СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по факультативному занятию "Наглядная геометрия"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель данного курса — формирование представления о прикладных возможностях математики, ее месте в общечеловеческой культуре, а также о практической значимости геометрических знаний.

Задачи:

Обучающие:

  • формировать умение использовать различные технические приемы при работе с бумагой;
  • усвоение определенной системы геометрических знаний посредством моделирования и исследования реальных ситуаций;
  • отрабатывать практические навыки работы с инструментами.

 Развивающие:

  • развивать образное и пространственное мышление, фантазию ребенка;
  • развивать внимание, память, логическое, абстрактное и  аналитическое мышление и самоанализ;
  • развитие мелкой моторики рук и глазомера;
  • развитие творческих способностей.

Воспитательные:

  • формировать коммуникативную культуру, внимание и уважение к людям, терпимость к чужому мнению, умение работать в группе;
  • осуществлять трудовое и эстетическое воспитание школьников.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по факультативному занятию "Наглядная геометрия"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №3»


Согласовано

Руководитель МО

______________ ФИО

Протокол № ______

от «____»_______2014 г.

Согласовано

Заместитель директора

по УВР

_____________ ФИО

Протокол № ______

«___»_________2014 г.

Утверждаю:

Директор

МБОУ «Гимназия №3»

_______ А.В. Чикалов

Приказ № _______

от «___»_______2014г.







Рабочая программа

по факультативному занятию «Наглядная геометрия»

для обучающихся 3 «Г» класса





Сроки реализации программы: 2014-2015 учебный год















Разработчик: Першина Л.Б.,

учитель начальных классов










г. Рубцовск, 2014




Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку для 3 класса составлена на основе:

  • ФГОС НОО;

  • ООП ООО МБОУ «Гимназии № 3»;

  • Федерального перечня учебников;

  • Авторской программы учебного предмета;

  • Оценочных и методических материалов из авторского УМК;

  • Учебного плана МБОУ «Гимназия № 3» на 2014/15 учебный год;

  • Положения о рабочей программе МБОУ «Гимназия № 3»

  • Годового календарного графика;

Цель данного курса — формирование представления о прикладных возможностях математики, ее месте в общечеловеческой культуре, а также о практической значимости геометрических знаний.

Задачи:

Обучающие:

  • формировать умение использовать различные технические приемы при работе с бумагой;

  • усвоение определенной системы геометрических знаний посредством моделирования и исследования реальных ситуаций;

  • отрабатывать практические навыки работы с инструментами.

Развивающие:

  • развивать образное и пространственное мышление, фантазию ребенка;

  • развивать внимание, память, логическое, абстрактное и аналитическое мышление и самоанализ;

  • развитие мелкой моторики рук и глазомера;

  • развитие творческих способностей.

Воспитательные:

  • формировать коммуникативную культуру, внимание и уважение к людям, терпимость к чужому мнению, умение работать в группе;

  • осуществлять трудовое и эстетическое воспитание школьников.


Работа по данному курсу обеспечивается УМК «Гармония»:

Для учителя

Методические рекомендации к тетрадям «Наглядная геометрия» 1,2,3,4 класс/Авторы: Н.Б.Истомина, З.Б.Редько; Смоленск «Ассоциация XXI век», 2011 г.

Тетрадь «Наглядная Геометрия» для 3 класса/Авторы: Н.Б.Истомина, З.Б.Редько; Смоленск «Ассоциация XXI век», 2013 г.

Для обучающихся:

Тетрадь «Наглядная Геометрия» для 3 класса/Авторы: Н.Б.Истомина, З.Б.Редько; Смоленск «Ассоциация XXI век», 2013 г.


Выбор комплекса обусловлен тем, что данный факультативный курс расширяет содержание геометрических понятий, представление о которых должно быть сформировано у младших школьников. Данный дополнительный курс ставит перед собой задачу формирования интереса к предмету геометрии, подготовку дальнейшего углубленного изучения геометрических понятий. Разрезание на части различных фигур, составление из полученных частей новых фигур помогают уяснить инвариантность площади и развить комбинаторные способности. Большое внимание при этом уделяется развитию речи и практических навыков черчения. Дети самостоятельно проверяют истинность высказываний, составляют различные построения из заданных фигур, выполняют действия по образцу, сравнивают, делают выводы.

На факультативное занятие «Наглядная геометрия» для 3 класса учебным планом начального общего образования отводится 35 часов (1 час в неделю; 35 учебных недели).

С учётом графика школьных каникул (учебный год заканчивается 31 мая), резервные часы будут использованы на углубление знаний по каждому разделу.

