СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по историческому краеведению

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по историчесчкому краеведению Воронежской области для 8 класса. Содержит календарно-тематическое планирование.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по историческому краеведению»

1. Пояснительная записка

Программа курса «Историческое краеведение Воронежской области» разработана в соответствии с приказами департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области № 760 (27.07.2012) и 840 (30.08.2013), рекомендовавшего использовать учебные часы регионального компонента для изучения данной дисциплины. Данная программа составлена с учетом концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории. В программе учитывались современные подходы к школьному историческому образованию. Значимость курса заключается в возможности совершенствования системы исторического образования учащихся на основе местных данных, их опыта и личных наблюдений.

Региональный курс «Историческое краеведение Воронежской области», рекомендованный для изучения в 8, 9 классах, связан с содержанием федерального курса школьной истории.

 

2. Общая характеристика учебного предмета

Краеведение подробно знакомит учащихся с историей региона их проживания. Оно расширяет и дополняет знания, полученные на уроках истории России. Краеведение позволяет глубже понимать исторические и географические принципы и закономерности, помогая изучению истории, географии и других предметов учащимися. Краеведение помогает формированию личности учащегося, активно реализуя программу патриотического воспитания.

Краеведение – междисциплинарный курс, с помощью которого легко можно установить прочные межпредметные связи. Задача исторического краеведения заключается также в том, чтобы учащиеся могли соотносить события, происходившие на территории нашей области с историей страны и мира.

Материалы учебников постоянно обращаются к уже изученному, поднимаясь каждый раз качественно и количественно на более высокий уровень. Таким образом, историческое краеведение становится своеобразным дополнением курса истории, оставаясь при этом самодостаточным и полноценным школьным предметом.

Изучение краеведения предполагает активное участие учащихся в краеведческой работе, сборе местного материала, выполнении проектных заданий.

Цель изучения краеведения – всестороннее и комплексное изучение школьниками истории своей местности.

Задачи образовательные:

-                   познакомиться с наукой краеведение, выяснить её место в системе наук;

-                   изучить особенности истории Воронежской области в различные исторические периоды;

-                   выяснить особенности заселения территории области, формирования ее территории и современного населения.

Задачи воспитательные:

-                   развивать патриотическое отношение к своей малой и большой Родине, формировать личностно-ценностное отношение к своему родному краю;

-                   воспитывать гражданскую позицию и ответственное отношение к природе и памятникам культуры Воронежской области;

-                   укреплять семейные традиции и связи за счёт взаимодействия между родителями и учащимися при подготовке краеведческих мини-проектов, сборе краеведческих сведений, семейных архивов;

Задачи развивающие:

-                   развивать историческое мышление учащихся;

-                   научить применять краеведческие знания для объяснения и оценки различных общественных процессов, происходящих в Воронежской области и России в целом;

-                   развивать и стимулировать познавательные интересы учащихся к краеведению и истории;

-                   развивать творческие способности, навыки научно-исследовательской работы.

 

3. Место предмета в учебном плане

Курс «Историческое краеведение Воронежской области» рассчитан на 70 часов. Он изучается на этапе основного общего образования в 8 и 9 классах, в том числе в 8 классе – 35 часов, из расчета 1 учебного часа в неделю; в 9 классе – 35 часов, из расчета 1 учебного часа в неделю.

Изучение курса предусматривается в региональном (школьном) компоненте базисного учебного плана.

 

4. Результаты освоения предмета

Личностные результаты обучения историческому краеведению Воронежской области:

– ценностные ориентации, отражающие индивидуально-личностные позиции учащихся: осознание себя как члена общества на региональном уровне (гражданин России, житель Воронежской области). Представление о Воронежской области как неотделимой части России, её месте и роли в нашей стране. Понимание неотделимости географического пространства Воронежской области от России. Осознание значимости и общности проблем человечества, готовность к их решению.

– гармонично развитые социальные чувства и качества: эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости ее сохранения и рационального использования. Патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране. Уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов.

Средством развития личностных результатов служит учебный материал и, прежде всего, задания учебника и рабочей тетради, нацеленные на:

– умение формулировать своё отношение к актуальным проблемам современности;

– умение использовать исторические и краеведческие знания для созидательной деятельности.

