СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по дополнительному образованию детей 1-4 классы Школьный кукольный театр «Петрушка»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа составлена на основе «Программы обучения детей «Театр кукол» Татьяны Кузнецовой, опубликованной в журнале «Я вхожу в мир искусств. Театр, где играют куклы», № 9 (25) / 1999 г.в 2011году, исправлена и дополнена в связи с внесением изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования в 2013году и введением ФГОС. Программа, взятая за основу, рассчитана на 3 года обучения: 1 год – 288 ч., 2 год – 432 ч., 3 год – 442 ч. В программе работы Школьного кукольного театра «Петрушка» изменены срок обучения и количество часов: срок обучения – 4 года (с1-го по 4-ый классы), 2 часа в неделю, что составляет 68ч в год (1 класс – 66ч), 270ч за 4 года. Содержание занятий, методы и средства обучения, описанные в программе Т.Кузнецовой, изменены, так как её программа рассчитана на детей от 9 до 17 лет, а программа школьного театра «Петрушка» строилась на основании возрастных особенностей младших школьников (возраст – 7-11 лет, 1-4 классы).

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по дополнительному образованию детей 1-4 классы Школьный кукольный театр «Петрушка»»

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Толсты


Рассмотрено Согласовано Утверждаю

на заседании МО Председатель методического Директор МОУ СОШ

гуманитарного цикла совета МОУ СОШ с.Толсты с.Толсты

Руководитель МО

_______________________ _________________________ _____________________

«____»___________20___г. «____»_____________20___г. «____»____________20__г






Рабочая программа по дополнительному образованию детей

1-4 классы

Школьный кукольный театр «Петрушка»








Разработчик програмы: Голикова М.А.

учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ с.Толсты






ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Данная программа составлена на основе «Программы обучения детей «Театр кукол» Татьяны Кузнецовой, опубликованной в журнале «Я вхожу в мир искусств. Театр, где играют куклы», № 9 (25) / 1999 г.в 2011году, исправлена и дополнена в связи с внесением изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования в 2013году.

Программа, взятая за основу, рассчитана на 3 года обучения: 1 год – 288 ч., 2 год – 432 ч., 3 год – 442 ч. В программе работы Школьного кукольного театра «Петрушка» изменены срок обучения и количество часов: срок обучения – 4 года (с1-го по 4-ый классы), 2 часа в неделю, что составляет 68ч в год (1 класс – 66ч), 270ч за 4 года. Содержание занятий, методы и средства обучения, описанные в программе Т.Кузнецовой, изменены, так как её программа рассчитана на детей от 9 до 17 лет, а программа школьного театра «Петрушка» строилась на основании возрастных особенностей младших школьников (возраст – 7-11 лет, 1-4 классы).

Школьный кукольный театр «Петрушка» осуществляет свою деятельность на базе МОУСОШ с.Толсты.

Кукольный театр необходим школе. Он даёт детям возможность почувствовать себя создателем целого мира, реализовать таланты и фантазии, постигать добро и зло вместе с героями – куклами.

Кукла – первое прикосновение ребёнка к искусству театра. Человеческий разум шагнул далеко вперёд, но дети без куклы и игры жить не могут. Кукла есть «оживление» неживой материи при помощи рук актёра и фантазии. «Ожившие» герои будят у ребёнка воображение, рождают новые образы, которые влияют на ребёнка: в работу включается мыслительный процесс. Прежде чем «оживлять» куклу, рассматривается внешний образ, составляется характеристика, подбирается соответствующая интонация и стиль речи.

В этом процессе общения проявляется познавательная и предметная деятельность ребёнка. Овладение речью через куклу позволяет ребёнку воспринимать явления более осознанно. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли. Тем шире его возможности в познании действительности, активнее происходит психическое развитие. Слово раскрывается как основное средство выполнения сценической задачи, как основной компонент создания характера. Играя в разные сочетания одного действия с различными текстами или одного текста с различными действиями, дети учатся слышать психологическую выразительность речи. Упражнения для голоса: говорить медленно, громко, тихо, быстро, басом - служат для тренировки воображения. Речевые упражнения также выполняют пропедевтическую роль будущей работы над художественным чтением.

Театр кукол – способ пластического мышления в пространстве. При этом главное внимание уделяется развитию ассоциативного мышления.

Преимущество кукольного театра, как концертного коллектива, состоит в его мобильности: он может выступать практически на любой площадке, в зале, в классе, в детском саду, на клубной сцене. Репертуар подбирается с учетом возрастных особенностей учащихся. Знакомство с позицией актера – творца накапливает эмоциональный, интеллектуальный, нравственный, социальный, трудовой опыт учащихся и развивает его. Создание театрального спектакля дополняет и сопровождает всю работу с целью освоения терминов (режиссер, замысел, автор, пьеса, сценарий и т.д.). Каждый ребенок может попробовать себя в роли автора, режиссера, что позволяет развивать творческое начало ребенка. В атмосфере доброжелательного и терпеливого отношения друг к другу формируется чуткость детей к правдивому целенаправленному действию. Первые попытки сыграть героев сказок расширяют представление детей о достоверности в театре. Здесь закладываются основы для понимания “школы переживания” и “школы представления” в актерском искусстве. Играть так, чтобы тебе поверили, оказывается трудно. Так формируется база для интереса к обучающим заданиям, в процессе которых основной упор делается на игры со словом, с текстом, подтекстом, с разными словесными действиями (упрекать, приказывать, узнавать, удивлять, просить, объяснять, звать). Данная программа отличается от раннее созданных тем, что предназначена для учащихся сельской школы с её материальными и финансовыми возможностями.

По уровню освоения программа является специализированной, так как формирует и развивает знания, умения и навыки детей в области кукольного искусства.

По целевой установке программа является образовательной.

ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ детей в театре кукол: сочетание общего развития образного и ассоциативного мышления детей со специальным, связанным с реализацией образа, перенесённого в куклу, а также с техникой вождения куклы и необходимым для него сценическим мастерством.


Образовательные задачи программы:

- изучение и освоение театральной работы с куклой; - формирование навыков театральной речи, художественных навыков при изготовлении кукол и декораций;

Воспитательные задачи программы: - воспитание уважения и любви к русской народной сказке;

- воспитание толерантности по отношению друг к другу;

Развивающие задачи программы:

- развитие творческих способностей, воображения, фантазии, самостоятельности мышления учащихся

- развитие коммуникативных навыков учащихся .

Программа обучения делится на четыре ступени (4 года обучения).

1 ступень (1 год обучения):

  • познакомить с историей происхождения куклы, видами кукол;

  • научить детей распределять дыхание во время произношения текста;

  • упражняться в произношении скороговорок, выдержанных в темпе, чётко по ритму, ясно по дикции;

  • развивать пластику рук;

  • обучить вождению перчаточной куклой;

  • воспитывать доброжелательность, коммуникативность;

  • воспитывать у детей чувство ответственности перед коллективом.

2 ступень (2 год обучения):

  • научить давать характеристику героям;

  • развивать умение анализировать роль, определять «зерно» характера;

  • научить использовать выразительные возможности куклы;

  • упражняться в сочинении сказок, рифмовке;

  • воспитывать умение сопереживать, чувство коллективизма.

3 ступень (3 год обучения):

  • познакомить с историей театра кукол и современными творческими поисками в кукольном мире;

  • научить умению определять идею произведения, главную задачу;

  • обучить владению темпо - ритмом, чувством пространства сцены;

  • обучать сочинению историй в предлагаемых обстоятельствах и при прослушивании музыки;

4 ступень (4 год обучения)

  • обучить умению анализировать пьесу;

  • воспитывать умение общаться со зрителем и партнёром через куклу;

  • обучить владению тембровой и интонационной окраской голоса;

  • обучить умению использовать метафору и ассоциации для нахождения образа- символа;

  • научить переносить образ героя в рисунок;

  • обучить переносу образа с эскиза в скульптуру будущей куклы;

  • стимулировать стремление учащихся к самостоятельной деятельности.


Формы проведения занятий

Любая деятельность должна быть мотивирована. Для формирования положительной мотивации и создания атмосферы творчества и увлечённости используются:

  • словесные игры;

  • рассказ;

  • беседа;

  • артикуляционные упражнения на основе таблицы гласных;

  • пальчиковые упражнения;

  • ролевые игры;

  • двигательные упражнения;

  • практические занятия (показ);

  • репетиция;

  • спектакль.

Занятия предусматривают использование как индивидуальной, так и групповой форм обучения.


ФОРМЫ и ВИДЫ КОНТРОЛЯ

1 год обучения


Виды контроля

Содержание

Формы контроля

Методы

и способы контроля

Сроки контроля


Вводный

Общая эрудиция

Ценностные ориентации


Речевые упражнения

Конкурс

Наблюдение

Беседа

Диагностика



Сентябрь


Текущий

Раздел 1.

Происхождение кукол.

Виды кукол.

Освоение учебного материала

Выставка рисунков


Викторина



Октябрь


Раздел 2.

