Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Соленоозерная средняя школа № 12
Согласовано: Утверждаю:
Заместитель директора по УВР Директор МБОУ СоленоозернойСШ№12
____________ Е.В. Фейлер _____________ Т.В. Бехер
_______________________ Приказ № _______ от _____________
Рабочая программа
по физике
11 класс
2017-2018 учебный год
Составитель: Поротова Г.Е. – учитель физики
Рассмотрена на
ШМО учителей
Протокол № ____
от «__» _______ 2017 г.
с.Соленоозерное, 2017
Пояснительная записка
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ № 1089 от 05.03.2004г.)
- письмо Минобрнауки РФ от 07.07.2005 г. № 103-1263 « О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»;
- Образовательная программа МБОУ Соленоозерная СШ №12 (приказ №237 от 01.09.2017г.)
-Положение МБОУ Соленоозерная СШ №12 «О порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей)» (приказ №73 от 26.08.2016г.)
Физика является предметом Федерального компонента учебного плана ОУ базового на реализацию которого отводится 68 часов для обязательного изучения физики в 11 кл. из расчета 2 учебных часа в неделю.
Задачи обучения:
Приобретение знаний и умений для использования в практической деятельности и повседневной жизни
Овладение способами познавательной, информационно - коммуникативной и рефлексивной деятельности
Освоение познавательной, информационной, коммуникативной, рефлексивной компетенцией.
Цели изучения физики:
освоение знаний о тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, величинах, характеризующих эти явления, законах, которым они подчиняются, о методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения интеллектуальных проблем, физических задач и выполнения экспериментальных исследований; способности к самостоятельному приобретению новых знаний по физике в соответствии с жизненными потребностями и интересами;
воспитание убежденности в познаваемости окружающего мира, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Познавательная деятельность:
использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдения, измерения, эксперимента, моделирования;
формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
Информационно-коммуникативная деятельность:
владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
Рефлексивная деятельность:
владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умение предвидеть возможные результаты своих действий;
организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
Программа конкретизирует содержание предметных тем, предлагает распределение предметных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных связей с химией по теме: «Электрический ток», «Оптика», «Квантовая физика», «Ядерная физика», с биологией по теме; «Охрана окружающей среды», с ОБЖ по теме «Радиоактивность», с математикой при решении задач, выводе формул и внутрипредметных связей при изучении тем: « Электродинамика, магнитные взаимодействия, оптика, строение атома», логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Определен также перечень демонстраций, лабораторных работ и практических занятий. Часть учебного времени отводится на изучение этнокультурных особенностей региона по таким темам, как: химическое действие тока, производство электроэнергии, трансформаторы. Рабочая программа предназначена для реализации в обшеобразовательном классе.
Содержание учебного предмета
№ | Название темы | Содержание темы | Количество часов |
1 | Законы постоянного тока | Электрический ток. Источники постоянного тока. Сила тока. Действия электрического тока. Электрическое сопротивление и закон Ома для участка цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников. Измерения силы тока и напряжения. Работа тока и закон Джоуля – ленца. Мощность тока. ЭДС источника тока. Закон Ома для полной цепи. Передача энергии в электрической цепи. | 11ч |
2 | Магнитные взаимодействия | Взаимодействия магнитов. Взаимодействие проводников с токами и магнитами. Взаимодействие проводников с токами. Связь между электрическим и магнитным взаимодействием. Гипотеза Ампера. Магнитное поле. Магнитная индукция. Действие магнитного поля на проводник с током и на движущиеся заряженные частицы. | 5ч |
3 | Электромагнитное поле | Явление электромагнитной индукции. Явление электромагнитной индукции. Правило Ленца. Явление самоиндукции. Индуктивность. Энергия магнитного поля. Производство, передача и потребление электроэнергии. Генератор переменного тока. Альтернативные источники энергии. Трансформаторы. Электромагнитные волны. Теория Максвелла. Опыты Герца. Давление света. Передача информации с помощью электромагнитных волн. Изобретение радио и принципы радиосвязи. Генерирование и излучение радиоволн. Перспективы электронных средств связи. | 15 ч |
4 | Оптика | Природа света. Развитие представлений о природе света. Прямолинейное распространение света. Отражение и преломление света. Линзы, построение изображений в линзах. Глаз и оптические приборы. Световые волны. Интерференция и дифракция света. Соотношение между волновой и геометрической оптикой. Дисперсия света. Окраска предметов. Инфракрасное излучение. Ультрафиолетовое излучение. | 13ч. |
