СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии для 6 класса

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Школьный курс географии играет важную роль в реализации основной цели современного российского образования – формирование всестороннеобразованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения. В этой связи важнейшей методологической установкой, в значительной мере определяющей отбор и интерпретацию содержания курса географии, является установкой на формирование в его рамках системы базовых национальных ценностей как основы воспитания, духовно-нравственного обучения географии у выпускников основной школы.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии для 6 класса»


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 15»

города Троицка


«Рассмотрено на заседании МО»



_____ /Коваль М. В. /


ФИО руководителя МО

«___» _________ 2015г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР


_____ /Глазкова Т. Н. /

ФИО


«___» _________ 2015г.

«Утверждаю»

Директор МАОУ «СОШ № 15»


_____ /Катричева Л. Д./

ФИО


«___» _________ 2015г.
















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

основного общего образования

по географии

для 6 класса

на 2015 – 2016 учебный год











составитель:

Баранская Татьяна Николаевна,

учитель географии





2015 г.


Статус рабочей программы основного общего образования по географии для 6 класса на 2015 - 2016 учебный год: является составной частью основной образовательной программы МАОУ «СОШ № 15»


Рабочая программа по географии для 6 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:

  1. «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (приказ Министерства образования РФ от 05. 03.2004 г. № 1089);

  2. Концепция краеведческого образования в Челябинской области (приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 13.09.2005 г. № 01-1006);

  3. Авторская программа «География 6 - 9» авторов Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова; В..А. Коринская, И.В. Душина, В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.П. Дронов, В.Я. Ром «Программы общеобразовательных учреждений. География. 6-9 классы » – М. Дрофа, 2010;;

  4. Приказ МОиН РФ от 28.12.2010г. № 2106 «Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников».

  5. Учебник «География. Начальный курс». 6 класс. И. И. Баринова, А. А. Плешаков, Н. И. Сонин – М.: Дрофа, 2012.

  6. Приказ МОиН РФ от 28.12.2010г. № 2106 «Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников».

  7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»

  8. Приказ МОиН РФ от 04.10.2010г. № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений»

  9. Приказ «Об утверждении минимальных требований к комплексному оснащению учебного процесса и оборудованию учебных помещений в учреждениях Челябинской области, реализующих ФГОС ООО» от 31.11.2011 № 01-1693

  10. Рекомендации Министерства образования и науки Челябинской области (письмо от 31.07.2009 г. №103/3404 «О разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях Челябинской области» и приложение 1 к письму Министерства образования и науки Челябинской области № 103/3431 от 03.08.2009 г.).

  11. Приложение к письму Министерства образования и науки Челябинской области «Об особенностях преподавания обязательных учебных предметов образовательных программ начального, основного общего образования в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2015 - 2016 учебном году» от 16. 06. 2015. № 03-02/4938.

  12. Учебный план МАОУ «СОШ №15» на 2015 - 2016 учебный год

  13. ПОЛОЖЕНИЕ О разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в МАОУ «СОШ № 15» г. Троицка


  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по географии основывается на миссии основного общего образования МАОУ «СОШ №15», которая заключается в создании модели адаптивной школы, представляющей возможность сформировать и максимально развить ключевые компетенции, научить делать осознанный выбор и нести за него ответственность.

Рабочая программа по географии составлена с учетом национальных, региональных и этнокультурных особенности (НРЭО). В «Пояснительной записке» определены цель и задачи НРЭО учебного предмета. В разделе «Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета» обозначены результата изучения НРЭО Челябинской области. В разделе «Содержание учебного предмета» прописаны темы, выносимые на изучение НРЭО. В разделе «Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся» уточнены основные виды деятельности обучающихся.

Школьный курс географии играет важную роль в реализации основной цели современного российского образования – формирование всестороннеобразованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения. В этой связи важнейшей методологической установкой, в значительной мере определяющей отбор и интерпретацию содержания курса географии, является установкой на формирование в его рамках системы базовых национальных ценностей как основы воспитания, духовно-нравственного обучения географии у выпускников основной школы.

Рабочая программа отвечает требованиям Федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программе по географии: сформировать у учащихся целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, а также развить у школьников познавательный интерес к другим народам и странам.

