СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 7 класс 1 час Пасечник В.В. ФГОС

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по биологии для основной школы составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, предъявляемых к результатам освоения основной образовательной программы (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» с изменениями и дополнениями Приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. № 1644); примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 года № 1/15) http://www.fgosreestr.ru/reestr; основных направлений программ, включенных в структуру основной образовательной программы; требований к уровню подготовки обучающихся для проведения основного государственного экзамена по биологии; основной образовательной программой образовательного учреждения; авторской программы под руководством В.В. Пасечника

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 7 класс 1 час Пасечник В.В. ФГОС»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Нормативно-правовая база

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями, внесенными Федеральными законами от 14.06.2014 №145-ФЗ, от 06.04.2015 №68-ФЗ, от 02.05.2015 №122-ФЗ).

  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», с изменениями от 31 декабря 2015 г. №1577

  3. Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобренная Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию Протокол заседания от 8 апреля 2015 г. №1/15).

  4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

  5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1067 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 февраля 2013г., регистрационный N 26755) «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2013-2014 учебный год».

  6. Основная образовательная программа основного общего образования на 2015-2020учебный год Муниципального автономного общеобразовательного учреждения Московской средней общеобразовательной школы тюменского муниципального района

  7. Учебного плана МАОУ Московской СОШ, утвержденного пр. № 67-О 26.06.2017 г.

  8. Авторская программа основного общего образования по биологии 5—9классы Авторы: В. В. Пасечник. В. Латюшин, Г. Г. Швецов.


Рабочая программа по биологии для основной школы составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, предъявляемых к результатам освоения основной образовательной программы (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» с изменениями и дополнениями Приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. № 1644); примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 года № 1/15) http://www.fgosreestr.ru/reestr; основных направлений программ, включенных в структуру основной образовательной программы; требований к уровню подготовки обучающихся для проведения основного государственного экзамена по биологии; основной образовательной программой образовательного учреждения; авторской программы под руководством В.В. Пасечника (сборник «Биология. Рабочие программы. 5-9 классы.» - М.: Дрофа, 2013.).

Целью биологического образования в основной школе является обеспечить выпускникам высокую биологическую, экологическую и природоохранительную грамотность, компетентность в обсуждении и решении целого круга вопросов, связанных с живой природой. Решить эту задачу можно на основе преемственного развития знаний в области основных биологических законов, теорий и идей, обеспечивающих фундамент для практической деятельности учащихся, формирования их научного мировоззрения.

Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.

Программа разработана с учетом актуальных задач воспитания, обучения и развития обучающихся. Программа учитывает условия, необходимые для развития личностных и познавательных качеств обучающихся. Программа составлена на основе модульного принципа построения учебного материала. Программа учитывает возможность получения знаний через практическую деятельность.

Освоение учебного предмета «Биология» направлено на развитие у обучающихся ценностного отношения к объектам живой природы, создание условий для формирования интеллектуальных, гражданских, коммуникационных, информационных компетенций. Обучающиеся овладеют научными методами решения различных теоретических и практических задач, умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать и анализировать полученные результаты, сопоставлять их с объективными реалиями жизни.

Учебный предмет «Биология» способствует формированию у обучающихся умения безопасно использовать лабораторное оборудование, проводить исследования, анализировать полученные результаты, представлять и научно аргументировать выводы.

Цели реализации программы:

достижение обучающимися результатов изучения учебного предмета «Биология» в соответствии с требованиями, утвержденными Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования;

Программа носит рекомендательный характер.

Планируемые результаты освоения программы курса «Биология. Животные» в 7 классе.

Предполагаемые результаты обучения структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты.

Личностные результаты обучения биологии:

  1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

  2. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающегося к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,

  3. знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

  4. формирование толерантности и миролюбия; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах,

  5. формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образованной, общественно полезной, учебно - иследовательской, творческой и других видах деятельности;

  6. формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайной ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей,

  7. формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;

Метапредметные результаты обучения биологии:

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

  • Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

  • Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

  • В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

  • Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

  • Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

  • Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

  • Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

  • Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

  • Вычитывать все уровни текстовой информации.

  • Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

  • Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.

