СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии 8 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по географии для 8 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта и программы по географии для общеобразовательных учреждений. Автор И. В. Душина, М: Дрофа, 2014

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 8 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа села Старобазаново муниципального района Бирский район Республики Башкортостан



СОГЛАСОВАНО

Руководитель РМО учителей географии

___________ В.Н.Цирульникова


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

МБОУ СОШ с. Старобазаново

______________ В.Н. Валитова

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ СОШ с.Старобазаново ______________ М.Б. Янбарисова

Приказ № 110 от «_29_» августа 2016 г.


Рабочая программа

по географии для 8 класса

основного общего образования

на 2016-2017 учебный год

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта, программы для общеобразовательных учреждений; География. 6-11 классы/ сост. Е.В. Овсянникова- М., «Дрофа», 2014 г.


Составил учитель географии

Павлюк Александр Валентинович






Рассмотрено на заседании ШМО учителей естественно-математического цикла МБОУ СОШ с.Старобазаново

Протокол № __1____ от «_28__» ___08____ 2016 года

Руководитель ШМО _________________ В.Н.Валитова

Планируемые результаты освоения учебного предмета (личностные, метапредметные, предметные)

В результате изучения курса у учащихся должны сформироваться следующие умения и навыки:


Называть и (или) показывать:


предмет изучения географии России;


основные средства и методы получения географической информации:


субъекты Российской Федерации;


пограничные государств;


особенности географического положения, размеры территории, протяженность морских и сухопутных границ России;


границы часовых поясов:


основные геологические эры, структуры земной коры, сейсмически опасные территории;


климатообразующие факторы, особенности погоды в циклонах и антициклонах;


распределение рек страны по бассейнам океанов;


основные области современного оледенения и крупные ледники:


зональные типы почв, их главные свойства, примеры мелиорации земель в разных зонах и регионах;


основные виды природных ресурсов и примеры их рационального и нерационального использования;


важнейшие природно-хозяйственные объекты страны, в том числе центры: промышленные, транспортные, научно-информационные, финансовые, торговые, рекреационные, культурно-исторические, районы нового освоения, старопромышленные и депрессивные:


народы, наиболее распространенные языки, религии;


примеры рационального и нерационального размещения производства;


объекты Всемирного культурного и природного наследия России (список ЮНЕСКО);


районы, подверженные воздействию стихийных природных явлений (засухи, наводнения, сели, землетрясения и т. д.);


экологически неблагополучные районы России:


маршруты и территории первооткрывателей и исследователей территории России.



2. Определять (измерять):


географическое положение объектов;


разницу в поясном времени территорий;


погоду по синоптической карте;


параметры природных и социально-экономических объектов и явлений по различным источникам информации.



3. Описывать:


географическое положение страны, отдельных регионов и географических объектов, его виды (экономико-географическое, геополитическое и т. д.);


образы природно-хозяйственных объектов, в том числе одного из районов нового промышленного, сельскохозяйственного, городского, транспортного или рекреационного строительства;


особенности быта и религии отдельных народов.



4. Объяснять:


роль географических знаний в решении социально-экономических, экологических проблем


страны;


влияние географического положения на особенности природы, хозяйства и жизни населения России;


образование и размещение форм рельефа, закономерности размещения наиболее крупных месторождений полезных ископаемых;


образование атмосферных фронтов, циклонов и антициклонов, их влияние на состояние погоды, образование смога;


влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность человека;


как составляют прогноз погоды;


распространение многолетней мерзлоты, ее влияние на состояние природных комплексов и освоение территории человеком;


почвообразовательные процессы, особенности растительного и животного мира природных зон;


причины возникновения опасных природных явлений, их распространение на территории страны;


разнообразие природных комплексов на территории страны;


различия в естественном приросте населения, темпах его роста и уровня урбанизации отдельных территории, направления миграций, образование и развитие разных форм городского и сельского расселения;


изменение пропорций между сферами, секторами, межотраслевыми комплексами и отраслями в структуре хозяйства, особенности размещения основных отраслей хозяйства и основную специализацию районов, факторы и условия размещения предприятий;


особенности природы, населения, хозяйства отдельных регионов, различия в уровнях их социально-экономического развития;


роль географического фактора в развитии человеческого общества на примере РФ;


уникальность и общечеловеческую ценность памятников природы и культуры;


