СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии 9 класс по УМК Климановой О.А. Алексеев (ФГОС)

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа к серии УМК Климановой, Алексеев

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 9 класс по УМК Климановой О.А. Алексеев (ФГОС)»


Пояснительная записка

Рабочая программа по географии составлена на основе Примерной программы основного общего образования по географии, с учетом новой Концепции географического образования. Реализация программы , обеспечивается Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования (приказ МО РФ от 05.03.2004 №1089) и Федеральным БУП для общеобразовательных учреждений РФ (приказ МО РФ от 09.03.2004 №1312), Федерального государственного образовательного стандарта общего образования; требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования и авторской программы. А.И. Алексеева, О.А. Климановой, В.В. Климанова, В.А. Низовцева, Э.В. Кима "География России. Хозяйство и географические районы" 9 класс) / сборник  программ  по  географии  для  общеобразовательных  учреждений: География  6-11  класс. М.: Дрофа 2013 г — составитель Е.В Овсянникова/ и вариативной части.

Концептуальные основы программы. Программа построена на основе комплексного географического подхода и синтезирует общеземлеведческое и страноведческое содержание географии. В основу содержания учебного предмета положено изучение географической среды для жизни и деятельности человека и общества.

Курс «География России» завершает базовое географическое образование, создает у учащихся образ страны во всем ее многообразии и целостности. Его содержание связано с ключевыми экономическими, экологическими, социальными проблемами, решаемыми Россией на данном этапе ее развития, возрождением России как великой евроазиатской державы. Курс «География России» служит одной из основ формирования духовности, воспитания патриотизма, интернационализма будущих граждан России, их уважения к культуре и истории своей Родины и населяющих ее народов, экономического и эстетического образования школьников.

Основная цель курса – создать у учащихся целостное представление о своей Родине, раскрыть разнообразие ее природных условий и ресурсов, населения и проблемы хозяйства, познакомить учащихся с этапами заселения и освоения территории России, разнообразными условиями жизни и деятельности людей в разных регионах страны.

Данный предмет входит в образовательную область «Естествознание».

Цели и задачи программы:

освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

овладение умениями использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

  • познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

  • сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

  • ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;

  • соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

  • умения работать с картами различной тематики и разнообразными статистическими материалами;

  • определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения сопоставления, оценки и классификации объектов;

  • поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, в том числе в геоинформационных системах;


Исходными документами для составления рабочей программы явились:

Законы:

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ;

  • Федеральный закон от 01.12.2007 № 309 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»;

  • Областной закон "Об образовании в Ростовской области" от 14.11. 2013 № 26-ЗС.

Программы:

  • Примерная основная образовательная программа основного общего образования, рекомендованная Координационным советом при Департаменте общего образования Минобрнауки России по вопросам организации введения ФГОС, 2011 год).

Постановления:

  • постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

Приказы:

  • приказ Минобразования России от 05.03. 2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования;

  • приказ Минобразования России от 09.03. 2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

  • приказ Минобрнауки России от 20.08.2008 № 241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

  • приказ Минобразования Ростовской области от 30.06.2010 г. № 582 «Об утверждении плана по модернизации общего образования на 2011-2015 годы»;

  • приказ Минобрнауки России от 30.08.2010 № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

  • приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

  • приказ Минобрнауки России от 03.06.2011 № 1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312»;

  • приказ Минобрнауки России от 10.11.2011 № 2643 «О внесении изменений в Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089»;

  • приказ Минобрнауки России от 31.01.2012 № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089»;

  • приказ Минобрнауки России от 01.02.2012 № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312»;

  • приказ Минобрнауки России от 19.12.2012 № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013-2014 учебный год»;

  • приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

  • приказ Минобразования Ростовской области от30.04.2014 № 263 «Об утверждении примерного учебного плана для образовательных учреждений Ростовской области на 2014-2015 учебный год».

  • приказ ГКОУ РО школы-интерната п.Шолоховского Белокалитвинского района от 02.06.2014 № 61/3 «Об утверждении учебного плана школы-интерната на 2014-2015 учебный год».

Письма:

  • письмо Минобразования России от 31.10.2003№ 13-51-263/123 «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой

  • письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 04.03.2010 № 03-413 «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов»;

Программа рассчитана на один учебный год. Учитывая продолжительность учебного года (34 недели), планирование составлено на 68 часов в год. Объем учебной нагрузки согласно учебного плана школы-интерната на 2014/15 учебный год 2 часа в неделю. Количество часов в неделю на изучение предмета согласно программе - 2 часа.




Содержание курса "География России. Хозяйство и географические районы" 9 класс (68 часов)

Авторы А.И. Алексеев, О.А. Климанова, В.В. Климанов, В.А. Низовцев, Э.В. Ким

Раздел I

Хозяйство России (20 ч)

Тема 1

Общая характеристика хозяйства.

Понятие хозяйства. Его структура. Отрасли и их группировки. Три сектора хозяйства — первичный, вторичный, третичный. Изменение структуры хозяй­ства России.

Этапы развития хозяйства России. Циклические закономерности развития хозяйства. Особенности ин­дустриального пути развития России.

Планируемые предметные результаты подготовки учащихся:

Объяснять значение понятий: экономическая и социальная география;

первичная, вторичная и третичная сферы (сектора) хозяйства; структура

хозяйства, отрасль хозяйства, технологические циклы (Кондратьева);

наукоемкое, трудоемкое, материалоемкое, энерго - и водоемкое

производства; межотраслевые комплексы; специализация и кооперирование, концентрация в производстве;

внутри- и межотраслевые связи; транспортная магистраль,

инфраструктура; географическое разделение труда; отрасль специализации,

экономический район, экономическое районирование;

уметь отбирать и пользоваться разнообразными источниками географической информации;

читать и анализировать графические и статистические материалы, тематические (отраслевые) карты;

объяснять межотраслевые и внутриотраслевые связи, влияние различных факторов на развитие и размещение производств, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на примере отдельных отраслей и межотраслевых комплексов.

называть сферы (сектора) хозяйства и главные отрасли в их составе;

называть и объяснять основные этапы развития хозяйства России, изменения в структуре хозяйства.

Тема 2

Главные отрасли и межотраслевые комплексы

Агропромышленный комплекс. Состав, структу­ра, проблемы развития.

Сельское хозяйство, его главные особенности. Структура сельскохозяйственных угодий. Отраслевой состав сельского хозяйства. Структура и география растениеводства. Животноводство, его структура. Влияние природных условий на содержание скота. География животноводства.

Легкая и пищевая промышленность в составе АПК. Особенности их развития в настоящее время. География легкой и пищевой промышленности.

Лесной комплекс, его структура. Специфика лес­ного комплекса России. Основные отрасли и законо­мерности их размещения. Представление о лесопро­мышленном комплексе. Проблемы лесного комп­лекса.

