СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по факультативному курсу: «Проектируем виртуальные экскурсии»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа курса « Проектирование виртуальных экскурсий » составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основе программы внеурочной деятельности по литературе и историческому краеведениюТ.Н. Трунцевой «Проектируем виртуальные экскурсии» (Рабочая программа внеурочной деятельности по литературе и историческому краеведению. 5 – 8 классы / Сост.Т.Н. Трунцева. – М.: ВАКО, 2014).

Проектирование виртуальных экскурсий в средней школе является одной из основных задач многогранной и разнообразной по содержанию деятельности по развитию коммуникативных навыков обучающихся, а именно их устной и письменной речи. Работа с информационными ресурсами, использование возможностей Интернета, работа над словом, направленная на обогащение активного словаря детей и на формирование у них умения использовать его в своей речевой практике – в основе каждого занятия со школьниками во внеурочной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по факультативному курсу: «Проектируем виртуальные экскурсии»»

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6»



Рассмотрено:

на заседании методического совета МОУ СОШ №6

протокол № 9 от

«20» мая 2014 г.


Согласовано:

заместитель директора по УВР Киселева О.А. / ____________

25 мая 2014г.

Утверждаю:

директор МОУ СОШ №6

Тимофеев Д.В. /_________

«31» мая 2014 г.










Рабочая программа

по факультативному курсу:

«Проектируем виртуальные экскурсии»

для 5 класса

на 2014 – 2015 учебный год









Разработчик:

Гордеева Александра Сергеевна,

учитель русского языка и литературы









п. Железнодорожный

2014г.

Раздел I. Пояснительная записка.

Рабочая программа курса « Проектирование виртуальных экскурсий » составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основе программы внеурочной деятельности по литературе и историческому краеведениюТ.Н. Трунцевой «Проектируем виртуальные экскурсии» (Рабочая программа внеурочной деятельности по литературе и историческому краеведению. 5 – 8 классы / Сост.Т.Н. Трунцева. – М.: ВАКО, 2014).

Проектирование виртуальных экскурсий в средней школе является одной из основных задач многогранной и разнообразной по содержанию деятельности по развитию коммуникативных навыков обучающихся, а именно их устной и письменной речи. Работа с информационными ресурсами, использование возможностей Интернета, работа над словом, направленная на обогащение активного словаря детей и на формирование у них умения использовать его в своей речевой практике – в основе каждого занятия со школьниками во внеурочной деятельности.

Организация внеурочной деятельности позволяет выявить индивидуальные особенности у каждого учащегося, проводить работу с максимальной заинтересованностью детей и добиваться творческого удовлетворения каждого ребенка.

При разработке данной программы было изменено общее количество часов (34 часа, так как 34 учебных недели, 1 час в неделю), на изучение темы «Точка отсчета» было отведено 2 часа вместо 3 часов, запланированных в авторской программе.

Цели:

  • создание деятельностной ситуации для стартовой мотивации обучающихся к изучению дополнительного предметного материала по историческому краеведению; для развития ценностных отношений школьника к Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям; для приобретения опыта исследовательской деятельности, опыта публичного выступления, самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми;

  • формирование мотивации к исследованию информационных источников; проектированию индивидуального маршрута творческого саморазвития; формирование навыков анализа результатов исследовательской и творческой деятельности.



Задачи:

Обучающие:

  • Приобретение школьниками знаний об истории своей семьи и Отечества; о русских народных играх;

  • Формирование знаний о правилах конструктивной групповой работы: об основах разработки проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного способа поиска, нахождения и обработки информации; о правилах поведения исследования.

  • Пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной исследовательской и проектной деятельности в познании русской литературы и истории;

  • Формирование устойчивой мотивации к изучению традиций родного народа;

  • Совершенствование коммуникативной культуры учащихся.



Воспитывающие:

  • Развитие эстетического вкуса; творческих потребностей учащихся черезизучении истории и культурного наследия родного края;

  • Формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;

  • Воспитание любви и уважения к родному краю, истории своего народа, своей семьи; интереса к чтению литературы.



Развивающие:

  • Сбор информации по определенной теме;

  • Развитие смекалки и сообразительности;

  • Приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;

  • Развитие умения пользоваться разнообразной справочной, научно-популярной, художественной литературы.


Обучение организации личной и коллективной деятельности в работе с историческими, литературными, информационнымиисточниками.