причины изменения природных и хозяйственных комплексов регионов;


особенности орудий труда, средств передвижения, жилищ, видов хозяйственной деятельности, возникших как результат приспособления человека к окружающей среде в разных географических условиях;


объяснять причины географических явлений на основе применения понятий: «геологическое летоисчисление»; «циклон», «антициклон», «солнечная радиация», «испарение», «испаряемость»; «мелиорация «: «агломерация»; «мегаполис »; «трудовые ресурсы»; «концентрация»; «специализация»; «кооперирование’; «комбинирование»; «топливно-энергетический баланс»; «интенсивный» и «экстенсивный» пути развития хозяйства.



Оценивать и прогнозировать:


природно-ресурсный потенциал страны, региона;


экологическую ситуацию в стране, регионе


изменения природных и социально-экономических объектов под воздействием природных и антропогенных факторов;


изменния в численности населения, изменения соотношения городского и сельского населения, развитие системы городских поселений;


развитие и проблемы хозяйства районов страны, своего региона и своей местности.


Содержание учебного предмета

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (70 ч, 2 часа в неделю)


ВВЕДЕНИЕ (1ч)


Что изучает география России. Источники географических знаний.


Часть I РОССИЯ НА КАРТЕ МИРА (11ч)


Тема 1: Географическое положение России


Виды географического положения России: физико-географическое, математико-географическое, экономико-географическое, транспортно-географическое, геополитическое, этнокультурное и эколого-географическое положения. Уровни (масштабы) географического положения. Сравнение географического положения России и положения других государств.


Тема 2: Границы и административно-территориальное устройство России


Государственная территория России. Формирование и освоение государственной территории России. Основные направления русской колонизации. Огромные российские пространства: плюсы и минусы. Экономически эффективная территория


Государственные границы России, их типы и виды. Сухопутные и морские границы. Россия на карте часовых поясов. Местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей.


Этапы и методы географического изучения территории России.


Административно-территориальное устройство России. Субъекты Федерации. Федеральные округа.


Практические работы. 1. Характеристика географического положения России. Сравнение ГП России с ГП других стран. 2. Определение поясного времени для различных пунктов России.


Часть II ПРИРОДА (27 ч)


Тема 1: Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые


Геологическая история и геологическое строение территории России. Устойчивые и подвижные участки земной коры. Основные этапы геологической истории формирования земной коры на территории страны. Основные тектонические структуры.


Рельеф России: основные формы, их связь со строением литосферы. Горы и равнины. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа, Движение земной коры. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Современные рельефообразующие процессы и опасные природные явления. Древнее и современное оледенения, Стихийные природные явления в литосфере. Влияние литосферы и рельефа на другие компоненты природ Человек и литосфера. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального: использования. Изменение рельефа человеком. Влияние литосферы на жизнь и хозяйственную деятельность человека.


Проявление закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере своего региона и своей местности. Рельеф и полезные ископаемые Московской области.


Практическая работа. Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий.


Тема 2: Климат и климатические ресурсы


Факторы, определяющие климат России: влияние географической широты, подстилающей поверхности, циркуляции воздушных масс. Циклоны и антициклоны. Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны (средние температуры января и июля, осадки, испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения). Сезонность климата.


Типы климатов России. Комфортность (дискомфортность) климатических условий. Изменение климата под влиянием естественных факторов.


Климат и человек. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Опасные и неблагоприятные климатические явления. Методы изучения и прогнозирования климатических явлений.


Климат своего региона.


Практические работы. 1. Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса. Выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны. 2. Определение коэффициента увлажнения для различных пунктов. 3. Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.


Тема 3: Внутренние воды и водные ресурсы


Особая роль воды в природе и хозяйстве. Виды вод суши на территории страны. Главные речные системы, водоразделы, бассейны. Распределение рек по бассейнам океанов. Питание, режим, расход, годовой сток рек, ледовый режим. Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины, сели), их предупреждение. Роль рек в освоении территории и развитии экономики России.


Важнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.


Водные ресурсы и человек. Неравномерность распределения водных ресурсов. Рост их потребления и загрязнения. Пути сохранения качества водных ресурсов.


Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей местности.


Практические работы. 1. Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм. Определение возможностей ее хозяйственного


использования. 2. Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны в зависимости рельефа и климата.


