СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по физике для 7 класса по учебнику Перышкина А.В.

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа предмета «Физика» ориентирована  на учащихся 7 класса и разработана на основе следующих документов:

  • Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. № 1089).
  • Примерная программа основного общего образования по физике VII—IX классы (базовый уровень), авторы Е.М. Гутник, А.В.Перышкин.
  • Образовательная программа  основного общего образования МБОУ «Красноключинская СОШ» НМР РТ
  • Учебный  план  МБОУ «Красноключинская СОШ» НМР РТ.
  • Положение о рабочей программе учителя МБОУ «Красноключинская СОШ»

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по физике для 7 класса по учебнику Перышкина А.В.»


Рассмотрено на заседании

ШМО

Протокол №______ от

«_____» _______2015 года

Руководитель ШМО



СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УР

МБОУ «Красноключинская СОШ»

_____________ Т.С.Глебова

«_____» _______ 2015 года

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «Красноключинская СОШ» ___________ Г.А.Яруллина

Приказ № __________

«_____» __________ 2015 года



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Красноключинская средняя общеобразовательная школа»

Нижнекамского муниципального района

Республики Татарстан




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по физике, 7 класс

базовый уровень



Составитель:

учитель __без___ квалификационной категории

Лагинская Елена Ивановна








Рассмотрено на заседании

педагогического совета

МБОУ «Красноключинская СОШ»

Протокол № ___ «___»______2015 года














2015 - 2016 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа предмета «Физика» ориентирована на учащихся 7 класса и разработана на основе следующих документов:

  • Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. № 1089).

  • Примерная программа основного общего образования по физике VII—IX классы (базовый уровень), авторы Е.М. Гутник, А.В.Перышкин.

  • Образовательная программа основного общего образования МБОУ «Красноключинская СОШ» НМР РТ

  • Учебный план МБОУ «Красноключинская СОШ» НМР РТ.

  • Положение о рабочей программе учителя МБОУ «Красноключинская СОШ»

Изучение физики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

  • овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний, при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;

  • воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

  • использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Место предмета в учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 204 часов для обязательного изучения физики на ступени основного общего образования, в том числе в VII, VIII и IX классах по 68 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю. В примерной программе предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 21 часа (10%) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий, учета местных условий.

На изучение данного курса отводится 2 часа в неделю (70 часов). Резерв 2 часа + 3 часа из раздела ««Давление твердых тел, жидкостей и газов»» + 2 часа из раздела «Работа, мощность» - 7 часов отводится на повторение тем и решение комбинированных задач. Это сделано для того, чтобы учащиеся осмыслили и смогли применить полученные знания, для подготовки к ОГЭ.


Содержание программы

  1. ФИЗИКА И ФИЗИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРИРОДЫ (4 ч)

Физика – наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Физический эксперимент. Моделирование явлений и объектов природы. Измерение физических величин. Погрешности измерений. Международная система единиц. Физические законы. Роль физики в формировании научной картины мира.

Фронтальная лабораторная работа.

1.Определение цены деления измерительного прибора.



  1. ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ (6 ч.)

Строение вещества. Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение. Диффузия. Взаимодействие частиц вещества. Модели строения газов, жидкостей и твердых тел.

Три состояния вещества

Фронтальная лабораторная работа.

2.Измерение размеров малых тел.



  1. МЕХАНИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ (53 ч.)

Механическое движение. Система отсчета и относительность движения. Путь. Скорость. Инерция. Взаимодействие тел. Масса. Плотность. Сила. Сложение сил. Сила упругости. Сила трения. Сила тяжести. Вес тела. Работа. Мощность. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия взаимодействующих тел. Закон сохранения механической энергии. Условия равновесия тел.

Простые механизмы. Коэффициент полезного действия.

Давление. Атмосферное давление. Закон Паскаля. Гидравлические машины. Закон Архимеда. Условие плавания тел.

Фронтальная лабораторная работа.

3.Измерение массы тела на рычажных весах.

4.Измерение объема тела.

5.Измерение плотности твердого вещества.

6.Градуирование пружины и измерение сил динамометром.

7.Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.

8.Выяснение условий плавания тела в жидкости.

9.Выяснение условия равновесия рычага.

10.Измерение КПД при подъеме по наклонной плоскости.



IV. Повторение (7 час)




В результате изучения физики ученик должен

знать/понимать

  • смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, атом, смысл физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия;

  • смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, сохранения механической энергии.

уметь

  • описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию,

  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры,

  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины,

  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых явлениях;

  • решать задачи на применение изученных физических законов;

  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;

  • контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;

  • рационального применения простых механизмов;

  • оценки безопасности радиационного фона.




Проверка знаний учащихся:

оценка ответов учащихся

Оценка «5» ставиться в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, а так же правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения: правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ собственными примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка «4» ставиться, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, 6eз использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении др. предметов: если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочётов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка «3» ставиться, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению вопросов программного материала: умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул, допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более 2-3 негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов; допустил 4-5 недочётов.

Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочётов чем необходимо для оценки «3».


Оценка контрольных работ

Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочётов.

Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.

Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и.двух недочётов, не более одной грубой ошибки и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочётов, при наличии 4 - 5 недочётов.

Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.


Оценка лабораторных работ

Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасности труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ погрешностей.

Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5» , но было допущено два - три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочёта.

Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, позволяет получить правильные результаты и выводы: если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.

Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов: если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.

