Казенное общеобразовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Леушинская школа- интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
«_____» __________________ 2017 г.
от «____»_______________________ 2017 г.
с. Леуши, 2017г.
Рабочая программа составлена на основании Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида для 5-9 классов в двух сборниках, под редакцией Воронковой В. В., автор Сивоглазов В.И., 2001 г., допущенной Министерством образования РФ.
Предлагаемая программа ориентирована на Учебник для 7 класса для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы/ Клепинина З.А. Биология. Растения. Бактерии. Грибы. М: Просвещение, 2016; соответствует учебному плану школы на 2017-2018 учебный год.
Председатель методического совета _____________________________/Д.Ш. Шидиева/
Рабочая программа составлена на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида для 5-9 классов в двух сборниках, под редакцией Воронковой В. В., автор Сивоглазов В.И., 2001 г.
Биология как учебный предмет в коррекционной школе VIII вида включает разделы: «Неживая природа» (6 класс), «Растения, грибы, бактерии» (7 класс), «Животные» (8 класс) и «Человек» (9 класс).
Данная программа составлена для раздела «Растения, грибы, бактерии» (7 класс).
По этому разделу предусматривается изучение элементарных сведений, доступных детям с ограниченными возможностями здоровья, о живой природе.
- всестороннее развитие учащихся со сниженной мотивацией к познанию, расширить кругозор об окружающем мире.
- Сообщить учащимся знания об элементах живой природы (о строении и жизни растений).
- Провести через весь курс экологическое воспитание (рассмотрение окружающей природы как комплекса условий, необходимых для жизни всех растений, грибов, животных и людей), бережного отношения к природе.
- Ознакомить с приемами выращивания некоторых растений (комнатных и на пришкольном участке) и уходом за ними.
Поставленные задачи определяются особенностями психической деятельности воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, существенно отличающихся от нормально развивающихся сверстников. Знание особенностей развития этих детей необходимо для эффективной работы с ними для понимания причин, обуславливающих успехи и неудачи их обучения и воспитания, для поиска адекватных способов и приемов педагогического воздействия.
Учащиеся должны учиться наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать, устанавливать несложные причинно-следственные связи в природе и взаимозависимость природных явлений. Такая деятельность учащихся имеет большое значение для коррекции недостатков психофизического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, их познавательных возможностей и интересов.
Природоведческие знания помогут учащимся лучше понимать отношение человека к природе, эстетически воспринимать и любить ее, по возможности уметь беречь и стремится охранять. Это обусловит значительную воспитательную роль живого мира, а в дальнейшем – естествознания.
Программа составлена с учетом психофизических особенностей учащихся с интеллектуальной недостаточностью. Естествоведческий материал обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья: они учатся анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости
Настоящая программа рассчитана на учащихся 7 класса. Срок реализации настоящей программы 1 учебный год. Занятия по данной рабочей программе проводятся в форме урока (40 мин). На курс отведено 68 часов в год в 7 классе или 2 часа в неделю (согласно расписанию). Возможно уменьшение количества часов, в зависимости от изменения годового календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни. На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться, уменьшаться) на незначительное количество часов, так как воспитанники коррекционной школы представляют собой весьма разнородную группу детей по сложности дефекта. Лишь 15-20% от общего числа детей составляют воспитанники, которые наиболее успешно овладевают учебным материалом; 30-35% воспитанников испытывают некоторые трудности в обучении; 35-40% детей нуждаются в разнообразных видах помощи (для таких детей часто не достаточно одного урока, чтобы понять и запомнить изучаемый материал); 10-15% воспитанников овладевают материалом на самом низком уровне. Поэтому важен не только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление пройденного материала. Учитывая сложный состав учащихся с ограниченными возможностями здоровья требования к овладению знаний – минимально необходимые.
- названия некоторых бактерий, мхов, растений из их основных групп: мхов, папоротников, голосеменных и цветковых;
- строение и общие биологические особенности наиболее распространенных сельскохозяйственных растений;
- разницу ядовитых и съедобных грибов.