Тема 4: Почва и почвенные ресурсы


Почва — особый компонент природы. В. В. Докучаев — основоположник почвоведения. Почва — национальное богатство. Факторы образование почв, их основные типы, свойства, различия в плодородии. Разнообразие и закономерности распространения почв.


Человек и почва. Почвенные ресурсы России. Изменение почв в процессе их хозяйственного использования. Мелиорация земель и охрана почв: борьба эрозией и загрязнением.


Особенности почв своего региона и своей местности.


Практическая работа. Выявление условий почвообразования основных земельных типов почв (количество тепла, влаги, рельеф, характер растительности) и оценка их плодородия. Знакомство с образцами почв своей местности.


Тема 5: Растительный и животный мир. Биологические ресурсы


Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы, определяющие его облик. Особенности растительности и животного мира природных зон России.


Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира. Растительный и животный мир своего региона и своей местности.


Практическая работа. Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса.


Тема 6: Природное районирование


Формирование природных комплексов (ПТК) — результат длительного развития географической оборочки Земли. Локальный, региональный и глобальный уровни ПТК. Физико-географическое районирование России. Моря как крупные природные комплексы. Естественное состояние ПТК и изменение его в результате деятельности человека. Природные и антропогенные ПТК.


Природно-хозяйственные зоны России. Природная зона как природный комплекс: взаимосвязь и взаимообусловленность ее компонентов. Роль В. В. Докучаева и Л. С. Берга в создании учения о природных зонах. Что такое природно-хозяйственные зоны?


Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь |и пустынь. Высотная поясность. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Заповедники. Особо охраняемые природные территории. Памятники всемирного природного наследия.


Природная зона своей местности. Ее экологические проблемы.


Практическая работа. Анализ физической карты и карт компонентов природы для установления взаимосвязей компонентов природы в разных природных зонах


Часть III НАСЕЛЕНИЕ РОССИИ (8 ч)


Тема 1: Численность населения


Численность населения России в сравнении с другими государствами. Ее резкое сокращение на рубеже XX и XXI вв. Причины демографического кризиса. Особенности воспроизводства российского населения. Региональные различия естественного прироста. Роль внешних миграций в динамике населения страны. Прогнозы изменения численности населения России.


Своеобразие половозрастной пирамиды в России и определяющие его факторы. Сокращение средней продолжительности жизни россиян.


Тема 2: Национальный состав


Россия — многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России. Межнациональные проблемы. Языковой состав населения. Языковые семьи и группы. Многоконфессиональность. География религий.


Тема 3: Городское и сельское население страны


Особенности урбанизации в России. Концентрация населения в крупнейших городах и обострение в них социально-экономических и экологических проблем. Городские агломерации. Малые города и проблемы их возрождения. Сельская местность. Географические особенности расселения сельского населения. Современные социальные проблемы села.


Географические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими и социально-экономическими факторами. Зоны расселения.


Тема 4: Миграции населения


Внешние и внутренние миграции: причины, порождающие их. Основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны.


Тема 5: Трудовые ресурсы


Люди и труд. Экономически активное население и трудовые ресурсы, их роль в развитии и размещении хозяйства. Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Занятость, изменения структуры занятости населения. Проблемы безработицы.


Географические различия в уровне жизни населения России, факторы, их определяющие. Повышение качества населения страны и качества его жизни — важнейшая социально-экономическая проблема.


Практические работы. 1. Изучение этнического состава населения, выявление закономерностей распространения религий среди народов РФ. 2. Определение различий в расселении населения по территории. 3. Определение плотности населения, доли городского и сельского населения в своей области. Сопоставление со средними показателями по стране. 4. Изучение миграций населения России, выявление основных направлений и причин миграций.


Часть IV


ХОЗЯЙСТВО РОССИИ (15 ч)


Что такое хозяйство страны? Уровень развития хозяйства. Предприятие — первичная основа хозяйства. Деление хозяйства на отрасли, межотраслевые комплексы и сектора. Отраслевая, функциональная и территориальная структуры хозяйства.


Тема 1: Первичный сектор экономики — отрасли, эксплуатирующие природу


Состав первичного сектора, особенности входящих в него отраслей. Понятие природных ресурсов, их классификации. Природно-ресурсный потенциал России, его оценка, проблемы и перспективы использования. Основные ресурсные базы.


