СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 9 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по биологии

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 9 класс»

Календарно – тематическое планирование по биологии 9 класс

Дата/

факт

Тема урока

Элементы содержания урока

Знания и умения учащихся

Виды контроля

НРК

ИКТ

Введение (3 часа)

1


Биология – наука о жизни

Знать уровни организации жизни: молекулярный, клеточный, организменный, популяционно – видовой, экосистемный, биосферный

Иметь представление о том, что современная биология – комплексная наука. Давать определения терминам; перечислять царства живой природы. Характеризовать уровни организации

Устный текущий




2


Методы исследования в биологии

Знать методы изучения живой природы. Иметь представление об основных этапах научного исследования «Гипотеза», «Теория»

Называть методы изучения живой природы



Презентация

3


Сущность жизни и свойства живого

Современные научные представления о сущности жизни; общие признаки живого организма

Общие признаки живого организма

Устный текущий



Молекулярный уровень (9 часов)

4


Молекулярный уровень: общая характеристика

Называть элементы, преобладающие в составе живых организмов. Обосновывать процессы и механизмы, происходящие в организме на молекулярном уровне

Характеризовать строение полимеров и входящих в их состав мономеров

Устный текущий



5


Углеводы

Знать вещества, входящие в состав углеводов.

Функции углеводов

Знать классификацию углеводов; общую формулу .Функции

Устный текущий


Презентация

6


Липиды

Иметь представление о составе и строении липидов, знать их функции. Биомолекулы

Перечислять вещества, входящие в состав липидов.

Называть функции липидов

Устный текущий


Презентация

7


Состав и строение белков.

Функции белков

Состав и строение, Уровни организации белковой молекулы; свойства белковых молекул. Функции

Обосновывать взаимосвязь и зависимость функции белков от их строения

Биологический диктант


Презентация

8


Нуклеиновые кислоты

Знать типы нуклеиновых кислот (ДНК и РНК), функции, типы РНК. Строение нуклеотидов. Комплементарность

Называть составляющие мономеров ДНК и РНК.

Объяснять принцип комплементарности

Устный текущий


Сообщения

9


АТФ и другие органические соединения клетки

Строение молекулы АТФ, функции. Роль витаминов

Перечислять составляющие нуклеотида АТФ (АДФ, АМФ), группы витаминов

Биологический диктант



10


Биологические катализаторы

Знать свойства ферментов и механизм катализа. Роль ферментов. Коферменты

Перечислять факторы, обеспечивающие скорость ферментативных реакций

Устный текущий



11


Вирусы

Особенности строения и функции вирусов. Способы борьбы со СПИДом. Вирусные заболевания, их профилактика

Перечислять элементы, входящие в состав вирусной частицы. Знать меры профилактики со СПИДом

Устный текущий

Меры борьбы с вирусными заболеваниями в Хакасии


12


Обобщение и контроль по теме «Молекулярный уровень организации живой природы


Знать особенности многомолекулярных комплексных систем, перечислять их свойства и значение

Тестирование



Клеточный уровень (9 часов)

13


Основные положения клеточной теории.

Л. р. Сравнение растительной и животной клеток»

Знать основные положения клеточной теории, значение.

Сравнивать строение прокариотов и эукариотов, растительной и животной клеток

Фамилии Великих ученых – микроскопистов, авторов клеточной теории.

Основные положения клеточной теории

Лабораторная работа



14


Клеточная мембрана.

Хромосомный набор клетки

Знать строение и функции наружной мембраны клетки, способы проникновения веществ в клетку. Строение и функции ядра. Фаго и пиноцитоз. И.И. Мечников

Называть составляющие наружной клеточной мембраны. состав, функции ядра. Строение клеточной мембраны.

Фагоцитоз. Пиноцитоз

Устный текущий



15


Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи.Лизосомы. Митохондрии.

Пластиды

Знать строение, функции Э.П.С., рибосом, лизосом и других органоидов

Называть органиоды клетки, их функции, виды пластид. Строение органоидов


Устный текущий


Презентация

16


Клеточный центр.

Органоиды движения.