Коммуникативные УУД:

  • Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Предметные результатыобучения:

  1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

  • классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

  • выделение существенных признаков биологических объектов;

  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых животными,

  • объяснение роли биологии в практической деятельности людей; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;

  • различение на живых объектах и таблицах наиболее распространенных животных; опасных для человека;

  • сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

  • выявление приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме;

2. В ценностно-ориентационной сфере:

  • знание основных правил поведения в природе;

  • анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.

3. В сфере трудовой деятельности:

  • знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

  • соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

4. В эстетической сфере:

  • овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.


Содержание учебного предмета биология. Животные7 класс (1 часа в неделю, 34 часа)

1. Царство Животные (2 часа)

Многообразие и значение животных в природе и жизни человека. Зоология – наука о животных. Общее знакомство с животными. Животные ткани, органы и системы органов животных. Организм животного как биосистема. Среды обитания животных. Сезонные явления в жизни животных. Поведение животных (раздражимость, рефлексы и инстинкты). Разнообразие взаимоотношений животных в природе.

Метапредметные понятия: орган, система, организм, среда, процесс, логистика, краеведение

Региональный компонент: Экскурсия в Мини-зоопарк: п. Винзили (Тюм. р-н), п.Менделеевский (Тоб.р-н), г.Ялуторовск (Ялут. р-н), краеведческие музеи - многообразие животных Тюменской области.

Предметные: Признаки животных, значение, многообразие.

Метапредметные:

Регулятивные: определение последовательности действий при работе с учебником.
Коммуникативные: сотрудничество с учителем и учащимися; выражение своих мыслей при ответах на вопросы.
Познавательные: поиск и отбор информации

Личностные: развитие познавательных интересов, учебных мотивов; развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям. Знание многообразия животного мира своей страны.

2. Одноклеточные животные или Простейшие (1час)

Общая характеристика простейших. Происхождение простейших. Значение простейших в природе и жизни человека. Пути заражения человека и животных паразитическими простейшими. Меры профилактики заболеваний, вызываемых одноклеточными животными.

Демонстрация

Живые инфузории. Микропрепараты простейших

Лабораторная работа

  1. Изучение строения и передвижения одноклеточных животных

Метапредметные понятия: система, движение, диффузия, здоровьесбережение

Актуальная тематика для региона:

Знакомство в г.Тобольске и Тюменской области с предприятиями по очистке воды и биоиндикации(ООО «Тобольск-Нефтехим»)

Предметные: Виды ткани животных, органы и системы органов

Метапредметные:

Регулятивные: Составление таблиц, определение последовательности действий при работе с учебником.

Коммуникативные: сотрудничество с учителем и учащимися; выражение своих мыслей при ответах на вопросы.

Познавательные: поиск и отбор информации

Личностные: развитие познавательных интересов, учебных мотивов; развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям.

3. Тип Кишечнополостные (2 час)

Многоклеточные животные. Общая характеристика типа Кишечнополостные. Регенерация. Происхождение и значение. Кишечнополостных в природе и жизни человека.

Демонстрация

Микропрепарат пресноводной гидры. Образцы коралла. Влажный препарат медузы.

Метапредметные понятия: система, движение, диффузия, дифференциация, туризм

Предметные: особенности Кишечнополостных; правила оказания первой помощи при ожогах ядовитыми кишечнополостными

Метапредметные:

Познавательные: умение работать с различными источниками информации,

Регулятивные: умение определять цель работы, планировать ее выполнение

Коммуникативные: умение воспринимать информацию на слух, задавать вопросы.

Личностные: учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками в приобретении новых знаний

4. Черви (3 час)

Общая характеристика червей. Типы червей: плоские, круглые, кольчатые. Свободноживущие и паразитические плоские и круглые черви. Пути заражения человека и животных паразитическими червями. Меры профилактики заражения. Борьба с червями-паразитами. Значение дождевых червей в почвообразовании. Происхождение червей.

Лабораторная работа

  1. Изучение внешнего строения дождевого червя, наблюдение за его передвижением и реакциями на раздражения.

