РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета « История» для 5 класса основного общего образования на 2017-2018 учебный год.
Составитель: Стародубцева Н.Н., учитель истории и обществознания
Данная рабочая программа разработана на основе:
-Федерального государственного образовательного стандарта, основного общего образования;
-Примерной основной образовательной программой образовательного учреждения. Основная школа. – М.: Просвещение, 2011. – 342с. (Стандарты второго поколения);
-Примерные программы по учебным предметам. История. 5-9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2011. – 94 с. – (Стандарты второго поколения);
- Всеобщая история. 5-9 класс. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.А. Вигасина - О.С. Сороко-Цюпы – А. Вигасин, Г. Годер- М.: Просвещение, 2014;
Программа ориентирована на УМК: предметная линия учебников А.А. Вигасина - О.С. Сороко-Цюпы : История Древнего мира: Учеб.для 5 класса общеобразовательных заведений/Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. –М.: Просвещение, 2014;
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса с учетом ФГОС, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся. Рабочая программа способствует реализации единой концепции исторического образования.
Основной направленностью программы курса является воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к истории и традициям, к правам и свободам человека, освоение исторического опыта, норм ценностей, которые необходимы для жизни в современном обществе. Рабочая программа ориентирована на овладение обучающимися универсальными учебными действиями по истории Древнего мира. Предмет «История» изучается на уровне основного общего образования в качестве обязательного предмета в 5 классе - 2 часа в неделю, 68 часов в год (согласно авторской программе)
В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход.
Учебно-методический комплекс. 1. А. Вигасин, Г. Годер, Н.И.Шевченко и др. Всеобщая история. 5-9 класс. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.А. Вигасина - О.С. Сороко-Цюпы - М.: Просвещение, 2014;
2. Учебник. А.А. Вигасина - О.С. Сороко-Цюпы : История Древнего мира: Учеб.для 5 класса общеобразовательных заведений/Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. –М.: Просвещ., 2014;
3.Г.И.Годер. Всеобщая история. История Древнего мира. Рабочая тетрадь 5кл. В 2частях. -М.: Просвещение,2016
4.Н.И.Шевченко. Всеобщая история. История Древнего мира .Методические рекомендации.5кл.-М.: Просвещение, 2012
5.Е.А.Крючкова. Всеобщая история. История Древнего мира. Проверочные и контрольные работы. 5кл.-М.: Просвещение,2016.
6.А.А.Вигасин,Л.А.Соколова, В.В.Артемов. Всеобщая история. История Древнего мира. Тетрадь для проектов и творческих работ. 5кл.-М.: Просвещение,2017
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ .
Предполагается, что результатом изучения истории в 5 классе является развитие у обучающихся компетентностей - социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.
Овладение универсальными учебными действиями значимо для социализации, мировоззренческого и духовного развития обучающихся, позволяющими им ориентироваться в социуме и быть востребованными в жизни
Личностные результаты:
осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
—осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
—понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народа и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты:
—способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.; —овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
—способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
—готовность к сотрудничеству с обучающимися, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.;
—активное применение знаний и приобретённых умений, освоенных в школе, в повседневной жизни и продуктивное взаимодействие с другими людьми в профессиональной сфере и социуме.
Предметные результаты:
—овладение целостными представлениями об историческом пути человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества, истории собственной страны;
—способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности в курсах всеобщей истории; - способность соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве;
—умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность, читать историческую карту и ориентироваться в ней; —расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
—готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе обучающиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями:
1 . Знание хронологии, работа с хронологией:
—указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий всеобщей истории;
—соотносить год с веком, эрой, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
Знание исторических фактов, работа с фактами:
—характеризовать место, обстоятельства, участников, этапы, особенности, результаты важнейших исторических событий;
—группировать (классифицировать) факты по различным признакам и основаниям.
Работа с историческими источниками:
—читать историческую карту с опорой на легенду, ориентироваться в ней, соотносить местонахождение и состояние исторического объекта в разные эпохи, века, периоды;
—осуществлять поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.), отбирать её, группировать, обобщать;
—сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия, время и место создания.
Описание (реконструкция):
—последовательно строить рассказ (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;
— характеризовать условия и образ жизни, занятия людей, их достижения в различные исторические эпохи;
—на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов, электронных изданий, интернет-ресурсов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.
