МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАР
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 99
Баварская ул., д.14, Краснодар, 350005, тел./факс (861) 211-13-70
E-mail: [email protected]
| УТВЕРЖДЕНО решение педагогического совета от «___» августа 2017 года протокол № 1 председатель педсовета Председатель_________________________ Подпись руководителя ОУ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по физической культуре__
(указать учебный предмет, курс)
Уровень образования (класс) 10-11 класс, среднее (полное) общее
(основное общее , среднее (полное) общее образование с указанием класса)
Количество часов 204
Учитель Кручина Ирина Юрьевна
Программа разработана на основе комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов. Программа образовательных учреждений: для учителей общеобразовательных учреждений/ В.И. Лях, А.А. Зданевич.- М.: «Просвещение», 2011г.;_
(указать программу/программы, издательство, год издания)
1.Пояснительная записка
Данная рабочая программа для 10-11 классов по физической культуре разработана на основе:
- «Комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов. Программа образовательных учреждений: для учителей общеобразовательных учреждений/ В.И. Лях, А.А. Зданевич.- М.: «Просвещение», 2011г.
- примерной программы среднего (полного) общего образования по физической культуре;
- методических рекомендаций о введении третьего часа в недельный объем физической нагрузки обучающихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации.
В рабочей программе учтены рекомендации по составлению рабочих программ учебных предметов министерства образования и науки Краснодарского края от 17.07.2015 г № 47-10474/15-14 и от 20.08.2015 г № 47-12606/15-14
Предметом образования в области физической культуры является двигательная (физкультурная) деятельность, которая своей направленностью и содержанием связана с совершенствованием физической природы человека. В процессе освоения данной деятельности человек формируется как целостная личность, в единстве многообразия своих физических, психических и нравственных качеств.
Общей целью образования в области физической культуры является формирование у учащихся устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни. В соответствии с этим, программа своим предметным содержанием ориентируется на достижение следующих целей:
- развитие физических качеств и способностей, совершенствование функциональных возможностей организма, укрепление индивидуального здоровья;
- воспитание бережного отношения к собственному здоровью, потребности в занятиях физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью;
- овладение технологиями современных оздоровительных систем физического воспитания, обогащение индивидуального опыта специально-прикладными физическими упражнениями и базовыми видами спорта;
- освоение системой знаний о занятиях физической культурой, их роли и значении в формировании здорового образа жизни и социальных ориентаций;
- приобретение компетентности в физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, овладение навыками творческого сотрудничества в коллективных формах занятий физическими упражнениями.
Задачи физического воспитания учащихся 10—11 классов направлены на:
содействие гармоничному физическому развитию, выработку умений использовать физические упражнения, гигиенические процедуры и условия внешней среды для укрепления состояния здоровья, противостояния стрессам;
формирование общественных и личностных представлений, о престижности высокого уровня здоровья и разносторонней физиологической подготовленности;
расширение двигательного опыта посредством овладения новыми двигательными действиями и формирование умений применять их в различных по сложности условиях;
дальнейшее развитие кондиционных (силовых, скоростно-силовых, выносливости, скорости и гибкости) и координационных (быстроты перестроения двигательных действий, согласования, способностей к произвольному расслаблению мышц, вестибулярной устойчивости и др.) способностей;
формирование знаний о закономерностях двигательной активности, спортивной тренировке, значении занятий физической культурой для будущей трудовой деятельности, выполнении функции отцовства и материнства, подготовку к службе в армии;
закрепление потребности к регулярным занятиям физическими упражнениями и избранным видом спорта;
формирование адекватной самооценки личности, нравственного самосознания, мировоззрения, коллективизма, развитие целеустремленности, уверенности, выдержки, самообладания;
Изменения в содержании рабочей программы обусловлены:
Изменением последовательности прохождения разделов учебного материала
Распределением 30 часов вариативной части (вариативная часть распределена между спортивными играми: баскетбол (24 часов) и волейбол (6 часов)).
Невозможностью прохождения раздела «Лыжная подготовка» (в связи с климатическими особенностями Краснодарского края), часы (36 ч), на прохождение которого были перераспределены на раздел «Легкая атлетика (24 часа)» и спортивные игры: баскетбол 12 часов.
