СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии 10 класс (ФГОС)

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа для  10-х классов составлена на основе примерной программы основного общего образования по географии "Экономическая и социальная география мира".

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 10 класс (ФГОС)»

Согласовано: Утверждаю:

на методическом совете директор МБОУ «Иланская СОШ№1»

МБОУ «Иланская СОШ №1» _______________/Максаков Ю.В./

протокол № 1 «29» августа 2017 г. приказ № 276 от «31» августа 2017 г






Рабочая программа

учебного предмета

«География»

для 10-х классов

составлена на основе

основной общеобразовательной программы среднего общего образования

по учебному предмету

«География»

учителем географии Назимовой Н.А.






Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Иланская средняя общеобразовательная школа № 1»

2017-2018 уч.год



Пояснительная записка



Рабочая программа по географии для 10 классов составлена на основе примерной программы основного общего образования по географии «Экономическая и социальная география мира» (X-XI классы), авторской программы: Домогацких Е. М. Программа по географии для 6-10 классов общеобразовательных учреждений (М.: ООО «ТИД «Русское слово – PC», 2012). Программа данного курса соответствует образовательному стандарту и полностью реализует федеральный компонент среднего образования по географии в 10 – 11 классах. География входит в перечень учебных предметов, которые изучаются по выбору на базовом или профильном уровне. На базовом уровне на изучение предмета отводиться 70 часов учебного времени в 10 и 11 классах. Этому требованию отвечает структура данного учебника: он состоит из двух частей, двух книг, каждая из которых рассчитана на 34 часов учебного времени.

Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.

Цель образовательной программы школы:

подготовка выпускника с развитой системой социокультурных ценностей, со сформированными компетентностями и освоившего программы учебных дисциплин в соответствии с индивидуальными особенностями развития и состояния здоровья на основе системно-деятельностного подхода.

Для достижения поставленных целей решаются следующие задачи:

1. Обеспечить соответствия образования обучающихся требованиям федеральных государственных образовательных стандартов.

2. Организовать педагогические условия для реализации индивидуальных особенностей обучающихся на основе индивидуальных образовательных программ.

3. Внедрить разнообразные формы взаимодействия с обучающимися, обеспечивающие реализацию индивидуальных образовательных программ обучающихся.

4. Реализовать систему внеурочной деятельности и обеспечить эффективное сочетание урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса.

5. Организовать интеллектуальные и творческие соревнования, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности.

6.Организовать научно-практическую связь с учреждениями высшего образования.

7.Создать условия для осознанного выбора профессии обучающимися, в сотрудничестве с предприятиями города.

Курс «Экономическая и социальная география мира» в старших классах средней школы занимает особое место, он завершает цикл школьного географического образования и призван сформировать у учащихся представление об окружающем мире, понимание основных тенденций и процессов, происходящих в постоянно меняющемся мире, показать взаимосвязь природы, населения и хозяйства земного шара.





Цели и задачи курса:

- сформировать у учащихся целостное представление о состоянии современного общества, о сложности взаимосвязей природы и хозяйствующего на Земле человечества;

- развить пространственно-географическое мышление;

- воспитать уважение к культурам других народов и стран;

- сформировать представление о географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий;

- научить применять географические знания для оценки и объяснения разнообразных процессов и явлений, происходящих в мире;

- воспитать экологическую культуру, бережное и рациональное отношение к окружающей среде.

Особенности программы. Данная программа является новой версией классического курса, уже давно применяемого в средней школе. Однако при своей традиционности настоящий курс имеет несколько особенностей. Во-первых, он учитывает все указания, прописанные в новом образовательном стандарте, и является, таким образом, в наибольшей степени соответствующим современным образовательным нормам. Кроме того, учебник, написанный на основании этой программы, опирается на самые свежие статистические данные.

Во-вторых, в связи с тем, что материал делится на две части: «Общая характеристика мира» «Региональный обзор мира», несколько изменено распределение материала внутри разделов. Так в одну тему «Взаимоотношения природы и общества» объединены две ранее изучавшиеся раздельно темы, посвященные природным ресурсам и экологическим проблемам. В таком виде изучение этой темы должно происходить после темы «Население мира». Тема «Политическая карта мира» перенесена во вторую часть курса и изучается не в начале учебного года, а в его середине. Перемещение этой темы в региональный раздел позволяет разделить курс на две равноценные и вполне самостоятельные части. Это делает возможным гибкое использование данной программы. Курс может изучаться в течение одного года в 10 классе, из расчета по 2 часа в неделю, или в течение двух лет в 10 и 11 классе, по 1 часу в неделю. Перенос темы «Политическая карта мира», где речь идет о типологии стран современного мира, в середину курса привел к необходимости изучения классификации стран по уровню социально-экономического развития в самом начале первой части. Ведь говорить о населении и природных ресурсах мира, а также о проблемах, которые с ними связаны, без представления о двух полюсах современного мира просто невозможно. Спецификой этой программы также является и включение в региональный раздел темы, посвященной России. Эта тема не дублирует материал, изучаемый в 9 классе. Изучение России в курсе экономической географии мира – это следствие того, что наша страна всегда была и остается частью мирового хозяйства, причем ее место в этом мировом хозяйстве постоянно меняется. В остальном настоящая программа является достаточно традиционной. Изложение материала открывается короткой, но очень важной темой «Современная география», в ней речь идет о сущности современной географии вообще и социально-экономической географии в частности. Здесь рассматривается круг проблем, которые решает географическая наука, а также используемые ею научные методы. Тема «Страны современного мира» дает представление о государственном устройстве стран и их различиях по уровню социально-экономического развития. Здесь реализуются межпредметные связи с такими предметами как история, обществознание, экономика. Тема «География населения мира» рассказывает о динамике численности населения и о тех непростых проблемах, от решения которых во многом зависит будущее человечества. Здесь же рассматриваются вопросы состава населения, его сложности и мозаичности и, как следствие, сложного клубка этно-религиозных проблем. Делается важный вывод о том, что причина этих конфликтов кроется как в истории отдельных стран и территорий, так и в экономической сфере жизни общества. Существующим в мире проблемам уделяется очень много внимания, ибо таковы реалии современного мира. В этой теме также реализуются межпредметные связи с историей, обществознанием. Следующая тема, которую для краткости можно назвать «Взаимоотношения природы и общества», также во многом посвящена именно проблемам, но это проблемы экологические, они – следствие современного производства. Однако, основная мысль темы такова: эти проблемы не являются неизбежностью, у человечества есть достаточно возможностей решить их или, по крайней мере, снять их остроту. Значительное место отведено стратегиям решения экологических проблем. Эта тема имеет межпредметные связи с биологией и экологией. Далее рассмотрен общий обзор мирового хозяйства. Материал этот практически неисчерпаем ввиду огромной сложности многоотраслевой мировой экономики и разнообразия форм хозяйственных отношений. Особенность предлагаемого курса состоит в небольшом количестве цифровых показателей, характеризующих отрасли мирового хозяйства. Такая позиция обусловлена рядом причин:

- статистические данные постоянно изменяются, поэтому целесообразнее акцентировать внимание школьников на основных тенденциях, имеющихся на современном этапе развития международных экономических отношений;

- такой подход к изложению темы рекомендован в концепции школьного географического образования и предложен в образовательном стандарте, кроме того, именно в таком ключе рекомендуется проверять знания учащихся в ходе ЕГЭ.

В заключение темы делается вывод о неизбежности глобализации, поскольку она является закономерным этапом развития мирового хозяйства. Здесь реализуются межпредметные связи с такими предметами как история, обществознание, экономика. Завершает первую часть курс тема, посвященная глобальным проблемам человечества. Материал представлен одним информационно-насыщенным параграфом. Поскольку обо всех глобальных проблемах (сырьевой, демографической, экологической) уже подробно говорилось в соответствующих темах, в этом параграфе показывается взаимосвязь и взаимообусловленность всех глобальных проблем, демонстрируются возможности человечества в решении этих проблем.

Вторая часть открывается темой «Политическая карта мира», знакомящей с дифференциацией стран современного мира, с многообразием форм государственного устройства, а также с крупнейшими международными организациями. Важно отметить, что знакомство с политической картой мира дается не только в географическом, но и в историческом аспекте: учащимся рассказывается об этапах, которые прошла государственно-территориальная структура мира в ходе своего развития.

Далее следует обзор регионов и отдельных стран мира. Материал достаточно полно отражает хозяйственное и социальное своеобразие регионов: Европы, Азии, Англо-Америки, Латинской Америки, Африки, Австралии и Океании. Следует обратить внимание, что характеристики географического положения, населения и природных ресурсов даются для всего региона в целом, тогда как особенности хозяйственной жизни рассматриваются на уровне субрегионов. Для более подробной детальной характеристики в каждом регионе выбраны несколько стран, каждая из которых является либо типичной для этого региона, либо, наоборот, выделяющейся своим лидирующим положением в регионе.

Завершает курс тема, посвященная Российской Федерации. Несмотря на то, что данный курс предполагает изучение, прежде всего, зарубежного мира, в образовательном стандарте на изучение России рекомендуется отводить до 10 часов учебного времени в 10 – 11 классах. Здесь не дается подробная характеристика, как для других стран, так как в 9 классе подобная характеристика уже давалась. В данном же курсе рассматриваются два блока вопросов: эволюция взаимоотношений России с мировым хозяйством и место страны в современном мире. Все темы второй части курса реализуют межпредметные связи с такими предметами как история, обществознание, экономика, экология. Содержание учебного материала охватывает все аспекты содержания школьной географии основной школы и предлагает их на новом качественном уровне в условиях среднего (полного) общего образования. В процессе изучения курса важно опираться на исторический, типологический, дифференцированный подходы, проблемное обучение и самостоятельную работу учащихся с источниками географической информации. Знания и практические умения, приобретенные учащимися при изучении курса, могут быть использованы во всех сферах будущей деятельности.

Перечень УМК по предмету:

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
Домогацких, Е. М. География : Экономическая и социальная география мира : в 2 ч. Ч. 2. Общая характеристика мира:учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений / Е. М. Домогацких, Н. И. Алексеевский. – М.:ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2017.

Программа рассчитана на 34 часов при одночасовой учебной нагрузке в неделю.

Распределение часов по четвертям:

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Итого за год

9

7

10

8

34



Содержание учебного предмета по разделам:


№ п/п

Название раздела

Количество часов

1.

Введение.

1

2.

Станы современного мира.

2

3.

География населения мира

7

4.

Мировые природные ресурсы

11

5.

Мировое хозяйство и научно-техническая революция.

2

6.

Общая характеристика современного мирового хозяйства.

9

7.

Глобальные проблемы современности

2

8.

Всего

34





Основная разница между маленьким школьником и подростком склонность подростка к рассуждениям. Это эпоха — эпоха рассуждающего мышления.