Предлагаемое в рабочей программе распределение часов по темам соответствует примерной программе основного общего образования по географии (базовый уровень).

Изучение географии в школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

• освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения;, методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;

• овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;

• воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде;

• использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации.

• нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

• понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникации, простого общения.

Задачи

  • Сформировать географический образ своей страны в ее многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия основных компонентов: природы, населения.

  • Сформировать представление о России как о целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте мирового (глобального) географического пространства, в котором динамически развиваются как общепланетарные, так и специфические региональные процессы и явления;

  • Овладение способами деятельностей: познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной.

Предметные результаты планируется отслеживать через систему практических работ, географических диктантов и т. д. (Количество и характер контрольных мероприятий прописано в календарно-тематическом планировании).

Выбор программы обучения географии и созданных на ее основе учебников определяется тем, насколько обновлено их содержание, соответствует ли оно целям современного образования, решаются ли авторами задачи развития личности учащегося, его мышления, творческих способностей, воспитания интереса к географии, формирования желания и умения изучать новый предмет. Этим требованиям в полной мере отвечает УМК по географии: авторская программа по географии. 5 - 9 классы авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин, М. 2012 г. изд-во «Дрофа»; И.И.Баринова, А.А. Плешаков, В.И. Сонин «География. Начальный кур» с. 2012 г. Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова «Начальный курс географии», 6 класс,М., Дрофа,. 2009 г.


  1. Общая характеристика учебного предмета

География – предмет, содержание которого трудно переоценить, он охватывает во взаимосвязи многие аспекты естественного и гуманитарно-общественного научного знания. Такое положение географии обеспечивает формирование у учащихся:

Комплексного представления об окружающей среде как среде обитания человечества;

Целостного восприятия мира в виде взаимосвязанной цепочки природно-общественных территориальных систем;

Умений ориентироваться в пространстве на основе специфических географических средств (план, карта). А также использовать географические знания для организации своей жизнедеятельности;

Умений организации собственной жизни в соответствии с гуманистическими, экологическими. Демократическими принципами как основными ценностями географии.

Школьная география, формируя систему знаний о природных, социально-экономических, техногенных процессах и явлениях, готовит учащихся к практическому применению комплекса географических, геоэкологических, и социальных знаний и умений в сфере общественно-географической деятельности.



  1. Место в учебном плане

В учебном плане образовательного учреждения в обязательной части на изучение предмета отводится 34/35 учебных недель.

Данная программа по предмету «География» рассчитана на 34 учебные недели (34 часа, по 1 часу в неделю в соответствии с расписанием), так как одна неделя отводится в 5-8, 10 классах на промежуточную аттестацию, а в 9, 11 классах на государственную итоговую аттестацию.


  1. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.

 Ценностные ориентиры, отражающие их индивидуально-личностные позиции:

- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях( житель планеты земля, гражданин Российской Федерации, житель своего региона);

- осознание выдающейся роли и места Росси как части мирового географического пространства;

-осознание единства географического пространства России как среды обитания всех населяющих ее народов, определяющих общность их исторических судеб;

-осознание целостности географической среды во взаимосвязи природы, населения и хозяйства Земли,  материков, их крупных районов и стран;

- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества и готовность солидарно противостоять глобальным вызовам современности;

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

Гармонично развитые социальные чувства и качества:

- патриотизм,  принятие общих национальных, духовных и нравственных ценностей;

- любовь к своему Отечеству, местности, своему региону;

-гражданственность, вера в Россию, чувство личной ответственности за Родину перед современниками и будущими поколениями;

 - уважение к природе, истории, культуре России, национальным особенностям, традициям и образу жизни российского и других народов, толерантность;

- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости ее сохранения и рационального использования.

  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета географии

Личностные:

У обучающегося будут сформированы:

  • овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

  • осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира:

  • сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.

  • ответственным отношением к учебе;

  • опытом участия в социально значимом труде;

  • осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению. использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации для решения учебных и практико-ориентированных задач;

  • анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;

  • по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;

  • определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;

  • в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженных учебно-познавательных мотивов;

  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

  • учебно-познавательного интереса к нахождению разных способов решения учебной задачи;

  • способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

  • сопереживания к природе;

  • следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

  • осознания своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;

  • ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;

  • читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;

  • строить простые планы местности;

  • создавать простейшие географические карты различного содержания;

  • моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.

  • различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

  • использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;

  • проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;

  • оценивать характер взаимодействия деятельности человек и компонентов природы в разных географических условиях, с точки зрения концепции устойчивого развития.

  • использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;

  • приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;

  • воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;

  • создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.

Метапредметные:

Метапредметные результаты курса «География. Начальный курс» основаны на формировании универсальных учебных действий.

Личностные УУД:

  • осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);

  • осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

  • эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;

  • патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

  • уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.

Регулятивные УУД:

  • способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;

  • умения управлять своей познавательной деятельностью;

  • умение организовывать свою деятельность;

  • определять её цели и задачи;

  • выбирать средства и применять их на практике;

  • оценивать достигнутые результаты.

Познавательные УУД:

  • формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;

  • умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.

Коммуникативные УУД:

  • самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)

Предметные результаты

Учащийся научится:

  • приводить примеры географических объектов;

  • называть отличия в изучении Земли географией по сравнению с другими науками (астрономией, биологией, физикой, химией, экологией);

  • называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время и наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий;

  • показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов;

  • приводить примеры собственных путешествий, иллюстрировать их;

  • объяснять значение понятий: «горизонт», «линия горизонта», «стороны горизонта», «ориентирование», «план местности», «географическая карта»;

  • находить и называть сходства и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте;

  • работать с компасом; ориентироваться на местности при помощи компаса, карты, местных признаков;

  • объяснять значение понятий: «литосфера», «горные породы», «полезные ископаемые», «рельеф», «гидросфера», «океан», «море», «атмосфера», «погода», «биосфера»;

  • показывать по карте основные географические объекты;

  • наносить на контурную карту и правильно подписывать географические объекты;

  • объяснять особенности строения рельефа суши;

  • описывать погоду своей местности;

  • объяснять, для чего изучают географию.

Учащийся получит возможность научиться:

  • сопереживания к природе;

  • следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

  • осознания своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;

  • ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;

  • приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;

  • воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации.

  • читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты

  • ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;

  • читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;

  • строить простые планы местности;

  • создавать простейшие географические карты различного содержания;

  • моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.

  • использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;

  • проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;

  • оценивать характер взаимодействия деятельности человек и компонентов природы в разных географических условиях, с точки зрения концепции устойчивого развития.

  • использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;

  • приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;

  • воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;

  • создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.

  • формирует представления о географии, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях и их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;

  • овладения элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров.


  1. Содержание учебного предмета

Введение (1 час). Развитие географических знаний человека о Земле. Представление о мире в древности. Эпоха Великих географических открытий. Выдающиеся географические открытия и исследования в России и в мире. Современные научные исследования.

План местности (4 часа). Изображение поверхности Земли на глобусе и карте. План местности. Географическая карта. Масштаб; градусная сеть на плане и карте. Способы картографического изображения. Классификация карт. Чтение и использование карт. Ориентирование на местности. Составление плана местности

Географическая карта (5 часов). Изображения поверхности Земли на глобусе и карте. План местности. Географическая карта. Масштаб; градусная сеть на плане и карте. Способы картографического изображения. Классификация карт. Чтение и использование карт. Ориентирование на местности. Составление плана местности

Литосфера (5 часов). Литосфера, строение земной коры. Геология. Внутреннее строение Земли. Состав земной коры. Земная кора и литосфера – каменные оболочки Земли. Разнообразие форм рельефа. Движения земной коры. Главные формы рельефа. Рельеф дна океанов. Человек и земная кора.

Гидросфера (6 часов). Гидросфера: океан, море, озеро, река, мировой круговорот воды, движение вод в океанах. Мировой океан и его роль в формировании состава атмосферы и климатов Земли.

