СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии 6 класс, для учащихся с легкой умственной отсталостью

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа разработана для учащихся со статусом ОВЗ

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 6 класс, для учащихся с легкой умственной отсталостью»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Куйбышевского района

«Верх-Ичинская основная общеобразовательная школа»



ПРИНЯТА УТВЕРЖДАЮ

Педагогическим советом Директор МКОУ

МКОУ Верх-Ичинская ООШ Верх-Ичинская ООШ

Протокол от «____» __________2017г. ___________Н.М. Томилова

№1 «____» _____________2017г.





Рабочая программа

по географии

для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью


6 класс










Составитель: З.А.Бурматова,

учитель географии
















С. Верх-Ича

2017 год

1. Пояснительная записка.

Рабочая программа разработана в соответствии с:

1.  Конвенцией ООН «О правах инвалидов» ратифицированной Федеральным законом.

2.  ст. ст. 7, 43 Конституции РФ.

3.  Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» ст. 19 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

4.  Указом Президента Российской Федерации от 01.01.2001  № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы».

5.  Программой специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб./Под ред. В. В. Воронковой. – М.: ВЛАДОС, 2014. – Сб.1

6.  Учебным планом МКОУ Верх-Ичинская ООШ для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью на 2017-2018 учебный год.

7. Уставом учреждения.

Календарно-тематическое планирование составлено на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб./Под ред. В. В. Воронковой. – М.: ВЛАДОС, 2014. – Сб.1

В начальном курсе физической географии учащие­ся научатся ориентироваться на местности, познакомятся с форма­ми земной поверхности, водоемами, планом и картой.

В данной программе вначале планируется формирование более точных географических представлений о рельефе и водоемах своей местности (на экскурсиях и уроках с использованием видеофиль­мов). На этих занятиях, готовя к восприятию следующей темы, учитель может уточнить, какими цветами будут обозначаться формы рельефа и водоемы на карте.

Затем планируется изучение одной из самых сложных тем курса географии — «План и карта». При изучении этой темы следует осу­ществить постепенный переход от черчения плана стола, класса, к чтению планов школьного участка и местности, а затем к знакомству с географической картой. К учащимся с нарушенным пространс­твенным анализом при оценке знаний можно снизить уровень тре­бований. Они могут научиться ориентироваться по Солнцу, призна­кам природы и «звездочке ориентирования». Работу с компасом усваивают более сильные школьники. Черчение и чтение плана участка также должно выполняться лишь сильными учащимися под руководством учителя.

Такая последовательность изучения тем позволит более логично перейти от знакомства с физической картой России к изучению глобуса и физической карты полушарий.

В программу 6 класса введены темы «Явления природы» (дождь, ветер, ураган, шторм, землетрясение, извержение вулканов), «Краткие сведения о Земле, Солнце и Луне», «Планеты», «Освоение космоса». Это позволит своевременно начать формирование географических знаний в тесной связи с элементарными физическими и астрономи­ческими, что создаст наиболее полное представление о планете Зем­ля. Опасные природные явления будут изучаться и в дальнейшем применительно к конкретным географическим территориям.

Данная рабочая программа рассчитана на обучающихся 6 класса. В 6 классе обучается один учащийся – N. N. Занятия по данной рабочей программе проводятся в форме урока (45 мин). Количество часов в неделю – 2 ч, в год – 68 ч.

2. Краткая психолого-педагогическая характеристика учащегося:

N. N. недостаточно активен и самостоятелен; при выполнении заданий требуется внешняя стимуляция; круг интересующих вопросов довольно узок. Задания, требующие анализа, сравнения, обобщения, установления закономерных связей, выполняет со стимулирующей помощью взрослого.

Удерживает цель деятельности, намечает ее план, выбирает адекватные средства, проверяет результат, однако в процессе деятельности часто отвлекается; трудности преодолевает только при психологической поддержке. Темп деятельности соответствует средним показателям возрастной группы.

