужому мнению -Гордиться своей Родиной, её историей -Владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия -Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. |
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ |
МИНИМАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ |
ДОЛЖНЫ УМЕТЬ | ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ |
-пользоваться учебником; -соотносить содержание иллюстративного материала с текстом учебника; -пользоваться «Лентой времени»; -устанавливать последовательность исторических событий на основе усвоенных дат; -употреблять исторические термины, понятия; -пересказывать содержание изучаемого материала; -объяснять значение словарных слов и понятий, а также устанавливать причины: * языческих верований и обрядов; * влияние образа жизни на развитие ремёсел и торговых отношений, культуры; *возникновение государства, его структуры, функций; *развитие православия, смены языческой культуры на христианскую; *распада Киевской Руси; * захватов чужих земель, войн между племенами; *освободительных войн между государствами; *возвышение и укрепление Московского государства. -описывать: *образ жизни восточных славян, места расселения; *отдельных исторических лиц. | -названия древних городов Руси (3-6 названий) -основные события периодов *Киевская Русь * Крещение Руси * Расцвет Русского государства при Ярославе Мудром *Расцвет культуры Древней Руси * Раздробленность русских земель |
ДОСТАТОЧНЫЙ УРОВЕНЬ |
ДОЛЖНЫ УМЕТЬ | ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ |
-пользоваться учебником, ориентироваться в тексте, иллюстрациях учебника; -пересказывать исторический материал с опорой на наглядность по заранее составленному плану; -соотносить содержание иллюстративного материала с текстом учебника -пользоваться «Лентой времени», соотносить год с веком -устанавливать последовательность исторических событий на основе усвоенных дат; -правильно и точно употреблять исторические термины, понятия; -пересказывать содержание изучаемого материала близко к тексту; -использовать опорные вопросы, словарные слова, выполнять более конкретные задания: объясни…; назови…; подчеркни… ( Как возникла Золотая Орда? Назови причины упадка Киевской Руси? Объясни, чем занимались купцы, ремесленники, священники?) -устанавливать по вопросам причины: * возникновения верований на основе явлений природы; * возникновения разнообразных видов труда; * возвышения среди племён отдельных личностей; -*возникновения государства; *крещения Руси, распада Киевской Руси. | -Названия городов: Киев, Новгород, Владимир, Суздаль. -исторические имена (3-5 имён) -главные исторические события от Крещения Руси до Куликовской битвы |
ЛИЧНОСТНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ |
-осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга |
-положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию |
-самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей |
-понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в современном обществе |
КОММУНИКАТИВНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ |
-вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель- класс) |
-использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем |
-обращаться за помощью и принимать помощь |
-слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту |
-сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях |
-доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми |
-договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации |
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ |
|
-входить и выходить из учебного помещения со звонком |
-ориентироваться в пространстве класса |
-пользоваться учебной мебелью |
-адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.) |
-работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место |
-принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе |
-активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников |
-соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов |
-передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения |
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ |
-выделять существенные, общие отличительные свойства предметов |
-устанавливать видо-родовые отношения предметов |
-делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале |
-наблюдать, работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях). |
|
Тематическое планирование
№п/п | № | Тема урока | Кол часов |
| Раздел I. Введение в историю | 7 |
1 | 1 | История – наука о прошлом. | 1 |
2 | 2 | Исторические памятники. | 1 |
3 | 3 | Наша Родина – Россия. | 1 |
4 | 4 | Моя родословная. | 1 |
5 | 5 | Счёт лет в истории. | 1 |
6 | 6 | Историческая карта. | 1 |
7 | 7 | Повторительно- обобщающий урок. | 1 |
| Раздел II. История нашей страны древнейшего периода | 11 |
8 | 1 | Восточные славяне – предки русских, украинцев, белорусов. | 1 |
9 | 2 | Роды и племена восточных славян и их старейшины. | 1 |
10 | 3 | Славянский посёлок. | 1 |
11 | 4 | Основные занятия восточных славян. | 1 |
12 | 5 | Ремёсла восточных славян. | 1 |
13 | 6 | Обычаи восточных славян. | 1 |
14 | 7 | Верования восточных славян. | 1 |
15 | 8 | Соседи восточных славян. | 1 |
16 | 9 | Славянские воины и богатыри | 1 |
17 | 10 | Объединение восточных славян под властью Рюрика. | 1 |
18 | 11 | Повторительно- обобщающий урок. | 1 |
| Раздел III. Киевская Русь | 15 |
19 | 1 | Образование государства восточных славян – Киевской Руси. | 1 |
20 | 2 | Русские князья Игорь и Святослав. Княгиня Ольга. | 1 |
21 | 3 | Укрепление власти князя. | 1 |
22 | 4 | Оборона Руси от врагов. | 1 |
23 | 5 | Крещение Руси при князе Владимире. | 1 |
24 | 6 | Былины – источник знаний о Киевской Руси. | 1 |
25 | 7 | Культура и искусство Киевской Руси. | 1 |
26 | 8 | Княжеское и боярское подворье. | 1 |
27 | 9 | Жизнь и быт людей в Киевской Руси. | 1 |
28 | 10 | Правление Ярослава Мудрого. | 1 |
29 | 11 | Образование и грамотность на Руси. | 1 |
30 | 12 | Летописи и летописцы. | 1 |
31 | 13 | Киевский князь Владимир Мономах. | 1 |
32 | 14 | Рост и укрепление древнерусских городов. | 1 |
33 | 15 | Повторительно- обобщающий урок. | 1 |
| Раздел IV. Распад Киевской Руси | 9 |
34 | 1 | Причины распада Киевской Руси. | 1 |
35 | 2 | Образование самостоятельных княжеств. | 1 |
36 | 3 | Киевское княжество в XII веке. | 1 |
37 | 4 | Владимиро-Суздальское княжество. | 1 |
38 | 5 | Господин Великий Новгород. | 1 |
39 | 6 | Торговля и ремёсла Новгородской земли. | 1 |
40 | 7 | Новгородское вече. | 1 |
41 | 8 | Русская культура в XII – XIII веках. | 1 |
42 | 9 | Повторительно- обобщающий урок. | 1 |
| Раздел V. Борьба Руси с иноземными завоевателями | 9 |
43 | 1 | Монголо-татары | 1 |
44 | 2 | Нашествие монголо-татар на Русь | 1 |
45 | 3 | Героическая борьба русских людей против монголо-татар | 1 |
46 | 4 | Русь под монголо-татарским игом. | 1 |
47 | 5 | Рыцари – крестоносцы. | 1 |
48 | 6 | Александр Невский и новгородская дружина. | 1 |
49 | 7 | Невская битва. | 1 |
50 | 8 | Ледовое побоище. | 1 |
51 | 9 | Повторительно- обобщающий урок. | 1 |
| Раздел VI.Начало объединения русских земель | 10 |
52 | 1 | Возвышение Москвы. | 1 |
53 | 2 | Московский князь Иван Калита, его успехи. | 1 |
54 | 3 | Возрождение сельского и городского хозяйства на Руси. | 1 |
55 | 4 | Московско-Владимирская Русь при Дмитрии Донском. | 1 |
56 | 5 | Сергий Радонежский. | 1 |
57 | 6 | Битва на Куликовом поле. | 1 |
58 | 7 | Значение Куликовской битвы для русского народа. | 1 |
59 | 8 | Иван III. Освобождение от иноземного ига. | 1 |
60 | 9 | Укрепление Московского государства. | 1 |
61 | 10 | Повторительно- обобщающий урок. | 1 |
62-6 | | Урок краеведения | 5 |
67 | | Резерв | 1 |
68 | | Резерв | 1 |
ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ
Название раздела, темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия | Дата проведения по факту |
| | | | |
| | | | |