Сельское хозяйство. Отличия сельского хозяйства от других хозяйственных отраслей. Земля — главное богатство России. Сельскохозяйственные угодья, их структура. Роль мелиорации в развитии сельского хозяйства страны. Понятие об агропромышленном комплексе (АПК). Основные проблемы развития российского АПК.


Земледелие. Ведущая роль зернового хозяйства. География выращивания важнейших зерновых и технических культур, картофеля. Садоводство и виноградарство.


Животноводство. Ведущая роль скотоводства. География основных отраслей животноводства.


Лесное хозяйство. Роль леса в жизни людей. Российские леса — важная часть ее национального богатства. Роль леса в российской экономике. География •лесов эксплуатационного назначения.


Охота. Заготовка пушнины — традиционная отрасль российской экономики. География пушного промысла. Выращивание пушного зверя.


Рыбное хозяйство. Доминирующая роль морского промысла. Специфика основных рыбопромысловых бассейнов. Ведущая роль Дальневосточного бассейна. География переработки рыбы. Недостаточное развитие прудового и озерного рыбоводства.


Практические работы. 1. Анализ экономических карт для определения типов территориальной структуры хозяйства. Группировка отраслей по различным показателям. 2. Оценка природно-ресурсного потенциала России, проблем и перспектив его рационального использования. 3. Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства.


Практическая работа. Определение географического положения РБ на карте РФ, Аскинского района на карте РБ. Обозначение на контурной карте административных районов и городов.













Количество часов, на которое рассчитана рабочая программа, график контрольных и лабораторных работ







Четверть

Количество недель в четверти

Количество часов в неделю

Количество часов в четверти

Количество

контрольных работ

I четверть

9

1

18

1

II четверть

8

1

16


III четверть

10

1

20

1

IV четверть

8

1

15

1

Итого в год

35


70

3






















ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

география 8 класс


Тема урока

Виды контроля

Примечание

Дата

план

факт


Введение





1

 Что изучает география России. Источники географических знаний.



02.09.16



Раздел 1. Россия на карте мира – 11 уроков





2

Географическое положение России: территория, население. Виды и уровни географического положения.



05.09


3

Особенности физико-географического положения России.


№1: Характеристика ГП России. Сравнение ГП РФ и других стран.

(РТ 8 с.6, к/к – с. 34-35)

к/к – крайние точки

09.09


4

Экономико – и транспортно- географическое положение России.


океаны к/к: моря, острова, полуострова, заливы, пролив

12.09


5

Геополитическое, этнокультурное и эколого-географическое положение России.



16.09


6

Государственная территория России.



19.09


7

Российское пространство: вопросы и проблемы.



23.09


8

Государственные границы России. Типы и виды российских границ.


Обозначение на К/К пограничных гос-тв. РТ с. 34-35

26.09


9

Сухопутные и морские границы России.



30.09


10

Россия на карте часовых поясов.

№2: Определение поясного времени для разных пунктов РФ. (РТ 8 с. 7-8)

к/к с. 36-37

03.10


11

Этапы и методы географического изучения территории.



07.10


12

Особенности административно-территориального устройства России.



10.10



Раздел 2. Природа России — 27 уроков


Тема 1. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые. – 6 уроков





13

Геологическая история и геологическое строение территории России.


анализ геохр. таблицы (в учебнике)

14.10


14

Рельеф России. Основные формы рельефа, их связь со строением литосферы.


к/к с. 38-39

17.10


15

Горы и равнины. Влияние литосферы и рельефа на другие компоненты природы.



21.10


16

Как и почему изменяется рельеф России.


к/к 8: с. 40-41

24.10


17

Стихийные природные явления в литосфере.

Контрольная работа 1.


28.10


18

Человек и литосфера.

№3: Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий. (РТ 8 с. 9-10)


31.10



Тема 2. Климат и климатические ресурсы – 6 уроков





19

Факторы, определяющие особенности климата России. Солнечная радиация.

№4: Определение по картам закономерностей распределения суммарной и поглощенной радиации и их объяснение. (РТ 8 с. 11)


07.11


20

Закономерности распределения тепла и влаги на территории России.

№5: Определение коэффициента увлажнения для различных пунктов.

(РТ 8 с.11-12)


11.11


21

Сезонность климата.