Атмосфера (7 часов). Атмосфера: ветер, осадки, образование ветра и его зависимость от атмосферного давления, воздушные массы, погода и климат. Распределение тепла и влаги на поверхности Земли

Биосфера (4 часа). Биосфера: распространение растений и животных на Земле, взаимосвязь биосферы с другими сферами географической оболочки и способы адаптации растений и животных к среде обитания. Природные зоны Земли. Широтная зональность и высотная поясность – важнейшие особенности природы Земли. Особенности взаимодействия компонентов природы и хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах

Население Земли (3 часа). Человечество – единый биологический вид. Основные человеческие расы. Численность населения Земли. Основные типы населенных пунктов. Человек – часть биосферы. Влияние природы на жизнь людей и влияние человеческой деятельности на оболочки Земли и природные комплексы.


  1. Тематическое планирование

Содержание учебного предмета

Количество

часов

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Тема раздела

Введение

1

Закрепить знания о том как человек открывал Землю. Изучение Земли человеком. Современная география. Земля — планета Солнечной системы. Вращение Земли. Луна. Изучение аэрокосмического снимка Челябинской области.

Виды изображений поверхности

9

Работать с планом местности. Отрабатывать умения выбирать масштаб, переводить цифровой масштаб в именованный. Определение сторон горизонта по компасу. Определять направления и азимуты по плану местности. Определять стороны горизонта по компасу.

Определять по плану местности высоты холмов и глубин впадин. Определять по расположению горизонталей крутого и пологого склонов холма. Изображать с помощью горизонталей холма и впадины. Составлять план местности методом маршрутной съемки. Работать с глобусом и картами различных масштабов. Определять по карте Челябинской области направлений и расстояний.

Определять по глобусу и картам географические координаты объектов Челябинской области. Определять по картам высот и глубин объектов. Изучить особенности рельефа Челябинской области и Троицка.

Строение Земли. Географические оболочки

22

Определять минералы и горные породы по отличительным признакам на территории Челябинской области. Сравнивать горные породы, различающихся по происхождению. Оценивать влияние природных катастроф, связанных с литосферой, на деятельность населения и способов их предотвращения. Определять по карте расположение на материках различных гор, их протяженности и высоты; высочайших горных вершин в Европе, Азии, Африке, Северной и Южной Америке. Определять на карте расположение на материках наиболее крупных равнин, их протяженности. Определять по картам шельфы материков и их частей, материковых островов, срединно-океанических хребтов океанов.

Составлять схемы мирового круговорота воды. Обозначать на контурной карте океанов, крупных внутренних и внешних море.

Обозначить на контурной карте теплых и холодных течений. Описать реку Увельку г. Троицка по плану. Обозначить на контурной карте наиболее крупных рек, озер, водохранилищ и каналов России и мира. Выявить наиболее протяженных и полноводных рек, каналов. Составлять гипотезы возможного использования человеком ледников и вечной мерзлоты.

Доказывать изменения плотности атмосферы и состава воздуха в верхних слоях по сравнению с поверхностным слоем. Рассчитывать среднюю температуру для Троицка и Челябинской области. Сравнивать температуру и давление над сушей и морем днем и ночью. Выявить зависимость количества воды в воздухе от его температуры. Определять количество воды в насыщенном воздухе при заданных температурах. Сравнивать розу ветров и диаграмму облачности, характерных для г. Троицка Челябинской области.

Работать по группам: изучение жизни и деятельности наиболее интересных представителей морской фауны, подготовка иллюстрированных сообщений. Изучение природных комплексов Троицка и их описание по типичному плану

Население Земли

3

Описать особенности жилища, одежды, еды, быта, праздников. Обозначить на контурной карте границы наиболее населенных стран, городов с населением более 10 млн человек. Изучить причины этнической пестроты на территории Троицка.


  1. Учебно-методическое обеспечение учебного предмета

Дидактическое обеспечение

Методическое обеспечение

Авторская программа по географии. 5 - 9 классы авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин, М. 2012 г. изд-во «Дрофа»

Основные учебники

И.И.Баринова, А.А. Плешаков, В.И. Сонин

География. Начальный курс. 2012 г.

Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова «Начальный курс географии», 6 класс,М., Дрофа,. 2009 г.

Географический атлас: 6 класс. – М.: Дрофа, 2013.

