ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №38 им. Н.В. Челнокова»
«Рассмотрено» Руководитель МО _________/_________/ Протокол № ___ от «__» августа 2016г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР _______/___________/ «__» августа 2016 г. | «Утверждаю» Директор ГБОУ СОШ №38 им. Н.В. Челнокова» _________/__________/ Приказ № ___ от «__» августа 2016 г. |
| | |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по Информатике и ИКТ
в 11-А классе
на 2016/2017 учебный год
срок реализации программы - 1 год
Составитель:
учитель высшей квалификационной категории
Виниченко Светлана Александровна
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № 1
от «28» августа 2016 г.
г. Севастополь
2016 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике и ИКТ для 11-А класса составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:
Федеральный Закон от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования в 2016 –2017 учебном году;
Примерная программа среднего (полного) образования по информатике и информационным технологиям (письмо Департамента государственной политики в образовании МОиН РФ от 07.07.2005г. № 03-1263).
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Основная образовательная программа среднего общего образования ГБОУ «СОШ №38 им. Н.В. Челнокова».
Учебный план ГБОУ «СОШ №38 им. Н.В. Челнокова» на 2016-2017 учебный год.
Положение о рабочей программе педагога ГБОУ «СОШ №38 им. Н.В. Челнокова» (Приказ от 29 августа 2016 г. № 281/1)
УМК: Семакин И. Г., Хеннер Е. К. Средняя школа. 10-11 класс. Базовый уровень.
Шеина. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
Информатика. Примерная рабочая программа. 10–11 классы. Базовый уровень: учебно-методическое пособие / И.Г. Семакин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.
Информатика. 10–11 класс. Базовый уровень: методическое пособие / М.С. Цветкова, И.Ю. Хлобыстова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Электронное приложение к УМК. - metodist.lbz.ru
Материалы авторской мастерской Семакина И. Г. - metodist.lbz.ru
Учебным планом ГБОУ «СОШ №38 им. Н.В. Челнокова» на изучение предмета информатика и ИКТ предусмотрено 34 часов в год в 11-А классе из расчёта 1 часа в неделю (базовый уровень).
Данная программа может быть использована как индивидуальная программа для детей, обучающихся на дому и детей с ОВЗ.
Разработанная учебная программа рассчитана на учащихся, освоивших базовый курс информатики и ИКТ в основной школе и курс информатики и ИКТ в 10 классе на базовом уровне.
По теме «Информационные системы и базы данных» количество часов увеличено на 1 час, а по теме «Информационное моделирование» количество часов уменьшено на 2 час. 1 час добавлен в первой теме, так как здесь вводится понятие модели и их типов, что важно для успешного изучения темы «Информационное моделирование». Также 1 час выделен для повторения основных понятий курса, с целью рефлексии знаний.
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Обязательные результаты изучения курса «Информатика и ИКТ» приведеные в этом разделе, полностью соответствуют стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно-ориентированного подходов, освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности, овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни.
Основным результатом обучения является достижение базовой информационно-коммуникационной компетентности учащегося.
Рубрика «Учащиеся должны знать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися. Ученики должны понимать смысл изучаемых понятий, принципов и закономерностей.
Рубрика «Учащиеся должны уметь» включает требования: создавать информационные объекты, оперировать ими, оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов, приводить примеры практического использования полученных знаний, осуществлять самостоятельный поиск учебной информации, применять средства информационных технологий для решения задач. Также представлены требования, выходящие за рамки конкретного учебного предмета и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
Тема 1. Информационные системы и базы данных
Учащиеся должны знать:
основные понятия системологии: система, структура, системный эффект, подсистема;
структура и основные свойства систем;
что такое системный подход в науке и практике;
модели систем: модель «черного ящика», модель состава, структурную модель;
использование графов для описания структур систем;
что такое база данных (БД);
основные понятия реляционных БД: запись, поле, тип поля, главный ключ;
определение и назначение систем управления базами данных (СУБД);
основы организации многотабличной БД;
что такое схема БД;
что такое целостность данных;
этапы создания многотабличной БД с помощью реляционной СУБД;
структуру команды запроса на выборку данных из БД;
организацию запроса на выборку в многотабличной БД;
основные логические операции, используемые в запросах;
правила представления условия выборки на языке запросов и в конструкторе запросов.
Учащиеся должны уметь:
приводить примеры систем (в быту, в природе, в науке и пр.);
анализировать состав и структуру систем;
различать связи материальные и информационные;
создавать многотабличную БД средствами конкретной СУБД;
реализовывать простые запросы на выборку данных в конструкторе запросов;
реализовывать запросы со сложными условиями выборки.
Тема 2. Интернет
Учащиеся должны знать:
назначение коммуникационных служб Интернета;
назначение информационных служб Интернета;
что такое прикладные протоколы;
основные понятия WWW: web-страница, web-сервер, web-сайт, web-браузер, HTTP-протокол, URL-адрес;
что такое поисковый каталог: организация, назначение;
что такое поисковый указатель: организация, назначение;
какие существуют средства для создания Web-страниц;
виды Web-страниц и Web-сайта;
в чем состоит проектирование Web-сайта;
что значит опубликовать Web-сайт.
