СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по геометрии 9 класс

Категория: Геометрия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа разработана на основе программы для общеобразовательных учреждений. Геометрия. Сборник рабочих программ. 7—9 классы : пособие для учителей общеобразов. организаций / [сост.Т. А. Бурмистрова]. — 2-е изд., дораб. — М. : Просвещение, 2014.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по геометрии 9 класс»

1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОМЕТРИЯ» В 9 КЛАССЕ

1.1 Наглядная геометрия

Выпускник научится:

  • распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры;

  • распознавать развёртки куба, прямоугольного параллелепипеда, правильной пирамиды, цилиндра и конуса;

  • определять по линейным размерам развёртки фигуры линейные размеры самой фигуры и наоборот;

  • вычислять объём прямоугольного параллелепипеда.

Выпускник получит возможность:

  • вычислять объёмы пространственных геометрических фигур, составленных из прямоугольных параллелепипедов;

  • углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах;

  • применять понятие развёртки для выполнения практических расчётов.

1.2 Геометрические фигуры

Выпускник научится:

  • пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения;

  • распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их конфигурации;

  • находить значения длин линейных элементов фигур и их отношения, градусную меру углов от 0 до 180°, применяя определения, свойства и признаки фигур и их элементов;

  • отношения фигур (равенство, подобие, симметрии, поворот, параллельный перенос);

  • оперировать с начальными понятиями тригонометрии и выполнять элементарные операции над функциями углов;

  • решать задачи на доказательство, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними и применяя изученные методы доказательств;

  • решать несложные задачи на построение, применяя основные алгоритмы построения с помощью циркуля и линейки;

  • решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.

Выпускник получит возможность:

  • овладеть методами решения задач на вычисления и доказательства – методом от противного, методом подобия, методом перебора вариантов и методом геометрических мест точек;

  • приобрести опыт применения алгебраического и тригонометрического аппарата и идей движения при решении геометрических задач;

  • овладеть традиционной схемой решения задач на построение с помощью циркуля и линейки: анализ, построение, доказательство и исследование;

  • научиться решать задачи на построение методом геометрического места точек и методом подобия;

  • приобрести опыт исследования свойств планиметрических фигур с помощью компьютерных программ;

  • приобрести опыт выполнения проектов по темам – «Геометрические преобразования на плоскости», «Построение отрезков по формуле».

1.3 Измерение геометрических величин

Выпускник научится:

  • использовать свойства измерения длин, площадей и углов при решении задач на нахождение длины отрезка, длины окружности, длины дуги окружности, градусной меры угла;

  • вычислять длины линейных элементов фигур и их углы, используя формулы длины окружности и длины дуги окружности, формулы площадей фигур;

  • вычислять площади треугольников, прямоугольников, параллелограммов, трапеций, кругов и секторов;

  • вычислять длину окружности, длину дуги окружности;

  • решать задачи на доказательство с использованием формул длины окружности и длины дуги окружности, формул площадей фигур;

  • решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства).

Выпускник получит возможность:

  • вычислять площади фигур, составленных из двух или более прямоугольников, параллелограммов, треугольников, круга и сектора;

  • вычислять площади многоугольников, используя отношения равновеликости и равносоставленности;

  • приобрести опыт применения алгебраического и тригонометрического аппарата и идей движения при решении задач на вычисление площадей многоугольников.

1.4 Координаты

Выпускник научится:

  • вычислять длину отрезка по координатам его концов; вычислять координаты середины отрезка;

  • использовать координатный метод для изучения свойств прямых и окружностей.

Выпускник получит возможность:

  • овладеть координатным методом решения задач на вычисление и доказательство;

  • приобрести опыт использования компьютерных программ для анализа частных случаев взаимного расположения окружностей и прямых;

  • приобрести опыт выполнения проектов на тему «Применение координатного метода при решении задач на вычисление и доказательство».

1.5 Векторы

Выпускник научится:

  • оперировать с векторами: находить сумму и разность двух векторов, заданных геометрически, находить вектор, равный произведению заданного вектора на число;

  • находить для векторов, заданных координатами: длину вектора, координаты суммы и разности двух и более векторов, координаты произведения вектора на число, применяя при необходимости сочетательный, переместительный и распределительный законы;

  • вычислять скалярное произведение векторов, находить угол между векторами, устанавливать перпендикулярность прямых.

