СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по факультативному курсу "Риторика"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В системе гуманизации образования курс «Риторика» занимает особое место, он отражает особенности риторического идеала, исторически сложившегося и принятого в данной культуре. Курс риторики дает возможность учащимся осознанно овладевать не только культурой слова, но и культурой мысли. В процессе изучения предмета актуализируются знания, полученные при изучении русского языка и литературы, создаются условия для их использования на практике, в повседневной жизни.

Данная программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования на базовом уровне. Программа предлагает изучение основ риторики как системы основных категорий, которая отражает особенности речевого (риторического) идеала, сложившегося  и принятого в отечественной культуре. Такая культурологическая концепция риторики дает возможность не только приобщить обучающихся старших классов к истории мировой речевой культуры, но и помочь им осознать и почувствовать специфику отечественной речевой традиции, узнать ее сложную и древнюю историю.

Курс современной риторики дает возможность обучающимся осознанно овладеть как культурой слова, так и культурой мысли о данном предмете, им предоставляется возможность познания основных законов порождения словесных произведений, отвечающих существенным требованиям риторического образца, и возможность приобретения соответствующих  умений  и  навыков.  При  этом  систематизируются  и  актуализируются  знания, полученные  при  изучении  русского

языка и литературы.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по факультативному курсу "Риторика"»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6»



Рассмотрено:

на заседании методического совета МБОУ СОШ №6

протокол № _____ от

«_____» __________ 2016 г.


Согласовано:

заместитель директора по УВР Гришукова Е.П. / ____________

«_____» ______________ 2016г.

Утверждаю:

директор МОУ СОШ №6

Антонова С.В. /_________

«_____» ___________ 2016 г.

Приказ №______










Рабочая программа

по факультативному курсу:

«Риторика»

для 10 класса

на 2016 – 2017 учебный год









Учитель:

Гордеева Александра Сергеевна,

учитель русского языка и литературы












п. Железнодорожный

2016г.

Пояснительная записка

Данная рабочая программа разработана на основе программы «Риторика. 10-11 классы», автор: Михальская А.К., рекомендованной Министерством образования и науки

РФ. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения риторики, которые определены стандартом для базового уровня.

В системе гуманизации образования курс «Риторика» занимает особое место, он отражает особенности риторического идеала, исторически сложившегося и принятого в данной культуре. Курс риторики дает возможность учащимся осознанно овладевать не только культурой слова, но и культурой мысли. В процессе изучения предмета актуализируются знания, полученные при изучении русского языка и литературы, создаются условия для их использования на практике, в повседневной жизни.

Данная программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования на базовом уровне. Программа предлагает изучение основ риторики как системы основных категорий, которая отражает особенности речевого (риторического) идеала, сложившегося и принятого в отечественной культуре. Такая культурологическая концепция риторики дает возможность не только приобщить обучающихся старших классов к истории мировой речевой культуры, но и помочь им осознать и почувствовать специфику отечественной речевой традиции, узнать ее сложную и древнюю историю.

Курс современной риторики дает возможность обучающимся осознанно овладеть как культурой слова, так и культурой мысли о данном предмете, им предоставляется возможность познания основных законов порождения словесных произведений, отвечающих существенным требованиям риторического образца, и возможность приобретения соответствующих умений и навыков. При этом систематизируются и актуализируются знания, полученные при изучении русского

языка и литературы.

При составлении данной рабочей программы изменений внесено не было.


Цель: предоставить учащимся современное риторическое образование.

Задачи:

  • приобщить учеников к истории отечественной риторической культуры, включить каждого из них в русло отечественной речевой традиции как самостоятельную личность, носителя собственного, индивидуализированного, культкрного и свободного слова;

  • развитие коммуникативных навыков.

Количество учебных часов:


34 часа (1 час в неделю) В том числе:

- контрольных работ: 2ч


Учебно-методический комплект:


-
Михальская А.К. Основы риторики. 10-11 класс: Учеб. для общеобразоват. учреждений. - М.: Дрофа, 2005г.

-Ладыженская Т.А.Риторика 1-11 класс: Учеб. Для общеобразовательных учреждений-М: Флинта, 2003 г.

-Граудина Л.Н. Русская риторика. Хрестоматия.М: Просвещение. 1996г.


Формы промежуточной аттестации: тестирование, контрольная работа, зачёт.


Требования к уровню подготовки учащихся


Знать/понимать

  • понятия предмета риторики,

  • методы работы в риторическом классе,

  • роль риторики в современном мире.