Развитие воображения

Освоение учебного материала

Цветовой тест

Этюды

Сценки с куклами

Тестирование

Сочинение

Двигательные упражнения

Практическая работа

Ручной труд

Ноябрь - декабрь

Раздел 3.

Развитие образного мышления

Освоение учебного материала

Контрольные упражнения

Этюды с куклами

Сочинение

Зарисовка эмоционального впечатления

Рассказ по рисунку

Декабрь– январь

Раздел 4.

Развитие умения работать с куклой

Освоение учебного материала

Контрольные упражнения

Этюды с куклами

Практическая работа с куклой

Упражнения с воображаемыми предметами

Анализ

Февраль-март

Раздел 5.

Развитие речи, актёрского мастерства

Освоение учебного материала

Творческий потенциал воспитанников

Этюды

Контрольные упражнения

Наблюдение

Образные упражнения

Дыхательные упражнения

Артикуляционная гимнастика

Упражнения по развитию речи, актёрского мастерства


Апрель-

май


Коррекция


Ликвидация пробелов


Контрольные упражнения

Этюды






Практическая работа с куклой

Дыхательные пражнения

Артикуляционная гимнастика

Упражнения по развитию речи, актёрского мастер-ства


Февраль-

апрель


Итоговый


Контроль выполнения поставленных задач


Этюды

Спектакль




Наблюдение

Зрительская реакция


Май


ФОРМЫ и ВИДЫ КОНТРОЛЯ

2 год обучения


Виды контроля

Содержание

Формы контроля

Методы

и способы контроля

Сроки контроля


Вводный

Общая эрудиция

Ценностные ориентации

Речевые упражнения

Наблюдение

Беседа

Диагностика




Текущий

Раздел 1.

Выбор пьесы.

Освоение учебного материала

Беседа

Наблюдение

Сентябрь



Раздел 2.

Работа над ролью.

Освоение учебного материала

Этюды

Сценки с куклами

Двигательные упражнения

Практическая работа


Конец сентября- октябрь

Раздел 3. Работа над постановкой голоса.

Освоение учебного материала

Этюды

Упражнения по развитию речи

Артикуляционная гимнастика

Дыхательные упражнения


Раздел 4.

Репетиции.

Освоение учебного материала

Контрольные упражнения

Этюды

Сценки с куклами

Практическая работа с куклой

Упражнения с воображаемыми предметами

Анализ

Середина ноября начало декабря

Раздел 5.

Работа с текстом.

Освоение учебного материала

Творческий потенциал воспитанников

Этюды

Контрольные упражнения


Наблюдение

Образные упражнения

Дыхательные упражнения

Артикуляционная гимнастика

Упражнения по развитию речи, актёрского мастерства

Сочинение

Начало декабря – середина декабря

Раздел 6.

Репетиции на сцене.

Этюды

Сценки с куклами

Этюды

Практическая работа с куклой

Упражнения по развитию речи, по актёрскому мастерству

Конец декабря-начало февраля


Коррекция


Ликвидация пробелов


Контрольные упражнения

Этюды








Практическая работа с куклой

Дыхательные пражнения

Артикуляционная гимнастика

Упражнения по развитию речи, актёрского мастер-ства



Февраль-

апрель


Итоговый


Контроль выполнения поставленных задач


Этюды

Спектакль










Наблюдение

Зрительская реакция


Май








ФОРМЫ и ВИДЫ КОНТРОЛЯ

3 год обучения


Виды контроля

Содержание

Формы контроля

Методы

и способы контроля

Сроки контроля


Вводный

Общая эрудиция

Ценностные ориентации

Речевые упражнения

Конкурс

Наблюдение

Беседа

Диагностика



Сентябрь


Текущий

Раздел 1.

История театра кукол

Освоение учебного материала

Викторина



Октябрь



Раздел 2.

Работа над постановкой голоса

Освоение учебного материала

Творческий потенциал воспитанников

Контрольные упражнения

Наблюдение

Образные упражнения

Дыхательные упражнения

Артикуляционная гимнастика

Упражнения по развитию речи, актёрского мастерства

Анализ

Декабрь


Раздел 3. Выбор пьесы

Изготовление кукол

Освоение учебного материала

Творческий потенциал воспитанников

Ручной труд



Раздел 4.

Репетиционный период(застольный)

Освоение учебного материала

Контрольные упражнения

Этюды

Работа над ролью

Анализ

Февраль


Раздел 5.

Репетиционный период (работа с куклой)

Освоение учебного материала

Творческий потенциал воспитанников

Этюды

Контрольные упражнения

Наблюдение

Образные упражнения

Практическая работа

Март

Коррекция

Ликвидация пробелов

Контрольные упражнения

Этюды







Практическая работа с куклой

Дыхательные пражнения

Артикуляционная гимнастика

Упражнения по развитию речи, актёрского мастер-ства

Февраль-

апрель

Итоговый

Контроль выполнения поставленных задач

Этюды

Спектакль









Наблюдение

Зрительская реакция

Май



ФОРМЫ и ВИДЫ КОНТРОЛЯ

4 год обучения

Виды контроля

Содержание

Формы контроля

Методы

и способы контроля

Сроки контроля


Вводный

Общая эрудиция

Ценностные ориентации


Речевые упражнения


Наблюдение

Беседа

Диагностика



Начало сентября


Текущий

Раздел 1.

Ассоциативное мышление- путь к нестандартно-му решению сценического образа куклы

Освоение учебного материала

Конкурс чтецов

Рассказ

Создание образа


Раздел 2.

Работа над самостоятельным номером.


Творческий потенциал воспитанников

Этюды

Контрольные упражнения

Сочинение

Тесты

Ручной труд

Практическая работа


Раздел 3.

Репетиционный период

Освоение учебного материала

Контрольные упражнения

Этюды

Работа над ролью

Анализ


Раздел 4.

Репетиционный период (работа с куклой)

Освоение учебного материала

Творческий потенциал воспитанников

Этюды

Контрольные упражнения

Наблюдение

Образные упражнения

Практическая работа с куклой



Раздел 5.

Работа над авторским спектаклем.

Освоение учебного материала

Рисунки

Этюды


Практическая работа с куклой

Ручной труд



Коррекция


Ликвидация пробелов


Контрольные упражнения

Этюды








Практическая работа с куклой

Дыхательные пражнения

Артикуляционная гимнастика

Упражнения по развитию речи, актёрского мастер-ства



Февраль-

апрель


Итоговый


Контроль выполнения поставленных задач


Этюды

Спектакль










Наблюдение

Зрительская реакция


Май


Формы подведения итогов реализации образовательной программы

и критерии оценки.


К числу важных элементов работы по данной программе относится отслеживание результатов деятельности в рамках образовательной программы. Способы и методики определения результативности образовательного и воспитательного процессов различны и направлены на определение степени развития творческих способностей и сформированности основных умений определенных требованиями данной программы.

В процессе деятельности кружка предлагается проводить следующие виды контроля знаний, умений и навыков:

- беседы по выявлению отношения детей к занятиям в кружке, степени овладения теми или иными знаниями, умениями, навыками, снятию комплекса некоммуникативности;

- предоставление возможности проявления ребёнка в различных ролях: режиссёра, художника, сценариста, кукловода;

- участие в школьных мероприятиях;

- выступление перед родителями, учащимися, жителями села.


Ожидаемые результаты обучения:

учащиеся должны

1 год

  • получить знания об истории происхождения кукол, о видах кукол;

  • овладеть умением распределять дыхание во время произношения текста;

  • овладеть навыком вождения перчаточной куклой;

  • двигаться за ширмой;

  • соблюдать правила работы над ширмой;

  • овладеть культурой общения со сверстниками и со взрослыми;

  • осознать чувство ответственности перед коллективом во время совместной работы по созданию спектакля.

2 год

  • научиться давать характеристику героям;

  • овладеть умением анализировать роль, определять «зерно» характера;

  • научиться использовать выразительные возможности куклы;

  • уметь сочинять сказки и рифмовки;

  • научиться понимать значимость и возможности коллектива и свою ответственность перед ним.

3 год

  • ознакомиться с историей театра кукол и современными творческими поисками в кукольном мире;

  • научиться умению определять идею произведения, главную задачу;

  • овладеть темпо - ритмом, чувством пространства сцены;

  • открыть для себя нравственные и эстетические ценности.

  • научиться сочинять истории в предлагаемых обстоятельствах и при прослушивании музыки;

4год

  • научиться анализировать пьесу;

  • научиться переносить образ героя в рисунок;

  • обучиться переносу образа с эскиза в скульптуру будущей куклы;

  • научиться умению использовать метафору и ассоциации для нахождения образа-символа;

  • овладеть тембровой и интонационной окраской голоса;

  • научиться общаться со зрителем и партнёром через куклу;

  • уметь планировать самостоятельную деятельность


Дети должны знать термины:

  • исполнительская деятельность;

  • актёр;

  • премьера;

  • спектакль;

  • действующие лица;

  • этюд;

  • «ожившая» кукла;

  • пластический этюд;

  • прогон;

  • генеральная репетиция;

  • просмотр и обсуждение спектакля.