Клеточные включения

Иметь представление о строении клеточног8о центра и органоидов движения; знать функции. Признаки отличий включений от органоидов. Роль спор в жизни прокариот.


Называть элементы, входящие в состав клеточного центра,

Знать органоиды движения

Биологический диктант



17


Ассимиляция и диссимиляция.

Метаболизм. Энергетический обмен в клетке

Описывать особенности обмена веществ; знать этапы энергетического обмена. АТФ. Энергетический обмен

Обмен веществ и превращение энергии.

Обмен веществ. Этапы

Устный текущий



18


Типы питания клетки. Л. р. «Фазы и продукты фотосинтеза»

Автотрофные и гетеротрофные организмы.

Питание.

Фотосинтез.

Хемосинтез

Типы питания живых организмов. Фазы и продукты фотосинтеза. Группы гетеротрофных организмов

Лабораторная работа



19


Синтез белков в клетке

Иметь представление о генетическом коде. Знать сущность процессов транскрипции и трансляции.

Роль ферментов в синтезе белка

Называть этапы биосинтеза белка. Описывать процесс биосинтеза белков в клетке.

Роль генетического кода, роль ферментов

Устный текущий


Презентация

20


Деление клетки. Митоз

Знать механизм деления клетки, способы размножения организмов и способы деления клетки.

Биологический смысл митоза

Фазы митоза, органоиды, участвующие в делении клетки.

Объяснять биологический смысл митоза

Устный текущий



21


Контрольно – обобщающий урок по теме «Клеточный уровень организации живого»

Знать строение, функции и химический состав клеток ( бактерии, грибов, растений и животных). Сравнивать автотрофные и гетеротрофные организмы

Называть органоиды клетки, группы химических элементов.

Типы питания.

Фазы митоза

Тестирование



Организменный уровень (14 часов)

22


Размножение организмов

Знать виды бесполого размножения. Сущность полового размножения. Роль размножения

Перечислять виды бесполого и полового размножения.

Описывать сущность размножения бактерий, грибов, растений, животных

Устный текущий



23


Развитие половых клеток. Мейоз. Оплодотворение организмов

Иметь представление о стадиях гаметогенеза; сущность и стадии мейоза. Оплодотворение.

Биогенетический закон

Стадии гаметогенеза, мейоза. Процесс оплодотворения. Соматические и половые клетки

Устный текущий


Презентация

24


Индивидуальное развитие организмом

Знать периоды онтогенеза.

Эмбриональный и постэмбриональный периоды

Перечислять периоды онтогенеза, этапы эмбрионального развития

Устный текущий



25


Закономерности наследования признаков установленные Г. Менделем

Генетика. Гибридологический метод. Суть правила единообразия гибридов первого поколения. Закон чистоты гамет

Предмет изучения генетики, генетические термины. Символы. Понятия. Решать задачи на моногибридное скрещивание

Решение задач



26


Неполное доминирование.Анализирующее скрещивание

Знать генетические термины и понятия, законы наследственности. Генотип.

Фенотип

Законы наследственности. Уметь решать задачи на неполное доминирование

Решение задач



27


Дигибридное скрещивание

Знать генетические термины и понятия, законы наследственности. Независимое наследование признаков. Уметь решать задачи на дигибридное скрещивание

Сущность закона Томаса Моргана. Механизм сцепленного наследования. Уметь решать задачи на дигибридное скрещивание

Решение задач



28


Сцепленное наследование. Закон Томаса Моргана

Сущность закона Томаса Моргана. Конъюгация. Перекрест хромосом

Сущность закона Томаса Моргана. Объяснять механизм сцепленного наследования

Решение задач


Презентация

29


Взаимодействие генов

Знать законы наследственности, неаллельные гены. Уметь решать задачи на взаимодействие неаллельных генов

Уметь решать задачи на взаимодействие неаллельных генов

Решение задач



30


Генетика пола.

Сцепленное с полом наследование

Знать группы хромосом (аутосомы и половые хромосомы). Уметь решать задачи

Решать задачи на сцепленное с полом наследование

Решение задач



31


Модификационная изменчивость.