Особенность устной речи заключается в следующем: ребенок затрудняется в поиске слов, в выражении мыслей; в речи встречаются отдельные грамматические погрешности, она недостаточно выразительна.

Цель школьного курса географии – дать элементарные, но научные и систематические сведения о при­роде, населении, хозяйстве своего края, России и зарубежных стран, показать особенности взаимодействия человека и природы, позна­комить с культурой и бытом разных народов, помочь усвоить пра­вила поведения в природе. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:


1. Работа с символически­ми пособиями, какими являются план и географическая карта, учит абстрагироваться, развивает воображение учащихся

2. Систематичес­кая словарная работа на уроках географии расширяет лексический запас детей со сниженным интеллектом, помогает им правильно употреблять новые слова в связной речи.

3. Развитие через предмет представлений о мире, способствующих успешной социализации обучающихся.

Обучение построено на принципах: принцип коррекционной направленности в обучении, принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения, принцип научности и доступности обучения, принцип систематичности и последовательности в обучении, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т. д.


3. Требования к уровню подготовки обучающегося:

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

  • что изучает география;

  • горизонт, линию и стороны горизонта;

  • основные формы земной поверхности;

  • виды водоемов, их различия;

  • меры по охране воды от загрязнения;

  • правила поведения в природе;

  • отличие плана от рисунка и географической карты;

  • основные направления на плане, географической карте;

  • условные цвета и основные знаки географической карты;

  • распределение суши и воды на Земле;

  • материки и океаны, их расположение на глобусе и карте полу­шарий;

  • Солнце как ближайшую к Земле звезду и его значение для жизни на Земле;

  • кругосветные путешествия, доказывающие шарообразность Земли;

  • значение запусков в космос искусственных спутников Земли и полетов людей в космос, имена первых космонавтов; .

  • различия в нагревании и освещении земной поверхности Солнцем;

  • географическое положение нашей страны на физической кар­те России и карте полушарий;

  • названия географических объектов, обозначенных в программе по теме «Карта России» (по атласу, специально разработанно­му для коррекционных школ VIII вида).

Учащиеся должны уметь:

  • определять стороны горизонта, ориентироваться по Солнцу, компасу и местным признакам природы;

  • выявлять на местности особенности рельефа, водоемов;

  • делать схематические зарисовки изучаемых форм земной по­верхности;

  • читать географическую карту (условные цвета и основные знаки) по атласам-приложениям к учебнику;

  • составлять описания изучаемых объектов с опорой на карту и картины;

  • показывать на карте объекты, указанные в программе, обозна­чать их при помощи учителя на контурной карте из рабочей тетради на печатной основе;

  • выполнять задания в «Рабочей тетради по начальному курсу физи­ческой географии» для 6 класса специальной коррекционной школы VIII вида (количество заданий и время заполнения определяет учитель с учётом индивидуальных возможностей учащихся).

Содержание тем учебного курса

Начальный курс физической географии

(68 ч)

I четверть (18 ч)

Введение (4 ч)

География — наука о природе Земли, населении и его хозяйствен­ной деятельности.

Наблюдения за изменениями высоты Солнца и погоды. Компо­ненты погоды: температура, облачность, давление воздуха, ветер, атмосферные осадки. Опасные природные явления в атмосфере, меры предосторожности.

Географические сведения о своей местности и труде населения. Экскурсия для выяснения запаса элементарных географических представлений, проверки знаний, умений и навыков, полученных в 1-5 классах.

Ориентирование на местности (5 ч)

Горизонт. Линия горизонта.

Стороны горизонта.

Компас и правила пользования им.

Ориентирование. Определение основных направлений по Солнцу, звездам, местным признакам и природным объектам.

Экскурсия для закрепления понятий о горизонте и об основных направлениях.

Формы поверхности Земли (4 ч)

Экскурсия для ознакомления с формами рельефа своей местности.

Рельеф местности, его основные формы. Равнины (плоские и холмистые), холмы.