- различать грибы и растения.
№ п/п | Тема раздела (блока) | Кол-во часов | Краткое содержание | Обязательный минимум ЗУН | Примечание |
1. 1.1 | Введение. Значение растений и их охрана. Общее знакомство с цветковыми растениями. | 24 3 | Общее понятие об органах цветкового растения (на примере растения, цветущего осенью): цветок, стебель, лист, корень. | УДУ: различать органы у цветкового растения (цветок, лист, стебель, корень). | |
1.1.2. | Цветение и плодоношение растений. | 6 | Строение цветка (на примере вишни). Понятие о соцветиях (зонтик, колос, корзинка). Опыление цветков. Оплодотворение. Образование плодов и семян. Плоды сухие и сочные. Распространение плодов и семян. | УДЗ: органы цветкового растения, разницу цветков и соцветий. УДУ: различать органы у цветкового растения (цветок, лист, стебель, корень). | |
1.1.3. | Семена растений. | 4 | Строение семени (на примере фасоли и пшеницы). Распространение семян. Условия, необходимые для прорастания семян. Определение всхожести семян. Правила заделки семян в почву. | УДУ: заделывать в почву крупные и мелкие семена. | |
1.1.4. | Корни и корневые системы. | 2 | Разнообразие корней. Корневые системы (стержневая и мочковатая). Строение корня. Корневые волоски. Значение корня в жизни растения. Видоизменения корней (корнеплод и корнеклубень). | УДУ: различать однодольные и двудольные растения по строению корней. | |
1.1.5. | Лист. | 4 | Внешнее строение листа (листовая пластинка, черешок). Жилкование. Листья простые и сложные. Значение листьев в жизни растения – образование из воды и углекислого газа органических питательных веществ в листьях на свету. Испарение воды листьями, значение этого явления. Дыхание растений. Листопад и его значение. | УДУ: различать простые и сложные листья. | |
1.1.6. | Стебель. | 4 | Строение стебля на примере липы. Значение стебля в жизни растения – доставка воды и минеральных веществ от корня к другим органам растения и органических веществ от листьев к корню и другим органам. Разнообразие стеблей. | УДУ: различать стебли древесных и травянистых растений. | |
1.1.7. | Растение – целостный организм. | 1 | Растение – целостный организм (взаимосвязь всех органов и всего растительного организма со средой обитания). | УДУ: называть части растения. | |
2. 2.1. | Многообразие бактерий, грибов, растений. Мхи | 6 2 | Понятие о мхе как многолетнем растении. Места произрастания мхов. Торфяной мох и образование торфа. | УДЗ: название мха, произрас-тающего на нашей территории. УДУ: отличать мох от цветкового растения. | |
2.2. | Папоротники. | 1 | Многолетние травянистые растения. Места произрастания папоротника. | УДЗ: строение папоротника. УДУ: различать папоротник от цветкового растения. | |
2.3. | Голосеменные. | 2 | Сосна и ель – хвойные деревья. Отличие их от лиственных деревьев. Сравнение сосны и ели. Особенности их размножения. Использование древесины в народном хозяйстве. | УДЗ: названия растений из группы голосеменных. УДУ: отличать голосеменное растение от цветкового растения. | |
2.4. | Покрытосеменные, цветковые | 1 | Особенности строения (наличие цветков, плодов с семенами). | УДЗ: части цветкового растения. УДУ: различать органы у цветкового растения. | |
3. | Цветковые растения. | 32 | | | |
3.1. 3.1.1 | Однодольные растения. Злаки. | 11 7 | Пшеница, рожь, ячмень, овес, кукуруза. Особенности внешнего строения (корневая система, стебель, листья, соцветия). Выращивание: посев, уход, уборка. Использование в народном хозяйстве. Преобладающая культура для данной местности. | УДЗ: некоторые биологические особенности, а также приемы возделывания наиболее распространенных сельскохозяйственных растений, особенно местных. УДУ: приводить примеры злаковых растений. | |
