ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа предмета «Физическая культура» предметной области «Физическая культура» для учащихся 1-4 классов общеобразовательных школ разработана на основе:
Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (c изменениями и дополнениями)
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования ,утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 06.10. 2009 г. (с изменениями и дополнениями)
3. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (далее – СанПиН) ( со всеми изменениями и дополнениями);
4. Авторской программы В. И. Ляха «Физическая культура»
5. Примерной основной образовательной программы начального общего образования.
6. Основной образовательной программы начального общего образования МОУ СОШ п. Баляга.
7. Положения о рабочей программе учителей начальных классов МОУ СОШ п. Баляга.
Целью школьного физического воспитания является формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.
Задачи:
• укрепление здоровья, улучшение осанки, профилактика плоскостопия, содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению;
• формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры;
• овладение школой движений;
• развитие координационных (точности воспроизведения и дифференцирования пространственных, временных и силовых параметров движений, равновесия, ритма, быстроты и точности реагирования на сигналы, согласования движений, ориентирования в пространстве) и кондиционных (скоростных, скоростно-силовых, выносливости и гибкости) способностей;
• формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений на состояние здоровья, работоспособность и развитие физических (координационных и кондиционных) способностей;
• выработка представлений об основных видах спорта, снарядах и инвентаре, о соблюдении правил техники безопасности во время занятий;
• формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни;
• приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми, использование их в свободное время на основе формирования интересов к определённым видам двигательной активности и выявления предрасположенности к тем или иным видам спорта;
• воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнений, содействие развитию психических процессов (представления, памяти, мышления и др.) в ходе двигательной деятельности.
Общая характеристика учебного предмета.
Предметом обучения физической культуре в начальной школе является двигательная активность человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определённые двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность.
Важнейшим требованием проведения современного урока по физической культуре является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся с учетом состояния здоровья, пола, физическою развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств и качеств, соблюдения гигиенических норм.
Понятийная база и содержание курса основаны на положениях нормативно-правовых актов Российской Федерации, в том числе:
• требованиях к результатам освоения образовательной программы основного общего образования, представленной в Федеральном государственном стандарте начального общего образования;
• Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина;
• Законе «Об образовании»;
• Федеральном законе «О физической культуре и спорте»;
• Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.;
• примерной программе начального общего образования;
• приказе Минобрнауки от 30 августа 2010г. №889.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
На курс «Физическая культура» в 1 классе отводится 99ч.(3ч в неделю 33 учебных недели), во 2 классе отводится 102ч (3 часа в неделю, 34 учебные недели, в 3 классе 102ч, в 4 классе 102 ч. На весь курс за 4 года отводится 405 ч.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в бережном отношении к другим людям и к природе.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе - это бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физического, психического и социально-нравственного здоровья.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков образа жизни, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества - осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты:
– формирование чувства гордости за свою Родину, формирование ценностей многонационального российского общества;
– формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
– развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
– развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
– формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
– развитие этических качеств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
– развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
– формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;
Метапредметные результаты:
– овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
– формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
– формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
– определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
– готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
– овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты:
– формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психологического), о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации;
– овладение умениями организовать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);
– формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (длины и массы тела и др.), показателями основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости)
– взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
– выполнение простейших акробатических и гимнастических комбинаций на высоком качественном уровне, характеристика признаков техничного исполнения;
– выполнение технических действий из базовых видов спорта, применение их в игровой и соревновательной деятельности.
Содержание тем учебного предмета.
Программа состоит из трех разделов: «Знания о физической культуре» (информационный компонент), «Способы физкультурной деятельности» (операционный компонент) и «Физическое совершенствование» (мотивационный компонент).
Содержание первого раздела «Знания о физической культуре» соответствует основным направлениям развития познавательной активности человека: знания о природе (медико-биологические основы деятельности), знания о человеке (психолого-педагогические основы деятельности), знания об обществе (историко-социологические основы деятельности).
Раздел «Способы физкультурной деятельности» соотносится с представлениями о самостоятельных занятиях физическими упражнениями, способах организации исполнения и контроля за физическим развитием и физической подготовленностью учащихся.
Содержание раздела «Физическое совершенствование» ориентировано на гармоничное физическое развитие, всестороннюю физическую подготовку и укрепление здоровья школьников. Данный раздел включает в себя освоение жизненно важных навыков и умений, подвижных игр и двигательных действий из программных видов спорта, а также общеразвивающих упражнений с различной функциональной направленностью.
1 класс
Знания о физической культуре
Физическая культура как система разнообразных форм занятий физическими упражнениями. Возникновение физической культуры у древних людей. Ходьба, бег, прыжки, лазанье и ползание, ходьба на лыжах как жизненно важные способы передвижения человека. Режим дня и личная гигиена.
Способы физкультурной деятельности
Оздоровительные занятия в режиме дня: комплексы утренней зарядки, физкультминутки. Подвижные игры во время прогулок: правила организации и проведения игр, выбор одежды и инвентаря. Комплексы упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища.
Физическое совершенствование
Гимнастика с основами акробатики
Организующие команды и приемы: построение в шеренгу и колонну; выполнение основной стойки по команде «Смирно!»; выполнение команд «Вольно!», «Равняйсь!», «Шагом марш!», «На месте стой!»; размыкание в шеренге и колонне на месте; построение в круг колонной и шеренгой; повороты на месте налево и направо по командам «Налево!» и «Направо!»; размыкание и смыкание приставными шагами в шеренге.