Метапредметными результатами изучения курса «Историческое краеведение Воронежской области» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– способность к самостоятельному приобретению новых знаний, умений и навыков;

– умение управлять своей познавательной деятельностью, организовывать её, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

– умение ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

Средством формирования регулятивных УУД служат: технология проблемного диалога при изучении нового материала и технология оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД:

– формирование и развитие посредством исторического и краеведческого знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

– умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты, понятия, явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций. Строить логически грамотные утверждения, включающие установление причинно-следственных связей. Составлять тезисы, различные виды планов. Уметь определять возможные источники информации, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков. Переводить информацию из одного вида в другой.

Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и задания учебника:

– осознание роли истории и краеведения в познании общественных процессов, происходящих в мире;

– освоение системы краеведческих знаний о истории Воронежской области, на основе которых формируется историческое мышление учащихся;

– использование умений, полученных в ходе изучения исторического краеведения, для анализа, оценки, прогнозирования современных социальных проблем;

– использование карт для получения краеведческой информации.

Коммуникативные УУД:

– отстаивание своей точки зрения, представление аргументов, подтверждающих их фактов.

– понимание позиции другого в дискуссии.

Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.

Предметные результаты изучения курса

Знать (понимать):

-        основные этапы и главные события истории края с древнейших времён до наших дней;

-        важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития нашего края;

-        изученные виды исторических источников.

Уметь:

-        соотносить даты событий истории края с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий истории края;

-        использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;

-        показать на карте области границы края, города, места значительных исторических событий;

-        рассказать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая значение необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ;

-        соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

-        объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории края, достижениям культуры;

-        использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;

-        высказывать собственные суждения об историческом наследии населения нашего края;

-        объяснять исторически сложившиеся нормы социального поведения.

 












 Распределение учебного материала курса

 

№ п/п

          Тема

   часы

1

Тема 1. История Воронежского края в истории России.

 

2 ч

2

Тема 2. Воронежский край в древности.

 

2 ч

3

Тема 3. Воронежский край в XII - первой половине XVI века.

1 ч

4

Тема 4. Воронежский край в конце XVI – XVII  веках.

4 ч

5

Тема 5. Воронежский край в конце XVII– первой четверти XVIII  века. Петровский период.

3 ч

6

Тема 6. Воронежская губерния во второй - последней четверти XVIII вв.


9 ч

7

Тема 7. Воронежская губерния в первой половине XIX века.

6 ч

8

Тема 8. Воронежская губерния во второй половине XIX века.

8 ч


Всего

35 ч

 























Содержание учебного  курса


Раздел 1. История Воронежского края в истории России.

История края как часть истории нашей Родины. Что изучает краеведение. Источники знаний о прошлом края. Музеи, архивы, заповедники – хранилища исторической памяти. Ученые-краеведы Воронежской области, исследования по истории края.

 

Раздел 2. Воронежский край в древности.  

Появление человека в Воронежском крае. Археологические исследования на территории края. Костенки – уникальный памятник, «жемчужина палеолита».

Особенности степной и лесостепной зон Воронежской области. Кочевые и земледельческие народы в эпоху металлов. Памятники древней истории в крае (Мосоловское поселение в Аннинском районе, Мастищенский лабиринт в Острогожском районе, Таловские мегалиты в Каменной степи. 

 

Раздел 3. Воронежский край в XII - первой половине XVI века.


Расселение славян. Появление славян в Придонье. Воронежский край – ок-раина Киевской Руси. Укрепленные поселения славян на берегах рек Дона и Воронежа. Городище Титчиха. Натиск степных кочевников. Первое упоминание в русских летописях слова «Воронеж» (1177 г.). Раздробление русских земель. Монголькое нашествие. Запустение края в XIV–XV вв.

 

Раздел 4. Воронежский край в конце XVIXVII  веках.

Образование Российского государства. История вхождения воронежских земель в состав Российского государства. Борьба России с крымскими татарами. Организация сторожевой службы в 1586 году. Царский указ об основании города Воронежа. Версии о дате основания Воронежа. Крепость на правом берегу реки Воронеж. Строители и первые жители Воронежской крепости.