Принципы реализации программы внеурочной деятельности:

  • Непрерывность образования и воспитания личностных качеств, школьника как механизма обеспечения полноты и целостности образовательного и воспитательного процесса;

  • Признание ученика субъектом собственного воспитания наравне с родителями и педагогами;

  • Принцип связи обучения и воспитания с жизнью;

  • Принцип коммуникативной активности учащихся в практической (творческой, исследовательской) деятельности;

  • Принцип внешней и внутренней дифференциации – выявление и развитие у школьников склонностей и способностей к работе в различных направлениях творческой деятельности, предоставление возможности обучающимся выбора ряда дисциплин или возможности работать на разных уровнях освоения каждого конкретного предмета;

  • Принцип сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм работы ;

  • Принцип гуманизации и гуманитаризации – ориентация обучающихся в системе ценностей и содействие включению в диалог разных культур;

  • Принцип свободы выбора – предоставление учащимся возможности самостоятельного выбора форм и видов внеурочной деятельности, формирование чувства ответственности за его результаты

  • Возможность свободного самоопределения и самореализации

  • Ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка

  • Принцип экологизации – развитие у ребенка чувства ответственности за окружающий мир

  • Ресурсная база школы даст возможность осуществить с учетом возрастных особенностей учащихся

  • Взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и целостности образования

  • Непрерывность дополнительного образования

  • Развитие индивидуальности каждого ребенка в процессе социального и профессионального самоопределения в системе внеурочной деятельности

  • Единство и целостность партнерских отношений всех субъектов дополнительного образования

  • Системность организации управления учебно-воспитательным процессом

  • Баланс между двигательно-активными и теоретическими занятиями



Результаты обучения:

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки учащихся 5 класса, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по литературе, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.


Учебно-методический комплект

Количество учебных часов – 34часа (1 час в неделю), из них 4 тематических тестирований и итоговые контрольные занятия (выступление с докладами, рефератами)



Раздел II. Тематическое планирование

п/п

Наименование разделов и тем

Всего ча­сов

1

Ярмарка проектов

4

2

Подготовка к проектированию виртуальных экскурсий

16

3

Проектирование виртуальных экскурсий

14

Итого за год:

34



Раздел III.Требования к уровню подготовки учащихся

Требования к уровню подготовки учащихся

знать/понимать

уметь

  • определять замысел деятельности;

  • ставить цели индивидуальной или коллективной деятельности;

  • собирать нужную информацию, систематизировать ее, критически оценивать и использовать;

  • вести деловую дискуссию, для того, чтобы уметь высказывать и отстаивать свои требования.

Применять

  • применять полученные знания, навыки исследовательской работы, умения анализировать произведения на уроках гуманитарного цикла и в повседневной жизни для расширения кругозора, для формирования эстетического вкуса.

Приложение I. Календарно-тематическое планирование


п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Основные элементы урока

Тип урока

Вид контроля. Измерители.

Дата

Примечание


по плану

по факту

I четверть

Ярмарка проектов (4 ч)

1

Я с тобой навсегда, мое село

1

Формирование Творческой лаборатории проектирования индивидуального маршрута саморазвития в соответствии с потребностями и интересами учащихся по теме «Литературное и историческое краеведение», с диагностикой проблемных зон в излучении данных тем. Анкетирование с целью формирования интереса к изучению истории родного края, своей семьи, литературного наследия.

ИНМ

Текущий; организация совместной
учебной деятельности

01.09



2

Что я хочу узнать о родном селе и с чем желаю познакомить своих друзей

1

Совместное планирование маршрутов восполнения проблемных зон (первичное проектирование индивидуальных маршрутов реализации программы саморазвития) с учетом необходимости углубления и расширения теоретических знаний и представлений о технологии проектирования виртуальных экскурсий, проектной деятельности.

ИНМ

Текущий; организация совместной
учебной деятельности

08.09



3

4

Точка отсчета

2

В ходе проведения ярмарки проектов происходит выбор эффективных форм решения задачи – творческих мастерских проектировщика виртуальных экскурсий «Поиск», творческих лабораторий по литературному и историческому краеведению «Наш край». Игра «Выбери команду проектировщиков». Ролевые игры «Я предлагаю…», «Если бы я стал руководителем группы проектировщиков».

ИНМ

Текущий; организация совместной
учебной деятельности

15.09

22.09



Подготовка к проектированию виртуальных экскурсий (16 ч)

5

6


В гостях у членов литературного объединения

2

Разработка и внедрение алгоритма проведения интервью. Знакомство учащихся с членами литературного объединения: поэтами, писателями, журналистами – своими современниками, интервьюирование, сбор и обработка необходимой для проведения виртуальной экскурсии информации, накопление видео-,аудиоматериалов. Написание эссе по теме «Строка, рождение поэтом, нашим земляком», «Рождаются на свет стихи…».

ИНМ

Текущий; беседа, проблемные задания

29.09

06.10




7

8

В гостях у членов литературного объединения

2

Круглый стол по теме: «Литературные места моего поселка» с участием членов литературного объединения поселка. Посещение экскурсий и слушание лекций по теме «В библиотеке нашего поселка» Первичная обработка информации для виртуальной экскурсии. Подготовка к редактированию . Проведение редактирования материалов. Презентация по теме «Книга, которую я всем советую прочитать». Анонс книг, которые следует прочитать. Конкурс «Книжная полка». Составление вопросов и проведение викторины «Продолжи начатое…». Конкурс чтеца-декламатора по алгоритму подготовки и проведения конкурса.

