министерство образования и науки Амурской области
государственное профессионально образовательное автономное учреждение Амурской области
«Амурский колледж сервиса и торговли»
Рабочая программа УЧЕБНОЙ общеобразовательной дисциплинЫ
ФИЗИКА
для специальностей
19.02.07 Технология молока и молочных продуктов (по отраслям)
19.02.03 Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий
(по отраслям)
19.02.08 Технология мяса и мясных продуктов (по отраслям)
(по естественно-научному профилю)
Белогорск
2015
Составлена в соответствии с примерной программой учебной дисциплины физика, разработанной В.Ф. Дмитриевой, одобренной Научно-методическим советом Центра профессионального образования ФГАУ «ФИРО», протокол №2 от 26.03.2015г.
УТВЕРЖДЕНО
научно-методическим советом
Протокол № ____ от «____» ___________ 20___ г.
Председатель ______________ Т.М. Пузикова
Рассмотрена на заседании ПЦК ЕНОМ
Протокол № ___ от «____» ____________ 2015 г.
Председатель ПЦК ______________ /Т.Г. Лутченко/
Автор: Иванченко И. М.
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
2. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 5 |
3. условия реализации учебной дисциплины | 12 |
4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины | 13 |
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ФИЗИКА
1.1. Область применения программы
Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Физика» предназначена для изучения физики в профессиональных образовательных организациях СПО, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена.
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Физика», и в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы ФГОУ СПО «АКСТ» в соответствии с ФГОС по специальностям СПО:
19.02.07 Технология молока и молочных продуктов (по отраслям)
19.02.03 Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий
(по отраслям)
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Физика» является учебным предметом по выбору из обязательной предметной области «Естественные науки» ФГОС среднего общего образования.
В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебная дисциплина «Физика» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ).
В учебных планах ППКРС, ППССЗ место учебной дисциплины «Физика» в составе общеобразовательных учебных дисциплин по выбору, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для профессий СПО и специальностей СПО соответствующего профиля профессионального образования.
В основе учебной дисциплины «Физика» лежит установка на формирование у обучаемых системы базовых понятий физики и представлений о современной физической картине мира, а также выработка умений применять физические знания как в профессиональной деятельности, так и для решения жизненных задач.
Многие положения, развиваемые физикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) - одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации.
Физика даёт ключ к пониманию многочисленных явлений и процессов окружающего мира (в естественнонаучных областях, в социологии, экономике, языке, литературе и др.) В физике формируются многие виды деятельности, которые имеют метапредметный характер. К ним в первую очередь относятся моделирование объектов и процессов, применение основных методов познания, системно-информационный анализ, формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение,
систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов, управление объектами и процессами. Именно эта дисциплина позволяет познакомить студентов с научными методами познания, научить их отличать гипотезу от теории, теорию от эксперимента.
Физика имеет очень большое и всё возрастающее число междисциплинарных связей, причём как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Сказанное позволяет рассматривать физику как «метадиспиплину», которая предоставляет междисциплинарный язык для
описания научной картины мира.
Физика является системообразующим фактором для
естественнонаучных учебных предметов, поскольку физические законы лежат в основе содержания химии, биологии, географии, астрономии и специальных дисциплин (техническая механика, электротехника, электроника и др.). Учебная дисциплина «Физика» создает универсальную базу для изучения общепрофессиональных и специальных дисциплин, закладывая фундамент последующего обучения студентов.
Обладая логической стройностью и опираясь на экспериментальные факты учебная дисциплина «Физика» формирует у студентов подлинно научное мировоззрение. Физика является основой учения о материальном мире и решает проблемы этого мира.
Изучение физики в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, имеет свои особенности в зависимости от профиля профессионального образования. Это выражается через содержание обучения, количество часов, выделяемых на изучение отдельных тем программы, глубину их освоения студентами, через объем и характер практических занятий, виды внеаудиторной самостоятельной работы студентов.
1.3. Цели и задачи дисциплины :
освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;
овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;
использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды и возможностями применения знаний при решении задач, возникающих в последующей профессиональной деятельности.
1.4 Результаты освоения учебной дисциплины:
Освоение содержания учебной дисциплины «Физика», обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
личностных:
метапредметных:
использовать различные виды познавательной деятельности для решения физических задач, применять основные методы познания (наблюдение, описание, измерение, эксперимент) для изучения различных сторон окружающей действительности;
использовать основные интеллектуальные операции: постановка задачи, формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов, формулирование выводов для изучения различных сторон физических объектов, физических явлений и физических процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;
умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
использовать различные источники для получения физической информации, умение оценить её достоверность;
анализировать и представлять информацию в различных видах;
публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации.