3.1.2. | Лилейные. | 4 | Лук, чеснок, лилия, тюльпан, ландыш. Общая характеристика (цветок, лист, луковица, корневище). Лук, чеснок – многолетние овощные растения. Выращивание: посев, уход, уборка. Использование человеком. | УДУ: приводить примеры растений семейства Лилейные. | |
3.2. | Двудольные растения. | 21 | | | |
3.2.1. | Паслёновые. | 6 | Картофель, томат-помидор (баклажан, перец – для южных районов), петуния, черный паслен, душистый табак. | УДУ: приводить примеры растений семейства Паслёновые. | |
3.2.2. | Бобовые. | 2 | Горох (фасоль, соя –для южных районов). Бобы. Клевер, люпин – кормовые травы. | УДУ: приводить примеры растений семейства Бобовые. | |
3.2.3. | Розоцветные. | 8 | Яблоня, груша, вишня, малина, шиповник, садовая земляника (персик, абрикос – для южных районов). | УДУ: приводить примеры растений семейства Розоцветные. | |
3.2.4. | Сложноцветные. | 5 | Подсолнечник. Ноготки, бархатцы – однолетние цветочные растения. Маргаритка – двулетнее растение. Георгин – многолетнее растение. Особенности внешнего строения сложноцветных. Агротехника выращивания подсолнечника. Использование человеком. | УДУ: приводить примеры растений семейства Сложноцветные. | |
4. 4.1. | Многообразие бактерий, грибов, растений. Бактерии. | 6 1 | Общее понятие. Значение в природе и жизни человека. | УДЗ: названия некоторых бактерий, вред бактерий и способы предохранения от заражения ими. | |
4.2. | Грибы. | 5 | Строение шляпочного гриба: плодовое тело, грибница. Грибы съедобные и ядовитые, их распознавание. | УДЗ: названия некоторых грибов, разницу ядовитых и съедобных грибов. УДУ: различать грибы и растения. | |
| Тема урока | Кол-во часов | Дата | Тип урока | Цель | Содержание деятельности | Обязательный минимум ЗУН | Методы урока |
I четверть (18 часов) Введение (2ч) |
1 | Разнообразие растений. | 1 | | Вводный | Знакомство учащихся с разнообразием растений. | Работа с гербарием. | Знать дикорастущие и культурные растения. Уметь приводить примеры растений. | Словесно-практический |
2 | Значение и охрана растений. | 1 | 07.09 | Вводный | Формирование знаний у учащихся о значении растений для человека. | Заполнить таблицу «Значение растений». | Знать растения, используемые человеком. Уметь называть растения, используемые человеком. | Словесно-практический |
Общее знакомство с цветковыми растениями Цветок (7ч) |
3 | Лабораторная работа: «Органы цветкового растения». | 1 | 11.09 | Изучение нового материала | Формирование знаний у учащихся о строении цветкового растения. | Зарисовать цветковое растение, обозначить органы цветкового растения. Работа с гербарием. | Знать органы цветкового растения. Уметь различать органы цветкового растения. | Словесно-практический |
4 | Лабораторная работа: «Строение цветка». | 1 | 14.09 | Комбинированный | Формирование знаний у учащихся о строении цветка. | Зарисовать схему строения цветка в разрезе, подписать его части. | Знать части цветка. Уметь показывать части цветка. | Практический |
5 | Виды соцветий. | 1 | 18.09 | Комбинированный | Формирование знаний у учащихся о разнообразии соцветий. | Записать виды соцветий и зарисовать их. | Знать виды соцветий. Уметь называть соцветия растений. | Словесно-практический |
6 | Опыление цветков. | 1 | 21.09 | Комбинированный | Формирование знаний у учащихся об опылении цветков. | Зарисовать схему опыления растений. Подписать, какое опыление изображено на каждой схеме. | Знать, в чем заключается значение опыления растений. Уметь называть способы опыления растений. | Словесно-практический |
7 | Разнообразие плодов. | 1 | 25.09 | Комбинированный | Формирование знаний у учащихся о разнообразии плодов. | Записать сухие и сочные плоды, зарисовать их. | Знать сухие и сочные плоды. Уметь приводить примеры сухих и сочных плодов. | Словесно-практический |
