№ п/п | Тема урока | Тип урока, форма проведения | Элементы содержания образования | Требования к уровню подготовки | Формы диагностики и контроля | Элементы дополнительного содержания ПУ | Домашнее задание (*повышенный уровень) | Дата проведения | |
План. | Факт. | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
1. | Введение в экономическую и социальную географию мира Положение географии в системе наук Способы и формы получения географической информации | Вводная лекция | . Предмет экономической и социальной географии мира. Задачи географических наук | Знать: о задачах социальной и экономической географии мира на современном этапе, основные уровни изучения страноведческой, региональной, глобальной географии. Уметь: выделять главное в содержании материала, работать с учебником | Частично-поисковая беседа.. | | с. 5-7, записи в тетради | | | |
2. | Современная политическая карта мира. | Урок формирования умений и навыков | Изменение поли- тической карты мира, разнообра- зие современного мира, классификация стран. | Знать: Суверенные государства, развитые и развивающиеся страны. Уметь: Называть и показывать на карте мира крупные страны и их столицы. - По дополнительным источникам опреде-лять особенности стран (размеры, численность населения, форма правления, админи-стративно – террито-рииальное устрой-ство); называть и показывать крупней-шие по населению и площади страны мира и их столицы. | Эвристическая беседа с использованием карт атласа, заполнение конт. карт | Геополитические интересы. Региональные конфликтов. Международные организации, их роль в поддержании стабильности в мире. Роль Росси в между-народных организациях. | с.9-13 презентации | | | |
3. | Практическая работа №1 Государственный строй стран мира. Политическая география. | Урок формирования умений и навыков | Государственный строй, формы правления. Международныеорганизации. Геополитика. | Знать: Формы правления: республи- канская и монархическая. Уни- тарное государство и федеративное. Конфедерация. Уметь: Оценивать политико – географическое положение страны | Устный опрос Практическая работа №1 | | с.13-17, 16-18 | | | |
География мировых природных ресурсов- 5ч. | |
4. | Географическая среда. Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем | комб | Ресурсообеспеченность стран и регионов мира различными видами ресурсов суши. Роль ресурсов мирового океана, климатических, космических ресурсов на качественно новом этапе взаимодействия общества и природы. Последствия опутынивания, обезлесения, последствия антропогенного загрязнения геосферы
Ресурсообеспеченность стран и регионов мира различными видами ресурсов суши, роль ресурсов Мирового океана, климатических, космических ресурсов на качественно новом этапе взаимодействия природы и общества. Главные источники загрязнения окружающей среды. Последствия опустынивания, обезлесения, последствия антропогенного загрязнения геосфер. Решение экологических проблем | Знать: Понятия «Природа» и «Географическая среда». Уметь: Выявлять сходства и различия между понятиями «Природа» и «географическая среда». | ФО | Антропогенные и культурные ландша-фты; освоение необжитых террито-рий; рациональное использование природных ресурсов. | с.23-25 презентации | | | |
5. | География мировых природных ресурсов. Территориальные сочетания | Урок целевого применения усвоенного | Знать: Геграфия мировых природных ресурсов, Основные виды природных ресурсов и масштабы их использования. Уметь: Анализировать карты и характеризовать размещение природных ресурсов | Групповая работа, исследование по картам атласа и учебника | География, масштабы и особенности использование различных видов природных ресурсов. | с.28-35,печатная тетрадь | | | |
6 | Ресурсобеспеченность | Комб. | Знать: понятие ресурсообеспеченность; основные закономерности размещения природных ресурсов, главные районы их концентрации. Уметь: работать с текстом учебника, определять по карте размеры запасов полезных ископаемых. | Беседа с использованием карт атласа, составление таблицы | | Пар.2,3, подгот. К семинару | | | |