Выпускник получит возможность:

  • овладеть векторным методом для решения задач на вычисление и доказательство;

  • приобрести опыт выполнения проектов на тему «Применение векторного метода при решении задач на вычисление и доказательство».





2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОМЕТРИЯ»

Содержание материала

Характеристика основных видов

деятельности ученика

(на уровне учебных действий)

Глава IX. Векторы

Формулировать определения и иллюстрировать понятия вектора, его длины, коллинеарных и равных векторов; мотивировать введение понятий и действий, связанных с векторами, соответствующими примерами, относящимися к физическим векторным величинам; применять векторы и действия над ними при решении геометрических задач

Глава X. Метод координат

Объяснять и иллюстрировать понятия прямоугольной системы координат, координат точки и координат вектора; выводить и использовать при решении задач формулы координат середины отрезка, длины вектора, расстояния между двумя точками, уравнения окружности и прямой

Глава XI. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов

Формулировать и иллюстрировать определения синуса, косинуса, тангенса и котангенса углов от 0 до 180°; выводить основное тригонометрическое тождество и формулы приведения; формулировать и доказывать теоремы синусов и косинусов, применять их при решении треугольников; объяснять, как используются тригонометрические формулы в измерительных работах на местности;

формулировать определения угла между векторами и скалярного произведения векторов; выводить формулу скалярного произведения через координаты векторов; формулировать и обосновывать утверждение о свойствах скалярного произведения; использовать скалярное произведение векторов при решении задач

Глава XII. Длина окружности и площадь круга

Формулировать определение правильного многоугольника; формулировать и доказывать теоремы об окружностях, описанной около правильного многоугольника и вписанной в него; выводить и использовать формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности; решать задачи на построение правильных многоугольников; объяснять понятия длины окружности и площади круга; выводить формулы для вычисления длины окружности и длины дуги, площади круга и площади кругового сектора; применять эти формулы при решении задач

Глава XIII. Движения

Объяснять, что такое отображение плоскости на себя и в каком случае оно называется движением плоскости; объяснять, что такое осевая симметрия, центральная симметрия, параллельный перенос и поворот; обосновывать, что эти отображения плоскости на себя являются движениями; объяснять, какова связь между движениями и наложениями; иллюстрировать основные виды движений, в том числе с помощью компьютерных программ

Глава XIV. Начальные сведения из стереометрии

Объяснять, что такое многогранник, его грани, рёбра, вершины, диагонали, какой многогранник называется выпуклым, что такое n-угольная призма, её основания, боковые грани и боковые рёбра, какая призма называется прямой и какая наклонной, что такое высота призмы, какая призма называется параллелепипедом и какой параллелепипед называется прямоугольным; формулировать и обосновывать утверждения о свойстве диагоналей параллелепипеда и о квадрате диагонали прямоугольного параллелепипеда; объяснять, что такое объём многогранника; выводить (с помощью принципа Кавальери) формулу объёма прямоугольного параллелепипеда; объяснять, какой многогранник называется пирамидой, что такое основание, вершина, боковые грани, боковые рёбра и высота пирамиды, какая пирамида называется правильной, что такое апофема правильной пирамиды, приводить формулу объёма пирамиды; объяснять, какое тело называется цилиндром, что такое его ось, высота, основания, радиус, боковая поверхность, образующие, развёртка боковой поверхности, какими формулами выражаются объём и площадь боковой поверхности цилиндра;

объяснять, какое тело называется конусом, что такое его ось, высота, основание, боковая поверхность, образующие, развёртка боковой поверхности, какими формулами выражаются объём конуса и площадь боковой поверхности; объяснять, какая поверхность называется сферой и какое тело называется шаром, что такое радиус и диаметр сферы (шара), какими формулами выражаются объём шара и площадь сферы; изображать и распознавать на рисунках призму, параллелепипед, пирамиду, цилиндр, конус, шар





3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Вводное повторение – 2 часа.