Анализ, объяснение:
—различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
—соотносить единичные исторические факты и общие явления;
—различать причину и следствие исторических событий, явлений; \
—выделять характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
—раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
—сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;
—излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
Работа с версиями, оценками:
—приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
—определять и объяснять (аргументировать) своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.
Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
—применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;
—использовать знания об истории и культуре своего народа и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;
—способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).
Базовые компетентности являются показателями освоения курса и предполагают следующие результаты:
—способность осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа;- способность выделять главное в тексте и второстепенное;
—способность анализировать графическую, статистическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию;
—способность выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно).
—способность развёрнуто излагать свою точку зрения, аргументировать её в соответствии с возрастными возможностями;
—способность пользоваться мультимедийными ресурсами и компьютером для обработки, передачи, систематизации информации в соответствии с целью;
—способность (на уровне возраста) вести диалог, публично выступать с докладом, защитой презентации;
—способность организовывать свою деятельность и соотносить её с целью группы, коллектива;
—способность слышать, слушать и учитывать мнение другого в процессе учебного сотрудничества;
—способность определять свою роль в учебной группе и определять вклад в общий результат;
—способность оценивать и корректировать своё поведение в социальной среде в соответствии с возрастом.
Обучающиеся научатся определять происхождение и смысл понятия «история», типы и виды исторических источников; определять столетие, тысячелетие, хронологию; определять понятия и термины по истории Древнего мира; работать с исторической картой; решать исторические кроссворды; определять общие черты и особенности, выделять признаки для сравнения, сопоставлять; давать оценку историческим персонажам; выделять главное и второстепенное; называть битвы, имена исторических личностей; извлекать полезную информацию из исторических источников; уметь называть главные события древней истории, достижения культуры, значение древних цивилизаций в мировой истории.
Обучающиеся получат возможность научиться ориентироваться во временных рамках Древнего мира; показывать на карте исторические места; описывать памятники культуры на основе текста и иллюстративного материала; рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знания необходимых фактов, дат, терминов; выявлять общность и различия сравниваемых событий и явлений; определять основные черты, главные, второстепенные и находить общие черты; использовать приобретённые знания при написании творческих работ; называть характерные признаки и особенности; использовать текст и исторические источники при ответе на вопросы; самостоятельно находить на исторической карте объекты по теме; давать сравнительную характеристику событиям и явлениям природы; использовать текст исторического источника при ответе на вопросы; давать оценку вкладу античной культуры в мировое культурное наследие; работать с исторической картой и историческими источниками; извлекать полезную информацию из исторического источника; объяснять влияние природы и религии на менталитет и особенности культуры страны; характеризовать сходство и различия древних цивилизаций; давать собственную оценку личностям и событиям, высказывать суждения; свободно и выразительно излагать подготовленные сообщения по теме; анализировать события; давать описание; определять сходство и различие; давать характеристику событиям; составлять план экскурсии; называть выдающихся деятелей; определять различия и выявлять причины; называть достижения античной культуры, которые вошли в фонд мировой культуры.
Приоритетное значение имеет степень освоения различными видами действий с информацией учебника и дополнительными ресурсами. Предполагается, что данные виды действий эффективнее будут осваиваться в процессе сотрудничества, диалога обучающихся, учителя и обучающихся.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА»
Введение. Откуда мы знаем как жили наши предки .Письменные источники о прошлом. Древние сооружения как источник наших знаний о прошлом. Роль археологических раскопок в изучении истории Древнего мира. Хронология-наука об измерении времени.
Раздел I. Жизнь первобытных людей.
Первобытные собиратели и охотники .Древнейшие люди. Представление о понятии «первобытные люди». Древнейшие люди- наши далёкие предки. Прародина человека. Археологические свидетельства первобытного состояния древнейшего человека. Орудия труда и складывание опыта их изготовления. Собирательство и охота- способы добывания пищи. Первое великое открытие человека- овладение огнём. Родовые общины охотников и собирателей. Возникновение искусства и религиозных верований.
Первобытные земледельцы и скотоводы. Возникновение земледелия и скотоводства. Появление неравенства и знати.
Повторение. Какой опыт, наследие дала человечеству эпоха первобытности? Переход от первобытности к цивилизации (неолитическая революция (отделение земледелия и скотоводства от собирательства и охоты), выделение ремесла, появление городов, государств, письменности).