  • «живая рука»




























УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Наименование разделов, блоков, тем

Всего

часов

Количество часов учебных занятий

Теорети-ческие

Практи-ческие

Выезд-ные


1.

1 год обучения

Происхождение куклы.

Виды кукол.



5



2



1


2.

Что может быть куклой?

4

2

2


3.

Развитие образного мышления.


6

2


4


4.

Перчаточная кукла.

30

4

26


5

Работа над постановкой голоса. Актёрское мастерство.

23


4

19



Итого:

66

14

52



1.

2 год обучения

Выбор пьесы.

2

2



2.

Работа над ролью.

4

2

2


3.

Работа над постановкой голоса.

2


2


4.

Репетиции в «выгородке».

10

6

4


5.

Работа с текстом.

6

4

2


6.

7.

Репетиции на сцене.

Показ спектакля

44


44


Итого:

68

14

54



1.

3 год обучения

История театра кукол.

5

5



2.

Работа над постановкой голоса.

4


4


3.

Выбор пьесы

Изготовление кукол.


20

2

18


4.

Репетиционный период (застольный).

10


10


5.

Репетиционный период (работа с куклой).

21


21


6.

Показ спектакля

8


6

2(Д\с)

Итого:

68

7

59

2


4 год обучения






Ассоциативное мышление – путь к нестандартному решению сценического образа куклы.

6

3

3



Изготовление кукол.

10





Работа над самостоятельным номером.

10


10



Репетиционный период (застольный).

5

1

4



Репетиционный период (работа с куклой).

10


10



Работа над авторским спектаклем. Показ спектакля

27


25

2

Итого:

68

4

62

2


КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ПРГРАММЫ

Первый год обучения



Тема 1.Происхождение куклы. Виды кукол.

Изготовление первобытным человеком фигурок духов и поклонение им.

Театр кукол в Древней Греции.

Вифлеемский ящик.

Италия – самая кукольная страна в Европе. Виды кукол.

Перчаточная кукла – история Пуличинеллы, Полишинеля, Панча, Петрушки.

Петр Иванович Уксусов.

Славянские куклы.

Кукла, танцующая на доске – планшетная кукла.

От фигурки Девы Марии к кукле марионетке.

Куклы Востока – Индокитай – тростевая.

Япония, Индия – театр теней.

Столица кукольного царства – Сергиев Посад.

Писатели, поэты и композиторы – кукольному театру.

Самые современные куклы.

Куклы – звёзды телевидения.

Викторина «В мире кукол».

Выставка рисунков «Моя любимая кукла»

Тема 2.Что может быть куклой?

Анимация с помощью рук актёра. Понятие символа через цветовую гамму.

Символика цвета (белый – невеста, чёрный – зло, серый – призрак, розовый – мечта и т.д.).

Коллективное сочинительство (что бы было бы, если бы…). Истории с теми героями, которых «оживили».

Игры по ролям.

Разучивание ролевых игр.

Театр динамических декораций. Рука как вид куклы.

Упражнения «Волна». Этюды: «Море», «Лес».

Пластические, гимнастические упражнения и этюды.

Пальчиковые куклы.

Работа с пальчиковыми куклами.


Инструктаж по ТБ.

Изготовление пальчиковых кукол из перчаток, варежек.

Сценки с изготовленными пальчиковыми куклами.

Тема 3. Развитие образного мышления.

Слова и эмоции.

Игра в слова.

Образ эмоции.

Форма и содержание, сходство.

Коллективное сочинение (что бы было бы, если бы…).

Показываем этюды.

Музыка и образ.

Знакомство с классическими произведениями. «Картинки с выставки» Мусорского; «Времена года» Вивальди.

Зарисовка эмоционального впечатления (цветовые пятна, графика и т.д.)

Прослушивание второе: кинолента виденья (мысленно).

Рассказ по рисунку (место действия, герои и их отношения).

Тема 4. Перчаточная кукла.

Основное положение перчаточной куклы.

Работа над основным положением перчаточной куклы.

Характер и образ в передаче интонации.

Сравнение образа героя с предметом, издающим звуки.

Упражнения для обработки навыков разговора куклы.

Диалог героев.

Вождение куклы.

Упражнения на ширме, отработка походки.

Оценка происходящего через куклу.

Остановка в движении.

Упражнения с воображаемыми предметами.

Этюды. Отработка походки, жеста, оценки, общения.

Групповые упражнения – этюды.

Закрепление умения работать с перчаточной куклой.

Этюды: «Лиса и заяц», «Заяц – хвастун» и др.

Показ этюдов.

Тема 5. Работа над постановкой голоса. Актёрское мастерство.

Дыхательные упражнения стоя и сидя. (Автор Э.Чарелли).

Дыхательные упражнения.

Дикция.

Артикуляционная гимнастика.

Упражнения на произношение гласных и согласных.

Произношение скороговорок.

От простого к сложному с определённой интонацией, разным темпом произношения. (Автор Е. Леонарди).

Упражнения по мастерству актёра.

Гимнастика рук, пальцев.

Образные упражнения.

Развивающие игры.

Командные игры.

Показ этюдов.

69.

Подготовка спектакля для показа

70.

Продолжение работы над спектаклем.

71.

Показ спектакля на родительском собрании, для 2 класса


Второй год обучения


1

Тема 1. Выбор пьесы.

Читка пьесы.

2

Обсуждение пьесы.

3

В чём проблема каждого героя.

4

Причины столкновений героев.

5

Цель и мотивы поведения героев.

6

Характеры героев пьесы.

7

Сверхзадача пьесы.

8

Тема 2. Работа над ролью.

Анализ роли.

9

Ради чего ты будешь играть эту роль?

10

Похожие ситуации в жизни.

11

«Зерно» характера.

12

С чем ассоциируется образ героя?

13

Работа над ролью.

14

Продолжение работы над ролью.

15

Тема 3. Работа над постановкой голоса.

Работа над постановкой голоса.

16

Продолжение работы над постановкой голоса.

17

Тема 4. Репетиции.

Образ – символ.

18

Импровизированный текст.

19

Авторский текст.

20

Проверка импровизированного текста с авторским.

21

Уточнения, используя куклу-символ.

22

Этюды с импровизированным текстом.

23

Продолжение работы над этюдами.

24

Завершение работы над этюдами.

25

Показ этюдов.

26

Обсуждение показа этюдов.

27

Тема 5. Работа с текстом.

Главная мысль в предложенном «куске».

28

Паузы: логическая, психологическая, люфт-пауза.

29

Главное слово: ударное, сильное, среднее, слабое.

30

Интонационные знаки (препинания).

31

Выразительное чтение текста.

32

Работа с текстом.

33

Читка по ролям.

34

Продолжение работы над читкой по ролям.

35

Тема 6. Репетиции на сцене.

Походка, жест, поворот головы, корпуса.

36

Оценка факта.

37

Физическое и психологическое самочувствие актёра в роли через куклу.

38

Что делаю? (действие).

39

Для чего делаю? (хотение).

40

Как делаю? (приспособления).

41

Приспособление к реквизиту, декорации.

42

Работа с декорациями.

43

Общение через куклу.

44

Музыка и движение куклы.

45

Речь актёра и движения куклы, жесты.

46

Отношение актёра к происходящему.

47

Через пластику к сверхзадаче роли, пьесы.

48

Подготовка к спектаклю.

49

Работа над спектаклем.

50

Продолжение работы над спектаклем.

51

Репетиция спектакля.

52

Показ спектакля для учащихся 1-3 классов, родителей.

53

Анализ показа спектакля.


Третий год обучения


1

Тема 1. История театра кукол.

Праздники в Египте. Театр педжент.

2

Кукла в Древнем мире.

3

Театрализованные шествия.

4

Вифлеемский ящик – наследство поколения.

5

Куклы Италии.

6

Куклы Франции.

7

Китайские тени во Франции.

8

Куклы шаманов.

9

Британская империя в Америке.

10

Устройство сцены в театре кукол.

11

Российский театр кукол – Петрушка.

12

Вертеп.

13

Рождественский обычай.

14

Устройство кукол и их пластические возможности.

15

Марионетки в 18 веке. Репертуар иностранных кукольников.

16

И.А. Зайцев – народный кукольник (программа «Цирк»).

17

С. Прокофьев – танцевальные номера с куклами.

18

Ефимовы – «Макбет».

19

Становление профессионального театра кукол (1918 год).

20

Театр кукол в Ленинграде под руководством Е. Деммени.

21

Театр С. Образцова – школа для всех кукольников.

22

Драматизация и театр кукол.

23

Тема 2. Работа над постановкой голоса.

Работа над постановкой голоса.

24

Продолжение работы над постановкой голоса.





25

Тема 3.Выбор пьесы.