Векторы – 8 часов.

Метод координат – 10 часов.

Соотношение между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов – 11 часов.

Длина окружности и площадь круга – 12 часов.

Движения – 8 часов.

Начальные сведения из стереометрии – 8 часов.

Повторение курса планиметрии – 9 часов.

В каждом из разделов уделяется внимание привитию навыков самостоятельной работы.

На протяжении изучения материала предполагается закрепление и отработка основных умений и навыков, их совершенствование, а также систематизация полученных ранее знаний, таким образом, решаются следующие задачи:

  • введение терминологии и отработка умения ее грамотного использования;

  • развитие навыков изображения планиметрических фигур и простейших геометрических конфигураций;

  • совершенствование навыков применения свойств геометрических фигур как опоры при решении задач;

  • формирование умения решения задач на вычисление геометрических величин с применением изученных свойств фигур и формул;

  • совершенствование навыков решения задач на доказательство;

  • отработка навыков решения задач на построение с помощью циркуля и линейки;

  • расширение знаний учащихся о геометрических фигурах на плоскости.

В ходе изучения материала планируется проведение четырех контрольных работ по основным темам и одной итоговой контрольной работы в виде теста.

На изучение предмета отводится 2 часа в неделю, итого 68 часов за учебный год.










4. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


уроков

Содержание учебного материала

Примерные сроки изучения

Вводное повторение (2 часа)

Вводное повторение


Вводное повторение


Глава IX. Векторы (8 часов)

Понятие вектора. Равенство векторов


Откладывание вектора от данной точки


Сумма двух векторов. Законы сложения векторов. Правило параллелограмма


Сумма нескольких векторов


Разность векторов


Умножение вектора на число


Применение векторов к решению задач


Средняя линия трапеции


Глава X. Метод координат (10 часов)

Разложение вектора по двум данным неколлинеарным векторам


Координаты вектора


Простейшие задачи в координатах


Простейшие задачи в координатах


Решение задач методом координат


Уравнение окружности


Уравнение прямой


Уравнения прямой и окружности. Решение задач


Урок подготовки к контрольной работе


Контрольная работа № 1 «Метод координат»


Глава XI. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов (11 часов)

Синус, косинус, тангенс угла


Теорема о площади треугольника


Теоремы синусов и косинусов


Решение треугольников


Решение треугольников


Измерительные работы на местности


Обобщающий урок по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника»


Угол между векторами. Скалярное произведение векторов


Скалярное произведение в координатах. Свойства скалярного произведения


Обобщающий урок по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов»


Контрольная работа № 2 «Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов»


Глава XII. Длина окружности и площадь круга (12 часов)

Правильный многоугольник


Окружность, описанная около правильного многоугольника и вписанная в правильный многоугольник


Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности


Решение задач по теме «Правильный многоугольник»


Длина окружности


Длина окружности. Решение задач


Площадь круга и кругового сектора


Площадь круга и кругового сектора. Решение задач


Обобщающий урок по теме «Длина окружности и площадь круга»


Решение задач по теме «Длина окружности и площадь круга»


Урок подготовки к контрольной работе


Контрольная работа № 3 «Длина окружности и площадь круга»


Глава XIII. Движения (8 часов)

Отображение плоскости на себя. Понятие движения


Свойства движения


Решение задач по теме «Понятие движения. Осевая и центральная симметрии


Параллельный перенос


Поворот


Решение задач по теме «Параллельный перенос. Поворот»


Решение задач по теме «Движения»


Контрольная работа № 4 «Движения»


Глава XIV. Начальные сведения из стереометрии (8 часов)

Многогранники


Призма


Параллелепипед. Свойства прямоугольного параллелепипеда


Объём тела. Пирамида


Тела и поверхности вращения


Цилиндр. Конус


Сфера и шар


Решение задач


Повторение курса планиметрии (9 часов)

Об аксиомах планиметрии


Начальные геометрические сведения. Параллельные прямые


Треугольники


Треугольники


Окружность


Четырёхугольники. Многоугольники


Четырёхугольники. Многоугольники


Векторы. Метод координат. Движение


Итоговое тестирование


.



10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!