Основные формы и методы работы:

В процессе занятий используются различные формы занятий:

  • традиционные,

  • творческие и практические занятия;

  • индивидуальная деятельность;

различные методы обучения:

  • словесный (устное изложение, беседа, рассказ);

  • наглядный (иллюстрации, наблюдение, показ педагогом, работа по образцу);

  • практический (учащиеся не только воспринимают и усваивают готовую информацию, но и участвуют в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом).


Принципы, лежащие в основе программы:

  • доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);

  • наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов).

  • демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);

  • научности (обоснованность, наличие теоретической основы).

  • «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных работ).




Краткая характеристика содержания курса

«Наглядная геометрия» для 3 класса



  1. Кривые и плоские поверхности.

Продолжается работа, начатая в первом и втором классах.

  1. Пересечение фигур.

Формируются представления о пересечении фигур на плоскости и в пространстве; совершенствуются умения читать графическую информацию и конструировать геометрические фигуры.

  1. Шар. Сфера. Круг. Окружность.

Формируются представления о круге как сечении шара, об окружности как границе круга, о взаимном расположении окружности и круга на плоскости.











Тематическое поурочное планирование


Тема занятия

Элементы содержания занятия

Дата

Коррекция

Характеристика деятельности обучающихся

Информационные ресурсы

Учебное оборудование


Кривые и плоские поверхности (4 ч).

Формируемые УУД:

Личностные

Устанавливать связь между целью деятельности и её результатом. Определять общие для всех правила поведения. Уметь осознанно и внимательно читать задания.

Регулятивные

Работать по предложенному плану, инструкции. Определять и формулировать цель деятельности на уроке. Проговаривать последовательность действий на уроке. Высказывать своё предположение на основе учебного материала. Отличать верно выполненное задание от неверного. Осуществлять самоконтроль. Совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке. Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.

Познавательные

Различать плоские и кривые поверхности, находить их в окружающей среде. Находить и различать видимые и невидимые поверхности многогранника, учиться их обозначать.

Коммуникативные

Слушать и понимать речь других. Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Допускать возможность различных точек зрения, стремиться понимать позицию собеседника.

1-2

Повторение. Плоская и кривая поверхность.

№1–5

02.09.

09.09.


Проверка сформированности представлений о плоских и кривых поверхностях.

ЭОР


3

Видимые и невидимые поверхности.

№ 6

16.09.


Формировать представления о видимых и невидимых поверхностях геометрических тел и учить распознавать видимые плоские поверхности на изображениях.

ЭОР


4

Видимые и невидимые поверхности многогранника.


№ 7–8

9, 10

23.09



Формировать у учащихся представления о видимых и невидимых элементах многогранника и учить распознавать их на изображениях.



Пересечение фигур (15 ч).

Формируемые УУД:

Личностные

Устанавливать связь между целью деятельности и её результатом. Определять общие для всех правила поведения. Уметь осознанно и внимательно читать задания.

Регулятивные

Работать по предложенному плану, инструкции. Определять и формулировать цель деятельности на уроке. Проговаривать последовательность действий на уроке. Высказывать своё предположение на основе учебного материала. Отличать верно выполненное задание от неверного. Осуществлять самоконтроль. Совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке. Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.

Познавательные

Формировать умение находить пересечение фигур на чертеже; умение строить пересечение геометрических фигур; умение находить фигуры одинаковой площади.

Коммуникативные

Слушать и понимать речь других. Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Допускать возможность различных точек зрения, стремиться понимать позицию собеседника.


5

Пересечение геометрических фигур

№ 11, 12,13

30.09.


Формировать представления о пересечении геометрических фигур.

ЭОР


6

Пересечение плоской поверхности с многогранником.

№ 14, 18,16

07.10


Формировать умения читать графическую информацию и определять плоскую фигуру, являющуюся пересечением граней многогранника.

ЭОР

Наглядные фигуры

7-8

Пересечение прямой и куба.

№ 15,17

14.10.

21.10.


Познакомить младших школьников со случаями пересечения прямой и куба.

ЭОР

Наглядные фигуры

9

Пересечение лучей

№ 19

28.10.


Уточнить и расширить представления о пересечении лучей.

ЭОР


10-11

Пересечение геометрических фигур

№ 20,21

11.11.

18.11


Расширить и уточнить представления о пересечении геометрических фигур, о многограннике и его элементах.

ЭОР

Наглядные фигуры

12

Пересечение отрезков

№ 22, 24

25.11.


Расширить и уточнить имеющиеся представления о пересечении отрезков.

ЭОР


13

Пересечение углов.

№ 23

02.12


Расширить и уточнить имеющиеся представления о пересечении углов.

ЭОР

Угольник, мел, карандаш

14-15

Конструирование многоугольника

№ 25,26

09.12

16.12


Формировать у учащихся умение разбивать многоугольник на треугольники с помощью отрезков и ломаной.