Л. р. «Описание фенотипа растений»

Норма реакции

Объяснять взаимодействие генотипа и условия среды на формирование фенотипа

Объяснять взаимодействие генотипа и условия среды на формирование фенотипа

Лабораторная работа


32


Мутационная изменчивость

Знать формы изменчивости. Виды мутаций

Называть виды мутаций. Формы изменчивости

Устный текущий


Презентация

33


Основы селекции. Работы Н.И. Вавилова

Селекция, ее задачи, значение. Центры происхождения

Называть центры происхождения.

Задачи селекции

Устный текущий

Селекция Хакасии

Презентация

34


Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов

Знать основные методы селекции.

Виды гибридизации.

Явление гетерозиса

Называть основные методы селекции, виды гибридизации

Устный текущий

Селекционеры Хакасии

Презентации

35


Обобщение и контроль по теме «Организменный уровень организации живого»

Сущность мейоза, оплодотворения.

Задачи селекции.

Уметь решать задачи

Биологическая сущность мейоза, оплодотворения.

Уметь решать задачи

Тестирование



Популяционно – видовой уровень (3 часа)

36


Вид. Критерии вида. Л. р. «Описание растений по морфологическому критерию»

Знать основную систематическую единицу

«Вид».

Критерии вида

Называть критерии вида.

Характеризовать основную систематическую единицу в биологии.

Критерии вида

Лабораторная работа



37


Популяция – форма существования вида и единица эволюции

Знать элементарную единицу эволюции (популяцию).

Популяционно – видовой уровень

Характеризовать единицу эволюции - популяцию

Устный текущий



38


Биологическая классификация

Таксономические категории; признаки царства живой природы

Уметь определять таксономическую принадлежность растений и животных

Устный текущий



Экосистемный уровень (4 часа)

39


Сообщество, экосистема, биогеоценоз

Знать природные сообщества, их свойства, задачи

Приводить сравнительную характеристику сообщества, экосистемы, биогеоценоза

Устный текущий

Биогеоценоз Хакасии

Презентация

40


Состав и структура сообщества

Знать структуру сообщества.

Связь биогеоценоза с географической зональностью

Называть группы организмов сообщества.

Приводить примеры цепей питания

Устный текущий

Сообщества Хакасии


41


Потоки вещества и энергии в экосистеме

Знать характеристику пирамид численности и биомассы

Уметь составлять цепи питания

Биологический диктант



42


Саморазвитие экосистемы

Экологическая сукцессия. Стадии сукцессии. Общее дыхание сообщества

Виды биогеоценозов. Охранные мероприятия по сохранению экосистемы в Хакасии

Экскурсия

Заповедники Хакасии


Биосферный уровень (4 часа)

43


Биосфера.

Среды жизни


Знать среды жизни живых организмов. Границы и свойства биосферы

Называть среды жизни живых организмов. Приспособления живых организмов к жизни в определенной среде

Устный текущий



44


Средообразующая деятельность организмов

Знать особенности воздействия живых организмов на среду обитания

Называть среды жизни живых организмов

Среда обитания Хакасии


Презентация

45


Круговорот веществ в биосфере

Значение круговорота веществ

Называть биогенные элементы; перечислять биогеохимические циклы

Устный текущий



46


Контрольно – обобщающий урок по теме «Биосферный уровень организации живого»

Знать общую характеристику круговорота веществ в природе. Роль живых организмов в круговороте биогенных элементов

Называть уровни организации живой природы, биогенные элементы

Тестирование



Эволюция органического мира (8 часов)

47


Развитие эволюционного учения

Основные положения Чарлза Дарвина, Ламарка. История развития эволюционных идей

Знать основные положения теории Чарлза Дарвина

Устный текущий



48


Изменчивость организмов

Виды изменчивости: наследственная и ненаследственная

Называть виды изменчивости.

Генофонд популяции

Устный текущий


Презентация

49


Борьба за существование.

Естественный отбор

Приводить сравнение стабилизирующего и движущего отбора

Формы борьбы за существование

Биологический диктант



50


Формы естественного отбора

Стабилизирующий отбор.

Движущий отбор.