7 | Загрязнение окружающей среды и экологические проблемы. Типы природопользования | скминар | Знать: аспекты решения проблемы охраны природы; коренные различия в решении экологических проблем в разных странах. Уметь: выделять главное в содержании изучаемого материала, составлять планы, географические конспекты | Учебное исследование по картам, решение географических задач. Тестовое задание. | | с.38-45, работа в печат. Тетради, таблица | | | |
8. | Географическое ресурсоведение и геоэкология | Проблемный урок | | тестирование | Мониторинг окружающей среды. | с.50,блок заданий | | | |
9. | Практическая работа №2 Оценка ресурсообеспеченности разных регионов.» | Практикум | Знать: Обеспеченность природными ресурсами отдельных стран или регионов мира. Уметь: Составлять картосхемы размещения крупнейших месторождений полезных ископаемых. | Практическая работа№2 проект | | с.52-53, вопр.6,7,8, печат. Тетрадь стр.8 | | | |
География населения мира-6ч. | |
10. | Численность и воспроизводство населения | Изуч. нового | Темпы роста народонаселения Земли.Типы воспроизводства населения. Демографическая политика. | Знать: Численность и воспроизводство насел. Мира. Естественный прирост и его типы. Уметь: Анализировать карты и стат. Материалы с целью характеристики населения мира. Объяснять различия в Естественном приросте населения. | Самостоятельная работа по вариантам Устный опрос | - Региональные различия в демогра-фической ситуации. Демография. Взаимо-действие и взаимо-проникновение различных циви-лизаций. Этнологи-ческие и религиозные конфликты. | с.51-60-66,половозр. пирамида, блок добывания знаний з.6,3 | | | |
11. | Состав населения. Труодовые ресурсы. Национальный и религиозный состав. | Урок формирования умений и навыков | Половой и возрастной состав населения. Экономически активное население. Религиозный и национальный состав населения. | Знать: Крупные народы и языковые семьи. Мировые религии. Этнические и религиозные конфлик- ты. Уметь: Приводить примеры однонациональных и многонациональных государств, называть и показывать крупнейшие народы мира. | Эвристическая беседа с использованием карт атласа, составление таблицы | | с.66-71,№7,8,12 (с.85), устно. | | | |
12. | Практическая работа №3 Размещение и миграции населения. | Практ. | Различия в степени заселенности отдельных территорий, миграционные процессы, направление миграций. | Знать: Виды и геогра-Фия миграций. ЗнатьОсновные понятия темы. Уметь: Объяснять причины миграционных процессов в пределах Европы, Северной америки, евроазиатского пространства. | Практическаяработа№3 решение географических задач | | с.71-74, подготовиться к семинару | | | |
13. |
Городское и сельское население. Урбанизация | Урок целевого применения усвоенного | Понятие об урбанизации во всем мире и в отдельных регионах. | Знать: Урбанизация, ее формы, и уровни. Крупные города и Городские агломерации мира. Уметь: Определять соотношение городского и сельского населения отдельных территорий. | Учебное исследование по картам, решение географических задач Тестирование | Урбанизация как всемирный процесс, ее «плюсы» и «минусы» в развитых и развивающихся странах. | с.74-81, печ. тетрадь | | | |
14. | Население и окружающая среда Итоговый урок по теме | Обобщ. | Влияние урбанизации на окружающую среду. | Знать: Уровень и качество жизненаселения крупных стран и регионов мира. Уметь: Оценивать экологические проблемы больших городов. | | Устный опрос Зачёт-викторина | с.79-81повт.,подготовиться к зачёту блок самоконтр. | | | |
Научно-техническая революция и мировое хозяйство-4ч. | |
15. | Научно-техническая революция. Воздействие НТР на мировое хозяйство | Изучение нового учебного материала | Понятие НТР., черты, составные части. Понятие МХ и его «географической модели». | Знать: Понятие НТР., черты, составные части. Понятие МХ и его «географической модели». Уметь: Называть отрасли мирового хозяйства. Составлять характеристику основных центров МХ. | Эвристическая беседа с использованием карт атласа, составление таблицы | Основные принципы размещения отраслей мирового хозяйства | Таблица(по с. 91-97), блок добыв.знан. з1 | | | |
