(Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская Учебник для учащихся 8-9 класса общеобразовательных учреждений « Искусство» Москва, Просвещение, 2012)
Обучение искусству в основной школе должно вывести учащихся на стандартный уровень знаний, умений, навыков.
• организовывать свою творческую деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать и применять на практике способы их достижения;
• мыслить образами, проводить сравнения и обобщения, выделять отдельные свойства и качества целостного явления;
• воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового искусства, видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой и исполнительской деятельности.
№ урока | Тема раздела, урока | Творческие и практические задания на уроке |
| Раздел 1. Воздействующая сила искусства | |
1 | Выражение общественных идей в художественных образах. Искусство как способ идеологического воздействия на людей. Способность искусства внушать определенный образ мыслей, стиль жизни, изменять ценностные ориентации. | Создать проект памятника своему идеалу, политическому деятелю. |
2 | Выражение общественных идей в художественных образах. Искусство как способ идеологического воздействия на людей. Способность искусства внушать определенный образ мыслей, стиль жизни, изменять ценностные ориентации. | Составьте композицию картины из линий, точек, геометрических фигур. |
3 | Композиция и средства эмоциональной выразительности разных искусств | Участие в беседе на тему «Композиция и средства эмоциональной выразительности разных искусств» |
4 | Позитивные и негативные грани внушающей силы искусства. Искусство массовой культуры, его функции. Коммерциализация искусства как неотъемлемая характеристика массовой культуры. | Подбор и анализ различных художественных произведений, использовавшихся в разные годы для внушения народу определенных чувств и мыслей. |
5 | Позитивные и негативные грани внушающей силы искусства. Искусство массовой культуры, его функции. Коммерциализация искусства как неотъемлемая характеристика массовой культуры. | Создание эскиза плаката |
6 | Синтез искусств в усилении эмоционального воздействия. Композиция и средства эмоциональной выразительности разных искусств | Создание в рисунке характерного облика собора или храма: романского, готического или древнерусского (по выбору). |
7 | Синтез искусств в усилении эмоционального воздействия. Композициями средства эмоциональной выразительности разных искусств | Участие в выставке лучших творческих работ, обсуждение художественных особенностей работ |
8 | Массовые и общедоступные искусства (тиражная графика, эстрадная развлекательная музыка и др.). Вкус и мода. Зрелище на службе внушения | Создание художественного замысла и воплощение эмоционально-образного содержания музыки сценическими средствами. |
9 | Массовые и общедоступные искусства (тиражная графика, эстрадная развлекательная музыка и др.). Вкус и мода. Зрелище на службе внушения | Создание художественного замысла и воплощение эмоционально-образного содержания музыки сценическими средствами |
| Раздел 2. Искусство предвосхищает будущее | |
10 | Порождающая энергия искусства, пробуждение чувств и сознания, способного к пророчеству. Миф о Кассандре. Использование иносказания, метафоры в различных видах искусства | Рассмотреть картину: К.Юона «Новая планета»написанную в 1921 г. Дать интерпретацию идеи этой картины с позиции человека сегодняшнего дня. |
11 | Порождающая энергия искусства, пробуждение чувств и сознания, способного к пророчеству. Миф о Кассандре. Использование иносказания, метафоры в различных видах искусства | Просмотр и анализ картин художников. |
12 | Предсказания в искусстве. Художественное мышление в авангарде науки. Научный прогресс и искусство. Предупреждение средствами искусства о социальных опасностях | Участие в диалоге об особенностях реальности и фантазии в творчестве художников |
13 | Предсказания в искусстве. Художественное мышление в авангарде науки. Научный прогресс и искусство. Предупреждение средствами искусства о социальных опасностях | Составить свои предсказания на будущее |
14 | Предсказания в искусстве. Художественное мышление в авангарде науки. Научный прогресс и искусство. Предупреждение средствами искусства о социальных опасностях | Выполнить рисунок – рассказ «Научный прогресс» |
15 | Предсказание сложных коллизий XX—XXI вв. в творчестве художников, композиторов, писателей авангарда. Предвосхищение будущих открытий в современном искусстве | Анализ явлений современного искусства (изобразительного, музыкального, литературы, кино, театра) и обоснование своего мнения. |
