СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по элективному курсу "Финансовая грамотность", 11 класс, 2017/18 уч.г.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по элективному курсу "Финансовая грамотность", 11 класс, 2017/18 уч.г.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по элективному курсу "Финансовая грамотность", 11 класс, 2017/18 уч.г.»


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по элективному курсу «Финансовая грамотность» для обучающихся 11 «Б», «В» класса составлена на основе следующих нормативных документов:

  1. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

  2. Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.

  3. Примерной программы среднего (полного) общего образования по обществознанию.

  4. Авторская программа Бреховой А.Ю.

Рабочая программа согласно учебному плану образовательного учреждения для изучения экономики на уровне среднего (полного) общего образования в 11 классе рассчитана на 34 часа, из расчёта 1 учебный час в неделю.

Любой человек в нашем обществе ежедневно сталкивается с многочисленными вопросами, которые активно вовлекают его в процесс взаимодействия с финансовыми институтами. Такое взаимодействие начинается ещё в детстве, и по мере взросления уровень решаемых задач постоянно повышается. Очевидно, что уже в школьном возрасте у ребёнка необходимо сформировать те базовые понятия и навыки, которые в последующем позволят ему принимать оптимальные финансовые решения, с успехом решать возникающие финансовые проблемы, своевременно выявлять и предотвращать финансовые мошенничества. Учебная программа рассчитана на учащихся 11 классов и составлена с учётом психологических особенностей подростков. Школьники 16–18 лет уже обладают необходимыми знаниями, навыками, умениями и инструментарием, которые позволили бы правильно воспринимать темы, предлагаемые им в рамках курса «Финансовая грамотность». Именно в выпускных классах можно изучать темы, которые школьниками более раннего возраста не могут быть правильно поняты и уяснены. Кроме того, школьники 11 класса после окончания школы фактически выходят в самостоятельную жизнь, в которой знания о финансовых институтах и об особенностях взаимодействия с ними становятся чрезвычайно важными для полноценного вхождения в общество и достижения личного финансового благополучия. Предлагаемый курс повышения финансовой грамотности школьников 11 классов предполагает раскрытие ключевых вопросов функционирования финансовых институтов и взаимодействия с ними. В рамках курса рассматриваются такие понятия, как коммерческий банк, инвестиционный фонд, рынок ценных бумаг, налоговая система, пенсионный фонд и пр. Учащиеся должны научиться основам взаимодействия с банками, пенсионными фондами, налоговыми органами, страховыми компаниями в процессе формирования накоплений, получения кредитов, уплаты налогов, страхования личных и имущественных рисков и др. Перечень предлагаемых к изучению тем соответствует необходимому минимуму базовых финансовых знаний для успешного молодого человека в современном обществе.


Цель обучения:

Формирование у учащихся 10–11 классов необходимых знаний, умений и навыков для принятия рациональных финансовых решений в сфере управления личными финансами


Планируемые результаты:


Требования к личностным результатам освоения курса:

• понимание принципов функционирования финансовой системы современного государства;

• понимание личной ответственности за решения, принимаемые в процессе взаимодействия с финансовыми институтами;

• понимание прав и обязанностей в сфере финансов.


Требования к интеллектуальным (метапредметным) результатам освоения курса:

• владение умением решать практические финансовые задачи:

• владение информацией финансового характера, своевременный анализ и адаптация к собственным потребностям,

• определение стратегических целей в области управления личными финансами;

• постановка стратегических задач для достижения личных финансовых целей;

• планирование использования различных инструментов в процессе реализации стратегических целей и тактических задач в области управления личными финансами;

• подбор альтернативных путей достижения поставленных целей и решения задач;

• владение коммуникативными компетенциями:

• нахождение источников информации для достижения поставленных целей и решения задач, коммуникативное взаимодействие с окружающими для подбора информации и обмена ею;

• анализ и интерпретация финансовой информации из различных источников.


Требования к предметным результатам освоения курса:

• владение основными понятиями и инструментами взаимодействия с участниками финансовых отношений;

• владение основными принципами принятия оптимальных финансовых решений в процессе своей жизнедеятельности.



Тематическое планирование по курсу


№ п/п

Тема урока

Формы организации учебной деятельности

(тип урока, формы контроля)

Модуль 1. Банки: чем они могут быть вам полезны в жизни (5 часов)


1

Банковская система

Лекция

2

Как сберечь деньги с помощью депозитов

Беседа эвристическая

3

Банки и золото: как сохранить сбережения в драгоценных металлах

Презентация

4

Кредит: зачем он нужен и где его получить

Терминологический диктант

5

Какой кредит выбрать и какие условия кредитования предпочесть

Лекция с элементами беседы

Модуль 2. Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов (5 часов)