предметных:
сформированность представлений о роли и месте физики в современной научной картине мира; понимание физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений; понимание роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;
владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами и теориями; уверенное использование физической терминологии и символики;
владение основными методами научного познания, используемыми в физике: наблюдение, описание, измерение, эксперимент;
умения обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы;
сформированность умения решать физические задачи;
сформированность умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе, в профессиональной сфере и для принятия практических решений в повседневной жизни;
Сформированность собственной позиции по отношению к физической информации, получаемой из разных источников.
В результате изучения учебной дисциплины «Физика» обучающийся должен:
знать/понимать:
смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;
смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;
смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;
вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;
уметь:
описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;
отличать гипотезы от научных теорий;
делать выводы на основе экспериментальных данных;
приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;
приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальная учебная нагрузка студента 145 час, в том числе:
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 145 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 97 |
в том числе: | |
лабораторные занятия | 20 |
практические занятия | |
экскурсии | |
контрольные работы | 2 |
Самостоятельная работа студента (всего) | 48 |
в том числе: | |
Подготовка к практическим работам, оформление практических работ | 10 |
Проработка конспектов, учебной литературы по темам программы | 16 |
Выполнение домашних заданий (решение задач, упражнений) | 10 |
Подготовка сообщений по темам | 12 |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета. |
2.2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Наименование модулей и тем | Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | |
ВВЕДЕНИЕ | СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА | 2+2 СР | |
Физика – фундаментальная наука о природе. Естественнонаучный метод познания, его возможности и границы применимости. Эксперимент и теория в процессе познания природы Моделирование физических явлений и процессов. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Физическая величина. Погрешности измерений физических величин Физические законы. Границы применимости физических законов Понятие о физической картине мира. Значение физики при освоении профессий СПО и специальностей СПО. | 2 | |
Самостоятельная работа студентов по ВВЕДЕНИЮ: | 2 | |
Проработка конспектов, учебной литературы по темам: | |
МОДУЛЬ 1. | МЕХАНИКА | 18+8 СР | |
Тема 1.1. Кинематика | СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА | 6 | |
1 | Относительность механического движения.. Системы отсчета. Уравнение равномерного прямолинейного движения. . Характеристики механического движения: перемещение, скорость, ускорение | 2 | |
2 | Мгновенная скорость. Сложение скоростей. Движение с постоянным ускорением. Свободное падение тел. Движение тела, брошенного под углом к горизонту. | 2 | |
3 | Равномерное движение по окружности. | 2 | |
Тема 1.2. Динамика | СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА | 6 | |
1 | Взаимодействие тел. Сила. Масса. Импульс. Силы в природе Законы Ньютона. | 2 | |
2 | Закон всемирного тяготения. Гравитационное поле. Сила тяжести. Вес. Первая космическая скорость. Решение задач. | 2 | |
3 | Деформация и силы упругости. Закон Гука. Силы трения.. Решение задач на законы Ньютона | 2 | |
Тема 1.3. Законы сохранения в механике | СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА | 6 | |
1 | Закон сохранения импульса. Реактивное движение. | 2 | |
2 | Работа. Мощность. Энергия. Работа силы тяжести. Работа силы упругости. Потенциальная энергия. Закон сохранения энергии в механике | 2 | |
Лабораторные занятия: | 2 | |
ЛР №1. Сохранение механической энергии при движении тела под действием сил тяжести и упругости | |
Самостоятельная работа студентов по модулю 1: | 8 | |
Подготовка к лабораторной работе | 1 | |
Оформление лабораторной работы | |
Проработка конспектов, учебной литературы по темам: Криволинейное движение Основная задача динамики Роль сил трения | 3 | |
Выполнение домашних заданий (решение задач, упражнений): на расчет скорости равномерного прямолинейного движения. на определение перемещения и скорости при движении с постоянным ускорением на свободное падение тел и.движение тела, брошенного под углом к горизонту. на равномерное движение по окружности. использование законов Ньютона рассчитывать силы упругости, трения, веса, выталкивающей силы. вычислять работу, энергию, мощность | 2 | |
Подготовка сообщений по темам: Скорости тел в природе и технике. Исаак Ньютон – создатель классической физики. Значение открытий Галилея. Движение тела переменной массы. Законы Кеплера. | 2 | |
