Филиал муниципального автономного общеобразовательного учреждения
«Байкаловская средняя общеобразовательная школа» - "Хмелевская средняя общеобразовательная школа"
Тобольского района Тюменской области
Рассмотрено « Согласовано» «Утверждаю»
на заседании заместитель директора директор МАОУ «Байкаловская СОШ»
методического совета по учебно-воспитательной работе __________Е.Д.Кугаевская
школы ___________В.В.Буторина «01» сентября 2017г.
«31» августа 2017г. «31» августа 2017г. Приказ №_____от «01» сентября 2017г.
Рабочая программа
(модифицированная)
основного общего образования
учебного предмета «Чтение и развитие речи»
для 6 класса
по специальной (коррекционной) образовательной программе VIII вида
Составил: Кряжева Любовь Николаевна
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
2017 год
Паспорт рабочей программы
Учебный предмет | Чтение и развитие речи |
Количество часов в неделю по учебному плану | 4 часа |
Количество часов по учебному плану на 2017-2018 учебный год | 136 часов |
Правовая база программы | ФЗ «Об образовании в РФ» от 21.12.2012; Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Письмо и развитие речи |
Учебно-методический комплекс | Чтение. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией И.М.Бгажноковой, Е.С.Погостиной. 6 класс. Москва «Просвещение». 2008г. |
Структура документа
Пояснительная записка с указанием общих целей основного общего образования с учетом специфики учебного предмета……3
Основные требования к знаниям и умениям учащихся………………………………………………………………………………….3
Содержание учебного предмета……………………………………………………………………………………………………….…..4
Тематическое планирование с указанием количества часов на каждую тему………………………………………………………….8
1.Пояснительная записка с указанием общих целей основного общего образования с учетом специфики учебного предмета
На уроках чтения в 5-9 классах продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Это связано с тем, что не все учащиеся старших классов в достаточной степени владеют указанными навыками. Кроме того, изучение каждого художественного произведения вызывает у них затруднения при его чтении и понимании содержания. Ведь рекомендуемые произведения разножанровые и при работе с ними требуется большая методическая вариативность.
Школьники с нарушениями интеллектуального развития трудно воспринимают биографические данные писателей, тем более их творческий путь, представленный даже в упрощенном варианте. Биографию писателя они часто отождествляют с биографией героев читаемых произведений. В исторических произведениях учащиеся с трудом воспринимают описываемые события, не всегда понимают слова и выражения, используемые автором для передачи того или иного факта, поступка героя.
На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению. Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана.
Это требует серьезной методической подготовки учителя к уроку по каждому художественному произведению, способствует решению проблемы нравственного воспитания учащихся, понимания ими соответствия описываемых событий жизненным ситуациям. Задачи преподавания чтения и развития речи:
отрабатывать навыками правильного, беглого и выразительного чтения доступных их пониманию произведений или отрывков из произведений русских и зарубежных классиков и современных писателей;
учить правильно и последовательно излагать свои мысли в устной форме;
социально адаптировать учащихся в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.
Специальная задача коррекции речи и мышления умственно отсталых школьников является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности.
2.Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
читать вслух осознанно, правильно, выразительно; читать «про себя»;
выделять главную мысль произведения;
определять основные черты характера действующих лиц;
пересказывать текст по плану полно и выборочно.
3.Содержание учебного предмета
Примерная тематика
Рассказы, статьи, стихотворения и доступные по содержанию и языку отрывки из художественных произведений о: героическом прошлом и настоящем нашей Родины; событиях в мире; труде людей;
родной природе и бережном отношении к ней; знаменательных событиях в жизни страны.
Навыки чтения
Сознательное, правильное, беглое, выразительное чтение вслух в соответствии с нормами литературного произношения; чтение «про себя».
Выделение главной мысли произведения и его частей. Определение основных черт характера действующих лиц.
Разбор содержания читаемого с помощью вопросов учителя. Выделение непонятных слов; подбор слов со сходными и противоположными значениями; объяснение с помощью учителя слов, данных в переносном значении, и образных выражений, характеризующих поступки героев, картины природы.
Деление текста на части. Составление под руководством учителя простого плана, в некоторых случаях использование слов самого текста.
Пересказ прочитанного по составленному плану. Полный и выборочный пересказ.
Самостоятельное чтение с различными заданиями: подготовиться к выразительному чтению, выделить отдельные места по вопросам, подготовить пересказ.
Заучивание наизусть стихотворений.
Внеклассное чтение1
Систематическое чтение детской художественной литературы, детских газет и журналов. Ведение дневника или стенда внеклассного чтения по данной учителем форме.