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) и его значение в развитии хозяйства России. Особое значе­ние ТЭК в условиях северного положения России с учетом размеров ее территории. Структура ТЭК, его связи с другими отраслями хозяйства.

Угольная промышленность. Основные угольные бассейны. Социальные проблемы угольных районов.

Нефтяная промышленность. Этапы развития. Ос­новные районы добычи, транспортировки и перера­ботки нефти. Нефтепроводы и нефтеперерабатываю­щие заводы.

Газовая промышленность. Этапы развития. Райо­ны добычи газа. Газопроводы. Газ — современный вид топлива.

Роль нефтяной и газовой промышленности во внешней торговле России. Электроэнергетика. Энер­госистемы. Типы электростанций, их специфика и особенности влияния на окружающую среду. Геогра­фия электроэнергетики.

Проблемы ТЭК России.

Металлургический комплекс, его значение в хо­зяйстве. Черная и цветная металлургия, их структу­ра. Типы металлургических предприятий, факторы их размещения. Современная география черной и цветной металлургии.

Машиностроительный комплекс, его роль и место в хозяйственной жизни страны. Машиностроение — «отрасль свободного размещения». Ориентация на квалифицированные кадры и удобные связи с други­ми городами — поставщиками деталей, потребителя­ми продукции, научными базами. Специализация и кооперирование. Роль крупных заводов-лидеров в хо­зяйстве страны.

Химическая промышленность. Уникальность от­расли. Структура химической промышленности. Про­изводство минеральных удобрений. Химия полиме­ров. Химическая промышленность и окружающая среда.

Понятие инфраструктуры.

Транспортный комплекс, его значение. Сравнение различных видов транспорта по технико-экономиче­ским особенностям и воздействию на окружающую среду.

Отличительные особенности транспортной сети страны. Проблемы транспортного комплекса.

Информационная инфраструктура. Значение ин­формации для современного общества. Влияние теле­коммуникаций на территориальную организацию об­щества и образ жизни людей.

Сфера обслуживания. Рекреационное хозяйство. Его структура. Виды туризма. Рекреационные райо­ны.

Территориальное (географическое) разделение труда. Возникновение географического разделения труда. Условия, влияющие на специализацию райо­нов. Изменение специализации географических райо­нов во времени.

Обобщение знаний по разделу «Хозяйство Рос­сии».

Опорные знания из курса 8 класса: главная полоса расселения, размещение трудовых ресурсов, география безработицы. Топливные ресурсы, открытый (карьерный) и подземный (шахтный) способы добычи, угольные бассейны страны, нефтяные и газовые месторождения; влияние добывающей промышленности на окружающую среду. Механизация, химизация, мелиорация,

Практические работы.

1.Чтение карт, характеризующих особенности географии отраслей ТЭК (основные районы до­бычи, транспортировка, переработка и использование топ­ливных ресурсов).

2.Объяснение влияния различных фак­торов на размещение металлургического производства.

3. Изучение особенностей внутриотраслевых связей на при­мере машиностроения или лесного комплекса.

4. Составле­ние схемы межотраслевых связей химической промышлен­ности.

5. Объяснение зональной специализации сельского хозяйства на основе анализа и сопоставления нескольких тематических карт.

6.Сравнение транспортной обеспе­ченности отдельных районов России (на основе карт).

7. Объяснение возникновения экологических проблем, свя­занных с промышленным производством, сельским хозяй­ством и транспортом. Выделение группы отраслей, оказав­ших наибольшее воздействие на состояние окружающей среды, ее качество.

8.Выделение на контурной карте глав­ных промышленных и сельскохозяйственных районов страны. Сравнение их размещения с главной полосой рассе­ления и с благоприятным по природным условиям жизни населения положением территорий.

Планируемые предметные результаты подготовки учащихся:

Объяснять значение понятий: отрасли, межотраслевые комплексы. АПК, ТЭК. Трудоемкое производство, энергоёмкое и материалоёмкое, наукоемкое производство. Факторы размещения производства. Энергетическая система, типы электростанций. Специализация и кооперирование. Транспортная инфраструктура. Информационная инфраструктура, телекоммуникационная сеть, Интернет, сотовая связь. Сфера услуг, рекреационное хозяйство, экологический туризм. Отрасль специализации, географическое разделение труда.

  • называть отрасли, входящие в состав тех или иных комплексов;

  • объяснять изменения структуры отрасли. их значение в экономике страны;

  • называть и показывать главные районы добычи природных ресурсов, главные районы и центры отраслей промышленности;

  • объяснять и приводить примеры взаимосвязей между производствами

внутри отрасли и межотраслевые связи и особенности их размещения;

  • объяснять значение района своего проживания в производстве или потреблении продукции той или иной отрасли, того или иного производства;

  • объяснять значение той или иной отрасли для российской экономики;

  • называть, показывать по карте и приводить примеры крупнейших предприятий страны, объяснять особенности их размещения и влияние различных факторов на размещение;

  • объяснять значение термина “межотраслевые связи”, возникновение

  • экологических проблем, связанных с различными производствами.

  • приводить примеры крупных магистралей страны, выявлять особенности их географического положения, показывать по карте;

  • объяснять влияние природных условий на работу отдельных видов

транспорта и влияние транспорта на состояние окружающей среды.

  • приводить примеры современных видов связи;

  • сравнивать уровень информатизации и развития разных видов связи

разных районов России.

  • объяснять территориальные различия в развитии отраслей третичной сферы, значения географическое разделение труда.

Раздел II

Районы России (44 ч)

Планируемые предметные результаты подготовки учащихся при изучении раздела "Районы России":

Объяснять значение понятий: экономико - и политико-географическое положение, территориальная структура хозяйства, территориально- хозяйственные связи, уровень развития региона, региональная политика, качество и уровень жизни населения.

  • читать и анализировать комплексные карты географических районов;

  • составлять комплексные географические описания и географические характеристики территорий;

  • отбирать необходимые источники информации для работы;

  • выявлять особенности развития географических районов. Показывать на карте состав и границы экономических района; основные природные объекты, определяющие своеобразие района;

  • перечислять факторы, определяющие ЭГП района; давать оценку ЭГП.

  • перечислять особенности, характеризующие современное население и трудовые ресурсы района;

  • объяснять влияние природных факторов на хозяйственное развитие территории;

  • называть ведущие отрасли хозяйства района, показывать на карте главные центры производств;

  • объяснять сложившуюся специализацию и особенности размещения

хозяйства по территории района; объяснять хозяйственные различия

внутри района;

  • определять показатель специализации по статистическим данным; сопоставлять показатели специализации географических районов;

  • называть и объяснять экологические проблемы экономических районов;

  • называть общие черты и проблемы развития географических районов; оценивать перспективы развития;

  • объяснять природные и социально-экономические особенности географических районов европейской части России;

  • называть отличительные особенности, характеризующие своеобразие районов.

