1. Пояснительная записка
Программа курса «Историческое краеведение Воронежской области» разработана в соответствии с приказами департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области № 760 (27.07.2012) и 840 (30.08.2013), рекомендовавшего использовать учебные часы регионального компонента для изучения данной дисциплины. Данная программа составлена с учетом концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории. В программе учитывались современные подходы к школьному историческому образованию. Значимость курса заключается в возможности совершенствования системы исторического образования учащихся на основе местных данных, их опыта и личных наблюдений.
Региональный курс «Историческое краеведение Воронежской области», рекомендованный для изучения в 8, 9 классах, связан с содержанием федерального курса школьной истории.
2. Общая характеристика учебного предмета
Краеведение подробно знакомит учащихся с историей региона их проживания. Оно расширяет и дополняет знания, полученные на уроках истории России. Краеведение позволяет глубже понимать исторические и географические принципы и закономерности, помогая изучению истории, географии и других предметов учащимися. Краеведение помогает формированию личности учащегося, активно реализуя программу патриотического воспитания.
Краеведение – междисциплинарный курс, с помощью которого легко можно установить прочные межпредметные связи. Задача исторического краеведения заключается также в том, чтобы учащиеся могли соотносить события, происходившие на территории нашей области с историей страны и мира.
Материалы учебников постоянно обращаются к уже изученному, поднимаясь каждый раз качественно и количественно на более высокий уровень. Таким образом, историческое краеведение становится своеобразным дополнением курса истории, оставаясь при этом самодостаточным и полноценным школьным предметом.
Изучение краеведения предполагает активное участие учащихся в краеведческой работе, сборе местного материала, выполнении проектных заданий.
Цель изучения краеведения – всестороннее и комплексное изучение школьниками истории своей местности.
Задачи образовательные:
- познакомиться с наукой краеведение, выяснить её место в системе наук;
- изучить особенности истории Воронежской области в различные исторические периоды;
- выяснить особенности заселения территории области, формирования ее территории и современного населения.
Задачи воспитательные:
- развивать патриотическое отношение к своей малой и большой Родине, формировать личностно-ценностное отношение к своему родному краю;
- воспитывать гражданскую позицию и ответственное отношение к природе и памятникам культуры Воронежской области;
- укреплять семейные традиции и связи за счёт взаимодействия между родителями и учащимися при подготовке краеведческих мини-проектов, сборе краеведческих сведений, семейных архивов;
Задачи развивающие:
- развивать историческое мышление учащихся;
- научить применять краеведческие знания для объяснения и оценки различных общественных процессов, происходящих в Воронежской области и России в целом;
- развивать и стимулировать познавательные интересы учащихся к краеведению и истории;
- развивать творческие способности, навыки научно-исследовательской работы.
3. Место предмета в учебном плане
Курс «Историческое краеведение Воронежской области» рассчитан на 70 часов. Он изучается на этапе основного общего образования в 8 и 9 классах, в том числе в 8 классе – 35 часов, из расчета 1 учебного часа в неделю; в 9 классе – 35 часов, из расчета 1 учебного часа в неделю.
Изучение курса предусматривается в региональном (школьном) компоненте базисного учебного плана.
4. Результаты освоения предмета
Личностные результаты обучения историческому краеведению Воронежской области:
– ценностные ориентации, отражающие индивидуально-личностные позиции учащихся: осознание себя как члена общества на региональном уровне (гражданин России, житель Воронежской области). Представление о Воронежской области как неотделимой части России, её месте и роли в нашей стране. Понимание неотделимости географического пространства Воронежской области от России. Осознание значимости и общности проблем человечества, готовность к их решению.
– гармонично развитые социальные чувства и качества: эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости ее сохранения и рационального использования. Патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране. Уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов.
Средством развития личностных результатов служит учебный материал и, прежде всего, задания учебника и рабочей тетради, нацеленные на:
– умение формулировать своё отношение к актуальным проблемам современности;
– умение использовать исторические и краеведческие знания для созидательной деятельности.