Контурные карты по географии: 6 класс. – М.: Дрофа, 2013

. Т. П. Герасимова, Н. П. Неклюкова «Начальный курс географии», 6 класс,. Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2009.


Материально-техническое обеспечение уроков географии

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Примечание

Классная доска

1

Мультимедийный проектор

1

Экспозиционный экран

1

Компьютер

1

Принтер лазерный

1

Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по географии

3

Политическая карта мира, политическая карта Европы, карта Челябинской области

4

Ученические двухместные столы с комплектом стульев.

15

Стол учительский

1

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

1


Информационно-коммуникационные средства

Видеофильмы

Электронные образовательные ресурсы

Ресурсы Интернета


Наглядное интерактивное пособие для 6 - 11 классов, М. 2012 изд-во Дрофа

Ресурсы Интернет:

    • ресурс ЕК (Единая коллекция ЦОР) http://school-collection.edu.ru/

    • сетевые ресурсы (Гугл):

    • карты Google http://maps.google.ru/?hl=ru

    • Google планета Земля http://earth.google.com/

    • блог ГЕОграфиня http://www.geografinya.blogspot.com

    • ресурс сетевых сообществ Открытый класс http://www.openclass.ru/

    • сервис YouTube (видеоролики для уроков)

    • представительство Сети творческих учителей http://www.it-n.ru/.

    • газета «География» http://geo. 1 september.ru/

    • ООПТ Челябинской области. Памятники природы, заказники http://www.greenbook.ru/

    • Gismeteo.ruhttp://www.gismeteo.ru/maps.htm

    • Географическое общество Россииhttp://rgo.org.ru/'

    • клуб журнала «GEO» http: //www.geo.ru/

    • журнал «Вокруг света» http: //www.vokrugsveta. ru/

    • жрнал «National geographic» http://wwvv. national -geographiс. ru/ngm/ngs/

великие путешественники, мореплаватели и географы http://www.geografia.ru/


  1. Календарно – тематическое планирование

Количество часов

Дата проведения

Корректировка

Тема урока

Основные виды учебной деятельности обучающихся

план

Факт

план

факт

Введение 1 час

1






География как наука.

Путешествия и географические открытия.

Инструктаж ТБ

Знакомство с учебни-ком. Изучение и ана-лиз иллюстраций

Обозначение на контурной карте

маршрутов великих путешественников.

ВИДЫ ИЗОБРАЖЕНИЙ ПОВЕРХНОСТИ ЗЕМЛИ

Тема 1. План местности (4 часов)

1





Понятие о плане

местности. Масштаб

Входной контроль знаний

Работа с планом местности. Отработка

умений выбирать масштаб, переводить

цифровой масштаб в именованный

1





Стороны горизонта. Ориентирование

Определение сторон горизонта по компасу. Определение направлений и азимутов по плану местности

1





Изображение на плане неровностей земной

Поверхности

Определение по плану местности

высот холмов и глубин впадин. Определение по расположению горизонталей крутого и пологого склонов холма. Изображение с помощью горизонталей холма и впадины

1





Составление простейших планов

Местности. Практическая работа № 1

Составление плана местности методом

маршрутной съемки

Тема 2. Географическая карта (5 часов)

1





Форма и размеры Земли. Географическая карта

Работа с глобусом и картами различных масштабов. Определение по глобусу и карте направлений и расстояний

1





Градусная сеть на глобусе и картах

Определение по глобусу и картам

различных параллелей и меридианов

1





Географическая широта. Географическая долгота. Географические координаты. Практическая работа № 2

Определение географических координат объектов

1





Изображение на физических картах высот и глубин

Определение по картам высот и глубин объектов

1





Обобщение и контроль знаний по разделу «Виды изображений поверхности Земли»

Выполнение тестовых заданий. Работа

с учебником, атласом

Раздел III. СТРОЕНИЕ ЗЕМЛИ. ЗЕМНЫЕ ОБОЛОЧКИ

Тема 1. Литосфера (5 часов)

1





Внутреннее строение Земли.

Выполнение в тетради рисунка

«Внутреннее строение Земли». Определение минералов и горных пород по отличительным признакам. Сравнение горных пород, различающихся по происхождение

1





Движения земной коры

Вулканизм

Подготовка сообщения о крупнейших

землетрясениях и извержениях вулканов. Оценка влияния природных

катастроф, связанных с литосферой,

на деятельность населения и способов

их предотвращения

1





Рельеф суши.