В связи с тем, что «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» предусматривает вариативную часть, она составляет 30 часов, а также включает в себя лыжную подготовку, на которую отводится 36 часов (лыжная подготовка не может проводиться в связи с региональными особенностями Краснодарского края) возникла необходимость внести изменения в авторскую программу. Изменения количества времени на прохождение разделов программы внесены в соответствие с методическими рекомендациями программы и отражены в таблице тематического распределения часов.
Изменения внесены также в содержание программы. В методических рекомендациях, по освоению спортивных игр, указано, что обучение технико-тактическим действиям проводиться на основе одной из предложенных спортивных игр. Но в связи с традициями школы обучение проводиться сразу двум спортивным играм: баскетболу и волейболу.
Таблица тематического распределения часов:
№ п/п | Вид программного материала | Количество часов (уроков) |
| | Авторская программа 10-11 классы | Рабочая программа |
10 класс | 11 класс |
1 | Базовая часть | 174 | 102 | 102 |
1.1 | Основы знаний по физической культуре | В процессе урока | В процессе урока |
1.2 | Спортивные игры | 42 | 42 | 42 |
1.21 | Волейбол | | 24 | 24 |
1.22 | Баскетбол | | 18 | 18 |
1.3 | Гимнастика с элементами акробатики | 36 | 18 | 18 |
1.4 | Легкая атлетика | 42 | 33 | 33 |
1.5 | Лыжная подготовка | 36 | - | - |
1.6 | Элементы единоборств | 18 | 9 | 9 |
2 | Вариативная часть | 30 | - | - |
2.1 | Связанный с региональными и национальными особенностями | 18 | - | - |
2.2. | По выбору учителя, учащихся, определяется самой школой, по углубленному изучению одного или нескольких видов спорта | 12 | - | - |
Общая характеристика учебного предмета
Предметом обучения физической культуре в основной школе является двигательная активность человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определённые двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность.
Важнейшим требованием проведения современного урока по физической культуре является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся с учётом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств и качеств, соблюдения гигиенических норм.
Понятийная база и содержание курса основаны на положениях нормативно-правовых актов Российской Федерации, в том числе:
требований к результатам освоения образовательной программы основного общего образования, представленной в Федеральном государственном стандарте основного общего образования;
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина;
Закона «Об образовании»;
Федерального закона «О физической культуре и спорте»;
Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.;
примерной программы основного общего образования;
Содержание программного материала состоит из двух основных частей: базовой и вариативной. Освоение базовых основ физической культуры объективно необходимо и обязательно для каждого ученика. Без базового компонента невозможна успешная адаптация к жизни в человеческом обществе и эффективное осуществление трудовой деятельности. Базовый компонент составляет основу общегосударственного стандарта общеобразовательной подготовки в сфере физической культуры и не зависит от региональных, национальных и индивидуальных особенностей ученика.
Изучение предмета физическая культура осуществляется на основе преемственности. С первого класса учащиеся обучается по предметной линии учебников В.И. Ляха.
Место предмета в учебном плане
Курс «Физическая культура» изучается в 10-11 классах из расчёта 3 ч в неделю: в 10 классе - 102 ч, в 11 классе - 102 ч. Третий час на преподавание учебного предмета «Физическая культура» был введён приказом Минобрнауки от 30 августа 2010 г. № 889. В приказе было указано: «Третий час учебного предмета «Физическая культура» использовать на увеличение двигательной активности и развитие физических качеств обучающихся, внедрение современных систем физического воспитания».
Рабочая программа рассчитана на 204 ч на два года обучения (по 3 ч в неделю).
4. Содержание учебного предмета
4.1. Спортивные игры
В X–XI классах продолжается углублённое изучение волейбола и баскетбола, закрепляются и совершенствуются ранее освоенные элементы техники перемещений, остановок, поворотов, владения мячом (ловля, передачи, броски и др.), защитных действий, усложняется набор технико-тактических взаимодействий в нападении и защите. Одновременно с техническим и тактическим совершенствованием продолжается процесс разностороннего развития координационных и кондиционных способностей, психических процессов, воспитание нравственных и волевых качеств. С X класса увеличивается значимость и удельный вес упражнений сопряжённого воздействия на технику, тактику, развитие способностей. Этому же способствует использование игрового и соревновательного методов
Наряду с совершенствованием ранее усвоенных приёмов и взаимодействий в X–XI классах продолжается овладение более сложными приёмами техники игры, групповыми и командными тактическими действиями.