Метапредметные понятия: орган, система, организм, среда, процесс, краеведение, здоровьесбережение, паразитизм

Актуальная тематика для региона:

Экскурсия в музей аграрного университета Северного Зауралья, ветеринарная служба по контролю за качеством мяса (предприятие ООО «Ясень Агро»), знакомство с фермой по разведению дождевых червей

Предметные: приспособления организмов к паразитическому образу жизни; основные правила, позволяющих избежать заражения паразитами

Метапредметные:

Познавательные: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал

Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя.

Коммуникативные: умение слушать учителя.

Личностные: умение применять полученные на уроке знания на практике

5. Тип Моллюски. (2час)

Общая характеристика типа Моллюски. Многообразие Моллюсков. Происхождение моллюсков и их значение в природе и жизни человека.

Демонстрация

Многообразие моллюсков и их раковин

Лабораторная работа

3. Изучение строения раковин моллюсков.

Метапредметные понятия: фильтрация, диффузия, движение, среда, система

Предметные: общая характеристика строения Моллюсков; их значение в природе и жизни человека

Метапредметные:

Познавательные: получают знания о местообитании, строении, образе жизни Моллюсков

Регулятивные: самостоятельно формулировать проблему в индивидуальной учебной деятельности.

Коммуникативные: в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы

Личностные: Воспитание бережного отношения к природе

6. Тип Членистоногие (5 час)

Общая характеристика типа Членистоногих. Среды жизни. Инстинкты. Происхождение членистоногих.

Класс Ракообразные. Особенности строения и жизнедеятельности ракообразных, их значение в природе и жизни человека. Охрана Ракообразных.

Класс Паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности паукообразных, их значение в природе и жизни человека. Клещи – переносчики возбудителей заболеваний животных и человека. Меры профилактики.

Класс Насекомые. Особенности строения и жизнедеятельности насекомых. Значение насекомых в природе и сельскохозяйственной деятельности человека. Насекомые – вредители. Меры по сокращению численности насекомых-вредителей. Насекомые, снижающие численность вредителей растений. Насекомые – переносчики возбудителей и паразиты человека и домашних животных. Одомашненные насекомые: медоносная пчела и тутовый шелкопряд.

Лабораторная работа

4. Многообразие ракообразных

5. Изучение внешнего строения насекомого.

6. Изучение типов развития насекомых.

Метапредметные понятия: производство, движение, система, среда, здоровьесбережение,

Актуальная тематика для региона:

Экскурсия на пасеки Тюменской области организация жизни пчелиной семьи. Производство меда

Предметные: Признаки Членистоногих; их значение в природе и жизни человека

Метапредметные:

Познавательные: знания о многообразии членистоногих

Регулятивные: составлять план решения проблемы

Коммуникативные: отстаивают свою точку зрения, приводят аргументы

Личностные: иллюстрируют примерами значение членистоногих в природе и жизни человека

7. Тип Хордовые (11 час)

Общая характеристика типа Хордовых. Подтип Бесчерепные. Ланцетник. Подтип Черепные или Позвоночные. Общая характеристика рыб. Места обитания и внешнее строение рыб. Особенности внутреннего строения и процессов жизнедеятельности у рыб в связи с водным образом жизни. Размножение и развитие и миграция рыб в природе. Основные систематические группы рыб. Значение рыб в природе и жизни человека. Хозяйственное значение рыб, рыбоводство и охрана рыбных запасов.

Класс Земноводные. Общая характеристика класса Земноводные. Места обитания и распространение земноводных. Особенности внешнего строения в связи с образом жизни. Внутреннее строение земноводных. Размножение и развитие земноводных. Происхождение земноводных. Многообразие современных земноводных и их охрана. Значение земноводных в природе и жизни человека.

Класс Пресмыкающиеся. Общая характеристика класса Пресмыкающиеся. Места обитания, особенности внешнего и внутреннего строения Пресмыкающихся. Размножение пресмыкающихся. Происхождение и многообразие древних пресмыкающихся. Значение пресмыкающихся в природе и жизни человека.