Читка пьесы

26

27

28

29

30

31

Обсуждение пьесы.

В чём проблема каждого героя.

Причины столкновений героев.

Цель и мотивы поведения героев.

Характеры героев пьесы.

Сверхзадача пьесы.


32


33

34

35

36

37

Изготовление кукол.

Определение жанра.

Выбор типа кукол и их выразительные возможности

Продолжение работы над куклой

Эскизы кукол.

Изготовление кукол.

Завершение изготовления куклы.

38

Изготовление декораций.

39

Продолжение изготовления декораций.

40

Работа над ролью.

41

Продолжение работы над ролью


42

43

44

45

46

47



Тема 4. Репетиционный период (застольный).

Работа с текстом.

Линия роли.

Работа над ролью.

Продолжение работы над ролью

Тема 5. Репетиционный период (работа с куклой).

Изменение маски кукол.

48

Основной ритм движения куклы.

49

Точная координация танцевальных движений актёра с куклой.

50

Общение со зрителем.

51

Общение с партнёром через куклу.

52

Тембровая и интонационная окраска голоса.

53

Работа в жанре.

54

Работа с куклой.

55

Репетиции с куклой.

56

Показ спектакля для детского сада, учащихся нач.школы, родителей.






Четвёртый год обучения



Тема 1. Ассоциативное мышление – путь к нестандартному решению сценического образа куклы.

  1. Понятие о метафоре.

  1. Художественная образность в народной словесности.

  1. Религиозное верование древнего человека и его отношения к природе.

  1. Живописующее слово о природе.

  1. Язык и образ мышления.

  1. Народные приметы, связанные с земледелием, природой.

  1. Загадка – сохранение старинного мифического языка.

  1. Чтение загадок.

  1. Сочинение загадок.

  1. Народные сказки.

  1. Чтение сказок.

  1. Народные предания.

  1. Басни и сказания о зверях.

  1. Чтение басен.

  1. Сочинение сказок.

  1. Сочинение басен.

  1. Поэтическое слово.

  1. Образы в поэтическом слове.

  1. Чтение стихотворений.

  1. Сочинение собственных стихов.

  1. Конкурс чтецов.

  1. Литературный праздник.






Тема 2. Работа над самостоятельным номером.

  1. Знакомство с художниками разных эпох в жанре «Портрет».

  1. Характеристика по портрету.

  1. Сочинение истории жизни по портрету.

  1. Эмоциональная память.

  1. Музыка, художественный фильм, книга, спектакль, жизненные наблюдения и т.д.

  1. От чувства к образу.

  1. От образа к рисунку.

  1. От рисунка к теме, проблеме.

  1. Изготовление кукол.

  1. Продолжение работы по изготовлению кукол.

  1. Завершение работы над куклой.

  1. Изготовление декораций.

  1. Продолжение изготовления декораций.

  1. Репетиционный период.

  1. Показ номеров





Тема 3. Выбор пьесы. Репетиционный период (застольный).

  1. Работа с текстом.

  1. Линия роли.

  1. Работа над ролью.

  1. Продолжение работы над ролью

Тема 4. Репетиционный период (работа с куклой).

  1. Изменение маски кукол.

  1. Основной ритм движения куклы.

  1. Точная координация танцевальных движений актёра с куклой.

  1. Общение со зрителем.

  1. Общение с партнёром через куклу.

  1. Тембровая и интонационная окраска голоса.

  1. Работа в жанре.

  1. Работа с куклой.

  1. Репетиции с куклой.

  1. Показ спектакля для детского сада, учащихся начальной школы.

Тема 5. Работа над авторским спектаклем.

  1. Подготовительная работа.

  1. Эмоциональное впечатление от музыки (рисунки).

  1. Поиски образного решения спектакля.

  1. Защита эскизов кукол, декораций.

  1. Изготовление кукол.

  1. Продолжение изготовления кукол.

  1. Завершение работы по изготовлению кукол.

  1. Изготовление декораций.

  1. Продолжение работы над декорациями.

  1. Работа над ролью, с текстом.

  1. Репетиционный период.

  1. Продолжение репетиций.

  1. Подготовка к спектаклю.

14 Показ спектакля для Д\с, родителей, учеников школы.























МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Занятия объединения «Петрушка» проводятся с учащимися 7-11-летнего возраста, начинаются с 1-го класса. Программа этих занятий основана на комплексном подходе к построению занятий, который выражается в изучении тем, связанных с историей кукольного театра, актёрским мастерством, постановкой голоса, умением работать с куклой.

Занятия кукольным театром предполагают контакт с дисциплинами, развивающими мышление и речь (актёрское мастерство, сценическая речь), художественный вкус (рисование, ручной труд), чувства (музыка).

Учитывая возрастные особенности учащихся, оценивание художественного развития младших школьников на театральных занятиях осуществляется путём анализа того, что ученик выполняет хорошо и над чем ему следует поработать. Оценки не выставляются.

В зависимости от содержания, цели и задач занятия, возрастных особенностей и возможностей учащихся используем следующие типы занятий: урок – рассказ, урок – упражнение, урок – практическая работа, урок – работа над этюдом или спектаклем, урок – обсуждение сценария, урок – проба на роль, урок – репетиция. Начиная работать с младшими школьниками, целесообразно использовать комбинированный урок, на котором дети получают новые знания, вырабатывают соответствующие навыки и умения. Такой урок строится следующим образом:

  1. Организационный момент.

  2. Повторение предыдущего материала.

  3. Изложение нового материала.

  4. Упражнения.

  5. Этюд для выработки умений

Мышление младших школьников опирается на наглядные образы и представления. Отвлечённые словесные объяснения для них, как правило, недоступны: им необходим для понимания реальный предмет (или его изображение). Своеобразие мышления ребёнка этого возраста тесно связано с особенностями его личного опыта.

Целесообразно применять разнообразные наглядные средства на занятиях и опору на личный опыт детей.

Младший школьник – человек необычайно деятельный. Можно с уверенностью утверждать, что те знания и переживания, которые он «пропустил» через активное действие, закрепляются в его сознании намного надёжнее и глубже, чем те, которые он получил чисто умозрительным путём, в виде словесных формулировок, требующих лишь запоминания.

Реализации сложных задач театра служит игра.

«Игра ребёнка отличается верой в подлинность и правду вымысла. Стоит ребёнку сказать себе «как будто бы», и вымысел уже живёт в нём. При этом у ребёнка замечается ещё одно свойство: дети знают то, чему они могут верить, и то, чего не надо замечать». (Станиславский К.С. Работа актёра над собой. М.. 1954. Стр.170).

Такой характер игры отличает её от всех других видов детской деятельности и роднит с искусством театра, с образным отражением действительности. Играя, дети верят в то, что, оставаясь в классной комнате, они вместе с куклами плывут по морю, летят на Луну и т.п.

Но в развитии и отражении факторов и явлений окружающей жизни огромная роль принадлежит воображению. Именно силой воображения создаются ситуации игры, образы, воспроизводимые в ней, возможность сочетать реальное, обычное с вымышленным, что придаёт игре привлекательность, за что её любят дети.

На уроках театра используются в основном два вида игр: сюжетно-ролевые и игры-драматизации. Чаще всего основой игр-драматизаций являются сказки. В сказке образы героев очерчены наиболее ярко, они привлекают детей динамичностью и ясной мотивированностью поступков, действия чётко сменяют друг друга, и младшие школьники охотно воспроизводят их.

Помогая детям усвоить содержание игры, войти в образ, педагог использует рассматривание иллюстраций к литературным произведениям, уточняет некоторые черты персонажей, выясняет отношение детей к игре, её персонажам.

Большое значение в развитии игры-драматизации, в усвоении характерных черт образа куклы и отражения их в роли имеет интерес к ней самого педагога, его умение пользоваться средствами художественной выразительности при чтении или рассказывании. Правильный ритм, разнообразные интонации, паузы, некоторые жесты оживляют образы, делают их близкими детям, возбуждают у них желание работать с куклой и говорить за неё.

Роль руководителя занятий сводится к тому, что он организует внимание детей, направляет их мысль, воображение, уточняет цели и задачи практических действий. В этих условиях больше всего себя оправдывают игры – драматизации, этюды, составленные по народным сказкам, рассказам и стихам.

Показателем совместного творчества руководителя и учащихся является спектакль. Перед детьми встаёт необходимость освоения авторского текста, выяснения мыслей, намерений, взаимоотношений и действий персонажей. Дети - кукловоды должны хорошо понимать, для чего, с какой целью они произносят те или иные слова куклы, что, почему и зачем делают в каждый момент пребывания за ширмой. На этой основе у ребят формируются осознанные требования к своему исполнению и творчеству товарищей, развивается потребность совершенствовать качество своей работы с куклой.

Непременным условием занятий кукольного театра является участие всех детей в играх, этюдах, спектаклях.

Кукольный театр – хорошая возможность для застенчивых учеников проявить свои способности, почувствовать себя увереннее.