16 | Предсказание сложных коллизий XX—XXI вв. в творчестве художников, композиторов, писателей авангарда. Предвосхищение будущих открытий в современном искусстве | Попробовать воссоздать одно из творений Пикассо, Кандинского, Малевича. |
| Раздел 3. Дар созидания | |
17 | Эстетическое формирование искусством окружающей среды | Придумать и изобразить фантазийные дома в виде букв алфавита. |
18 | Архитектура: планировка и строительство городов | Выполнить коллективную работу: «Проект детской площадки» для вашего двора (рисунок, чертеж, макет, описание). |
19 | Архитектура: планировка и строительство городов | Выполнить коллективную работу: «Проект детской площадки» для вашего двора (рисунок, чертеж, макет, описание). |
20 | Специфика изображений в полиграфии | Разработать идею и выполнить фрагмент макета (в технике коллажа или компьютерной графики) сборника стихов, журнала, в который будут включены художественно оформленные обложка, титульный лист, страницы с иллюстрациями, фотографиями, рисунками, а также заставки, концовки, буквицы. |
21 | Специфика изображений в полиграфии | Разработать идею и выполнить фрагмент макета (в технике коллажа или компьютерной графики) сборника стихов, журнала, в который будут включены художественно оформленные обложка, титульный лист, страницы с иллюстрациями, фотографиями, рисунками, а также заставки, концовки, буквицы. |
22 | Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества | Создать проект дизайнерского оформления пришкольного участка, спортивной площадки, сквера или парка около вашего дома. |
23 | Произведения декоративно-прикладного искусства и дизайна как отражение практических и эстетических потребностей человека | Оформить кластер «Произведения декоративно-прикладного искусства» |
24 | Музыка в быту | Составить перечень музыкальных произведений из своей фонотеки по разделам: «Классическая музыка», «Народная музыка», «Современная музыка». |
25 | Расширение изобразительных возможностей искусства в фотографии, кино и телевидении | Выполнение обзорно аналитических упражнений, исследующих фотографию как новое изображение реальности, расширяющее творческие возможности художника. Пробные съёмочные работы на тему «От фотозабавы к фототворчеству», показывающие фотографический опыт учащихся и их стартовый интерес к творческой работе |
26 | Расширение изобразительных возможностей искусства в фотографии, кино и телевидении | Пробные съёмочные работы на тему «От фотозабавы к фототворчеству» |
27 | Единство стиля в материальной и духовной культуре | Свободная работа с текстами, с дополнительной литературой. Самостоятельный поиск необходимой информации на заданную тему. |
| Раздел 4. Искусство и открытие мира для себя | |
28 | Искусство учит видеть и чувствовать мир по-новому. Творческое воображение на службе науки и искусства — новый взгляд на старые проблемы | Участие в беседе на тему «Творческое воображение на службе науки и искусства». Выполнение творческих тестов. |
29 | Мышление научное и художественное. Выдающиеся физики и математики о роли искусства и творческого воображения в развитии науки и техники | Свободная работа с текстами, с дополнительной литературой. Самостоятельный поиск необходимой информации на заданную тему. |
30 | Мышление научное и художественное. Выдающиеся физики и математики о роли искусства и творческого воображения в развитии науки и техники | Участие в беседе на тему «Высказывания выдающихся физиков и математиков о роли искусства» |
31 | Вопрос себе, как первый шаг к творчеству. Красота творческого озарения. Совместная работа двух типов мышления в разных видах искусства | Свободная работа с текстами, с дополнительной литературой. Самостоятельный поиск необходимой информации на заданную тему. |
32 | Вопрос себе, как первый шаг к творчеству. Красота творческого озарения. Совместная работа двух типов мышления в разных видах искусства | Выполнение тестов «Типы мышления» |
33 | Выдающиеся психологи и физиологи о пользе творческой деятельности человека для его физического и душевного здоровья | Свободная работа с текстами, с дополнительной литературой. Самостоятельный поиск необходимой информации на заданную тему. |
34 | Информационное богатство искусства. Современный синтез науки и искусства (синергетика, фрактальная геометрия, бионика и др.) на службе у человека | Участие в беседе о выразительных возможностях изобразительного искусства; участие в выставке творческих работ |
№ урока | Дата | Тема раздела, урока | Практическая часть | Перечень контрольно-оценочных средств | Примечания |
| | Раздел 1. Воздействующая сила искусства (9 часов) |