Класс Птицы. Общая характеристика класса Птицы. Места обитания и особенности внешнего строения птиц. Особенности внутреннего строения и жизнедеятельности птиц. Размножение и развитие птиц. Сальмонеллез – опасное заболевание, передающееся через яйца птиц. Сезонные явления в жизни птиц. Экологические группы птиц. Происхождение птиц. Значение птиц в природе и жизни человека. Охрана птиц. Птицеводство. Домашние птицы, приемы выращивания и ухода за птицами.

Класс Млекопитающие. Общая характеристика класса Млекопитающие. Среды жизни млекопитающих. Особенности внешнего строения, скелета и мускулатуры млекопитающих. Органы полости тела. Нервная система и поведение млекопитающих, рассудочное поведение. Размножение и развитие млекопитающих. Происхождение млекопитающих Многообразие млекопитающих. Млекопитающие – переносчики возбудителей опасных заболеваний. Меры борьбы с грызунами. Меры предосторожности и первая помощь при укусах животных. Профилактика бешенства. Экологические группы млекопитающих. Сезонные явления в жизни млекопитающих. Их охрана. Виды и важнейшие породы домашних млекопитающих. Приемы выращивания и ухода за домашними млекопитающими. Многообразие птиц и млекопитающих родного края.

Лабораторная работа

7. Изучение внешнего строения и передвижения рыб;

8. Изучение внешнего строения и перьевого покрова птиц;

9. Изучение внешнего строения, скелета и зубной системы млекопитающих.

Метапредметные понятия: система, систематика, органы, классификация, логистика, производство, краеведение, среда, метод, морфология, движение

Актуальная тематика для региона:

Экскурсия в г. Тюмень Тюменскую область на предприятия по переработке и разведению рыбы, птицы, кроликов, свиней и КРС (ООО «Эра – 98» (Тюм. р-н), ООО «Сладковское товарное рыбоводческое хозяйство», ООО «Кристалл» (Тобольск), ООО «Рыба Сибири» (Аромашевский р-н), ИП Угренюк А.А., ИП Родыгин С.П. (Исетский р-н), Боровская птицефабрика и ее филиалы, ИП «Страусиная ферма», Кролиководческая ферма ООО Строительная компания «Базис» КФХ «Андрюшкино» (Нижняя Тавда), КФХ ИП Кизеров В.Л. (Омутинка), ООО «Бизон» (Омутинка), Племзавод Ишимский, Свинокомплекс (Новая Заимка), ООО УК «ДАМАТЕ», ООО «Тюменские молочные фермы», ООО «УК ARSIB holding group» , ООО «Эвика-Агро» (Исетский), ЗАО «Сибирская аграрная группа» (Нижняя Тавда), СПК «Таволжан» (Сладковский), ЗАО «ФАТУМ» (п. Боровской ), ООО «Ясень Агро» (Ярковский), ООО «Эко-Нива АПК Холдинг» агрофирма Междуречье (Ярковский).

Предметные: признаки основных классов типа Хордовых, особенности строения

Метапредметные:

Познавательные: распознают и описывают внешнее строение представителей основных классов типа Хордовых в связи со средой обитания

Регулятивные: определять цель работы, корректировать свои знания

Коммуникативные: умение работать в парах, высказывать свою точку зрения, выражать в ответах свои мысли

Личностные: развивают любознательность, развивают интерес к окружающему миру. Осознают и осмысливают информацию

8. Происхождение животных. Эволюция строения и функций основных органов и их систем. (6 часов)

Доказательства эволюции: сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические. Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира. Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат эволюции. Органы дыхания и газообмен. Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии. Кровеносная система. Кровь. Органы выделения. Органы чувств, нервная система, инстинкт, рефлекс. Регуляция деятельности организма.

Демонстрация

Влажные препараты, скелеты, модели и муляжи.

Метапредметные понятия: система, систематика, органы, классификация, эволюция, метод, морфология, гомеостаз, диффузия

9. Биоценозы (2 часа)

Естественные и искусственные биоценозы (водоем, луг, степь, тундра, лес, населенный пункт). Факторы среды и их влияние на биоценозы. Цепи питания, поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу. Охрана животного мира: законы, система мониторинга, охраняемые территории. Красная книга. Рациональное использование животных.

