СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии для 8 класса

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по географии для 8 класса по линии учебников под редакцией В.П.Дронова. УМК представлен учебником "География России. Природа. Население. Хозяйство" 8 класс (авторы В.П.Дронов, И.И.Баринова, В.Я.Ром); рабочей тетрадью "География России. Природа. Население. Хозяйство" (авторы И.И.Баринова, В.П.Дронов); методичесчким пособием "География России" 8-9 классы. (авторы И.И.Баринова, В.П.Дронов).

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии для 8 класса»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа с. Абашево муниципального района Хворостянский Самарской области

«Утверждаю» «Согласовано»

Директор школы Руководитель МО

_____________(Щербинин В.А.) ________(Урапина Т.М.)

«____»_________2015 г. «____»_________2015г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по географии

курс «География России. Природа. Население. Хозяйство.»

8 класс

68 часов, 2 часа в неделю







Борисова Елена Александровна

Учитель высшей категории

















Пояснительная записка.

Курс «География России» (8-9 классы) занимает центральное место в системе школьной географии. Именно этот курс завершает изучение географии в основной школе, что определяет его особую роль в формировании комплексных социально-ориентированных знаний, мировоззрения, личностных качеств школьников.

Основными целями курса являются:

  • Формирование целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства России, о месте нашей страны в современном мире;

  • Воспитание любви к родной стране, родному краю, уважения к истории и культуре Родины и населяющих её народов;

  • Формирование личности, осознающей себя полноправным членом общества, гражданином, патриотом, ответственно относящимся к природе и ресурсам своей страны.

Основные задачи данного курса:

  • Формирование географического образа своей страны, представления о России как целостном географическом регионе и одновременно как субъекте глобального географического пространства;

  • Формирование позитивного географического образа России как огромной территории с уникальными природными условиями и ресурсами, многообразными традициями населяющих её народов;

  • Развитие умений анализировать, сравнивать, использовать в повседневной жизни информацию из различных источников – карт, учебников, статистических данных, интернет-ресурсов;

  • Развитие умений и навыков вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате деятельности человека, принимать простейшие меры по защите и охране природы;

  • Создание образа своего родного края.

Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:

  • федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05.03. 2010 года № 1089;

  • примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;

  • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2009.

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения учебного предмета «География», из расчета 2 –х. учебных часов в неделю. Резервное время, при этом, составляет 17 часов и предусматривает возможность некоторого расширения объема и глубины изучения отдельных разделов или использования разнообразных форм организации учебного процесса, новых педагогических технологий, практических работ.

Всего – 68 часов, в неделю – 2 часа.

Используемый УМК:


1. В.П.Дронов, И.И.Баринова, В.Я.Ром «География России. Природа. Население. Хозяйство» 8 класс. Учебник. – М.: Дрофа, 2015.

2. И.И.Баринова, В.П.Дронов «География России. Природа. Население. Хозяйство.» Рабочая тетрадь по географии, 8 класс. – М.: Дрофа, 2015.

3. И.И.Баринова, В.П.Дронов «География России. Природа. Население. Хозяйство» Методическое пособие.

4. География России. Природа. Население. Хозяйство. 8 класс. Электронное приложение.

5. Географический атлас. 8 класс. – М.: Дрофа,2015.

Дополнительная литература:

1. Е.А.Жижина. Универсальные поурочные разработки по географии. Природа России. 8 класс – М.: «ВАКО», 2011;

2. Мультимедийные обучающие программы:

География 8 класс. Природа России.

Библиотека электронных наглядных пособий по курсам географии.

Интерактивные географические карты.

Формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные и практические работы, географические диктанты, работы с контурными картами.


Содержание программы

Введение (1 час)

Что изучает география России. Географический взгляд на Россию: разнообразие территории, уникальность географических объектов.

Часть I. Россия на карте мира (8 часов)

Географическое положение и административно-территориальное устройство России (8 часов)

Границы России, Что такое государственная граница и что она ограничивает. Каковы особенности российских границ. Особенности и виды географического положения России. Отрицательные и положительные аспекты географического положения страны, их влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. Государственная территория Российской Федерации (суша, внутренние и территориальные воды, воздушное пространство и недра; континентальный шельф и экономическая зона). Территориальные пространства России как важнейший стратегический ресурс страны. Виды государственных границ России. Особенности сухопутных и морских границ. Административно-территориальное устройство РФ. Россия на карте часовых поясов. Различия во времени на территории России. Поясное, местное, декретное и летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей.

Как формировалась государственная территория России. Где началось формирование государственной территории России. Как и почему изменялись направления русской и российской колонизации.

Этапы и методы географического изучения территории. Как первоначально собирались сведения о территории России. Как шло продвижение русских на восток. Как исследовалась территория России в XVIII в. Что отличало географические исследования в XIХ в. Что исследовали в XХв. Какие методы использовались для географического изучения России.