В нашей работе мы не хотим и не пытаемся копировать взрослый театр. Это и невозможно, и не нужно. Мы не готовим актёров. Учить детей сложной актёрской технике в младшем школьном возрасте неоправданно. Детская игра для ребёнка должна быть игрой. И мы играем в театр.

Цели, которые мы ставим перед собой, играя в кукольный театр, - это формирование духовного мира ребёнка, развитие его личности. Наши занятия – это активизация творческого потенциала каждого ребёнка. Но мы хотим, чтобы учащиеся почувствовали себя и создателями, творцами кукольных спектаклей от начала его зарождения до полного завершения.

Поэтому постановка спектаклей – важный момент в творчестве и педагога, и детей.

Спектакль – это своеобразная демонстрация моральных качеств коллектива участников спектакля, их собранности, дисциплинированности, ответственности, взаимопонимания, взаимовыручки.

Спектакль требует напряжения духовных сил ребёнка. Дети, объединённые общими переживаниями, стремятся к согласованным действиям, при этом личное находится в единстве с коллективным.

Особой формой оценки служит показ достижений учеников за пределами коллектива объединения, класса. Это спектакли для одноклассников, параллели классов в лицее.

Постановке спектаклей мы придаём серьёзное значение. Спектакли украшают наши школьные праздники.

Уроки кукольного театра в школе удачно вписываются в систему образования и воспитания младших школьников, способствуя развитию и формированию их личности.

Наглядный материал:


  • иллюстрации разных видов кукол

  • пальчиковые, перчаточные и др.куклы

  • инструкции по изготовлению кукол


Оборудование для организации образовательного процесса:


  • ширма

  • пальчиковые куклы

  • перчаточные куклы и др.

  • сценарии спектаклей, этюдов, сценок

  • материал для самостоятельного изготовления кукол

  • краски, цветные карандаши, фломастеры, бумага для рисунков

  • цветная бумага, картон, клей, ножницы для изготовления несложных декораций


Общие правила ведения кукол.


В театре кукол есть несколько правил управления куклами, которые стали почти законами. Эти правила выполняют неукоснительно. Одно из правил касается основного положения куклы над ширмой.


Основное положение куклы над ширмой следующее: кукла повернута в сторону зрителей с небольшим наклоном вперед-вниз. Этот наклон нужен, чтобы зрители, сидящие ниже сцены, смогли увидеть лицо (или мордочку) куклы. При таком наклоне кукла будет смотреть как бы в глаза зрителям. Будьте внимательны, не отклоняйте локоть своей руки в сторону. И главное: ни в коем случае не сгибайте руку в запястье так, чтобы кисть отклонялась назад. В этом случае кукла «запрокинется».

Правило 1.

Куклу показывают из-за ширмы на три четверти ее роста. Этим создается впечатление, что кукла ходит по воображаемому полу, находящемуся за ширмой чуть ниже грядки. Обычно куклу держат вплотную к краям ширмы, если же куклу отводят в глубину, ее немного поднимают, чтобы ее могли видеть передние зрители.

Правило 2.

Кукла должна смотреть на того, с кем она говорит в данный момент. Это обязательное требование (Впрочем, оно важное и для общения людей). Направить «взгляд» куклы на нужный предмет – значит направить ее нос в эту сторону. Это же правило нужно соблюдать, когда кукла слушает то, что ей говорят.

Правило 3.

Разговор кукол должен сопровождаться движениями Когда кукла говорит – она движется, когда молчит- она неподвижна Это правило не всегда может соблюдаться. Так, тростевая кукла, благодаря своим широким жестам, может поддерживать длительный диалог и даже произнести монолог. Исключением является и случай, когда одна кукла стремится догнать другую и обе они что-то кричат.

Однако даже тогда, когда кукла, замерев, молчит, она не должна выглядеть мертвой. Поэтому для молчаливой куклы находят позу (или движения и жесты во время пауз в словах), достаточно точно выражающую реакцию на слова партнера.

Управление куклами-фигурками не требует специальных навыков. Нужно только не бояться фантазировать, и поставить несложный спектакль будет очень легко.

Способы управления куклой-петрушкой.


Наденьте куклу на руку и посмотрите, правильно ли сидит голова куклы. Сведите ладошки куклы вместе, они должны быть обращены друг другу. Патронки не должны быть слишком узкими или широкими для ваших пальцев. Если они слишком свободны для вашей руки, вставьте внутрь широкой патронки еще одну, меньшего размера.

Осталось проверить, удобен ли для работы чехол куклы. Для этого кисть пуки отклоните вперед и посмотрите, совпадает ли сгиб руки с условной линией талии куклы. Если чехол не мешает движению, не стягивает руку и не слишком свободно болтается вокруг кисти руки, то все в порядке и можно продолжать работу с куклой. Если же возникли какие – либо затруднения, ещё раз хорошо проверьте устройство куклы.

Уже говорилось, что устройство куклы и возможность делать какие – либо движения зависят от того, как располагается рука актера внутри. Чаще всего актеры управляют перчаточной куклой двумя способами.






  • Первый способ

(самый простой). Головой куклы «руководит» указательный палец, а рукам – большой и средние пальцы. Мизинец и безымянный палец пригибают к ладони.

При таком расположении пальцев у куклы получается очень подвижная шея, что облегчает наклон головы. Но изменить положение голова кукла может, только повернувшись всем туловищем сразу.



  • Второй способ.

В этом случае голову надевают на указательный и средний пальцы, большим пальцем управляют одной рукой, безымянным и мизинцем – другой.

Шея в данном случае менее гибкая. Зато кукла может вертеть головой во все стороны. Для этого достаточно просто пошевелить пальцами, вложенными в голову.







  • Третий способ.

Голова посажена на указательный и средний палец, руки управляют большим пальцем и мизинцем. Безымянный палец подогнут.

В этом случае внешний вид куклы наиболее соответствует человеческой фигуре. Но небольшой недостаток этого способа заключается в том, что подогнутый безымянный палец часто мешает актеру, особенно, если рука мало тренирована.







  • Четвертый способ.

Рука актера менее скована, если безымянный палец прижат к ладони вместе со средним.









  • Пятый способ.

Можно сделать и так: надеть на средний голову куклы, а её руки – на большой палец и мизинец. Указательный и безымянный пальцы пригибаются к ладони.






Выбор того или иного способа управления куклой зависит от того, какие движения кукла должна будет делать, и кого она будет изображать. Например, если куклу, изображающую маленького Зайчика, надеть так: голову – на средний палец, а лапки – на безымянный и указательный – и научится быстро перебирать этими пальцами, то Зайчик сможет барабанить лапками.




Иногда управляют сразу несколькими куклами. Для этого на каждый палец надевают отдельную куколку или же всех персонажей прикрепляют к одной перчатке. Во втором случае перчатку с куклами можно быстрее надеть и управлять ими легче. Подобных кукол чаще всего используют в массовых сценах на заднем плане. Костюмы таким куклам делают при помощи аппликации или раскрашивании отдельных частей перчатки.


Упражнение с куклой – Петрушкой.


Эти упражнения составляют так называемую зарядку для куклы. Эту зарядку полезно повторять перед каждым спектаклем хотя бы 2 – 3 минуты.

С какой бы куклой вам не пришлось работать, помните: регулярные тренировки позволят уделить во время репетиций больше внимания выразительности поведения куклы, а не тому, как сделать определенный жест, с точки зрения техники.

Перед тем как приступить к зарядке, вспомните, как вы сами ее делаете. Сначала каждое новое упражнение делаете под счет, затем, когда движение станут привычными, продолжайте выполнение по музыку. Так же следует выполнять и зарядку для кукол.

Для зарядки вам понадобится ширма. Если ее нет. Достаточно натянуть веревку (между двумя стойками или просто в дверях) на высоте, превышающей ваш рост на 3 – 5 см, и перекинуть через веревку любую ткань. Можно обойтись одной веревкой, без ткани.

Для первых тренировок необходим еще один предмет – зеркало. Укрепите его перед ширмой или ширму поставьте перед большим зеркалом. Зеркало нужно для того, чтобы контролировать правильность выполнения движений. Если невозможно воспользоваться зеркалом, можно обойтись и без него. Но следить за положением куклы над ширмой необходимо в любом случае. Вы можете попросить других посмотреть за действиями и поправить вас, когда потребуется.

Актеры учатся управлять куклой как левой, так и правой. Во – первых, может так случится, что работать с куклой можно будет только левой рукой. А во – вторых, во время спектакля часто приходится одновременно управлять двумя куклами. Поэтому выполняйте сначала на одной руке, потом на другой, а затем – на обеих сразу. Внимательно следите за положением локтей при управлении двумя куклами одновременно.

Старайтесь делать каждое движение точно, не разделять его на несколько мелких: кукла не должна «трепыхаться». Когда простое движение перестанет вызывать затруднения, переходите к движениям более сложным.