ЭОР

Угольник, мел, карандаш

16-17

Строим пересечение фигур на плоскости

№ 27

23.12

13.01


Продолжить формировать умение читать графическую информацию и находить (строить) пересечение геометрических фигур на плоскости.

ЭОР

Угольник, мел, карандаш

18-19

Фигуры одинаковой площади.

№ 28, 29

20.01

27.01


Формировать умение составлять из данного многоугольника фигуры одинаковой площади.

ЭОР


Шар. Сфера. Круг. Окружность (9 ч).

Формируемые УУД:

Личностные

Устанавливать связь между целью деятельности и её результатом. Определять общие для всех правила поведения. Уметь осознанно и внимательно читать задания.

Регулятивные

Работать по предложенному плану, инструкции. Определять и формулировать цель деятельности на уроке. Проговаривать последовательность действий на уроке. Высказывать своё предположение на основе учебного материала. Отличать верно выполненное задание от неверного. Осуществлять самоконтроль. Совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке. Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.

Познавательные

Дать представление и понятие о таких геометрических фигурах и явлениях: шар, сфера, круг, окружность. Формировать умение различать геометрические фигуры. Формировать умение правильного построения окружности.

Коммуникативные

Слушать и понимать речь других. Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Допускать возможность различных точек зрения, стремиться понимать позицию собеседника.


20


Шар и круг.


№ 30–33

03.02


Формировать представления о шаре и о круге как сечении шара

ЭОР


21

Окружность

№ 34, 35

10.02


Формировать представления об окружности как о границе круга.

ЭОР


22-23

Окружность и круг.

№ 36, 37

17.02

24.02


Формировать представления о взаимном расположении окружности и круга.

ЭОР


24

Радиус окружности

№ 38, 39

03.03.


Формировать представления о радиусе окружности.

ЭОР

Угольник, мел, карандаш

25-26

Из чего состоят геометрические объекты.

№ 40, 41

10.03.

17.03.





Формировать умения и навыки выделять структуру объекта (изменение положения частей фигуры, выбор частей, из которых можно её составить).

ЭОР


27-28

Строим окружности.



Резерв: 7 ч

№ 42, 43

31.03.

07.04.


Формировать умения и навыки построения окружностей по определённым условиям.

ЭОР

Циркуль, мел, карандаш



Итого: 35 часов

Планируемые образовательные результаты

Личностные результаты.

Изучение геометрического материала способствует формированию таких личностных качеств, как любознательность, трудолюбие, способность к организации своей деятельности и к преодолению трудностей, целеустремлённость и настойчивость в достижении цели, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение.


У обучающегося могут быть сформированы:

  • понимание необходимости учения, выраженная учебно-познавательная мотивация;

устойчивый познавательный интерес.



Регулятивные универсальные учебные действия.

Обучающийся научится:

  • принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

  • понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

  • адекватно воспринимать предложения учителя;

  • проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;

  • осуществлять первоначальный контроль своего участия в доступных видах познавательной деятельности;

  • оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы под руководством учителя.


Обучающийся получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи и осуществлять действия для реализации замысла;

  • адекватно оценивать, что усвоил при решении задач, и на каком уровне;

  • восполнять пробелы в знаниях и умениях,

  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия


Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

  • использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей; проводить сравнение и классификацию по заданным критериям; устанавливать причинно-следственные связи;


Обучающийся получит возможность научиться:


  • пользоваться различными дополнительными источниками информации;

  • осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания для этих логических операций;

  • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач

  • выявлять причинно-следственные связи, выстраивая логические цепи рассуждений, доказательств.


Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • принимать участие в работе парами и группами;

  • воспринимать различные точки зрения;

  • использовать простые речевые средства;

  • контролировать свои действия в классе;

  • понимать задаваемые вопросы.


Обучающийся получит возможность научиться:

  • оценивать советы и предложения других учащихся, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;

  • использовать в речи язык математики

  • совместной деятельности, договариваться с учащимися о способах решения возникающих проблем.

  • проявлять инициативу в поиске и сборе информации





































Учебно – методическое обеспечение образовательного процесса

Для реализации данной программы используется следующее учебно-методическое обеспечение:

Интернет- ресурсы:

  • Сайт ru.wikipedia.org

  • Сайт www.kidsbook.ru

  • Сайт nachalka.seminfo.ru

  • Сайт http://school-collection.edu.ru/

  • Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru

  • Электронные приложения (официальный сайт УМК «Гармония»).



Материально – техническое обеспечение образовательного процесса

  • классная доска с набором приспособ­лений для крепления таблиц и картинок;

  • проектор;

  • ноутбук;

  • набор геометрических фигур;

  • циркуль;

  • угольник.



6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!