Овраги, их образование.

Горы. Понятия о землетрясениях и извержениях вулканов.

Вода на Земле (10 ч)

Значение воды для жизни на Земле. Круговорот воды в природе.

Родник, его образование.

Колодец. Водопровод.

Река, ее части. Горные и равнинные реки.

Использование рек.

II четверть (14 ч)

Озера, водохранилища, пруды. Разведение рыб, птиц.

Болота, их осушение.

Океаны и моря. Явления природы: ураганы, штормы, цунами.

Острова и полуострова.

Водоемы в нашей местности. Охрана вод от загрязнения.

План и карта (9 ч)

Рисунок и план предмета.

Масштаб. Измерение расстояний и их изображение на плане по мас­штабу. Использование плана в практической деятельности человека.

План класса.

План школьного участка.

Условные знаки плана местности.

План и географическая карта. Основные направления на карте. Масштаб карты.

Условные цвета физической карты.

Условные знаки физической карты (границы, города, моря, реки, каналы и т.д.).

Физическая карта России. Значение географической карты в жизни и деятельности людей.

III четверть (20 ч)

Земной шар (14 часов)

Краткие сведения о Земле, Солнце, Луне.

Планеты.

Земля — планета. Доказательства шарообразности Земли.

Освоение космоса.

Глобус — модель Земного шара. Земная ось, экватор, полюса. Особенности изображения суши и воды на глобусе.

Физическая карта полушарий. Распределение воды и суши на Земле.

Океаны на глобусе и карте полушарий.

Материки на глобусе и карте полушарий (Евразия, Африка, Се­верная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида).

Первые кругосветные путешествия (Магеллан, Крузенштерн, Лисянский).

Значение Солнца для жизни на Земле. Различие в освещении и нагревании Солнцем земной поверхности (отвесные, наклонные и скользящие солнечные лучи).

Понятие о климате, его отличие от погоды. Основные типы климата.

Пояса освещенности: жаркий, умеренные, холодные. Изображе­ние их на глобусе и карте полушарий.

Природа тропического пояса.

Природа умеренных и полярных поясов.

Карта России (20 ч)

Положение России на глобусе, карте полушарий, физической карте нашей страны. Столица России — Москва.

Границы России. Сухопутные границы на западе и юге.

Морские границы. Океаны и моря, омывающие берега России. Моря Северного Ледовитого океана.

Моря Тихого и Атлантического океанов.

Острова и полуострова России.

Работа с контурными картами.

IV четверть (14 ч)

Рельеф нашей страны. Низменности, возвышенности, плоско­горья.

Работа с контурными картами.

Горы: Урал, Северный Кавказ, Алтай, Саяны.

Крупнейшие месторождения полезных ископаемых (каменного угля, нефти, железной и медной руд, природного газа).

Работа с контурными картами.

Река Волга.

Реки: Дон, Днепр, Урал.

Реки Сибири: Обь, Енисей.

Реки Лена и Амур.

Озера Ладожское, Онежское, Байкал, Каспийское море. Крупные города России (по выбору учителя).

Работа с контурными картами.

Наш край на физической карте России.

Повторение начального курса физической географии.

Географическая номенклатура Границы России.

Моря Северного Ледовитого, Тихого и Атлантического океанов, омывающих берега России.

Острова: Земля Франца Иосифа, Новая Земля, Северная Земля, Новосибирские, Врангеля, Сахалин, Курильские.

Полуострова: Кольский, Ямал, Таймыр, Чукотский, Камчатка. Равнины: Восточно-Европейская, Западно-Сибирская, Прикас­пийская низменность, Валдайская и Среднерусская возвышенности, Среднесибирское плоскогорье.

Горы: Урал, Северный Кавказ, Алтай, Саяны.

Реки: Волга, Дон, Днепр, Урал, Обь, Енисей, Лена, Амур.

Озёра: Ладожское, Онежское, Байкал, Каспийское море.