В процессе занятий рекомендуется больше использовать индивидуальные и дополнительные задания с целью устранения отдельных недостатков в технике владения основными игровыми приёмами, при развитии тех или иных двигательных способностей. Среди способов организации учащихся на занятиях целесообразно чаще применять метод круговой тренировки, включая на станциях упражнения с мячом, направленные на развитие конкретных координационных и кондиционных способностей, совершенствование техники основных приёмов игры.
В занятиях с учащимися X–XI классов увеличивается удельный вес игровых заданий и форм, направленных на овладение игрой и комплексное развитие психомоторных способностей. Вместе с тем к командным тактическим действиям рекомендуется приступать тогда, когда учащиеся хорошо овладеют групповыми взаимодействиями.
4.2. Гимнастика с элементами акробатики
На занятия гимнастикой с элементами акробатики в X–XI классах отводится значительное количество учебного времени. В старших классах продолжается более углублённое изучение и совершенствование техники гимнастических упражнений: в акробатике, общеразвивающих и строевых упражнениях. Вместе с тем в программный материал включены для освоения новые гимнастические упражнения.
На занятиях с юношами используются новые общеразвивающие упражнения силовой направленности (с гирями, гантелями, штангой, на гимнастической стенке, скамейке и тренажёрах); в занятиях с девушками — более сложные упражнения с предметами (булавами, скакалкой, обручем, мячом) и комбинации этих упражнений.
Большей координационной сложностью отмечаются общеразвивающие упражнения без предметов. Это достигается путём соединения различных движений и положений рук, ног, туловища с упражнениями в равновесии, ходьбой, бегом, прыжками, акробатическими упражнениями, объединёнными в различные комбинации.
Гимнастические упражнения, включённые в программу старших классов, направлены прежде всего на развитие силы, силовой и скоростной выносливости различных групп мышц. В этом плане их отличает большая избирательная направленность. Материал программы включает также большой набор упражнений, влияющих на развитие различных координационных способностей и гибкости.
Гимнастические упражнения для юношей имеют большое прикладное значение для подготовки их к будущей трудовой деятельности и службе в армии. Материал для девушек содержит упражнения для воспитания грациозности, красоты движений, способствует развитию мышечных групп, играющих большую роль в выполнении функции материнства.
Во время уроков учитель должен обращать внимание учащихся на большие возможности гимнастических упражнений не только для развития двигательных способностей, но и для воспитания волевых качеств, формирования красивой осанки, фигуры, походки. В этих целях он сообщает необходимые сведения о влиянии гимнастических упражнений и об особенностях методики самостоятельных занятий.
Для совершенствования строевых упражнений применяются повороты в движении кругом, перестроение из колонны по одному в колонну по два, по четыре, по восемь в движении; для совершенствования общеразвивающих упражнений без предметов — комбинации из различных положений и движений рук, ног, туловища на месте и в движении.
Освоение и совершенствование акробатических упражнений с юношами проводится с применением следующих упражнений: длинный кувырок через препятствие на высоте до 90 см; стойка на руках с помощью; кувырок назад через стойку на руках с помощью; переворот боком; прыжки в глубину (высота 150–180 см); комбинации из ранее освоенных элементов. При занятиях с девушками рекомендуем сед углом; стоя на коленях наклон назад; стойка на лопатках; комбинации из ранее освоенных элементов.
Для развития координационных способностей учащихся старших классов применяются: комбинации общеразвивающих упражнений без предметов и с предметами; различные способы ходьбы, бега, прыжков, вращений, акробатических упражнений; упражнения с гимнастической скамейкой, на гимнастическом бревне, гимнастической стенке, гимнастических снарядах; акробатические упражнения, упражнения на батуте, подкидном мостике, прыжки в глубину с вращениями; эстафеты, игры, полосы препятствий с использованием гимнастического инвентаря и упражнений; ритмическая гимнастика.
Большое внимание на уроках гимнастики с элементами акробатики с учащимися старшего возраста уделяется развитию двигательных способностей. Для развития силовых способностей и силовой выносливости у юношей целесообразно применять лазание по двум канатам без помощи ног и по одному канату с помощью ног на скорость, лазание по шесту, гимнастической лестнице, стенке без помощи ног; подтягивания; упражнения в висах и упорах, со штангой, с гирей, гантелями, набивными мячами. Для девушек круг таких упражнений значительно меньше. Это могут быть упражнения в висах и упорах, общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами, упражнения в парах.