Подростковый возраст - возраст проблем, рассуждений и споров. Находящаяся в разгаре своего созревания функция — мышление — начинает проявлять себя с большой энергией, и огромное место занимает мышление в жизни подростка. Они забрасывают в школе учителей вопросами, а дома усиленно думают над решением порой труднейших проблем. И в школе, и вне школы они имеют репутацию спорщиков, причём в этих спорах уже большое место занимает доказательство своих собственных положений. Подросток впервые овладевает процессом образования понятий, переходит к новой и высшей форме интеллектуальной деятельности — к мышлению в понятиях. Именно высшие формы мышления, в частности логическое мышление, раскрываются в своём значении перед подростком. Ум подростка, скорее, тяготится конкретным, и конкретные естествознание, ботаника, зоология, отходят у подростка на задний план, уступая место философским вопросам естествознания, происхождения мира, человека и т.п.. Точно так же отходит на второй план интерес к обильным историческим конкретным рассказам. Место их теперь уже всё более и более занимает политика, которой подросток очень интересуется. Наиболее интересные виды обучения для подростка те, которые делает их взрослыми в собственных глазах.

Организация занятий должна быть иной, чем в младших классах. Организуя учебно-воспитательную работу с подростками, необходимо учитывать, что на их поведение и деятельность существенное влияние оказывает мнение товарищей. Во всех своих действиях и поступках они ориентируются, прежде в с е г о, на это мнение.

Учитель для подростков не является таким непререкаемым авторитетом, как для младших школьников. Подростки предъявляют высокие требования к деятельности, поведению и личности учителя. Они постоянно оценивают учителя, и свое отношение к нему строят на основе оценочных суждений. Очень важно, чтобы мнение товарищей, коллектива, мнение самого подростка совпадало или было сходно с мнением воспитателей и родителей. Только в этом случае можно создать благоприятные условия для нормального развития подростка.

Рабочая программа составлена с учётом индивидуальных особенностей обучающихся в старшем звене и специфики классных коллективов. Между обучающимися достаточно ровные, в целом бесконфликтные отношения. Основная масса обучающихся 10 классов это дети с высоким и средним уровнем способностей, среди учащихся данных классов имеются ребята, которые ежегодно принимают участие в школьной и районной олимпиаде по географии и являлись победителями (Слуцких Диана, Жишко Светлана, Юрпалова Ольга, Мельниченко Екатерина) для которых будут использоваться не традиционные, а творческие задания. В целом обучающиеся старших классов весьма разнородны с точки зрения своих индивидных особенностей: памяти, внимания, воображения, мышления, уровня работоспособности, темпа деятельности, темперамента. Это обусловило необходимость использования в работе с ними разных каналов восприятия учебного материала, разнообразных форм и метод работы.

Система уроков строится на основе деятельностного подхода, сориентирована не на передачу «готовых знаний», а на форми­рование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навы­ками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к са­мостоятельной учебной работе. Для учащихся старшей школы важным использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации. При выполнении творческих работ формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения. Учащиеся должны научиться представлять результаты индивидуальной и групповой познавательной деятельности в форме исследовательского проекта, публичной презентации. С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности, особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.

Важным компонентом учебного процесса является контроль, или проверка результатов обучения с целью управления процессом усвоения знаний, воспитания мотивации и формирования познавательного интереса, обучения и развития. В зависимости от этапа обучения выделяю:

-входной предварительный контроль с целью определения исходного уровня подготовки учащихся;

-входной оперативный контроль с целью актуализации ранее изученного материала;

-промежуточный контроль с целью стимулирования активности учащихся;

-проверочный контроль с целью определения уровня достижения поставленных целей обучения;

-тематический контроль с целью оценки знаний и умений учащихся по завершении тематического блока;

-итоговый контроль с целью оценки знаний и умений учащихся по завершении всего курса.

Формы контроля разнообразны: фронтальный опрос, проверочная работа, зачет, творческая работа. Одной из наиболее актуальных форм организации проверочного, тематического и итогового контроля является тестирование. Для определения уровня практических навыков проводятся практические работы.


Основные методы обучения: информационно-развивающий, репродуктивный, проблемно-поисковый, исследовательский, творчески-репродуктивный

Основные формы работы: Основными формами организации учебных занятий в старшей школе при изучении географии на базовом уровне являются лекции, комбинированные уроки, практические занятия, тестирование, семинары,

самостоятельная работа с разными источниками информации, выполнение заданий по плану, поисковая, исследовательская работа по картам, составление обобщающих таблиц, индивидуальная работа по заданиям.

Используемые технологии: личностно-ориентированная, информационно-коммуникационная, технология объяснительно-иллюстративного обучения технология, развивающего обучения, технология развития критического мышления.

Типы уроков: урок изучения и первичного закрепления новых знаний, урок закрепления знаний, урок комплексного применения ЗУН учащихся, урок обобщения и систематизации знаний, урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.


Перечень практических работ:


Название

Оборудование (%оснащения)

Время выполнения

дата

1

П/Р №1 «Составление систематизирующей таблицы «Государственный строй стран мира».

Карты атласа

100

25 (мин)

2

П/Р №2 «Составление списка стран, в которых государственным языком являются: а) английский, б) французский, в) русский, г) немецкий»

Карты атласа

100

20 (мин)

3.

Половой состав населения и трудовые ресурсы. П/Р №3 «Анализ половозрастных пирамид разных стран, объяснение причин выявленных различий».

Карты атласа

100

(15 мин.)


4.

П/Р №4 «Подбор примеров стран однонациональных и многонациональных».


Карты атласа

100

(15 мин.)


5.

П/Р №5 «Сравнительный анализ карт народов и мировых религий».

Карты атласа

100

(20 мин.)


6.

П/Р №6 «Объяснение причин миграционных процессов в Европе»


Карты атласа

100

(15 мин.)


7.

П/Р №7 «Обозначение на контурной карте крупнейших агломераций и мегалополисов»

Карты атласа

100

(15 мин.)