Города: Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Новоси­бирск, Екатеринбург (по выбору учителя).

Свой край.

Формы организации и проведения уроков

Учащиеся научатся ориентироваться на местности, познакомятся с физической картой России, ее географическим положением, границами, формами земной поверхности, водоемами. Этот раздел предполагает проведение экскурсий с целью формирования более точных географических представлений о формах земной поверхности и водоемах своей местности. Изучаются темы «Явления природы», «Краткие сведения о Земле, Солнце и Луне», «Освоение космоса». Это позволит своевременно начать формирование элементарных географических знаний и тесной связи с физическими и астрономическими, что создает наиболее полное представление о планете Земля и ее оболочках.

Практические работы:

Упражнение в определении направлений на местности, плане и карте.

        Упражнения в умении обозначать направления на плане и контурной карте.

        Упражнения в измерении расстояний на местности и изображение их на плане (чертеже) в масштабе.

        Вычерчивание простейших планов (нескольких предметов, класса).

        Изготовление в столярной мастерской во внеклассное время съемного плана-макета школьного участка.

        Зарисовка в тетрадях и изготовление таблицы условных знаков плана, условных знаков и цветов физической карты.

        Чтение простейших планов по условным знакам (школьного участка, местности).

        Изготовление топографического лото.

        Моделирование из пластилина и воды реки, озера, острова, полуострова или изготовление макетов.

        Зарисовка схем реки, озера, колодца, острова, полуострова.

        Проведение опытов, доказывающих:

  1. растворение морской соли в воде и сравнение ее по вкусу с пресной водой;

  2. очистка воды фильтрованием.

Упражнение в определении направления течения реки, различение берегов и других ее частей.

Изготовление из пластилина модели земного шара с обозначением экватора и полюсов.

Показ с помощью теллурия смены дня и ночи.

Оформление таблицы океанов и материков.

Обозначение на контурной карте материков и океанов, первых кругосветных путешествий.

Вычерчивание в тетради схемы расположения поясов освещенности на земном шаре.

Прикрепление контуров растений и животных к соответствующим поясам освещенности.

Обозначение границ нашей Родины, пограничных государств, нанесение названий изученных географических объектов на контурную карту России.

Путешествия (на карте) по нашей стране.

Для успешной реализации рабочей программы предлагаются следующие формы организации учебных занятий:

·  изучение нового материала;

·  закрепление изученного;

·  урок-дискуссия.

·  урок систематизации и обобщения знаний;

·  комплексные уроки;

·  варианты интегрированных уроков;

·  мультимедийные уроки;

·  урок – игра;

·  комбинированный урок





4. Содержание программы учебного курса.


Основные темы программы

Количество часов по теме

1

Введение

4

2

Ориентирование на местности

5

3

План и карта

9

4

Фомы поверхности Земли

4

5

Вода на Земле

10

6

Земной шар

14

7

Карта России

21














































5. Календарно-тематическое планирование.


Наименование раздела тем

Часы

Выполнение практической части программы.

I

ВВЕДЕНИЕ (4 часа)



1

География – наука о природе Земли, населении и его хозяйственной деятельности.

c. 4-7

1

Знакомство с учебником. Знакомство с физич. картой полушарий.

2

Наблюдения за изменениями высоты Солнца и погоды. Признаки времён года.

с. 7-13

1

Чтение и обобщение календарей природы и труда.

3

Компоненты погоды: осадки, ветер, облачность, температура. Явления природы. Меры предосторожности.

с. 13-16

1


4

Географические сведения о своей местности и труде населения. Экскурсия.

с. 17

1

Экскурсия для выяснения запаса элементарных геогр. представлений.ПР.Р.

II

ОРИЕНТИРОВАНИЕ НА МЕСТНОСТИ (5 часов)



5

Горизонт. Линия горизонта.

1

Зарисовка линии горизонта.

6

Стороны горизонта.

