№ | Дата/ факт | Тема урока | Элементы содержания урока | Знания и умения учащихся | Виды контроля | НРК | ИКТ |
Введение (3 часа) |
1 | | Биология – наука о жизни | Знать уровни организации жизни: молекулярный, клеточный, организменный, популяционно – видовой, экосистемный, биосферный | Иметь представление о том, что современная биология – комплексная наука. Давать определения терминам; перечислять царства живой природы. Характеризовать уровни организации | Устный текущий | | |
2 | | Методы исследования в биологии | Знать методы изучения живой природы. Иметь представление об основных этапах научного исследования «Гипотеза», «Теория» | Называть методы изучения живой природы | | | Презентация |
3 | | Сущность жизни и свойства живого | Современные научные представления о сущности жизни; общие признаки живого организма | Общие признаки живого организма | Устный текущий | | |
Молекулярный уровень (9 часов) |
4 | | Молекулярный уровень: общая характеристика | Называть элементы, преобладающие в составе живых организмов. Обосновывать процессы и механизмы, происходящие в организме на молекулярном уровне | Характеризовать строение полимеров и входящих в их состав мономеров | Устный текущий | | |
5 | | Углеводы | Знать вещества, входящие в состав углеводов. Функции углеводов | Знать классификацию углеводов; общую формулу .Функции | Устный текущий | | Презентация |
6 | | Липиды | Иметь представление о составе и строении липидов, знать их функции. Биомолекулы | Перечислять вещества, входящие в состав липидов. Называть функции липидов | Устный текущий | | Презентация |
7 | | Состав и строение белков. Функции белков | Состав и строение, Уровни организации белковой молекулы; свойства белковых молекул. Функции | Обосновывать взаимосвязь и зависимость функции белков от их строения | Биологический диктант | | Презентация |
8 | | Нуклеиновые кислоты | Знать типы нуклеиновых кислот (ДНК и РНК), функции, типы РНК. Строение нуклеотидов. Комплементарность | Называть составляющие мономеров ДНК и РНК. Объяснять принцип комплементарности | Устный текущий | | Сообщения |
9 | | АТФ и другие органические соединения клетки | Строение молекулы АТФ, функции. Роль витаминов | Перечислять составляющие нуклеотида АТФ (АДФ, АМФ), группы витаминов | Биологический диктант | | |
10 | | Биологические катализаторы | Знать свойства ферментов и механизм катализа. Роль ферментов. Коферменты | Перечислять факторы, обеспечивающие скорость ферментативных реакций | Устный текущий | | |
11 | | Вирусы | Особенности строения и функции вирусов. Способы борьбы со СПИДом. Вирусные заболевания, их профилактика | Перечислять элементы, входящие в состав вирусной частицы. Знать меры профилактики со СПИДом | Устный текущий | Меры борьбы с вирусными заболеваниями в Хакасии | |
12 | | Обобщение и контроль по теме «Молекулярный уровень организации живой природы | | Знать особенности многомолекулярных комплексных систем, перечислять их свойства и значение | Тестирование | | |
Клеточный уровень (9 часов) |
13 | | Основные положения клеточной теории. Л. р. Сравнение растительной и животной клеток» | Знать основные положения клеточной теории, значение. Сравнивать строение прокариотов и эукариотов, растительной и животной клеток | Фамилии Великих ученых – микроскопистов, авторов клеточной теории. Основные положения клеточной теории | Лабораторная работа | | |
14 | | Клеточная мембрана. Хромосомный набор клетки | Знать строение и функции наружной мембраны клетки, способы проникновения веществ в клетку. Строение и функции ядра. Фаго и пиноцитоз. И.И. Мечников | Называть составляющие наружной клеточной мембраны. состав, функции ядра. Строение клеточной мембраны. Фагоцитоз. Пиноцитоз | Устный текущий | | |
15 | | Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи.Лизосомы. Митохондрии. Пластиды | Знать строение, функции Э.П.С., рибосом, лизосом и других органоидов | Называть органиоды клетки, их функции, виды пластид. Строение органоидов | Устный текущий | | Презентация |