МОДУЛЬ 2 | МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА. ТЕРМОДИНАМИКА | 14+8 Сам. | |
Тема 2.1. Основы молекулярно-кинетической теории | СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА | 4 | |
1 | Основные положения молекулярно-кинетической теории. Размеры и масса молекул и атомов. Броуновское движение. Диффузия. Силы и энергия межмолекулярного взаимодействия. Строении газообразных, жидких и твердых тел. Скорости движения молекул и их измерение. Идеальный газ. Давление газа. | 2 | |
2 | Основное уравнение молекулярно-кинетической теории газов. Температура и ее измерение. Газовые законы. Абсолютный нуль температуры. Термодинамическая шкала температуры. Уравнение состояния идеального газа. Молярная газовая постоянная. | 2 | |
Тема 2.2. Основы термодинамики | СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА | 4 | |
1 | Основные понятия и определения. Внутренняя энергия системы. Внутренняя энергия идеального газа. Работа и теплота как формы передачи энергии. Теплоемкость. Удельная теплоемкость. Уравнение теплового баланса.. | 2 | |
2 | . Первое начало термодинамики. Адиабатный процесс. Принцип действия тепловой машины. КПД теплового двигателя. Второе начало термодинамики. Термодинамическая шкала температур. Холодильные машины. Тепловые двигатели. Охрана природы | 2 | |
Тема 2.3. Агрегатные состояния вещества и фазовые переходы | СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА | 6 | |
1 | Испарение и конденсация. Насыщенный пар и его свойства. Абсолютная и относительная влажность воздуха. Точка росы. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления.. Характеристика жидкого состояния вещества. Поверхностный слой жидкости. Поверхностное натяжение. Капилярность. Смачивание. Капиллярные явления. | 2 | |
2 | Характеристика твердого состояния вещества. Упругие свойства твердых тел. Закон Гука. Механические свойства твердых тел. Тепловое расширение твердых тел и жидкостей. Плавление и кристаллизация. | 1 | |
Лабораторные и практические занятия: | | |
Л.р. №2. Определение относительной влажности воздуха | 2 | |
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по модулям 1и 2. | 1 | |
Самостоятельная работа студентов по модулю 2: | 8 | |
1. Подготовка к лабораторным и практическим работам | 1 | |
Оформление работ | |
Проработка конспектов, учебной литературы по темам: Уравнение состояния идеального газ Расчёт теплоты Адиабатный процесс. Первое начало термодинамики Сжижение газов Тепловой баланс. Температура кипения | 3 | |
Выполнение домашних заданий (решение задач, упражнений): Расчёт теплоты Поверхностное натяжение | 2 | |
Подготовка сообщений по темам: Атмосферы планет Вязкость жидкости Влияние дефектов на физические свойства кристаллов. Ломоносов Михаил Васильевич – ученый энциклопедист. Проблемы экологии, связанные с использованием тепловых машин. | 2 | |
МОДУЛЬ 3. | ЭЛЕКТРОДИНАМИКА | 28+12 СР | |
Тема 3.1. Электрическое поле | СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА | 8 | |
1 | Электрические заряды. Закон сохранения заряда. Закон Кулона. Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей. | 2 | |
2 | Работа сил электростатического поля. Потенциал. Разность потенциалов. Эквипотенциальные поверхности. Связь между напряженностью и разностью потенциалов электрического поля. Диэлектрики в электрическом поле. Поляризация диэлектриков. Проводники в электрическом поле | 2 | |
3 | Конденсаторы. Соединение конденсаторов в батарею. Энергия заряженного конденсатора. Энергия электрического поля. | 2 | |
Лабораторные занятия: | 2 | |
Л.р. №3. Определение электрической ёмкости конденсатора | |
Тема 3.2. Законы постоянного тока | СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА | 8 | |
1 | Условия, необходимые для возникновения и поддержания электрического тока. Сила тока и плотность тока. Закона Ома для участка цепи без ЭДС. Зависимость электрического сопротивления от материала, длины и площади поперечного сечения проводника. Зависимость электрического сопротивления проводников от температуры | 2 | |
2 | Электродвижущая сила источника тока. Закон Ома для полной цепи .Соединение проводников. Соединение источников электрической энергии в батарею. Закон Джоуля — Ленца. Работа и мощность электрического тока. Тепловое действие тока. | 2 | |
Лабораторные и практические занятия: | 4 | |
Л.р. №4 Определение ЭДС и внутреннего сопротивления источника напряжения. Л.р. №5. Определение коэффициента полезного действия электрического нагревателя. | |
Тема 3.3. Электрический ток в различных средах | СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА | 4 | |
1 | Электрический ток в жидкости и газах. Электрический ток в полупроводниках. Собственная проводимость полупроводников. Полупроводниковые приборы. | 2 | |
Лабораторные занятия: | 2 | |
Л.р. №6. Изучение электрических свойств полупроводникового диода | |
Тема 3.4. Магнитное поле | СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА | 4 | |
1 | Магнитное поле. Вектор индукции магнитного поля. Действие магнитного поля на прямолинейный проводник с током. Закон Ампера. Взаимодействие токов. Магнитный поток. Работа по перемещению проводника с током в магнитном поле | 2 | |