8 | Распространение плодов и семян. | 1 | 28.09 | Комбинированный | Формирование знаний у учащихся о способах распространения плодов и семян. | Записать способы распространения плодов и семян. | Знать способы распространения плодов и семян. Уметь называть способы распространения плодов и семян. | Словесно-практический |
9 | Обобщение: Цветок. | 1 | 02.10 | Обобщающий | Обобщение пройденного материала о цветке. | Выполнить упражнения на узнавание и различение органов цветкового растения. | Знать органы цветкового растения. Уметь различать органы цветкового растения. | Практический |
Семена растений (4ч) |
10 | Лабораторная работа: «Строение семени фасоли». | 1 | 05.10 | Изучение нового материала | Формирование знаний у учащихся о строении семени фасоли. | Зарисовать и подписать части семени фасоли. | Знать строение семени фасоли. Уметь находить на рисунке и называть части семени фасоли. | Практический |
11 | Лабораторная работа: «Строение зерновки пшеницы». | 1 | 09.10 | Комбинированный | Формирование знаний у учащихся о строении зерновки пшеницы. | Зарисовать и подписать части зерновки пшеницы. | Знать строение зерновки пшеницы. Уметь находить на рисунке и называть части зерновки пшеницы. | Практический |
12 | Условия прорастания семян. | 1 | 12.10 | Комбинированный | Формирование знаний у учащихся об условиях прорастания семян. | Выполнить задание в рабочей тетради Клепининой З.А. | Знать условия прорастания семян. Уметь пользоваться лабораторным оборудованием. | Практический |
13 | Практическая работа: Определение всхожести семян. Правила заделки семян в почву. | 1 | 16.10 | Урок практической работы | Формирование знаний у учащихся о всхожести семян. | Выполнить задание в рабочей тетради Клепининой З.А. | Знать, как определяют всхожесть семян. Уметь заделывать в почву крупные и мелкие семена. | Практический |
Корень (2ч) |
14 | Виды корней. Корневые системы. | 1 | 19.10 | Изучение нового материала | Формирование знаний у учащихся о видах корней и корневых системах. | Зарисовать виды корней, подписать их. Работа с гербарием. | Знать типы корневых систем. Уметь различать типы корневых систем по рисунку. | Словесно-практический |
15 | Значение корней. Видоизменение корней. | 1 | 23.10 | Комбинированный | Формирование знаний у учащихся о видоизменениях корней. | Заполнить таблицу «Видоизменение корней». | Знать, какую роль в жизни растения играют корнеплоды и корнеклубни. Уметь различать корнеклубень от корнеплода. | Словесно-практический |
Лист (4ч) |
16 | Внешнее строение листа. | 1 | 26.10 | Изучение нового материала | Формирование знаний у учащихся о внешнем строении листа. | Нарисовать разные по форме листья растений. Работа с гербарием. | Знать внешнее строение листа. Уметь различать простые и сложные листья. | Словесно-практический |
17 | Образование органических веществ в растении. | 1 | 30.10 | Комбинированный | Формирование знаний у учащихся об образовании органических веществ в растении. | Выполнить задания в рабочей тетради Клепининой З.А. | Знать, в какой части растения образуются органические вещества. Уметь обращаться с самым простым лабораторным оборудованием. | Словесно-практический |
18 | Испарение воды листьями. Дыхание растений. | 1 | 02.11 | Комбинированный | Формирование знаний у учащихся об испарении воды листьями и о дыхании растений. | Зарисовать схему «Дыхание и питание листа». | Знать значение испарения воды растением. Уметь обращаться с самым простым лабораторным оборудованием. | Практический |
II четверть (14 часов) |
19 | Листопад и его значение. | 1 | 13.11 | Комбинированный | Формирование знаний у учащихся о значении листопада для растений. | Выполнить задания в рабочей тетради Клепининой З.А. | Знать, в чем заключается значение листопада для растений. Уметь приводить примеры листопадных хвойных растений и лиственных. | Словесно-практический |