Горы

Определение по карте расположения

на материках различных гор, их

протяженности и высоты; высочайших горных вершин в Европе, Азии,

Африке, Северной и Южной Америке

1





Равнины суши

Определение по карте расположения

на материках наиболее крупных равнин, их протяженности. Сравнение полезных ископаемых равнин и горных районов

1





Рельеф дна Мирового океана

Определение по картам шельфов

материков и их частей, материковых островов, срединно-океанических

хребтов океанов

Гидросфера (6ч)

1





Вода на Земле. Части Мирового океана. Свойства вод океана


Составление схемы мирового круговорота воды. Обозначение на

контурной карте океанов, крупных

внутренних и внешних море

1





Движение воды

в океане


Составление схемы возникновения

приливов и отливов под воздействием

притяжения Луны. Обозначение на

контурной карте теплых и холодных

течений


1





Подземные воды

Выполнение в тетради рисунка «Грунтовые воды».

1





Реки

Описание реки своей местности по плану. Обозначение на контурной карте наиболее крупных рек России и мира. Выявление наиболее протяженных и полноводных рек, каналов

1





Озера. Болота

Обозначение на контурной карте

крупных озер и водохранилищ.

1





Ледники

Обозначение на контурной карте

крупных горных и покровных ледников, границы зоны вечной мерзлоты на территории нашей страны. Выдвижение гипотез возможного использования человеком ледников и вечной мерзлоты

Атмосфера (7ч)

1





Атмосфера: строение, значение, изучение.


Выполнение в тетради рисунка «Строение атмосферы». Доказательство

изменения плотности атмосферы и состава воздуха в верхних слоях по сравнению с поверхностным слоем

1





Температура воздуха

Расчет средней температуры. Формулирование вывода о зависимости между температурой

1





Атмосферное

давление. Ветер


Выполнение в тетради рисунка: изображение направлений движений воздуха в дневном и ночном бризе. Сравнение температуры и давления над сушей и морем днем и ночью

1





Водяной пар в атмосфере. Облака

и атмосферные осадки

Выявление зависимости количества воды в воздухе от его температуры. Определение количества воды в насыщенном воздухе при заданных температурах

1





Погода

Измерение среднесуточной температуры зимой и летом. Сравнение розы ветров и диаграммы облачности, характерных для своей местности

1





Климат

Обозначение на контурной карте основных факторов, влияющих на его формирование

1





Причины, влияющие на климат

Выполнение в тетради рисунка: изображение положения Земли по отношению к Солнцу днем и ночью; положения земной оси по отношению к

Солнцу зимой и летом; областей, для

которых характерны полярный день и полярная ночь

Биосфера. Географическая оболочка (4ч)

1





Разнообразие и

распространение

организмов на Земле

Обозначение на контурной карте границ природных зон. Характеристика

одной из природных зон по плану. Работа с картой «Природные зоны мира».

1





Распространение

организмов в Мировом океане

Работа по группам: изучение жизни

и деятельности наиболее интересных

представителей морской фауны, подготовка иллюстрированных сообщений

1





Природный комплекс

Изучение природных комплексов своей местности и их описание по плану

1





Обобщение и контроль знаний по разделу «Строение Земли».

Выполнение тестовых заданий. Работа

с учебником, атласом, контурной картой с учебником, атласом, контурной картой

Раздел IV. НАСЕЛЕНИЕ ЗЕМЛИ (3 часа)

1





Население Земли

Описание особенностей жилища, одежды, еды, быта, праздников. Обозначение на контурной карте численности населения каждого материка; границ наиболее населенных

стран, городов с населением более

10 млн человек

1





Обобщение знаний по разделу «Население

Земли»

Работа с учебником, атласом и контурной картой



















































Практические и контрольные работы

урока

Название раздела

Количество часов

ВИДЫ ИЗОБРАЖЕНИЙ ПОВЕРХНОСТИ ЗЕМЛИ

1

5

Практическая работа № 1 «Съёмка местности. Виды съёмки».