8.

П/Р №8 «Определение обеспеченности стран различными видами природных ресурсов»


Карты атласа

100

(35 мин.)


9.

П/Р № 9 «Определение обеспеченности стран различными видами природных ресурсов»


Карты атласа

100

(30 мин.)



10.

П/Р№10 «Определение стран экспортеров основных видов сырья, промышленной и сельскохозяйственной продукции, разных видов услуг»

Карты атласа

100

(20 мин.)


11.

П/Р №11 «Характеристика главных центров современного мирового хозяйства»

Карты атласа

100

(20 мин).


12.

«Составление схемы «Взаимные связи глобальных проблем»»

Карты атласа

100

(20мин.)




Планируемые результаты:

Знать.

- основные географические понятия и термины, традиционные и новые методы географических исследований;

- особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания;

- численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации.

- географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещение его основных отраслей;

Уметь.

- определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально- экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;

- оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира;

- оценивать демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения.

- оценивать территориальную концентрацию производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;

- составлять комплексную характеристику, таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия.











Тематический план


Раздел 1. Введение (1 час)

Цели и задачи: Формирование геоинформационных систем, социальной и экономической географии.

Предметные: уметь определять и сравнивать основные географические понятия и термины, методы географических исследований

Метапредметные:

Познавательные УУД: находить достоверные сведения в источниках географической информации; анализировать (в т.ч., выделять главное, делить текст на части) и обобщать тематический материал; формулировать выводы; определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения.

Регулятивные УУД: определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической; выдвигать гипотезы; выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально; планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации; оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях; самостоятельно исправлять ошибки.

Коммуникативные УУД: излагать свое мнение (в монологе, диалоге), аргументируя его, подтверждая фактами; понимать позицию другого, выраженную в явном и неявном виде; различать в речи другого мнения, доказательства, факты; гипотезы, теории; корректировать своё мнение под воздействием контраргументов; создавать устные и письменные тексты для решения различных задач общения с помощью учителя и самостоятельно; осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей; разрешать конфликты.

Личностные УУД: аргументировано оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности; осознавать свои эмоции; адекватно выражать и контролировать их; понимать эмоциональное состояние других людей.

Личностные: Осознание целостности мира и многообразия взглядов на него; сформированность учебно-познавательного интереса к изучению географии, собственных мировоззренческих позиций.


п/п/

по теме

Дата

проведения урока


10 «А» 10 «Б»

Кор

ректи

ровка даты


Тема урока


Формы деятельности, направленные на формирование УУД

Формы контроля

(с указанием темы, времени)

Домашнее

задание

1.(1)


5.09.





6.09.


Географическая наука.


Работа с теоретическим материалом.

Практическая работа.

индивидуальный опрос



записи в тетради.









Раздел №2 Страны современного мира (2 часа)

Цели и задачи: Формирование понятий о государственном строе, формы правления и административно-территориальное устройство. Типологию стран. ВВП-стран мира главный критерий экономического развития страны.

Предметные: умение называть признаки понятий, определять по источникам информацию и статистическим данным, уметь показывать по карте страны, относящиеся к различным группам по типологии, и их столицы.

Метапредметные:

Познавательные УУД: находить достоверные сведения в источниках географической информации; анализировать (в т.ч., выделять главное, делить текст на части) и обобщать тематический материал; формулировать выводы; определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения.

Регулятивные УУД: определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической; выдвигать гипотезы; выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально; планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации; оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях; самостоятельно исправлять ошибки.

Коммуникативные УУД: излагать свое мнение (в монологе, диалоге), аргументируя его, подтверждая фактами; понимать позицию другого, выраженную в явном и неявном виде; различать в речи другого мнения, доказательства, факты; гипотезы, теории; корректировать своё мнение под воздействием контраргументов; создавать устные и письменные тексты для решения различных задач общения с помощью учителя и самостоятельно; осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей; разрешать конфликты.

Личностные УУД: аргументировано оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности; осознавать свои эмоции; адекватно выражать и контролировать их; понимать эмоциональное состояние других людей.

Личностные: Осознание целостности мира и многообразия взглядов на него; сформированность учебно-познавательного интереса к изучению географии, собственных мировоззренческих позиций.

2.(1)


12.09.


13.09.


Типы стран современного мира.

П\Р №1 «Составление систематизирующей таблицы

«Государственный строй стран мира» (25 мин.)

Работа с теоретическим материалом.

Практическая работа.

индивидуальный опрос

фронтальный опрос

п.1, прочитать, в к\к отметить типологию стран

3.(2)

19.09.

20.09.


Развитые и развивающиеся страны.

Эвристическая беседа с использованием карт атласа.

индивидуальный опрос

фронтальный опрос

п.2, прочитать. Рубрика «От теории к практике» сделать в тетрадь.





Раздел №3 География населения мира (7 часов)

Цели и задачи: Формирование представлений о динамики населения мира. Половой состав населения и трудовые ресурсы. Расовый и этнический состав населения. Религиозный состав населения. Этнорелигиозные конфликты. Размещение населения и его миграции. Сельское и городское население.

Предметные: уметь называть признаки понятий, причины демографического взрыва. Объяснять различия в естественном приросте населения. Давать оценку темпов роста народонаселения Земли, отдельных регионов и стран мира.


Метапредметные:

Познавательные УУД: углубление учебно - информационных умений: работать с источниками информации, особенно с разнообразными тематическими картами; организовывать информацию, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать и синтезировать информацию.

Регулятивные УУД: определять цель, проблему в процессе учебной деятельности; выдвигать гипотезы; выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально; планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации; оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях; самостоятельно исправлять ошибки.