Стебель (5ч) |
20 | Строение стебля. | 1 | 16.11 | Изучение нового материала | Формирование знаний у учащихся о строении стебля. | Зарисовать стебель в разрезе, подписать слои стебля. | Знать строение стебля. Уметь различать стебли древесных и травянистых растений. | Словесно-практический |
21 | Значение стебля в жизни растения. | 1 | 20.11 | Комбинированный | Формирование знаний у учащихся о значении стебля в жизни растения. | Выполнить задания в рабочей тетради Клепининой З.А. | Знать значения стебля в жизни растения. Уметь обращаться с самым простым лабораторным оборудованием. | Словесно-практический |
22 | Разнообразие стеблей. | 1 | 23.11 | Комбинированный | Формирование знаний у учащихся о разнообразии стеблей. | Зарисовать виды стеблей, подписать их. Работа с гербарием. | Знать виды стеблей. Уметь называть виды стеблей. | Словесно-практический |
23 | Растение – целостный организм. | 1 | 27.11 | Комбинированный | Формирование знаний у учащихся о растении, как целостном организме. | Выполнить задания в рабочей тетради Клепининой З.А. | Знать, что растение является целостным организмом. Уметь называть части растения. | Словесно-практический |
24 | Обобщение: Стебель. | 1 | 30.11 | Обобщающий | Обобщение знаний у учащихся о стебле. | Работа по карточкам-заданиям. | Знать строение стебля. Уметь различать стебли древесных и травянистых растений. | Практический |
Многообразие бактерий, грибов, растений (3ч) |
25 | Деление растений на группы. | 1 | 04.12 | Изучение нового материала | Знакомство учащихся с классификацией растений. | Записать схему «Группы растений». | Знать группы растений. Уметь называть группы растений. | Словесно-практический |
26 | Мхи. | 1 | 07.12 | Комбинированный | Формирование знаний у учащихся о мхе. | Зарисовать мох, подписать его части. Работа с гербарием. | Знать, как люди используют мох. Уметь отличать мох от цветкового растения. | Словесно-практический |
27 | Папоротники. | 1 | 11.12 | Комбинированный | Формирование знаний у учащихся о папоротнике. | Зарисовать растение папоротника, подписать его части. | Знать строение папоротника. Уметь различать папоротник от мха. | Словесно-практический |
Голосеменные (2ч) |
28 | Сосна и ель – хвойные растения. | 1 | 14.12 | Изучение нового материала | Формирование знаний у учащихся о хвойных растениях. | Заполнить таблицу «Особенности хвойных и лиственных растений». | Знать названия растений из группы голосеменных. Уметь отличать голосеменное растение от цветкового растения. | Словесно-практический |
29 | Сравнение сосны и ели. | 1 | 18.12 | Комбинированный | Формирование знаний у учащихся о хвойных растениях. | Заполнить таблицу «Сравнение ели и сосны». Работа с гербарием. | Знать признаки голосеменных растений. Уметь отличать голосеменное растение от цветкового растения. | Словесно-практический |
Цветковые растения (2ч) |
30 | Особенности строения цветковых растений. | 1 | 21.12 | Комбинированный | Формирование представления у учащихся об особенностях строения цветкового растения. | Записать особенности строения цветкового растения. | Знать части цветкового растения. Уметь различать органы у цветкового растения. | Словесно-практический |
31 | Деление цветковых растений на классы. | 1 | 25.12 | Изучение нового материала | Дать представление учащимся о классификации цветковых растений. | Записать признаки однодольных и двудольных растений. | Знать признаки однодольных и двудольных растений. Уметь приводить примеры однодольных и двудольных растений. | Словесно-практический |
Однодольные растения (10ч) Мятликовые (Злаки) (6ч) |