Метапредметными результатами изучения курса «Историческое краеведение Воронежской области» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– способность к самостоятельному приобретению новых знаний, умений и навыков;
– умение управлять своей познавательной деятельностью, организовывать её, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
– умение ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
Средством формирования регулятивных УУД служат: технология проблемного диалога при изучении нового материала и технология оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД:
– формирование и развитие посредством исторического и краеведческого знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
– умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты, понятия, явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций. Строить логически грамотные утверждения, включающие установление причинно-следственных связей. Составлять тезисы, различные виды планов. Уметь определять возможные источники информации, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков. Переводить информацию из одного вида в другой.
Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и задания учебника:
– осознание роли истории и краеведения в познании общественных процессов, происходящих в мире;
– освоение системы краеведческих знаний о истории Воронежской области, на основе которых формируется историческое мышление учащихся;
– использование умений, полученных в ходе изучения исторического краеведения, для анализа, оценки, прогнозирования современных социальных проблем;
– использование карт для получения краеведческой информации.
Коммуникативные УУД:
– отстаивание своей точки зрения, представление аргументов, подтверждающих их фактов.
– понимание позиции другого в дискуссии.
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Предметные результаты изучения курса
Знать (понимать):
- основные этапы и главные события истории края с древнейших времён до наших дней;
- важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития нашего края;
- изученные виды исторических источников.
Уметь:
- соотносить даты событий истории края с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий истории края;
- использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
- показать на карте области границы края, города, места значительных исторических событий;
- рассказать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая значение необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ;
- соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
- объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории края, достижениям культуры;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
- высказывать собственные суждения об историческом наследии населения нашего края;
- объяснять исторически сложившиеся нормы социального поведения.
Распределение учебного материала курса
№ п/п | Тема | часы |
1 | Тема 1. История Воронежского края в истории России. | 2 ч |
2 | Тема 2. Воронежский край в древности. | 2 ч |
3 | Тема 3. Воронежский край в XII - первой половине XVI века. | 1 ч |
4 | Тема 4. Воронежский край в конце XVI – XVII веках. | 4 ч |
5 | Тема 5. Воронежский край в конце XVII– первой четверти XVIII века. Петровский период. | 3 ч |
6 | Тема 6. Воронежская губерния во второй - последней четверти XVIII вв. | 9 ч |
7 | Тема 7. Воронежская губерния в первой половине XIX века. | 6 ч |
8 | Тема 8. Воронежская губерния во второй половине XIX века. | 8 ч |
| Всего | 35 ч |
Содержание учебного курса
Раздел 1. История Воронежского края в истории России.
История края как часть истории нашей Родины. Что изучает краеведение. Источники знаний о прошлом края. Музеи, архивы, заповедники – хранилища исторической памяти. Ученые-краеведы Воронежской области, исследования по истории края.
Раздел 2. Воронежский край в древности.
Появление человека в Воронежском крае. Археологические исследования на территории края. Костенки – уникальный памятник, «жемчужина палеолита».
Особенности степной и лесостепной зон Воронежской области. Кочевые и земледельческие народы в эпоху металлов. Памятники древней истории в крае (Мосоловское поселение в Аннинском районе, Мастищенский лабиринт в Острогожском районе, Таловские мегалиты в Каменной степи.
Раздел 3. Воронежский край в XII - первой половине XVI века.
Расселение славян. Появление славян в Придонье. Воронежский край – ок-раина Киевской Руси. Укрепленные поселения славян на берегах рек Дона и Воронежа. Городище Титчиха. Натиск степных кочевников. Первое упоминание в русских летописях слова «Воронеж» (1177 г.). Раздробление русских земель. Монголькое нашествие. Запустение края в XIV–XV вв.
Раздел 4. Воронежский край в конце XVI – XVII веках.
Образование Российского государства. История вхождения воронежских земель в состав Российского государства. Борьба России с крымскими татарами. Организация сторожевой службы в 1586 году. Царский указ об основании города Воронежа. Версии о дате основания Воронежа. Крепость на правом берегу реки Воронеж. Строители и первые жители Воронежской крепости.
Раздел 5. Воронежский край в конце XVII– первой четверти XVIII века. Петровский период.