Обсуждение прочитанных произведений, коллективное составление кратких отзывов о книгах, пересказ содержания прочитанного по заданию учителя, называние главных действующих лиц, выявление своего к ним отношения.
Рекомендуемая литература (на выбор)
Астафьев В.П. «Васюткино озеро», «Зачем я убил коростыля?», «Белогрудка», «Злодейка».
Бажов П.П. «Живой огонек», «Аметистовое дело», «Марков камень», «Надпись на камне», «У старого рудника», «Уральские были».
Беляев А.Р. «Остров погибших кораблей», «Последний человек из Атлантиды».
БианкиВ.В. «Дробинка», «Птичья песенка», «Голубые лягушки», «Сумасшедшая птица», «Морской чертенок».
Волков А. М. «Огненный бог марранов», «Желтый туман», «Тайна заброшенного замка».
Гайдар АЛ. «Тимур и его команда».
КассильЛ.А. «Все вернется», «Держись, капитан», «У классной доски», «Улица младшего сына».
Катаев В.П. «Белеет парус одинокий».
Маршак СЯ. «Быль-небылица», «Мистер-Твистер», «Почта военная», «Ледяной остров», «Приключения в дороге».
Мамин-Сибиряк Л.Н. «Умнее всех сказка», «Емеля-охотник», «Дедушкино золото», «Приемыш», «Сказка про Воробья Воробеича».
Носов Н.Н. «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в солнечном городе», «Незнайка на Луне».
Олеша Ю.К. «Три толстяка».
Паустовский К.Г. «Золотой ясень», «Сивый мерин», «Кот-ворюга», «Прощание с летом».
Пермяк ЕЛ. «Волшебные истории», «Голубые белки», «Лесной», «Волшебная правда».
Пришвин М.М. «Кладовая солнца», «Лесной хозяин», «Наш сад», «Барсук», «Лесной доктор», «Птицы под снегом».
Джанни Родари «Путешествие голубой стрелы».
Русские народные сказки.
Сказки народов мира.
Скребицкий ГЛ. «Длинноносые рыболовы», «Замечательный сторож». Толстой А.Н. «Золотой ключик или приключения Буратино».
Отечество. По В. Пескову
Россия. М. Ножкин
Моя Родина. (Из воспоминаний детства.) М. Пришвин
Сентябрь. В. Бианки
«Лес, точно терем расписной…». И. Бунин
Грабитель. Ю. Качаев
Белый домик. Б. Житков
Внеклассное чтение. М.М. Пришвин «Лесной хозяин»
Звонкие ключи. А. Белорусец
Заячьи лапы. К. Паустовский
Осенний день в берёзовой роще. (Отрывок из рассказа «Свидание».) И. Тургенев
Внеклассное чтение. М.М. Пришвин «Наш сад»
Хитрюга. Е. Носов
Октябрь. В. Бианки
Будь человеком. С. Михалков
Петя мечтает. Б. Заходер
Слон и муравей. (Сказка.) По Д. Биссету
Кузнечик Денди. (Сказка.) По Д. Биссету
Внеклассное чтение. Сказки народов мира
Как один мальчик играл с палкой. Дж. Родари
Пуговкин домик. Дж. Родари
Илья Муромец и Соловей-разбойник. (Отрывок из былины.)
Москва. (В сокращении.) Ф. Глинка
Ноябрь. В. Бианки
Без Нарвы не видать моря. По С. Алексееву
На берегу Невы. По С. Алексееву
Внеклассное чтение. П. Гайдар «Тимур и его команда»
Рассказы о русском подвиге. По С. Алексееву
Великодушный русский воин. По Е. Холмогоровой
Как Незнайка сочинял стихи. По Н. Носову
Внеклассное чтение. Н.Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей»
Тайна цены. (Сказка.) Е. Пермяк
Здравствуйте! (В сокращении.) Перевод с польского Д. Гальпериной
Декабрь. В. Бианки
Новогодние загадки. Е. Благинина
Внеклассное чтение. М.М. Пришвин «Птицы под снегом»
Встреча зимы. (В сокращении.) А. Никитин
Тёплый снег. А. Дорохов
«Вот север, тучи нагоняя…». А Пушкин
Пушкин. Д. Хармс
Внеклассное чтение. М.М. Пришвин «Лесной доктор»
Январь. В. Бианки
Ель. (Сказка.) Х.-К. Андерсен
Ванька. А. Чехов
«Весело сияет месяц над селом…». (Отрывок.) И. Никитин
«Белый снег пушистый в воздухе кружится…». (Отрывок.) И. Суриков
Внеклассное чтение. К.Г. Паустовский «Золотой ясень»
Лёля и Минька. М. Зощенко
Пурга. Ю. Рытхэу
Таинственный ночной гость. Ю. Дмитриев
Февраль. В. Бианки
Внеклассное чтение. К.Г. Паустовский «Кот-ворюга»
Двенадцать месяцев. (Отрывки.) С. Маршак
Снежная королева. (Сказка.) По Х.-К. Андерсену
Внеклассное чтение. М.М. Пришвин «Барсук»
Первые приметы. С. Смирнов
Март. В. Бианки
Весна идёт. По В. Пескову
Жаркий час. М. Пришвин
Весенняя песня. (Сказка.) Г. Скребицкий
Внеклассное чтение. В.П. Катаев «Белеет парус одинокий»
Жаворонок. В. Жуковский
Детство Никиты. (Отрывок.) А. Толстой
«Как после мартовских метелей…». А.
