СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии, автор Холина В.Н., профильный уровень

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

программа расчитана на 68 часов, в социально-экономическом классе

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии, автор Холина В.Н., профильный уровень»

Пояснительная записка

Программа составлена на основе примерной рабочей программы Холиной В.Н.

( География. Профильный уровень.10-11кл.: кн. для учителя / В.Н. Холина.-М.: Дрофа, 2008.).

Согласно федеральному базисному учебному плану, в классах социально-экономического профиля география является про­фильным предметом и изучается в объеме 138 часов за два года (2 часа в неделю). Одним из блоков федерального компонента стандарта для изучения географии на профильном уровне является блок «Введение в социально-экономическую географию». Этот блок, без сомнения, главный в классах социально-экономического профиля. Объем учебного времени, а также специализированная подготовка учащихся старших классов в соответствии с их профес­сиональным выбором — стали главными факторами, упитывавшимися при построении концепции курса.

Данный курс представляет инновационный учебно-методиче­ский комплекс «География» (профильный уровень) — победитель конкурса Национального фонда подготовки кадров «Информати­зация системы образования» (2005—2008 гг.).

Цели и задачи курса. Роль географии в формировании всесто­ронне развитой личности незаменима. Географические знания становятся повседневно необходимыми людям в их професси­ональной и бытовой деятельности — от выбора места жительства (в городе, в стране, в мире), продуктов питания (произведенных в разных районах земного шара) до выборов руководителей стра­ны. В значительной степени ответы на эти вопросы пытается дать предлагаемый курс, лежащий на стыке географии и региональной экономики. Актуальность его изучения диктуется логикой разви­тия общества и потребностями современного образования.

В данном курсе география выходит за рамки чисто хозяйствен­ной сферы в более глобальную — экономическую сферу, отвечая в большей степени на вопрос «почему?», а не «где?» (все предшест­вующие географические курсы акцентировали внимание именно на выяснении вопроса «где?»). Курс интегрирует знания о приро­де, человеке, хозяйстве, способствуя формированию целостной картины мира, становлению творческой и инициативной личнос­ти, воспитывает умение видеть проблемы и принимать решения. В основу курса положен деятельностный подход к формированию аналитического взгляда учащихся на окружающий мир. Учитель выступает в большей степени как организатор процесса познания и консультант, нежели передатчик информации, изложенной в тексте учебника. Продолжая закреплять ранее приобретенные на­выки, учащиеся развивают новые.

Размещение и развитие отраслей экономики и общества в со­временном мире показывается как результат человеческой дея­тельности, преобразующей неоднородное в природном отноше­нии пространство в соответствии с объективными экономически­ми законами. Такой подход можно считать гуманизационным, в котором главное внимание уделено человеку; он помогает вы­строить знания о современном мире в стройную схему, понять про­странственную логику развития экономики, прогнозировать ре­альные экономические результаты политических решений.

Организация и построение инновационного учебно-методического комплекса (ИУМК). Курс непосредственно связан не только с пред­шествующими курсами географии, он также привлекает знания, полученные на занятиях по экономике, истории, информатике, культурологии, при этом не дублирует их; дает мотивацию к изуче­нию иностранных языков, углублению знаний.

Названия параграфов даны в вопросной, часто проблемной и дискуссионной форме, что делает учебник дружественным по от­ношению к ученику и учителю. Количество параграфов и количе­ство уроков не имеют прямо пропорциональной зависимости, что предполагает реализацию индивидуальных траекторий обучения.

Особое внимание авторы уделили практической значимости излагаемого материала в будущей профессиональной деятельнос­ти. Специальные боксы «Карьера» (профессия — риелтор, профес­сия — районная планировка, профессия — реклама, профессия — маркетинг и др.) не только дают общее представление о профес­сии, а главное — объясняют, как изучаемый материал может быть использован в настоящей профессиональной деятельности. В бок­сах приводятся дополнительные материалы, реальные примеры профессиональной деятельности. Например, реальный реклам­ный буклет элитного жилого комплекса с предложением проана­лизировать его: какие географические факторы учтены в рекламе, где авторы рекламы «лукавят», предлагая прекрасную экологиче­скую обстановку там, где ее нет, и т. п. Эти знания учащийся смо­жет получить из блока карт в приложении — раздел «Источники информации».