Коммуникативные УУД: излагать свое мнение (в монологе, диалоге), аргументируя его, подтверждая фактами; понимать позицию другого, выраженную в явном и неявном виде; различать в речи другого мнения, доказательства, факты; гипотезы, теории; корректировать своё мнение под воздействием контраргументов; создавать устные и письменные тексты для решения различных задач общения с помощью учителя и самостоятельно; осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей; организовать работу в паре, группе ( самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения).

Личностные УУД: аргументировано оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности; осознавать свои эмоции; адекватно выражать и контролировать их; понимать эмоциональное состояние других людей.


Личностные: Осознание целостности мира и многообразия взглядов на него; роли географических карт в процессе изучения географии и в повседневной деятельности; сформированность учебно-познавательного интереса к изучению географии, собственных мировоззренческих позиций; принятие правил работы в кабинете географии, при проведении практической работы.


п/п/

по теме

Дата

проведения урока


10 «А» 10 «Б»

Кор

ректи

ровка даты


Тема урока


Формы деятельности, направленные на формирование УУД

Формы контроля

(с указанием темы, времени)

Домашнее

задание

4.(1)


26.09.


27.09.

Численность и динамика населения мира.

П/Р №2 «Составление списка стран, в которых государственным языком являются: а) английский, б) французский, в) русский, г) немецкий» (20 мин.)

Эвристическая беседа с использованием карт атласа.

Практическая работа.

работа с картами атласа

п.3, прочитать, определения выучить.

5.(2)


3.10.


4.10.

Половой состав населения и трудовые ресурсы. П/Р №3 «Анализ половозрастных пирамид разных стран, объяснение причин выявленных различий» (15 мин.)

Практическая работа.

устный, индивидуальный опрос по карте

п.4, прочитать, сделать анализ карты стр.30

6.(3)


10.10.


11.10.

Расовый и этнический состав населения. П/Р №4 «Подбор примеров стран однонациональных и многонациональных».

(15 мин.)

Работа с теоретическим материалом

устный, индивидуальный опрос по карте

п.5, прочитать, ответить на вопросы

7.(4)


17.10.


18.10.

Религиозный состав населения. Этнорелигиозные конфликты. П/Р №5 «Сравнительный анализ карт народов и мировых религий». (20 мин.)

Работа с теоретическим материалом

письменный опрос

п.6, прочитать, приготовить сообщение о мировых религиях.


8.(5)


24.10.


25.10.

Размещение населения и его миграции. П/Р №6 «Объяснение причин миграционных процессов в Европе» (15 мин.)


Эвристическая беседа с использованием карт атласа.


Индивидуальный опрос

фронтальный опрос

п.7, прочитать, определения выучить

9.(6)

31.10

1.11.

Сельское и городское население. П/Р №7 «Обозначение на контурной карте крупнейших агломераций и мегалополисов» (15 мин.)

Эвристическая беседа с использованием карт атласа.

устный, фронтальный опрос по карте

п.8, прочитать, ответить на вопросы

10.(7)

14.11

15.11.

Обобщающий урок по теме: «География населения мира».

Работа с теоретическим материалом


повторить п 3-8









Раздел №4 Мировые природные ресурсы (11 часов)

Цели и задачи: Формирование особенностей размещения основных видов природных ресурсов их главные месторождения и территориальное сочетание.

Предметные: уметь определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений; оценить и объяснить ресурсообеспечинности отдельных стран и регионов мира.

Метапредметные:

Познавательные УУД: углубление учебно - информационных умений: работать с источниками информации, особенно с разнообразными тематическими картами; организовывать информацию, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать и синтезировать информацию.

Регулятивные УУД: определять цель, проблему в процессе учебной деятельности; выдвигать гипотезы; выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально; планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации; оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях; самостоятельно исправлять ошибки.

Коммуникативные УУД: излагать свое мнение (в монологе, диалоге), аргументируя его, подтверждая фактами; понимать позицию другого, выраженную в явном и неявном виде; различать в речи другого мнения, доказательства, факты; гипотезы, теории; корректировать своё мнение под воздействием контраргументов; создавать устные и письменные тексты для решения различных задач общения с помощью учителя и самостоятельно; осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей; организовать работу в паре, группе ( самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения).

Личностные УУД: аргументировано оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности; осознавать свои эмоции; адекватно выражать и контролировать их; понимать эмоциональное состояние других людей.


Личностные: Осознание целостности мира и многообразия взглядов на него; роли географических карт в процессе изучения географии и в повседневной деятельности; сформированность учебно-познавательного интереса к изучению географии, собственных мировоззренческих позиций; принятие правил работы в кабинете географии, при проведении практической работы.



п/п/

по теме

Дата

проведения урока

Кор

ректи

ровка даты


Тема урока


Формы деятельности, направленные на формирование УУД

Формы контроля

(с указанием темы, времени)

Домашнее

задание

11.(1)

21.11

22.11.


Природа и человек.

Эвристическая беседа с использованием карт атласа

устный, фронтальный опрос

п.9, прочитать, ответить на вопросы

12.(2)

28.11

29.11.


Природные ресурсы.

Работа с теоретическим материалом

работа с картами

п10, прочитать, ответить на вопросы

13.(3)

5.12.

6.12.


П/Р №8 «Определение обеспеченности стран различными видами природных ресурсов»

(35 мин.)

Практическая работа.

практическая работа

повторить п.10

14.(4)

12.12.

13.12.


Исчерпаемые невозобновимые ресурсы.