Акробатические упражнения: упоры (присев, лежа, согнувшись, лежа сзади); седы (на пятках, углом); группировка из положения лежа и раскачивание в плотной группировке (с помощью); перекаты назад из седа в группировке и обратно (с помощью); перекаты из упора присев назад и боком.
Гимнастические упражнения прикладного характера: передвижение по гимнастической стенке вверх и вниз, горизонтально лицом и спиной к опоре; ползание и переползание по-пластунски; преодоление полосы препятствий с элементами лазанья, перелезания поочередно перемахом правой и левой ногой, переползания; танцевальные упражнения (стилизованные ходьба и бег); хождение по наклонной гимнастической скамейке; упражнения на низкой перекладине: вис стоя спереди, сзади, зависом одной и двумя ногами (с помощью).
Легкая атлетика
Бег: с высоким подниманием бедра, прыжками и ускорением, с изменяющимся направлением движения (змейкой, по кругу, спиной вперед), из разных исходных положений и с разным положением рук.
Прыжки: на месте (на одной ноге, с поворотами вправо и влево), с продвижением вперед и назад, левым и правым боком, в длину и высоту с места; запрыгивание на горку из матов и спрыгивание с нее.
Броски: большого мяча (1 кг) на дальность двумя руками из-за головы, от груди.
Метание: малого мяча правой и левой рукой из-за головы, стоя на месте, в вертикальную цель, в стену.
Лыжные гонки
Организующие команды и приемы: «Лыжи на плечо!», «Лыжи под руку!», «Лыжи к ноге!», «На лыжи становись!»; переноска лыж на плече и под рукой; передвижение в колонне с лыжами.
Передвижения на лыжах ступающим и скользящим шагом.
Повороты переступанием на месте.
Спуски в основной стойке.
Подъемы ступающим и скользящим шагом.
Торможение падением.
Подвижные игры
На материале раздела «Гимнастика с основами акробатики»: «У медведя во бору», «Раки», «Тройка», «Бой петухов», «Совушка», «Салки-догонялки», «Альпинисты», «Змейка», «Не урони мешочек», «Петрушка на скамейке», «Пройди бесшумно», «Через холодный ручей» 2; игровые задания с использованием строевых упражнений типа: «Становись — разойдись», «Смена мест».
На материале раздела «Легкая атлетика»: «Не оступись», «Пятнашки», «Волк во рву», «Кто быстрее», «Горелки», «Рыбки», «Салки на болоте», «Пингвины с мячом», «Быстро по местам», «К своим флажкам», «Точно в мишень», «Третий лишний».
На материале раздела «Лыжная подготовка»: «Охотники и олени», «Встречная эстафета», «День и ночь», «Попади в ворота», «Кто дольше прокатится», «На буксире».
На материале раздела «Спортивные игры»:
Футбол: удар внутренней стороной стопы («щечкой») по неподвижному мячу с места, с одного-двух шагов; по мячу, катящемуся навстречу; подвижные игры типа «Точная передача».
Баскетбол: ловля мяча на месте и в движении: низко летящего и летящего на уровне головы; броски мяча двумя руками стоя на месте (мяч снизу, мяч у груди, мяч сзади за головой); передача мяча (снизу, от груди, от плеча); подвижные игры: «Брось — поймай», «Выстрел в небо», «Охотники и утки».
Общеразвивающие физические упражнения на развитие основных физических качеств.
2 класс
Знания о физической культуре
Возникновение первых спортивных соревнований. Появление мяча, упражнений и игр с мячом. История зарождения древних Олимпийских игр. Физические упражнения, их отличие от естественных движений. Основные физические качества: сила, быстрота, выносливость, гибкость, равновесие. Закаливание организма (обтирание).
Способы физкультурной деятельности
Выполнение утренней зарядки и гимнастики под музыку; проведение закаливающих процедур; выполнение упражнений, развивающих быстроту и равновесие, совершенствующих точность броска малого мяча. Подвижные игры и занятия физическими упражнениями во время прогулок. Измерение длины и массы тела.
Физическое совершенствование
Гимнастика с основами акробатики
Организующие команды и приемы: повороты кругом с разделением по команде «Кругом! Раз-два»; перестроение по двое в шеренге и колонне; передвижение в колонне с разной дистанцией и темпом, по «диагонали» и «противоходом».
Акробатические упражнения из положения лежа на спине, стойка на лопатках (согнув и выпрямив ноги); кувырок вперед в группировке; из стойки на лопатках полупереворот назад в стойку на коленях.
Гимнастические упражнения прикладного характера: танцевальные упражнения, упражнения на низкой перекладине — вис на согнутых руках, вис стоя спереди, сзади, зависом одной, двумя ногами.
Легкая атлетика
Бег: равномерный бег с последующим ускорением, челночный бег 3 х 10 м, бег с изменением частоты шагов.
Броски большого мяча снизу из положения стоя и сидя из-за головы.
Метание малого мяча на дальность из-за головы.
Прыжки: на месте и с поворотом на 90° и 100°, по разметкам, через препятствия; в высоту с прямого разбега; со скакалкой.
Лыжные гонки
Передвижения на лыжах: попеременный двухшажный ход.
Спуски в основной стойке.
Подъем «лесенкой».
Торможение «плугом».