  • объяснять роль европейской и азиатской части России во внутри государственном и межгосударственном разделении труда;

  • приводить примеры (и показывать на карте) районов с различным географическим положением, преобладающей специализацией и уровнем развития;

  • объяснять сложившееся различие в уровне развития географических районов.

  • объяснять роль России в мировой экономике и политике, приводить примеры;

  • оценивать современное состояние и перспективы социально-экономического развития России.

Метапредметные умения:

Регулятивные (учебно-организационные):

- Ставить учебные задачи,

- Вносить изменения в последовательность и содержание учебной задачи;

- Выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения учебной задачи;

- Планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами и условиями .

- Оценивать свою работу в сравнении с существующими требованиями

Познавательные учебно-логические:

- Классифицировать в соответствии с выбранными признаками.

- Сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам.

- Систематизировать информацию.

- Структурировать информацию.

- Определять проблему и способы ее решения.

- Формулировать проблемные вопросы, искать пути решения проблемной ситуации.

- Владеть навыками анализа и синтеза;

учебно-информационные:

- поиск и отбор необходимых источников информации;

- использование информационно-коммуникационных технологий на уровне общего пользования, включая владение информационно-коммуникационными технологиями, поиском, построением и передачей информации, презентацией выполненных работ на основе умений безопасного использования средств информационно-коммуникационных технологий и сети Интернет;

- представление информации в различных формах (письменная и устная) и видах;

- работа с текстом и внетекстовыми компонентами:

-составление тезисного плана, выводов, конспекта, тезисов выступления;

- перевод информации из одного вида в другой (текст в таблицу, карту в текст и т.п.);
- использовать различные виды моделирования, исходя из учебной задачи;

- создание собственной информации и её представление в соответствии с

учебными задачами;

- составление рецензии, аннотации;

Коммуникативные:

- выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении;

- уметь вести дискуссию, диалог;

- находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения.

Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования по географии:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,  осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

  • формирование гражданской позиции к ценностям народов России, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

  • формирование ценности  здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях;

  • формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления;

  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России.

Тема 1

Европейская часть России

Восточно-Европейская равнина. Тектоника и рель­еф, климат, реки. Природно-хозяйственные зоны.

Волга. Природные особенности и хозяйственное использование до и после строительства ГЭС. Преоб­разование речных систем и экологические проблемы.

Центральная Россия. Состав территории. Истори­ческое ядро Русского государства. Географическое по­ложение, его изменение в различные периоды.

Центральный район, его особое значение в жизни России. Особенности населения, район — «локомотив», центр науки и культуры. Памятники природы, истории и культуры. Народные промыслы.

Старопромышленный район страны. Роль геогра­фического фактора в его формировании. Развитие хо­зяйства района. Отрасли специализации, их измене­ние в 1990-х гг.

Москва — столица России. Столичные функции. Москва — центр инноваций. Крупнейший центр нау­ки и высшего образования, политический и финансо­вый центр. Московская агломерация.

Города Центрального района, их типы. Памятники истории и культуры. Современные функции городов.

Центрально - Ч ерноземный район. Эта­пы освоения территории и развития хозяйства. При­родные ресурсы. «Русский чернозем». Эрозия и борь­ба с ней. Агропромышленный комплекс района. Раз­витие промышленности. КМА и черная металлургия. Территориальная структура и города района.

Волго - Вятский район, его внутренняя не­однородность. Народы, их историко-культурные осо­бенности. Нижний Новгород и его окружение.

Северо-Западный район. Географическое положе­ние района как «окна в Европу», его значение в раз­ные периоды российской истории.

Особенности природы. Балтийское море и Ладож­ское озеро, их использование и экологические пробле­м. Древние русские города, особенности их развития и современные проблемы.

Санкт-Петербург, его основание и этапы развития. Особенности промышленности города на разных эта­пах развития. Новые хозяйственные задачи. Пробле­ма наводнений. Планировка и внешний облик города. Петербург как центр русской культуры. Пригороды Петербурга. Наука и образование.

Калининградская область. История формирова­ния. Население и хозяйство. Анклавное географи­ческое положение области. «Контактное» экономико-географическое положение области как ресурс ее раз­вития.

Европейский Север. Географическое положение, особенности природы. Моря Белое и Баренцево: при­родные особенности, пути хозяйственного использо­вания, место в русской культуре и истории. Поморы.

Этапы освоения и заселения территории. Измене­ние роли района в жизни России. Родина русских землепроходцев. Смена отраслей специализации.

Роль Севера в развитии русской культуры. При­родное и культурное наследие. Северные монастыри. Художественные промыслы. Древнее зодчество.

Поволжье. Географическое положение. Волга как главная ось хозяйства и расселения и как природно-хозяйственная граница. Протяженность территории и изменение природных условий.

Этническая и культурная неоднородность района.

Изменение хозяйства района на различных этапах его развития. Современные отрасли специализации. Последствия строительства ГЭС, экологические конф­ликты и пути их решения.

Крупнейшие города района (Казань, Самара, Вол­гоград), особенности их экономико-географического положения и этапы развития.

Северный Кавказ (Европейский Юг). Особенности географического положения и разнообразие природы. История присоединения к России и заселения русски­ми. Внутренняя неоднородность территории. Природно-хозяйственные зоны. Полезные ископаемые.

Кавказ как место встречи цивилизаций, культур, народов. Этническое, религиозное, культурное разно­образие района. Район с наилучшими в России усло­виями для сельского хозяйства. Агропромышленный комплекс, его структура. Другие отрасли промыш­ленности. Рекреационные зоны.

Черное и Азовское моря, их природа и хозяйствен­ное использование. Транспортное и рекреационное значение морей. Новороссийск — крупнейший порт России.

Каспийское море, его природа. История освоения. Колебания уровня моря, их экологические и хозяй­ственные последствия. Рыбные богатства Каспия. Нефть и газ.

Дербент — самый древний из городов России.

Урал как природный и как экономический район. Предуралье и Зауралье.

Пограничность положения Урала в природном и социально-экономическом отношении. Разнообразие ископаемых богатств. Неоднородность природных ус­ловий. Спектры широтной и высотной поясности. Этапы освоения и развития хозяйства Урала, измене­ние его роли в хозяйстве России.

Современная структура хозяйства, ее проблемы. Закрытые города. Конверсия военно-промышленного комплекса.

Крупнейшие города. Социальные, экономические и экологические проблемы. Охрана природы.

Обобщение знаний по западным районам России. Общие черты и проблемы западных районов России. Пути решения проблем.

Практические работы при изучении раздела:

1. Нанесение на контурную карту основных объектов природы Восточно-Европейской равнины.

2. Определение по картам и оценка ЭГП Центральной России.

3. Практическая работа (по выбору):

1) Народные промыслы Центральной России как фокус природных особенностей (описание одного из центров народных художественных промыслов).