Особенности административно-территориального устройства России. Для чего необходимо административно-территориальное деление. Что такое федерация и субъекты Федерации. Как различаются субъекты Федерации. Для чего нужны федеральные округа.

Практические работы. 1. Определение поясного времени для различных населённых пунктов России. 2.Сравнительная характеристика географического положения России, США и Канады. 3. Анализ административно-территориального деления России.

Часть II

Природа России (26 ч)

Тема: Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые. (5 ч)

Особенности рельефа России как результат геологической истории формирования её территории. Геологическое летоисчисление, геологическая карта. Основ­ные тектонические структуры, тектоническая карта. Крупнейшие горы и равни­ны. Закономерности размещения месторождений полез­ных ископаемых. Минеральные ресурсы страны и пробле­мы их рационального использования.

Развитие форм рельефа под влиянием внутренних и » внешних процессов. Движение земной коры. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Современные рельефообразующие процессы и опасные природные явления. Древнее и современное оледенения. Изменение рельефа человеком. Влияние литосферы и рельефа на другие компоненты природы, жизнь и хозяйственную деятельность человека. Изменение рельефа человеком.

Практические работы. 4. Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий.

Тема: Климат и климатические ресурсы (6ч).

Климатообразующие факторы на территории страны. Солнечная радиация и радиационный баланс. Типы воздушных масс, циркуляция атмосферы (атмосферные фронты, циклоны и антициклоны). Синоптическая карта, прогнозы погоды, их значение. Использование аэрокосмических методов изуче­ния климатических явлений.

Закономерности распределения тепла и влаги (средине температуры января и июля, осадки, испарение, испаряе­мость, коэффициент увлажнения). Климатические пояса и типы климатов. Полюс холода Северного полушария. Изменение климата под влиянием естественных и антропогенных факторов. Меры охраны атмосферного воздуха от загрязнения.

Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Опасные климатические явления. Агроклиматическая карта. Агроклиматические ресурсы своего региона.

Практические работы. 5. Определение по картам зако­номерностей распределения солнеч­ной радиации, радиационного баланса. Выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового ко­личества осадков по территории страны. 6. Определение по си­ноптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды. 7.Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.

Тема: Внутренние воды и водные ресурсы (3 ч)

Состав внутренних вод на территории страны. Роль внутренних вод в освоении территории и развитии хозяйства России. Главные речные системы, Водоразделы, бассейны. Распределение рек по бассейнам океанов. Питание, режим, расход, годовой сток рек, ледовый режим.

Важнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.

Водные ресурсы России. Неравномерность распределения водных ресурсов. Хозяйственное использование и охрана водных ресурсов страны. Стихийные явления, связанные с водами.

Практические работы. 8. Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм. Определение возможностей ее хозяйственного использования.

9. Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны в зависимости от рельефа и климата. 10. Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России, составление прогноза их использования.

Тема: Почва и почвенные ресурсы (3 ч).

Почва — особое природное образование. Плодородие – важнейшее свойство почвы. Условия образования разных типов почв. Закономерности распространения почв на территории страны. Карта почв России.

Почвенные ресурсы России. Изменение почв в процессе их хозяйственного использова­ния. Меры по сохранению плодородия почв, мелиорация.

Практические работы. 11.Выявление условий образования основных типов почв и оценка их плодородия. Знакомство с образцами почв своей местности.

Тема: Растительный и животный мир. Биологи­ческие ресурсы (2 ч).

Растительный покров России, карта рас­тительности.

Животный мир. Биологические ресурсы, их ра­циональное использование. Меры по охране растительно­го и животного мира.

Практическая работа. 12. Прогноз изменения растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса.

Тема: Природное районирование (7 ч).

Природно-территориальные комплексы (ПТК) на территории России как результат длительного развития географической оболочки Земли. Зональные и азональные ПТК. Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем, антропогенные изменения природно-территориальных комплексов на территории страны. Физико-географическое районирование территории России. Наиболее крупные природные районы. Проявление широтной зональности и высотной поясности на территории России. Природная зона как природный комплекс: взаимосвязь и взаимообусловленность ее компонентов.

Характеристика природных зон: арктических пустынь, тундр и лесо­тундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь и пустынь. Природные ресурсы зон, пути рационального использова­ния. Хозяйственная деятельность человека и экологические проблемы в каждой из природных зон. Аквальные природные комплексы у берегов России. Природно-хозяйственные различия морей. Особо охраняемые природные территории и объекты Всемирного наследия на территории России.

Часть III. Население России (7 ч).

Тема: Численность населения России.

Численность населения России, её динамика. Естественный прирост и факторы, влияющие на его изменения. Половой и возрастной состав населения. Демографические проблемы в России.

Тема: Народы, языки и религии.