В курс впервые введены теоретические вопросы географии (за­кономерности пространственной организации отдельных отрас­лей, размещения городов и хозяйства в целом), ранее практически не изучавшиеся в курсах экономической географии, но отражен­ные в новом стандарте и необходимые для изучения географии на профильном уровне. При этом боксы «География в действии» по­казывают, как данная теория используется на практике. Так, в ка­честве иллюстрации к модели центральных мест В. Кристаллера приведены результаты реализации проекта оптимизации сети сельских школ в РФ, который проводился на основе этой теорети­ческой модели. Все теории в курсе сопровождаются информацией об их авторах: фотографии, краткие биографии помогают сделать научную деятельность ближе к реальной жизни.

Курс представляет географию в контексте мировых проблем современной науки и повседневной жизни. Практически ориенти­рованные задания для классной и домашней работы нескольких уровней сложности позволят понять пространственную логику развития мировой экономики, культуры и политики и определить место России в ней.

В основу разработки курса положены широко освещенные за рубежом современные концепции размещения и взаимодействия различных сфер экономики, в том числе из распространенных по­пулярных монографий географов с мировым именем (Д. Харвея, П. Хаггета и др.), что является новым словом в школьной геогра­фии.

В этом ключе сформулированы задания по курсу, предполагаю­щие работу с многочисленными источниками информации для формирования важнейшей информационной компетенции. Эти задания являются разноуровневыми, что позволяет осуществлять личностно-ориентированное обучение.

О заданиях и проектах следует упомянуть отдельно. Они наце­лены на использование теории в практике реальной жизни. На­пример: проект «Функциональные зоны своего города (поселка)»; задание по анализу изменения системы расселения нашей страны за последние 100 лет при помощи кривой Ципфа; задание на поиск оптимального места жительства для вашей семьи, переехавшей в другой город (с учетом ограниченной суммы денег, анализа эко­логических карт, транспортной доступности места работы родите­лей, банка данных риелторской компании по предложениям на квартиры); поиск оптимального места для размещения пиццерии в вашем поселке.

Часть заданий носит более традиционный, обучающий харак­тер. Их выполнение предполагает «добывание» новых закономер­ностей из имеющихся фактов, работу с картами атласа, упорядоче­ние знаний по фактическому размещению объектов.

Тесты носят обучающий (не контролирующий) характер, они введены в значительной степени как дань традиции, несут функ­цию проверки запоминания фактов. Для создания комфортной среды обучения при неправильном ответе идет гуманное предло­жение повторить эту тему еще раз или доказать свою точку зрения. При этом почти 50% тестов заставляют логически думать, обра­щаться к уже пройденным закономерностям, а не зубрить цифры и факты. Например, тест: следует выбрать три страны с максималь­ной долей городского населения среди перечисленных. На самом деле не предполагается, что ученик выучил этот показатель для 257 стран и территорий мира, учащийся должен логически домыс­лить, в странах какого социально-экономического типа высока до­ля городского населения, и из списка выбрать только три эконо­мически высокоразвитые страны.

Особое внимание уделяется организации изучения курса. Здесь используется деятельностный практико-ориентированный подход к усвоению содержания, т. е. ученики усваивают учебный материал в процессе разнообразной учебной деятельности с этим материа­лом. В процессе усвоения материала формируются не только спе­цифические географические, но и общеучебные знания и умения, а значит, и ключевые компетенции: информационная, коммуника­тивная, компетенция умения решать проблемы.