Метапредметные понятия: система, закономерность, энергия, масса, краеведение, туризм, среда, круговорот веществ, стабильность, биосфера, закон, мониторинг

Актуальная тематика для региона:

Экскурсия в заказник, парковые зоны, базы отдыха (ООО «Сладковское товарное рыбоводческое хозяйство» (Сладковский))



Тематический план


п/п

Раздел, тема

Количество часов

1

Введение. Основные сведения и животном мире

2

2

Простейшие

1


Лабораторная работа №1 «Изучение строения и передвижения одноклеточных животных»


3

Тип Кишечнополостные

2

4

Тип Черви

3


Лабораторная работа №2 «Изучение внешнего строения дождевого червя, наблюдение за его передвижением и реакциями на раздражения»


5

Тип Моллюски

2


Лабораторная работа№3. «Изучение строения раковин моллюсков»


6

Тип Членистоногие

5


Лабораторная работа№4 «Многообразие ракообразных»

Лабораторная работа №5

«Изучение внешнего строения насекомого»

Лабораторная работа №6. «Изучение типов развития насекомых»


7

Тип хордовые

11


Лабораторная работа №7. «Изучение внешнего строения и передвижения рыб»

Лабораторная работа №8 «Изучение внешнего строения и перьевого покрова птиц

Лабораторная работа №9. «Изучение внешнего строения, скелета и зубной системы млекопитающих»


8

Происхождение животных. Эволюция строения и функций основных органов и их систем.

6

9

Биоценозы

2












Календарно – тематическое планирование предмета биологии на 2017 – 2018 учебный год


п-п

Тема урока (тип урока)

Характеристика деятельности учащихся

Планируемые результаты

Форма контроля

Экскурсии, проекты

Актуальная тематика для региона

Интегрируемые темы

Дата проведения

предметные

личностные

метапредметные

план

факт

Введение. Основные сведения и животном мире -2 ч

1

История развития зоологии

Общие сведения о животном мире. Описание животных как биологических объектов. Методы изучения животных. Систематическая категория Сходство и различия животных и растений.

Определяют понятия «систематика», «зоология», «систематические категории». Описывают и сравнивают царства органического мира. Характеризуют этапы развития зоологии. Классифицируют животных, отрабатывают правила работы с учебником.


Познавательные УУД Определяют понятия: «систематика», «зоология», «систематические категории. Дают характеристику методам изучения биологических объектов

Регулятивные УУД: Описывают и сравнивают царства органического мира отрабатывают правила работы с учебником

Коммуникативные УУД научить применять двойные названия животных в общении со сверстниками, при подготовке сообщений, докладов, презентаций


Демонстрируют способность к эмпатии, стремление устанавливать доверительные отношения взаимопонимания.

сочетания фронтального и группового контроля




4.09


2

Современная зоология

РК

Животный мир как составная часть природы Тюменской области.

Зоология и ее структура. Эволюция животных.

Определяют понятия «этология», «зоогеография», «энтомология», «ихтиология», «орнитология», «эволюция животных». Составляют схему «Структура науки зоологии».


Познавательные УУД Определяют понятия: «Красная книга», «этология», «зоогеография», «энтомология», «ихтиология», «орнитология», «эволюция животных». классифицировать объекты по их принадлежности к систематическим группам;

Регулятивные УУД:наблюдать и описывать различных представителей животногосоставляют схему «Структура науки зоологии»

Коммуникативные УУДИспользуя дополнительные источники информации, раскрывают значение зоологических знаний, роль


Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии; осознание возможности применения полученных знаний в практической деятельности

Взаимоконтроль




11.09


Простейшие-1 ч.

3

Простейшие: корненожки, радиолярии, споровики, солнечники Жгутиконосцы. Инфузории. Значение простейших.

Лабораторная работа №1 «Изучение строения и передвижения одноклеточных животных»

РК

Наиболее часто встречаемые заболевания в Тюменской области вызванные простейшими

Простейшие. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Колониальные организмы Корненожки, Радиолярии, Солнечники, Споровики.
образование цисты

Систематизируют знания при заполнении таблицы «Сходство и различия простейших животных и растений». Знакомятся с многообразием простейших, особенностями их строения и значением в природе и жизни человека. Выполняют самостоятельные наблюдения за простейшими в культурах. Оформляют отчет, включающий ход наблюдений и выводы


Познавательные УУД Определяют понятия «простейшие», «корненожки», «радиолярии», солнечники», «споровики», «циста», «раковина». Сравнивают простейших с растениями

Регулятивные УУД: Систематизируют знания при заполнении таблицы «Сходство и различия простейших животных и растений». Выполняют самостоятельные наблюдения за простейшими в культурах.