Твардовский
«И вот шатёр свой голубой опять раскинула весна…». А. Плещеев
Апрель. В. Бианки
Внеклассное чтение. К.Г. Паустовский «Прощание с летом»
Стальное колечко. (Сказка.) К. Паустовский
Злодейка. По В. Астафьеву
Рассказы про зверей. По Е. Барониной
Внеклассное чтение. Е.А. Пермяк «Волшебные истории»
Кот в сапогах. В. Драгунский
Заяц и ёж. Д. Хармс
Зеркало и обезьяна. (Басня.) И. Крылов
Рикки-Тикки-Тави. По Р. Киплингу
Внеклассное чтение. Е.А. Пермяк «Голубые белки»
«Дождь пролетел и сгорел на лету…». В. Набоков
Май. В. Бианки
Наши песни спеты на войне. (В сокращении.) М. Дудин
Звездолёт «Брунька». (Сказка.) В. Медведев
Корзина с еловыми шишками. По К. Паустовскому
Внеклассное чтение. В.В Бианки «Голубые лягушки»
Маленький принц. По А. де Сент-Экзюпери
Зорькина песня. (Глава из повести «Последний поклон».) В. Астафьев
«Нынче ветер, как мальчишка, весел…» Н. Рыленков
4.Тематическое планирование с указанием количества часов на каждую тему
№ п/п | Дата | Кол-во часов | Тема урока |
1 | | 1 | Отечество. По В. Пескову |
2 | | 1 | Россия. М. Ножкин |
3 | | 1 | Моя Родина. (Из воспоминаний детства.) М. Пришвин |
4 | | 1 | Сентябрь. В. Бианки |
5 | | 1 | «Лес, точно терем расписной…». И. Бунин |
6 | | 1 | Грабитель. Ю. Качаев |
7 8 9 | | 3 | Белый домик. Б. Житков |
10 | | 1 | Внеклассное чтение. М.М. Пришвин «Лесной хозяин» |
11 12 13 14 | | 4 | Звонкие ключи. А. Белорусец |
15 16 17 18 | | 4 | Заячьи лапы. К. Паустовский |
19 | | 1 | Осенний день в берёзовой роще. (Отрывок из рассказа «Свидание».) И. Тургенев |
20 | | 1 | Внеклассное чтение. М.М. Пришвин «Наш сад» |
21 22 23 | | 3 | Хитрюга. Е. Носов |
24 | | 1 | Октябрь. В. Бианки |
25 | | 1 | Будь человеком. С. Михалков |
26 | | 1 | Петя мечтает. Б. Заходер |
27 | | 1 | Слон и муравей. (Сказка.) По Д. Биссету |
28 | | 1 | Кузнечик Денди. (Сказка.) По Д. Биссету |
29 | | 1 | Внеклассное чтение. Сказки народов мира |
30 | | 1 | Как один мальчик играл с палкой. Дж. Родари |
31 32 33 | | 3 | Пуговкин домик. Дж. Родари |
34 | | 1 | Илья Муромец и Соловей-разбойник. (Отрывок из былины.) |
35 | | 1 | Москва. (В сокращении.) Ф. Глинка |
36 | | 1 | Ноябрь. В. Бианки |
37 | | 1 | Без Нарвы не видать моря. По С. Алексееву |
38 | | 1 | На берегу Невы. По С. Алексееву |
39 40 | | 2 | Внеклассное чтение. П. Гайдар «Тимур и его команда» |
41 42 | | 2 | Рассказы о русском подвиге. По С. Алексееву |
43 44 45 46 | | 4 | Великодушный русский воин. По Е. Холмогоровой |
47 | | 1 | Как Незнайка сочинял стихи. По Н. Носову |
48 49 | | 2 | Внеклассное чтение. Н.Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей» |
50 | | 1 | Тайна цены. (Сказка.) Е. Пермяк |
51 | | 1 | Здравствуйте! (В сокращении.) Перевод с польского Д. Гальпериной |
52 | | 1 | Декабрь. В. Бианки |
53 | | 1 | Новогодние загадки. Е. Благинина |