16. | Мировое хозяйство. Международное географическое разделение труда, международная экономическая интеграция | Лекц | Понятие о МГРТ. Отрасль международной специализации. | Знать: Понятие о МГРТ. Отрасль международной специализации Уметь: Делать анализ различных источников информации. | Учебное исследование по картам, решение географических задач | Оценивание специализации отдельных стран в мировом хозяйстве. | с.97-102,блок самоконтр. | | | |
17. | Международная специализация и кооперирование | Комб. | Влияние НТР на экономический рост и отраслевую структуру пр-ва. | ЗнатьВлияние НТР на размещение производит сил общества. Факторы Размещения. Основные понятия темы. Уметь: Сост. Типолог. Схему территор. Структуры экон. Развитых и развивающихся стран. Дать сравнительную характеристику. | Эвристическая беседа с использованием карт атласа, составление таблицы | Географическая модель современного мирового хозяйства. «Авангардная тройка» | Задания по плану семинара | | | |
18. | . Территориальная структура хозяйства и региональная политика в экономически развитых странах. Экономическое районирование | Урок формирования умений и навыков | Особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, различия в уровнях экономического развития стран и регионов. | Учебное исследование по картам, решение географических задач | Главные центры мирового хозяйства; Международная специализация; международная монополия. Региональная политика | с.102-110, з.стр.119 | | | |
19 | Практическая работа №4 Урок обобщение-деловая игра | Практ. | Особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, различия в уровнях экономического развития стран и регионов. | Знать: основные модели мирового хозяйства; территориальную структуру мирового хозяйства; различия между группами стран; особенности региональной политики стран. | Решение географических задач по результатам групповой работы Практическая работа№4 | | с.110,119-120 | | | |
География отраслей мирового хозяйства-13ч. | |
20. | География промышленности. Топливно-энергетическая прмышленность. | Лекц. | Состав и основные черты размещения ТЭК. Главные грузопотоки. Электроэнергетика. Структура производства на ТЭС. ГЭС и АЭС. | Знать: Основные понятия темы. Уметь: Называть и показывать главные районы добычи угля, нефти, газа, руд черных и цветных металлов, направления международных экономических связей. | ИО | Принципы разме- щения отраслей мирового хозяйства. | Стр.123-127, карты-блоки. | | | |
21 | Нефтяная, газовая, угольная промышленность. Электроэнергетика | Урок формирования умений и навыков | Учебное исследование по картам, решение географических задач по результатам групповой работы | Современные проблемы промышленности и пути их
| Стр.127-132,карты-блоки | | | |
22 | Горнодобывающая промышленность. Основные черты географии чёрной и цветной металлургии | Практикум | Горнодобывающая промышленность, ее значение и структура; главные страны и районы. | Групповая работа Исследование по картам | Современные проблемы промышленности и пути их решения | с.132-138 презентации | | | |
23. | Практическая работа №5 Машиностроение, химическая, лесная и текстильная промышленности. Главные страны и районы | Изучение нового учебного материала | Состав машиностроения, химической, текстильной промышленности мира. | Знать: Основные промышленные центры,. Уметь: Называть и показывать промышленные центры. | составление таблицы Практическая работа№5 | Связь уровня развития обрабатывающей промышленности с уровнем социально-экономического развития государства. | с.138-140презентации, печат.тетрадь | | | |
24. | Промышленные районы мира. Сельское хозяйство. Агропромышленный комплекс (агробизнес), «зелёная революция» | Урок целевого применения изученного | Старопромыш-Ленные районы и районы нового освоения | Знать: Старопромыш-Ленные районы и районы нового освоения. Уметь: называть и показывать районы . | Групповая работа Исследование по картам Письменный тест, | - Аграрные отношения в странах разного типа. | с.141-148, презентации | | | |
25. | Растениеводство. Животноводство | Практ | Основные районы размещения растениеводства.«Зеленая революция». | Знать: Основные экспортеры и импортеры сельско-хозяйственной продукции. Уметь: Называть и показывать основные районы растениеводства и основные грузопотоки продукции. | составление таблицы |
| с.148-150, сообщения | | | |