Подвижные игры
На материале раздела «Гимнастика с основами акробатики»: «Волна», «Неудобный бросок», «Конники-спортсмены», «Отгадай, чей голос», «Что изменилось», «Посадка картофеля», «Прокати быстрее мяч», эстафеты типа: «Веревочка под ногами», «Эстафеты с обручами».
На материале раздела «Легкая атлетика»: «Точно в мишень», «Вызов номеров», «Шишки – желуди – орехи», «Невод», «Заяц без дома», «Пустое место», «Мяч соседу», «Космонавты», «Мышеловка».
На материале раздела «Лыжные гонки»: «Проехать через ворота», «Слалом на санках», «Спуск с поворотом», «Подними предмет» (на санках), «Кто быстрее взойдет на горку», «Кто дальше скатится с горки» (на лыжах).
На материале раздела «Спортивные игры»:
Футбол: остановка катящегося мяча; ведение мяча внутренней и внешней частью подъема по прямой, по дуге, с остановками по сигналу, между стойками, с обводкой стоек; остановка катящегося мяча внутренней частью стопы; подвижные игры: «Гонка мячей», «Метко в цель», «Слалом с мячом», «Футбольный бильярд», «Бросок ногой».
Баскетбол: специальные передвижения без мяча в стойке баскетболиста, приставными шагами правым и левым боком; бег спиной вперед; остановка в шаге и прыжком; ведение мяча на месте, по прямой, по дуге, с остановками по сигналу; подвижные игры: «Мяч среднему», «Мяч соседу», «Бросок мяча в колонне».
Волейбол: подводящие упражнения для обучения прямой нижней и боковой подаче; специальные движения — подбрасывание мяча на заданную высоту и расстояние от туловища; подвижные игры: «Волна», «Неудобный бросок».
Общеразвивающие физические упражнения на развитие основных физических качеств.
3 класс
Знания о физической культуре
Физическая культура у народов Древней Руси. Связь физических упражнений с трудовой деятельностью. Виды физических упражнений (подводящие, общеразвивающие, соревновательные). Спортивные игры: футбол, волейбол, баскетбол. Физическая нагрузка и ее влияние на частоту сердечных сокращений (ЧСС). Закаливание организма (обливание, душ).
Способы физкультурной деятельности
Освоение комплексов общеразвивающих физических упражнений для развития основных физических качеств. Освоение подводящих упражнений для закрепления и совершенствования двигательных действий игры в футбол, волейбол, баскетбол. Развитие выносливости во время лыжных прогулок. Измерение частоты сердечных сокращений во время и после выполнения физических упражнений. Проведение элементарных соревнований.
Физическое совершенствование
Гимнастика с основами акробатики
Акробатические упражнения: кувырок назад до упора на коленях и до упора присев; мост из положения лежа на спине; прыжки со скакалкой с изменяющимся темпом ее вращения.
Гимнастические упражнения прикладного характера: лазанье по канату (3 м) в два и три приема; передвижения и повороты на гимнастическом бревне.
Легкая атлетика
Прыжки в длину и высоту с прямого разбега, согнув ноги.
Лыжные гонки
Передвижения на лыжах: одновременный двухшажный ход, чередование одновременного двухшажного с попеременным двухшажным.
Поворот переступанием.
Подвижные игры
На материале раздела «Гимнастика с основами акробатики»: «Парашютисты», «Догонялки на марше», «Увертывайся от мяча».
На материале раздела «Легкая атлетика»: «Защита укрепления», «Стрелки», «Кто дальше бросит», «Ловишка, поймай ленту», «Метатели».
На материале раздела «Лыжная подготовка»: «Быстрый лыжник», «За мной».
На материале спортивных игр:
Футбол: удар ногой с разбега по неподвижному и катящемуся мячу в горизонтальную (полоса шириной 1,5 м, длиной до 7 – 8 м) и вертикальную (полоса шириной 2 м, длиной 7 – 8 м) мишень; ведение мяча между предметами и с обводкой предметов; подвижные игры: «Передал — садись», «Передай мяч головой».
Баскетбол: специальные передвижения, остановка прыжком с двух шагов, ведение мяча в движении вокруг стоек («змейкой»), ловля и передача мяча двумя руками от груди; бросок мяча с места; подвижные игры: «Попади в кольцо», «Гонка баскетбольных мячей».
Волейбол: прием мяча снизу двумя руками; передача мяча сверху двумя руками вперед-вверх; нижняя прямая подача; подвижные игры: «Не давай мяча водящему», «Круговая лапта».
Общеразвивающие физические упражнения на развитие основных физических качеств.
4 класс
Знания о физической культуре
История развития физической культуры в России в XVII – XIX вв., ее роль и значение для подготовки солдат русской армии. Физическая подготовка и ее связь с развитием систем дыхания и кровообращения. Характеристика основных способов регулирования физической нагрузки: по скорости и продолжительности выполнения упражнения, изменению величины отягощения. Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями. Закаливание организма (воздушные и солнечные ванны, купание в естественных водоемах).
Способы физкультурной деятельности
Простейшие наблюдения за своим физическим развитием и физической подготовкой. Определение нагрузки во время выполнения утренней гимнастики по показателям частоты сердечных сокращений. Составление акробатических и гимнастических комбинаций из разученных упражнений. Проведение игр в футбол и баскетбол по упрощенным правилам. Оказание доврачебной помощи при легких ушибах, царапинах и ссадинах, потертостях.