Урок-практикум

Текущий; беседа, проблемные задания

13.10

20.10



9


История моего края

1

Разработка и внедрение алгоритмов составление очерка, проведения репортажа. Написание очерка по теме «Исторические черты моего поселка».

КУ

Текущий; беседа, проблемные задания

27.10




II четверть

10

11

История моего края

2

Игра «Историко-краеведческий калейдоскоп». Конкурс репортажей с места событий по теме «Вехи истории». Составление буклетов, текстов для проведения экскурсий, путеводителей. Составление проекта для виртуальной экскурсии по темам «Разрешите Вас познакомить…», «Никакая Родина другая…», «Дайте Родину мою…», Конкурс чтеца-декламатора по теме «Я очень люблю Родину…».

Урок-практикум

Текущий; беседа, проблемные задания

10.11

17.11



12

13

14


Историческая память моего поселка

3

Сбор и обработка информации по результатам встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, труда, труженикам тыла. Посещение краеведческого содержания. Проектирование реконструкции архивной базы школьного музея по теме «Мое предложение по составлению каталогов, упорядочению архивной базы школьного музея».

Урок-практикум

Текущий; самостоятельная работа, проблемные задания

24.11

01.12

08.12




15

16


Историческая память моего поселка

2

Круглый стол по теме «Живая связь времен». Составление буклетов, текстов для проведения экскурсий, путеводителей. Презентация по теме «Приглашаем в виртуальный музей моего города». Круглый стол по теме «Мои предложения в копилку идей». Составление текстов пригласительных билетов в виртуальный музей поселка.

Урок-практикум

Текущий; самостоятельная работа, проблемные задания

15.12

22.12



III четверть

17

18


История моей семьи

2

Разработка и внедрение алгоритмов составление эссе, очерка, интервью, репортажа по теме «Фотография, на которой меня нет…». Конкурс эссе по теме «Листая семейный альбом».

Урок-практикум

Текущий; самостоятельная работа

12.01

19.01




19

20

История моей семьи

2

Составление буклетов, текстов для проведения экскурсий. Игра «Семейный калейдоскоп». Составление презентации по теме «Родословное древо моей семьи». Конкурс эссе по теме: «Каким я представляю прошлое, настоящее и будущее своей семьи».

Урок-практикум

Текущий; самостоятельная работа, проблемные задания

26.01

02.02



Проектирование виртуальных экскурсий (14 ч)

21

22


Строки, опаленные войной

2

Выполнение творческих работ по составленным в коллективной исследовательской, аналитической деятельности, алгоритмам выполнения проектных, презентационных, творческих работ по темам «Все, что было не со мной, помню…», «Эхо прошедшей войны». Конкурс эссе по теме «Помните!».

КУ

Текущий; беседа, проблемные задания

09.02

16.02




23

24

Строки, опаленные войной

2

Подготовка к военно-патриотической игре «Зарница». Круглый стол по теме «Что значит уметь помнить…». Составление текста для монтажа «Сороковые огневые…». Конкурс чтеца-декламатора. Защита проекта. Конкурс виртуальных экскурсий.

Урок-практикум

Текущий; самостоятельная работа, защита проектов

02.03

16.03



IV четверть

25

26


Виртуальный музей

2

Презентация и защита творческих индивидуальных и коллективных проектов виртуальных экскурсий для школьной научно-практической конференции в секции «Краеведение: исследование, поиск». Темы: «Если бы у меня была возможность перенестись на… лет назад», «Улица, на которой я живу», «Зарубки на сердце».

Урок-практикум

Текущий; беседа, проблемные задания

06.04

13.04




27

28

Виртуальный музей

2

Рецензирование, редактирование творческих работ учащихся. Защита проектов. Конкурс виртуальных экскурсий.

Урок-практикум

Текущий; самостоятельная работа, защита проектов

20.04

27.04



29

30

31

32

Интерактивный школьный музей

4

Презентация и защита творческих индивидуальных и коллективных проектов виртуальных экскурсий для школьной научно-практической конференции в секции «Краеведение: исследование, поиск». Темы: «Экспонат, которые мне особенно дорог». «История школьного музея». Составление вопросов и проведение викторины «История школьного музея». Игра «Что? Где? Когда?». Защита проектов. Конкурс виртуальных экскурсий.


Урок-практикум

Текущий; беседа, проблемные задания, защита проектов

04.05

11.05

18.05

25.05



33

34

История моей семьи в истории моего народа

2

Презентация и защита творческих индивидуальных и коллективных проектов виртуальных экскурсий для школьной научно-практической конференции в секции «Краеведение: исследование, поиск». Тема: «Семья-это семь Я». Защита проектов. Конкурс виртуальных экскурсий.

Урок-практикум

Текущий; беседа, проблемные задания, защита проектов

26.05

27.05





Применяемые сокращения:

1.ИНМ – урок изучения нового материала.

2.КУ – комбинированный урок.

3.ПО-повторительно-обобщающий урок.

4.КО – контрольно-оценочный урок.

5.РР-урок развития речи



5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!