26. | Практическая работа №6 География транспорта. Мировая транспортная система | Лекц. | География мирового транспорта. Состав и размещение сухопутного, воздушного и водного транспорта мира. | Знать: Состав и размещение сухопутного, воздушного и водного транспорта мира Уметь: Определять преобладающие виды транспорта, оценивать степень их развития. | Групповая работа Исследование по картам Практическая работа№6 | Основные показатели развития мирового транспорта. | с.150-159 презентации | | | |
27 | География мировых валютно-финансовых отношений | Комб. | География мировых валютно-финансовых отношений | Знать особенности мировых валютно-финансовых отношений. | Индивидуальный, фронтальный опрос | | с.159-162,сообщения | | | |
28. | Крупнейшие международные и отраслевые союзы. | Урок- Диалог | Основные черты географии международных экономических связей. | Знать: Основные понятия: ВЭО, СЭЗ, мировая торговля.Торговый баланс,; виды экономических отношений. Уметь: применять полученные знания В практической деятельности. | Групповая работа Исследование по картам Письменный тест, | Экономическая интеграция как качественно новая ступень в развитии традиционного экономического сотрудничества между странами.с | с.162-165 презентации | | | |
29 | Международная торговля. | Урок целевого применения изученного | Групповая работа Исследование по картам Письменный тест, | Групповая работа Исследование по картам Письменный тест, Синтез-2 | | | |
30. | Международный туризм. Главные районы международного туризма | Урок-диалог | Виды международного туризма. | Знать: Главные районы международного туризма. Уметь:Называть и показывать районы международного туризма.
| Групповая работа Исследование по картам Устный опрос | | Повторение, презентации стр.165 | | | |
31 | Практическая работа «Определение основных направлений международной торговли» | практикум | Виды международных экономических отношений | Анализ политической карты мира и экономических карт с целью определения специализации | Учебное исследование по картам, решение географических задач по результатам групповой работы | | Повторение, презентации | | | |
32 | География непроизводственной сферы | Комб. | Изменение пропорций между производственной и непроизводственной сферами. География непроизводственной сферы | Знать: об особенностях непроизводственной сферы и её географии. | Самостоятельная работа | | Повт.стр.173,з.12,13,15 | | | |
33 | Обобщающее повторение | Пбпбщ. | Обобщение по разделу | Закрепление знаний и умений по теме | Проверочная работа Тест | | Повторение, презентации | | | |
34 | Обобщающее повторение. | | Контроль знаний и умений по курсу. |
| | | | | |
Зарубежная Европа -6ч. | |
1. |
Изменения на политической карте
|
Изуч. нового |
Изменения политической карты мира под влиянием международных отношений
|
Знать: особенности различных исторических эпох и этапов формирования ПКМ, её количественные и качественные сдвиги; типологию стран.
| Эвристическая беседа с использованием карт атласа, составление таблицы | | Презентации, доклады | | | |
2. | Общая характеристика Население Зарубежной Европы | Лекция | Комплексная географическая характеристика природных ресурсов. | Знать: географическое положение Зарубежной Европы. Уметь: оценивать природно-ресурсный потенциал; анализировать карты. | Устный опрос Частично- поисковая беседа. Сопоставление карт атласа | Главные города, их характерные особенности | Тема № 6 с. 179-183 | | | |
3. | Хозяйство. Международные экономические связи | Комб. | Хозяйство. Международные экономические связи | Знать: типичные черты хозяйства развитых стран Зарубежной Европы, структуру и основные районы промышленности региона. Уметь: анализировать картографические и статистические материалы, составлять схемы, давать краткую характеристику отраслям. | Географический диктант Устный опрос | Экономическое объединение европейских стран | с. 183-197,220 «Можете ли вы» | | | |
4. | Восточная Европа, Средняя Европа, Северная Европа, Южная Европа | Практ. | Региональные различия Зарубежной Европы | Знать: географические различия в Зарубежной Европе. | Устный опрос Групповая работа Исследование по картам | Составление туристического маршрута «Старые камни Европы» | с.205-218, презентации | | | |