Скоростно-силовые способности учащихся обоего пола можно развивать, применяя опорные прыжки, прыжки со скакалкой, метания набивного мяча. Гибкость развивают с помощью общеразвивающих упражнений с повышенной амплитудой для различных суставов, упражнений с партнёром, акробатических упражнений, на гимнастической стенке, с предметами.
Учащиеся должны овладеть знаниями: об основах биомеханики гимнастических упражнений; о влиянии их на телосложение, воспитание волевых качеств; об особенностях методики занятий с младшими учащимися; о технике безопасности при занятиях гимнастикой; об оказании первой помощи при травмах.
Для овладения организаторскими способностями целесообразно привлекать старшеклассников к выполнению обязанностей помощника судьи и инструктора, проведению занятий с младшими учащимися.
Для самостоятельных занятий им можно рекомендовать программы тренировок с использованием гимнастических снарядов и упражнений. Учащиеся должны овладеть навыками самоконтроля при занятиях гимнастическими упражнениями. Кроме этого, для самостоятельных занятий старшим учащимся можно рекомендовать и другие упражнения для развития двигательных способностей.
4.3. Лёгкая атлетика
На уроках лёгкой атлетики в X–XI классах продолжается работа по совершенствованию техники спринтерского и длительного бега, прыжков в длину и высоту с разбега, метаний. Усиливается акцент на дальнейшее развитие кондиционных (выносливости, скоростно-силовых, скоростных) и координационных способностей (ориентирование в пространстве, ритм, способность к согласованию движений и реакции, точность дифференцирования основных параметров движений). Увеличивается процент упражнений, сопряжённо воздействующих на совершенствование техники и развитие кондиционных и координационных способностей. Уроки в значительной мере приобретают черты тренировки.
По сравнению с основной школой увеличивается длина спринтерских дистанций, время длительного бега, длина разбега и способы в прыжках и метаниях. С юношами и девушками продолжается углублённое изучение освоенных в VIII–IX классах различных спортивных способов прыжков. При наличии условий и обеспечении техники безопасности допустимо ознакомление старшеклассников с техникой и других видов лёгкой атлетики.
Для обеспечения большей прикладности, разностороннего воздействия на кондиционные и координационные способности рекомендуется чаще проводить занятия на местности, в условиях преодоления естественных и искусственных препятствий. Такие занятия на открытом воздухе обеспечивают выраженный оздоровительный эффект, способствуют закаливанию организма, укреплению здоровья.
На уроках лёгкой атлетики следует создавать условия для воспитания у учащихся стремления к объективной оценке своих возможностей, самоопределению и самосовершенствованию. Выполнение трудных, но посильных заданий по развитию физических способностей, особенно выносливости, создаёт благоприятные условия для воспитания нравственных и волевых качеств.
Учителю следует давать учащимся знания и вырабатывать у них умения творчески применять освоенные на уроках легкоатлетические упражнения в беге, прыжках и метаниях во время самостоятельных тренировок, внеклассных занятий в школе и дома. В занятиях с юношами следует предусмотреть необходимость использования материала по лёгкой атлетике для подготовки их к службе в армии.
4.4. Элементы единоборств
В X–XI классах учащиеся должны закрепить ранее освоенные, а также изучить новые приёмы борьбы лёжа и стоя. Результатом обучения и критерием обученности является умение вести учебную схватку. Как и в VIII–IX классах, следует широко применять материал по видам единоборств, для разностороннего развития координационных (ориентирование в пространстве, быстрота реагирования и перестроения двигательных действий, равновесие, вестибулярная устойчивость, способность к произвольному расслаблению мышц, дифференцирование силовых параметров движения) и кондиционных способностей (силовых, силовой выносливости, скоростно-силовых). В этот период усиливается сопряжённое совершенствование сложной техники единоборств и развитие соответствующих координационных и кондиционных способностей.
Для освоения программного материала можно отводить время всего урока или включать элементы единоборств при прохождении материала других разделов, прежде всего гимнастики. Учитывая ограниченность времени, выделяемого на базовую часть для глубокого освоения этого вида, следует использовать часы вариативной части, а также внеклассные и самостоятельные занятия. Наряду с юношами раздел единоборств могут осваивать и девушки, проявившие к этому интерес.