Физическое совершенствование
Гимнастика с основами акробатики
Акробатические упражнения: акробатические комбинации, например: мост из положения лежа на спине, опуститься в исходное положение, переворот в положение лежа на животе с опорой на руки, прыжком в упор присев; кувырок вперед в упор присев, кувырок назад в упор присев, из упора присев кувырок вперед до исходного положения, кувырок назад до упора на коленях с опорой на руки, прыжком переход в упор присев, кувырок вперед.
Гимнастические упражнения прикладного характера: опорный прыжок через гимнастического козла — с небольшого разбега толчком о гимнастический мостик прыжок в упор стоя на коленях, переход в упор присев и соскок вперед; из виса стоя присев толчком двумя ногами перемах, согнув ноги в вис сзади согнувшись, опускание назад в вис стоя и обратное движение через вис сзади согнувшись со сходом «вперед ноги».
Легкая атлетика
Прыжки в высоту с разбега способом «перешагивание».
Низкий старт.
Стартовое ускорение.
Финиширование.
Лыжные гонки
Передвижения на лыжах: одновременный одношажный ход; чередование изученных ходов во время передвижения по дистанции.
Подвижные игры
На материале раздела «Гимнастика с основами акробатики»: задания на координацию движений типа: «Веселые задачи», «Запрещенное движение» (с напряжением и расслаблением мышц звеньев тела).
На материале раздела «Легкая атлетика»: «Подвижная цель».
На материале раздела «Лыжные гонки»: «Куда укатишься за два шага».
На материале раздела «Плавание»: «Торпеды», «Гонка лодок», «Гонка мячей», «Паровая машина», «Водолазы», «Гонка катеров».
На материале спортивных игр:
Футбол: эстафеты с ведением мяча, с передачей мяча партнеру, игра в футбол по упрощенным правилам («Мини-футбол»).
Баскетбол: бросок мяча двумя руками от груди после ведения и остановки; прыжок с двух шагов; эстафеты с ведением мяча и бросками его в корзину, игра в баскетбол по упрощенным правилам («Мини-баскетбол»).
Волейбол: передача мяча через сетку (передача двумя руками сверху, кулаком снизу); передача мяча с собственным подбрасыванием на месте после небольших перемещений вправо, вперед, в парах на месте и в движении правым (левым) боком, игра в «Пионербол».
Уровень физической подготовленности
1класс
Контрольные упражнения | Уровень |
высокий | средний | низкий | высокий | средний | низкий |
Мальчики | Девочки |
Подтягивание на низкой перекладине из виса лежа, кол-во раз | 11 – 12 | 9 – 10 | 7 – 8 | 9 – 10 | 7 – 8 | 5 – 6 |
Прыжок в длину с места, см | 118 – 120 | 115 – 117 | 105 – 114 | 116 – 118 | 113 – 115 | 95 – 112 |
Наклон вперед, не сгибая ног в коленях | Коснуться лбом колен | Коснуться ладонями пола | Коснуться пальцами пола | Коснуться лбом колен | Коснуться ладонями пола | Коснуться пальцами пола |
Бег 30 м с высокого старта, с | 6,2 – 6,0 | 6,7 – 6,3 | 7,2 – 7,0 | 6,3 – 6,1 | 6,9 – 6,5 | 7,2 – 7,0 |
Бег 1000 м | Без учета времени |
2 класс
Контрольные упражнения | Уровень |
высокий | средний | низкий | высокий | средний | низкий |
Мальчики | Девочки |
Подтягивание на низкой перекладине из виса лежа, кол-во раз | 14 – 16 | 8 – 13 | 5 – 7 | 13 – 15 | 8 – 12 | 5 – 7 |
Прыжок в длину с места, см | 143 – 150 | 128 – 142 | 119 – 127 | 136 – 146 | 118 – 135 | 108 – 117 |
Наклон вперед, не сгибая ног в коленях | Коснуться лбом колен | Коснуться ладонями пола | Коснуться пальцами пола | Коснуться лбом колен | Коснуться ладонями пола | Коснуться пальцами пола |
Бег 30 м с высокого старта, с | 6,0 – 5,8 | 6,7 – 6,1 | 7,0 – 6,8 | 6,2 – 6,0 | 6,7 – 6,3 | 7,0 – 6,8 |
Бег 1000 м | Без учета времени |
3 класс
Контрольные упражнения | Уровень |
высокий | средний | низкий | высокий | средний | низкий |
Мальчики | Девочки |
Подтягивание в висе, кол-во раз | 5 | 4 | 3 | | | |
Подтягивание в висе лежа, согнувшись, кол-во раз | | | | 12 | 8 | 5 |
Прыжок в длину с места, см | 150 – 160 | 131 – 149 | 120 – 130 | 143 – 152 | 126 – 142 | 115 – 125 |
Бег 30 м с высокого старта, с | 5,8 – 5,6 | 6,3 – 5,9 | 6,6 – 6,4 | 6,3 – 6,0 | 6,5 – 5,9 | 6,8 – 6,6 |
Бег 1000 м, мин. с | 5.00 | 5.30 | 6.00 | 6.00 | 6.30 | 7.00 |
Ходьба на лыжах 1 км, мин. с | 8.00 | 8.30 | 9.00 | 8.30 | 9.00 | 9.30 |
4 класс
Контрольные упражнения | Уровень |
высокий | средний | низкий | высокий | средний | низкий |
Мальчики | Девочки |
Подтягивание в висе, кол-во раз | 6 | 4 | 3 | | | |
Подтягивание в висе лежа, согнувшись, кол-во раз | | | | 18 | 15 | 10 |
Бег 60 м с высокого старта, с | 10.0 | 10.8 | 11.0 | 10.3 | 11.0 | 11.5 |
Бег 1000 м, мин. с | 4.30 | 5.00 | 5.30 | 5.00 | 5.40 | 6.30 |
Ходьба на лыжах 1 км, мин. с | 7.00 | 7.30 | 8.00 | 7.30 | 8.00 | 8.30 |
№ | Тема урока | Планируемая деятельность | Планируемый результат | Вид контроля | Дата |
| Легкая атлетика (22 ч.) | | | | |