Перечень ошибок

Грубые ошибки:

  1. незнание определений основных понятий, законов, правил, основных положений теории, формул, общепринятых символов обозначения физических величин, единиц их измерений;

  2. неумение выявлять в ответе главное;

  3. неумение применять знания для решения задач; неправильно сформулированные вопросы задачи или неверное объяснение хода её решения

  4. неумение читать и строить графики принципиальные схемы:

  5. неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование;

  6. небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам;

  7. нарушение правил безопасного труда.

Негрубые ошибки:

  1. неточности формулировок, определений, понятий, законов, теорий;

  2. ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.

  3. пропуск или неточное написание наименований едиииц физических величин;

  4. нерациональный выбор хода решения.

Недочёты:

  1. нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приёмы вычислений, преобразований и решений задач;

  2. арифметические ошибки в вычисления, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата;

  3. отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа;

  4. небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков;

  5. орфографические и пунктуационные ошибки.


Тест оценивается примерно следующим образом:

«5» - 68-100% правильных ответов на вопросы;

«4» - 53-67% правильных ответов на вопросы;

«3» - 36-52% правильных ответов на вопросы;

«2» - 0-35% правильных ответов на вопросы.


Учебно-методический комплекс


п\п

Авторы,

составители

Название учебного издания

Годы издания

Издательство

1.

А.В. Перышкин

Физика-7кл

2009

М. Дрофа

2.

В.И. Лукашик

Сборник задач по физике7-8кл.

2010

М.Просвещение

3.


Цифровые образовательные ресурсы


http://cor.edu.27.ru/catalog/

http://interneturok.ru/ru/school/physics


4.


Презентации к урокам






Учебно-тематическое планирование.


по физике 7 класс

Учитель – Лагинская Елена Ивановна

Количество часов

Всего 70 час; в неделю 2 час.

Плановых контрольных уроков - 6, лабораторных работ – 10.


Планирование составлено на основе Авторской программы: «Примерная программа основного общего образования по физике VII—IX классы (базовый уровень), авторы Е.М. Гутник, А.В.Перышкин».


Учебники: Перышкин А.В., Физика.7кл.: Учеб.для общеобразоват. Учеб. Заведений. – 6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 192 с.: ил.



Учебно-тематический план

п\п

Тема

Количество

часов

Кол-во

лабораторных

работ

Кол-во

контрольных

работ

1

Физика и физические методы изучения природы

4

1

-

2

Тепловые явления

6

1

-

3


Механические явления

22

4

2

20

2

2

11

2

1

4

Повторение

7

-

1


Всего

70

10

6


Тематическое планирование учебного материала

за курс физики 7 класса по учебнику А.В.Перышкина «Физика. 7 класс».

(всего 70 часов, 2 часа в неделю).



Изучаемый раздел, тема учебного материала

Кол-во часов

Характеристика

деятельности

учащихся или

виды учебной

деятельности

Планируемые результаты


Дата проведения

план

факт


Физика и физические методы изучения природы

4





1/1

Физика - наука о природе. Наблюдения и описание физических явлений

Что изучает физика. Физические термины. Наблюдения и опыты.

1

фронтальная работа


Знать/понимать смысл понятий «физическое явление, тело, вещество»

Уметь приводить примеры явлений

Уметь анализировать

01.09


2/2

Физические величины и их измерение. Физические приборы.

Роль физики в формировании научной картины мира.


1

фронтальная работа


Знать/понимать разницу между физическим явлением и физической величиной

Уметь определять цену деления измерительных приборов.

Уметь сравнивать и делать выводы

02.09

07.09



3/3

Лабораторная работа№1 «Определение цены деления измерительного прибора»

1

фронтальная работа, работа в группах


Знать определение физической величины

Уметь проводить измерения

Уметь анализировать и делать выводы

08.09


4/4

Погрешность измерений Международная система единиц. Физические законы.

1

фронтальная работа


Знать способ определения погрешности измерительного прибора

Уметь использовать измерительные приборы для определения размеров тел, выражать результаты измерений в СИ

Уметь сравнивать и анализировать

09.09

14.09




Тепловые явления

6





1/5

Строение вещества. Молекулы.

1

Устный опрос, фронтальная работа

Знать/понимать смысл понятий: вещество, молекула, атом

Уметь изображать молекулы различных веществ

Уметь наблюдать и сравнивать

15.09


2/6

Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение.

1

Устный опрос, фронтальная работа

Знать/понимать смысл явления диффузии

Уметь описывать и объяснять явление диффузии

Уметь сравнивать и анализировать

16.09

22.09



3/7

Взаимодействие частиц вещества. Взаимное притяжение и отталкивание молекул.

1

Устный опрос, фронтальная работа

Знать/понимать смысл понятия «взаимодействие»

Уметь приводить примеры практического использования взаимодействий

Уметь наблюдать и делать выводы

22.09

29.09



4/8

Три состояния вещества. Различие в молекулярном строении твёрдых тел, жидкостей, газов. Модели строения газов, жидкостей и твердых тел.