 

Раздел 5. Воронежский край в конце XVII– первой четверти XVIII  века. Петровский период.

Начало государственной деятельности Петра I. Азовский поход 1695 г. Первый приезд в Воронеж (1696 г.). Начало строительства кораблей на Воронежской верфи. Азовский поход 1696 года, его результаты. Деятельность Петра Великого в Воронеже. Дальнейшее строительство города: Адмиралтейский двор, Немецкая слобода. Возникновение и развитие местной промышленности. Кумпанское и государственное строительство боевых кораблей в 1696–1700 гг. Русские и иностранные мастера-кораблестроители. «Работные люди». Первые учебные заведения – школа для подготовки офицеров флота (1703 г.), «цифирная» школа для детей (1714 г.).

Связь основания Санкт-Петербурга (1703 г.) с воронежскими событиями. Воронежские «заботы» Петра перед Полтавской битвой (1709 г.). Посещение Петром I Острогожска, Коротояка, Павловска, Таврова, Дивногорского монастыря и других мест.

Суровые указы Петра I об уничтожении возникших без царского повеления городов и сел (Бобров, Анна, Тойда, Тишанка, Богучар и др.).

Памятные места и памятники петровской эпохи в крае.

 

Раздел 6. Воронежская губерния во второй - последней четверти XVIII вв.


Образование Воронежской губернии (1725 г.). Окончательное заселение края. Изменение социальной структуры населения. Феодально-крепостнические отношения в крае. Борьба против крепостного гнета воронежских крестьян во второй половине XVIII века

Новые явления в хозяйственной жизни губернии. Строительство промышленных предприятий, развитие торговли.

Воронеж – центр губернии середины – второй половины XVIII века.

Повседневная и культурная жизнь жителей края.

 

Раздел 7. Воронежская губерния в первой половине XIX века.

Общественно-политическая жизнь губернии. Воронежские полки и воронежцы в Отечественной войне 1812 г. Участие воронежского дворянства в движении декабристов. Разночинские кружки в крае. Газета «Воронежские губернские ведомости» (1838 г.)

Социально-экономическое развитие края. Развитие земледелия, крестьянских промыслов. Товарно-денежные отношения в губернии. Строительство новых промышленных предприятий: сахарные заводы в Ольховатке (1834 г.), Рамони (1840 г.) и др.

Вклад воронежцев в культуру России. Застройка Воронежа и других городов губернии по «регулярным планам» (с 70-х гг. XVIII в.). Учебные заведения: мужская гимназия (1809 г.), кадетский корпус (1845 г.), народные училища. Пребывание в Воронежской губернии А.С. Грибоедова, К.Ф. Рылеева, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, В.Г. Белинского.

Выдающиеся земляки – А.В. Кольцов, И.С. Никитин, А.Н. Афанасьев, Н.И. Костомаров, Н.А. Северцов. Памятные места, связанные с деятельностью знаменитых воронежцев.


Раздел 8. Воронежская губерния во второй половине XIX века.

Реформа 1861 года в губернии: особенности ее проведения и последствия. Развитие капитализма и изменение структуры населения губернии.

Народническое движение в крае. «Наши», «Земля и воля», «Черный передел». Начало рабочего движения и зарождение первых социал-демократических организаций.

Деятели культуры – уроженцы Воронежского края – М.А. Веневитинов, И.А. Бунин, И.Н. Крамской, Н.Н. Ге, А.А. Бучкури, М.Е. Пятницкий и др.

 


 

 ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Историческое краеведение Воронежской области. 8-9 классы. Учебное пособие. /Науч. ред. Б. Я. Табачников. Воронеж: Центр духовного возрождения Чернозёмного края, 2015.

  2. Панова В. И. Историческое краеведение Воронежской области. Учебное пособие / В. И. Панова, А. О. Амелькин. Науч. ред. Б. Я. Табачников. – Воронеж: Центр духовного возрождения Чернозёмного края, 2012.

  3. Загоровский В. П. Воронеж: историческая хроника. – Воронеж: Центр.-Чернозем. кн. изд-во, 1989.