При этом материал представлен в заведомо избыточном объеме: если интересно, можно открыть соответствующий бокс, если нет — то наверняка заинтересует другой. Кроме того, некоторые боксы

«мигрируют» по темам и главам. Например, при анализе урбаниза­ции в развивающихся странах мира вы не нашли времени прочи­тать про трущобную урбанизацию, но в главе 3, где обсуждаются проблемы формирования этнических кварталов и функциональ­ных зон города, есть опять ссылка на этот бокс, и, может быть, в этом контексте он покажется более интересным. В боксах есть ссылки на соответствующие ресурсы Интернета, еще больше рас­ширяющие и углубляющие знания.

Предполагается сотрудничество авторов учебника и школьни­ков — форум на сайте поддержки, предложения от авторов присы­лать свои творческие работы, проекты для размещения на сайте.

Статистические материалы, широко используемые в процессе самостоятельной и классной работы, ссылки на интернет-адреса и соответствующие сайты, список дополнительной литературы по­зволят учителю и ученику самостоятельно расширить знания по заинтересовавшим их разделам учебника.

Структура курса. Разделы курса охватывают темы обществен­ной географии, в наибольшей степени связанные с проблемами современной мировой экономики и политики. Старшеклассники, уже имеющие знания по фактологии физической и экономиче­ской географии, при изучении курса «Общественная география современного мира» откроют для себя подходы к решению проб­лем современной мировой экономики и политики, проследят эво­люцию географических взглядов на мир и методов географическо­го анализа, познакомятся с географией религий и культурными районами мира, теорией и практикой геополитики, географией выборов, моделями размещения хозяйства, понятием о территори­альной справедливости, географией городов и экономическим районированием.

Каждый из разделов курса («География в современном мире», «Политическая карта мира: государства и границы», «Богатство и бедность: типы стран», «Население и культура», «Городские и сельские поселения», «Мировое хозяйство», «Устойчивое разви­тие») включает в себя изучение принципов, закономерностей, моделей размещения и методов пространственного ана­лиза. Разделы состоят из отдельных тем, каждая из которых под­держивается комплексом практикумов и тестов (обучающего, тре­нировочного и контролирующего характера).

Примерное календарно-тематическое планирование (138ч: 70 ч в 10 классе и 68 ч в 11 классе; 2 ч в неделю)






Раздел 1. Городские и сельские поселения (11 часов)

Урбанизация как мировой процесс. Взаимосвязь урбанизации и уровня социально-экономического развития страны. Границы и пределы роста города. Оптимальные размеры города.

Функции городов в системе расселения. Город и окружающая среда. Системы расселения и их регулирование.

Экономическая структура и микрогеография города. Рынок го­родских земель. Функциональные зоны. Внутригородские разли­чия в цене на жилье, арендной плате, земельной ренте.

Раздел 2. Мировое хозяйство 50 часов)

Структура (экономическая и отраслевая) мирового хозяйства. Снижение доли сельского хозяйства и рост сферы услуг в ВВП и числе занятых. Динамика размещения хозяйства в исторической ретроспективе.

Оптимальная территориальная структура: концепция поляри­зованного ландшафта. Модели размещения отраслей националь­ного хозяйства.

Первичный сектор: сельское хозяйство и добывающая промыш­ленность.

География сельского хозяйства (системы земледелия и живот­новодства). Природная основа географических различий в сель­ском хозяйстве. Сельское хозяйство и окружающая среда.

Центры происхождения культурных растений и современные ареалы выращивания. Современная география сельскохозяйствен­ного производства. Страны — основные производители продукции животноводства и земледелия. Тенденции развития сельского хо­зяйства мира. Продовольственная проблема. «Зеленая револю­ция».

Добывающие отрасли. Экономическая оценка природных ре­сурсов (экономика природопользования). Лесное хозяйство и рыболовство.

Вторичный сектор. Факторы размещения промышленности: об­щественные и природные. Закономерности размещения отраслей промышленности.

Современные тенденции развития и размещения промышлен­ности мира. ТНК.

Обрабатывающие отрасли. Экологические последствия разви­тия промышленности.

Третичный сектор: сфера услуг. Мировая транспортная система (грузовой и пассажирский транспорт). Главные транспортные ма­гистрали мира.