1

фронтальная работа, работа в группах


Знать молекулярное строение твердых, жидких, газообразных тел

Уметь описывать и объяснять различие свойств вещества в разных агрегатных состояниях

Уметь сравнивать и анализировать

29.09

06.10


5/9

Обобщение по теме «Физика и физические методы изучения природы Первоначальные сведения о строении вещества » Самостоятельная работа

1

фронтальная работа, работа в группах


Знать три положения молекулярно-кинетической теории

Уметь применять полученные знания при решении задач

Уметь анализировать и делать выводы

01.10


6/10

Решение качественных задач

1

работа в группах


Знать три положения молекулярно-кинетической теории

Уметь применять полученные знания при решении задач

Уметь анализировать и делать выводы

06.10



Механические явления

53






Механические явления

22





1/11

Механическое движение Система отсчета и относительность движения.

1

фронтальная работа, работа в группах


Знать/понимать смысл понятий: «путь, траектория, относительность движения»

Уметь определять вид траектории и пройденный путь в различных системах отсчета

Уметь анализировать и делать выводы

08.10


2/12

Лабораторная работа№2 «Определение размеров малых тел»

1

фронтальная работа, работа в группах


Знать определение атома и молекулы

Уметь проводить измерения

Уметь анализировать и делать выводы

13.10


3/13

Равномерное и неравномерное движение. Путь. Скорость, средняя скорость.

1

Устный опрос, фронтальная работа

Знать/понимать смысл понятий: «скорость, средняя скорость»

Уметь описывать равномерное прямолинейное движение

Уметь сравнивать и анализировать

15.10


4/14

Решение задач "Скорость, средняя скорость"

1

Устный опрос, фронтальная работа

Знать определение инерции

Уметь объяснять явление инерции

Уметь наблюдать и делать выводы

20.10


5/15

Явление инерции. Инерция. Неравномерное движение.

Самостоятельная работа

1

Устный опрос, фронтальная работа

Знать определение инерции

Уметь объяснять явление инерции

Уметь наблюдать и делать выводы

22.10


6/16

Контрольная работа "Первоначальные сведения о строении вещества"

1

самоконтроль

Уметь применять полученные знания при решении задач

Уметь анализировать и делать выводы

27.10


7/17

Работа над ошибками. Взаимодействие тел. Масса тела. Единицы массы.

1

фронтальная работа, работа в группах


Понимать смысл взаимодействия тел

Уметь объяснять взаимодействие тел

Уметь наблюдать и делать выводы

29.10


8/18

Решение задач "Взаимодействие тел. Масса"

1

фронтальная работа, работа в группах


Уметь применять знания

29.10


9/19

Лабораторная работа№3 «Измерение массы тела на весах»

1

фронтальная работа, работа в группах


Понимать смысл массы

Уметь проводить измерения

Уметь анализировать и делать выводы

10.11


10/20

Плотность вещества

1

Устный опрос, фронтальная работа

Знать/понимать смысл величины «плотность»

Уметь определять плотность вещества

Уметь анализировать и делать выводы

12.11


11/21

Лабораторная работа№4 «Измерение объема тела»

Самостоятельная работа

1

фронтальная работа, работа в группах


Знать формулы объема

Уметь проводить измерения

Уметь анализировать и делать выводы

19.11


12/22

Расчет массы и объема тела по его плотности

1

Устный опрос, фронтальная работа

Знать формулы массы и объема

Уметь применять полученные знания при решении задач

Уметь анализировать и делать выводы

17.11

24.11


13/23

Лабораторная работа№5 «Определение плотности тела»

1

фронтальная работа, работа в группах


Знать формулу плотности

Уметь проводить измерения

Уметь анализировать и делать вывод

26.11


14/24

Решение задач по теме «Равномерное движение, плотность вещества»

1

СамоконтрольУстный опрос, фронтальная работа

Знать формулы плотности, массы, объема

Уметь применять полученные знания при решении задач

Уметь анализировать и делать выводы

01.12


15/25

Контрольная работа№1 по теме «Механическое движение, плотность»

1

Самоконтроль

Знать формулы скорости, пути, времени движения, массы, плотности

Уметь применять полученные знания при решении задач

Уметь анализировать и обобщать

03.12


16/26

Анализ контрольной работы. Сила.

1

фронтальная работа, работа в группах


Знать/понимать смысл величины «сила»

Уметь приводить примеры, когда на тело действует сила

Уметь наблюдать и делать выводы

08.12


17/27

Явление тяготения. Сила тяжести. Связь между силой тяжести и массой тела.

1

Устный опрос, фронтальная работа,


Знать/понимать смысл закона всемирного тяготения, понятия «сила тяжести»

Уметь вычислять силу тяжести

Уметь анализировать

10.12


18/28

Сила упругости. Закон Гука. Вес тела.

1

Устный опрос, фронтальная работа,


Знать/понимать причины возникновения силы упругости

Уметь вычислять силу упругости, используя закон Гука

Уметь наблюдать и делать выводы

10.12


19/29

Динамометр. Лабораторная работа№6 «Градуирование пружины динамометра»

1

фронтальная работа, работа в группах


Знать строение динамометра

Уметь проводить измерения

Уметь анализировать и делать выводы

15.12


20/30

Равнодействующая сила. Сила трения.

1

Устный опрос, фронтальная работа,


Знать определение равнодействующей силы

Уметь вычислять и строить общую силу

Уметь сравнивать и делать выводы

17.12



21/31

Контрольная работа № 2 «Сила»

1

фронтальная работа


Знать/понимать причины возникновения силы трения

Уметь объяснять явление трения, знать способы уменьшения и увеличения трения

Уметь наблюдать и делать выводы

22.12


22/32

Анализ контрольной работы. Решение задач.