1

Зарисовка сторон горизонта. ПР.Р.

7

Компас и правила пользования им

1

Схематическая зарисовка компаса.

ПР.Р.

8

Ориентирование. Определение основных направлений по Солнцу, компасу, местным признакам и природным объектам.

1

Упражнения в определении сторон горизонта по солнцу и компасу. ПР.Р.

9

Экскурсия для закрепления понятий о горизонте и основных направлениях.

1

Упражнения в определении сторон горизонта по мест. признакам.ПР.Р.

III

ФОРМЫ И ПОВЕРХНОСТИ ЗЕМЛИ (4 часа)



10

Экскурсия для ознакомления с формами рельефа своей местности.

1

Экскурсия. ПР.Р.

11

Рельеф местности, его основные формы. Равнины (плоские и холмистые), холмы.

1

Показ на физической карте России равнин.

12

Овраги, их образование.

1

Моделирование из песка оврага. Зарисовка оврага.ПР.Р.

13

Горы. Понятие о землетрясениях и извержениях вулканов.

1

Моделирование из пластилина горы, зарисовка горы. Показ по физ. карте гор. Зарисовка схемы вулкана в разрезе. ПР.Р.

IV

ВОДА НА ЗЕМЛЕ (10 часов)



14

Вода на Земле.

1

Показ по физ. карте водоёмов.

15

Родник, его образование.

1

Зарисовка схемы образования родника. ПР.Р.

16

Колодец. Водопровод.

1

Зарисовка схемы колодца. Опыт: очистка воды фильтрованием.ПР.Р.

17

Контрольная работа за четверть


ПР.Р.

18

Река, её части. Горные и равнинные реки.

1

Выделение частей реки. Зарисовка схемы реки.

19

Как люди используют реки.

1

Показ рек на физ. карте России.

20

Озёра, водохранилища, пруды. Разведение рыб, птиц.

1

Зарисовка схемы озера. Показ на физической карте крупных озёр России.

21

Болота, их осушение.

1


22

Океаны и моря. Явления природы: ураганы, штормы.

1

Показ на физической карте океанов, морей России. Опыт: растворение морской соли в воде и сравнение её по вкусу с пресной водой. ПР.Р.

23

Острова и полуострова.

1

Зарисовка схем острова и полуострова. Показ по карте. Моделирование из пластилина острова и полуострова.ПР.Р.

24

Водоёмы в нашей местности. Охрана воды от загрязнения.

1


V

ПЛАН И КАРТА (9 часов)



25

Рисунок и план предмета.

1

Сравнение рисунка и плана предмета. Зарисовка предметов и их плана (вида сверху). ПР.Р.

26

Масштаб. Измерение расстояний и их изображение на плане по масштабу. Использование плана в практической деятельности человека.

1

Упражнения в измерении расстояний на местности и изображение их на плане в масштабе.

27

План класса.

1

Чтение планов по условным знакам.ПР.Р.

28

План школьного участка.

1

Вычерчивание простейшего плана, чтение плана по условным знакам.ПР.Р.

29

Условные знаки плана местности.

1

Упр. в определении направлений на плане, зарисовка в тетрадях условных знаков плана. ПР.Р.

30

План и географическая карта. Основные направления на карте. Масштаб карты.

1

Упр в определении направлений по карте.

31

Контрольная работа за четверть

1

ПР.Р

32

Условные цвета физической карты.

1

Зарисовка в тетрадях и изготовление таблицы условных цветов карты. ПР.Р.

33

Условные знаки физической карты.

1

Зарисовка в тетрадях условных знаков карты, прикрепление к соответствующему знаку иллюстрации.ПР.Р.

34

Физическая карта России. Значение географической карты в жизни и деятельности людей.

1

Ориентировка по карте, нахождение географических объектов. ПР.Р.

VI

ЗЕМНОЙ ШАР (14 часов)



35

Планеты.

1

Зарисовка схемы Солнечной системы (планеты). ПР.Р.