54 | | 1 | Внеклассное чтение. М.М. Пришвин «Птицы под снегом» |
55 | | 1 | Встреча зимы. (В сокращении.) А. Никитин |
56 | | 1 | Тёплый снег. А. Дорохов |
57 | | 1 | «Вот север, тучи нагоняя…». А Пушкин |
58 | | 1 | Пушкин. Д. Хармс |
59 | | 1 | Внеклассное чтение. М.М. Пришвин «Лесной доктор» |
60 | | 1 | Январь. В. Бианки |
61 62 63 | | 3 | Ель. (Сказка.) Х.-К. Андерсен |
64 65 | | 2 | Ванька. А. Чехов |
66 | | 1 | «Весело сияет месяц над селом…». (Отрывок.) И. Никитин |
67 | | 1 | «Белый снег пушистый в воздухе кружится…». (Отрывок.) И. Суриков |
68 | | 1 | Внеклассное чтение. К.Г. Паустовский «Золотой ясень» |
69 70 | | 2 | Лёля и Минька. М. Зощенко |
71 72 | | 2 | Пурга. Ю. Рытхэу |
73 74 | | 2 | Таинственный ночной гость. Ю. Дмитриев |
75 | | 1 | Февраль. В. Бианки |
11 | | 1 | Внеклассное чтение. К.Г. Паустовский «Кот-ворюга» |
77 78 79 | | 3 | Двенадцать месяцев. (Отрывки.) С. Маршак |
80 81 83 84 | | 4 | Снежная королева. (Сказка.) По Х.-К. Андерсену |
85 | | 1 | Внеклассное чтение. М.М. Пришвин «Барсук» |
86 | | 1 | Первые приметы. С. Смирнов |
87 | | 1 | Март. В. Бианки |
88 | | 1 | Весна идёт. По В. Пескову |
89 | | 1 | Жаркий час. М. Пришвин |
90 91 | | 2 | Весенняя песня. (Сказка.) Г. Скребицкий |
92 | | 1 | Внеклассное чтение. В.П. Катаев «Белеет парус одинокий» |
93 | | 1 | Жаворонок. В. Жуковский |
94 95 | | 2 | Детство Никиты. (Отрывок.) А. Толстой |
96 | | 1 | «Как после мартовских метелей…». А. Твардовский |
97 | | 1 | «И вот шатёр свой голубой опять раскинула весна…». А. Плещеев |
98 99 | | 2 | Апрель. В. Бианки |
100 | | 1 | Внеклассное чтение. К.Г. Паустовский «Прощание с летом» |
101 102 103 | | 3 | Стальное колечко. (Сказка.) К. Паустовский |
104 105 | | 2 | Злодейка. По В. Астафьеву |
106 107 | | 2 | Рассказы про зверей. По Е. Барониной |
108 | | 1 | Внеклассное чтение. Е.А. Пермяк «Волшебные истории» |
109 110 | | 2 | Кот в сапогах. В. Драгунский |
111 | | 1 | Заяц и ёж. Д. Хармс |
112 | | 1 | Зеркало и обезьяна. (Басня.) И. Крылов |
113 114 115 116 117 118 | | 6 | Рикки-Тикки-Тави. По Р. Киплингу |
119 | | 1 | Внеклассное чтение. Е.А. Пермяк «Голубые белки» |
120 | | 1 | «Дождь пролетел и сгорел на лету…». В. Набоков |
121 | | 1 | Май. В. Бианки |
122 | | 1 | Наши песни спеты на войне. (В сокращении.) М. Дудин |
123 124 | | 2 | Звездолёт «Брунька». (Сказка.) В. Медведев |
125 126 127 128 | | 4 | Корзина с еловыми шишками. По К. Паустовскому |
129 | | 1 | Внеклассное чтение. В.В Бианки «Голубые лягушки» |
130 131 | | 2 | Маленький принц. По А. де Сент-Экзюпери |
132 133 | | 2 | Зорькина песня. (Глава из повести «Последний поклон».) В. Астафьев |
134 | | 1 | «Нынче ветер, как мальчишка, весел…» Н. Рыленков |
135 | | 1 | Промежуточная аттестация |
136 | | 1 | Задание на лето |