1

Самоконтроль

Знать формулы силы тяжести и силы упругости, трения, веса

Уметь проводить эксперименты

Уметь анализировать и делать выводы

24.12



Механические явления

Давление твердых тел, жидкостей и газов

20





1/33

Давление твердого тела. Единицы давления.

1

фронтальная работа


Знать/понимать смысл величины «давление»

Уметь предлагать способы увеличения и уменьшения давления тела

Уметь наблюдать и делать выводы

12.01


2/34

Решение задач по теме «Давление твердого тела»

1

фронтальная работа, работа в группах



Знать формулы давления

Уметь применять полученные знания при решении задач

Уметь анализировать и делать выводы

14.01


3/35

Давление в газе. Закон Паскаля для жидкостей и газов.

1

Устный опрос, фронтальная работа,



Знать/понимать смысл закона Паскаля

Уметь объяснять давление, создаваемое жидкостями и газами

Уметь наблюдать и делать выводы

19.01


4/36

Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда

1

фронтальная работа, работа в группах



Знать формулу давления жидкости на дно и стенки сосуда

Уметь рассчитывать давление жидкости на дно и стенки сосуда

Уметь анализировать и делать выводы

21.01


5/37

Сообщающиеся сосуды

1

Устный опрос, фронтальная работа

Знать определение сообщающихся сосудов

Уметь объяснять свойства сообщающихся сосудов

Уметь наблюдать и делать выводы

26.01


6/38

Решение задач по теме «Давление твердых, жидких тел и газов»

1

фронтальная работа, работа в группах



Знать формулы давления твердых тел и жидкости

Уметь применять полученные знания при решении задач

Уметь анализировать и делать выводы

28.01


7/39

Контрольная работа№3 «Давление твердых, жидких тел и газов»

1

самоконтроль

Знать формулы давления твердого тела, давления жидкости на дно сосуда

Уметь применять полученные знания при решении задач

Уметь анализировать и обобщать

02.02


8/40

Анализ контрольной работы. Вес воздуха. Атмосферное давление.

1

фронтальная работа, работа в группах



Знать опыт по взвешиванию воздуха

Уметь объяснять явление атмосферного давления

уметь сравнивать и анализировать

04.02


9/41

Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли.

1

фронтальная работа,


Знать опыт Торричелли

Уметь вычислять атмосферное давление

Уметь наблюдать и анализировать

09.02


10/42

Методы измерения давления. Манометры, барометры. Срез знаний.

1


фронтальная работа, работа в группах



Знать/понимать устройство и принцип действия приборов для измерения давления

Уметь измерять давление с помощью приборов

Уметь сравнивать и анализировать

12.02


11/43

Гидравлические машины. Поршневой жидкостный насос.

1

фронтальная работа, работа в группах



Знать/понимать устройство и принцип действия гидравлических машин и поршневого насоса

Уметь приводить примеры на применение машин и насоса в технике

Уметь анализировать и делать выводы

16.02


12/44

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Сила Архимеда.

1

Устный опрос, фронтальная работа

Знать/понимать смысл закона Архимеда

Уметь объяснять причину возникновения выталкивающей силы

Уметь наблюдать и анализировать

19.02


13/45

Лабораторная работа№7 «Измерение архимедовой силы»

Срез знаний.

1

фронтальная работа, работа в группах


Знать формулу архимедовой силы

Уметь проводить измерения

Уметь анализировать и делать выводы

26.02


14/46

Плавание тел. Лабораторная работа№8 «Выяснение условия плавания тел»

1

фронтальная работа, работа в группах


Знать условия плавания тел

Уметь проводить измерения

Уметь анализировать и делать выводы

29.02


15/47

Плавание судов. Воздухоплавание.

1

Устный опрос, фронтальная работа

знать закон Архимеда

Понимать принципы плавания судов и воздухоплавания

Уметь сравнивать и анализировать

04.03


16/48

Решение задач по теме» Архимедова сила»

1

Самоконтроль фронтальная работа, работа в группах


Знать формулы архимедовой силы

Уметь применять полученные знания при решении задач

Уметь анализировать и делать выводы

11.03


17/49

Решение задач по теме «Архимедова сила»

Срез знаний.

1

Самоконтроль фронтальная работа, работа в группах


Знать закон Архимеда

уметь применять полученные знания при решении задач

Уметь анализировать и делать выводы

14.03


18/50

Контрольная работа№4 по теме «Архимедова сила»

1

Самоконтроль

Знать формулы архимедовой силы

Уметь применять полученные знания при решении задач

Уметь анализировать и обобщать

18.03


19/51

Анализ контрольной работы. Решение экспериментальных задач по теме «Архимедова сила»

1

фронтальная работа

Знать закон Архимеда

Уметь проводить исследования

Уметь анализировать и делать выводы

25.03


20/52

Решение качественных задач по теме «Архимедова сила»

1

Устный опрос, фронтальная работа, работа в группах

Знать закон Архимеда

Уметь применять полученные знания при решении задач

Уметь анализировать и делать выводы

28.03



Механические явления.

Работа, мощность, энергия. Простые механизмы.

11





1/53

Механическая работа.

1

Устный опрос, фронтальная работа, работа в группах

Знать/понимать смысл величины «работа»

Уметь вычислять работу

Уметь сравнивать и делать выводы

01.04


2/54

Мощность.