Связь. Финансово-кредитная сфера. Закономерности развития туризма. Рекламный бизнес. Образование. Офшорные районы мира.

Международное разделение труда. Экономическая интеграция. Мировая торговля. Основные торговые пути древности и совре­менности.

Особенности специализации в мировой экономике регионов мира. Страны — лидеры мировой торговли. Внешняя торговля стран различных социально-экономических типов, географиче­ская и товарная структура экспорта (импорта).

Стадии экономической интеграции. Основные интеграцион­ные объединения стран мира.

Раздел 3. Устойчивое развитие (7 часов)

Районирование и административно-территориальное деление. Географические границы.

Основы электоральной географии. Нарезка округов для голо­сования.

Закономерности пространственного экономического развития (центр — периферия, пространственные закономерности распро­странения нововведений, «полюса роста»).

Региональное неравенство, экономическая эффективность и тер­риториальная справедливость в странах различных социально-эконо­мических типов (в том числе в России). Региональная политика и ме­тоды ее проведения в странах различных социально-экономических типов.

Региональный монополизм и региональная политика.

Проблемы устойчивости экономического развития (энергети­ческая, сырьевая, экологическая) и проблема устойчивости обще­ственного развития (демографическая, продовольственная, мира и разоружения и др.).

Киотский протокол








Календарно - тематическое планирование 11 класс


№ п/п

Наименование разделов, тем

КЭС

КПУ

Кол. часов

Предметные умения

Личностные и метапредметные умения

Вид контроля

дата


Раздел 1.Городские и сельские поселения



11

Знать: урбанизация, субурбанизация,эксурбанизация, реурбанизация, ложная урбанизация, уровень урбанизации, агломерация, агломерационный эффект мегалополис, маятниковые миграции, системы расселения,агломерационная экономия, цена на землю, неформальный сектор в городской экономике, нагрузка на природную среду.

Развитие навыков аналитического мышления.

Развития умения работать с различными источниками информации.

Развития навыков получения и анализа информации из сети Интернета.

Развития умения применять теоретические знания на практике.



Фронтальная беседа

01-05.09

1

Тема 1. Урбанизация

Почему, где и когда появлялись города?

Чем город отличается от деревни?

3.5

1.1

2.2

2.3


1

2

Конференция. Древние города.

3.5

1.1

2.2

2.3

1

Фронтальная беседа

01-05.09

3

Почему одни города растут, а другие – нет ? ПР 1 Где проходит граница города? ПР2

3.5

1.1

2.2

2.3

1

Публич. выступления

01-05.09

4

Рост городское население в развитых и развивающихся странах? ПР3 Как города влияют на окружающую среду

3.5

1.1

2.2

2.3

1

Оценочная практическая работа

07-12.09

07-12.09

5

Тема 2. Системы расселения

Как определить необходимое для устойчивого развития территории количество городов? ПР 4


3.1

2.5


1

Знать: равномерная системы расселения, идеальные системы расселения, центральные места, дополняющие районы, конус спроса, периодические центральные места,

Оценочная практическая работа


6


Тема 3. Экономическая и территориальная структура города

Экономическая структура города.





1



Знать: сектора городской экономики индекс базовой занятости, индекс локализации, территориальная структура города, транспортная доступность, функциональные зоны города, модели использования земель в городах плотность жилой застройки, рента, цена на землю, этнические кварталы, джентрификация, трущобные районы;


Фронтальная беседа

7


Как работает рынок городских земель?

Почему цена земли в центре города больше, чем на окраине?


2.5

1


Индивид. задания



2.5

Индивид. задания


8

Как размещаются в городах жилые кварталы разного качества?


2.5

1

Фронтальная беседа


9

Кто и как размещает в городе предприятия сферы услуг?

Как управлять территориальной структурой города?