2 | Действие магнитного поля на движущийся заряд. Сила Лоренца. Определение удельного заряда. Ускорители заряженных частиц. | 2 | |
Тема 3.5. Электромагнитная индукция | СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА | 4 | |
1 | Электромагнитная индукция. Вихревое электрическое поле. Самоиндукция. . Индуктивность. Энергия магнитного поля. | 2 | |
Лабораторные занятия: | 2 | |
Л.р. № 7 Изучение явления электромагнитной индукции. | |
Самостоятельная работа студентов по модулю 3: | 12 | |
1. Подготовка к лабораторной работе | 4 | |
2. Оформление лабораторной работы | |
Проработка конспектов, учебной литературы по темам: | 3 | |
4. Выполнение домашних заданий (решение задач, упражнений): | 3 | |
5. Подготовка сообщений по теме: Открытие и применение высокотемпературной сверхпроводимости . Молния - газовый разряд в природных условиях. . Электронная проводимость металлов. Сверхпроводимость. Эрстед Ханс Кристиан – основоположник электромагнетизма. | 2 | |
МОДУЛЬ 4 | Колебания и волны | 14+7СР | |
Тема 4.1. Механические колебания и волны. | СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА | 6 | |
1 | Колебательное движение. Гармонические колебания. Свободные механические колебания. Линейные механические колебательные системы. Превращение энергии при колебательном движении. Свободные затухающие механические колебания. Вынужденные механические колебания. | 2 | |
2 | Упругие волны. Поперечные и продольные волны. Характеристики волны. Уравнение плоской бегущей волны. Интерференция волн. Понятие о дифракции волн. Звуковые волны. Ультразвук и его применение. | 2 | |
Лабораторные занятия: | 2 | |
Л.р.№8 Изучение зависимости периода колебаний нитяного (или пружинного) маятника от длины нити (или массы груза). | |
Тема 4.2. Электромагнитные колебания и волны | СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА | 8 | |
1 | Свободные электромагнитные колебания. Превращение энергии в колебательном контуре. Генератор незатухающих электромагнитных колебаний. Вынужденные электрические колебания. Переменный ток. Емкостное и индуктивное сопротивления переменного тока. Закон Ома для электрической цепи переменного тока. Работа и мощность переменного тока | 2 | |
2 | Генераторы тока. Трансформаторы. Токи высокой частоты. Получение, передача и распределение электроэнергии. | 2 | |
3 | Электромагнитное поле как особый вид материи. Электромагнитные волны. Вибратор Герца. Открытый колебательный контур. Изобретение радио А.С. Поповым. Понятие о радиосвязи. Применение электромагнитных волн. | 2 | |
Лабораторные занятия: | 2 | |
Л.р. № 9. Индуктивные и емкостное сопротивления в цепи переменного тока. | |
Самостоятельная работа студентов по модулю 4: | 7 | |
1. Подготовка к лабораторным работам | 1 | |
2. Оформление лабораторных работ | |
Проработка конспектов, учебной литературы по темам: Производство, передача и использование электроэнергии. Развитие средств связи и радио. Генератор переменного тока. Емкостное и индуктивное сопротивления переменного тока. | 2 | |
4. Выполнение домашних заданий (решение задач, упражнен | 1 | |
5. Подготовка сообщений по теме: Никола Тесла: жизнь и необычайные открытия. Попов Александр Степанович – русский ученый, изобретатель радио. Шкала электромагнитных волн. Современная спутниковая связь. | 2 | |
МОДУЛЬ 5 | ОПТИКА | 8+ 5 СР | |
Тема 5.1. Природа света | СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА | 2 | |
1 | Скорость распространения света. Законы отражения и преломления света. Полное отражение. Линзы. Глаз как оптическая система. Оптические приборы. | 2 | |
Тема 5.2. Волновые свойства света. | СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА | 6 | |
1 | Интерференция света. Когерентность световых лучей. Интерференция в тонких пленках. Дифракция света. Дифракция на щели в параллельных лучах. Дифракционная решетка. Дисперсия света. | 2 | |
2 | Виды спектров. Ультрафиолетовое и инфракрасное излучения. Рентгеновские лучи. Их природа и свойства | 2 | |
Лабораторные и практические занятия: | 2 | |
Л.р. №10 Определение длины световой волны при помощи дифракционной решётки. | |
Самостоятельная работа студентов по модулю 5: | 5 | |
1. Подготовка к лабораторным работам | 1 | |
2. Оформление лабораторных работ | | |
3. Проработка конспектов, учебной литературы по темам: | 1 | |
4. Выполнение домашних заданий (решение задач, упражнений) | 1 | |
5. Подготовка сообщений по теме: Дифракция в нашей жизни. | 2 | |
| | |
МОДУЛЬ 6 | ЭЛЕМЕНТЫ КВАНТОВОЙ ФИЗИКИ | 8 + 5 СР | |
Тема 6.1. Квантовая оптика | СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА | 2 | |
1 | Квантовая гипотеза Планка. Фотоны. Внешний фотоэлектрический эффект. Внутренний фотоэффект. Типы фотоэлементов. | 2 | |
Тема 6.2. Физика атома. | СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА | 2 | |
1 | Развитие взглядов на строение вещества. Закономерности в атомных спектрах водорода. Ядерная модель атома. Опыты Э. Резерфорда. Модель атома водорода по Бору. Квантовые генераторы. | 2 | |
Тема 6.3. Физика атомного ядра. | СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА | 4 | |
1 | Естественная радиоактивность. Закон радиоактивного распада. Способы наблюдения и регистрации заряженных частиц Строение атомного ядра. Дефект массы, энергия связи и устойчивость атомных ядер. Ядерные реакции. | 2 | |