2) Составление географических маршрутов по достопримечательным местам Центральной России (памятники природы, культурно-исторические объекты, национальные святыни России).

4. Составление гео­графического описания путешествия от Финского залива до Рыбинска водным путем.

5. Европейский Север (варианты п/р по выбору):

1)Сравнение двух районов Европейского Севера — Кольско-Карельского и Двинско- Печорского по плану:

— особенности географического положения;

— типичные природные ландшафты;

— природные ресурсы;

— хозяйственное развитие;

— межрайонные связи

2) Выбор города в качестве “региональной столицы” Европейского Севера и обоснование своего выбора.

1) Описание одного из природных или культурных памятников Севера на основе работы с разными источниками информации.

2) Составление туристического маршрута по Карелии, Мурманской, Вологодской, Архангельской областям с обоснованием вида туризма в разное время года.

6. Нанесение на контурную карту крупнейших городов Поволжья.

Сравнительная оценка двух городов (на выбор) по транспортно- географическому положению, историко-культурной и хозяйственной роли в жизни страны.

7. Географическое описание Среднего Урала по картам.

8. Сравнение западной и восточной частей Северного Кавказа по природным

условиям, разви­тию АПК и рекреационного хозяйства.

Тема 2

Азиатская часть России

Природа Сибири. Рельеф, климат, реки, ландшаф­ты и условия ведения хозяйства.

Природа и ресурсы гор Южной Сибири. Полезные ископаемые. Климат и горные реки. Высотная пояс­ность.

Арктические моря. Русские географические от­крытия. Особенности морей. Северный морской путь, его значение.

Население Сибири. Этнический состав. Особеннос­ти «сибирских русских».

Хозяйственное освоение Сибири. Первые города: Тобольск, Мангазея. Этапы развития хозяйства и сдвиги в размещении населения. Изменения в хозяй­стве после распада СССР. Географические различия в освоении территории. Зона Крайнего Севера.

Западная Сибирь. Особенности природы. Природно-хозяйственные зоны. Полезные ископаемые. Глав­ная топливная база страны. Металлургия. ВПК. Сель­ское хозяйство.

Восточная Сибирь. Природные условия. Тектони­ка и полезные ископаемые, их выборочная разработ­ка. Каскады ГЭС. Природно-хозяйственные зоны.

Байкал — жемчужина России. Происхождение озера, особенности байкальской воды. Хозяйственное использование и экологические проблемы Байкала в российской культуре.

Хозяйство Восточной Сибири. Гидроэлектроэнер­гетика, цветная металлургия. Лесной комплекс. ВПК. Сельское хозяйство. Экологические проблемы района.

Дальний Восток. Формирование территории. Гра­ницы с Китаем и Японией, их изменения. Природные условия и ресурсы. Разнообразие природы. Опасные природные явления.

Моря Тихого океана: Берингово, Охотское, Япон­ское. Особенности природы и хозяйственное исполь­зование.

Население района. История заселения. Националь­ный состав. Местные народы.

Хозяйство района. Отрасли специализации. Транс­портные связи.

Перспективы района.

Обобщение знаний по восточным районам России. Общие черты и проблемы восточных районов. Сравне­ние западной и восточной частей России.

Обобщение знаний по разделу «Районы России».

Практические работы.

1. Географическое описание путешествия или из Екатеринбурга до Владивостока по Транссибирской магистрали (города и реки, встречающиеся на пути, изменение ландшафта, впечатления) или из Владивостока до Екатеринбурга.

2. Выделить на карте и дать комплексное физико-географическое и экономико-географическое описание района Крайнего Севера Сибири, используя разные источники информации.

3. Сравнительная характеристика (природных условий и ресурсов) морей Дальнего Востока.Сравнительная характеристика хозяйственного использования морей Тихого океана).

4. Комплексная характеристика Якутии как географического района, на основании использования различных источников географической информации.

5. Составление сравнительной таблицы, отражающей различие районов России (на основе работы с текстом, картами учебника и статистическими материалами).

Тема3

Россия в мире

Внешние экономические связи России. Изменение места России в мировом хозяйстве в разные историче­ские периоды. Современная внешняя торговля Рос­сии.

Место России в мировой политике в различные ис­торические периоды. Россия и сопредельные страны.

Практические работы:

1. Работа со статистическими материалами с целью выявления уровня экономического и социального развития России в сравнении с показателями других стран мира. Резервное время — 5ч..

Система форм контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки

В рабочей программе предусмотрена система форм контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки. Оцениваются достижения учащихся в процессе фронтального и индивидуального контроля на обычных уроках, в процессе контрольных работ по окончании изучения крупных тем, Оценки выводятся по окончании четверти. Контрольные и проверочные работы проводятся в письменной и устной форме, в форме зачетов, тестов. Запланированные проверочные практические работы также подлежат обязательной оценке. Для выполнения практических работ учащиеся имеют рабочие тетради на печатной основе с комплектом контурных карт. Эти тетради проверяются учителем после выполнения каждой практической работы. В кабинете географии имеется комплект тестовых заданий для промежуточного и итогового контроля. Задания разработаны в соответствии с формируемыми образовательными компетенциями.

Нормы оценок за устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

1) Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

2) Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

3) Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

Оценка "4" ставится, если ученик:

1) Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

2) Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

3) Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.

Оценка "3" ставится, если ученик:

1) усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

2) материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

3) показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

4) допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

5) не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

6) испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

7) отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

8) обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

Оценка "2" ставится, если ученик:

1) не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

2) не делает выводов и обобщений.

3) не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

4) или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

5) или при ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

Оценка "1" ставится, если ученик:

1) не может ответить ни на один из поставленных вопросов;

2) полностью не усвоил материал.

Примечание.

По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

 

Нормы оценок самостоятельных письменных и контрольных работ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

1) выполнил работу без ошибок и недочетов;

2) допустил не более одного недочета.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

1) не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

2) или не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

1) не более двух грубых ошибок;

2) или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

3) или не более двух-трех негрубых ошибок;

4) или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

5) или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

1) допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

2) или если правильно выполнил менее половины работы.

Оценка "1" ставится, если ученик:

1) не приступал к выполнению работы;

2) или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.

Примечание.

1) Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.

2) Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

Нормы оценок выполнения практических работ.

  • 5” – правильно даны ответы по содержанию, нет погрешностей в оформлении;

  • 4” – погрешности в оформлении, несущественные недочеты по содержанию;

  • 3” – погрешности в раскрытии сути вопроса, неточности в измерениях, небрежность в оформлении;

  • 2” – серьезные ошибки по содержанию, отсутствие навыков оформления;

  • 1” – полное отсутствие знаний и умений, необходимых для выполнения работы, грубые ошибки по содержанию, непонимание сути задания.

Оценка тестовых работ.