16 | | Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения | Иметь представление о строении клеточног8о центра и органоидов движения; знать функции. Признаки отличий включений от органоидов. Роль спор в жизни прокариот. | Называть элементы, входящие в состав клеточного центра, Знать органоиды движения | Биологический диктант | | |
17 | | Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм. Энергетический обмен в клетке | Описывать особенности обмена веществ; знать этапы энергетического обмена. АТФ. Энергетический обмен | Обмен веществ и превращение энергии. Обмен веществ. Этапы | Устный текущий | | |
18 | | Типы питания клетки. Л. р. «Фазы и продукты фотосинтеза» | Автотрофные и гетеротрофные организмы. Питание. Фотосинтез. Хемосинтез | Типы питания живых организмов. Фазы и продукты фотосинтеза. Группы гетеротрофных организмов | Лабораторная работа | | |
19 | | Синтез белков в клетке | Иметь представление о генетическом коде. Знать сущность процессов транскрипции и трансляции. Роль ферментов в синтезе белка | Называть этапы биосинтеза белка. Описывать процесс биосинтеза белков в клетке. Роль генетического кода, роль ферментов | Устный текущий | | Презентация |
20 | | Деление клетки. Митоз | Знать механизм деления клетки, способы размножения организмов и способы деления клетки. Биологический смысл митоза | Фазы митоза, органоиды, участвующие в делении клетки. Объяснять биологический смысл митоза | Устный текущий | | |
21 | | Контрольно – обобщающий урок по теме «Клеточный уровень организации живого» | Знать строение, функции и химический состав клеток ( бактерии, грибов, растений и животных). Сравнивать автотрофные и гетеротрофные организмы | Называть органоиды клетки, группы химических элементов. Типы питания. Фазы митоза | Тестирование | | |
Организменный уровень (14 часов) |
22 | | Размножение организмов | Знать виды бесполого размножения. Сущность полового размножения. Роль размножения | Перечислять виды бесполого и полового размножения. Описывать сущность размножения бактерий, грибов, растений, животных | Устный текущий | | |
23 | | Развитие половых клеток. Мейоз. Оплодотворение организмов | Иметь представление о стадиях гаметогенеза; сущность и стадии мейоза. Оплодотворение. Биогенетический закон | Стадии гаметогенеза, мейоза. Процесс оплодотворения. Соматические и половые клетки | Устный текущий | | Презентация |
24 | | Индивидуальное развитие организмом | Знать периоды онтогенеза. Эмбриональный и постэмбриональный периоды | Перечислять периоды онтогенеза, этапы эмбрионального развития | Устный текущий | | |
25 | | Закономерности наследования признаков установленные Г. Менделем | Генетика. Гибридологический метод. Суть правила единообразия гибридов первого поколения. Закон чистоты гамет | Предмет изучения генетики, генетические термины. Символы. Понятия. Решать задачи на моногибридное скрещивание | Решение задач | | |
26 | | Неполное доминирование.Анализирующее скрещивание | Знать генетические термины и понятия, законы наследственности. Генотип. Фенотип | Законы наследственности. Уметь решать задачи на неполное доминирование | Решение задач | | |
27 | | Дигибридное скрещивание | Знать генетические термины и понятия, законы наследственности. Независимое наследование признаков. Уметь решать задачи на дигибридное скрещивание | Сущность закона Томаса Моргана. Механизм сцепленного наследования. Уметь решать задачи на дигибридное скрещивание | Решение задач | | |
28 | | Сцепленное наследование. Закон Томаса Моргана | Сущность закона Томаса Моргана. Конъюгация. Перекрест хромосом | Сущность закона Томаса Моргана. Объяснять механизм сцепленного наследования | Решение задач | | Презентация |
29 | | Взаимодействие генов | Знать законы наследственности, неаллельные гены. Уметь решать задачи на взаимодействие неаллельных генов | Уметь решать задачи на взаимодействие неаллельных генов | Решение задач | | |
30 | | Генетика пола. Сцепленное с полом наследование | Знать группы хромосом (аутосомы и половые хромосомы). Уметь решать задачи | Решать задачи на сцепленное с полом наследование | Решение задач | | |
31 | | Модификационная изменчивость. Л. р. «Описание фенотипа растений» | Норма реакции | Объяснять взаимодействие генотипа и условия среды на формирование фенотипа | Объяснять взаимодействие генотипа и условия среды на формирование фенотипа | Лабораторная работа | |