Счёт лет в истории. Измерение времени по годам.
Раздел II. Древний Восток
Древний Египет. Государство на берегах Нила. Как жили земледельцы и ремесленники. Жизнь египетского вельможи .Военные походы фараонов. Религия древних египтян. Искусство древних египтян. Письменность и знания древних египтян.
Повторение. Достижения древних египтян (ирригационное земледелие, культовое каменное строительство, становление искусства, письменности, зарождение основ наук). Неограниченная власть фараонов. Представление о загробном воздаянии (суд Осириса и клятва умершего).
Западная Азия в древности. Древнее Двуречье. Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. Финикий ские мореплаватели. Библей ские сказания. Древнееврейское царство. Ассирийская держава. Персидская держава «царя царей».
Индия и Китай в древности. Своеобразие путей становления государственности в Индии и Китае в период древности. Природа и люди Древней Индии. Индийские касты. Чему учил китайский мудрец Конфуций. Первый властелин единого Китая.
Повторение. Вклад народов Древнего Востока в мировую историю и культуру.
Раздел III. Древняя Греция
Древнейшая Греция .Местоположение, природа и ландшафт. Роль моря в жизни греков. Отсутствие полноводных рек. Греки и критяне. Микены и Троя. Поэма Гомера «Илиада». Поэма Гомера «Одиссея». Религия древних греков.
Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием Начало обработки железа в Греции. Возникновение полисов- городов-государств (Афины, Спарта, Коринф, Фивы, Милет) Создание греческого алфавита. Земледельцы Аттики теряют землю и свободу. Зарождение демократии в Афинах. Древняя Спарта Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного морей. Олимпийские игры в древности. Победа греков над персами в Марафонской битве. Нашествие персидских войск на Элладу.
Возвышение Афин в Vв.до н.э. и расцвет демократии. Последствия победы над персами для Афин. Афинский морской союз. Установление в полисах власти демоса- демократии. В гаванях афинского порта Пирей. В городе богини Афины. В афинских школах и гимнасиях. В театре Диониса. Афинская демократия при Перикле.
Македонские завоевания в IVв.до н.э. Соперничество Афин и Спарты за господство над Элладой. Победа Спарты. Междоусобные войны греческих полисов и их ослабление. Усиление северного соседа Греции- Македонского царства. Города Эллады подчиняются Македонии. Поход Александра Македонского на Восток. В Александрии Египетской.
Повторение. Вклад древних эллинов в мировую культуру .Условия складывания и своеобразие эллинистической культуры. Управление обществом в странах Древнего Востока и Афинском полисе. Особенности афинской демократии.
Раздел IV. Древний Рим
Местоположение, природа и особенности ландшафта Италии. Пестрота населения древней Италии (латины, этруски, самниты, греки). Древнейший Рим. Завоевание Римом Италии. Устройство Римской республики.
Рим- сильнейшая держава Средиземноморья. Карфаген- преграда на пути к Сицилии. Карфаген- стратегический узел в Западном Средиземноморье. Первые победы Рима над Карфагеном. Создание военного флота. Захват Сицилии. Вторая война Рима с Карфагеном. Установление господства Рима во всём Восточном Средиземноморье. Рабство в Древнем Риме.
Гражданские войны в Риме. Возобновление и обострение противоречий между различными группами в римском обществе после подчинения Средиземноморья. Начало гражданских войн в Риме. Земельный закон братьев Гракхов. Восстание Спартака. Единовластие Цезаря .Установление империи.
Римская империя в первые века нашей эры. Протяжённость империи и время существования. Неудачные попытки императоров расширить римские владения. Соседи Римской империи. Рим при императоре Нероне. Первые христиане и их учение. Расцвер Римской империи во IIв. «Вечный город» и его жители.
Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи.Римская империя при Константине. Взятие Рима варварами.
Итоговое повторение .Признаки цивилизации Греции и Рима. Народовластие в Греции и Риме. Роль граждан в управлении государством. Нравы. Любовь к Отечеству. Отличие греческого полиса и Римской республики от государств Древнего Востока. Вклад народов древности в мировую культуру.