Эвристическая беседа с использованием карт атласа

фронтальный опрос

п.11, прочитать, составить таблицу на стр.82.

15.(5)

19.12.

20.12.


Исчерпаемые возобновимые ресурсы.

Работа с теоретическим материалом

фронтальный опрос

п.12, прочитать

16.(6)

26.12.

27.12.


Неисчерпаемые ресурсы.

Работа с теоретическим материалом


письменный опрос

п.13, прочитать, в к/к отметить энергию.

17.(7)

16.01.

17.01.


Ресурсы Мирового океана.

Работа с теоретическим материалом

фронтальный опрос

п.14, прочитать, составить картосхему «Полезные ископаемые Мирового океана»


18.(8)

23.01.

24.01.


П/Р № 9 «Определение обеспеченности стран различными видами природных ресурсов»

(30 мин.)


Практическая работа

письменный опрос

п.14 повторить

19.(9)

30.01.

31.01.


Загрязнение окружающей среды.

Работа с теоретическим материалом

фронтальный опрос

приготовить сообщения.

20.(10)

6.02.

7.02.


Пути решения экологических проблем.

Работа с теоретическим материалом

фронтальный опрос

п.15, прочитать, ответить на вопросы

21.(11)

13.02.

14.02.


Обобщающий урок по теме: «Мировые природные ресурсы»




повторить п.9-15



Раздел № 5 Мировое хозяйство и научно-техническая революция (2часа)

Цели и задачи: Формирование понятий о Мировом хозяйстве, международном географическом разделении труда и НТР (научно-технической революции).

Предметные: умение оценивать тенденции создания единых энергетически, транспортных и информационных систем в мировом хозяйстве. Объяснять особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства. Различия в уровнях экономического развития стран и регионов. Анализировать причины возникновения региональных и отраслевых группировок в системе МГРТ и их необходимость, возникающие в них проблемы и пути решения. Прогнозировать появление новых интеграционных объединений.


Метапредметные:

Познавательные УУД: углубление учебно - информационных умений: работать с источниками информации, особенно с разнообразными тематическими картами; организовывать информацию, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать и синтезировать информацию.

Регулятивные УУД: определять цель, проблему в процессе учебной деятельности; выдвигать гипотезы; выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально; планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации; оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях; самостоятельно исправлять ошибки.

Коммуникативные УУД: излагать свое мнение (в монологе, диалоге), аргументируя его, подтверждая фактами; понимать позицию другого, выраженную в явном и неявном виде; различать в речи другого мнения, доказательства, факты; гипотезы, теории; корректировать своё мнение под воздействием контраргументов; создавать устные и письменные тексты для решения различных задач общения с помощью учителя и самостоятельно; осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей; организовать работу в паре, группе ( самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения).

Личностные УУД: аргументировано оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности; осознавать свои эмоции; адекватно выражать и контролировать их; понимать эмоциональное состояние других людей.


Личностные: Осознание целостности мира и многообразия взглядов на него; роли географических карт в процессе изучения географии и в повседневной деятельности; сформированность учебно-познавательного интереса к изучению географии, собственных мировоззренческих позиций; принятие правил работы в кабинете географии, при проведении практической работы.



22.(1)

20.02.

21.02.


Формирование мирового хозяйства. Международное географическое разделения труда.

Работа с теоретическим материалом.


индивидуальный опрос

фронтальный опрос

п.16, прочитать,

определения выучить.

23.(2)

27.02.

28.02.


Мировое хозяйство и современная эпоха НТР.

П/Р№10 «Определение стран экспортеров основных видов сырья, промышленной и сельскохозяйственной продукции, разных видов услуг» (20 мин.)

Эвристическая беседа с использованием карт атласа.

Практическая работа.

индивидуальный опрос

письменный

опрос

п.17, прочитать, тест на стр.119-120 выполнить в тетрадь



Раздел № 6 Общая характеристика современного мирового хозяйства (9 часов)

Цели и задачи: Формирование понятий о промышленности-первую ведущая отрасль хозяйства.

Предметные: умение называть крупнейших экспортеров и импортеров ТЭК, мировые центры месторождений полезных ископаемых и показывать их на карте. Давать сравнительную характеристику отраслей ТЭК развитых и развивающихся стран. Определять крупнейших экспортеров и импортёров важнейших видов сельскохозяйственной продукции, сельскохозяйственные центры мира и показывают их на карте. Прогнозируют последствия «пищевого» кризиса, охватившего все страны мира. Называть и показывать транспортные системы мира, определять их особенности. Строить прогноз изменения в территориальной структуре хозяйства крупных регионов и отдельных стран.




Метапредметные:

Познавательные УУД: углубление учебно - информационных умений: работать с источниками информации, особенно с разнообразными тематическими картами; организовывать информацию, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать и синтезировать информацию.

Регулятивные УУД: определять цель, проблему в процессе учебной деятельности; выдвигать гипотезы; выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально; планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации; оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях; самостоятельно исправлять ошибки.

Коммуникативные УУД: излагать свое мнение (в монологе, диалоге), аргументируя его, подтверждая фактами; понимать позицию другого, выраженную в явном и неявном виде; различать в речи другого мнения, доказательства, факты; гипотезы, теории; корректировать своё мнение под воздействием контраргументов; создавать устные и письменные тексты для решения различных задач общения с помощью учителя и самостоятельно; осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей; организовать работу в паре, группе

(самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения).

Личностные УУД: аргументировано оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности; осознавать свои эмоции; адекватно выражать и контролировать их; понимать эмоциональное состояние других людей.