2 | Искусственная радиоактивность. Деление тяжелых ядер. Цепная ядерная реакция. Управляемая цепная реакция. Ядерный реактор Получение радиоактивных изотопов и их применение. Биологическое действие радиоактивных излучений. Элементарные частицы.. | 2 | |
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по модулям 3-6. | 1 | |
Самостоятельная работа студентов по модулю 6: | 5 | |
4. Выполнение домашних заданий (решение задач, упражнений) | 2 | |
5. Подготовка сообщений по теме: Классификация и характеристики элементарных частиц. Конструкция и виды лазеров. Лазерные технологии и их использование. Метод меченых атомов. Нильс Бор – один из создателей современной физики Применение ядерных реакторов | 3 | |
МОДУЛЬ 7 | ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ | 4+ 4 СР | |
Тема 7.1. Строение и развитие Вселенной | СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА | 4 | |
1 | Наша звездная система — Галактика. Другие галактики. Бесконечность Вселенной. Понятие о космологии. Строение и происхождение Галактик. | 2 | |
Тема 7.2. Эволюция звезд. | СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА | 2 | |
1 | Термоядерный синтез. Проблема термоядерной энергетики. Энергия Солнца и звезд. Эволюция звезд. Происхождение Солнечной системы. | 2 | |
Самостоятельная работа студентов по модулю 7: | 4 | |
Проработка конспектов, учебной литературы по темам: | 2 | |
2. Подготовка сообщений по теме: Астрономия наших дней. Солнце – источник жизни на Земле. Рождение и эволюция звезд. Управляемый термоядерный синтез. Черные дыры. | 2 | |
| | |
| | |
|
ВСЕГО | 97+48(ср) | |
ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
Содержание обучения | Характеристика основных видов деятельности обучающегося (на уровне учебных действий) |
Введение | Умения постановки целей деятельности, планировать собственную деятельность для достижения поставленных целей, предвидения возможных результатов этих действий, организации самоконтроля и оценки полученных результатов. Развить способности ясно и точно излагать свои мысли, логически обосновывать свою точку зрения, воспринимать и анализировать мнения собеседников, признавая право другого человека на иное мнение. Производить измерения физических величин и оценивать границы погрешностей измерений. Представлять границы погрешностей измерений при построении графиков. Высказывать гипотезы для объяснения наблюдаемых явлений. Предлагать модели явлений. Указывать границы применимости физических законов. Излагать основные положения современной научной картины мира. Приводить примеры влияния открытий в физике на прогресс в технике и технологии |
| производства. |
1. Механика |
Кинематика | Представлять механическое движение тела уравнениями зависимости координат и проекции скорости от времени. Представлять механическое движение тела графиками зависимости координат и проекции скорости от времени. Определять координаты, пройденный путь, скорость и ускорение тела по графикам зависимости координат и проекций скорости от времени. Определять координаты, пройденный путь, скорость и ускорение тела по уравнениям зависимости координат и проекций скорости от времени. Проводить сравнительный анализ равномерного и равнопеременного движений. Указать использование поступательного и вращательного движений в технике. Приобретать опыт работы в группе с выполнением различных социальных ролей. Разработать возможную систему действий и конструкцию для экспериментального определения кинематических величин. Представлять информацию о видах движения в виде таблицы. |
Законы сохранения в механике | Применять закон сохранения импульса для вычисления изменений скоростей тел при их взаимодействиях. Измерять работу сил и изменение кинетической энергии тела. Вычислять работу сил и изменение кинетической энергии тела. Вычислять потенциальную энергию тел в гравитационном поле. Определять потенциальную энергию упруго деформированного тела по известной деформации и жёсткости тела. Применять закон сохранения механической |
| энергии при расчётах результатов взаимодействий тел гравитационными силами и силами упругости. Указывать границы применимости законов механики. Указать учебные дисциплины, при изучении которых используются законы сохранения. |
2. Основы молекулярной физики и термодинамики |
Основы молекулярной кинетической теории. Идеальный газ | Выполнять эксперименты, служащие обоснованию молекулярно - кинетической теории. (МКТ) Решать задачи с применением основного уравнения молекулярно-кинетической теории газов. Определять параметры вещества в газообразном состоянии на основании уравнения состояния идеального газа. Определять параметры вещества в газообразном состоянии и происходящие процессы по графикам зависимости р(Т), V(Т), р(V) Исследовать экспериментально зависимости р(Т), V(Т), р(V)) Представлять графиками изохорный, изобарный и изотермический процессы. Вычислять среднюю кинетическую энергию теплового движения молекул по известной температуре вещества. Высказывать гипотезы для объяснения наблюдаемых явлений. Указать границы применимости модели «идеальный газ» и законов МКТ. |
