РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Наименование предмета: биология
Класс: 5, 6
Нормативная база: - Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в
Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)
от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ;
- ФГОС ООО (утвержден приказом № 19644 Минобрнауки России)
17.12.2011 г.
УМК: - Примерные программы по учебным предметам. Биология. 5-9 классы.-
М.: Просвещение, 2011.- (Стандарты второго поколения).
- Биология. Живой организм. 5–6 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2013. Авт. Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, И.Я. Колесникова.
Количество часов в неделю: 1 час; в год: 36 часов.
Особенности реализации рабочей программы
Биология как общеобразовательная дисциплина рассматривает взаимосвязи организмов и окружающей среды, роль биологического разнообразия в поддержании устойчивости биосферы и сохранении жизни на Земле, место человека в природе, зависимость здоровья человека от наследственных факторов, состояния окружающей при- родной и социальной среды, образа жизни. Реализация возможностей содержания биологии в формировании нравственно- этического аспекта взаимодействия человека и природы способствует повышению уровня культуры выпускников основной школы, их компетентности в ситуациях, связанных с защитой окружающей среды, собственного здоровья. Одной из главных задач биологического образования в основной школе является формирование у подрастающего поколения представления о ценности здоровья и культуре по- ведения. Системный, экологический и эволюционный подходы в обучении биологии дополнены сведениями о познавательном, практическом значении разнообразия живых организмов для человека.
Рассмотрение фактического материала на основе положений экологии и эволюционного учения позволяет связать две фундаментальные идеи биологии — эволюции и системной организации живой природы — на стадии их формирования.
Содержание разных разделов курса биологии помогает учащимся осознать тесную взаимосвязь естественных и гуманитарных дисциплин, природы и общества. Вклад биологии в достижение целей основного общего образования
Содержание курса биологии в основной школе направлено на формирование и развитие личности обучающегося в процессе использования разнообразных видов учебной деятельности. При обучении биологии вырабатываются учебные действия, позволяющие видеть проблемы, ставить цели и задачи для их решения, развивать познавательные интересы и мотивацию к обучению, уметь использовать полученные результаты в практической деятельности.
Основные направления биологического образования: — усиление внутрипредметной интеграции и обеспечение целостности биологии как общеобразовательной дисциплины; — реализация межпредметной интеграции биологии с другими естественно-научными дисциплинами; — отражение интеграции биологического и гуманитарного знания, связей биологии с нравственно-этическими и экологически- ми ценностями общества; — воспитание ценностного отношения к живым организмам, окружающей среде и собственному здоровью; экологической, гигиенической и генетической грамотности; культуры поведения в природе. Изучение биологии основывается на тесной межпредметной интеграции еѐ с другими общеобразовательными дисциплинами естественно-научного цикла, которая достигается в процессе знакомства с общенаучными методами (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование), раскрытия значения научного знания для практической деятельности человека, гармоничного развития общества и природы. Отличительной особенностью данной предметной линии служит ориентация на взаимодействие биологического и гуманитарного знания. Ценностный компонент органически вплетается в учебную информацию, придаѐт ей яркую эмоциональную окраску, экологический, нравственно-этический или эстетический смысл. Благодаря этому учебная информация становится личностно значимой, вызывает интерес, лучше воспринимается и усваивается. Учитывая положение ФГОС, что предметом оценки итоговой аттестации выпускников основного общего образования должно быть достижение предметных, метапредметных, личностных результатов, в примерном тематическом планировании результаты обучения конкретизированы до уровня учебных действий, которыми овладевают обучающиеся в процессе освоения предметного содержания.
Требования к результатам обучения
Требования к результатам освоения основных образовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты обучения в основной школе включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно- смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы.
Основные личностные результаты обучения биологии:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учѐтом устойчивых познавательных интересов;
3) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
4) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
5) формирование личностных представлений о целостности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
6) формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;
7) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учѐтом региональных, этнокультурных, социальных, экологических и экономических особенностей;
8) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
9) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно- исследовательской, творческой и других видов деятельности;
10) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного без- опасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
11) формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех еѐ проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;
12) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
Метапредметные результаты обучения в основной школе состоят из освоенных обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способности их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельности планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, к проектированию и построению индивидуальной образовательной траектории.
Основные метапредметные результаты обучения биологии:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учѐбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
3) умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию;
4) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; 5) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
6) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
7) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
8) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
9) умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
10) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учѐта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своѐ мнение;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции).
Предметные результаты обучения в основной школе включают освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приѐмами.