1




2.5

Публич. выступления


10

Функциональные зоны нашего города (проект)


2.5

1

Контрольное тестирование


11



Итоговый урок по разделу «Городские и сельские поселения»




1


Раздел 2. Мировое хозяйство



50

Знать: геоэкономика, отраслевая структура мировой экономики ТНК, экспортная квота, устойчивое развитие, оптимальная территориальная структура

Развитие умения логически мыслить и искать недостающую информацию для подтверждения своей точки зрения.

Развитие умений работать с источниками информации, сравнивать, выбирать и анализировать показатели, развитие навыков конспектирования, анализа содержания картографических материалов.

Создать условия для овладения методами графического представления статистической информации, для развития навыков составления тематических диаграмм, навыков составления аналитических записок по научной тематике

,



12-13

Тема 1. Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства

Какова динамика отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства? ПР 4

4.1

1.4.1


2

Оценочная практическая работа


14

Как проявляется глобализация мирового хозяйства?

4.6

1.4.1

1

Фронтальная беседа


15-16

Крупнейшие ТНК мира ПР 5

4.6

1.4.1

2

Оценочная практическая работа


17

Киотский протокол: кто должен платить за развитие экономики и загрязнение окружающей среды?


1.4.1

1

Фронтальная беседа


18

Спасет ли Киотский протокол от глобального потепления?

Проект. Природные катастрофы в моей области


5.2

1.12

1




19-20

Тема 2. География сельского хозяйства

Чем определяется размещение и эффективность сельскохозяйственного производства? ПР 6.

4.1

1.4.1

2

Знать:латифундии, минифундии, фермерские хозяйства, многопризнаковая классификация типов сельского хозяйства, центры происхождения культурных растений, системы земледелия, системы животноводства.

Оценочная практическая работа


21

Размеры и конфигурация земельных участков



1

Фронтальная беседа


22

Где и когда появилось сельское хозяйство как отрасль экономики?



1

Индивид. задания


23-24

Крупнейшие производители сельскохозяйственной продукции. ПР 7.

4.3

1.4.1

2

Оценочная практическая работа


25

Какие существуют системы земледелия и животноводства?



1

Фронтальная беседа


26

Какие взаимосвязи устанавливают модели в географии сельского хозяйства?



1

Фронтальная беседа


27-28

Каковы основные тенденции развития и размещения сельского хозяйства мира?



2

Индивид. задания


29-30

Проект. Специализация и перспективы развития сельского хозяйства моей области


1.4.1

2

Публич. выступления


31

Итоговый урок по теме «География сельского хозяйства»



1

Контрольное тестирование


32

Тема 3. Закономерности размещения промышленности

Чем определяется размещение промышленных предприятий?

ПР 8

4.2

1.4.1

1

Знать: факторы размещения промышленности, инвестиционный климат, стратегия индустриализации, зоны приграничного сотрудничества, локализованные и повсеместнораспространные материалы, точка минимальных перемещений, транспортные издержки, рабочий коэффициент, агломерационная экономия, децентрализация;

Оценочная практическая работа


33-34

Страны и регионы – крупнейшие производители промышленной продукции. ПР9

4.2

1.4.1

2

Оценочная практическая работа


35

Региональные сдвиги в размещении промышленности мира. Конференция

4.2

1.4.1

1

Фронтальная беседа


3637

Модели размещения промышленности ПР 10



2

Оценочная практическая работа



38

Каковы современные тенденции развития и размещения промышленности мира?

4.2

1.4.1

1

Фронтальная беседа


39

Влияние промышленности на окружающую среду. Проект

5.2

1.12

1

Публич. выступления


40

Итоговый урок по теме «Закономерности размещения промышленности»

резервные




1

Контрольное тестирование


41

Тема 4. География сферы услуг

Как менялось место сферы услуг в мировой экономике?

4.1

2.5

1

Знать: сфера услуг и транспорт, общехозяйственные и личные услуги, деловые услуги, социальные услуги, туризм, мировая транспортная система, транспортные узлы, инфраструктура, грузовой и пассажирский транспорт (основные грузопотоки), связь и телекоммуникации, финансово-кредитная сфера, мировые финансовые центры, реклама;



Фронтальная беседа


42

Каковы особенности развития транспортной системы мира?