Коммуникативные УУД Обмениваясь знаниями со сверстниками оформляют отчет, включающий ход наблюдений и выводы


Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии, научного мировоззрения , умение применять знания в практической деятельности; осознание возможности проведения самостоятельного научного исследования только при условии соблюдения определенных правил

Отчет по экскурсии

Экскурсия

ООО «Тобольск-Нефтехим» (очистка воды, биоиндикация).

Диффузия (интеграция с физикой)

18.09


Тип Кишечнополостные -2ч

4

Тип Кишечнополостные.

гидроидные, сцифоидные, коралловые полипы.

Тип Губки

Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Демонстрация микропрепаратов гидры, образцов кораллов, влажных препаратов медуз, видеофильма

Выявление существенных особенностей представителей разных классов т. Кишечнополостные Знание правил оказания первой помощи при ожогах ядовитыми кишечнополостными


Познавательные УУД Умение работать с различными источниками информации, готовить сообщения, представлять результаты работы классу

Регулятивные УУД: Умение определять цель работы, планировать ее выполнение

Коммуникативные УУД Умение воспринимать информацию на слух, задавать вопросы.

Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии, научного мировоззрения , умение применять знания в практической деятельности; понимание истинных успехов и неудач учебной деятельности

проверочные работы




25.09


5

Тип Кишечнополостные.

гидроидные, сцифоидные, коралловые полипы.

Тип Губки

Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Демонстрация микропрепаратов гидры, образцов кораллов, влажных препаратов медуз, видеофильма

Выявление существенных особенностей представителей разных классов т. Кишечнополостные Знание правил оказания первой помощи при ожогах ядовитыми кишечнополостными


Познавательные УУД Умение работать с различными источниками информации, готовить сообщения, представлять результаты работы классу

Регулятивные УУД: Умение определять цель работы, планировать ее выполнение

Коммуникативные УУД Умение воспринимать информацию на слух, задавать вопросы.

Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии, научного мировоззрения , умение применять знания в практической деятельности; понимание истинных успехов и неудач учебной деятельности

сочетания фронтального и группового контроля




02.10


Тип Черви-3ч

6

Тип Плоские черви

Классы: Ресничные, Сосальщики, Ленточные.

Признаки типа: трехслойные животные, наличие паренхимы, появление систем органов (пищеварительная, выделительная, половая, нервная). Кожно-мышечный мешок; гермафродит; хозяин промежуточный; хозяин окончательный.

Выявление приспособления организмов к паразитическому образу жизни. Знание основных правил, позволяющих избежать заражения паразитами


Познавательные УУД умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы

Регулятивные УУД: Умение организовать выполнение заданий учителя.

Коммуникативные УУД умение слушать учителя, извлекать информацию из различных источников.


Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии, научного мировоззрения , умение применять знания в практической деятельности; понимание истинных успехов и неудач учебной деятельности

Отчет по экскурсии

Экскурсия

ООО «Ясень Агро».


09.10


7

Тип Круглые черви


Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Системы: пищеварительная, выделительная, половая, мускулатура.Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека

Развивать умения распознавать и описывать строение Круглых червей

Сравнивать плоских и круглых червей.

Знание основных правил, позволяющих избежать заражения паразитами


Познавательные УУД Умение работать с различными источниками информации, готовить сообщения, представлять результаты работы классу

Регулятивные УУД: Умение организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы

Коммуникативные УУД

умение слушать одноклассников, высказывать свое мнение

Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии, научного мировоззрения , умение применять знания в практической деятельности; осознание возможности проведения самостоятельного научного исследования только при условии соблюдения определенных правил

Взаимоконтроль




16.10


8

Тип Кольчатые черви. Класс Полихеты. Классы Олигохеты и Пиявки

Лабораторная работа №2 «Изучение внешнего строения дождевого червя, наблюдение за его передвижением и реакциями на раздражения»


Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. «вторичная полость тела», «параподия», «замкну‑

тая кровеносная система», полихеты», «щетинки», «окологлоточное кольцо», «брюшная нервная цепочка», «забота о потомстве».