36

3емля – планета. Доказательство шарообразности Земли. Освоение космоса.

1

Знакомство с последними публикациями об освоении космоса в печати.

37

Глобус- модель Земного шара. Земная ось, экватор, полюса. Особенности изображения суши и воды на глобусе.

1

Изготовление из пластилина модели земного шара с изображением экватора и полюсов. ПР.Р.

38

Физическая карта полушарий.

1


39

Распределение воды и суши на Земле.

1

Оформление таблицы названий океанов и материков. ПР.Р.

40

Океаны на глобусе и карте полушарий.

1

Работа с картой и глобусом. Обозначение на к\карте океанов.ПР.Р. (кон. карта)

41

Материки на глобусе и карте полушарий. Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида.

1

Обозначение на к\карте данных материков. ПР.Р.(кон. карта)

42

Первые кругосветные путешествия.

1

Обозначение на к\карте первых кругосветных путешествий. ПР.Р.(кон. карта)

43

Значение Солнца для жизни на Земле. Различие в освещении и нагревании солнцем земной поверхности (отвесные, наклонные и скользящие солнечные лучи).

1

Опыт: показ с помощью теллурия смены дня и ночи.ПР.Р.

44

Понятие о климате, его отличие от погоды. Основные типы климата

1


45

Пояса освещённости: жаркий, умеренные, холодные. Изображение их на глобусе и карте полушарий.

1

Вычерч. в тетради схемы расположения поясов освещённости. Нанесение поясов освещён. на глобусПР.Р. (кон. карта)

46

Природа тропического пояса.

1

Прикрепление картинок животных и растений к соответствующему поясу. ПР.Р.

47

Природа умеренных и полярных поясов.

1

Прикрепление картинок животных и растений к соответствующему поясу.

VII

КАРТА РОССИИ (21 часов).



48

Положение России на глобусе, карте полушарий, физической карте. Столица России- Москва.

1


49

Границы России. Сухопутные границы на западе и юге.

1

ПР.Р. Обозначение границ нашей Родины на к\карте.

50

Контрольная работа за четверть

1

ПР.Р.

51

Морские границы. Океаны и моря, омывающие берега России. Моря Северного Ледовитого океана.

1


52

Моря Тихого и Атлантического океанов.

1


53

Острова и полуострова России.

с

1


54

Работа с контурными картами.

1

Нанесение на к\карту морей бассейнов Тихого, Атлантического и Северного Ледовитого океанов. океанов.ПР.Р.

55

Поверхность нашей страны. Низменности, возвышенности, плоскогорья.

1


56

Горы: Урал, Кавказ, Алтай, Саяны.

1


57

Работа с контурными картами.

1

Обозначение на к\картах низменностей, возвышенностей, плоскогорья.

58

Крупнейшие месторождения полезных ископаемых (каменного угля, нефти, железной и медной руд, природного газа).

1

Изготовление условных знаков полезных ископаемых и прикрепление их к карте.

59

Работа с контурными картами.

1

Нанесение на к\карту крупнейших месторождений полезных ископаемых: каменного угля, нефти, железной и медной руды, природного газа.ПР.Р.

60

Реки: Волга с Окой и Камой. Водохранилища, каналы, ГЭС.

1


61

Реки: Дон, Днепр, Урал. Водохранилища, каналы, ГЭС.

1


62

Реки Сибири: Обь с Иртышём, Енисей с Ангарой. ГЭС.

1


63

Реки: Лена, Амур.

1


64

Озёра Ладожское и Онежское, Байкал. Работа с контурными картами

1

Нанесение на к\карту изученных рек и озёр. ПР.Р.

65

Наш край на карте России.

1

Путешествие по ( по карте). ПР.Р.

66

Повторение начального курса физической географии.

1


67

Контрольная работа за год.

1

Контрольная работа за четверть ПР.Р.

68

Обобщающий урок начального курса физической географии.

1



3 2751 11



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!