32 | | Мутационная изменчивость | Знать формы изменчивости. Виды мутаций | Называть виды мутаций. Формы изменчивости | Устный текущий | | Презентация |
33 | | Основы селекции. Работы Н.И. Вавилова | Селекция, ее задачи, значение. Центры происхождения | Называть центры происхождения. Задачи селекции | Устный текущий | Селекция Хакасии | Презентация |
34 | | Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов | Знать основные методы селекции. Виды гибридизации. Явление гетерозиса | Называть основные методы селекции, виды гибридизации | Устный текущий | Селекционеры Хакасии | Презентации |
35 | | Обобщение и контроль по теме «Организменный уровень организации живого» | Сущность мейоза, оплодотворения. Задачи селекции. Уметь решать задачи | Биологическая сущность мейоза, оплодотворения. Уметь решать задачи | Тестирование | | |
Популяционно – видовой уровень (3 часа) |
36 | | Вид. Критерии вида. Л. р. «Описание растений по морфологическому критерию» | Знать основную систематическую единицу «Вид». Критерии вида | Называть критерии вида. Характеризовать основную систематическую единицу в биологии. Критерии вида | Лабораторная работа | | |
37 | | Популяция – форма существования вида и единица эволюции | Знать элементарную единицу эволюции (популяцию). Популяционно – видовой уровень | Характеризовать единицу эволюции - популяцию | Устный текущий | | |
38 | | Биологическая классификация | Таксономические категории; признаки царства живой природы | Уметь определять таксономическую принадлежность растений и животных | Устный текущий | | |
Экосистемный уровень (4 часа) |
39 | | Сообщество, экосистема, биогеоценоз | Знать природные сообщества, их свойства, задачи | Приводить сравнительную характеристику сообщества, экосистемы, биогеоценоза | Устный текущий | Биогеоценоз Хакасии | Презентация |
40 | | Состав и структура сообщества | Знать структуру сообщества. Связь биогеоценоза с географической зональностью | Называть группы организмов сообщества. Приводить примеры цепей питания | Устный текущий | Сообщества Хакасии | |
41 | | Потоки вещества и энергии в экосистеме | Знать характеристику пирамид численности и биомассы | Уметь составлять цепи питания | Биологический диктант | | |
42 | | Саморазвитие экосистемы | Экологическая сукцессия. Стадии сукцессии. Общее дыхание сообщества | Виды биогеоценозов. Охранные мероприятия по сохранению экосистемы в Хакасии | Экскурсия | Заповедники Хакасии | |
Биосферный уровень (4 часа) |
43 | | Биосфера. Среды жизни | Знать среды жизни живых организмов. Границы и свойства биосферы | Называть среды жизни живых организмов. Приспособления живых организмов к жизни в определенной среде | Устный текущий | | |
44 | | Средообразующая деятельность организмов | Знать особенности воздействия живых организмов на среду обитания | Называть среды жизни живых организмов | Среда обитания Хакасии | | Презентация |
45 | | Круговорот веществ в биосфере | Значение круговорота веществ | Называть биогенные элементы; перечислять биогеохимические циклы | Устный текущий | | |
46 | | Контрольно – обобщающий урок по теме «Биосферный уровень организации живого» | Знать общую характеристику круговорота веществ в природе. Роль живых организмов в круговороте биогенных элементов | Называть уровни организации живой природы, биогенные элементы | Тестирование | | |
Эволюция органического мира (8 часов) |
47 | | Развитие эволюционного учения | Основные положения Чарлза Дарвина, Ламарка. История развития эволюционных идей | Знать основные положения теории Чарлза Дарвина | Устный текущий | | |
48 | | Изменчивость организмов | Виды изменчивости: наследственная и ненаследственная | Называть виды изменчивости. Генофонд популяции | Устный текущий | | Презентация |
49 | | Борьба за существование. Естественный отбор | Приводить сравнение стабилизирующего и движущего отбора | Формы борьбы за существование | Биологический диктант | | |
50 | | Формы естественного отбора | Стабилизирующий отбор. Движущий отбор. Половой отбор | Уметь определять формы естественного отбора | Устный текущий | | Презентация |