1 | Правила поведения на уроке.Игра «Слушай сигнал» | Освоить правила поведения | Наблюдать за физической нагрузкой и физическим состоянием, отвечать за свои поступки, проявлять доброжелательность, отзывчивость, дисциплинированность, трудолюбие. осмысливать техники выполнения разучиваемых заданий и упражнений, Осознавать важность освоения универсальных умений связанных с выполнением упражнений. овладеть способами работы в парах и в группах при разучивание упражнений; уметь объяснять ошибки при выполнение упражнений; уметь правильно выражать свои мысли, управлять своими эмоциями при общении со сверстниками, сохранять сдержанность, рассудительность. организовывать самостоятельную деятельность с учетом требования ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации мест занятий; выполнять задания и анализировать технику выполнения упражнений, давать объективную оценку технике выполнения упражнений; технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности; планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения. Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, принятие и освоение социальной роли; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей; развитие самостоятельности и личной ответственности | текущий | 02.09. |
2 | Инструктаж по технике безопасности на уроках легкой атлетики. | Определ. общие признаки и различия в технике выполнения ходьбы и бега; Выполнять упражнения в ходьбе и беге; Применять упражнения в беге,в хдьбе | тематический | 06.09. |
3 | Построение в колонну, шеренгу | Осваивать построение | текущий | 07.09. |
4 | Строевые команды | Выполнять построение | текущий | 09.09. |
5 | Виды ходьбы и бега. | Выполнять бег и ходьбу Характеризовать ошибки при выполнении бега, ходьбы | текущий | 13.09. |
6 | Прыжки на одной и двух ногах на месте. | Выполнять и осваивать прыжки на одной и двух ногах | текущий | 14.09. |
7 | Челночный бег 3 по 10 м. | Осваивать технику выполнения челночного бега | текущий | 16.09. |
8 | Прыжок в длину с места. | Осваивать технику прыжка в длину | текущий | 20.09. |
9 | Тест по прыжкам в длину с места. | Демонстрировать технику прыжка в длину с места на максимальный результат | текущий | 21.09. |
10 | Тест по челночному бегу 3 по 10 м. | Демонстрировать технику челночного бега с максимальной скоростью передвиж. | текущий | 23.09. |
11 | Метание мяча в вертикальную цель с 3-5 м. | Описывать и выполнять технику метания | текущий | 27.09. |
12 | Метание мяча с места. | Описывать и выполнять технику метания | текущий | 28.09. |
13 | Шестиминутный бег. | Демонстрировать бег на максимальный результат | текущий | 30.09. |
14 | Тест по метанию мяча в вертикальную цель. | Демонстрировать метание малого мяча на максимально возможный результат | текущий | 04.10. |
15 | Упражнения со скакалкой. | Осваивать технику прыжка | текущий | 05.10. |
16 | Прыжки на скакалке. | Выполнять технику прыжка | текущий | 07.10. |
17 | Инструктаж по технике безопасности на уроках лёгкой атлетике. | . Определ. общие признаки и различия в технике выполнения ходьбы и бега; Выполнять упражнения в ходьбе и беге; Применять упражнения в беге,в хдьбе | тематический | 11.10. |
18 | Шестиминутный бег. | Демонстрировать бег на максимальный результат | текущий | 12.10. |
19 | Прыжок в длину с места. | Демонстрировать технику прыжка в длину | текущий | 14.10 |
20 | Бег с ускорением до 20 м. | Осваивать бег ; Проявлять выносливость при выполнении бега. | текущий | 17.10. |
21 | Эстафета. | Выявлять и характеризовать ошибки при выполнении легкоатлетических упражнений | текущий | 18.10. |
22 | Коррекция и систематизация умений и навыков по легкой атлетике. | Выявлять и характеризовать ошибки при выполнении легкоатлетических упражнений | текущий | 21.10 |
| Гимнастика (18 ч.) | | | | |
23 | Инструктаж по технике безопасности на уроках гимнастики. | Рассказыв. о личной гигиене, её основных процедурах и значении для здоровья человека; Соблюдать правила техники безопасн. | Наблюдать за физической нагрузкой и физическим состоянием, отвечать за свои поступки, проявлять доброжелательность, отзывчивость, дисциплинированность, трудолюбие. осознавать важность освоения универсальных умений связанных с выполнением упражнений; осмысливать техники выполнения разучиваемых гимнастических упражнений; осмысливать правила безопасности (что можно делать, а что нельзя) при выполнении упражнений. овладеть способами работы в парах и в группах при разучивание гимнастических упражнений; уметь объяснять ошибки при выполнение упражнений; уметь правильно выражать свои мысли, управлять своими эмоциями при общении со сверстниками, сохранять сдержаннось, рассудительность. уметь выполнять задание в соответствии с поставленной целью; организовать рабочее место, понять причину успеха и неуспеха; уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определить наиболее эффективные способы достижения результата; уметь сравнивать, анализировать, обобщать, рассуждать. Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, принятие и освоение социальной роли; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей; развитие самостоятельности и личной ответственности | тематический | 25.10. |