Основные языковые семьи и группы, их размещение. Культурно-исторические особенности народов России. Разнообразие религиозного состава населения и география основных религий на территории страны. Межнациональные проблемы и их география.

Тема: Городское и сельское население.

Крупнейшие города и городские агломерации, их типы, роль в жизни страны.

Тема: Размещение населения России.

Социально-экономические и экологические проблемы в крупных городах. Географические особенности расселения сельского населения. Влияние природных условий на типы сельских поселений. Современные социальные проблемы малых городов и сёл.

Тема: Миграции населения в России.

Что такое миграции и почему они возникают. Влияние истории заселения и хозяйственного освоения территории России, природных условий и современных миграций на географические особенности современного размещения населения. Основная полоса расселения, зона Севера.

Тема: Люди и труд.

Что такое трудовые ресурсы и экономически активное население. Неравномерность в обеспечении трудовыми ресурсами различных территорий страны. Перераспределение числа занятых в различных отраслях и сферах хозяйства. Проблема занятости населения и пути её решения.

Практические работы. 13.Сравнительная характеристика половозрастного состава населения регионов России. 14. Характеристика особенностей миграционного движения населения России.

Часть IV. Хозяйство России (9 ч).

Что такое хозяйство страны?

Что такое хозяйство страны и как оценить уровень его развития. Как устроено хозяйство России.

Как география изучает хозяйство.

Что такое условия и факторы размещения предприятий. Что такое территориальная структура хозяйства.

Практическая работа: 15. Определение по картам типов территориальной структуры хозяйства.

Первичный сектор экономики – отрасли, эксплуатирующие природу (7 ч)

Состав первичного сектора экономики. Природные ресурсы. Что относят к первичному сектору экономики. Что такое природные ресурсы и как их подразделяют.

Природно-ресурсный капитал России. Что такое природно-ресурсный капитал, как он оценивается. Каковы проблемы использования природно-ресурсного капитала страны.

Сельское хозяйство. Чем сельское хозяйство отличается от других отраслей. Каков состав сельского хозяйства. Что такое агропромышленный комплекс.

Растениеводство. Какие отрасли растениеводства наиболее развиты в России. Как растениеводство влияет на окружающую среду.

Животноводство. Какие отрасли животноводства наиболее развиты в России. Как животноводство влияет на окружающую среду.

Лесное хозяйство. Сколько лесов в России. Можно ли рубить лес. Какова роль леса в российской истории и экономике.

Охота и рыбное хозяйство. Какую роль в современной жизни людей играет охота. Что такое рыбное хозяйство.

Практическая работа. 16. Выявление и сравнение природно-ресурсного капитала различных районов России. 17. Определение главных районов животноводства в России.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА:

Содержание и методический аппарат учебников данной линии направлены на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов обучения при изучении курса «География»

Достижение предметных результатов в учебниках линии обеспечивается формированием у учащихся целостной системы комплексных социально ориентированных знаний о Земле как планете людей, о закономерностях развития природы, размещении населения и хозяйства, об особенностях, динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических и социально-экономических процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия общества и природы. Для реализации этих требований представленная линия строилась на основе следующих концептуальных принципов:

  • Обеспечение комплексности и логической преемственности содержания отдельных школьных географических курсов. Линия построена в соответствии с традиционным для отечественного образования принципом построения курса географии в основной школе – от общего к частному. В соответствии с ним в учебниках идёт поэтапное формирование основополагающих физико-географических и социально-экономических знаний на разных территориально-иерархических уровнях: планетарном – материков и океанов и их частей – России и её отдельных районов – своей местности (малой Родины). При этом во всех учебниках линии реализуются такие сквозные направления современного образования , как гуманитаризация, социологизация, экологизация, способствующие формированию общей культуры молодого поколения;

  • Единый методологический подход к отбору, структуризации и подаче учебного материала (методологической основой линии учебников являются положения «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», направленной на формирование у подрастающего поколения ценностей гуманизма, созидания, саморазвития, нравственности как основы успешной самореализации школьника в жизни и труде и как условия безопасности и процветания страны;

  • Единый методический подход к отбору, структуризации и подаче учебного материала. Методическое единство учебников линии обеспечивается унификацией в построении структуры параграфов, позволяющей осуществлять единую технологию обучения и способствующей овладению учащимися навыками отбора, анализа и синтеза информации.

В учебниках содержится система заданий, направленных на достижение метапредметных результатов обучения:

  • Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;

  • Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • Умение определять понятия, создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;

  • Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных и познавательных задач;

  • Умение организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе;

  • Умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей;

  • Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;

  • Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его на практике.

В программе уделено большое значение заданиям, направленным на достижение личностных результатов обучения:

  • Воспитание российской гражданской идентичности;

  • Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учётом познавательных интересов;

  • Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и учитывающего многообразие современного мира;

  • Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;

  • Формирование основ экологической культуры;

  • Уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира и России.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!