Основные предметные результаты обучения биологии:
1) усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях еѐ развития для формирования естественно-научной картины мира;
2) формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, экосистемной организации жизни, о взаимосвязи всего живого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;
3) приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов;
4) понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире, постоянного процесса эволюции научного знания, значимости международного научного сотрудничества;
5) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости сохранения биоразнообразия и природных местообитаний;
6) объяснение роли биологии в практической деятельности людей, места и роли человека в природе, родства общности происхождения и эволюции растений и животных;
7) овладение методами биологической науки; наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов;
8) формирование представлений о значении биологических наук в решении локальных и глобальных экологических проблем, необходимости рационального природопользования;
9) освоение приѐмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
Содержание курса
Биология как наука. Роль биологии в практической деятельности людей. Разнообразие организмов. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Клеточное строение организмов.
Правила работы в кабинете биологии, с биологическими при- борами и инструментами. Бактерии. Многообразие бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека. Бактерии — возбудители заболеваний. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями.
Грибы. Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека. Съедобные и ядовитые грибы. Оказание приѐмов первой помощи при отравлении грибами.
Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека. Вирусы — неклеточные формы.
Заболевания, вызываемые вирусами. Меры профилактики заболеваний.
Растения. Клетки, ткани и органы растений. Процессы жизнедеятельности: обмен веществ и превращение энергии, питание, фотосинтез, дыхание, удаление продуктов обмена, транспорт веществ. Регуляция процессов жизнедеятельности. Движение. Рост, развитие и размножение. Многообразие растений, принципы их классификации. Водоросли, мхи, папоротники, голосеменные и покрытосеменные растения. Значение растений в природе и жизни человека. Важнейшие сельскохозяйственные культуры. Ядовитые растения. Охрана редких и исчезающих видов растений. Основные растительные сообщества. Усложнение растений в процессе эволюции.
Тематическое планирование
№ п\п | Тема урока | Д\з |
Живой организм. 5 класс |
Введение (3ч) |
1 | Биология — наука о живых организмах. | |
2 | Условия жизни организмов. | |
3 | Осенние явления в жизни растений родного края. Нулевой срез. | |
Разнообразие живых организмов. Среды жизни (12 ч) |
4 | Царства живой природы: Растения, Животные, Грибы, Бактерии. | |
5 | Деление царств на группы. | |
6 | Среда обитания. Экологические факторы. | |
7 | Вода как среда жизни. | |
8 | Наземно-воздушная среда жизни | |
9 | Свет в жизни растений и животных. | |
10 | Почва как среда жизни | |
11 | Организменная среда жизни | |
12 | Сообщество живых организмов. | |
13 | Роль грибов и бактерий. | |
14 | Типы взаимоотношений организмов в сообществе. | |
15 | Контрольный срез. | |
Клеточное строение живых организмов (8 ч) |
16 | Развитие знаний о клеточном строении живых организмов. | |
17 | Устройство увеличительных приборов. | |
18 | Состав и строение клеток. | |
19 | Строение бактериальной клетки. | |
20 | Строение растительной, животной и грибной клеток | |
21 | Строение клетки | |
22 | Образование новых клеток | |
23 | Одноклеточные растения, животные и грибы. | |
Ткани живых организмов (9 ч) |
24 | Покровные ткани растений и животных | |
25 | Строение покровной ткани листа. | |
26 | Механические и проводящие ткани растений. | |
27 | Основные и образовательные ткани растений. | |
28 | Соединительные ткани животных. | |
29 | Мышечная и нервная ткани животных. | |
30 | Зачет№ 1 | |
31 | Весенние явления в жизни растений родного края. Итоговый срез | |
| | |
Живой организм. 6 класс |
Органы и системы органов живых организмов (12 ч). |
1 | Организм — единое целое. Нулевой срез | Уч. С.70-71 |
2 | Органы и системы органов растений. Побег. | Уч.с.72-73 |
3 | Строение побега и почек. | Уч.72-73 |
4 | Строение и функции стебля. | Уч.с.74-75 |
5 | Внешнее строение листа. | Уч.с.76-77 |
6 | Клеточное строение листа. | Уч.с.78-79 |
7 | Строение и функции корня. | Уч.с.80-81 |
8 | Видоизменения надземных побегов. | Уч.с.82-83 |
9 | Видоизменения подземных побегов и корней. | Уч.с.84-85 |
10 | Органы животных | Уч.с.86-89 |
