СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологиии 5-6 класс по ФГОС ООО

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Наименование предмета: биология

 

Класс: 5, 6

 

Нормативная база: - Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в

                                      Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

                                      от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ;

                                      - ФГОС ООО (утвержден приказом № 19644 Минобрнауки России)

                                      17.12.2011 г.

 

УМК: - Примерные программы по учебным предметам. Биология. 5-9 классы.-

             М.: Просвещение, 2011.- (Стандарты второго поколения).

           - Биология. Живой организм. 5–6 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2013. Авт. Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, И.Я. Колесникова.

 

Количество часов в неделю:    1 час; в год: 36 часов. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологиии 5-6 класс по ФГОС ООО»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Наименование предмета: биология


Класс: 5, 6


Нормативная база: - Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в

Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ;

- ФГОС ООО (утвержден приказом № 19644 Минобрнауки России)

17.12.2011 г.


УМК: - Примерные программы по учебным предметам. Биология. 5-9 классы.-

М.: Просвещение, 2011.- (Стандарты второго поколения).

- Биология. Живой организм. 5–6 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2013. Авт. Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, И.Я. Колесникова.


Количество часов в неделю: 1 час; в год: 36 часов.


Особенности реализации рабочей программы

Биология как общеобразовательная дисциплина рассматривает взаимосвязи организмов и окружающей среды, роль биологического разнообразия в поддержании устойчивости биосферы и сохранении жизни на Земле, место человека в природе, зависимость здоровья человека от наследственных факторов, состояния окружающей при- родной и социальной среды, образа жизни. Реализация возможностей содержания биологии в формировании нравственно- этического аспекта взаимодействия человека и природы способствует повышению уровня культуры выпускников основной школы, их компетентности в ситуациях, связанных с защитой окружающей среды, собственного здоровья. Одной из главных задач биологического образования в основной школе является формирование у подрастающего поколения представления о ценности здоровья и культуре по- ведения. Системный, экологический и эволюционный подходы в обучении биологии дополнены сведениями о познавательном, практическом значении разнообразия живых организмов для человека.

Рассмотрение фактического материала на основе положений экологии и эволюционного учения позволяет связать две фундаментальные идеи биологии — эволюции и системной организации живой природы — на стадии их формирования.

Содержание разных разделов курса биологии помогает учащимся осознать тесную взаимосвязь естественных и гуманитарных дисциплин, природы и общества. Вклад биологии в достижение целей основного общего образования

Содержание курса биологии в основной школе направлено на формирование и развитие личности обучающегося в процессе использования разнообразных видов учебной деятельности. При обучении биологии вырабатываются учебные действия, позволяющие видеть проблемы, ставить цели и задачи для их решения, развивать познавательные интересы и мотивацию к обучению, уметь использовать полученные результаты в практической деятельности.

Основные направления биологического образования: — усиление внутрипредметной интеграции и обеспечение целостности биологии как общеобразовательной дисциплины; — реализация межпредметной интеграции биологии с другими естественно-научными дисциплинами; — отражение интеграции биологического и гуманитарного знания, связей биологии с нравственно-этическими и экологически- ми ценностями общества; — воспитание ценностного отношения к живым организмам, окружающей среде и собственному здоровью; экологической, гигиенической и генетической грамотности; культуры поведения в природе. Изучение биологии основывается на тесной межпредметной интеграции еѐ с другими общеобразовательными дисциплинами естественно-научного цикла, которая достигается в процессе знакомства с общенаучными методами (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование), раскрытия значения научного знания для практической деятельности человека, гармоничного развития общества и природы. Отличительной особенностью данной предметной линии служит ориентация на взаимодействие биологического и гуманитарного знания. Ценностный компонент органически вплетается в учебную информацию, придаѐт ей яркую эмоциональную окраску, экологический, нравственно-этический или эстетический смысл. Благодаря этому учебная информация становится личностно значимой, вызывает интерес, лучше воспринимается и усваивается. Учитывая положение ФГОС, что предметом оценки итоговой аттестации выпускников основного общего образования должно быть достижение предметных, метапредметных, личностных результатов, в примерном тематическом планировании результаты обучения конкретизированы до уровня учебных действий, которыми овладевают обучающиеся в процессе освоения предметного содержания.


Требования к результатам обучения

Требования к результатам освоения основных образовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты.


Личностные результаты обучения в основной школе включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно- смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы.


Основные личностные результаты обучения биологии:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учѐтом устойчивых познавательных интересов;

3) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

4) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;

5) формирование личностных представлений о целостности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

6) формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;

7) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учѐтом региональных, этнокультурных, социальных, экологических и экономических особенностей;

8) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

9) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно- исследовательской, творческой и других видов деятельности;

10) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного без- опасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

11) формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех еѐ проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;

12) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.