Уметь

▪ анализировать речевую ситуацию и выбирать наиболее эффективную стратегию речевого поведения;

▪ реализовывать данную стратегию в дискурсе;

▪ анализировать, контролировать и совершенствовать свое речевое поведение и речь в каждой конкретной речевой ситуации и в течение всей самостоятельной жизни;

▪исследовать особенности разных видов искусства речи и тенденций их развития, формируют личностное отношение к высказываемым текстам, вырабатывают представления о взаимосвязи процессов развития риторского искусства в регионе, стране, мире.


































Приложение I. Календарно-тематическое планирование по факультативному курсу «Риторика»


Тема урока

Кол-во

часов

Основные элементы урока

Тип урока

Вид контроля. Измерители.

Дата

Примечание


по плану

по факту

I четверть

История и особенности русского речевого идеала

1

Традиционное определение риторики

1

Традиционное определение риторики. Сила слова в общественной жизни

ИНМ

Текущий; организация совместной
учебной деятельности

1-я

неделя



2

Риторика в современном мире

1

Особенности и сущность современного красноречия

ИНМ

Текущий; беседа, проблемные задания

2-я

неделя



3

Предмет риторики в античной Греции

1

Истоки истории: софисты. Сократ. «Риторика» Аристотеля

ИНМ

Текущий; фронтальный опрос, самостоятельная работа.

3-я

неделя



4

Предмет риторики в России (VII – XIX вв.)

1

«Краткое руководство к красноречию» М.В.Ломоносова. «Общая риторика» Н.Ф.Кошанского. Изменение предмета русской риторики в XIX – XX в.

ИНМ

Текущий; организация совместной
учебной деятельности

4-я

неделя



5

Определение современной риторики

1

Возрождение риторики во второй половине ХХ в. Определение предмета современной риторики

ИНМ

Текущий; беседа, проблемные задания

5-я

неделя



6

Современная общая и частные риторики

1

Общая риторика и ее основные разделы в соответствии с этапами классического риторического канона. Аргументация. Современные частные риторики

ИНМ

Текущий; беседа, проблемные задания

6-я

неделя



Основные риторические категории и элементы речевого мастерства

7

Речевое событие, дискурс, речевая ситуация

1

Речевое событие как основная единица речевого поведения и общения. Дискурс. Речевая ситуация и ее компоненты

ИНМ

Текущий; фронтальный опрос, самостоятельная работа.

7-я

неделя



8

Структура речевой ситуации

1

Участники, отношения между ними, обстоятельства как основные компоненты речевой ситуации

КУ

Текущий; фронтальный опрос, самостоятельная работа.

8-я

неделя



II четверть

9

Словесный поступок (речевой акт)

1

Речевое действие (речевой акт) как основная единица речевого поведения и понятие лингвопрагматики

ИНМ

Текущий; беседа, проблемные задания, самоанализ

1-я

неделя



10

Виды сообщений: прямое и косвенное

1

Прямые и косвенные сообщения. Формы метасообщений. Возможности взаимопонимания и его нарушения

КУ

Текущий; беседа, проблемные задания, анализ

2-я

неделя



11

Гармония речевого общения и образ говорящего

1

Гармония как принцип успешного речевого общения. Образ говорящего как система свойств личности. Эффективность речи и образ говорящего. Обаяние и артистизм как риторические понятия и их проявления в поведении говорящего

ИНМ

Текущий; беседа, проблемные задания, самоанализ

3-я

неделя



12

Важнейшие качества говорящего. Уверенность

1

Уверенность говорящего и «право на речь». Ораторский страх. Страх и волнение

ИНМ

Текущий; беседа, проблемные задания, анализ

4-я

неделя



13

Другие необходимые качества говорящего

1

Дружелюбие, искренность, объективность, увлеченность предметом речи как риторические категории

урок-практикум

Текущий; беседа, проблемные задания, самоанализ

5-я

неделя



14

Первый закон современной общей риторики и принципы его реализации

1

Законы риторики и гармония речевого события. Закон гармонизирующего диалога как наиболее общий закон риторики

ИНМ

Текущий; организация совместной
учебной деятельности

6-я

неделя



15

Принципы близости и конкретности речи

1

Принципы близости и конкретности речи как основные современные способы ее диалогизации

ИНМ

Текущий; беседа, проблемные задания, анализ

7-я

неделя



16

Второй закон риторики

1

Сущность второго закона риторики – закона продвижения и ориентации адресата на «карте» речи