Личностные: Осознание целостности мира и многообразия взглядов на него; роли географических карт в процессе изучения географии и в повседневной деятельности; сформированность учебно-познавательного интереса к изучению географии, собственных мировоззренческих позиций; принятие правил работы в кабинете географии, при проведении практической работы.

24.(1)

6.03.

7.03.


Топливно-энергетический комплекс.

Работа с теоретическим материалом.

индивидуальный опрос

фронтальный опрос

п.18, прочитать, в к/к обозначить мировых экспортёров нефти, газа и угля

25.(2)

13.03.

14.03.


Металлургия.

Эвристическая беседа с использованием карт атласа.

фронтальный опрос

п.19, прочитать, ответить на вопросы.

26.(3)

20.03.

21.03.


Машиностроение.

Работа с теоретическим материалом.


фронтальный опрос

п. 20, прочитать, в к/к нанести мировых лидеров машиностроения и указать специализацию стран.

27.(4)

3.04.

4.04.


Химическая и лесная промышленность.

Эвристическая беседа с использованием карт атласа.

индивидуальный опрос

фронтальный опрос

п.21, прочитать, ответить на вопросы.

28.(5)

10.04.

11.04.


Сельское хозяйство.

Работа с теоретическим материалом.

Практическая работа.

индивидуальный опрос

фронтальный опрос

п.22, прочитать, в к/к отметить с/х специализацию


29.(6)

17.04.

18.04.


Транспорт мира.

Эвристическая беседа с использованием карт атласа.

индивидуальный опрос

фронтальный опрос

п. 23, прочитать, рубрика «От теории к практике».

30.(7)

24.04.

25.04.


Международные экономические отношения. П/Р №11 «Характеристика главных центров современного мирового хозяйства» (20 мин).

Эвристическая беседа с использованием карт атласа.

Практическая работа.

индивидуальный опрос

фронтальный опрос

п.24, прочитать, определения выучить.

31.(8)

8.05.

2.05.


Международная торговля услугами.

Эвристическая беседа с использованием карт атласа.

индивидуальный опрос

фронтальный опрос

п.25, прочитать, презентация об одном из объектов Всемирного наследия.

32.(9)

15.05.

16.05.


Обобщающий урок по теме: «Общая характеристика современного мирового хозяйства»

Эвристическая беседа с использованием карт атласа.

индивидуальный опрос

фронтальный опрос

повторить

п.18-25













Раздел № 7 Глобальные проблемы современности (2 часа)

Предметные: умение находить применение геоинформации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы. Прогнозируют изменение экологической ситуации в мире планетарного масштаба и связанной с хозяйственной деятельностью человека.

Цели и задачи: Формирование понятий о глобальных проблемах их типах и взаимосвязей. Проблемы выживания и проблемы развития

Метапредметные:

Познавательные УУД: углубление учебно - информационных умений: работать с источниками информации, особенно с разнообразными тематическими картами; организовывать информацию, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать и синтезировать информацию.

Регулятивные УУД: определять цель, проблему в процессе учебной деятельности; выдвигать гипотезы; выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально; планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации; оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях; самостоятельно исправлять ошибки.

Коммуникативные УУД: излагать свое мнение (в монологе, диалоге), аргументируя его, подтверждая фактами; понимать позицию другого, выраженную в явном и неявном виде; различать в речи другого мнения, доказательства, факты; гипотезы, теории; корректировать своё мнение под воздействием контраргументов; создавать устные и письменные тексты для решения различных задач общения с помощью учителя и самостоятельно; осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей; организовать работу в паре, группе

(самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения).

Личностные УУД: аргументировано оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности; осознавать свои эмоции; адекватно выражать и контролировать их; понимать эмоциональное состояние других людей.


Личностные: Осознание целостности мира и многообразия взглядов на него; роли географических карт в процессе изучения географии и в повседневной деятельности; сформированность учебно-познавательного интереса к изучению географии, собственных мировоззренческих позиций; принятие правил работы в кабинете географии, при проведении практической работы.

33.(1)

22.05.

23.05.


Глобальные проблемы и стратегия устойчивого развития. П/Р №12 «Составление схемы «Взаимные связи глобальных проблем»» (20мин.)

Тестирование.

Практическая работа.

индивидуальный опрос

фронтальный опрос

п.26, прочитать, тест стр.173-174 выполнить в тетрадь

34.(2)

29.05.

30.05.


Обобщающий урок по теме: «Экономическая и социальная география мира I часть»

Эвристическая беседа с использованием карт атласа.

фронтальный опрос




Перечень литературы и средства обучения



Основная литература для учителя:

  1. Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География: Экономическая и социальная география мира: В 2 ч. Ч.1. Общая характеристика мира: учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Базовый уровень/ Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский. – 5-е изд., испр. - М.: ООО «Русское слово –учебник», 2017.

  2. 2. Контрольно-измерительные материалы. География: 10 класс / Сост. Е.А. Жижина. – М.: ВАКО, 2012.

  3. Жижина Е.А., Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии: 10 класс. – М.:

  4. ВАКО, 2006.

Основная литература для ученика:

1. Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География: Экономическая и социальная география мира: В 2 ч. Ч.1. Общая характеристика мира: учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Базовый уровень/ Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский. – 5-е изд., испр. - М.: ООО «Русское слово –учебник», 2017.

2. Домогацких Е.М., Домогацких Е.Е. Рабочая тетрадь к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевского «География. Экономическая и социальная география мира». 10-11 классы: в 2 ч. Ч.1. / Е.М Домогацких., Е.Е.Домогацких. – 3-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2011.

Дополнительная литература для учителя:

  1. Элькин Г.Н. Экономическая и социальная география мира. 10 класс: метод. пособие.

Спб.: «Паритет», 2002.