Из всех верховых кукол у перчаточных жесты наиболее ограниченны. Но ни гапитная, ни тростевая, ни механическая кукла не могут так обнять друга, так крепко поколотить врага, как это может сделать перчаточная кукла.


Разминка.


Начните разминку с самых простых движений. Выполнять их можно в любой последовательности.

Итак, кукла в основном своем положении: на три четверти видна над ширмой, лицо (или мордочка) обращено к зрителям, руки слегка разведены в стороны. На счет «раз» кукла делает движение, на «два, три, четыре» задерживается в данной позиции и снова на «раз» - возвращается в основное положение.

Наклон головы.

Согните указательный палец, на который надета голова куклы. Проделывая это упражнение, следите за тем, чтобы запястье, локоть, большой и указательный пальцы руки оставались в неизменном положении.

Сведение и разведение рук.

По счету «раз» соедините большой и средний пальцы, задержите куклу в таком положении последующие три счета, а затем, на «раз», верните ее руки в первоначальное положение.

Наклон туловища.

Сгибайте запястье руки вперед, назад, вправо и влево. Следите за тем, чтобы двигалась только верхняя часть туловища куклы, ее руки и голова должны оставаться в первоначальном соотношении.

Приседание.

Положение локтя оставьте неизменным, запястье отведите назад, три счета продержите куклу в такой позе, затем верните в исходное положение.

Шаг.

Это наиболее трудное движение. Чтобы кукла начала ходить, передвигайтесь за ширмой мелкими шажками сами. При этом слегка опускайте и поднимайте локоть (вверх-вниз и ни в коем случае не в сторону) своей руки, на которую надета кукла. Но главное здесь – движение рук. Вытяните руки вперед ладонями внутрь. По счету «раз» поднимите средний палец вверх до отказа, большой же опустите вниз. На счет «три», «четыре» повторите движения. Добиться правдоподобной походки у кукол – дело нелегкое. Поэтому отнеситесь к этому серьезно и хорошо потренируйтесь.

Игра с вещами.

Перчаточные куклы легче других берут различные предметы. В спектаклях это особенность очень важна и полезна. Однако упражнение «игра с вещами» - самое трудное для любой куклы.

Перчаточная кукла держит предмет обеими руками достаточно крепко и может уверенно с ним обращаться. Но это не значит, что можно обойтись без репетиций. Репетиции необходимы, причем проводить их лучше всего именно с тем предметом, который будет участвовать в спектакле.

Для начала научитесь брать легкий предмет, например кубик. Чтобы взять его, наклоните куклу в талии так, чтобы ладошки ее рук оказались за ширмой. Свободной рукой подайте кубик и зажмите его в ладошках куклы. Не забывайте об уровне и не прячьте куклу за ширму целиком. Попробуйте выполнить это упражнение двумя куклами, передавая кубик из рук одной в руки другой. Если в зарядке участвует несколько кукол, то попробуйте передавать кубик по цепочке. Выполняйте движения под счет, затем под музыку в ритме марша.

В том случае, если кукла должна взять предмет одной рукой, делают дополнительные приспособления: крючки из проволоки сбоку или снизу предмета; углубление в предмете, в которое кукла может вставить руку, и т.п. С этой же целью к ладошкам куклы прикрепляют кнопки или крючки.

Хорошо удерживают предмет, руки с проволочным каркасом. Все перечисленные выше способы требуют усиленных репетиций, иначе во время спектакля движения куклы будут неуверенными и могут привести к неприятным неожиданностям.

В спектакле куклы не только берут и отдают предметы, но и выполняют более сложные действия, Например, одна кукла держит стакан, а другая наливает в этот стакан из кувшина воду. Или несколько кукол сначала строят пирамиду из кубиков, а затем разбирают ее. Общение и согласованные действия кукол очень важны, этому тоже надо учиться. Поэтому в разминку нужно вводить и упражнения-действия для нескольких кукол.

Танец.

Прежде чем научить куклу танцевать, внимательно последите за танцующими друзьями. Посмотрите, какие движения они выполняют руками, как двигается их туловище. Если сможете, то зарисуйте основные движения в танце. Не получится зарисовать – постарайтесь запомнить.

Конечно, выполнить все разнообразие движений танцующего человека перчаточной кукле не под силу, да этого никто и не требует. Кукла должна только изображать живое существо, создавать образ, а не копировать человека полностью.

Для начала попробуйте научиться танцевать вальс. Это, наверное, самый легкий танец для кукол. Основное движение в этом танце – плавное кружение при определенном положении фигур. Другими словами, сами куклы не делают никаких движений, кукловоду нужно лишь сохранить определенную позу кукол на протяжении всего танца. Наденьте на каждую руку по кукле, разверните кукол друг к другу. Соедините руки кукол следующим образом: левую руку куклы дамы положите на плечо куклы кавалера, правую руку куклы дамы отведите в сторону и вверх; правой рукой куклы кавалера обнимите куклу даму за талию, левую куклы кавалера соедините с правой рукой дамы (соедините большие пальцы своих рук). Внимательно следите за тем, чтобы во время танца уровень не менялся и положение кукол оставался прежним по отношению друг к другу. В этом случае зрителям будет понятно, что исполняется вальс.

Все остальные танцы требуют от актеров большего мастерства. Надо особо внимательно приглядываться к танцующим, чтобы правильно изобразить тот или другой танец при помощи кукол.

Речевые упражнения


Не секрет, что актер, будь то драматический или кукловод, должен четко, внятно и громко произносить слова своей роли. Актер-кукловод не может считаться истинным мастером своего дела, если он не владеет техникой речи.

Одним из наиболее употребляемых речевых упражнений является проговаривание скороговорок. Это не так просто, как кажется на первый взгляд. Важно не только быстро, но и четко произнести скороговорку: так, чтобы был слышен каждый звук.

Помните, что не только громкость и внятность важны при произнесении текста ролей. Интонация и выразительность – непременные составляющие актерской речи. Не забывайте об этом, когда будете произносить скороговорки. Попробуйте выразить голосом страх, радость, отчаяние надежду, удивление. Обратите внимание на то, как будет меняться смысл одной и той же фразы в зависимости от эмоционального оттенка, который вы ей придаете.


Список скороговорок



Белый снег, белый мел, белый заяц тоже бел…

А вот белка не бела, белой даже не была…


Говорил попугай попугаю:

«Я тебя, попугай, попугаю!»

Отвечает ему попугай:

«Попугай, попугай, попугай!»


Вез корабль карамель,

Наскочил корабль на мель.

И матросы две недели

Карамель на мели ели.


От топота копыт пыль по полю летит.

Бык-тупогуб, тупогубенький бычок.

У быка бела губа была тупа.

Купи кипу пик.

Ткет ткач ткани на платки Тане.

У елки иголки колки.


Кукушка кукушонку купила капюшон.

Надел кукушонок капюшон.

Как в капюшоне он смешон.


Пришел Прокоп – кипит укроп.

Ушел Прокоп – кипит укроп.

Как при Прокопе кипел укроп,

Так и без Прокопа кипел укроп.


У нас гость унес трость


На дворе - трава, на траве - дрова.

Не руби дрова на траве двора.

Раз дрова, два дрова, три дрова.


Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

Мама Ромаше дала сыворотку из – под простокваши.


Расскажите про покупки.

Про какие про покупки?

Про покупки, про покупки,

Про покупочки мои.


Мама Милу мылом мыла.

Не жалела мама мыла.

Мила мыло не любила.


Четыре черненьких чумазеньких чертенка

чертили черными чернилами чертеж.


Сачок зацепился за сучок.

По семеро в сани уселись в сани.


Шла Саша по шоссе и сосала сушку.


Шли шестнадцать мышей, нашли шесть грошей.

А мыши, что поплоше, шумливо шарят гроши.


У ежа ежата, у ужа – ужата.


Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.


Течет речка, печет печка.


Около колодца кольца не найдется.


Словарь театральных терминов


Авансцена – пространство сцены между занавесом и оркестром или зрительным залом.

Актер – деятельный, действующий

Амфитеатр – места расположенные за партером.

Антракт – промежуток между действиями спектакля.

Аплодисменты – одобрительные хлопки.

Афиша – объявления о представлении.

Бельэтаж – 1-й этаж над партером и амфитеатром.

Бенуар – ложи по обеим сторонам партера на уровне сцены.

Бутафория – предметы, специально изготовляемые и употребляемые вместо настоящих вещей в театральных постановках( посуда, украшения).

Декорация (лат.) – украшение; художественное оформление действия на театральной сцене(лес, комната)

Диалог – разговор между двумя или несколькими лицами.

Жест – движение рук, головы, передающие чувства и мысли.

Задник – расписной или гладкий фон из мягкой ткани, подвешенный в глубине сцены.

Карман – боковая часть сцены, скрытая от зрителей.

Кулисы – вертикальные полосы ткани, обрамляющие сцену по бокам.

Мизансцена – сценическое размещение, положение актеров на сцене в определенный момент.

Монолог – речь одного лица, мысли вслух.