5. Тематическое планирование
| Основная направленность | Содержание | часы |
| Спортивные игры | 84 |
| Баскетбол | 36 |
| На совершенствование передвижений, остановок, поворотов, стоек ловли и передач мяча | Комбинации из освоенных элементов техники передвижений Варианты ловли и передач мяча без сопротивления и с сопротивлением защитника (в различных построениях). Передача мяча одной рукой снизу, передача мяча одной рукой сбоку. | 12 |
| На совершенствование техники ведения мяча | Варианты ведения мяча без сопротивления и с сопротивлением защитника | 6 |
| На совершенствование техники бросков мяча | Варианты бросков мяча без сопротивления и с сопротивлением защитника. Броски мяча в корзину со средних и дальних дистанций. Штрафной бросок. | 10 |
| На овладение игрой и комплексное развитие психомоторных способностей и совершенствование тактики и техники игры | Действия против игрока без мяча и с мячом (вырывание, выбивание, перехват, накрывание) Индивидуальные, групповые и командные тактические действия в нападении и защите Игра по правилам | 8 |
| Волейбол | 48 |
| На совершенствование техники передвижений приема и передач мяча | Комбинации из освоенных элементов техники передвижений Варианты техники приема и передач мяча. Прием мяча сверху (снизу) двумя руками с падением-перекатом на спину. | 12 |
| На совершенствование техники подач мяча | Варианты подач мяча. Верхняя прямая подача (с вращением мяча и без вращения мяча (планирующая)) | 8 |
| На совершенствование техники нападающего удара и защитных действий | Варианты нападающего удара через сетку. Нападающий удар с переводом. Варианты блокирования нападающих ударов (одиночное и вдвоем), страховка | 16 |
| На овладение игрой и комплексное развитие психомоторных способностей и совершенствование тактики игры | Индивидуальные, групповые и командные тактические действия в нападении и защите | 12 |
| На совершенствование координационных способностей (ориентирование в пространстве, быстрота перестроения двигательных действий и реакций, дифференцирование силовых, пространственных и временных параметров движений, способностей к согласованию и ритму) | Упражнения на овладение и совершенствование в технике перемещений и владения мячом, метания в цель различными мячами, жонглирование (индивидуально, в парах, у стенки), упражнения на быстроту и точность реакций, прыжки в заданном ритме; комбинации из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом, выполняемые также в сочетании с акробатическими упражнениями и др.; варианты круговой тренировки, комбинированные упражнения и эстафеты с разнообразными предметами (мячами, шайбой, теннисными ракетками, бадминтонной ракеткой, воздушными шарами). Подвижные игры с мячом, приближенные к спортивным | |
| На развитие выносливости | Всевозможные эстафеты, круговая тренировка, подвижные игры, двусторонние игры и игровые задания с акцентом на анаэробный или аэробный механизм длительностью от 20 с до 18 мин | |
| На развитие скоростных и скоростно-силовых способностей | Бег с ускорением, изменением направления, темпа, ритма, из различных положений на расстояние от 10 до 25 м, ведение мяча в разных стойках, с максимальной частотой 10—13 с, подвижные игры и эстафеты с мячом в сочетании с прыжками, метаниями и бросками мячей разного веса в цель и на дальность | |
| На знания о физической культуре | Терминология избранной спортивной игры, техника владения мячом, техника перемещений, индивидуальные, групповые и командные атакующие и защитные тактические действия. Влияние игровых упражнений на развитие координационных и кондиционных способностей, психические процессы, воспитание нравственных и волевых качеств. Правила игры. Техника безопасности при занятиях спортивными играми | В процессе урока |
| На овладение организаторскими умениями | Организация и проведение спортивной игры с учащимися младших классов и сверстниками, судейство и комплектование команды, подготовка мест для проведения занятий |
| Гимнастика | 36 |
| | юноши | девушки | |
| На освоение и совершенствование висов и упоров | Пройденный в предыдущих классах материал. Подъем в упор силой; вис согнувшись, прогнувшись, сзади; угол в упоре, Подъем переворотом, подъем разгибом до седа ноги врозь, соскок махом назад. Стойка на руках (юноши). | | 8 |
| На освоение и совершенствование опорных прыжков | Прыжок ноги врозь через коня в длину высота 115-120 см (10 класс), 120-125 см (11 класс) | Прыжок углом с косого разбега с толчком одной ногой (конь в ширину, высота 110 см) | 8 |
| На освоение и совершенствование акробатических упражнений | Длинный кувырок через препятствие на высоте до 90 см; стойка на руках с помощью; кувырок назад через стойку на руках с помощью. Переворот боком; прыжки в глубину, высота 150—180 см. | Сед углом; стоя на коленях наклон назад; стойка на лопатках. Комбинации из ранее освоенных элементов | 14 |
| Комбинации из ранее освоенных элементов |
| На развитие координационных способностей | Комбинации общеразвивающих упражнений без предметов и с предметами; то же с различными способами ходьбы, бега, прыжков, вращений, акробатических упражнений. Упражнения с гимнастической скамейкой, на гимнастическом бревне, на гимнастической стенке, гимнастических снарядах. Акробатические упражнения. Упражнения на батуте, подкидном мостике, прыжки в глубину с вращениями. Эстафеты, игры, полосы препятствий с использованием гимнастического инвентаря и упражнений. Ритмическая гимнастика | 6 |