1

фронтальная работа, работа в группах

Понимать смысл величины»мощность»

Уметь вычислять мощность

Уметь сравнивать и делать выводы

03.04


3/55

Решение задач по теме «Работа и мощность»

1

фронтальная работа, работа в группах, самоконтроль

Знать формулы работы и мощности

Уметь применять полученные знания при решении задач

Уметь анализировать и делать выводы

08.04


4/56

Решение задач «Работа и мощность»

1

фронтальная работа, работа в группах, самоконтроль

Знать виды простых механизмов

Уметь приводить примеры на применение простых механизмов

Уметь сравнивать и анализировать

10.04


5/57

Рычаг. Момент силы. Равновесие сил на рычаге. Простые механизмы.

1

Устный опрос, работа в группах

Знать/понимать условие равновесия рычага

Уметь применять правило моментов

Уметь анализировать и делать выводы

15.04


6/58

Золотое правило механики.

1

Устный опрос, работа в группах

Знать формулировку золотого правила механики

Уметь объяснять применение золотого правила для различных механизмов

Уметь делать выводы

17.04


7/59

Лабораторная работа№9 «Выяснение условия равновесия рычага»

1

фронтальная работа, работа в группах, самоконтроль

Знать условие равновесия рычага

Уметь проводить измерения

Уметь анализировать и делать выводы

22.04


8/60

КПД наклонной плоскости. Лабораторная работа№10 «Определение КПД наклонной плоскости»

1

фронтальная работа, работа в группах, самоконтроль

Знать формулу КПД наклонной плоскости

Уметь проводить измерения

Уметь анализировать и делать выводы

24.04


9/61

Энергия. Закон сохранения механической энергии

1

Устный опрос, фронтальная работа, работа в группах

Знать/понимать смысл кинетической и потенциальной энергии.

Уметь вычислять кинетическую и потенциальную энергию

29.04


10/62

Решение задач по теме «Простые механизмы. Энергия»


фронтальная работа, работа в группах

Знать формулы

Уметь применять полученные знания при решении задач

05.05


11/63

Контрольная работа№5 «Простые механизмы. Энергия»

1

Самоконтроль

Знать условие равновесия рычага, формулу КПД

Уметь применять полученные знания при решении задач

Уметь анализировать и обобщать

06.05



Повторение.

7





1/64

Повторение «Механическое движение. Плотность»

1

Устный опрос, фронтальная работа, работа в группах

Знать формулы равномерного движения и формулу плотности

Уметь применять полученные знания при решении задач

Уметь анализировать и делать выводы

08.05


2/65

Повторение «Сила. Давление»

1

Устный опрос, фронтальная работа, работа в группах

Знать формулы силы тяжести, силы упругости, давления твердых тел, давления жидкости

Уметь применять полученные знания при решении задач

13.05


3/66

Повторение «Давление в жидкости, простые механизмы, работа мощность»

1

Устный опрос, фронтальная работа, работа в группах

Знать законы равномерного движения, законы Паскаля, Архимеда

Уметь применять полученные знания при решении задач

15.05


4/67

Тестирование за год

1

самоконтроль

Уметь применять полученные знания при решении задач

19.05


5/68

Решение комбинированных задач

1

Устный опрос, фронтальная работа, работа в группах

Уметь применять полученные знания при решении задач

22.05


6/69

Решение комбинированных задач

1

Устный опрос, фронтальная работа, работа в группах

Уметь применять полученные знания при решении задач

26.05


7/70

Решение комбинированных задач

1

Устный опрос, фронтальная работа, работа в группах

Уметь применять полученные знания при решении задач

29.05





Контрольно-измерительные материалы


Контрольная работа№1 «Механическое движение, плотность»


Вариант 1.


  1. Стоящий в автобусе пассажир непроизвольно сдвинулся вперед. Чем это вызвано? Выберите правильное утверждение.

А) автобус увеличил свою скорость.

Б) автобус сделал разворот.

В) автобус уменьшил свою скорость.

2. Выразите в килограммах массы тел: 4,5 т., 0,45 г., 4000 г., 25 г., 125 мг.

3. Найдите в учебнике таблицу плотностей. По этой таблице определите и запишите себе в тетрадь плотность льда, выраженную в кг/м3 . Запишите, что означает это число?

4. Масса медной детали 8,9 г. Каков объем этой детали? Выберите правильный ответ. (оформить как задачу).

А) 10 см3, Б) 1 см3, В) 0,1 см3.

5. Автомобиль, двигаясь со скоростью 54 км\ч, проехал 5 м. Сколько времени он затратил на это расстояние?


Вариант 2.


  1. Куда отклоняются пассажиры относительно автобуса, когда он поворачивает налево? Выберите правильное утверждение.

А) налево.

Б) направо.

В) прямо по ходу движения автобуса.

2. Выразите в килограммах массы тел: 2,5 т., 0,25 г, 300 г., 150 мг., 30 г.

3. Три кубика – из мрамора, льда и латуни – имеют одинаковый объем. Какой из них имеет наибольшую массу, какой – наименьшую?

4. Масса газа, заполняющего шар объемом 6 м3 равна 7,5 кг. Какова плотность газа?Выберите правильны ответ. (оформить как задачу)

А) 45 кг/м3, Б) 1,25 кг/м3, В) 0,8 кг/м3.

5. За 2 часа автомобиль проехал расстояние 480 м. С какой скоростью двигался автомобиль?



Контрольная работа №2 «Сила»


Вариант 1.


1. Весом тела называют силу, с которой… 1. тело притягивается к Земле


2. Силой тяжести называют силу, с которой… 2. тело действует на другое тело,

вызывающее деформацию.