5. | Европейские страны «большой семерки»: Франция, Италия, Великобритания | Практ. | Особенности ГП, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современные проблемы развития наиболее крупных стран мира. Внутренние географические различия стран | Уметь: комплексно анализировать данные Уметь: составлять полную географическую характеристику страны. | Практическая работа «ЭГХ одной из стран «Большой семерки» | Применение различных источников географической информации | с.200-210, №14 (итоговое) | | | |
6. | Итоговый урок по теме | обобщ | Контроль знаний и умений по теме «зарубежная Европа». | Блок самоконтроля и взаимного контроля стр. 218-221 | | План-проектстр.202, характеристика №1, №2. | | | |
Зарубежная Азия-8ч. | |
7. | Общая характеристика Зарубежной Азии… | Комб. | Особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала. | Знать: Государства субрегионов Азии и их столицы. Крупные месторождения полезных ископаемых . Уметь: Называть и показывать на карте страны Азии. Составлять картосхемы. | Групповая работа Исследование по картам | Историческое прошлое региона | Тема №7 с.223-227 презентации | | | |
8. | Основные районы сельского хозяйства, транспорт и международные связи | Комб. | Комплексная географическая характеристика хозяйства Зарубежной Азии. Современные проблемы развития | Знать: основные черты ЭГП, проблемы использования территории, природных и сырьевых ресурсов, национальном составе, размещении населения. Уметь: составлять экономико-географическую характеристику страны; использовать различные источники географической информации Уметь: отстаивать свою точку зрения; применять знания и опыт в различных ситуациях | Географический диктант. Эвристическая беседа с использованием карт атласа | | с.227-234, 269 блок самоконтроля з.2 | | | |
9. | Охрана окружающей среды и экологические проблемы | Комб. | Современные проблемы взаимодействия общества и природы. Экологические проблемы. | Знать: основные черты ЭГП, проблемы использования территории, природных и сырьевых ресурсов, национальном составе, размещении населения. Уметь: составлять экономико-географическую характеристику страны; использовать различные источники географической информации Уметь: отстаивать свою точку зрения; применять знания и опыт в различных ситуациях | Тестирование | | Рефераты ,инд. задан., стр.267,231з.7, 8,10 | | | |
10. | Субрегионы Зарубежной Азии Китай. Индия | Семин. | Юго-Западная Азия, Южная Азия, Юго-Восточная Азия, Центральная и Восточная Азия. | Знать: Субрегионы зарубежной Азии. Уметь: Называть и показывать на карте субрегионы. | Учебное исследование по картам, решение географических задач по результатам групповой работы | Культура Японии. | стр270з7,9,10,стр.241-245 | | | |
11. | Практическая работа №2 Япония | комб | Региональные различия Внутренние географические различия стран | Уметь: применять знания, умения и опыт в различных ситуациях | Практическая работа №2 | | Презентации,стр.267, задания | | | |
12 | Россия на политической карте. Характеристика современного этапа преобразований | комб | Изменение географического положения России во времени.. | Оценивать и объяснять ресурсообеспеченность России. | Анализ и объяснение особенностей современного геополитического положения. | | Рефераты, инд. задания | | | |
13 | Россия в мировом хозяйстве и в международном разделении труда | комб | Характеристика современного этапа преобразований России. | Применять разнообразные источники географической информации. | Эвристическая беседа с использованием карт атласа | | Рефераты ,инд. задания | | | |
14 | Участие России в международных отраслевых и региональных организациях | комб | Структура внешнеторгового баланса. | Определение роли России в производстве важнейших видов продукции, основных направлений внешнеторговых связей. | Разработка проекта- решения одной проблемы | | Групповое и диф. задания. | | | |
15 | Участие России в международных социально-экономических и геоэкологических проектах | комб | Россия и СНГ. | Применять разнообразные источники географической информации | Географический диктант Эвристическая беседа с использованием карт атласа | | Групповое и диф. задания | | | |