Основы термодинамики | Измерять количество теплоты в процессах теплопередачи. Рассчитывать количество теплоты, необходимой для осуществления заданного процесса с теплопередачей. Рассчитывать изменения внутренней энергии тел, работу и переданное количество теплоты с использованием первого закона термодинамики. Рассчитывать работу, совершённую газом, |
| по графику зависимости р (V). Вычислять работу газа, совершённую при изменении состояния по замкнутому циклу. Вычислять КПД при совершении газом работы в процессах изменения состояния по замкнутому циклу. Объяснять принципы действия тепловых машин. Показать роль физики в создании и совершенствовании тепловых двигателей. Излагать суть экологических проблем, обусловленных работой тепловых двигателей и предлагать пути их решения. Указать границы применимости законов термодинамики. Уметь вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии, открыто выражать и отстаивать свою точку зрения. Указать учебные дисциплины, при изучении которых используют учебный материал «Основы термодинамки». |
Свойства паров, жидкостей, твердых тел | Измерять влажность воздуха. Рассчитывать количество теплоты, необходимой для осуществления процесса перехода вещества из одного агрегатного состояния в другое. Исследовать экспериментально тепловые свойства вещества. Приводить примеры капиллярных явлений в быту, природе, технике. Исследовать механические свойства твердых тел. Применять физические понятия и законы в учебном материале профессионального характера. Использовать Интернет для поиска информации о разработках и применениях современных твердых и аморфных материалах. |
3. Электродинамика |
Электростатика | |
| Вычислять потенциал электрического поля одного и нескольких точечных электрических зарядов. Измерять разность потенциалов. Измерять энергию электрического поля заряженного конденсатора. Вычислять энергию электрического поля заряженного конденсатора. Разработать план и возможную схему действий экспериментального определения электроемкости конденсатора и диэлектрической проницаемости вещества. Проводить сравнительный анализ гравитационного и электростатического полей. |
Постоянный ток | Измерять мощность электрического тока. Измерять ЭДС и внутреннее сопротивление источника тока. Выполнять расчёты силы тока и напряжений на участках электрических цепей. Объяснять на примере электрической цепи с двумя источниками тока (ЭДС), в каком случае источник электрической энергии работает в режиме генератора, а в каком в режиме потребителя. Определять температуру нити накаливания. Измерять электрический заряд электрона. Снимать вольтамперную характеристику диода. Проводить сравнительный анализ полупроводниковых диодов и триодов. Использовать интернет для поиска информации о перспективах развития полупроводниковой техники. Устанавливать причинно-следственные связи. |
Магнитные явления | Измерять индукцию магнитного поля. Вычислять силы, действующие на проводник с током в магнитном поле. Вычислять силы, действующие на электрический заряд, движущийся в магнитном поле. Исследовать явления электромагнитной индукции, самоиндукции. Вычислять энергию магнитного поля. |
| Объяснять принцип действия электродвигателя. Объяснять принцип действия генератора электрического тока и электроизмерительных приборов. Объяснять принцип действия масс-спектрографа, ускорителей заряженных частиц. Объяснять роль магнитного поля Земли в жизни растений, животных, человека. Приводить примеры практического применения изученных явлений, законов, приборов, устройств. Проводить сравнительный анализ свойств электростатического, магнитного и вихревого электрических полей. Объяснять на примере магнитных явлений, почему физику можно рассматривать как «метадисциплину». |
4. Колебания и волны |
Механические колебания | Исследовать зависимость периода колебаний математического маятника от его длины, массы и амплитуды колебаний. Исследовать зависимость периода колебаний груза на пружине от его массы и жёсткости пружины. Вычислять период колебаний математического маятника по известному значению его длины. Вычислять период колебаний груза на пружине по известным значениям его массы и жёсткости пружины. Выработать навыки воспринимать, анализировать, перерабатывать и предъявлять информацию в соответствии с поставленными задачами. Приводить примеры автоколебательных механических систем. Проводить классификацию колебаний. |
Упругие волны | Измерять длину звуковой волны по результатам наблюдений интерференции звуковых волн. Наблюдать и объяснять явления интерференции и дифракции механических волн. Представлять области применения |
| ультразвука и перспективы его использования в различных областях науки, техники, медицине. |
Электромагнитные колебания | Наблюдать осциллограммы гармонических колебаний силы тока в цепи. Измерять электроёмкость конденсатора. Измерять индуктивность катушки. Исследовать явление электрического резонанса в последовательной цепи. Проводить аналогию между физическими величинами, характеризующими механическую и электромагнитную колебательные системы. Рассчитывать значения силы тока и напряжения на элементах цепи переменного тока. Исследовать принцип действия трансформатора. Исследовать принцип действия генератора переменного тока. Использовать интернет для поиска информации о современных способах передачи электроэнергии. |