5 | Квантовая физика | Равновесное тепловое излучение. Ультрафиолетовая катастрофа. Гипотеза Планка. Фотоэффект. Теория фотоэффекта. Применение фотоэффекта. Опыт Резерфорда. Планетарная модель атома. Постулаты Бора. Атомные спектры. Спектральный анализ. Энергетические уровни. Лазеры. Спонтанное и вынужденное излучение. Применение лазеров. Элементы квантовой механики. Корпускулярно – волновой дуализм. Вероятностный характер атомных процессов. Соответствие между классической и квантовой механикой Строение атомного ядра. Ядерные силы. Радиоактивность. Радиоактивные превращения. Ядерные реакции. Энергия связи ядер. Реакции синтеза и деления ядер. Ядерная энергетика. Ядерный реактор. Цепные ядерные реакции. Принцип действия атомной электростанции. Перспективы и проблемы ядерной энергетики. Влияние радиации на живые организмы. Мир элементарных частиц. Открытие новых частиц. Классификация элементарных част | 18 ч. |
6 | Строение и эволюция Вселенной | Размеры Солнечной системы. Солнце. Источники энергии Солнца. Строение Солнца. Природа тел Солнечной системы. Планеты земной группы. Планеты – гиганты. Малые тела Солнечной системы. Происхождение Солнечной системы. Разнообразие звезд. Расстояния до звезд. Светимость и температура звезд. Судьбы звезд. Наша Галактика – Млечный путь. Другие галактики. Происхождение и эволюция Вселенной. Разбегание галактик. Большой взрыв | 6 ч. |
Календарно-тематическое планирование
11 класс. 2 часа в неделю
№ урока | тема урока | Дата по плану | Дата по факту | Форма контроля |
-
| Магнитное поле, его свойства. | | | |
-
| Магнитное поле постоянного электрического тока. | | | |
-
| Действие магнитного поля на проводник с током. Лабораторная работа №1. «Наблюдение действия магнитного поля на ток». | | | |
-
| Действие магнитного поля на движущийся электрический заряд. | | | |
-
| Решение задач по теме «Магнитное поле». | | | |
-
| Явление электромагнитной индукции. Магнитный поток. Закон электромагнитной индукции. | | | |
-
| Направление индукционного тока. Правило Ленца. | | | |
-
| Самоиндукция. Индуктивность. | | | |
-
| Лабораторная работа №2. «Изучение явления электромагнитной индукции». | | | |
-
| Электромагнитное поле. | | | |
-
| Контрольная работа №1. «Магнитное поле. Электромагнитная индукция». | | | |
-
| Свободные и вынужденные электромагнитные колебания. | | | |
-
| Механические колебания. Математический маятник. | | | |
-
| Гармонические колебания. Превращение энергии при гармонических колебаниях | | | |
-
| Л.Р. №2 «Определение ускорения свободного падения при помощи маятника» | | | |
-
| Вынужденные колебания. Резонанс Затухающие электромагнитные колебания | | | |
-
| Л.Р. №3 «Наблюдение действия магнитного поля на ток» | | | |
-
| Колебательный контур. Превращение энергии при электромагнитных колебаниях. | | | |
-
| Переменный ток. Активное сопротивление. Конденсатор и катушка в цепи переменного тока. | | | |
-
| Резонанс. Автоколебания. | | | |
-
| Генерирование электрической энергии. Трансформатор. | | | |
-
| Передача электроэнергии. Использование электроэнергии | | | |
-
| Подготовка к контрольной работе | | | |
-
| Контрольная работа №2 «Колебания» | | | |
-
| Волновые явления. Распространение механических волн. | | | |
-
| Длина волны. Скорость волны. | | | |
-
| Волны в среде. Звуковые волны. | | | |
-
| Электромагнитные волны. Волновые свойства света. | | | |
-
| Радиолокация. Понятие о телевидении. | | | |
-
| Подготовка к контрольной работе | | | |
-
| Контрольная работа №3 «Волны» | | | |
Оптика |
-
| Скорость света. Принцип Гюйгенса. Закон отражения света. | | | |
-
| Закон преломления света. Полное отражение. | | | |
-
| Лабораторная работа №4 «Измерение показателя преломления стекла» | | | |
-
| Линза. Построение изображений в линзе. | | | |
-
| Формула тонкой линзы. Увеличение линзы. | | | |
-
| Л.Р. №5 «Определение фокусного расстояния и оптической силы линзы» | | | |
-
| Дисперсия света. Интерференция света. | | | |
-
| Дифракция света. Дифракционная решетка | | | |
-
| Поперечность световых волн. Поляризация света. | | | |
-
| Принцип относительности. Постулаты теории относительности. | | | |
-
| Виды излучений. Источники света | | | |
-
| Спектры. Виды спектров. Спектральный анализ | | | |
-
| Инфракрасное и ультрафиолетовое излучения. Шкала электромагнитных излучений. | | | |
-
| Подготовка к контрольной работе. | | | |
-
| Контрольная работа №4 «Оптика» | | | |
Квантовая физика |
-
| Гипотеза Планка о квантах. Фотоэффект. Теория фотоэффекта. | | | |
-
| Фотоны. Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц. | | | |
-
| Давление света | | | |
-
| Постулаты Бора. Модель атома по Бору.Трудности теории Бора. Квантовая механика. | | | |
-
| Лазеры. | | | |
-
| Подготовка к контрольной работе. | | | |
-
| Контрольная работа №5 «Квантовая физика» | | | |
-
| Методы наблюдения и регистрации элементарных частиц | | | |
-
| Открытие радиоактивности. Альфа, бета- и гамма-излучения. | | | |
-
| Радиоактивные превращения. Закон радиоактивного распада. | | | |
-
| Изотопы. Открытие нейтрона. | | | |
-
| Строение атомного ядра. Ядерные силы. Энергия связи атомных ядер. | | | |
-
| Цепные ядерные реакции. Ядерный реактор. | | | |
-
| Термоядерные реакции. Применение ядерной энергии. | | | |
-
| Элементарные частицы. | | | |
-
| Подготовка к контрольной работе. | | | |
-
| Контрольная работа №6 «Ядерная физика» | | | |
Повторение |
-
| 1. Строение солнечной системы. Система «Земля-Луна». | | |
-
| 2. Общие сведения о Солнце. Источники энергии и внутренне строение Солнца. | | |
-
| 3. Физическая природа звезд. . Наша галактика. Происхождение и эволюция галактик и звезд | | |
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен
знать/понимать:
смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;
смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;
смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;
вклад российских и зарубежных ученых, оказавших значительное влияние на развитие физики; уметь
описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитная индукция, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;
отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что наблюдения и эксперименты являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;
приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций; квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;
воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;
оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
рационального природопользования и защиты окружающей среды.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся.
Критерии оценивания контрольных работ
Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочётов.
Оценка «4» ставится за работу выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.
Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей
работы или допустил не более одной грубой ошибки и.двух недочётов, не более одной грубой ошибки и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочётов, при наличии 4 - 5 недочётов.
Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.
Критерии оценивания лабораторных работ
Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасности труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ погрешностей.
Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5» , но было допущено два - три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочёта.
Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, позволяет получить правильные результаты и выводы: если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.
Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов: если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
Критерии оценивания устных ответов учащихся
Оценка «5» ставиться в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, а так же правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения: правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ собственными примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка «4» ставиться, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, 6eз использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении др. предметов: если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочётов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка «3» ставиться, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению вопросов программного материала: умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул, допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более 2-3 негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов; допустил 4-5 недочётов.
Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочётов чем необходимо для оценки «3».
Критерии оценивания расчетной задачи.
Решение каждой задачи оценивается, исходя из критериев, приведенных в таблице
Качество решения Оценка
Правильное решение задачи: 5
Получен верный ответ в общем виде и правильный численный ответ с указанием его размерности, при наличии исходных уравнений в «общем» виде – в «буквенных» обозначениях;
отсутствует численный ответ, или арифметическая ошибка при его получении, или неверная запись размерности полученной величины;
задача решена по действиям, без получения общей формулы вычисляемой величины. 4
Записаны ВСЕ необходимые уравнения в общем виде и из них можно получить правильный ответ (ученик не успел решить задачу до конца или не справился с математическими трудностями)
Записаны отдельные уравнения в общем виде, необходимые для решения задачи. 3
Грубые ошибки в исходных уравнениях. 2
Перечень ошибок
Грубые ошибки
1. Незнание определений основных понятий, законов, правил, основных положений теории, формул, общепринятых символов обозначения физических величии, единиц их измерения.
2. Неумение выделить в ответе главное.
3. Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений; неправильно сформулированные вопросы задачи или неверные объяснения хода ее решения; незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенных в классе, ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения.
4. Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы.
5. Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты, или использовать полученные данные для выводов.
6. Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.
7. Неумение определить показание измерительного прибора.
8. Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.
Негрубые ошибки
1. Неточности формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванные неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия, ошибки, вызванные несоблюдением условий проведении опыта или измерений.
2. Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.
3. Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.
4. Нерациональный выбор хода решения.
Недочеты
1. Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислении, преобразований и решений задач.
2. Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.
3. Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.
4. Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков. Орфографические и пунктуационные ошибки.