1

2

8

Практическая работа № 2 «Определение расстояний, направлений и географических координат по карте»

1

3

10

Обобщение и контроль знаний по разделу «Виды изображений поверхности Земли»

1

Раздел III. СТРОЕНИЕ ЗЕМЛИ. ЗЕМНЫЕ ОБОЛОЧКИ

4

12

Практическая работа № 3 «Горные породы и минералы»

1

5

32

Обобщение и контроль знаний по разделу «Строение Земли».

1

6

35

Обобщение знаний по разделу «Население Земли»

1



Всего

6










































Критерии и нормы оценки знаний обучающихся

Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы.


Устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

  2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

  3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям

  4. хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.

Оценка "4" ставится, если ученик:

  1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

  2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

  3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

  4. Ответ самостоятельный;

  5. Наличие неточностей в изложении географического материала;

  6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;

  7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;

  8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;

  9. Понимание основных географических взаимосвязей;

  10. Знание карты и умение ей пользоваться;

  11. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.

Оценка "3" ставится, если ученик:

  1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

  2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

  3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

  4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

  5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

  6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

  7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

  8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

  9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);

  10. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;

  11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;

  12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

  2. Не делает выводов и обобщений.

  3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

  4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

  5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

  6. Имеются грубые ошибки в использовании карты.

Оценка "1" ставится, если ученик:

  1. Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;

  2. Полностью не усвоил материал.

Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  • выполнил работу без ошибок и недочетов;

  • допустил не более одного недочета.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

  • не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

  • или не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допус-тил:

  • не более двух грубых ошибок;

  • или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

  • или не более двух-трех негрубых ошибок;

  • или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

  • или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  • допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

  • или если правильно выполнил менее половины работы.

Оценка "1" ставится, если ученик:

  • Не приступал к выполнению работы;

  • Правильно выполнил не более 10 % всех заданий.

Примечание.

  • Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.

  • Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

 

Критерии выставления оценок за проверочные тесты.

  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.

  • Время выполнения работы: 10-15 мин.

  • Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.

  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.

  • Время выполнения работы: 30-40 мин.

  • Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.

Источник: А.Э. Фромберг – Практические и проверочные работы по географии: 10 класс / Кн. для учителя – М.: Просвещение, 2003.



Оценка качества выполнения

практических и самостоятельных работ по географии.

Отметка "5"

Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательно­сти. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.

Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.

Форма фиксации материалов может быть предложена учи­телем или выбрана самими учащимися.

Отметка "4"

Практическая или самостоятельная работа выполнена уча­щимися в полном объеме и самостоятельно.

Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного резуль­тата (перестановка пунктов типового плана при характеристи­ке отдельных территорий или стран и т.д.).

Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебни­ку, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение уме­ниями, необходимыми для самостоятельного выполнения ра­боты.

Допускаются неточности и небрежность в оформлении ре­зультатов работы.

Отметка "3"

Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выпол­нивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполне­ние работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретиче­ского материала, но испытывали затруднения при самостоя­тельной работе с картами атласа, статистическими материала­ми, географическими инструментами.

Отметка "2"

Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные ре­зультаты не позволяют сделать правильных выводов и полно­стью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подго­товки учащегося.

Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.

Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.

Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.

Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.

Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.

Отметка «1» - полное неумение использовать карту и источники знаний.


Требования к выполнению практических работ на контурной карте.

Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.

1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты (в графе: «условные знаки»).

2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств ( это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).

3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).

4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл в случае добавления в работу излишней информации)

5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.

6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).


Правила работы с контурной картой.

1. Подберите материалы для выполнения задания на карте (текстовые карты, статистические материалы, текст учебника), выделите главное.

2. Проранжируйте показатели по 2-3 уровням – высокие, средние, низкие.

3. При помощи условных знаков, выбранных вами, выполните задание, условные знаки отобразите в легенде карты.

4. Правильно подпишите географические объекты – названия городов и поселков расположите по параллелям или параллельно северной рамки карты; надписи не должны перекрывать контуров других обозначений; надписи делайте по возможности мелко, но четко. 5. Над северной рамкой (вверху карты) не забудьте написать название выполненной работы . 6. Не забудьте подписать работу внизу карты! Помните: работать в контурных картах фломастерами и маркерами запрещено



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!