32 | Общие признаки злаковых. | 1 | | Комбинированный | Формирование знаний у учащихся о злаках. | Записать признаки злаковых культур. | Знать названия растений из злаков. Уметь приводить примеры злаковых растений. | Словесно-практический |
III четверть (20 часов) |
33 | Внешнее строение пшеницы, ржи, ячменя. | 1 | | Комбинированный | Формирование знаний у учащихся о внешнем строении пшеницы, ржи, ячменя. | Работа с гербарием. Выполнить задания в рабочей тетради Клепининой З.А. | Знать некоторые биологические особенности пшеницы. Уметь приводить примеры использования разных злаковых культур. | Словесно-практический |
34 | Внешнее строение овса, кукурузы. | 1 | | Комбинированный | Формирование знаний у учащихся о внешнем строении овса, кукурузы. | Выполнить задания в рабочей тетради Клепининой З.А. | Знать некоторые биологические особенности овса. Уметь приводить примеры использования разных злаковых культур. | Словесно-практический |
35 | Выращивание зерновых. | 1 | | Комбинированный | Формирование знаний у учащихся о приемах возделывания зерновых культур. | Выполнить задания в рабочей тетради Клепининой З.А. | Знать некоторые приемы возделывания зерновых культур. Уметь приводить примеры злаковых растений. | Словесно-практический |
36 | Использование злаков в хозяйстве. | 1 | | Комбинированный | Формирование представления у учащихся об использовании злаков. | Заполнить схему «Использование злаков». | Знать, как человек использует злаки в хозяйстве. Уметь приводить примеры использования разных злаковых культур. | Словесно-практический |
37 | Обобщение: Злаки. | 1 | | Обобщающий | Обобщение материала о злаковых растениях. | Работа по карточкам-заданиям. | Знать внешнее строение злаковых культур. Уметь приводить примеры злаков. | Практический |
Лилейные (4ч) |
38 | Общие признаки лилейных. | 1 | | Изучение нового материала | Формирование представления у учащихся о растениях семейства Лилейные. | Записать примеры названий растений семейства Лилейные. | Знать названия растений из семейства Лилейные. Уметь приводить примеры растений семейства Лилейные. | Словесно-практический |
39 | Лабораторная работа: «Строение луковицы». | 1 | | Урок практической работы | Формирование знаний у учащихся о строении луковицы. | Зарисовать луковицу, подписать части луковицы. | Знать строение луковицы лука. Уметь показывать части луковицы. | Словесно-практический |
40 | Цветочно-декоративные лилейные. | 1 | | Комбинированный | Формирование знаний у учащихся о цветочно-декоративных лилейных. | Работа с гербарием. Заполнить таблицу «Строение цветка лилейных». | Знать, почему люди выращивают лилейные. Уметь приводить примеры растений семейства Лилейные. | Словесно-практический |
41 | Дикорастущие лилейные. Ландыш. | 1 | | Комбинированный | Формирование знаний у учащихся о дикорастущих лилейных. | Зарисовать внешнее строение ландыша, подписать его части. | Знать, почему ягоды ландыша нельзя употреблять в пищу. Уметь распознавать растение ландыш среди других лилейных. | Словесно-практический |
Двудольные растения (21ч) Паслёновые (6ч) |
42 | Общие признаки паслёновых. Паслён. | 1 | | Изучение нового материала | Формирование представления у учащихся о растениях семейства Пасленовые. | Записать примеры названий растений семейства Паслёновых. | Знать названия растений из семейства Паслёновые. Уметь приводить примеры растений семейства Паслёновые. | Словесно-практический |
43 | Лабораторная работа: «Строение клубня картофеля». | 1 | | Комбинированный | Формирование знаний у учащихся о строении клубня картофеля. | Зарисовать растение картофеля, подписать его части. | Знать строение клубня картофеля. Уметь показывать части клубня картофеля. | Практический |
44 | Выращивание картофеля. | 1 | | Комбинированный | Формирование представления у учащихся о выращивании картофеля. | Выполнить задания в рабочей тетради Клепининой З.А. | Знать, почему выращивают картофель. Уметь рассказывать о выращивании картофеля. | Словесно-практический |