24 | Построение в колонну по одному. | Выполнять организующие строевые команды по распоряжению учителя; Осваивать универсальные умения по самостоятельному выполнен. упражнений по строевой подготовке. | текущий | 26.10. |
25 | Комплекс упражнений типа зарядки. | Называть и последовательно выполнять упражнения, входящие в комплекс. | текущий | 28.10. |
26 | Построение в круг. | Выполнять команды по построен. в круг | текущий | 08.11 |
27 | Группировка. | Осваивать универсал. умения по выполнен. группиров. | текущий | 09.11 |
28 | Повороты направо, налево. | Выполнять команды по распоряжению учителя; | текущий | 11.11 |
29 | Перекаты в группировке. | Осваивать универсальные умения по выполнен. группиров. и перекатов; Описывать технику разучиваемых упражнений | текущий | 15.11 |
30 | Контрольное упражнение – группировка. | Демонстрировать технику выполнения | текущий | 16.11 |
31 | Лазание по наклонной скамейке. | Осваивать универсальные умения по выполнен. гимнаст. скамейке | текущий | 18.11 |
32 | Лазание по гимнастической стенке. | Осваивать универсальные умения по выполнен. лазания по гимнаст. стенке | текущий | 22.11 |
33 | Контрольное упражнение – перекаты в группировке. | Демонстрировать технику выполнения | итоговый | 23.11 |
34 | Ходьба по гимнастической скамейке с поворотом на 90 градусов. | Осваивать технику ходьбы по гимнастической скамейке | текущий | 25.11 |
35 | Ходьба по гимнастической скамейке с перешагиванием через мячи. | Осваивать технику ходьбы по гимнастической скамейке | текущий | 29.11 |
36 | Упражнения на формирование правильной осанки. | Демонстрировать технику выполнения | текущий | 30.11 |
37 | Эстафеты с лазанием и перелезанием. | Соблюдать дисциплину и правила техники безопасности во время проведения игр и эстафет. | текущий | 02.12 |
38 | Упражнения в висе лёжа на руках. Эстафеты с набивными мячами. | Называть и выполнять упраж. в висе лежа на рука Проявлять качества силы. и выносливости; Соблюдать дисциплину | текущий | 06.12 |
39 | Лазанье по канату произвольным способом. | Осваивать технику лазанья по канату | текущий | 07.12 |
40 | Перелезание через гимнастическую скамейку. | Осваивать технику перелазания через гим. скамейку | текущий | 09.12 |
| ЛЫЖНАЯ ПОДГОТОВКА (21 ч.) | | | | |
41 | Инструктаж по технике безопасности на уроках лыжной подготовки. Требования к одежде и обуви. | Характеризовать занятия на лыжах как активный отдых, содействующий укреплению здоровья и закаливанию организма; Соблюдать правила техники безопасности при ходьбе на лыжах | Наблюдать за физической нагрузкой и физическим состоянием, отвечать за свои поступки, проявлять доброжелательность, отзывчивость, дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленной цели. осознавать важность освоения универсальных умений связанных с выполнением упражнений; осмысливать техники выполнения разучиваемых задавний и упражнений. овладеть способами работы в парах и в группах при разучивание упражнений; уметь объяснять ошибки при выполнение упражнений; уметь правильно выражать свои мысли, управлять своими эмоциями при общении со сверстниками, сохранять сдержаннось, рассудительность; владеть специальной терминологией. уметь выполнять задание в соответствии с поставленной целью; организовать рабочее место, понять причину успеха и неуспеха; уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определить наиболее эффективные способы достижения результата; уметь сравнивать, анализировать, обобщать, рассуждать. | тематический | 13.12 |
42 | Переноска лыж и построение. | Выполнять организующие команды переноса лыж | текущий | 14.12 |
43 | Построение с лыжами в руках. | Описывать технику выполнения основной стойки лыжника; Выполнять комплекс упражнений на лыжах. | текущий | 16.12 |
44 | Укладка лыж на снег, надевание креплений. | Описывать технику выполнения одевания креплений | текущий | 20.12 |
45 | Повороты переступанием на месте. | Осваивать технику выполнения поворотов переступанием на месте | текущий | 21.12 |
46 | Ступающий шаг. | Выполнять технику передвижения на лыжах ступающим шагом | текущий | 23.12 |
47 | Передвижение ступающим шагом без палок. | Выполнять технику передвижения на лыжах ступающим шагом без палок.. | текущий | 10.01 |
48 | Повороты переступанием на месте. | Осваивать технику выполнения поворотов переступанием на месте | текущий | 11.01 |
49 | Передвижение ступающим шагом без палок до 300 м. | Выполнять технику передвижения на лыжах ступающим шагом без палок | текущий | 13.01 |
50 | Скользящий шаг. | Осваивать технику выполнения скользящим шагом | текущий | 17.01 |
51 | Контрольное упражнение – повороты переступанием на месте. | Демонстрировать технику поворота переступанием на месте | итоговый | 18.01 |
52 | Передвижение скользящим шагом без палок. | Осваивать технику передвижен. скользящим шагом без палок | текущий | 20.01 |
53 | Спуск с уклона. | Освоить технику спуска | текущий | 24.01 |