88-100% - правильных ответов оценка «5»

62-87% - правильных ответов оценка «4»

37- 61% - правильных ответов оценка «3»

0– 36% - правильных ответов оценка «2»

Оценка реферата.

Реферат оценивается по следующим критериям:

• соблюдение требований к его оформлению;

• необходимость и достаточность для раскрытия темы приведенной в тексте реферата информации;

• умение обучающегося свободно излагать основные идеи, отраженные в реферате;

• способность обучающегося понять суть задаваемых вопросов и сформулировать точные ответы на них.












Основное содержание программы по географии 9 класса по темам

РАЗДЕЛ. ТЕМА

КОЛИЧЕСТВО

ЧАСОВ

1.

Введение

1

Раздел 1. Хозяйство России 19 часов

2.

Тема 1. Общая характеристика хозяйства

4

3.

Тема 2.Главные отрасли и МОК

15

Раздел 2. Районы России 37 часов

4.

Тема 3. Европейская часть России

22

5.

Тема 4. Азиатская часть России

12

6.

Тема 5. Россия в мире

3

7.

Раздел 3. География Ростовской области. Население и хозяйство

11


Всего 68 часов, 2 часа в неделю. Практических работ 20 , оценочных 8. Контрольных работ 6.



График проведения контроля знаний

п\п

Тема урока

Дата

1.

Входная контрольная работа


15.09.14

2.

Контрольная работа №1 по теме «МОК»


17.11.14

3.

К.р. №2 за 1 полугодие


22.12.14

4

Обобщение знаний по теме «Европейская часть России» К.р. №3


14.02.15

5.

Итоговая контрольная работа по курсу «Хозяйство и географические районы России»


18.04.15

6.

Итоговое тестирование по теме «География Рязанской области»


16.05.15








Календарно-тематическое планирование по географии 9 класс

(всего 68 часов, 2 часа в неделю)

урока

Тема урока

Дата

план

Дата

факт

Практическая работа

Новые понятия и представления

Требования к уровню подготовки

Вид контроля

Д.з

1.

Введение. Что изучает экономическая география России






Опрос

с.7-8

Раздел 1. Хозяйство России 19 часов

Тема 1. Общая характеристика хозяйства. Географическое районирование 4 часа

1(2)

Понятие хозяйства. Его структура




структура хозяйства, отрасли хозяйства, легкая и тяжелая промышленность, межотраслевые комплексы, первичная, вторичная, третичная сферы хозяйства.

уметь:
- называть сферы (сектора) хозяйства и главные отрасли в их составе;
- объяснять термины: структура хозяйства, отрасль, межотраслевые комплексы.

Опрос

§1

2(3)

Этапы развития хозяйства




аграрные, индустриальные, постиндустриальные страны.

-называть и объяснять основные этапы развития хозяйства России, изменения в структуре хозяйства.

Опрос

§2

3(4)

Географическое районирование. Практическая работа 1 «Выделение границ природных, экономических и географических районов в западном и восточном регионах страны. Сравнение их по разным показателям (размерам территории, границам, численности населения и т. д.)»



1.Выделение границ природных, экономических и географических районов в западном и восточном регионах страны. Сравнение их по разным показателям (размерам территории, границам, численности населения и т. д.)

географическое районирование, географический район.


- приводить примеры разных субъектов РФ, показывать их на карте;
- выделять и показывать на карте географические районы страны.


ПР, опрос

§3

4(5)

Входная контрольная работа







§1-3

Тема 2. Главные отрасли и МОК 15 часов.

1(6)

Сельское хозяйство. Растениеводство

.



сельскохозяйственные угодья, земледелие, технические культуры, животноводство.

- называть основные отрасли сельского хозяйства, виды сельскохозяйственных угодий;
- показывать на карте и объяснять географию размещения основных зерновых и технических культур.

Опрос

§4

2(7)

Животноводство. Практическая работа 2 «Объяснение географии размещения и зональной специализации сельского хозяйства»
(оценочная)



2.Объяснение географии размещения и зональной специализации сельского хозяйства.
(оценочная)

товарное животноводство, продуктивность, основные направления животноводства.

- выделять и называть подотрасли животноводства;
- объяснять географию размещения и особенности зональной специализации, сочетание сложившихся направлений земледелия и животноводства.

ПР, опрос

§5

3(8)

АПК. Легкая и пищевая промышленность. Практическая работа 3 «Выявление на примере своей местности особенностей взаимодействия трех звеньев (сфер) АПК»



3.Выявление на примере своей местности особенностей взаимодействия трех звеньев (сфер) АПК.


- называть состав АПК, основные проблемы, связанные с развитием АПК;
- объяснять влияние различных условий на развитие и размещение пищевой и легкой промышленности.

ПР, опрос

§6

4(9)

Лесной комплекс




лесопромышленный комплекс, водоемкое и энергоемкое производство, внутриотраслевые связи.

- показывать главные районы лесной промышленности, крупные лесопромышленные комплексы;
- объяснять характер связей между производствами лесной промышленности и особенности их размещения;
объяснять значение района своего проживания в производстве или потреблении продукции лесного комплекса.

Опрос

§7

5(10)

ТЭК. Угольная промышленность. Практическая работа 4 «Чтение карты угольной промышленности (основные районы добычи)»

(оценочная)



4. Чтение карты угольной промышленности (основные районы добычи)

(оценочная)

ТЭК, топливная промышленность, угледобывающий район.

- называть отрасли, входящие в состав ТЭК;
- объяснять изменения структуры потребляемого топлива;
- называть и показывать главные районы добычи угля

ПР, опрос

§8

6(11)

ТЭК. Нефтяная и газовая промышленность. Практическая работа 5 «Чтение карт нефтяной и газовой промышленности (основные районы добычи, транспортировка, размещение нефтеперерабатывающих заводов)»



5.Чтение карт нефтяной и газовой промышленности (основные районы добычи, транспортировка, размещение нефтеперерабатывающих заводов).


- объяснять значение нефти и газа для российской экономики.
- называть и показывать главные районы добычи газа и нефти


ПР, опрос

§8

7(12)

Электроэнергетика




электроэнергетика, энергетическая система, типы электростанций.
.

- называть, показывать и приводить примеры крупнейших электростанций;
-объяснять особенности размещения электростанций на территории страны, их влияние на состояние окружающей среды.

Опрос

§9

8(13)

Металлургический комплекс. Практическая работа 6 «Изучение особенностей размещения металлургического производства (на основе чтения карт)» (оценочная)



6.Изучение особенностей размещения металлургического производства (на основе чтения карт). (оценочная)

концентрация производства, материало- и энергоемкость производства, заводы полного цикла, передельная металлургия, малая металлургия.

- приводить примеры и показывать на карте главные районы черной и цветной металлургии;
- объяснять новые термины урока; влияние сырьевого и энергетического факторов на размещение металлургических производств.