  1. Экономическая и социальная география мира. 10 класс. Ч. 1. Общая характеристика мира: поурочные планы на основе учебника В.П. Максаковского / авт.- сост. О.И. Ануфриева. – Волгоград: Учитель, 2005.

  2. География. 10-11 классы: уроки с использованием информационных технологий / авт.-сост. Н.В. Яковлева. – Волгоград: Учитель, 2009.

Дополнительная литература для ученика:

1. Кузнецов А.П., Э.В. Ким « География» М., «Дрофа», 2011

2. Ю.И. Решение задач по географическим картам. М., «Просвещение», 2000

Электронные издания

1. Географическая энциклопедия: Страны мира.

2. География: 10 класс, «1С»

Карты:

1. Австралия (социально-экономическая карта)

2. Африка (политическая карта)

3. Евразия (политическая карта)

4. Зарубежная Европа (социально-экономическая карта)

5. Политическая карта мира

6. Северная Америка (социально-экономическая карта)

7. Южная Америка (политическая карта)

8. Путеводитель: Вокруг света.

9. Страны мира (справочные сведения + таблицы)

10. Туристический атлас мира Кирилла и Мефодия, 2004 г.

11. Уроки географии (Кирилла и Мефодия) – 10 класс



Критерии оценивания по предмету

Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа.

Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы.

Устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный

материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии;

делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным

языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей,

сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям

4. хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.

Оценка "4" ставится, если ученик:

1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

4. Ответ самостоятельный;

5. Наличие неточностей в изложении географического материала;

6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;

7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;

8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;

9. Понимание основных географических взаимосвязей;

10. Знание карты и умение ей пользоваться;

11. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.

Оценка "3" ставится, если ученик:

1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал

недостаточно четкие;

5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);

10. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;

11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;

12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.

Оценка "2" ставится, если ученик:

1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

2. Не делает выводов и обобщений.

3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

6. Имеются грубые ошибки в использовании карты.

Оценка "1" ставится, если ученик:

1. Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;

2. Полностью не усвоил материал.

Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

Оценка проверочных работ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  • выполнил работу без ошибок и недочетов;

  • допустил не более одного недочета.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

  • не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

  • или не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

  • не более двух грубых ошибок;

  • или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

  • или не более двух-трех негрубых ошибок;

  • или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

  • или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  • допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

  • или если правильно выполнил менее половины работы.

Оценка "1" ставится, если ученик:

Не приступал к выполнению работы;

Правильно выполнил не более 10 % всех заданий.

Примечание.

Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.

Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.


Критерии выставления оценок за проверочные тесты.

1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.

Время выполнения работы: 10-15 мин.

Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.

2.Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.

Время выполнения работы: 30-40 мин.

Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.

Источник: А.Э. Фромберг – Практические и проверочные работы по географии: / Кн. для учителя – М.:

Просвещение, 2003.

Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ по географии.

Отметка "5"

Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.

Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.

Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.

Отметка "4"

Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно.

Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).

Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.

Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.





Отметка "3"

Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.

Отметка "2"

Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы.

Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений.

Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.

Оценка работ, выполненных по контурной карте

Оценка «5» ставится в том случае, если контурная карта заполнена аккуратно и правильно. Все географические объекты обозначены, верно. Контурная карта сдана на проверку своевременно

Оценка «4» ставится в том случае, если контурная карта в целом была заполнена правильно и аккуратно, но есть небольшие помарки или не указано местоположение 2-3 объектов

Оценка «3» ставится в том случае, если контурная карта имеет ряд недостатков, но правильно указаны основные географические объекты

Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.

Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.

Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.

Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.

Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.

Отметка «1» - полное неумение использовать карту и источники знаний.

Требования к выполнению практических работ на контурной карте.

Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.

1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты (в графе: «условные знаки»).

2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств (это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).

3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).

4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл в случае добавления в работу информации)

5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.

6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).




Правила работы с контурной картой.

1.Контурная карта – это рабочая тетрадь по географии, заполняй её аккуратно и правильно.

2. Все задания выполняются с использованием школьного учебника и карт школьного атласа.

3. Все действия с контурными картами выполняются карандашом, гелевой или шариковой ручкой.

4. Раскрашивание необходимых объектов только цветными карандашами.

5. Любая карта должна иметь заголовок, который подписывается в верхнем правом углу. Контурная карта должна иметь чёткое лаконичное название, соответствующее тематике самой карты.

6. На контурной карте обязательно должны быть обозначены названия морей или океанов, расположенные в поле карты.

7. Для правильного нанесения на контурную карту географических объектов следует ориентироваться на градусную сетку, реки, береговые линии озер, морей и океанов, границы государств (название географических объектов следует писать вдоль линии параллелей, что поможет выполнить задание более аккуратно).

5.Названия площадных объектов не должны выходить за границы объекта. Исключения составляют лишь те из них, которые недостаточно велики по размерам для обозначения надписи в масштабе данной контурной карты. В таком случае надпись может быть расположена рядом с данным объектом.

6.Географические объекты, названия которых не помещаются на контурной карте, могут быть обозначены внемасштабными знаками (цифрами, буквами) и их названия подписывают в графе “Условные знаки”.

7.Тексты и названия географических объектов должны быть обязательно читабельными.

8.Первую контурную карту необходимо заполнить простым карандашом. Последующие карты можно оформлять шариковой ручкой.

9.Контурная карта сдаётся учителю географии своевременно. Каждая работа в ней оценивается учителем.

Примечание.

При оценке качества выполнения предложенных заданий учитель принимает во внимание не только правильность и точность выполнения заданий. Но и аккуратность их выполнения. Неаккуратное выполненное задание может.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!