54 | Передвижение скользящим шагом без палок до 500 м. | Осваивать технику передвиж. скользящим шагом | текущий | 25.01 |
55 | Подъём ступающим шагом. | Осваивать технику выполнения подъема на склон ступающим шагом | текущий | 27.01 |
56 | Подъём и спуски под уклон. | Выполнять технику подъема ступающим шагом и спуска с уклона; | текущий | 31.01 |
57 | Игры и эстафеты на лыжах. | Выполнять передвижения на лыжах в условиях игровой и соревновательной деятельн. | текущий | 01.02 |
58 | Передвижение в медленном темпе до 1000 м. | Выполнять передвижен. на лыжах разучен. способами. Проявлять качество выносливости на лыжной дистанции до 1000 м. | текущий | 03.02 |
59 | Прохождение контрольной дистанции до 1000м. | Демонстрировать передвижение на лыжах на дистанции 1000 м. | итоговый | 07.02 |
60 | Круговая эстафета | Выполнять передвижения на лыжах в условиях соревнования | текущий | 08.02 |
61 | Коррекция и систематизация умений и навыков по лыжной подготовке | Демонстрировать полученные умения и навыки при передвижении на2лыжах | текущий | 10.02 |
| ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ (38 Ч.) | | | | |
62 | Держание мяча. Игра «Запрещённое движение». | Соблюдать правила безопасн при проведении подвижных игр | Систематически наблюдать за физическим состоянием, за нагрузкой; проявлять самостоятельность, выносливость, умение отвечать за свои поступки, добиваться достигнутой цели, проявлять дисциплинированность, трудолюбие. осмыслить технику выполнения разучиваемых заданий и упражнений, осознать важность освоения универсальных умений связанных с выполнением упражнений. уметь работать в парах и в группах со сверстниками, объяснять ошибки при выполнении упражнения, уметь управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, правильно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами урока, владеть специальной терминологией. организовать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, выполнять задания и анализировать технику выполнения упражнений и дать объективную оценку выполнения упражнений, самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;искать и выделять необходимую информацию. технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности, правильно распределять нагрузку и отдых в процессе выполнения. Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, принятие и освоение социальной роли; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей; развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтны и находить выходы из спорных ситуаций представлять конкретное содержание и излагать его в устной форме; добывать недостающую информацию с помощью вопросов; организовывать и осуществлять совместную деятельность. формировать ситуацию саморегуляции, т. е. операционный опыт (учебных знаний и умений) сотрудничества в совместном решении задач. уметь размыкаться на руки в стороны, рассказывать о правилах проведения подвижной игры «Горелки» Осознание своей этнической и национальной принадлежности; развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие этических чувств и доброжелательности, сопереживания чувствам других людей, развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств, установки на безопасность | текущий | 14.02 |
63 | Ловля мяча. Игра «Лови – не лови». | Осваивать комплекс упражнений с мячом; Объяснять цель и значение упражнений с мячом | текущий | 15.02 |
64 | Игра «Ловишка». Тест по челночному бегу 3х10 м. | Осваивать навыки челночного бега | текущий | 17.02 |
65 | Броски мяча. Игра «Ты мне, я тебе». | Выполнять броски и ловлю мяча на месте | текущий | 28.02 |
66 | Броски и ловля мяча. Игра «Лови, не лови». | Выполнять бросок набивного мяча из-за головы из положения стоя | текущий | 01.03 |
67 | Основные положения рук, ног, туловища. Игра «Запрещённое движение». | Выполнять комплекс упражнений Соблюдать правила игры | текущий | 03.03 |
68 | Ходьба и бег по кругу. Игра «Быстро по местам». | Осваивать ходьбу и бег по кругу | текущий | 10.03 |
69 | Держание, броски и ловля мяча. Игра «Школа мяча». | Выполнять держание, броски и ловлю мяча на месте | текущий | 14.03 |
70 | Комплекс упражнений для зарядки. Игра «Летает, не летает». | Осваивать комплекс упражнений для зарядки | текущий | 15.03 |
71 | Бросок набивного мяча сидя из-за головы. Игра «Кто – дальше». | Выполнять броски мяча сидя | текущий | 17.03 |
72 | Игра «Школа мяча». | Участвов. в подвижных играх; Моделиров.игровые ситуации | текущий | 21.03 |
73 | Метание мяча с места в цель. Игра «Попади в обруч». | Выполнять игровые действия в условиях игры | текущий | 22.03 |
74 | Шестиминутный бег. Игры с метанием мяча. | Запомнить правило игры | текущий | 24.03 |
75 | Игра «Ты мне, я тебе». Тест по броску набивного мяча сидя из-за головы. | Демонстрировать бросок набивного мяча на максимальный результат | текущий | 04.04 |
76 | Наклоны вперед из положения сидя на полу. Игра «Не попадись». | Демонстрировать ловкость в игровых действиях | текущий | 05.04 |