ПР, опрос

§10

9(14)

Машиностроительный комплекс. Практическая работа 7 «Изучение межотраслевых связей машиностроения на примере любого крупного завода (в том числе своей местности)»



7.Изучение межотраслевых связей машиностроения на примере любого крупного завода (в том числе своей местности).

специализация и кооперирование, наукоемкое, трудоемкое и металлоемкое машиностроение.

- называть и показывать важнейшие районы машиностроения и крупнейшие центры;
- объяснять новые термины, особенности размещения машиностроения, значение отрасли в хозяйстве страны.

ПР, опрос

§11

10

(15)

Химическая промышленность. Практическая работа 8 «Анализ отраслевых карт; составление схемы межотраслевых связей химической промышленности» (оценочная)



8.Анализ отраслевых карт; составление схемы межотраслевых связей химической промышленности. (оценочная)

понятия и представления: химизация, межотраслевые связи.

- называть и показывать главные районы химической промышленности;
- объяснять значение термина "межотраслевые связи", возникновение экологических проблем, связанных с химическими производствами.

ПР, опрос

§12

11

(16)

Транспорт. Практическая работа 9 «Сравнение транспортной обеспеченности отдельных районов страны, в том числе своей местности на основе карт»



9.Сравнение транспортной обеспеченности отдельных районов страны, в том числе своей местности на основе карт.

транспортная инфраструктура.

- приводить примеры крупных магистралей страны, выявлять особенности их географического положения;
- объяснять влияние природных условий на работу отдельных видов транспорта и влияние транспорта на состояние окружающей среды.

ПР, опрос

§13

12

(17)

Информационная инфраструктура




информационная инфраструктура, телекоммуникационная сеть, интернет, сотовая связь.

- приводить примеры современных видов связи;
- сравнивать уровень информатизации и пазвития разных видов связи в отдельных районах России.

Опрос

§14

13

(18)

Сфера обслуживания. Рекреационное хозяйство. Практическая работа 10 «Составление картосхемы учреждений сферы услуг своего района (микрорайона)»



10.Составление картосхемы учреждений сферы услуг своего района (микрорайона).

сфера услуг, рекреационное хозяйство, экологический туризм.

- объяснять новые термины, территориальные различия в развитии отраслей третичной сферы.

ПР, опрос

§15

14

(19)

Территориальное (географическое) разделение труда




отрасль специализации, географическое разделение труда.

- объяснять значение новых терминов урока, значение географического разделения труда.

Опрос

§16

15

(20)

Контрольная работа №1 по теме «МОК»






Тестовая работа

§4-16

Раздел 2. Районы России

Тема 3. Европейская часть России 22 часа

1(21)

Восточно-Европейская равнина. Практическая работа 11 «Нанесение на контурную карту основных объектов природы Восточно-Европейской равнины»



11.Нанесение на контурную карту основных объектов природы Восточно-Европейской равнины.


- называть и показывать на карте основные формы рельефа, реки, озера, природно-хозяйственные зоны, месторождения полезных ископаемых, объекты - природные памятники Восточно-Европейской равнины;
- объяснять особенности географического положения Восточно-Европейской равнины, изменение ее природы при движении с северо-запада на юго-восток и с севера на юг.

ПР, опрос

§17

2(22)

Волга





- показывать на карте реки Волжской системы;
- приводить примеры, подтверждающие значение и роль Волги в истории и культуре;
- показывать на карте Единый глубоководный путь европейской части России, гидроэлектростанции Волжского каскада, крупнейшие города на Волге;
- называть экологические проблемы.

Опрос, работа по карточкам

§18

3(23)

Центральная Россия. Состав, географическое положение. Практическая работа 12 «Определение по картам и оценка ЭГП Центральной России»




12.Определение по картам и оценка ЭГП Центральной России.


физико-, экономико- и политико-географическое положение

- называть и показывать на карте: границы района, древние города, основные природные объекты;
- объяснять природные и историко-географические особенности Центральной России

ПР, опрос

§19

4(24)

Центральный район. Особенности населения. Практическая работа 13 «Народные промыслы Центральной России как фокус природных особенностей (описание одного из центров народных художественных промыслов»



13.Народные промыслы Центральной России как фокус природных особенностей (описание одного из центров народных художественных промыслов


- показывать на карте состав и границы Центрального района;
- перечислять факторы, определяющие ЭГП района;
- перечислять особенности, характеризующие современное население и трудовые ресурсы Центрального района.

ПР, опрос

§20

5(25)

Хозяйство Центрального района. Москва – столица России




база индустриализации

- называть ведущие отрасли хозяйства Центрального района, показывать на карте главные центры производств;
- объяснять сложившуюся специализацию и особенности размещения хозяйства по территории района.

Опрос, работа по карточкам

§21-22

6(26)

Центрально-Черноземный район





- показывать состав территории, ее границы, основные природные объекты, определяющие своеобразие района;
- называть основные отрасли специализации хозяйства Черноземья.

Опрос, работа по карточкам

§24

7(27)

Волго-Вятский район





- называть и показывать на карте состав и границы района, главные природные объекты, определяющие своеобразие района;
- называть народы, проживающие в районе;
- объяснять хозяйственные различия внутри района.

Опрос, работа по карточкам

§25

8(28)

Северо – Запад: географическое положение и природа. Практическая работа 14 «Составление географического описания "путешествия" от Финского залива до Рыбинска водным путем»



14.Составление географического описания "путешествия" от Финского залива до Рыбинска водным путем.


- показывать состав и границы территории, основные природные объекты;
- называть и объяснять факторы, определяющие выгодное ЭГП.

ПР, опрос

§26

9

(29)

Санкт-Петербург – новый «хозяйственный узел» и «вторая столица» России





- объяснять влияние ЭГП города на формирование его хозяйственной специализации;
- называть отрасли специализации.
- называть культурно-исторические достопримечательности Санкт Петербурга,

Опрос, работа по карточкам

§28-29

10

(30)

Контрольная работа№2 за 1 полугодие








11

(31)

Калининградская область




анклав, портовое хозяйство.

- показывать на карте Калининградскую область, города Калининград и Балтийск;
- оценивать ЭГП Калининградской области.

Опрос

§30

12

(32)

Европейский Север: географическое положение и природа





- называть состав территории, показывать на карте субъекты РФ в составе района;
- объяснять на примере региона влияние природных условий на хозяйственную деятельность;
- показывать на карте моря, давать их географические описания по картам;
- показывать на картах природные объекты, определяющие своеобразие района;
- давать оценку ЭГП района.

Опрос, работа по карточкам

§31

13

(33)

Этапы развития хозяйства. Практическая работа 15 «Сравнение двух районов Европейского Севера Кольско-Карельского и Двинско-Печорского по плану:
особенности географического положения;
- типичные природные ландшафты;
- природные ресурсы;
- хозяйственное развитие;
- межрайонные связи»



15.Сравнение двух районов Европейского Севера Кольско-Карельского и Двинско-Печорского по плану:
особенности географического положения;
- типичные природные ландшафты;
- природные ресурсы;
- хозяйственное развитие;
- межрайонные связи.