3. Силой упругости называют силу, с которой… 3. тело вследствие притяжения к Земле

действует на опору или подвес.


4. Чему равна сила тяжести, Действующая на зайца, если его масса равна 6 кг?


5. Чему равна равнодействующая двух сил, приложенных к телу в точке А ?

2Н А 4Н



6. Зачем в гололедицу тротуары посыпают песком?


Вариант 2.


1. Весом тела называют силу, с которой… 1. тело притягивается к Земле


2. Силой тяжести называют силу, с которой… 2. тело действует на другое тело,

вызывающее деформацию.


3. Силой упругости называют силу, с которой… 3. тело вследствие притяжения к Земле

действует на опору или подвес.


4. Чему равна сила тяжести, Действующая на волка, если его масса равна 40 кг?


5. Чему равна равнодействующая двух сил, приложенных к телу в точке А ?

2Н А 2Н 5Н



6. Зачем зимой задние колёса некоторых грузовых автомобилей перевязывают цепями?



Контрольная работа№3 «Давление твердых, жидких тел и газов»


Вариант 1.

  1. Объясните назначение наперстка, надеваемого на палец при шитье иглой.

  2. Какое давление на пол производит мальчик, масса которого 48 кг, а площадь подошв его обуви 320 см2?

  3. Выразите в паскалях: 3000 Н\см2, 0,56 кПа, 25 Н\м2.

  4. Определите давление столба ртути высотой 76 см?

  5. Пользуясь зубной пастой, вы надавливаете на тюбик в одном направлении, а паста выходит в другом направлении. Почему?

Вариант 2.

  1. Зачем для проезда по болотистым местам делают настил из хвороста, бревен или досок?

  2. На площадь 6000 см2 действует сила 1 кН. Определите давление.

  3. Выразите в паскалях: 500 Н\см2 , 4300 кПа, 200 Н\м2.

  4. Какое давление на дно сосуда оказывает слой керосина высотой 0,5 м?

  5. Почему воздушный шарик имеет форму шара?



Контрольная работа№4 «Архимедова сила»


Вариант 1

1. В каких единицах измеряется выталкивающая сила в СИ?
а) Н                        б) кг                             с) Па                            д) Н/кг

2. Если плотность тела равна плотности жидкости, то тело…
а) плавает                          б) тонет                         с) всплывает             

3. Найдите верную формулу архимедовой силы:
а) Fa = ρт Vт g                б) Fa = ρж Vт g              с) Fa = ρж Vж g                    д) Fa = ρт Vж

4. Переведи в СИ  1,9 кН
а) 190 Н                          б) 1900 Н                    с) 19 000 Н                        д) 0,19 Н

5. При увеличении пламени горелки подъемная сила воздушного шара…
а) уменьшится                     б) увеличится                   с) не изменится

6. В сосуд налиты три жидкости: вода, керосин, ртуть. Как они будут расположены, считая от дна сосуда?

(Плотность воды 1000 кг/м3, керосина 800 кг/м3, ртути 13600 кг/м3)
а) ртуть, керосин, вода               б) керосин, вода, ртуть                    
с) ртуть, вода, керосин               д) вода, керосин, ртуть

7. Чему равна архимедова сила, действующая на  стеклянное тело объемом 125 см3 при полном его погружении в воду? Плотность воды 1000 кг/м3, стекла 2500 кг/м3

а) 1250 Н                          б) 125 Н                           с) 12,5 Н                              д) 1,25 Н

Вариант 2

1. В каких единицах измеряется подъемная сила воздушного шара в СИ?
а) Н                        б) кг                             с) Па                            д) Н/кг

2. Если вес тела больше архимедовой силы, то тело …
а) всплывает                             б) тонет                              с) плавает

3. Найдите верную формулу (Р – вес тела в вакууме, Р1 – вес тела в жидкости)

а) Р1 = Р + Fа                   б) Fа = Р + Р1               с) Р1 = Р – Fa                    д) Р1 = Fа - Р

4. Переведи в СИ 50 см3

 а) 0,5 м3                     б) 0,05 м3                     с) 0,005 м3                     д) 0,00005 м3

5. Тело плавает в жидкости на глубине 1м. Если его погрузить на глубину 2 м, то выталкивающая сила…
а) уменьшится                   б) увеличится                           с) не изменится

6. Какие из металлов: золото, серебро, медь не потонут в ртути? (Плотность ртути
13600 кг/м3 , золота 19300 кг/м3, серебра 10500 кг/м3, меди 8900 кг/м3

а) все металлы                           б) ни один из перечисленных
с) золото                                     д)серебро, медь

7. Чему равен объем тела, если при полном погружении в воду на него действует выталкивающая сила 16 Н
а) 0,0016 м3                   б) 0,016 м3                    с)  1,6 м3                      д) 16000 м3


Контрольная работа№5 «Простые механизмы. Энергия»


Вариант 1.

  1. Какая физическая величина определяется как произведение силы на путь, пройденный по направлению действия силы?

А. Мощность. Б. Энергия. В. Работа. Г. Скорость.

  1. От чего зависит кинетическая энергия тела? Выберите правильное утверждение.

А. От массы и скорости движения тела. Б. От высоты тела над поверхностью земли.

В. Только от массы тела. Г. Только от скорости движения тела.

  1. Мальчик равномерно поднимает груз весом 100 Н с помощью нити, переброшенной через неподвижный блок. Выберите правильное утверждение.