| На развитие силовых способностей и силовой выносливости | Лазанье по двум канатам без помощи ног и по одному канату с помощью ног на скорость. Подтягивания. Упражнения в висах и упорах, со штангой, гирей, гантелями, набивными мячами | Упражнения в висах и упорах, общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами, в парах | |
| На развитие скоростно-силовых способностей | Опорные прыжки, прыжки со скакалкой, метания набивного мяча | |
| На развитие гибкости | Общеразвивающие упражнения с повышенной амплитудой для различных суставов. Упражнения с партнером, акробатические, на гимнастической стенке, с предметами | |
| На знания о физической культуре | Основы биомеханики гимнастических упражнений. Их влияние на телосложение, воспитание волевых качеств. Особенности методики занятий с младшими школьниками. Техника безопасности при занятиях гимнастикой. Оказание первой помощи при травмах | В процессе урока |
| На овладение организаторскими умениями | Выполнение обязанностей помощника судьи и инструктора. Проведение занятий с младшими школьниками |
| Легкая атлетика | 66 |
| На совершенствование техники спринтерского бега | Высокий и низкий старт до 40 м. Стартовый разгон. Бег на результат на 60 и 100 м. Эстафетный бег | 20 |
| На совершенствование техники длительного бега | Бег в равномерном и переменном темпе 20—25 мин. Бег на 3000м | Бег в равномерном и переменном темпе 15—20 мин. Бег на 2000м | 16 |
| На совершенствование техники прыжка в длину с разбега | Прыжки в длину с 13-15 шагов разбега | 10 |
| На совершенствование техники прыжка в высоту с разбега | Прыжки в высоту с 9-11 шагов разбега | 6 |
| На совершенствование техники метания в цель и на дальность | Метание мяча 150 г с 4—5 бросковых шагов с полного разбега на дальность; в горизонтальную и вертикальную цель (1x1 м) с расстояния до 20 м. Метание гранаты 500-700 г с места на дальность, с колена, лежа; с 4—5 бросковых шагов с укороченного и полного разбега на дальность; в горизонтальную цель (2X2 м) с расстояния 12—15 м, Бросок набивного мяча (3 кг) двумя руками из различных исходных положений с места, с одного -четырех шагов вперед-вверх на дальность и заданное расстояние | Метание теннисного мяча и мяча 150 г с места на дальность, с 4—5 бросковых шагов с укороченного и полного разбега на дальность; в горизонтальную и вертикальную цель (1X1 м) с расстояния 12—14 м. Метание гранаты 300—500 г с места на дальность, с 4—5 бросковых шагов с укороченного и полного разбега на дальность Бросок набивного мяча (2 кг) двумя руками из различных исходных положений с места, с одного — четырех шагов вперед-вверх на дальность и заданное расстояние | 14 |
| На развитие выносливости | Длительный бег до 25 мин, кросс, бег с препятствиями, группой, эстафеты, круговая тренировка. | Длительный бег до 20 мин | |
| На развитие скоростно-силовых способностей | Прыжки и многоскоки, метания в цель и на дальность разных снарядов из разных и. п., набивных мячей, круговая тренировка | |
| На развитие скоростных способностей | Эстафеты, старты из различных и. п., бег с ускорением, с максимальной скоростью, изменением темпа и ритма шагов | |
| На развитие координационных способностей | Варианты челночного бега, бега с изменением направления, скорости, способа перемещения; бег с преодолением препятствий и на местности; барьерный бег; прыжки через препятствия и на точность приземления; метание различных предметов из различных и. п. в цель и на дальность обеими руками | |
| На знания о физической культуре | Биомеханические основы техники бега, прыжков и метаний. Основные механизмы энергообеспечения легкоатлетических упражнений. Виды соревнований по легкой атлетике и рекорды. Дозирование нагрузки при занятиях бегом, прыжками и метанием. Прикладное значение легкоатлетических упражнений. Техника безопасности при занятиях легкой атлетикой. Доврачебная помощь при травмах. Правила соревнований | В процессе урока |
| На совершенствование организаторских умений | Выполнение обязанностей судьи по видам легкоатлетических соревнований и инструктора в занятиях с младшими школьниками | В процессе урока |
Элементы единоборств | 9 |
На развитие координационных способностей | Пройденный материал по приемам единоборства, подвижные игры типа «Сила и ловкость», «Борьба всадников», «Борьба двое против двоих» и т. д. | |
На развитие силовых способностей и силовой выносливости | Силовые упражнения и единоборства в парах | |
На знания о физической культуре | Самостоятельная разминка перед поединком. Правила соревнований по одному из видов единоборств. Влияние занятий единоборствами на развитие нравственных и волевых качеств. Техника безопасности. Гигиена борца | |
На освоение организаторских умений | Умение судить учебную схватку одного из видов единоборств | |
Учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Физическая культура
Для отражения количественных показателей в требованиях используется следующая система обозначений:
Д — демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев);
К — комплект (из расчета на каждого учащегося исходя из реальной наполняемости класса);
Г — комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих несколько учащихся.