Иметь представление о классификации Кольчатых червей, их особенностях строения и многообразии. Знать представителей типа Кольчатых класса Многощетинковых и их значение в природе и жизни человека.


Познавательные УУД Уметь подбирать критерии для характеристики объектов, работать с понятийным аппаратом, сравнивать и делать выводы систематизируют кольчатых червей. Дают характеристику типа Кольчатые черви

Регулятивные УУД: Умение организовано выполнять задания. Развитие навыков самооценки

Коммуникативные УУД Уметь воспринимать разные виды информации. Уметь отвечать на вопросы учителя, слушать ответы других

Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии, элементов экологической культуры, эстетическое восприятие объектов природы, понимание истинных причин успехов и неудач учебной деятельности

Отчет по экскурсии

Экскурсия

Ферма по разведению дождевых червей (Тюм. р-н, Тюменская область, п. Андреевский).


23.10


Тип Моллюски-2ч

9

Тип Моллюски

РК

Моллюски, встречаемые в Тюменской области.

Лабораторная работа№3. «Изучение строения раковин моллюсков»


Общая характеристика. Особенности строения (мантия, отделы тела). Строение раковины. Мантийная полость, легкое, терка. Значение в природе и жизни человека


Определяют понятия: «раковина», «мантия», «мантийная полость», «лёгкое», «жабры», «сердце», «тёрка», «пищеварительная железа», «слюнные железы», «глаза», «почки», «дифференциация тела»


Познавательные УУД Знания общей характеристики типа Моллюсков. Знания о местообитании, строении и образе жизни представителей класса Брюхоногие

Регулятивные УУД:Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.

Коммуникативные УУД В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково)

Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии, элементов экологической культуры, эстетическое восприятие объектов природы, понимание истинных причин успехов и неудач учебной деятельности

сочетания фронтального и группового контроля




30.10


10

Классы моллюсков.

РК

Необходимость охраны закрытых водоемов ТО

Классы: Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие. Реактивное движение, чернильный мешок.

.

Демонстрация разнообразных моллюсков и их раковин.

Определяют понятия: «брюхоногие», «двустворчатые», «головоногие», «реактивное движение», «перламутр»,

«чернильный мешок», «жемчуг». Выявляют различия между представителями разных классов моллюсков


Познавательные УУДЗнания о местообитании, строении и образе жизни представителей Головоногих и Двустворчатых моллюсков Знания о значении моллюсков в природе и жизни человека

Регулятивные УУД:Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта

Коммуникативные УУД Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии, элементов экологической культуры, эстетическое восприятие объектов природы, понимание истинных причин успехов и неудач учебной деятельности

Взаимоконтроль



Жизнь в океане (интеграция с географией

13.11


Тип Членистоногие-5ч

11

Тип Членистоногие. Класс Ракообразные Класс Паукообразные

Лабораторная работа№4 «Многообразие ракообразных»

РК

Разнообразие ракообразных в водоемах ТО

Общая характеристика. Внешний скелет, отделы тела, смешанная полость тела. Системы внутренних органов: дыхательная, кровеносная, выделительная, нервная, половая, органы чувств.

Многообразие, среда обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Определяют понятия: «наружный скелет», «хитин», «сложные глаза», «мозаичное зрение», «развитие без превращения», «паутинные бородавки», «паутина», «лёгочные мешки», «трахеи», «жаберный тип дыхания», «лёгочный тип дыхания», «трахейный тип дыхания», «партеногенез».


Познавательные УУДпроисхождения членистоногих; знания о многообразии членистоногих. Знания о местообитаниях членистоногих Особенности строения: восьминогих, отсутствие усиков, органы дыхания наземного типа, отделы тела (головогрудь, брюшко).