6

Что такое ценные бумаги и какие они бывают

Беседа эвристическая

7

Профессиональные участники рынка ценных бумаг

Практикум. Тест

8

Граждане на рынке ценных бумаг

Лекция

9

Зачем нужны паевые инвестиционные фонды и общие фонды банковского управления

Лекция с элементами беседы. Фронтальный опрос

10

Операции на валютном рынке: риски и возможности

Презентация

Модуль 3. Налоги: почему их надо платить и чем грозит неуплата (3 часа)

Лекция с элементами беседы

11

Что такое налоги и почему их нужно платить

Беседа эвристическая

12

Основы налогообложения граждан

Практикум

13

Налоговые вычеты, или Как вернуть налоги в семейный бюджет

Лекция

Модуль 4. Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду (5 часов)


14

Страховой рынок России: коротко о главном

Лекция с элементами беседы. Практикум

15

Имущественное страхование: как защитить нажитое состояние

Беседа эвристическая

16

Здоровье и жизнь — высшие блага: поговорим о личном страховании

Практикум. Тест

17

Если нанесён ущерб третьим лицам

Терминологический диктант

18

Доверяй, но проверяй, или Несколько советов по выбору страховщика

Лекция с элементами беседы

Модуль 5. Собственный бизнес: как создать и не потерять (5 часов)


19

Создание собственного бизнеса: что и как надо сделать

Беседа эвристическая

20

Пишем бизнес-план

Лекция с элементами беседы

21

Расходы и доходы в собственном бизнесе

Презентация

22

Налогообложение малого и среднего бизнеса

Практикум

23

С какими финансовыми рисками может встретиться бизнесмен

Беседа эвристическая

Модуль 6. Риски в мире денег: как защититься от разорения (5 часов)


24

Финансовые риски и стратегии инвестирования

Беседа эвристическая

25

Финансовая пирамида, или Как не попасть в сети мошенников

Беседа эвристическая

26

Виды финансовых пирамид

Практикум. Эссе

27

Виртуальные ловушки, или Как не потерять деньги при работе в сети Интернет

Лекция

28

Сюжетно-ролевая обучающая игра. Ток-шоу «Все слышат»

Дискуссия. Практикум

Модуль 7. Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления (4 часа)


29

Думай о пенсии смолоду, или Как формируется пенсия

Беседа эвристическая

30

Как распорядиться своими пенсионными накоплениями

Практикум

31

Как выбрать негосударственный пенсионный фонд

Лекция

32

Обучающая игра «Выбери свой негосударственный пенсионный фонд»

Практикум

Итоговый контроль по курсу


33

Повторительно-обобщающий урок

Тест

34

Итоговый урок за элективный курс

Семинар


КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Тема

Содержание образования

Кол-во часов

Срок прохождения программы

1

Модуль 1. Банки: чем они могут быть вам полезны в жизни

Банковская система, коммерческий банк, депозит, система страхования вкладов, кредит, кредитная история, процент, ипотека, кредитная карта, автокредитование, потребительское кредитование.

Понятие банковской системы, виды депозитов, порядок начисления простых и сложных процентов, порядок возмещения вкладов, основные параметры депозита, виды кредитов, характеристики кредита, параметры выбора необходимого вида кредита

5


2

Модуль 2. Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов

Фондовый рынок, ценная бумага, акция, облигация, вексель, пай, паевой инвестиционный фонд, общий фонд банковского управления, брокер, дилер, валюта, валютный курс, рынок FOREX. Понятие фондового рынка, виды ценных бумаг, разновидности паевых инвестиционных фондов, отличия паевых инвестиционных фондов от общих фондов банковского управления, виды профессиональных участников ценных бумаг, типы валютных сделок.

5


3

Модуль 3. Налоги: почему их надо платить и чем грозит неуплата

Налоговая система, налоги, пошлины, сборы, ИНН, налоговый вычет, пеня по налогам, налоговая декларация. Основания взимания налогов с граждан, налоги, уплачиваемые гражданами, необходимость получения ИНН и порядок его получения, случаи, в которых необходимо заполнять налоговую декларацию, знание случаев и способов получения налоговых вычетов.

3


4

Модуль 4. Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду

Страхование, страховой полис, имущественное страхование, личное страхование, страхование ответственности, страховой случай, страховая выплата, обязательное и добровольное страхование, франшиза, страховая сумма, страховая стоимость, страховая премия. Страховой рынок, основные участники страхового рынка, особенности развития страхового рынка в России, классификация страховых продуктов, условия осуществления различных видов страхования, алгоритм действий при наступлении страховых случаев, особенности выбора страховой компании.

5


5

Модуль 5. Собственный бизнес: как создать и не потерять

Бизнес, уставный капитал, привлечённый капитал, бизнес-план, доходы, расходы, прибыль, бухгалтерский учёт, маркетинг, менеджмент, налоги, риски, малый и средний бизнес. Понятие малого и среднего бизнеса, порядок формирования уставного капитала, структура доходов и расходов, порядок расчёта прибыли, необходимость и назначение бухгалтерского учёта, функции маркетинга и менеджмента в работе предприятия, порядок расчёта и уплаты налогов в малом и среднем бизнесе, определение рисков и их снижение.