45 | Овощные паслёновые. Томат. | 1 | | Комбинированный | Формирование знаний у учащихся об овощных паслёновых, томате. | Зарисовать растение томат, подписать его части. | Знать особенности томата. Уметь различать томат от других паслёновых. | Словесно-практический |
46 | Овощные паслёновые. Баклажан и перец. | 1 | | Комбинированный | Формирование знаний у учащихся об овощных паслёновых, баклажане и перце. | Зарисовать перец и баклажан. | Знать, что общего в строении перца и баклажана. Уметь различать перец и баклажан от других паслёновых. | Словесно-практический |
47 | Цветочно-декоративные пасленовые. | 1 | | Комбинированный | Формирование знаний учащихся о цветочно-декоративных паслёновых. | Работа с гербарием. | Знать, почему выращивают петунию и душистый табак. Уметь приводить примеры растений семейства Паслёновые. | Словесно-практический |
Бобовые (2ч) |
48 | Общие признаки бобовых. Бобы, горох. | 1 | | Изучение нового материала Комбинированный | Формирование представления у учащихся о растениях семейства Бобовые. | Записать примеры названий растений семейства Бобовые. | Знать названия растений из семейства Бобовые. Уметь приводить примеры растений семейства Бобовые. | Словесно-практический |
49 | Кормовые бобовые растения. | 1 | | Комбинированный | Формирование знаний у учащихся о кормовых бобовых растениях. | Работа с гербарием. | Знать названия растений семейства Бобовые. Уметь приводить примеры растений семейства Бобовые. | Словесно-практический |
Розоцветные (8ч) |
50 | Общие признаки розоцветных. | 1 | | Изучение нового материала | Формирование представления у учащихся о растениях семейства Розоцветные. | Записать примеры названий растений семейства Розоцветные. Работа с гербарием. | Знать названия растений из семейства Розоцветные. Уметь приводить примеры растений семейства Розоцветные. | Словесно-практический |
51 | Шиповник. | 1 | | Комбинированный | Формирование знаний у учащихся о шиповнике. | Зарисовать растение шиповник, подписать его части. Работа с гербарием. | Знать, почему шиповник относят к полезным растениям. Уметь отличать шиповник от других растений семейства Розоцветные. | Словесно-практический |
52 | Яблоня. | 1 | | Комбинированный | Формирование знаний у учащихся о яблоне. | Зарисовать растение яблоня, подписать его части. Работа с гербарием. | Знать части яблони. Уметь рассказывать, почему люди выращивают яблоню. | Словесно-практический |
IV четверть (16 часов) |
53 | Груша. | 1 | | Комбинированный | Формирование знаний у учащихся о груше. | Зарисовать растение груша, подписать его части. Работа с гербарием. | Знать, что общего у яблони и груши. Уметь рассказывать, почему в садах выращивают груши. | Словесно-практический |
54 | Вишня. | 1 | | Комбинированный | Формирование знаний у учащихся о вишне. | Зарисовать растение вишня, подписать его части. Работа с гербарием. | Знать биологические особенности вишни. Уметь называть биологические особенности вишни. | Словесно-практический |
55 | Малина. | 1 | | Комбинированный | Формирование знаний у учащихся о малине. | Выполнить задания в рабочей тетради Клепининой З.А. Работа с гербарием. | Знать биологические особенности малины. Уметь называть требования к условиям жизни малины. | Словесно-практический |
56 | Земляника. | 1 | | Комбинированный | Формирование знаний у учащихся о землянике. | Выполнить задания в рабочей тетради Клепининой З.А. Работа с гербарием. | Знать биологические особенности земляники. Уметь отличать землянику от малины. | Словесно-практический |
57 | Персик и абрикос. | 1 | | Комбинированный | Формирование знаний у учащихся о персике, абрикосе. | Решение кроссворда «Розоцветные». Работа с гербарием. | Знать условия выращивания персика и абрикоса. Уметь отличать персик от абрикоса. | Словесно-практический |
