Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Верхнеднепровская средняя общеобразовательная школа №3»
Рассмотрена на МС (МО) Протокол № 1 от 30.08. 2016 г. | Принята на педагогическом совете Протокол № 1 от 30. 08. 2016 г. | Утверждена приказом по МБОУ Верхнеднепровская СОШ №3 от 30.08.2016г. №______ |
Рабочая программа
учебного курса «Информатика»
для 7А класса
Учитель: Карцев А.Н.
пгт. Верхнеднепровский
2016 год
Нормативная основа разработки рабочей программы :
ФГОС основного общего образования (утвержден приказом от 17 декабря 2010 года №1897 (зарегистрирован Минюстом России 01 февраля 2011 года №19644 ).
Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 г № 1577.
Учебная программа (авторская) по информатике для 5-7 классов (ФГОС) средней общеобразовательной школы Л.Л. Босовой, размещенная на сайте методической поддержки предмета http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/ Л.Л. Босова. М., БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013 г
Учебный план МБОУ Верхнеднепровская СОШ №3 на 2016 – 2017 учебный год
СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
Программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю);
используемый учебно-методический комплект Босовой Л.Л.:
учебник для 7 класса / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015
Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016
Методическое пособие 7 класс (ФГОС)/ Л.Л.Босова, Ю.А.Босова, 2013. (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/)
Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/)
Планируемые результаты освоения учебного предмета информатика
Раздел 1. Введение в информатику
Выпускник научится:
декодировать и кодировать информацию при заданных правилах кодирования;
оперировать единицами измерения количества информации;
оценивать количественные параметры информационных объектов и процессов (объём памяти, необходимый для хранения информации; время передачи информации и др.);
записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;
Выпускник получит возможность:
углубить и развить представления о современной научной картине мира, об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире;
научиться определять мощность алфавита, используемого для записи сообщения;
научиться оценивать информационный объём сообщения, записанного символами произвольного алфавита
переводить небольшие десятичные числа из восьмеричной и шестнадцатеричной системы счисления в десятичную систему счисления;
познакомиться с тем, как информация представляется в компьютере, в том числе с двоичным кодированием текстов, графических изображений, звука;
Раздел 2. Информационные и коммуникационные технологии
Выпускник научится:
называть функции и характеристики основных устройств компьютера;
описывать виды и состав программного обеспечения современных компьютеров;
подбирать программное обеспечение, соответствующее решаемой задаче;
оперировать объектами файловой системы;
применять основные правила создания текстовых документов;
использовать средства автоматизации информационной деятельности при создании текстовых документов;
использовать основные приёмы создания презентаций в редакторах презентаций.
Выпускник получит возможность:
научиться систематизировать знания о принципах организации файловой системы, основных возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального информационного пространства;
научиться систематизировать знания о назначении и функциях программного обеспечения компьютера; приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой деятельности с применение средств информационных технологий;
закрепить представления о требованиях техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
сформировать понимание принципов действия различных средств информатизации, их возможностей, технических и экономических ограничений.
Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
понимание роли информационных процессов в современном мире;
владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).
Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в 7 классе отражают:
формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе;
формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Содержание учебного предмета
Раздел | Количество часов |
Информация и информационные процессы | 8 |
Компьютер как универсальное устройство обработки информации. | 8 |
Обработка графической информации | 4 |
Обработка текстовой информации | 9 |
Мультимедиа | 6 |
Итого: | 35 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Дата | д/з |
| | план | факт | |
Информация и информационные процессы – 8 ч |
1/1 | Вводный инструктаж по ОТ. Инструкция № .Информация и её свойства. Техника безопасности и организация рабочего места. | | | Введение, §1.1 |
2/2 | Информационные процессы. Обработка информации | | | §1.2 |
3/3 | Информационные процессы. Хранение и передача информации | | | §1.2 |
4/4 | Всемирная паутина как информационное хранилище. Практическая работа №1 «Поиск информации в сети Интернет». | | | §1.3 |
5/5 | Представление информации | | | §1.4 |
6/6 | Двоичное кодирование | | | § 1.5 |
7/7 | Измерение информации | | | § 1.6 |
8 | Контрольная работа №1 «Информация и информационные процессы» | | | |
Компьютер как универсальное устройство обработки информации – 8 ч |
9/1 | Основные компоненты компьютера и их функции. Практическая работа №3 «Устройство персонального компьютера». | | | § 2.1 |
10/2 | Персональный компьютер. Практическая работа №2 «Компьютеры и их история». | | | § 2.2 |
11/3 | Программное обеспечение компьютера. Системное программное обеспечение. | | | § 2.3 |
12/4 | Системы программирования и прикладное программное обеспечение. Практическая работа №4 «Программное обеспечение компьютера». | | | § 2.3 |
13/5 | Файлы и файловые структуры. Практическая работа №5 «Работа с объектами файловой системы». | | | § 2.4 |
14/6 | Пользовательский интерфейс. Практическая работа №6 «Настройка пользовательского интерфейса». | | | § 2.5 |
15/7 | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией» | | | § 2.1-5 |
16 | Контрольная работа №2 «Персональный компьютер» | | | |
Обработка графической информации – 4 ч |
17/1 | Формирование изображения на экране компьютера | | | § 3.1 |
18/2 | Компьютерная графика. Практическая работа №7 «Обработка и создание растровых изображений». | | | § 3.2 |
19/3 | Создание графических изображений. Практическая работа №8 «Обработка и создание векторных изображений». | | | § 3.3 |
20/4 | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Обработка графической информации». Проверочная работа | | | § 3.1-3 |
Обработка текстовой информации – 9 ч |
21/1 | Текстовые документы и технологии их создания | | | § 4.1 |
22/2 | Создание текстовых документов на компьютере. Практическая работа №9 «Создание текстовых документов» | | | § 4.2 |
23/3 | Прямое форматирование | | | § 4.3 |
24/4 | Стилевое форматирование | | | § 4.3 |
25/5 | Визуализация информации в текстовых документах. Практическая работа №11 «компьютерный перевод текстов» | | | § 4.4 |
26/6 | Распознавание текста и системы компьютерного перевода. Практическая работа №12 «Сканирование и распознавание текстовых документов». | | | § 4.5 |
27/7 | Оценка количественных параметров текстовых документов | | | § 4.6 |
28/8 | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Обработка текстовой информации». Практическая работа №10 «Подготовка реферата «История развития компьютерной техники»». | | | § 4.1-6 |
29 | Контрольная работа №3 «Обработка текстовой информации» | | | |
Мультимедиа – 6 ч |
30/1 | Технология мультимедиа. Практическая работа №15 «Создание видеофильма». | | | § 5.1 |
31/2 | Компьютерные презентации. Практическая работа №13 «Создание презентации». | | | § 5.2 |
32/3 | Создание мультимедийной презентации. Практическая работа №14 «Создание анимации». | | | § 5.3 |
33/4 | Обобщение и систематизация основных понятий главы «Мультимедиа». Промежуточная аттестация. Проверочная работа | | | § 5.1-3 |
34 | Итоговая аттестация. Проверочный тест. | | | |
35 | Повторение | | | |