Начало государственной деятельности Петра I. Азовский поход 1695 г. Первый приезд в Воронеж (1696 г.). Начало строительства кораблей на Воронежской верфи. Азовский поход 1696 года, его результаты. Деятельность Петра Великого в Воронеже. Дальнейшее строительство города: Адмиралтейский двор, Немецкая слобода. Возникновение и развитие местной промышленности. Кумпанское и государственное строительство боевых кораблей в 1696–1700 гг. Русские и иностранные мастера-кораблестроители. «Работные люди». Первые учебные заведения – школа для подготовки офицеров флота (1703 г.), «цифирная» школа для детей (1714 г.).
Связь основания Санкт-Петербурга (1703 г.) с воронежскими событиями. Воронежские «заботы» Петра перед Полтавской битвой (1709 г.). Посещение Петром I Острогожска, Коротояка, Павловска, Таврова, Дивногорского монастыря и других мест.
Суровые указы Петра I об уничтожении возникших без царского повеления городов и сел (Бобров, Анна, Тойда, Тишанка, Богучар и др.).
Памятные места и памятники петровской эпохи в крае.
Раздел 6. Воронежская губерния во второй - последней четверти XVIII вв.
Образование Воронежской губернии (1725 г.). Окончательное заселение края. Изменение социальной структуры населения. Феодально-крепостнические отношения в крае. Борьба против крепостного гнета воронежских крестьян во второй половине XVIII века
Новые явления в хозяйственной жизни губернии. Строительство промышленных предприятий, развитие торговли.
Воронеж – центр губернии середины – второй половины XVIII века.
Повседневная и культурная жизнь жителей края.
Раздел 7. Воронежская губерния в первой половине XIX века.
Общественно-политическая жизнь губернии. Воронежские полки и воронежцы в Отечественной войне 1812 г. Участие воронежского дворянства в движении декабристов. Разночинские кружки в крае. Газета «Воронежские губернские ведомости» (1838 г.)
Социально-экономическое развитие края. Развитие земледелия, крестьянских промыслов. Товарно-денежные отношения в губернии. Строительство новых промышленных предприятий: сахарные заводы в Ольховатке (1834 г.), Рамони (1840 г.) и др.
Вклад воронежцев в культуру России. Застройка Воронежа и других городов губернии по «регулярным планам» (с 70-х гг. XVIII в.). Учебные заведения: мужская гимназия (1809 г.), кадетский корпус (1845 г.), народные училища. Пребывание в Воронежской губернии А.С. Грибоедова, К.Ф. Рылеева, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, В.Г. Белинского.
Выдающиеся земляки – А.В. Кольцов, И.С. Никитин, А.Н. Афанасьев, Н.И. Костомаров, Н.А. Северцов. Памятные места, связанные с деятельностью знаменитых воронежцев.
Раздел 8. Воронежская губерния во второй половине XIX века.
Реформа 1861 года в губернии: особенности ее проведения и последствия. Развитие капитализма и изменение структуры населения губернии.
Народническое движение в крае. «Наши», «Земля и воля», «Черный передел». Начало рабочего движения и зарождение первых социал-демократических организаций.
Деятели культуры – уроженцы Воронежского края – М.А. Веневитинов, И.А. Бунин, И.Н. Крамской, Н.Н. Ге, А.А. Бучкури, М.Е. Пятницкий и др.
ЛИТЕРАТУРА
Историческое краеведение Воронежской области. 8-9 классы. Учебное пособие. /Науч. ред. Б. Я. Табачников. Воронеж: Центр духовного возрождения Чернозёмного края, 2015.
Панова В. И. Историческое краеведение Воронежской области. Учебное пособие / В. И. Панова, А. О. Амелькин. Науч. ред. Б. Я. Табачников. – Воронеж: Центр духовного возрождения Чернозёмного края, 2012.
Загоровский В. П. Воронеж: историческая хроника. – Воронеж: Центр.-Чернозем. кн. изд-во, 1989.
Загоровский В.П. Воронежская историческая энциклопедия / В.П. Загоровский. – Воронеж, 1992.
Загоровский В.П. О древнем Воронеже и слове «Воронеж» Историко- герграфическое исследование 1971
Загоровский В.П. История Воронежского края от А до Я / В.П. За-горовский. – Воронеж, 1982
Панова В. И. История Воронежского края: Учебн.-методич. пособие. Воронеж. «Родная речь», 1995
Люби и знай родной край: учебное пособие по географии, истории и культуре Воронежской области для учащихся общеобразовательных школ. Науч. ред. Б. Я. Табачников. Воронеж: Центр духовного возрождения Чернозёмного края, 2008.