Половой отбор

Уметь определять формы естественного отбора

Устный текущий


Презентация

51


Видообразование

Основные формы видообразования

Характеризовать процесс микроэволюции, его формы. Движущий отбор

Устный текущий



52


Макроэволюция

Знать основные таксономические группы. Макроэволюция. Главные направления эволюции

Приводить доказательства макроэволюции.

Макроэволюция.

Микроэволюция

Тестирование



53


Основные закономерности эволюции

Знать типы эволюционных изменений.

Главные линии эволюции

Называть типы эволюционных изменений.

Линии эволюции.

Параллелизм. Конвергенция

Устный текущий



54


Семинар по теме

«Основные учения об эволюции»

Сравнивать эволюционные теории Ламарка и Дарвина.

Знать типы эволюционных изменений

Объяснить роль генетики, роль организма, популяции и биогеоценоза в эволюции



Презентации

Возникновение и развитие жизни на Земле (5 часов)

55


Гипотезы возникновения жизни

Знать основные гипотезы возникновения жизни

(креационизм)

Называть основные гипотезы возникновения жизни

Устный текущий


Презентация

56


Развитие представлений о происхождении жизни

Знать гипотезу абиогенного зарождения жизни.

(Гипотеза Опарина, Холдейна)

Знать основные этапы развития жизни на Земле.

Устный текущий



57


Развитие жизни в архее, протерозое и палеозое

Деление истории Земли на эры, периоды и эпохи

Объяснять смену господствующих групп растений и животных

Тестирование



58


Развитие жизни в мезозое и кайнозое

Обосновывать смену господствующих групп растений и животных

Основные ароморфозы и идиоадаптации в мезозое и кайнозое

Устный текущий


Презентация

59


Семинар по теме «Возникновение и развитие жизни на Земле»

Знать современные представления о возникновении жизни на Земле

Основные ароморфозы и идиоадаптации в архее, мезозое, кайнозое, протерозое, палеозое



Доклады


Основы экологии. Организм и среда (9 часов)


60


Экологические факторы

Абиотические. Биотические.

Антропогенные. Вторичные климатические факторы

Уметь составлять классификацию экологических факторов

Устный текущий

Экология Хакасии

Презентация

61


Общие закономерности влияния экологических факторов на организмы

Экологические факторы.

Толерантность.

Экотипы.

Лимитирующие факторы.

Закон минимума


Знать закон минимума.

Знать понятия: толерантность, экотипы, лимитирующие факторы, закон минимума

Устный текущий



62


Экологические ресурсы

Ресурсы: пищевой, энергетический.

Виды ресурсов животных и растений

Знать виды ресурсов животных и растений Таштыпского района

Устный текущий

Экологические ресурсы Хакасии

Презентация

63


Адаптация организмов к различным условиям

Зависимость строения и образа жизни организмов от среды обитания.

Жизненные формы

Ритмы жизни. Жизненные формы.

Морфологические приспособления

Устный текущий



64


Межвидовые отношения организмов

Типы биотических взаимоотношений:

Нейтрализм, аменсализм, комменсализм, протокооперация

Знать типы биотических взаимоотношений

Биологический диктант



65


Колебания численности организмов.

Экологические ресурсы

Динамика популяций.

Механизмы изменений численности популяций.

Рождаемость. Смертность.

Регуляторные механизмы

Знать факторы, вызывающие колебания численности популяций.

Значение динамики популяций

Устный текущий


Презентация

Биосфера и человек (3 часа)

66


Эволюция биосферы

Биосфера. Состав первичной атмосферы. Планеты. Живое вещество. Биогенное вещество. Биокостное вещество. Костное

Знать схемы круговорота углерода. Уметь доказывать, что надвигающийся экологический кризис – результат деятельности человека

Устный текущий

Экология Хакасии


67


Основы рационального природопользования

Локальный и глобальный экологический мониторинг.

Общество «Одноразового потребления».

Природные ресурсы

Знать причины экологического кризиса и пути его преодоления

Устный текущий


Презентация

68


Конференция по теме «Биосфера и человек»

Биосфера.

Антропогенное взаимодействие на биосферу

Предложить методы рационального управления природными ресурсами


Природные ресурсы Хакасии

Доклады

Презентация












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!