51 | | Видообразование | Основные формы видообразования | Характеризовать процесс микроэволюции, его формы. Движущий отбор | Устный текущий | | |
52 | | Макроэволюция | Знать основные таксономические группы. Макроэволюция. Главные направления эволюции | Приводить доказательства макроэволюции. Макроэволюция. Микроэволюция | Тестирование | | |
53 | | Основные закономерности эволюции | Знать типы эволюционных изменений. Главные линии эволюции | Называть типы эволюционных изменений. Линии эволюции. Параллелизм. Конвергенция | Устный текущий | | |
54 | | Семинар по теме «Основные учения об эволюции» | Сравнивать эволюционные теории Ламарка и Дарвина. Знать типы эволюционных изменений | Объяснить роль генетики, роль организма, популяции и биогеоценоза в эволюции | | | Презентации |
Возникновение и развитие жизни на Земле (5 часов) |
55 | | Гипотезы возникновения жизни | Знать основные гипотезы возникновения жизни (креационизм) | Называть основные гипотезы возникновения жизни | Устный текущий | | Презентация |
56 | | Развитие представлений о происхождении жизни | Знать гипотезу абиогенного зарождения жизни. (Гипотеза Опарина, Холдейна) | Знать основные этапы развития жизни на Земле. | Устный текущий | | |
57 | | Развитие жизни в архее, протерозое и палеозое | Деление истории Земли на эры, периоды и эпохи | Объяснять смену господствующих групп растений и животных | Тестирование | | |
58 | | Развитие жизни в мезозое и кайнозое | Обосновывать смену господствующих групп растений и животных | Основные ароморфозы и идиоадаптации в мезозое и кайнозое | Устный текущий | | Презентация |
59 | | Семинар по теме «Возникновение и развитие жизни на Земле» | Знать современные представления о возникновении жизни на Земле | Основные ароморфозы и идиоадаптации в архее, мезозое, кайнозое, протерозое, палеозое | | | Доклады |
Основы экологии. Организм и среда (9 часов) |
60 | | Экологические факторы | Абиотические. Биотические. Антропогенные. Вторичные климатические факторы | Уметь составлять классификацию экологических факторов | Устный текущий | Экология Хакасии | Презентация |
61 | | Общие закономерности влияния экологических факторов на организмы | Экологические факторы. Толерантность. Экотипы. Лимитирующие факторы. Закон минимума | Знать закон минимума. Знать понятия: толерантность, экотипы, лимитирующие факторы, закон минимума | Устный текущий | | |
62 | | Экологические ресурсы | Ресурсы: пищевой, энергетический. Виды ресурсов животных и растений | Знать виды ресурсов животных и растений Таштыпского района | Устный текущий | Экологические ресурсы Хакасии | Презентация |
63 | | Адаптация организмов к различным условиям | Зависимость строения и образа жизни организмов от среды обитания. Жизненные формы | Ритмы жизни. Жизненные формы. Морфологические приспособления | Устный текущий | | |
64 | | Межвидовые отношения организмов | Типы биотических взаимоотношений: Нейтрализм, аменсализм, комменсализм, протокооперация | Знать типы биотических взаимоотношений | Биологический диктант | | |
65 | | Колебания численности организмов. Экологические ресурсы | Динамика популяций. Механизмы изменений численности популяций. Рождаемость. Смертность. Регуляторные механизмы | Знать факторы, вызывающие колебания численности популяций. Значение динамики популяций | Устный текущий | | Презентация |
Биосфера и человек (3 часа) |
66 | | Эволюция биосферы | Биосфера. Состав первичной атмосферы. Планеты. Живое вещество. Биогенное вещество. Биокостное вещество. Костное | Знать схемы круговорота углерода. Уметь доказывать, что надвигающийся экологический кризис – результат деятельности человека | Устный текущий | Экология Хакасии | |
67 | | Основы рационального природопользования | Локальный и глобальный экологический мониторинг. Общество «Одноразового потребления». Природные ресурсы | Знать причины экологического кризиса и пути его преодоления | Устный текущий | | Презентация |
68 | | Конференция по теме «Биосфера и человек» | Биосфера. Антропогенное взаимодействие на биосферу | Предложить методы рационального управления природными ресурсами | | Природные ресурсы Хакасии | Доклады Презентация |
| | | | | | | |