ИНМ

Текущий; организация совместной
учебной деятельности

8-я

неделя



III четверть

17

Третий закон риторики

1

Третий закон риторики – закон эмоциональности речи

ИНМ

Текущий; организация совместной
учебной деятельности

1-я

неделя



18

Четвертый закон риторики

1

Четвертый закон риторики – закон удовольствия. Риторические средства и принципы создания удовольствия адресата от речи

ИНМ

Текущий; организация совместной
учебной деятельности

2-я

неделя



19

Единство общериторических законов

1

Взаимосвязь и взаимозависимость четырех законов общей риторики

урок-практикум

Текущий; беседа, проблемные задания, анализ

3-я

неделя



20

Коммуникативное сотрудничество говорящего и адресата

1

Говорящий и адресат в живом взаимодействии. Принцип коммуникативного сотрудничества

урок-практикум

Текущий; беседа, проблемные задания, анализ

4-я

неделя



21

Этика современного речевого поведения

1

Традиционная риторическая этика (от «Риторики» Аристотеля к современным проблемам публичного общения)

ИНМ

Текущий; организация совместной
учебной деятельности

5-я

неделя



22

Основные коммуникативные стратегии и принцип гармонии дискурса

1

Три важнейшие коммуникативные стратегии: близости, отстраненности и предоставления выбора. Примеры их реализации в поведении. Гармония дискурса и его характеристики

ИНМ

Текущий; организация совместной
учебной деятельности

6-я

неделя



23

Развитие «чувства аудитории»

1

«Чувство аудитории» и принцип коммуникативного сотрудничества в публичной речи. Его проявления в речевом мастерстве

урок-практикум

Текущий; беседа, проблемные задания, анализ

7-я

неделя



24

Классический риторический канон и его этапы

1

Классический античный риторический канон как путь от мысли к слову, его этапы: изобретение, расположение, выражение, запоминание, произнесение

ИНМ

Текущий; беседа, проблемные задания, анализ

8-я

неделя



25

Топика. Топы «род и вид», «определение», «целое и части»

1

Тропика как система «общих мест». Особенности важнейших в риторической практике топов - «род и вид», «определение», «целое и части»

КУ

Текущий; беседа, проблемные задания, анализ, работа с информацией

9-я

неделя



26

Топы «свойства», «сопоставление», «причины и следствия»

1

Топы «свойства» («признаки», «качества», «функции»). Топ «сопоставления» как закон мышления. Топ «причины и следствия», его виды

КУ

Текущий; беседа, проблемные задания, анализ, работа с информацией

10-я

неделя



IV четверть

27

Топы «обстоятельства», «пример» и «свидетельство», «имя»

1

«Обстоятельства», «пример», «свидетельство» в публичной речи. Возможности топа «имя». Примеры использования топов

КУ

Текущий; беседа, проблемные задания, анализ, работа с информацией

1-я

неделя



28

Смысловая схема речи

1

Важность смысловой схемы создания и восприятия речи. Общий метод анализа и создания смысловой схемы текста

ИНМ

Текущий; беседа, проблемные задания, анализ, работа с информацией

2-я

неделя



29

Расположение (диспозиция). Как описать предмет речи?

1

Расположение как второй этап риторического канона и второй основной раздел классической и современной риторики. Итоговый принцип расположения содержания в хорошем современном описании

ИНМ

Текущий; беседа, проблемные задания, анализ, работа с информацией

3-я

неделя



30

Мастерство описания: импровизация

1

Импровизированные выступления – описания конкретных предметов

урок-практикум

Текущий; беседа, проблемные задания, импровизация

4-я

неделя



31

Как рассказывать истории?

1

Основные стратегии расположения содержания в повествовании и их связь с риторической ситуацией

урок-практикум

Текущий; беседа, проблемные задания, анализ, работа с информацией

5-я

неделя



32

Мастерство повествования: импровизация

1

Импровизированные выступления учащихся на выбранные и обсужденные заранее темы по образцу расположения

урок-практикум

Текущий; беседа, проблемные задания, импровизация

6-я

неделя



33

Как говорить, рассуждая? Классическая хрия

1

Структура восьмичастной классической строгой хрии: дедуктивный образец, история и современное применение

ИНМ

Текущий; беседа, проблемные задания, анализ, работа с информацией

7-я

неделя



34

Храя как учебное упражнение

1

Составление учителем с помощью учащихся рассуждения на заданный учениками тезис; совместная работа класса по составлению классической хрии на предложенный учителем тезис под его руководством.

ИНМ

Текущий; беседа, проблемные задания, анализ, работа с информацией

8-я

неделя






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!