Сложноцветные (5ч) |
58 | Общие признаки сложноцветных. | | | Изучение нового материала | Формирование представления у учащихся о растениях семейства Сложноцветные. | Записать признаки растений семейства Сложноцветные. Работа с гербарием. | Знать названия растений из семейства Сложноцветные. Уметь приводить примеры растений семейства Сложноцветные | Словесно-практический |
59 | Подсолнечник. | | | Комбинированный | Формирование знаний у учащихся о подсолнечнике. | Записать биологические особенности подсолнечника. Зарисовать растение подсолнечник, подписать его части. | Знать, почему люди выращивают подсолнечник. Уметь называть плод подсолнечника. | Словесно-практический |
60 | Однолетние цветочные сложноцветные растения. | | | Комбинированный | Формирование знаний у учащихся об однолетних цветочных сложноцветных растениях. | Записать примеры растений однолетних сложноцветных. Зарисовать растение календулу и бархатцы. | Знать строение цветков календулы и бархатцев. Уметь приводить примеры однолетних цветочных сложноцветных растений. | Словесно-практический |
61 | Многолетние цветочно-декоративные сложноцветные. | | | Комбинированный | Формирование знаний у учащихся о многолетних цветочно-декоративных сложноцветных растениях. | Записать примеры растений многолетних сложноцветных. Зарисовать растение маргаритку и георгин. | Знать особенности маргаритки и георгина. Уметь приводить примеры многолетних цветочных сложноцветных растений. | Словесно-практический |
62 | Растение – живой организм. | | | Обобщающий | Обобщение знаний у учащихся о растении, как о живом организме. | Работа по карточкам-заданиям. | Знать части цветкового растения. Уметь различать однодольные и двудольные растения. | Практический |
Бактерии (1ч) |
63 | Бактерии. | | | Изучение нового материала | Формирование знаний у учащихся о бактериях. | Записать группы бактерий. Заполнить таблицу «Значение бактерий». | Знать, что такое бактерии. Уметь приводить примеры некоторых бактерий. | Словесно-практический |
Грибы (5ч) |
64 | Строение шляпочного гриба. | | | Изучение нового материала | Формирование знаний у учащихся о строении шляпочного гриба. | Зарисовать шляпочный гриб, подписать его части. | Знать, что грибы – это не растения. Уметь различать грибы и растения. | Словесно-практический |
65 | Грибы съедобные и ядовитые. | | | Комбинированный | Формирование знаний у учащихся о съедобных и ядовитых грибах. | Записать примеры съедобных и ядовитых грибов. | Знать ядовитые и съедобные грибы. Уметь различать съедобные и ядовитые грибы по рисункам. | Словесно-практический |
66 | Практическая работа: «Уход за посевами и посадками». | | | Урок практической работы | Формирование умения у учащихся высаживать растения и ухаживать за ними. | Работа на пришкольном участке. | Знать технику безопасности при работе с сельскохозяйственным инвентарем. Уметь проводить несложную обработку почвы на пришкольном участке. | Практический |
67 | Практическая работа: «Уход за посевами и посадками». | | | Урок практической работы | Формирование умения у учащихся высаживать растения и ухаживать за ними. | Работа на пришкольном участке. | Знать технику безопасности при работе с сельскохозяйственным инвентарем. Уметь проводить несложную обработку почвы на пришкольном участке. | Практический |
68 | Практическая работа: «Уход за посевами и посадками». | | | Урок практической работы | Формирование умения у учащихся высаживать растения и ухаживать за ними. | Работа на пришкольном участке. | Знать технику безопасности при работе с сельскохозяйственным инвентарем. Уметь проводить несложную обработку почвы на пришкольном участке. | Практический |