Метапредметные результаты обучения в основной школе состоят из освоенных обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способности их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельности планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, к проектированию и построению индивидуальной образовательной траектории.


Основные метапредметные результаты обучения биологии:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учѐбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

3) умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию;

4) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; 5) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

6) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

7) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

8) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

9) умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;

10) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учѐта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своѐ мнение;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции).


Предметные результаты обучения в основной школе включают освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приѐмами.


Основные предметные результаты обучения биологии:

1) усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях еѐ развития для формирования естественно-научной картины мира;

2) формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, экосистемной организации жизни, о взаимосвязи всего живого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;

3) приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов;

4) понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире, постоянного процесса эволюции научного знания, значимости международного научного сотрудничества;

5) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости сохранения биоразнообразия и природных местообитаний;

6) объяснение роли биологии в практической деятельности людей, места и роли человека в природе, родства общности происхождения и эволюции растений и животных;

7) овладение методами биологической науки; наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов;

8) формирование представлений о значении биологических наук в решении локальных и глобальных экологических проблем, необходимости рационального природопользования;

9) освоение приѐмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

Содержание курса

Биология как наука. Роль биологии в практической деятельности людей. Разнообразие организмов. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Клеточное строение организмов.

Правила работы в кабинете биологии, с биологическими при- борами и инструментами. Бактерии. Многообразие бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека. Бактерии — возбудители заболеваний. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями.

Грибы. Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека. Съедобные и ядовитые грибы. Оказание приѐмов первой помощи при отравлении грибами.

Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека. Вирусы — неклеточные формы.

Заболевания, вызываемые вирусами. Меры профилактики заболеваний.

Растения. Клетки, ткани и органы растений. Процессы жизнедеятельности: обмен веществ и превращение энергии, питание, фотосинтез, дыхание, удаление продуктов обмена, транспорт веществ. Регуляция процессов жизнедеятельности. Движение. Рост, развитие и размножение. Многообразие растений, принципы их классификации. Водоросли, мхи, папоротники, голосеменные и покрытосеменные растения. Значение растений в природе и жизни человека. Важнейшие сельскохозяйственные культуры. Ядовитые растения. Охрана редких и исчезающих видов растений. Основные растительные сообщества. Усложнение растений в процессе эволюции.


Тематическое планирование

№ п\п

Тема урока

Д\з

Живой организм. 5 класс

Введение (3ч)

1

Биология — наука о живых организмах.


2

Условия жизни организмов.


3

Осенние явления в жизни растений родного края. Нулевой срез.

Разнообразие живых организмов. Среды жизни (12 ч)

4

Царства живой природы: Растения, Животные, Грибы, Бактерии.


5

Деление царств на группы.


6

Среда обитания. Экологические факторы.


7

Вода как среда жизни.


8

Наземно-воздушная среда жизни


9

Свет в жизни растений и животных.


10

Почва как среда жизни


11

Организменная среда жизни


12

Сообщество живых организмов.


13

Роль грибов и бактерий.


14

Типы взаимоотношений организмов в сообществе.


15

Контрольный срез.


Клеточное строение живых организмов (8 ч)

16

Развитие знаний о клеточном строении живых организмов.


17

Устройство увеличительных приборов.


18

Состав и строение клеток.


19

Строение бактериальной клетки.


20

Строение растительной, животной и грибной клеток


21

Строение клетки


22

Образование новых клеток


23

Одноклеточные растения, животные и грибы.


Ткани живых организмов (9 ч)

24

Покровные ткани растений и животных


25

Строение покровной ткани листа.


26

Механические и проводящие ткани растений.


27

Основные и образовательные ткани растений.


28

Соединительные ткани животных.


29

Мышечная и нервная ткани животных.


30

Зачет№ 1


31

Весенние явления в жизни растений родного края. Итоговый срез





Живой организм. 6 класс

Органы и системы органов живых организмов (12 ч).

1

Организм — единое целое. Нулевой срез

Уч. С.70-71

2

Органы и системы органов растений. Побег.

Уч.с.72-73

3

Строение побега и почек.

Уч.72-73

4

Строение и функции стебля.

Уч.с.74-75

5

Внешнее строение листа.

Уч.с.76-77

6

Клеточное строение листа.

Уч.с.78-79

7

Строение и функции корня.

Уч.с.80-81

8

Видоизменения надземных побегов.

Уч.с.82-83

9

Видоизменения подземных побегов и корней.

Уч.с.84-85

10

Органы животных

Уч.с.86-89

11

Системы органов животных

Уч.с.86-89

12

Зачет № 1. Органы и системы органов живых организмов

Уч.с.90

Строение и жизнедеятельность живых организмов (23 ч)

13

Движение живых организмов.