Партер – места для зрителей ниже уровня сцены.

Режиссер – управляющий актерами, раздающий роли; лицо , руководящее постановкой спектакля.

Реквизит – вещи подлинные или бутафорские, необходимые актерам по ходу действия спектакля.

Ремарка – пояснение на страницах пьесы, которые определяют место и обстановку действия, указывают, как должны вести себя действующие лица в тех или иных обстоятельствах.

Репертуар – пьесы, идущие в театре в определенный промежуток времени.

Репетиция – повторение, педварительное исполнение спектакля.

Реплика – фраза действующего лица, вслед за которым вступает другое действующее лицо или происходит какое-либо сценическое действие.

Театр – место для зрелищ.

Фойе - помещение в театре, которое служит местом отдыха для зрителей во время антракта.





ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ, ВКЛЮЧАЮЩИЕ УУД

Личностные универсальные учебные действия

У выпускника будут сформированы:

  • ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

    • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания как переходного отдоконвенционального к конвенциональному уровню;

  • эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;

  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.


Выпускник получит возможность для формирования:

  • морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

  • осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

  • эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.




Регулятивные универсальные учебные действия


Выпускник научится:

• планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

• адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

• различать способ и результат действия;

• вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата,


Выпускник получит возможность научиться:

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце

действия.






Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

• адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание владеть диалогической формой коммуникации,

• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

• формулировать собственное мнение и позицию;

• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

• задавать вопросы;

• контролировать действия партнёра;

• использовать речь для регуляции своего действия;

• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.


Выпускник получит возможность научиться:

учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.













































СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ



Список литературы для педагога:


1.Юлия Бибина. Практическая работа с куклой в детском коллективе.

  • упражнения для развития гибкости рук, для пальцев рук, кистей рук;

  • образные упражнения;

  • работа с перчаточной куклой;

  • упражнения с воображаемыми предметами;

  • групповые упражнения-этюды;

  • работа с тростевой куклой.

2.А.М. Нахимовский Как работать с актёром. Профессия- режиссёр. Как создать в школе театральное действие от А до Я. «Режиссура музейного зрелища».- М.: ВЦХТ, 1999 г.

  • сценическая речь;

  • сценическое движение;

  • актёрское мастерство.

3.Сергей Клубков. Уроки мастерства актёра. Психофизический тренинг.

4.Ю.В.Колчеев, Н.М.Колчеева. Театрализованные игры в школе.- М.: Школьная Пресса, 2003. (Журнал «Воспитание школьников. Библиотека журнала». Вып. 30);

  • творческие задания;

  • развивающие игры; подвижные командные игры;

  • упражнения по развитию речи;

  • разработки сценок.

5.Ирина Медведева, Татьяна Шишова. Куклотерапия, или что такое драматическая психоэлевация.

  • оригинальный метод психотерапии детей.

6.Г.В. Генов. Театр для малышей. – М.: Просвещение, 1968.

  • картонный, магнитный, настольный театр

  • книжка-театр

  • театр кукол

  • театр масок

  • теневой театр; театр «живых теней» и др.

7.Т.Н.Караманенко, Ю.Г.Караманенко. Кукольный театр – дошкольникам. М.: Просвещение, 1982.

  • как подготовить декорации, игрушки, петрушек, подобрать музыку;

  • сценки и пьесы, обработки народных сказок.

8.Рымалов Э.Л. Бумажный кукольный театр. М.: Мнемозина, 1995.

  • изготовление БКТ из бросовых материалов;

  • использование БКТ при обучении детей английскому языку.

9.Давыдова М.А., Агапова И.А. Мягкие игрушки своими руками. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

  • пошив мягких игрушек;

  • театрализованные игры с использованием изготовленных игрушек;

  • сказочные сюжеты.

10.Кияновский А.А. Школьный театр в начальной школе. М.: Чистые пруды, 2007. (Библиотечка «Первого сентября», серия «Начальная школа»).

11.Я познаю мир: Детская энциклопедия: Игрушки / Автор-составитель

Н.Г. Юрина. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»; ЗАО «Изд. Дом «Семейная библиотека», 1999 г.

Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. – М.,1972.

. Безымянная О. « Школьный театр». -М.2001.

3.Калинина Г. «Давайте устроим театр!»(Домашний театр как средство воспитания) -М.2007.

4.Караманенко Т.Н. «Кукольный театр-дошкольникам».- М.1969.

Кулина И.А. /Начальная школа/ №5, с.78, 1995

Никитиной А.Б. « Театр, где играют дети»-.М. 2001

6.Раугул Е., Козырева М. «Театр в чемодане».- С.-П., 1998

Толченов О.А. «Сценарии игровых и театрализованных представлений для детей разного возраста». -М.2001

8.Трифонова Н. «Кукольный театр своими руками».- М.2001

Поляк Л. «Театр сказок».-С.-П.2001

Янсюкевич В.И. «Репертуар для школьного театра»-.М.,2001


Список литературы для детей:

для домашнего чтения, для дополнительной информации, закрепления изученного материала:

  • Я познаю мир: Детская энциклопедия: Игрушки / Автор-составитель

Н.Г. Юрина. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»; ЗАО «Изд. Дом «Семейная библиотека», 1999 г.


























КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Первый год обучения



№п\п


Содержание занятий

Примечание

1


Тема 1.Происхождение куклы. Виды кукол.

Изготовление первобытным человеком фигурок духов и поклонение им.


Театр кукол в Древней Греции.

Вифлеемский ящик.


Италия – самая кукольная страна в Европе. Виды кукол.


2


Перчаточная кукла – история Пуличинеллы, Полишинеля, Панча, Петрушки.


Кукла, танцующая на доске – планшетная кукла.


От фигурки Девы Марии к кукле марионетке


Куклы Востока – Индокитай – тростевая.


Япония, Индия – театр теней.


3


Славянские куклы. Петр Иванович Уксусов


Столица кукольного царства – Сергиев Посад.


Писатели, поэты и композиторы – кукольному театру.


4


Самые современные куклы.


Куклы – звёзды телевидения.


Викторина «В мире кукол».


5




Выставка рисунков «Моя любимая кукла»


6


Тема 2.Что может быть куклой?

Анимация с помощью рук актёра. Понятие символа через цветовую гамму.


Символика цвета (белый – невеста, чёрный – зло, серый – призрак, розовый – мечта и т.д.). Изготовление кукол


7




Рука как вид куклы. Пальчиковые куклы.Изготовление кукол


8


Коллективное сочинительство (что бы было бы, если бы…). Истории с теми героями, которых «оживили».


9




Разучивание ролевых игр.


10

14.10

Тема 3. Развитие образного мышления.

Слова и эмоции.


Игра в слова.


Образ эмоции.


Форма и содержание, сходство.


11


Коллективное сочинение (что бы было бы, если бы…). Зарисовка эмоционального впечатления (цветовые пятна, графика и т.д.)


12


Знакомство с классическими произведениями. «Картинки с выставки» Мусорского; «Времена года» Вивальди. Музыка и образ.


13


Рассказ по рисунку (место действия, герои и их отношения).


14


Показываем этюды. Пластические, гимнастические упражнения и этюды.


15



Показываем этюды


16

15.11

Тема 4. Перчаточная кукла.

Основное положение перчаточной куклы.


17

18

19


Инструктаж по ТБ.

Изготовление пальчиковых кукол из перчаток, варежек.


20


Работа с пальчиковыми куклами. Сценки с изготовленными пальчиковыми куклами.


21

22

23


Работа над основным положением перчаточной куклы. Изготовление


24



Характер и образ в передаче интонации.


25


Сравнение образа героя с предметом, издающим звуки.


26


Упражнения для обработки навыков разговора куклы.


27

28



Диалог героев.


29

30



Вождение куклы.


31

32


Упражнения на ширме, отработка походки.


33



Оценка происходящего через куклу.


34

35



Остановка в движении.


36


Упражнения с воображаемыми предметами.


37

38


Этюды. Отработка походки, жеста, оценки, общения.


39

40



Групповые упражнения – этюды.


41


Закрепление умения работать с перчаточной куклой.


42


Этюды: «Лиса и заяц», «Заяц – хвастун» и др.


43

44



Показ этюдов.


45



Тема 5. Работа над постановкой голоса. Актёрское мастерство.

Дыхательные упражнения стоя и сидя. (Автор Э.Чарелли).


46



Дыхательные упражнения.


47



Дикция.


48



Артикуляционная гимнастика.


49


Упражнения на произношение гласных и согласных.


50



Произношение скороговорок.


51


От простого к сложному с определённой интонацией, разным темпом произношения. (Автор Е. Леонарди).


52



Упражнения по мастерству актёра.


53



Гимнастика рук, пальцев.


54



Образные упражнения.


55



Развивающие игры.


56



Командные игры.


57



Показ этюдов.


58-62


Подготовка спектакля для показа в классе.


63,64



Продолжение работы над спектаклем.


65,66



Показ спектакля для 2-х классов.