Электромагнитные волны | Осуществлять радиопередачу и радиоприём. Исследовать свойства электромагнитных волн с помощью мобильного телефона. Развивать ценностное отношение к изучаемым на уроках физики объектам и осваиваемым видам деятельности. Объяснять принципиальное различие природы упругих и электромагнитных волн. Излагать суть экологических проблем, связанных с электромагнитными колебаниями и волнами. Объяснять роль электромагнитных волн в современных исследованиях Вселенной. |
5. Оптика |
Природа света | |
| Строить изображения предметов, даваемые линзами. Рассчитывать расстояние от линзы до изображения предмета. Рассчитывать оптическую силу линзы. Измерять фокусное расстояние линзы. Испытывать модели микроскопа и телескопа. |
Волновые свойства света | Наблюдать явление интерференции электромагнитных волн. Наблюдать явление дифракции электромагнитных волн. Наблюдать явление поляризации электромагнитных волн. Измерять длину световой волны по результатам наблюдения явления интерференции. Наблюдать явление дифракции света. Наблюдать явление поляризации и дисперсии света. Находить различия и сходства между дифракционным и дисперсионным спектрами. Приводить примеры появления в природе и использования в технике явлений интерференции, дифракции, поляризации и дисперсии света. Перечислять методы познания, которые использованы при изучении указанных явлений. |
6. Элементы квантовой физики |
Квантовая оптика | Наблюдать фотоэлектрический эффект. Объяснять законы Столетова на основе квантовых представлений Рассчитывать максимальную кинетическую энергию электронов при фотоэлектрическом эффекте. Определять работу выхода электрона по графику зависимости максимальной кинетической энергии фотоэлектронов от частоты света. Измерять работу выхода электрона. Перечислять приборы установки, в которых применяется безинерционность |
| фотоэффекта. |
Физика атома | Наблюдать линейчатые спектры. Рассчитывать частоту и длину волны испускаемого света при переходе атома водорода из одного стационарного состояния в другое. Объяснять происхождение линейчатого спектра атома водорода и различия линейчатых спектров различных газов. Исследовать линейчатый спектр. Исследовать принцип работы люминесцентной лампы. Наблюдать и объяснять принцип действия лазера. Приводить примеры использования лазера в современной науке и технике. Использовать Интернет для поиска информации о перспективах применения лазера. |
Физика атомного ядра | Наблюдать треки альфа-частиц в камере Вильсона. Регистрировать ядерные излучения с помощью счетчика Гейгера. Рассчитывать энергию связи атомных ядер. Определять заряд и массовое число атомного ядра, возникающего в результате радиоактивного распада. Вычислять энергию, освобождающуюся при радиоактивном распаде. Определять продукты ядерной реакции. Вычислять энергию, освобождающуюся при ядерных реакциях. Понимать преимущества и недостатки использования атомной энергии и ионизирующих излучений в промышленности, медицине. Излагать суть экологических проблем, связанных с биологическим действием радиоактивных излучений. Проводить классификацию элементарных частиц по их физическим характеристикам |
| (массе, заряду, времени жизни, спину и т.д.) Понимать ценности научного познания мира не вообще для человечества в целом, а для каждого обучающегося лично, ценность овладения методом научного познания для достижения успеха в любом виде практической деятельности. |
7. ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ |
Строение и развитие Вселенной | Наблюдать звёзды, Луну и планеты в телескоп. Наблюдать солнечные пятна с помощью телескопа и солнечного экрана. Использовать Интернет для поиска изображений космических объектов и информации об их особенностях Обсуждать возможные сценарии эволюции Вселенной. Использовать Интернет для поиска современной информации о развитии Вселенной. Оценивать информацию с позиции ее свойств: достоверность, объективность, полнота, актуальность и т.д. |
Эволюция звезд. Гипотеза происхождения Солнечной системы | Вычислять энергию, освобождающуюся при термоядерных реакциях. Формулировать проблемы термоядерной энергетики. Объяснять влияние Солнечной активности на Землю. Понимать роль космических исследований, их научное и экономическое значение. Обсуждать современные гипотезы происхождения Солнечной системы. |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО- ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИКА»
Освоение программы учебной дисциплины «Физика» предполагает наличие в профессиональной образовательной организации, реализующей образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебного кабинета, в котором имеется возможность обеспечить свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и в период внеучебной деятельности обучающихся.
В состав кабинета физики входит лаборатория с лаборантской
комнатой. Помещение кабинета физики должны удовлетворять требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178- 02), и оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся2.