16 | Африка «Визитная карточка» региона. Природные условия и ресурсы, их хозяйственная оценка | Изучение нового | Комплексная географическая характеристика Африки: особенности ГП, природно-ресурсного потенциала | Уметь: самостоятельно оценивать природно-ресурсный потенциал и уровень экономического развития Африки; анализировать картографические и статистические материалы | Географический диктант Эвристическая беседа с использованием карт атласа | | Тема №8 с.273-275 презентации | | | |
17 | Население Африки | комб | Особенности населения Африки, его культуры | Уметь: решать проблемные задачи, связанные с особенностями населения. | Устный опрос | | с.275-279,доп.текст | | | |
18 | Практическая работа №3 Хозяйство. Деление Африки на субрегионы | практ | Особенности хозяйства. Региональные различия. | Уметь: решать проблемные задачи, связанные с экономической отсталостью региона. | Практическая работа №3 Исследование по картам | | с. 280-283 Блок самоконтроля | | | |
19 | ЮАР | комб | Внутренние географические различия страны | Уметь: составлять полную географическую характеристику страны | Самостоятельная работа по контурной карте | | с.285-292вопросы | | | |
Северная Америка-5ч. | |
20 | Северная америка «Визитная карточка» региона» | Изучение нового | Особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала. | Знать: Особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала. Уметь: Оценивать ЭГП региона. | Самостоятельная работа по контурной карте | Американский тип города. | Тема №9 с.295,запись в тетради | |
| |
21 | Практическая работа №4 США | практ | Общая Экономико-географическая характеристика страны. | Знать: Границы, государственный строй, население, Урбанизация, главные города. Уметь: Давать характеристику городских агломераций и мегалополисов. | Устный опрос Практическая работа № 4 | Достопримечательности и национальные парки США | с.301 -305рефераты | | | |
22. | Хозяйство США Макрорайоны США | Семин. | Общая характеристика хозяйства США | Знать: Основные отрасли промышленности и их география.Промышленные пояса. Агропромышленные районы. Уметь: Составлять картосхему районов загрязнения окружающей среды в США, выявлять источники загрязнения. | Самостоятельная работа с таблицей | | с.311 письм. задание Блок самоконтроля | | | |
23 | Практическая работа №5 Канада | лекц | Общая Экономико-географическая характеристика страны | Знать: Место Канады в мировом хозяйстве. Интеграционная группировка НАФТА Уметь: Объяснять особенности жизни и быта населения. | Практическая работа №5 | Внедрение американских монополий в экономику Канады. | с.316-319, письм. Задание | | | |
24. | Обобщающий урок по теме «Северная америка» | Обобщ. | Обобщающий контроль знаний и умений по теме «Северная Америка» | Тестовый опрос | | Эссе | | | |
Латинская Америка-4ч. | |
25. | Датинская Америка «Визитная карточка» региона. Природные условия и ресурсы. Население | Изучение Нового учебного материала | Особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения. | Знать: ЭГП. Крупнейшие месторождения полезных ископаемых, типы воспроизводства населения. Крупнейшие городские агломерации. Уметь: Оценивать ЭГП региона. | Географический диктант Эвристическая беседа с использованием карт атласа | Доколумбовские цивилизации | с.331-337 | | | |
26. | Хозяйство | Практ. | Главные отрасли специализации, место региона в мировом хозяйстве. Особенности землевладения и землепользования. Транспорт. | Знать: Главные районы и центры горнодобывающей промышленности. Сельскохозяйственные районы. Уметь: Называть и показывать на карте промышленные районы. | Работа с таблицей | Интеграционные объединения в Латинской Америке | с. 339- 340, № 12 (письм) | | | |
27 | Бразилия | Семин. | Общая Экономико-географическая характеристика страны | Знать: Особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала. Уметь: Самостоятельно конкретизировать основные положения учебника, пользуясь рисунками и картами атласа. | Устный опрос и групповая работа | Традиции и быт бразильцев | с.340, ЭГХ (письм)Блок самоконтроля | | | |
28 | Итоговый урок по теме «Латинская Америка» | Обобщ. | Обобщающий контроль знаний и умений по теме «Латинская Америка». | | Проект | | | |