Учащиеся должны уметь:
работать с электронной почтой;
извлекать данные из файловых архивов;
осуществлять поиск информации в Интернете с помощью поисковых каталогов и указателей;
создать несложный Web-сайт с помощью средств автоматизированной разработки и публиковать Web-сайт.
Тема 3. Информационное моделирование
Учащиеся должны знать:
понятия: величина, имя величины, тип величины, значение величины;
что такое математическая модель;
формы представления зависимостей между величинами;
для решения каких практических задач используется статистика;
что такое регрессионная модель;
как происходит прогнозирование по регрессионной модели;
что такое корреляционная зависимость;
что такое коэффициент корреляции;
какие существуют возможности у табличного процессора для выполнения корреляционного анализа;
что такое оптимальное планирование;
что такое ресурсы, как в модели описывается ограниченность ресурсов;
что такое стратегическая цель планирования, какие условия для нее могут быть поставлены;
в чем состоит задача линейного программирования для нахождения оптимального плана;
какие существуют возможности у табличного процессора для решения задачи линейного программирования.
Учащиеся должны уметь:
с помощью электронных таблиц получать табличную и графическую форму зависимостей между величинами;
используя табличный процессор, строить регрессионные модели заданных типов;
осуществлять прогнозирование (восстановление значения и экстраполяцию) по регрессионной модели;
вычислять коэффициент корреляционной зависимости между величинами с помощью табличного процессора (функция КОРРЕЛ в Microsoft Excel);
решать задачу оптимального планирования (линейного программирования) с небольшим количеством плановых показателей с помощью табличного процессора («Поиск решения» в Microsoft Excel).
Тема 4. Социальная информатика. Защита информации. Информационная безопасность
Учащиеся должны знать:
что такое информационные ресурсы общества;
из чего складывается рынок информационных ресурсов;
что относится к информационным услугам;
в чем состоят основные черты информационного общества;
причины информационного кризиса и пути его преодоления;
какие изменения в быту, в сфере образования будут происходить с формированием информационного общества;
основные законодательные акты в информационной сфере;
суть Доктрины информационной безопасности Российской Федерации.
Учащиеся должны уметь:
Содержание учебного предмета
Тема 1. Информационные системы и базы данных (11 ч)
Понятие системы. Свойства системы. Системный эффект. Системный подход.
Модели систем: модель «черного ящика», модель состава, структурная модель, граф, дерево. Построение структурной модели.
Информационные системы (ИС). Состав, техническая база и области применения ИС.
Понятие базы данных (БД) как информационной системы. Назначение БД. Предметная область. Модель данных. Виды моделей данных. Основные понятия БД: запись, поле, типы полей, первичный ключ. Системы управления БД и принципы работы с ними. Просмотр и редактирование БД. Проектирование и создание многотабличной БД.
Условия поиска информации, простые и сложные запросы. Логические выражения, условия отбора. Поиск, удаление и сортировка записей. Форма как объект БД для ввода данных. Отчет как итоговый документ работы ИС.
Практические:
Пр. 1 «Модели систем»
Пр. 2 «Знакомство с СУБД»
Пр. 3 «Создание БД»
Пр. 4 «Реализация простых запросов в режиме конструктора запросов»
Пр. 5 «Реализация сложных запросов»
Пр. 6 «Расширение БД. Работа с формой и отчетами»
Контрольная работа 1. «Информационные системы и базы данных»
Тема 2. Интернет (10 ч.)
Назначение коммуникационных служб Интернета. Назначение информационных служб Интернета. Что такое прикладные протоколы. Основные понятия WWW: веб-страница, веб-сервер, веб-сайт, веб-браузер, HTTP-протокол, URL-адрес. Что такое поисковый каталог: организация, назначение. Что такое поисковый указатель: организация, назначение.
Какие существуют средства для создания веб-страниц. Веб сайты и их типы. Проектирование и публикация веб сайта. Средства автоматизированной разработки веб сайтов.
Практические:
Пр. 7 «Работа с электронной почтой и телеконференциями»
Пр. 8 «Работа с браузером. Просмотр wеb-страниц. Сохранение загруженных wеb-
страниц»
Пр. 9 «Работа с поисковыми системами»
Пр. 10 «Разработка сайта «Моя семья»
Пр. 11 «Разработка сайта «Животный мир»
Пр. 12 «Разработка сайта «Наш класс»
Контрольная работа 2. «Организация и услуги Интернета».
Контрольная работа 3. «Основы сайтостроения».
Тема 3. Информационное моделирование (10 ч.)
Понятие модели. Назначение и свойства моделей. Графические информационные модели. Табличные модели. Информационное моделирование на компьютере. Моделирование зависимостей между величинами. Модели статистического прогнозирования. Получение регрессионных моделей в электронных таблицах (ЭТ). Прогнозирование по регрессионной модели. Получение регрессионных моделей в ЭТ. Модели оптимального планирования. Использование ЭТ для решения задачи оптимального планирования.