Нормы оценки знаний учащихся по историческому краеведению
Оценка знаний предполагает учет индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы в классе. Критерии оценки по историческому краеведению являются следующие за устные ответы:
Оценка «5» - материал усвоен в полном объеме, изложение логично, основные умения сформированы и устойчивы, выводы и обобщения точны и связаны с современной действительностью, ответ ученика глубокий с привлечением дополнительного материала. Оценка «4» - в усвоении материала незначительные пробелы, изложение недостаточно систематизированное, отдельные умения недостаточно устойчивы, в выводах и обобщениях имеются некоторые неточности. Твердое знание материала в пределах программных требований.
Оценка «3» - в усвоении материала имеются пробелы, он излагается не систематизировано, отдельные умения недостаточно сформулированы, выводы и обобщения аргументированы слабо, в них допускаются ошибки. Отсутствует самостоятельность суждения.
Оценка «2» - основное содержание материала не усвоено, наличие в ответе грубых ошибок, проявление непонимания сути, выводов и обобщений нет.
За письменные работы:
Оценка "5" - 81-100% выполненных заданий
Оценка "4" - 61-80%
Оценка "3" - 41-60%
Календарно-тематическое планирование
№ | дата | Тема раздела, урока | Кол-во часов |
план | факт |
История Воронежского края в истории России. 2 |
1 | | | История Воронежского края в истории России | 1 |
2 | | | Ученые краеведы Воронежской области. | 1 |
Воронежский край в древности. | 2 |
3 | | | Воронежский край в древности. | 1 |
4 | | | Появление восточнославянских племён в крае. | 1 |
Воронежский край в XII - первой половине XVI века. | 1 |
5 | | | Воронежский край в XII - XVI в.в. | 1 |
Воронежский край в конце XVI – XVII веках. | 4 |
6 | | | Основание Воронежа и его развитие в XVII веке. | 1 |
7 | | | Социальные особенности развития края в XVII веке. | 1 |
8 | | | Борьба с набегами татар. | 1 |
9 | | | Возникновение и развитие городов. | 1 |
Воронежский край в конце XVII– первой четверти XVIII века. Петровский период. | 3 |
10 | | | Воронеж – колыбель российского флота. | 1 |
11 | | | Возникновение и развитие местной промышленности. | 1 |
12 | | | Памятные места и памятники петровской эпохи в крае. | 1 |
Воронежская губерния во второй- последней четверти XVIII в. | 9 |
13 | | | Формирование административно- территориальной структуры. | 1 |
14 | | | Экономическое развитие. | 1 |
15 | | | Социальная структура края. | 1 |
16 | | | Судостроение в послепетровский период. | 1 |
17 | | | Органы власти и управления. | 1 |
18 | | | Воронеж – центр губернии. | 1 |
19 | | | Социальные конфликты. | 1 |
20 | | | Культурная и научная жизнь края | 1 |
21 | | | Урок защиты творческих проектов | 1 |
Воронежская губерния в первой половине XIX века. | 6 |
22 | | | Воронежский край в годы Отечественной войны 1812 г. | 1 |
23 | | | Социально-экономическое развитие Воронежского края в первой половине XIX века. | 1 |
24 | | | Общественная жизнь губернии. | 1 |
25 | | | Развитие просвещения в первой половины XIX века. | 1 |
26 | | | Развитие культуры края в первой половины XIX века. | 1 |
27 | | | Урок защиты творческих проектов | 1 |
Воронежская губерния во второй половине XIX века. | 8 |
28 | | | Отмена крепостного края. | 1 |
29 | | | Развитие капиталистических отношений в губернии. | 1 |
30 | | | Проведение реформ 1860-1870-х годов в губернии. | 1 |
31 | | | Общественное движение в Воронежской губернии. | 1 |
32 | | | Просвещение губернии во второй половине XIX века. | 1 |
33 | | | Культура губернии во второй половине XIX века. | 1 |
34 | | | Урок защиты творческих проектов | 1 |
35 | | | Итоговый урок. | 1 |
21