4.4

2.5

1

Фронтальная беседа


43

Крупнейшие транспортные узлы мира

4.4


1

Индивид. задания


44

Проект. Транспортная инфраструктура моего района (области)


2.5

1

Индивид. задания


45

Где размещены мировые центры телекоммуникаций, рекламы, финансов?

4.5


1

Фронтальная беседа


46

Каковы региональные особенности развития туризма?

4.5

2.5

1

Фронтальная беседа


47

48

Проект. Развитие туризма в моем районе (области)



2.5

2

Публич. выступления


49

Проект. Планируем путешествие с GPC



1

Оценочная практическая работа


50

Итоговый урок по теме «География сферы услуг»




резерв



1

Контрольное тестирование


51

Тема 5. Географическое разделение труда, мировая торговля и региональная интеграция

Какие выгоды получает страна от специализации, международного разделения труда и мировой торговли?

4.5

1.4.1

1

Знать: географическое (территориальное) разделение труда, межрайонное и международное разделение труда, специализация, международные торговые (товарные) организации (ОПЕК, Международная организация по кофе и др.), географическая и товарная структура внешней торговли (экспорт и импорт),


Фронтальная беседа


52

Теории мировой торговли: почему страны торгуют между собой?

4.5

2.5

1

Публич. выступления


53

Как менялась географическая и товарная структура мировой торговли?


2.5

1

Фронтальная беседа


54

Современная география мировой торговли (географическая и товарная структура экспорта и импорта) ПР 11



1

Оценочная практическая работа


55-56

СССР и Россия в мировой торговле ПР 12



2

Оценочная практическая работа


57

Проект. Динамика географической и товарной структуры внешней торговли региона (по выбору)


2.5

1

Оценочная практическая работа


58

Почему страны вступают в экономические и торговые союзы?

4.6

2.2

1

Фронтальная беседа


59

Экономическая интеграция в Европе

4.6


1

Фронтальная беседа


60-

Практическая работа 13 « Типы стран СНГ по уровню социально-экономического развития»




1

Оценочная практическая работа


61

Итоговый урок по теме: « Географическое разделение труда, мировая торговля и региональная интеграция»




1


Контрольное тестирование



Раздел 3. Устойчивое развитие



7

Знать: районирование (однородное – однопризнаковое и многопризнаковое, узловое), синтетические и аналитические районы, методика Моуля, принципы районирования, границы районов, последовательность выделения районов, качество районирования и АТД;


Развитие географического аналитического мышления; навыков публичных выступлений

Развитие навыков комплексного аналитического мышления с привлечением материалов смежных дисциплин (истории). Выявление взаимосвязи между миграциями и распространением культуры (языков, религий).

Создание условий для развития навыков создания творческих картосхем и их анализа для оценки стадий демографического перехода по странам и регионам мира, развития навыков выбора нужной информации для подтверждения своей точки зрения



62

Тема 1. Районирование и административно-территориальное деление

Что будем изучать в разделе «Устойчивое развитие»




1

Фронтальная беседа


63

Зачем в географии используется районирование?


2.2

1

Фронтальная беседа


64

Чем различаются районирование и административно-территориальное деление?


2.2

1

Фронтальная беседа


65

Тема 2. Основы электоральной географии

Какие принципы нарезки округов для голосования обеспечивают равное избирательное право? Проект. Выборы в моей области (городе, районе).



1

Знать: электоральная география, принципы нарезки округов для голосования, показатели географического анализа выборов

Фронтальная беседа


66

Тема 3. Региональное неравенство и территориальная справедливость

Каковы принципы территориальной и социальной справедливости?


2.5

1

Знать: принципы территориальной справедливости, причины территориального неравенства, методы региональной политики.

Фронтальная беседа


67

Как измерить региональное неравенство? ПР 15


2.5

1

Оценочная практическая работа


68

Какие методы региональной политики использует государство?



1

Фронтальная беседа









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!