77 | Игра «Ловишка». Тест по метанию мяча малого. | Взаимодействов со сверстниками в условиях игровой деятельнос. | текущий | 07.04 |
78 | Игры с метанием мяча. «Увертывайся от мяча» | Участвов и выполнять игровые действия в эстафетах; Регулиров. эмоции в процессе игровой деятельности | текущий | 11.04 |
79 | Игра «Школа мяча». | Выполнять общеразвивающие упражнения с мячом; Составлять самостоятельно комплекс упражнений с мячом | текущий | 12.04 |
80 | Прыжки через скакалку. Игра «Удочка прыжковая». | Выполнять прыжки через скакалку разными способами; | текущий | 14.04 |
81 | Броски и ловля мяча от стены. Прыжки через длинную вращающуюся скакалку. | Выполнять броски и ловлю мяча от стены; Осваивать прыжки через длинную вращающуюся скакалку. | текущий | 18.04 |
82 | Упражнения с набивными мячами. Игра «Переправа». | Выполнять общеразвивающие упражнения с набивным мячом в условиях игровой деятельнос. | текущий | 19.04 |
83 | Прыжки через длинную вращающуюся и короткую скакалку. | Выполнять прыжки через длинную вращающуюся и корот. скакалку. | текущий | 21.04 |
84 | Тест по прыжкам через короткую скакалку. Игра «Удочка». | Демонстрировать прыжки через короткую скакалку на максимал. возможный результат | итоговый | 25.04 |
85 | Эстафеты «Веселые старты». | Участвов. и выполнять игровые действия в эстафетах; | тематический | 26.04 |
86 | Ведение мяча на месте и в шаге. Игра «Не потеряй мяч». | Выполнять ведение мяча, стоя на месте и с продвижением шагом вперед в условиях игровой деятельности | текущий | 28.04 |
87 | Броски набивного мяча. Игра «Перекати мяч». | Выполнять ведение мяча, стоя на месте и с продвижением шагом вперед в условиях игровой деятельности | текущий | 02.05 |
88 | Передача мяча двумя руками от груди. Игра «Ты – мне, я – тебе» | Осваивать технику ловли и передачи мяча | текущий | 03.05 |
89 | Бросок набивного мяча из-за головы из положения сидя. | Выполнять бросок набивного мяча из-за головы из положения сидя ноги врозь | текущий | 05.05 |
90 | Контроль выполнения ведения мяча в шаге. | Демонстрировать технику ведения мяча с продвижением шагом вперед. | итоговый | 10.05 |
91 | Бросок малого мяча с места в цель. Игра «Попади в обруч». | Демонстрировать бросок мяча в цель на максимально возможный результат | текущий | 12.05 |
92 | Передача мяча. Игра «Передал – садись» | Выполнять технику ловли и передачи мяча в условиях игровой деятельности | текущий | 16.05 |
93 | Контроль выполнения ловли и передачи мяча от груди двумя руками. | Демонстрировать технику ловли и передачи мяча от груди двумя руками | итоговый | 17.05 |
94 | Игра «Ты мне, я тебе». Комплекс упражнений с гимнастическими палками | Осваивать технику упражнений с палкой | текущий | 19.05 |
95 | Игра «Акула»! Шестиминутный бег | Осваивать технику бега | текущий | 23.05 |
96 | Игра «Паровозик». Найди свое место | Демонстрировать правильное нахождение своего места | | текущий | 24.05 |
97 | Игра «Попади в обруч» Метание мяча с места в цель | Демонстрировать метание мяча | | текущий | 26.05 |
98 | Эстафеты «Спортивные забавы». | Участвов. и выполнять игровые действия в эстафетах; | текущий | 30.05 |
99 | Правила приема воздушных, солнечных ванн, водных процедур. Соревнование. | Называть характерн. признаки соревнов.; Участвов. в соревнованиях; Излагать правила закаливания. | текущий | 31.05 |
Описание учебно-методического обеспечения образовательного процесса:
Умк В.И.Лях, учебник, 1 класс.
Умк В.И.Лях, учебник, 2 класс.
Умк В.И.Лях, учебник, 3 класс.
Умк В.И.Лях, учебник, 4 класс.
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса:
козел гимнастический, перекладина пристеночная, маты, стенка гимнастическая, скамейки гимнастические, гимнастические палки, скакалки, обручи мячи для художественной, гимнастики, мешочки насыпные для упражнений на координацию и осанку, коврики гимнастические, средства ТСО (магнитофон);
легкая атлетика:
секундомер, флажки разметочные, мячи для метания, набивные мячи массой до 1 кг, гантели;
подвижные и спортивные игры: свисток, кегли, ворота для мини футбола, мячи футбольные, мячи волейбольные, мячи баскетбольные;
лыжная подготовка: лыжи.
Описание учебно-методического обеспечения образовательного процесса:
Умк В.И.Лях, учебник, 1 класс.
Умк В.И.Лях, учебник, 2 класс.
Умк В.И.Лях, учебник, 3 класс.
Умк В.И.Лях, учебник, 4 класс.
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса:
козел гимнастический, перекладина пристеночная, маты, стенка гимнастическая, скамейки гимнастические, гимнастические палки, скакалки, обручи мячи для художественной, гимнастики, мешочки насыпные для упражнений на координацию и осанку, коврики гимнастические, средства ТСО (магнитофон);
легкая атлетика:
секундомер, флажки разметочные, мячи для метания, набивные мячи массой до 1 кг, гантели;
подвижные и спортивные игры: свисток, кегли, ворота для мини футбола, мячи футбольные, мячи волейбольные, мячи баскетбольные;
лыжная подготовка: лыжи.