- объяснять различия в природной и хозяйственной неоднородности разных районов Европейского Севера.


ПР, опрос

§32

14

(34)

Роль Европейского Севера в развитии русской культуры. Практическая работа 16 «Описание одного из природных или культурных памятников Севера на основе работы с разными источниками информации»



16.Описание одного из природных или культурных памятников Севера на основе работы с разными источниками информации.


- называть и показывать культурно-исторические объекты, определяющие своеобразие Европейского Севера;
- объяснять влияние природных условий на жизнь -хозяйственную деятельность людей.

ПР, опрос

§33

15

(35)

Поволжье. Географическое положение и природа





- показывать на карте субъекты РФ в составе Поволжья, природные объекты, определяющие своеобразие района;
- объяснять изменение природных условий и хозяйственной специализации в различных частях Поволжья;
- определять ЭГП района.

Опрос

§34

16

(36)

Население и хозяйство Поволжья. Практическая работа 17 «Нанесение на контурную карту крупнейших городов Поволжья. Сравнительная оценка двух городов (по выбору) по транспортно-географическому положению, историко-культурной и хозяйственной роли в жизни страны» (оценочная)



17.Нанесение на контурную карту крупнейших городов Поволжья. Сравнительная оценка двух городов (по выбору) по транспортно-географическому положению, историко-культурной и хозяйственной роли в жизни страны. (оценочная)


- показывать на карте города Поволжья, объяснять особенности и причины их возникновения, роста и хозяйственного развития;
- называть отрасли специализации района по статистическим данным;
- называть и показывать по карте субъекты Федерации в составе района.

ПР, опрос

§35

17

(37)

Северный Кавказ. Географическое положение и природа. Практическая работа 18 «Сравнение западной и восточной частей Северного Кавказа по природным условия» (оценочная)



18.Сравнение западной и восточной частей Северного Кавказа по природным условия. (оценочная)


- называть и показывать субъекты РФ в составе района;
- показывать на карте природные объекты, определяющие своеобразие района;
- определять ГП и ЭГП района;
- объяснять особенности географического положения района и природные различия его западной и восточной частей.

ПР, опрос

§36

18

(38)

Хозяйство и народы Северного Кавказа





- называть и показывать по карте крупные города Северного Кавказа;
- определять показатель специализации по статистическим данным;
- объяснять хозяйственное различие западной и восточной частей Европейского Юга.
Учащиеся должны уметь:
- показывать на карте субъекты РФ в составе Северного Кавказа и их столицы;
- приводить примеры объектов и предметов культурного наследия народов Северного Кавказа.

Опрос, работа по карточкам

§37-38

19

(39)

Южные моря России




колебания уровня моря.

Учащиеся должны уметь:
- показывать моря на карте;
- называть природные особенности морей;
- показывать пограничные государства;
- объяснять значение морей для хозяйственной жизни.

Опрос

§39

20

(40)

Урал. Географическое положение и природа





- показывать и называть субъекты РФ в составе района;
- показывать по карте объекты, определяющие природное своеобразие Урала;
- объяснять особенности природы Урала, своеобразие его отдельных территорий в природном отношении;
- давать оценку ЭГП района.

Опрос, работа по карточкам

§40

21

(41)

Этапы развития и современное хозяйство. Города Урала Проблемы района





- объяснять- определять показатель специализации по статистическим данным;
сложившуюся структуру хозяйства.

Опрос, работа по карточкам

§41-42

22

(42)

Обобщение знаний по теме «Европейская часть России» К.р. №3







§20-42

повт. термины


Тема 4. Азиатская часть России 12 часов

1(43)

Природа Сибири





- выделять на карте природные районы на востоке страны; показывать природные объекты Сибири и Дальнего Востока;
- называть общие особенности природы, населения и хозяйства Азиатской части России;
- объяснять влияние природных факторов на хозяйственное развитие территории.

Опрос

§43

2(44)

Природа и ресурсы гор Южной Сибири





- показывать на карте объекты, определяющие своеобразие природы района;
- объяснять важность сохранения хрупкого природного равновесия горных ландшафтов, их природного разнообразия.

Опрос

§44

3(45)

Арктические моря





- показывать моря Северного Ледовитого океана, порты, обслуживающие Северный морской путь;
- называть отличительные особенности природы морей Северного Ледовитого океана;
- объяснять значение Северного морского пути для Азиатских регионов России.

Опрос, работа по карточкам

§45

4(46)

Население Сибири. Хозяйственное освоение Сибири. Практическая работа 19 «Выделить на карте и дать комплексное физико-географическое и экономико-географическое описание района Крайнего Севера Сибири, используя разные источники информации»



19.Выделить на карте и дать комплексное физико-географическое и экономико-географическое описание района Крайнего Севера Сибири, используя разные источники информации.


- показывать на карте географические районы на территории Сибири;
- называть народы Сибири, читать и анализировать карту народов России, плотности заселения, миграций, религий.
- объяснять причины освоения Сибири;
- называть природные особенности, затруднявшие освоение территории;
- называть основные направления хозяйственного развития Сибири.

Опрос, работа по карточкам

§46-47

5(47)

Западная Сибирь. Природные условия и ресурсы. Хозяйство района.






- показывать на карте природные объекты, определяющие своеобразие района;
- давать оценку ЭГП района;
- называть и объяснять природные особенности Западной Сибири, их отличия от природы Европейской части.

Опрос, работа по карточкам

§48-49

6(48)

Восточная Сибирь. Природные условия и ресурсы





- показывать на карте состав территории;
- называть и показывать субъекты федерации в составе района;
- называть природные ресурсы и показывать районы их распространения;
- определять и оценивать ЭГП района;
- объяснять сложные природные условия;
- показывать объекты, определяющие природную специфику района.

Опрос, работа по карточкам

§50

7(49)

Байкал





- показывать на карте, называть и объяснять уникальные особенности озера.

Опрос, работа по карточкам

§51

8(50)

Хозяйство района





- называть отрасли специализации, определять их показатели по статистическим данным;
- объяснять внутренние различия в хозяйственном развитии района;
- показывать на карте промышленные центры;
- объяснять возникновение экологических проблем региона;
- сравнивать специализацию Западной и Восточной Сибири, выявлять черты сходства и различия.

Опрос, работа по карточкам

§52

9

(51)

Дальний Восток. Формирование территории. Природные условия и ресурсы





- показывать на карте состав территории Дальнего Востока, его границы;
- объяснять своеобразие географического положения Дальнего Востока.