А. Мальчик прикладывает к нити силу 100 Н.

Б. Неподвижный блок дает выигрыш в силе в два раза.

В. Неподвижный блок дает выигрыш в расстоянии в два раза.

Г. Потенциальная энергия груза при подъеме уменьшается.

  1. Какую силу надо приложить к рычагу с точке В, чтобы рычаг остался в равновесии? Задачу решите графически.

В О А



F


  1. Двигатель комнатного вентилятора за 10 мин совершил работу 21 кДж. Чету равна мощность двигателя?



Вариант 2.

  1. Человек равномерно поднимает груз на некоторую высоту. Выберите правильное утверждение.

А. Совершенная человеком при подъеме груза работа равна произведению веса груза на высоту подъема.

Б. Чем больше масса поднимаемого груза, тем меньше совершаемая человеком работа.

В. Кинетическая энергия груза при подъеме увеличивается.

Г. Потенциальная энергия груза при подъеме уменьшается.

  1. Во время спортивных состязаний спортсмен стреляет из лука. Выберите правильное утверждение.

А. Натянутая тетива перед выстрелом обладает кинетической энергией.

Б. При выстреле стрела приобретает кинетическую энергию.

В. По мере подъема стрелы, ее кинетическая энергия увеличивается.

Г. На максимальной высоте стрела обладает минимальной потенциальной энергией.

  1. К неравноплечему рычагу приложены две силы. Рычаг находится в равновесии. Выберите правильное утверждение.

А. Плечо меньшей силы короче.

Б. Плечо большей силы длиннее.

В. Обе силы стремятся повернуть рычаг в одну сторону.

Г. Если одну из сил увеличить, то равновесие нарушится.

  1. Какую силу надо приложить к рычагу с точке В, чтобы рычаг остался в равновесии? Задачу решите графически.

А О В



F


  1. Трактор равномерно тянет плуг, прилагая силу 10 кН. За 10 мин он проходит путь, равный 1200 м. Определите мощность, развиваемую при этом двигателем трактора.




Итоговая контрольная работа


ВАРИАНТ-1

УРОВЕНЬ-А

( 1 балл за каждое задание) 

1.        Чем объясняется распространение в воздухе запахов бензина, дыма, духов ?

2.        Вычислите среднюю скорость лыжника, прошедшего путь 20 км за 3 часа.

3.        Кусок металла массой 461,5 г имеет объём 65 см3. Определите что это за металл.

4.        Масса бензина во время поездки автомобиля уменьшилась на 20 кг. На сколько уменьшился общий вес автомобиля ?

5.        Брусок двигают вправо по горизонтальному столу. Куда направлена сила трения, возникающая  при этом движении ?

6.        Розетки прессуют из специальной массы ( баркалитовой), действуя на неё силой 37,5 кН. Площадь розетки 0,0075 м2.

        Под каким давлением находится розетка ?

7.        Площадь меньшего поршня гидравлического пресса 10 см2, на него действует сила

200 Н. Площадь большего поршня 200 см2. Какая сила действует на этот поршень ?

8.        Гранитная глыба имеет объём 1,6 м3. Определите выталкивающую силу, действующую  на неё в воде.

9.        Ястреб воздушным потоком поднят на высоту 70 м. Определите работу силы, поднявшей  птицу, если вес ястреба 4 Н.

10.     При подъёме на гору санок совершена работа, равная 800 Дж за время 16 с. Какую мощность развили при этом ?

УРОВЕНЬ-В

(2 балла за каждое задание) 

1.        Если соединить два куска сухой замазки, они не слипаются, а свежие куски соединяются легко. Почему ?

  1. В течение 30 с поезд двигался равномерно со скоростью 72 км\час. Какой путь прошёл поезд за это время?

  2. Точильный брусок массой 330 г имеет размеры 15х5х2 см. Определите плотность  вещества из которого изготовлен брусок.

  3. Подвешенная к потолку люстра действует на потолок  с силой 40 Н. Какова масса    люстры?

  4. Книга прижата к вертикальной поверхности. Куда направлена сила трения, действующая на книгу?

  5. Какое давление производит на пол мальчик массой 48 кг, если площадь подошв его  обуви 320 см2 ?

  6. Поршень гидравлического пресса площадью 180 см2 действует с силой 18 кН. Площадь малого поршня 4 см2. С какой силой действует меньший поршень на масло в прессе ?

  7. Определите глубину шахты, если на дне её барометр показывает 820 мм рт. ст.,а на поверхности  земли 780 мм рт. ст.

  8. Железобетонная плита размерами 3,5 х1,5 х 0,2 м полностью погружена в воду.  Вычислите архимедову силу, действующую

         на плиту.

  1.  Длина меньшего плеча рычага 5 см, большего 30 см . На меньшее плечо действует сила 12 Н.

         Какую силу надо приложить к большему плечу, чтобы уравновесить рычаг ?

УРОВЕНЬ-С

(З балла за каждое задание) 

1. Трактор за первые 5 мин проехал 600 м. Какой путь он пройдёт за 0,5 часа, двигаясь с той же скоростью ?

2. Растительное масло объёмом 1 л имеет массу 920 г. Найдите плотность масла, выразите её в кг\м3.                                                                                                                                    3.Сколько весит керосин объёмом 18,75 л ?

 4.Парашютист, масса которого 70 кг, равномерно движется. Чему равна сила сопротивления воздуха, действующая на парашют ?