В кабинете должно быть мультимедийное оборудование, посредством которого участники образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию по физике, создавать презентации, видеоматериалы и т.п.
В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины «Физика», входят:
«Физические величины и фундаментальные константы»,
«Международная система единиц СИ», «Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева», портреты выдающихся ученых-физиков и астрономов);
информационно-коммуникативные средства;
экранно-звуковые пособия;
комплект электроснабжения кабинета физики;
технические средства обучения;
демонстрационное оборудование (общего назначения и тематические наборы);
лабораторное оборудование (общего назначения и тематические наборы);
статические, динамические, демонстрационные и раздаточные модели;
вспомогательное оборудование;
комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;
библиотечный фонд.
В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК), обеспечивающие освоение учебной дисциплины
«Физика», рекомендованные или допущенные для использования в профессиональных образовательных организациях, реализующих
В образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования.
Библиотечный фонд может быть дополнен физическими энциклопедиями, атласами, словарями и хрестоматией по физике, справочниками по физике и технике, научной и научно-популярной литературой естественнонаучного содержания.
В процессе освоения программы учебной дисциплины «Физика» студенты должны иметь возможность доступа к электронным учебным материалам по физике, имеющиеся в свободном доступе в системе Интернет, (электронные книги, практикумы, тесты, материалы ЕГЭ и др.)
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Для студентов Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля: учебник для образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования – М.: 2014
Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля: учебник для образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования – М.: 2014
Дмитриева В.Ф. Физика: учебник для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования – М.: 2012
Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля. Сборник задач: учебное пособие для образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования – М.: 2014
Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля. Сборник задач: учебное пособие для образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования – М.: 2013
Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля. Контрольные материалы: учебные пособия для учреждений начального и среднего профессионального образования/В.Ф.Дмитриева, Л.И.Васильев. –М.: 2014
Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля. Лабораторный практикум: учебные пособия для учреждений начального и среднего профессионального образования/В.Ф.Дмитриева, А.В.Коржуев, О.В.Муртазина. – М.: 2015
Касьянов В.А. Иллюстрированный Атлас по физике: 10 класс.– М.2010
Для преподавателей Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)
// СЗ РФ. - 2009. - N 4. - Ст. 445.
Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от
29.12. 2012 № 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014 № 84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ).
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413. Зарегистрировано в Минюсте РФ 07.06.2012
N 24480.
Приказ Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. № 1645 « О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».
Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).
Об охране окружающей среды : федер. закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (в ред. от 25.06.2012, с изм. от 05.03.2013) // СЗ РФ. – 2002. - № 2. – Ст. 133.
Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля: учебник для образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования – М.: 2014
Дмитриева В.Ф. Задачи по физике: учебное пособие для образовательных учреждений среднего профессионального образования – М.: 2013
Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля. Контрольные материалы: учебные пособия для учреждений начального и среднего профессионального образования/В.Ф.Дмитриева, Л.И.Васильев. – М.: 2014
Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля. Лабораторный практикум: учебные пособия для учреждений начального и среднего профессионального образования/В.Ф.Дмитриева, А.В.Коржуев, О.В.Муртазина. – М.: 2015
Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля. Методические рекомендации: методическое пособие/В.Ф.Дмитриева, Л.И.Васильев. – М.: 2010
Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля: учебник для образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования (Электронное приложение). – М.: 2015
Касьянов В.А. Физика. 10 кл. Углубленный уровень: учебник. – М.:
2014
2014
Касьянов В.А. Физика. 11 кл.Углубленный уровень: учебник. –М.:
Интернет- ресурсы http://fcior.edu.ru/catalog/meta/3/mc/discipline%20OO/mi/4.17/p/page.html
– Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. dic.academic.ru - Академик. Словари и энциклопедии. www.booksgid.com - Воокs Gid. Электронная библиотека. globalteka.ru/index.html - Глобалтека. Глобальная библиотека научных
ресурсов.
window.edu.ru - Единое окно доступа к образовательным ресурсам. st-books.ru - Лучшая учебная литература.
www.school.edu.ru/default.asp - Российский образовательный портал.
Доступность, качество, эффективность.
ru/book - Электронная библиотечная система. http://www.alleng.ru/edu/phys.htm - Образовательные ресурсы
Интернета – Физика.
http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=30 – Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
http://fiz.1september.ru/ - Учебно-методическая газета «Физика». dic.academic.ru - Академик. Словари и энциклопедии.
http://n-t.ru/nl/fz/ - Нобелевские лауреаты по физике. http://nuclphys.sinp.msu.ru/ - Ядерная физика в интернете. http://college.ru/fizika/ - Подготовка к ЕГЭ
http://kvant.mccme.ru/ - Научно-популярный физико-математический журнал «Квант».
http://yos.ru/natural-sciences/scategory/18-phisic.htm – Естественнонаучный журнал для молодежи «Путь в науку»
9