Опрос, работа по карточкам

§53-54

10

(52)

Моря Тихого океана





- называть и показывать на карте природные объекты материковой, полуостровной и островной частей, определяющие своеобразие района;
- объяснять специфику природных условий Дальнего Востока;
- называть и показывать на карте месторождения полезных ископаемых Дальнего Востока.
показывать на карте моря Тихого океана, пограничные страны, острова, полуострова;
- объяснять особенности природы морей

Опрос

§55

11

(53)

Население и хозяйство района





- показывать на карте крупные города Дальнего Востока;
- определять показатель специализации района по статистическим данным;
- объяснять сложившуюся специализацию Дальнего Востока

Опрос, работа по карточкам

§56-57

12

(54)

Обобщение знаний по теме «Азиатская часть России»





Учащиеся должны уметь:
- находить необходимые источники географической информации для работы;
- объяснять природные и социально-экономические особенности восточных географических районов и сопоставлять их с западными регионами страны;
- объяснять роль Азиатской части во внутригосударственном и межгосударственном разделении труда;
- оценивать современное состояние и перспективы социально-экономического развития восточных районов.


с.263 в.1,2,3

Тема 5. Россия в мире 3 часа

1(55)

Россия в мире





- объяснять структуру экспорта и импорта России;
- объяснять роль России в мировой политике, приводить примеры;
- оценивать современное состояние и перспективы социально-экономического развития России. 

Опрос

с.264-268

2(56)

Обобщающее повторение по курсу «Хозяйство и географические районы России»






Опрос, работа по карточкам

С.268 вопросы 1.2,3.

3(57)

Итоговая контрольная работа по курсу «Хозяйство и географические районы России»






Тестовая работа

Не задано

Раздел 3. ГеографияРязанской области. Население и хозяйство. 11 часов


1(58)

ЭГП и административно-территориальное деление Рязанской обл.

20.04





ПР, опрос

Раб

тет с.

4-5

2(59)

Ресурсы Рязанской области. Практическая работа 20 « Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов Рязанской области» (оценочная)

25.04


20. Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов Ростовской области (оценочная)



ПР, опрос

С.

28-30

3(60)

История освоения территории. Население и трудовые ресурсы


27.04





ПР, опрос

С.

30-33

4(61)

Промышленность и с/х области


02.05





ПР, опрос

С.

33-39

5(62)

Транспорт


04.05





ПР, опрос

С.

33-39

6(63)

Социальная инфраструктура

09.05





Тест

С.

45-52

7(64)

Экологические проблемы области

11.05





Доклады учащихся

Подг.

доклад о экол.

проблемах обл.

8(65)

Итоговое тестирование по теме «География Рязанской области»

16.05






Не задано

9(66)

Повторение по теме «Рязанской область»

18.05






Повт.

Мате-риал по рабо-чей тетр.

10 (67)

Повторение по теме «Рязанской область»

23.05







11

(68)

Повторение по теме «Рязанской область»

25.05









Материально-техническое обеспечение кабинета географии

1. Учебно-методический комплекс по географии 9 класс – методическая литература – книги для учителя и обучающихся

1.Стандарт основного общего образования по географии (приказ МОиН РФ от 05.03.2004г. № 1089).

2. Сборник  программ  по  географии  для  общеобразовательных  учреждений: География  6-11  класс. М.: Дрофа 2013 г — составитель Е.В Овсянникова.

3. Учебник А.И. Алексеев. География России. «Хозяйство и географические районы» издательства «Дрофа» 2011, комплект

4.Атлас «География 9 класс» издательства «Дрофа,2011 комплект

5.Э.В.Ким, Н.А. Марченко, В.А.Низовцев В.И. Рабочая тетрадь по географии.9кл./.Дрофа, 2011.

. Школьный атлас. Ростовская область. Издательство «Просвещение».2010

8. Малиновская С. А. География. 9 класс: поурочные планы по учебнику А. И. Алексеева, В. В. Николиной 2007

9. География. 9 класс. Поурочные планы по учебнику В. П. Дронова, И. И. Бариновой, В. Я. Рома, А. А. Лобжанидзе Дрофа,2011

10.Евдокимов В.И. Тесты по географии: 8-9 классы: к учебнику под ред. А.И. Алексеева. М.: Издательство «Экзамен», 2009

11. Эртель А.В. География. Тематические тесты для подготовки к ЕГЭ и ГИА. 9-11 классы: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Легион, 2011

12. Сиротин В.И. География. 9-10 кл.: учеб.пособие.- М.: Дрофа, 2011

13. Чичерина О.В. ГИА 2011. География: тренировочные задания: 9 класс. М.: Эксмо, 2010

2.Карты на печатной основе

  • Климатическая карта мира

  • Физическая карта мира

  • Восточная Сибирь. Физическая карта

  • Геологическая карта России

  • Западная Сибирь. Физическая карта

  • Климатическая карта России

  • Политико-административная карта России

  • Почвенная карта России

  • Природные зоны и биологические ресурсы России

  • Растительность России

  • Физическая карта России


3.Таблицы по географии «Хозяйство и регионы России» О.А.Климанова, С.Н. Труднева- М. Варсон 2008

4. ТСО

№ п/п

Название ТСО

1.

Комплект магнитов

2.

Персональный компьютер

3.

Проектор

4.

Экран для проектора на штативе


5. Тесты и контрольные работы по темам

Входной контроль

«АПК», «Лесной комплекс», «ТЭК», «Химическая промышленность», «Машиностроительный комплекс» , «МОК России», «Транспортная система России», «Экономические районы России», Итоговая контрольная работа по курсу «Хозяйство и географические районы России», Итоговая контрольная работа по теме «Ростовская область»

6. Презентации по основным темам

7.Сайты, которые могут использоваться при подготовке и проведении занятий

Предметная коллекция "Географические обучающие модели".

Адрес страницы продукта в Интернете для бесплатного скачивания: http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/2d5dc937-826a-4695-8479-da00a58992ce/

Географические обучающие модули способствует овладению способами ориентирования во времени и пространстве на основе моделирования наблюдений за временем и местом восхода и захода солнца и его видимым движением над горизонтом, продолжительностью дня и ночи. Способствует пониманию климатических и иных зональных закономерностей, их связи с высотой солнца над горизонтом и продолжительностью освещенности на различных широтах Земли в разные месяцы года. Коллекция предназначена для использования в курсах географии 6, 7 и 8 классов.

2. Предметная коллекция "География России".

Содержание коллекции интерактивных учебных материалов существенно усиливает иллюстративную и картографическую составляющую курса посвященного географии своей Родины. Ресурсы коллекции наглядно демонстрируют основные природные особенности территории России, размещение и развитие населения и хозяйства, географическую специфику каждого из регионов.

Адрес страницы продукта в Интернете для бесплатного скачивания: http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/1674c29e-22c3-4661-8f18-3674e800e099/?interface=pupil&class[]=48&class[]=49&class[]=50&class[]=51&class[]=53&subject=28









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!