Всего за год: 66ч.




КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Второй год обучения


Содержание занятий

Кол-во часов

Дата занятия

Приме-чание

1

Тема 1. Выбор пьесы.

Читка пьесы.

2



2

Обсуждение пьесы.

2



3

В чём проблема каждого героя.

2



4

Причины столкновений героев.

2



5

Цель и мотивы поведения героев.

2



6

Характеры героев пьесы.

2



7

Сверхзадача пьесы.

2



8

Тема 2. Работа над ролью.

Анализ роли.

2



9

Ради чего ты будешь играть эту роль?

2



10

Похожие ситуации в жизни.

2



11

«Зерно» характера.

2



12

С чем ассоциируется образ героя?

2



13

Работа над ролью.

2



14

Продолжение работы над ролью.

2



15

Тема 3. Изготовление кукол.

Эскизы кукол.

2



16

Выразительные возможности определенного вида кукол.

2



17

Лепка куклы (пластилин).

2



18

Изготовление головы из папье-маше.

2



19

Продолжение работы над головой.

2



20

Обработка и покрытие изделия.

2



21

Изготовление каркаса туловища.

2



22

Приспособления для вождения.

2



23

Продолжение работы над каркасом.

2



24

Соединение головы с туловищем.

2



25

Изготовление парика.

2



26

Раскрой и шитьё.

2



27

Соединение деталей куклы.

2



28

Продолжение соединения деталей куклы.

2



29

Раскраска головы.

2



30

Завершение работы над куклой.

2



31

Тема 4. Репетиции.

Образ – символ.

2



32

Импровизированный текст.

2



33

Авторский текст.

2



34

Проверка импровизированного текста с авторским.

2



35

Уточнения, используя куклу-символ.

2



36

Этюды с импровизированным текстом.

2



37

Продолжение работы над этюдами.

2



38

Завершение работы над этюдами.

2



39

Показ этюдов.

2



40

Обсуждение показа этюдов.

2



41

Тема 5. Работа с текстом.

Главная мысль в предложенном «куске».

2



42

Паузы: логическая, психологическая, люфт-пауза.

2



43

Главное слово: ударное, сильное, среднее, слабое.

2



44

Интонационные знаки (препинания).

2



45

Выразительное чтение текста.

2



46

Работа с текстом.

2



47

Читка по ролям.

2



48

Продолжение работы над читкой по ролям.

2



49

Тема 6. Репетиции на сцене.

Походка, жест, поворот головы, корпуса.

2



50

Оценка факта.

2



51

Физическое и психологическое самочувствие актёра в роли через куклу.

2



52

Что делаю? (действие).

2



53

Для чего делаю? (хотение).

2



54

Как делаю? (приспособления).

2



55

Приспособление к реквизиту, декорации.

2



56

Работа с декорациями.

2



57

Общение через куклу.

2



58

Музыка и движение куклы.

2



59

Речь актёра и движения куклы, жесты.

2



60

Отношение актёра к происходящему.

2



61

Через пластику к сверхзадаче роли, пьесы.

2



62

Подготовка к спектаклю.

2



63

Работа над спектаклем.

2



64

Продолжение работы над спектаклем.

2



65

Репетиция спектакля.

2



66

Показ спектакля.

2



67

Анализ показа спектакля.

2



68

Тема 7. Ассоциативное мышление – путь к нестандартному решению сценического образа куклы.

Понятие о метафоре.

2



69

Художественная образность в народной словесности.

2



70

Религиозное верование древнего человека и его отношения к природе.

2



71

Живописующее слово о природе.

2



72

Язык и образ мышления.

2



73

Народные приметы, связанные с земледелием, природой.

2



74

Загадка – сохранение старинного мифического языка.

2



75

Чтение загадок.

2



76

Сочинение загадок.

2



77

Народные сказки.

2



78

Чтение сказок.

2



79

Народные предания.

2



80

Басни и сказания о зверях.

2



81

Чтение басен.

2



82

Сочинение сказок.

2



83

Сочинение басен.

2



84

Поэтическое слово.

2



85

Образы в поэтическом слове.

2



86

Чтение стихотворений.

2



87

Сочинение собственных стихов.

2



88

Конкурс чтецов.

2



89

Литературный праздник.

2



90

Тема 8. Работа над авторским спектаклем.

Подготовительная работа.

2



91

Эмоциональное впечатление от музыки (рисунки).

2



92

Поиски образного решения спектакля.

2



93

Защита эскизов кукол, декораций.

2



94

Изготовление кукол.

2



95

Продолжение изготовления кукол.

2



96

Завершение работы по изготовлению кукол.

2



97

Изготовление декораций.

2



98

Продолжение работы над декорациями.

2



99

Работа над ролью, с текстом.

2



100

Репетиционный период.

2



101

Продолжение репетиций.

2



102

Подготовка к спектаклю.

2



103

Тема 9. Работа над постановкой голоса.

Работа над постановкой голоса.

2



104

Продолжение работы над постановкой голоса.

2



105

Подготовка к авторскому спектаклю.

2



106

Показ авторского спектакля.

2



107

Анализ спектакля.

2



108

Обобщение работы за год.

2






Всего за год: 216 часов.




Поездка в кукольный театр.

Анализ просмотренного спектакля.

Поездка на выставку кукол.


































КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Третий год обучения


Содержание занятий

Кол-во часов

Дата занятия

Приме-чание

1

Тема 1. История театра кукол.

Праздники в Египте. Театр педжент.

2



2

Кукла в Древнем мире.

2



3

Театрализованные шествия.

2



4

Вифлеемский ящик – наследство поколения.

2



5

Куклы Италии.

2



6

Куклы Франции.

2



7

Китайские тени во Франции.

2



8

Куклы шаманов.

2



9

Британская империя в Америке.

2



10

Устройство сцены в театре кукол.

2



11

Российский театр кукол – Петрушка.

2



12

Вертеп.

2



13

Рождественский обычай.

2



14

Устройство кукол и их пластические возможности.

2



15

Марионетки в 18 веке. Репертуар иностранных кукольников.

2



16

И.А. Зайцев – народный кукольник (программа «Цирк»).

2



17

С. Прокофьев – танцевальные номера с куклами.

2



18

Ефимовы – «Макбет».

2



19

Становление профессионального театра кукол (1918 год).

2



20

Театр кукол в Ленинграде под руководством Е. Деммени.

2



21

Театр С. Образцова – школа для всех кукольников.

2



22

Драматизация и театр кукол.

2



23

Тема 2. Работа над эстрадными номерами.

Понятие об эстраде как о форме театрального искусства.

2



24

Куклы на эстраде, их возможности.

2



25

Номера известных кукольников.

2



26

Жанры эстрадных номеров и возможности куклы.

2



27

Танцевальная пантомима.

2



28

Пародия.

2



29

Разговорный жанр (обращение к художественной литературе).

2



30

Клоунада.

2



31

Выбор сюжета. Чтение литературы.

2



32

Определение жанра.

2



33

Выбор типа кукол и их выразительные возможности.

2



34

Эскизы кукол.

2



35

Тема 3. Изготовление кукол.

Изготовление кукол.

2



36

Продолжение работы над куклой.

2



37

Завершение изготовления куклы.

2



38

Тема 4. Репетиционный период (застольный).

Работа с текстом.

2



39

Линия роли.

2



40

Работа над ролью.

2



41

Продолжение работы над ролью

2



42

Тема 5. Репетиционный период (работа с куклой).

Изменение маски кукол.

2



43

Основной ритм движения куклы.

2



44

Точная координация танцевальных движений актёра с куклой.

2



45

Общение со зрителем.

2



46

Общение с партнёром через куклу.

2



47

Тембровая и интонационная окраска голоса.

2



48

Работа в жанре.

2



49

Работа с куклой.

2



50

Репетиции с куклой.

2



51

Показ номеров.

2



52

Тема 6. Работа над самостоятельным номером.

Знакомство с художниками разных эпох в жанре «Портрет».

2



53

Характеристика по портрету.

2



54

Сочинение истории жизни по портрету.

2



55

Эмоциональная память.

2



56

Музыка, художественный фильм, книга, спектакль, жизненные наблюдения и т.д.

2



57

От чувства к образу.

2



58

От образа к рисунку.

2



59

От рисунка к теме, проблеме.

2



60

Изготовление кукол.

2



61

Продолжение работы по изготовлению кукол.

2



62

Завершение работы над куклой.

2



63

Изготовление декораций.

2



64

Продолжение изготовления декораций.

2



65

Репетиционный период.

2



66

Продолжение репетиций.

2



67

Тема 7. Работа над постановкой голоса.

Работа над постановкой голоса.

2



68

Продолжение работы над постановкой голоса.

2



69

Показ самостоятельных работ.

2



70

Продолжение показа.

2



71

Анализ показа самостоятельных работ.

2



72

Обобщение за год. Подведение итогов.

2




Всего за год: 144 часа.

__.05. Поездка в кукольный театр.



56



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!