5. Спортсмен, масса которого 78 кг, стоит на лыжах. Длина каждой лыжи 1,95 м, ширина 8 см. Какое давление оказывает спортсмен на

     снег  ?

  6.Малый поршень гидравлического пресса под действием силы 500 Н опустился на  15 см. При этом большой поршень поднялся на

     5    см. Какая сила действует на большой поршень ?

  7. В цистерне, заполненной нефтью, на глубине 4м поставлен кран, площадь которого 30 см2. С какой силой давит нефть на кран ?

  8. Пробковый спасательный круг весит 40 Н. Определите его подъёмную силу в воде.

  9. Определите среднюю мощность насоса, который подаёт 4,5 м3 воды на высоту   5м  за 5 минут.

10.Длина меньшего плеча рычага 5 см, большего 30 см. На меньшее плечо действует сила 12 Н. Какую силу надо приложить к

     большему плечу, чтобы уравновесить рычаг ?

Условия оценивания смотрите после заданий 2-го варианта. 

ВАРИАНТ-2

УРОВЕНЬ –А

(1балл за каждое задание)

1.        Чтобы огурцы более продолжительное время оставались малосольными, рассол с  огурцами необходимо хранить в холодном помещении. Почему ?

2.        За 5 часов 30 минут велосипедист проехал путь 99 км. С какой средней скоростью ехал  велосипедист?

3.        Из какого металла изготовлена втулка подшипника, если её масса 390 кг, а объём 0,05 м3 .

4.        Брусок имеет массу 12 кг. Определите вес этого бруска.

5.        Приведите примеры, когда трение полезно и когда оно приносит вред.

6.        Сосуд с ртутью весит 32 Н. Какое давление оказывает он на столик, если площадь основания сосуда 0,008 м ?

7.        Площадь меньшего поршня гидропресса 1 см2, площадь большего поршня 200 см2. На малый поршень действует сила 120 Н.

         Какая сила получается на большем поршне гидропресса ?

8.        Бетонная глыба имеет объём 0,85 м3. Определите выталкивающую силу, действующую на неё в воде.

9.        Определите работу, совершённую при подъёме тела,  имеющего вес 40 Н на высоту 1,2 м .

10.     Мощность велосипедного двигателя 700 Вт. Какую работу он может совершить за 15 с ?

УРОВЕНЬ-В

                     ( 2 балла за каждое задание)

1.        Как можно ускорить процесс диффузии в твёрдых телах ?

2.        За сколько времени плывущий по течению реки плот пройдёт 15 км, если скорость течения  0,5 м\с ?

3.        Определите массу гранитной плиты, имеющей               размеры 1 х0,8 х 0,1м.

4.        Мотоцикл М-106 весит 980 Н. Чему равна масса мотоцикла ?

5.        На движущийся автомобиль действует в горизонтальном направлении сила тяги двигателя 1,25 кН, сила трения 600 Н и сила сопротивления воздуха 450 Н. Чему равна равнодействующая этих сил ?

6.        Рассчитайте давление воды на дне Азовского моря, приняв его наибольшую глубину равной 14 метров, а плотность воды

        1020 кг\ м3.

7.        Гидропресс имеет поршни с площадями 400 см2  и 10 см2 . На большем поршне приложена  сила 800 кН. С какой силой действует малый поршень на масло в прессе ?

8.        У подножия горы барометр показывает 740 мм рт. ст., а на вершине горы670 мм рт. ст. Определите высоту горы.

9.        Гранитная плита размерами 4 х 0,3 х 0,25 м полностью погружена в воду. Определите выталкивающую силу , действующую на плиту в воде.

10.При помощи кусачек перекусывают гвоздь. Расстояние от оси вращения кусачек до гвоздя 2 см, от точки приложения силы руки до оси вращения 16 см. Рука сжимает кусачки с силой 200Н. Определите силу, действующую на гвоздь.

УРОВЕНЬ-С

( 3 балла за каждое задание)

1.        В подрывной технике употребляют сгорающий с небольшой скоростью бикфордов шнур. Какой  длины надо взять шнур, чтобы успеть отбежать на расстояние 300 м, после того, как он будет  зажжён ?

2.        Определите на сколько увеличилась масса автомобиля после доливания в его бензобак 200 л  бензина.

3.        Сколько весит бензин объёмом 25 л ?

4.        С помощью динамометра равномерно перемещают брусок по горизонтальной поверхности стола, при этом динамометр показывает 12 Н. Какова сила трения между бруском и столом ?

5.        Лёд выдерживает давление 90 кПа. Пройдёт ли по этому льду трактор массой 5,4 т, если он опирается  на гусеницы общей площадью 1,5 м2 ?

6.         Давление в гидропрессе 400 кПа. На меньший поршень действует сила 200 Н. Площадь большего  поршня 400 см2. Определите площадь меньшего поршня и силу на большем.

7.        Плоскодонная баржа получила пробоину в дне площадью сечения 200 см2. С какой силой  нужно давить на пластырь, которым закрывают отверстие, чтобы сдержать напор воды на глубине 2 м ? (Вес пластыря не учитывать).

 

ОЦЕНИВАНИЕ РАБОТЫ:

 Порядок выполнения заданий из разных уровней сложности определяется учителем( как правило, задания должны  быть на различные темы)

60 минут работы: 5-9 баллов «3»; 10-14 баллов «4»; 15 и более баллов «5».

45 минут работы: 4-7 баллов «3»; 8-11баллов «4»; 12 и более баллов «5»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!