14.11


22

Типы климатов России.

к/к 8: с. 42-43


18.11


23

Комфортность (дискомфортность) климатических условий.



21.11


24

Климат и человек.

№6: Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения


25.11



Тема 3. Внутренние воды и водные ресурсы – 3 урока





25

Разнообразие внутренних вод России. Реки.

№7: Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм. Определение возможностей ее хозяйственного использования. (РТ 8 с. 15-16)

к/к 8: речные системы

(с. 44-45)

28.11


26

Озера и болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.


к/к 8 : озера, болота, вдхр. (с. 44-45)

02.12


27

Водные ресурсы и человек.



05.12



Тема 4. Почва и почвенные ресурсы – 3 урока





28

Почва – особое природное тело. Образование почв и их разнообразие.



09.12


29

Закономерности распространения почв. Главные типы почв России.

№8: Выявление условий почвообразования основных типов почв (количество тепла и влаги, рельеф, характер растительности) и оценка их плодородия, знакомство с образцами почв своей местности.


12.12


30

Почвенные ресурсы России.



16.12



Тема 5. Растительный и животный мир. Биологические ресурсы. – 2 урока





31

Растительный мир и животный мир России.

№9 : Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов ПК. (устно)


19.12


32

Биологические ресурсы и их рациональное использование. Охрана органического мира.



23.12



Тема 6. Природное районирование – 7 уроков





33

Разнообразие природных комплексов.



26.12


34

Природно-хозяйственные зоны России.



30.12


35

Арктические пустыни, тундра, лесотундра



16.01.17


36

Разнообразие лесов России.



20.01


37

Лесостепи, степи и полупустыни.

№10: Анализ физической карты и карт компонентов природы для установления взаимосвязей компонентов природы в разных природных зонах (РТ 8 с. 18-21)


23.01


38

Высотная поясность.



27.01


39

Особо охраняемые природные территории.

Контрольная работа 2.


30.01



Раздел 3. Население России – 8 уроков





40

Численность и воспроизводство населения.



03.02


41

Мужчины и женщины. Продолжительность жизни.



06.02


42

Этнический, языковой и религиозный состав населения.


Изучение этнич. Состава населения народов РФ. (РТ 8 с. 30-31)

10.02


43

Городское и сельское население.

№11: Определение различий в расселении населения по территории РФ. (РТ 8 с. 26-27)

к/к 9: с. 38-39

13.02


44

Размещение населения России.


Определение плотности населения

17.02


45

Миграции населения в России.


Причины миграций

20.02


46

Люди и труд.



24.02


47

Тематический контроль знаний: Население.

№12: Выявление и объяснение территориальных аспектов межнациональных отношений


27.02



ГЕОГРАФИЯ БАШКОРТОСТАНА. ПРИРОДА. НАСЕЛЕНИЕ.- 8 уроков





48

Введение. Заселение территории Башкортостана

№13: Определение географического положения РБ на карте РФ, Бирского района на карте РБ.

Обозначение на контурной карте административных районов и городов.



49

История исследования



03.03


50

Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые



06.03


51

Климат и внутренние воды



10.03


52

Почвы, растительный и животный мир



13.03


53

Природные территориальные комплексы



17.03


54

Численность и состав населения Башкортостана



20.03


55

Этнический состав населения



24.03



Раздел 4. Хозяйство России – 15 уроков





56

Что такое хозяйство страны?



03.04


57

Как география изучает хозяйство.



07.04


58

Состав первичного сектора экономики



10.04


59

Природно-ресурсный потенциал России.



14.04


60

Обеспеченность России природными ресурсами.



17.04


61

Сельское хозяйство.



21.04


62

Земледелие.



28.04


63

Животноводство.

№ 14: Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства.


05.05


64

Лесное хозяйство. Охота.



08.05


65

Рыбное хозяйство. Географический фактор в развитии общества.



12.05


66

Географический фактор в развитии общества.



15.05


67

Итоговое повторение материала учебного курса

№15: Оценка природно-ресурсного потенциала России, проблем и перспектив его рационального использования.


19.05


68

Итоговое повторение материала учебного курса.

Итоговая контрольная работа 3.


22.05


69

Итоговое повторение материала учебного курса.



26.05


70

Итоговое повторение материала учебного курса.



29.05




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!