Практические:
Пр. 13 «Проведение компьютерных экспериментов с математической и имитационной моделью»
Пр. 14 «Прогнозирование на основе регрессионный модели»
Пр. 15 «Расчет корреляционных зависимостей»
Пр. 16 «Решение задач оптимального планирования в ЭТ»
Контрольная работа 4. «Информационное моделирование»
Тема 4. Социальная информатика. Защита информации. Информационная безопасность (2ч.)
Информационные ресурсы общества. Информационное общество. Информационное право и безопасность.
Повторение (1 ч.)
Обобщение и систематизация основных понятий курса.
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование тем | Количество часов, ч. | Из них |
Практические работы | Контрольные работы |
1 | Информационные системы и базы данных | 11 | 6 | 1 |
2. | Интернет | 10 | 6 | 2 |
3. | Информационное моделирование | 10 | 4 | 1 |
4. | Социальная информатика | 2 | | |
| Повторение | 1 | | |
| Итого | 34 | 16 | 4 |
Приложение 1
Календарно-тематическое планирование
11А класс (базовый уровень)
1 час в неделю, всего 34 часа
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведення |
по плану | по факту |
Тема 1. Информационные системы (ИС) и базы данных (БД) | 11 | | |
1 | Правила техники безопасности и поведения в кабинете информатики. Понятие системы и их классификация. ИС. | 1 | | |
2 | Модели систем и структурная модель системы. Пр. 1. «Модели систем» (1 часть) | 1 | | |
3 | Информационная система. Пр. 1. «Модели систем» (2 часть) | 1 | | |
4 | БД — основа ИС. Основные понятия БД. Реляционные БД. СУБД. | 1 | | |
5 | Проектирование БД. Знакомство с СУБД Пр. 2 «Знакомство с СУБД» | 1 | | |
6 | Создание БД. Формы как средства ввода информации. Пр. 3. «Создание БД» | 1 | | |
7 | Запросы к БД. Простые запросы к БД. Пр.4 «Реализация простых запросов в режиме конструктора запросов» | 1 | | |
8 | Логические выражения и условия отбора. | 1 | | |
9 | Создание сложных запросов Пр. 5 «Реализация сложных запросов» | 1 | | |
10 | Создание форм и отчетов. Пр. 6 «Расширение БД. Работа с формой и отчетами» | 1 | | |
11 | Обобщение и систематизация основных понятий темы. Контрольная работа 1 «ИС и БД». | 1 | | |
Тема 2. Интернет. | 10 | | |
12 | Организация глобальных сетей Интернет. | 1 | | |
13 | Интернет как глобальная информационная система Пр. 7. «Работа с электронной почтой и телеконференциями» | 1 | | |
14 | World Wide Web - всемирная паутина. Пр. 8. «Работа с браузером. Просмотр wеb-страниц. Сохранение загруженных wеb-страниц» | 1 | | |
15 | Средства поиска информации в WWW. Пр. 9. «Работа с поисковыми системами» | 1 | | |
16 | Обобщение и систематизация основных понятий темы. Контрольная работа 2 «Организация и услуги Интернета». | 1 | | |
17 | Инструменты для разработки wеb – сайтов. Проектирование и публикация веб-сайта. | 1 | | |
18 | Средства автоматизированной разработки сайта. Пр. 10. «Разработка сайта «Моя семья» | 1 | | |
19 | Добавление изображения и создание простейших таблиц. Пр. 11. Разработка сайта «Животный мир» | 1 | | |
20 | Создание таблиц и списков. Пр. 12. Разработка сайта «Наш класс» | 1 | | |
21 | Обобщение и систематизация основных понятий темы. Контрольная работа 3 «Основы сайтостроения». | 1 | | |
Тема 3. Информационное моделирование | 10 | | |
22 | Компьютерное информационное моделирование. | 1 | | |
23 | Моделирование зависимостей между величинами | 1 | | |
24 | Моделирование зависимостей между величинами Пр. 13. «Проведение компьютерных экспериментов с математической и имитационной моделью» | 1 | | |
25 | Модели статистического прогнозирования. Получение регрессионных моделей в ЭТ. | 1 | | |
26 | Получение регрессионных моделей в ЭТ. Пр.14 «Прогнозирование на основе регрессионный модели» | 1 | | |
27 | Моделирование корреляционных зависимостей. Построение корреляционных зависимостей в ЭТ. | 1 | | |
28 | Построение корреляционных зависимостей в ЭТ. Пр.15 «Расчет корреляционных зависимостей» | 1 | | |
29 | Модели оптимального планирования. Использование ЭТ для решения задачи оптимального планирования. | 1 | | |
30 | Решение задач оптимального планирования. Пр. 16. «Решение задач оптимального планирования в ЭТ» | 1 | | |
31 | Обобщение и систематизация основных понятий темы. Контрольная работа 4 «Информационное моделирование». | 1 | | |
Тема 4. Социальная информатика. | 2 | | |
32 | Информационные ресурсы и общество | 1 | | |
33 | Информационное право и безопасность | 1 | | |
Повторение | 1 | | |
34 | Итоговый урок. Обобщение и систематизация основных понятий курса. | 1 | | |
26