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического оснащения | Необходимое количество | Примечание |
Основная школа |
1 | Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) |
1.1 | Стандарт основного общего образования по физической культуре | 1 | Стандарт по физической культуре, примерные программы, авторские рабочие программы входят в состав обязательного программно-методического обеспечения кабинета по физической культуре (спортивного зала) |
1.2 | Примерная программа по физической культуре среднего (полного) общего образования | 1 |
1.3 | Авторские рабочие программы по физической культуре | 1 |
1.4 | Учебник по физической культуре | 30 | В библиотечный фонд входят комплекты учебников, рекомендованных или допущенных Министерством образования и науки Российской Федерации |
1.5 | Научно-популярная и художественная литература по физической культуре, спорту, олимпийскому движению | Д | В составе библиотечного фонда |
1.6 | Методические издания по физической культуре для учителей | Д | Методические пособия и рекомендации, журнал «Физическая культура в школе» |
2 | Демонстрационные печатные пособия |
2.1 | Таблицы по стандартам физического развития и физической подготовленности | 1 | |
3 | Экранно-звуковые пособия |
4 | Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование |
4.1 | Щит баскетбольный игровой | 2 | |
4.2 | Стенка гимнастическая | 4 | |
4.3 | Скамейки гимнастические | 15 | |
4.5 | Стойки волейбольные | 2 | |
4.6 | Ворота, трансформируемые для гандбола и мини-футбола | 2 | |
4.7 | Бревно гимнастическое напольное | 1 | |
4.8 | Перекладина гимнастическая пристенная | 1 | |
4.9 | Канат для лазания | 4 | |
4.10 | Обручи гимнастические | 15 | |
4.11 | Комплект матов гимнастических | 15 | |
4.12 | Перекладина навесная универсальная | 1 | |
4.13 | Набор для подвижных игр | 1 | |
4.14 | Аптечка медицинская | 1 | |
4.15 | Спортивный туризм (палатки, рюкзаки, спальные мешки и др.) | 15 | |
4.16 | Стол для настольного тенниса | 2 | |
4.17 | Комплект для настольного тенниса | 2 | |
4.18 | Мячи футбольные | 10 | |
4.19 | Мячи баскетбольные | 10 | |
4.20 | Мячи волейбольные | 15 | |
4.21 | Сетка волейбольная | 2 | |
4.22 | Оборудование полосы препятствий | 1 | |
5 | Спортивные залы (кабинеты) |
5.1 | Спортивный зал игровой (гимнастический) | | С раздевалками для мальчиков и девочек |
5.2 | Кабинет учителя | 1 | Включает в себя: рабочий стол, стулья, сейф, шкафы книжные (полки), шкаф для одежды |
5.3 | Подсобное помещение для хранения инвентаря и оборудования | 1 | Включает в себя стеллажи, контейнеры |
6 | Пришкольный стадион (площадка) |
6.1 | Легкоатлетическая дорожка | Д | |
6.2 | Сектор для прыжков в длину | Д | |
6.3 | Игровое поле для футбола (мини-футбола) | Д | |
6.4 | Гимнастический городок | Д | |
6.5 | Полоса препятствий | Д | |
7. Планируемые результаты изучения учебного предмета
В результате освоения Обязательного минимума содержания учебного предмета «физическая культура» учащиеся по окончании средней школы должны достигнуть следующего уровня развития физической культуры.