1 | | Выражение общественных идей в художественных образах. Искусство как способ идеологического воздействия на людей. Способность искусства внушать определенный образ мыслей, стиль жизни, изменять ценностные ориентации. | | | |
2 | | Выражение общественных идей в художественных образах. Искусство как способ идеологического воздействия на людей. Способность искусства внушать определенный образ мыслей, стиль жизни, изменять ценностные ориентации. | | | |
3 | | Композиция и средства эмоциональной выразительности разных искусств | | | |
4 | | Позитивные и негативные грани внушающей силы искусства. Искусство массовой культуры, его функции. Коммерциализация искусства как неотъемлемая характеристика массовой культуры. | | | |
5 | | Позитивные и негативные грани внушающей силы искусства. Искусство массовой культуры, его функции. Коммерциализация искусства как неотъемлемая характеристика массовой культуры. | | | |
6 | | Синтез искусств в усилении эмоционального воздействия. Композиция и средства эмоциональной выразительности разных искусств | | | |
7 | | Синтез искусств в усилении эмоционального воздействия. Композициями средства эмоциональной выразительности разных искусств | | | |
8 | | Массовые и общедоступные искусства (тиражная графика, эстрадная развлекательная музыка и др.). Вкус и мода. Зрелище на службе внушения | | | |
9 | | Массовые и общедоступные искусства (тиражная графика, эстрадная развлекательная музыка и др.). Вкус и мода. Зрелище на службе внушения | | | |
| | Раздел 2. Искусство предвосхищает будущее (7 часов) |
10 | | Порождающая энергия искусства, пробуждение чувств и сознания, способного к пророчеству. Миф о Кассандре. Использование иносказания, метафоры в различных видах искусства | | | |
11 | | Порождающая энергия искусства, пробуждение чувств и сознания, способного к пророчеству. Миф о Кассандре. Использование иносказания, метафоры в различных видах искусства | | | |
12 | | Предсказания в искусстве. Художественное мышление в авангарде науки. Научный прогресс и искусство. Предупреждение средствами искусства о социальных опасностях | | | |
13 | | Предсказания в искусстве. Художественное мышление в авангарде науки. Научный прогресс и искусство. Предупреждение средствами искусства о социальных опасностях | | | |
14 | | Предсказания в искусстве. Художественное мышление в авангарде науки. Научный прогресс и искусство. Предупреждение средствами искусства о социальных опасностях | | | |
15 | 12.12.2016 | Предсказание сложных коллизий XX—XXI вв. в творчестве художников, композиторов, писателей авангарда. Предвосхищение будущих открытий в современном искусстве | | | 16.01.2017 |
16 | | Предсказание сложных коллизий XX—XXI вв. в творчестве художников, композиторов, писателей авангарда. Предвосхищение будущих открытий в современном искусстве | | | |
| | Раздел 3. Дар созидания (11 часов) |
17 | | Эстетическое формирование искусством окружающей среды | | | |
18 | | Архитектура: планировка и строительство городов | | | |
19 | | Архитектура: планировка и строительство городов | | | |
20 | | Специфика изображений в полиграфии | | | |
21 | | Специфика изображений в полиграфии | | | |
22 | | Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества | | | |
23 | | Произведения декоративно-прикладного искусства и дизайна как отражение практических и эстетических потребностей человека | | | |
24 | | Музыка в быту | | | |
25 | | Расширение изобразительных возможностей искусства в фотографии, кино и телевидении | | | |
26 | | Расширение изобразительных возможностей искусства в фотографии, кино и телевидении | | | |
27 | | Единство стиля в материальной и духовной культуре | | | |
| | Раздел 4. Искусство и открытие мира для себя (7 часов) |
28 | | Искусство учит видеть и чувствовать мир по-новому. Творческое воображение на службе науки и искусства — новый взгляд на старые проблемы | | | |
29 | | Мышление научное и художественное. Выдающиеся физики и математики о роли искусства и творческого воображения в развитии науки и техники | | | |
30 | | Мышление научное и художественное. Выдающиеся физики и математики о роли искусства и творческого воображения в развитии науки и техники | | | |
31 | | Вопрос себе, как первый шаг к творчеству. Красота творческого озарения. Совместная работа двух типов мышления в разных видах искусства | | | |
32 | | Вопрос себе, как первый шаг к творчеству. Красота творческого озарения. Совместная работа двух типов мышления в разных видах искусства | | | |
33 | | Выдающиеся психологи и физиологи о пользе творческой деятельности человека для его физического и душевного здоровья | | | |
34 | | Информационное богатство искусства. Современный синтез науки и искусства (синергетика, фрактальная геометрия, бионика и др.) на службе у человека | | | |