5


6

Модуль 6. Риски в мире денег: как защититься от разорения

Инвестиции, инвестирование, инвестиционный портфель, стратегия инвестирования, инвестиционный инструмент, диверсификация инвестиционного портфеля, финансовый риск, доходность, срок инвестирования, сумма инвестирования, финансовая пирамида, Хайп, фишинг, фарминг. Виды рисков при осуществлении финансовых операций, способы защиты от финансовых мошенничеств, знания о признаках финансовой пирамиды.

5



Модуль 7. Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления

Пенсия, пенсионная система, пенсионный фонд, управляющая компания, негосударственное пенсионное обеспечение. Способы финансового обеспечения в старости, основания получения пенсии по старости, знание о существующих программах пенсионного обеспечения

4



Повторение


2



Итого


34



СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


Основная литература

  • Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: материалы для учащихся 10–11 кл. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. – 400 с.

  • Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. – 80 с.

  • Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: учебная программа. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. – 16 с.

  • Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. – 48 с.

  • Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: материалы для родителей. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. – 112 с.


Дополнительная литература

  • Управление личными финансами: теория и практика: учеб. пособие для будущих профессионалов в сфере финансов / под ред. А. П. Алмосова, Ю. В. Бреховой. – Волгоград: Изд-во Волгоградского филиала ФГБОУ ВПО РАН-ХиГС, 2013. – 182 с.

  • Рабочая тетрадь к учебному курсу. Управление личными финансами: теория и практика: учеб.-метод. пособие / под ред. А. П. Алмосова, Ю. В. Бреховой. – Волгоград: Изд-во Волгоградского филиала ФГБОУ ВПО РАНХиГС, 2013. – 80 с.

  • Энциклопедия личных финансов: популярное издание / под ред. А. П. Алмосова, Ю. В. Бреховой. – Волгоград: Изд-во Волгоградского филиала ФГБОУ ВПО РАНХиГС, 2013. – 122 с.

  • Путеводитель по финансовой грамотности для воспитанников детских домов: учеб. пособие / под ред. А. П. Алмосова, Ю. В. Бреховой. – Волгоград: Изд-во Волгоградского филиала РАНХиГС, 2013. – 100 с.

  • Рабочая тетрадь к учебному курсу «Путеводитель по финансовой грамотности для воспитанников детских домов»: учеб.-метод. пособие / под ред. А. П. Алмосова, Ю. В. Бреховой. – Волгоград: Изд-во Волгоградского филиала РАНХиГС, 2013. – 60 с.

  • Брехова Ю. В. Как распознать финансовую пирамиду / Ю. В. Брехова. –

  • Волгоград: Изд-во ФГОУ ВПО ВАГС, 2011. – 24 с. – (Простые финансы).

  • Алмосов А. П. Кредиты, которые нас разоряют / А. П. Алмосов, Ю. В. Брехова. – Волгоград: Изд-во Волгоградского филиала РАНХиГС, 2012. – 28 с. – (Простые финансы).

  • Алмосов А. П. Как сохранить, чтобы не потерять / А. П. Алмосов, Ю. В. Брехова. – Волгоград: Изд-во Волгоградского филиала РАНХиГС, 2012. – 28 с. – (Простые финансы).

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

1. www.ereport.ru – обзорная информация по мировой экономике.

2. www.cmmarket.ru – обзоры мировых товарных рынков.

3. www.rbc.ru/РосБизнесКонсалтинг – информационное аналитическое агентство.

4. www.stat.hse.ru – статистический портал Высшей школы экономики.

5. www.cefir.ru – ЦЭФИР – Центр экономических и финансовых исследований.

6. www.beafnd.org – Фонд Бюро экономического анализа.

7. www.vopreco.ru – журнал «Вопросы экономики».

8. www.tpprf. ru – Торгово-промышленная палата РФ.

9. www.rts.micex.ru – РТС и ММВБ – Объединённая биржа.

10. www.economy.gov.ru/minec/ma – Министерство экономического развития РФ.

11. www.minpromtorg.gov.ru – Министерство торговли и промышленности РФ.

12. www.fas.gov.ru – Федеральная антимонопольная служба РФ.

13. http://www.minfin.ru/ru – Министерство финансов РФ.

14. www.cbr.ru - Центральный банк РФ.

15. www.gks.ru – Федеральная служба государственной статистики.

16. www.nalog.ru – Федеральная налоговая служба РФ.

17. www.wto.ru – Всемирная торговая организация.

18. www.worldbank.org/eca/russian – Всемирный банк.

19. www.imf.org – Международный валютный фонд.

10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!