роль и значение физической культуры в развитии общества и человека, цели и принципы современного олимпийского движения, его роль и значение в современном мире, влияние на развитие массовой физической культуры и спорта высших достижений;
роль и значение занятий физической культурой в укреплении здоровья человека, профилактике вредных привычек, ведении здорового образа жизни.
индивидуальные особенности физического и психического развития и их связь с регулярными занятиями физическими упражнениями;
особенности функционирования основных органов и структур организма во время занятий физическими упражнениями, особенности планирования индивидуальных занятий физическими упражнениями различной направленности и контроля их эффективности;
особенности организации и проведения индивидуальных занятий физическими упражнениями общей;
особенности обучения и самообучения двигательным действиям, особенности развития физических способностей на занятиях физической культурой;
особенности форм урочных и внеурочных занятий физическими упражнениями, основы их структуры, содержания и направленности;
особенности содержания и направленности различных систем физических упражнений, их оздоровительную и развивающую эффективность.
личной гигиены и закаливания организма;
организации и проведения самостоятельных и самодеятельных форм занятий физическими упражнениями и спортом;
культуры поведения и взаимодействия во время коллективных занятий и соревнований;
профилактики травматизма и оказания первой помощи при травмах и ушибах;
экипировки и использования спортивного инвентаря на занятиях физической культурой.
самостоятельные занятия физическими упражнениями с общей профессионально-прикладной и оздоровительно-корригирующей направленностью;
контроль за индивидуальным физическим развитием и физической подготовленностью, физической работоспособностью, осанкой;
приемы страховки и самостраховки во время занятий физическими упражнениями, приемы оказания первой помощи при травмах и ушибах;
приемы массажа и самомассажа;
занятия физической культурой и спортивные соревнования с учащимися младших классов;
судейство соревнований по одному из видов спорта.
уровни индивидуального физического развития и двигательной подготовленности;
эффективность занятий физическими упражнениями, функциональное состояние организма и физическую работоспособность;
дозировку физической нагрузки и направленность воздействий физических упражнений.
В метаниях на дальность и на меткость: метать различные по массе и форме снаряды (гранату, утяжеленные малые мячи, резиновые палки и др.) с места и с полного разбега (12—15 м) с использованием четырехшажного варианта бросковых шагов; метать различные по массе и форме снаряды в горизонтальную цель 2,5x2,5 м с 10—12 м (девушки) и 15—25 м (юноши); метать теннисный мяч в вертикальную цель 1X1 м с 10 м (девушки) и с 15—20 м (юноши).
В гимнастических и акробатических упражнениях: выполнять опорный прыжок ноги врозь через коня в длину высотой 115—125 см (юноши); выполнять комбинацию из отдельных элементов со скакалкой, обручем или лентой (девушки); выполнять акробатическую комбинацию из пяти элементов, включающую длинный кувырок через препятствие на высоте до 90 см, стойку на руках, переворот боком и другие ранее освоенные элементы (юноши), и комбинацию из пяти ранее освоенных элементов (девушки); лазать по двум канатам без помощи ног и по одному канату с помощью ног на скорость (юноши); выполнять комплекс вольных упражнений (девушки).
В единоборствах: проводить учебную схватку в одном из видов единоборств (юноши).
В спортивных играх: демонстрировать и применять в игре или в процессе выполнения специально созданного комплексного упражнения основные технико-тактические действия одной из спортивных игр.
Физическая подготовленность: соответствовать, как минимум, среднему уровню показателей развития физических способностей, с учетом региональных условий и индивидуальных возможностей учащихся.
Способы физкультурно-оздоровительной деятельности: использовать различные виды физических упражнений с целью самосовершенствования, организации досуга и здорового образа жизни; осуществлять коррекцию недостатков физического развития; проводить самоконтроль и саморегуляцию физических и психических состояний.
Способы спортивной деятельности: участвовать в соревновании по легкоатлетическому четырехборью: бег 100 м, прыжок в длину или высоту, метание мяча, бег на выносливость; осуществлять соревновательную деятельность по одному из видов спорта.
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
методического объединения
учителей физической культуры
от «___» августа 2017 № 1
____________
подпись руководителя МО
СОГЛАСОВАНО
заместитель директора по УВР
___________________________
« » августа 2017г.