Уч.с.92-93

14

Почвенное питание растений.

Уч.с.94-95

15

Фотосинтез — воздушное питание растений.

Уч.96-99

16

Контрольный срез.


17

Испарение воды листьями. Листопад.

Уч.с.100-101

18

Питание животных

Уч.с.102-103

19

Питание бактерий и грибов.

Уч.с.104-105

20

Дыхание растений, бактерий и грибов

Уч.с.106-107

21

Дыхание и кровообращение животных.

Уч.с.108-109

22

Транспорт веществ в организме

Уч.с.110-111

23

Выделение. Обмен веществ.

2ч.с.112-113

24

Размножение организмов. Бесполое размножение.

Уч.с.114-115

25

Вегетативное размножение растений.

Уч.с.116-117

26

Половое размножение растений. Строение цветка.

Уч.с.118-119

27

Опыление.

Уч.с.120-121

28

Оплодотворение у цветковых растений. Плоды и семена.

Уч.с.122-123

29

Размножение многоклеточных животных.

Уч.с.124-125

30

Индивидуальное развитие растений

Уч.с.126-127

31

Индивидуальное развитие животных.

Уч.с.128-129

32

Расселение и распространение живых организмов.

Уч.с.130-131

33

Сезонные изменения в природе и жизнедеятельность организмов. Итоговый срез

Уч.с.132-133

34

Зачет № 2. Строение и жизнедеятельность организмов

Уч.с.134-135

35-

36

Резерв.







Тематическое и поурочное планирование «Биология - 6. Живой организм»

Планирование составлено на основе Программы курса «Биология – 6. Живой организм», авторы Л.Н. Сухорукова, B.C. Кучменко, И.Я. Колесникова, Л.В. Воронин. Общее количество часов – 35, в неделю – 1.


урока

Тема урока

Лабораторные и практические работы, экскурсии

Введение (2 ч.)

1

Биология – наука о живых организмах. Важнейшие признаки живых организмов


2

Осенние явления в жизни растений родного края

Экскурсия

Строение клетки (5 ч.)

3

Работа с лупой и микроскопом

Л/р 1. Устройство увеличительных приборов. Л/р 2. Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука

4

Строение клеток растений

Л/р 4*. Строение клетки листа элодеи

5

Строение клеток животных, грибов, бактерий. Вирусы


6

Образование новых клеток


7

Одноклеточные, колониальные и многоклеточные организмы


Ткани живых организмов (3 ч.)

8

Покровные ткани растений и животных

Л/р 6 (часть1). Строение покровной ткани

9

Механические, проводящие, основные и образовательные ткани растений.

Л/р 6 (часть 2). Строение фотосинтезирующей ткани листа

10

Соединительные, мышечные и нервная ткани животных.


Органы и системы органов живых организмов (5 ч.)

11

Органы и системы органов растений. Побег. Строение и функции стебля

Л/р 9. Внешнее строение побега растений. Строение вегетативной и генеративной почек

12

Внешнее и клеточное строение листа

Л/р 11. Внешнее строение листа. Листорасположение. Простые и сложные листья

13

Корень. Видоизменения надземных побегов

Л/р 12. Строение коневого волоска. Корневые системы

14

Органы и системы органов животных


15

Ткани, органы и системы органов живых организмов

Обобщающий урок

Строение и жизнедеятельность организмов (16 ч.)

16

Почвенное питание растений


17

Фотосинтез.

Постановка эксперимента, доказывающего результаты фотосинтеза

18

Испарение воды растениями. Листопад

Постановка эксперимента, доказывающего испарение воды листьями растений

19

Питание животных, грибов и бактерий


20

Дыхание растений, бактерий и грибов. Кровообращение животных


21

Транспорт веществ

Постановка эксперимента, доказывающего передвижение веществ в растениях

22

Выделение. Обмен веществ


23

Размножение организмов. Бесполое размножение

Наблюдение почкования дрожжей

24

Вегетативное размножение растений

П/р 1.

25

Цветок – орган полового размножения

Л/р 14. Строение цветка

26

Опыление. Оплодотворение у растений. Семена и плоды

Л/р 15. Определение плодов

27

Размножение многоклеточных животных


28

Индивидуальное развитие растений и животных


29

Приемы выращивания и размножения растений

П/р 2. Способы проращивания семян

30

Расселение и распространение живых организмов


31

Строение и жизнедеятельность организмов

Обобщающий урок

Живые организмы в окружающей среде (4 ч.)

32

Организм – единое целое. Взаимосвязь организмов с факторами среды


33

Весенние явления в жизни растений родного края

Экскурсия

34

Взаимосвязь организмов в сообществе. Человек и живая природа

Экскурсия

35

Строение и жизнедеятельность организмов. Живые организмы в окружающей среде

Итоговая проверка





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!