УЧЕБНО- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п.п. | Раздел , тема | Кол-во часов |
1. | Введение | 1 |
| Раздел 1. Жизнь первобытных людей | 6 |
| Тема 1. Первобытные собиратели и охотники | 3 |
2. | Древнейшие люди | 1 |
3 | Родовые общины охотников | 1 |
4 | Возникновение искусства и религии | 1 |
| Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы | 2 |
5. | Возникновение земледелия и скотоводства | 1 |
6. | Появление неравенства | 1 |
7. | Повторение | 1 |
| Тема 3. Счет лет в истории | 1 |
8. | Измерение времени по годам | |
| Раздел 2. Древний Восток | 18 |
| Тема 4. Древний Египет | 7 |
9 | Государство на берегах Нила | 1 |
10 | Как жили земледельцы и ремесленники | |
11 | Жизнь египетского вельможи | 1 |
12 | Военные походы фараонов | 1 |
13 | Религия древних египтян | 1 |
14 | Искусство древних египтян | 1 |
15 | Письменность и знание древних египтян | 1 |
16 | Повторение | 1 |
| Тема5. Западная Азия в древности | 7 |
17 | Древнее Двуречье | 1 |
18 | Вавилонский царь Хаммурапи и его законы | 1 |
19 | Финикийские мореплаватели | 1 |
20 | Библейские сказания. | 1 |
21 | Древнееврейское царство | 1 |
22 | Ассирийская держава | 1 |
23 | Персидская держава «Царя царей» | 1 |
| Тема 6. Индия и Китай в древности | 4 |
24 | Природа и люди Древней Индии | 1 |
25 | Индийские касты | 1 |
26 | Чему учил китайский мудрец Конфуций | 1 |
27 | Первый властелин единого Китая | 1 |
28 | Повторение | 1 |
| Раздел3. Древняя Греция | 20 |
| Тема7. Древнейшая Греция | 5 |
29 | Греки и критяне | 1 |
30 | Микены и Троя | 1 |
31 | Поэма Гомера «Илиада» | 1 |
32 | Поэма Гомера «Одиссея» | 1 |
33 | Религия древних греков | 1 |
| Тема8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием | 7 |
34 | Земледельцы Аттики теряют землю и свободу | 1 |
35 | Зарождение демократии в Афинах | 1 |
36 | Древняя Спарта | 1 |
37 | Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей | 1 |
38 | Олимпийские игры в древности | 1 |
39 | Победа греков над персами в Марафонской битве | 1 |
40 | Нашествие персидских войск на Элладу | 1 |
| Тема 9. Возвышение Афин в Vв. До н.э. и расцвет демократии | 5 |
41 | В гаванях афинского порта Пирей | 1 |
42 | В городе богини Афины | 1 |
43 | В афинских школах и гимнасиях | 1 |
44 | В театре Диониса | 1 |
45 | Афинская демократия при Перикле | 1 |
| Тема10. Македонские завоевания в 4 IVв до н.э. | 4 |
46 | Города Эллады подчиняются Македонии | 1 |
47 | Поход Александра Македонского на Восток | 1 |
48 | В дАлександрии Египетской | 1 |
49 | Повторение | 1 |
| Раздел 4. Древний Рим | 17 |
| Тема11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией | 3 |
50 | Древнейший Рим | 1 |
51 | Завоевание Римом Италии | 1 |
52 | Устройство Римской республики | 1 |
| Тема12. Рим – сильнейшая держава Средиземноморья | 3 |
53 | Карфаген- преграда на пути к Сицилии. | 1 |
54 | Установление господства Рима во всем Восточном Средиземноморье | 1 |
55 | Рабство в Древнем Риме | 1 |
| Тема13. Гражданские войны в Риме | 4 |
56 | Земельный закон братьев Гракхов | 1 |
57 | Восстание Спартака | 1 |
58 | Единовластие Цезаря | 1 |
59 | Установление империи | 1 |
| Тема14. Римская империя в первые века нашей эры | 5 |
60 | Соседи Римской империи | 1 |
61 | Рим при императоре Нероне | 1 |
62 | Первые христиане и их учение | 1 |
63 | Расцвет Римской империи во II в. | 1 |
64 | Вечный горо и его жители | 1 |
| Тема15.Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи | 2 |
65 | Римская империя при Константине | 1 |
66 | Взятие Рима готами | 1 |
67-68 | Итоговое повторение | 2 |
| Всего: | 68 |
ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ
Название раздела, темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия | Дата проведения по факту |
| | | | |
| | | | |