  4. Загоровский В.П. Воронежская историческая энциклопедия / В.П. Загоровский. – Воронеж, 1992.

  5. Загоровский В.П.  О древнем Воронеже и слове «Воронеж» Историко- герграфическое исследование 1971

  6. Загоровский В.П. История Воронежского края от А до Я / В.П. За-горовский. – Воронеж, 1982

  7. Панова В. И. История Воронежского края: Учебн.-методич. пособие. Воронеж. «Родная речь», 1995

  8. Люби и знай родной край: учебное пособие по географии, истории и культуре Воронежской области для учащихся общеобразовательных школ. Науч. ред. Б. Я. Табачников. Воронеж: Центр духовного возрождения Чернозёмного края, 2008.

















Нормы оценки знаний  учащихся по историческому краеведению

   Оценка знаний предполагает учет индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы в классе. Критерии оценки по историческому краеведению являются следующие  за устные ответы:

Оценка «5» - материал усвоен в полном объеме, изложение логично, основные умения сформированы и устойчивы, выводы и обобщения точны и связаны с современной действительностью, ответ ученика глубокий с привлечением дополнительного материала. Оценка «4» - в усвоении материала незначительные пробелы, изложение недостаточно систематизированное, отдельные умения недостаточно устойчивы, в выводах и обобщениях имеются некоторые неточности. Твердое знание материала в пределах программных требований.

 Оценка «3» -  в усвоении материала имеются пробелы, он излагается не систематизировано, отдельные умения недостаточно сформулированы, выводы и обобщения аргументированы слабо, в них допускаются ошибки. Отсутствует самостоятельность суждения.

Оценка «2» - основное содержание материала не усвоено, наличие в ответе грубых ошибок, проявление непонимания сути, выводов и обобщений нет.

За письменные работы:

Оценка "5" - 81-100% выполненных заданий

Оценка "4" - 61-80%

Оценка "3" - 41-60%









 Календарно-тематическое планирование  


дата

Тема раздела, урока

Кол-во часов

план

факт

История Воронежского края в истории России. 2

1



История Воронежского края в истории России

1

2



Ученые краеведы Воронежской области.


1

Воронежский край в древности.


2

3



Воронежский край в древности.


1

4



Появление восточнославянских племён в крае.

1

Воронежский край в XII - первой половине XVI века.


1

5



Воронежский край в XII - XVI в.в.


1

Воронежский край в конце XVIXVII  веках.


4

6



Основание Воронежа и его развитие в XVII веке.

1

7



Социальные особенности развития края в XVII веке.

1

8



Борьба с набегами татар.


1

9



Возникновение и развитие городов.


1

Воронежский край в конце XVII– первой четверти XVIII  века. Петровский период.

3

10



Воронеж – колыбель российского флота.

 

1

11



Возникновение и развитие местной промышленности.

1

12



Памятные места и памятники петровской эпохи в крае.

1

Воронежская губерния во второй- последней четверти XVIII в.


9

13



Формирование административно- территориальной структуры.

1

14



Экономическое развитие.

1

15



Социальная структура края.


1

16



Судостроение в послепетровский период.


1

17



Органы власти и управления.


1

18



Воронеж – центр губернии.


1

19



Социальные конфликты.


1

20



Культурная и научная жизнь края


1

21



Урок защиты творческих проектов


1

Воронежская губерния в первой половине XIX века.

6


22



 Воронежский край в годы Отечественной войны 1812 г.

1

23



Социально-экономическое развитие Воронежского  края в первой половине XIX века.

1

24



Общественная жизнь губернии.

1

25



Развитие просвещения в первой половины XIX века.

1

26



Развитие культуры края в первой половины XIX века.

1

27



Урок защиты творческих проектов


1

Воронежская губерния во второй половине XIX века.


8

28



Отмена крепостного края.


1

29



Развитие капиталистических отношений в губернии.

1

30



Проведение реформ 1860-1870-х годов в губернии.

1

31



Общественное движение в Воронежской губернии.

1

32



Просвещение губернии во второй половине XIX века.

1

33



Культура губернии во второй половине XIX века.

1

34



Урок защиты творческих проектов


1

35



Итоговый урок.

1


21



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!