11 | Системы органов животных | Уч.с.86-89 |
12 | Зачет № 1. Органы и системы органов живых организмов | Уч.с.90 |
Строение и жизнедеятельность живых организмов (23 ч) |
13 | Движение живых организмов. | Уч.с.92-93 |
14 | Почвенное питание растений. | Уч.с.94-95 |
15 | Фотосинтез — воздушное питание растений. | Уч.96-99 |
16 | Контрольный срез. | |
17 | Испарение воды листьями. Листопад. | Уч.с.100-101 |
18 | Питание животных | Уч.с.102-103 |
19 | Питание бактерий и грибов. | Уч.с.104-105 |
20 | Дыхание растений, бактерий и грибов | Уч.с.106-107 |
21 | Дыхание и кровообращение животных. | Уч.с.108-109 |
22 | Транспорт веществ в организме | Уч.с.110-111 |
23 | Выделение. Обмен веществ. | 2ч.с.112-113 |
24 | Размножение организмов. Бесполое размножение. | Уч.с.114-115 |
25 | Вегетативное размножение растений. | Уч.с.116-117 |
26 | Половое размножение растений. Строение цветка. | Уч.с.118-119 |
27 | Опыление. | Уч.с.120-121 |
28 | Оплодотворение у цветковых растений. Плоды и семена. | Уч.с.122-123 |
29 | Размножение многоклеточных животных. | Уч.с.124-125 |
30 | Индивидуальное развитие растений | Уч.с.126-127 |
31 | Индивидуальное развитие животных. | Уч.с.128-129 |
32 | Расселение и распространение живых организмов. | Уч.с.130-131 |
33 | Сезонные изменения в природе и жизнедеятельность организмов. Итоговый срез | Уч.с.132-133 |
34 | Зачет № 2. Строение и жизнедеятельность организмов | Уч.с.134-135 |
35- 36 | Резерв. | |
Тематическое и поурочное планирование «Биология - 6. Живой организм»
Планирование составлено на основе Программы курса «Биология – 6. Живой организм», авторы Л.Н. Сухорукова, B.C. Кучменко, И.Я. Колесникова, Л.В. Воронин. Общее количество часов – 35, в неделю – 1.
№ урока | Тема урока | Лабораторные и практические работы, экскурсии |
Введение (2 ч.) |
1 | Биология – наука о живых организмах. Важнейшие признаки живых организмов | |
2 | Осенние явления в жизни растений родного края | Экскурсия |
Строение клетки (5 ч.) |
3 | Работа с лупой и микроскопом | Л/р 1. Устройство увеличительных приборов. Л/р 2. Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука |
4 | Строение клеток растений | Л/р 4*. Строение клетки листа элодеи |
5 | Строение клеток животных, грибов, бактерий. Вирусы | |
6 | Образование новых клеток | |
7 | Одноклеточные, колониальные и многоклеточные организмы | |
Ткани живых организмов (3 ч.) |
8 | Покровные ткани растений и животных | Л/р 6 (часть1). Строение покровной ткани |
9 | Механические, проводящие, основные и образовательные ткани растений. | Л/р 6 (часть 2). Строение фотосинтезирующей ткани листа |
10 | Соединительные, мышечные и нервная ткани животных. | |
Органы и системы органов живых организмов (5 ч.) |
11 | Органы и системы органов растений. Побег. Строение и функции стебля | Л/р 9. Внешнее строение побега растений. Строение вегетативной и генеративной почек |
12 | Внешнее и клеточное строение листа | Л/р 11. Внешнее строение листа. Листорасположение. Простые и сложные листья |
13 | Корень. Видоизменения надземных побегов | Л/р 12. Строение коневого волоска. Корневые системы |
14 | Органы и системы органов животных | |
15 | Ткани, органы и системы органов живых организмов | Обобщающий урок |
Строение и жизнедеятельность организмов (16 ч.) |
16 | Почвенное питание растений | |
17 | Фотосинтез. | Постановка эксперимента, доказывающего результаты фотосинтеза |
18 | Испарение воды растениями. Листопад | Постановка эксперимента, доказывающего испарение воды листьями растений |
19 | Питание животных, грибов и бактерий | |
20 | Дыхание растений, бактерий и грибов. Кровообращение животных | |
21 | Транспорт веществ | Постановка эксперимента, доказывающего передвижение веществ в растениях |
22 | Выделение. Обмен веществ | |
23 | Размножение организмов. Бесполое размножение | Наблюдение почкования дрожжей |
24 | Вегетативное размножение растений | П/р 1. |
25 | Цветок – орган полового размножения | Л/р 14. Строение цветка |
26 | Опыление. Оплодотворение у растений. Семена и плоды | Л/р 15. Определение плодов |
27 | Размножение многоклеточных животных | |
28 | Индивидуальное развитие растений и животных | |
29 | Приемы выращивания и размножения растений | П/р 2. Способы проращивания семян |
30 | Расселение и распространение живых организмов | |
31 | Строение и жизнедеятельность организмов | Обобщающий урок |
Живые организмы в окружающей среде (4 ч.) |
32 | Организм – единое целое. Взаимосвязь организмов с факторами среды | |
33 | Весенние явления в жизни растений родного края | Экскурсия |
34 | Взаимосвязь организмов в сообществе. Человек и живая природа | Экскурсия |
35 | Строение и жизнедеятельность организмов. Живые организмы в окружающей среде | Итоговая проверка |