Регулятивные УУД: Проводят наблюдения за ракообразными. Оформляют отчёт, включающий описание наблюдения, его результаты и выводы. Проводят наблюдения за паукообразными. Оформляют отчёт, включающий описание наблюдения, его результаты и выводы.

Иллюстрируют примерами значение паукообразных в природе и жизни человека

Коммуникативные УУДотстаивают свою точку зрения, приводят аргументы, уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль. Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

Демонстрируют способность к эмпатии, стремление устанавливать доверительные отношения взаимопонимания.

сочетания фронтального и группового контроля



Жизнь в океане (интеграция с географией)

20.11


12

Класс Насекомые

Лабораторная работа №5

«Изучение внешнего строения насекомого»

РК

Фоновые, редкие и исчезающие виды насекомых ТО

Общая характеристика. Особенности внешнего строения: три отдела тела, три пары ног, крылья у большинства, органы дыхания наземного типа. Типы ротового аппарата: грызуще-лижущий, колюще-сосущий, фильтрующий, сосущий.


Определяют понятия: «инстинкт», «поведение», «прямое развитие»,

«непрямое развитие».


Познавательные УУДЗнания общей характеристики насекомых. Знания о местообитании, строении и образе жизни пчелы

Регулятивные УУД: Выполняют

непосредственные наблюдения за насекомыми. Оформляют отчёт, включающий описание наблюдения, его результаты и выводы

Коммуникативные УУДотстаивают свою точку зрения, приводят аргументы, уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии; осознание возможности применения полученных знаний в практической деятельности

Взаимоконтроль




27.11


13

Отряды насекомых: Таракановые, Прямокрылые, Уховертки, Поденки

Отряды насекомых: Стрекозы, Вши, Жуки, Клопы.

Лабораторная работа №6. «Изучение типов развития насекомых»


Знания о типах развития насекомых Отряды насекомых: Таракановые, Прямокрылые, Уховертки, Поденки. Отряды насекомых: Стрекозы, Вши, Жуки, Клопы.


Знания о местообитании, строении и образе жизни насекомых. Представители отрядов Стрекозы, Вши, Жуки, Клопы. Знания о строении и образе жизни Вредители растений и переносчики заболеваний.


Познавательные УУД Работают с текстом параграфавыделять в нем главное. Определяют понятие «развитие с превращениемпреобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации

Регулятивные УУД: Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности. Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности

Коммуникативные УУД Готовят презентацию изучаемого материала с помощью компьютерных технологийПонимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения),

Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии, научного мировоззрения , умение применять знания в практической деятельности; осознание возможности проведения самостоятельного научного исследования только при условии соблюдения определенных правил

сочетания фронтального и группового контроля




04.12


14

Отряды насекомых: Чешуекрылые (Бабочки), Равнокрылые, Двукрылые, Блохи

РК

Фоновые, редкие и исчезающие виды насекомыхТО

Отряды насекомых: Чешуекрылые (Бабочки), Равнокрылые, Двукрылые, Блохи

Определяют понятия: «чешуекрылые, или бабочки», «гусеница», «равнокрылые», «двукрылые», «блохи

Представители отрядов


Познавательные УУДЗнания о значении насекомых, их местообитании. Знания о строении и образе жизни

Регулятивные УУД:Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности

Коммуникативные УУД

» Готовят презентацию изучаемого материала с помощью компьютерных технологий

Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии, научного мировоззрения , умение применять знания в практической деятельности; понимание истинных успехов и неудач учебной деятельности

Взаимоконтроль




11.12


15

Отряд Перепончатокрылые


Отряд Перепончатокрылые. Общественные насекомые. Мед и другие продукты пчеловодства.

Определяют понятия: «общественные животные», «сверхпаразит», «перепончатокрылые», «наездники», «матка», «трутни», «рабочие пчёлы», «мёд», «прополис», «воск», «соты».


Познавательные УУДПредставители отрядаЗнания о значении насекомых, их местообитании. Знания о строении и образе жизни

Иллюстрируют значение перепончатокрылых в природе и жизни человека примерами

Регулятивные УУД:Самостоятельно

обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности

Коммуникативные УУД Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности


Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии, научного мировоззрения , умение применять знания в практической деятельности; осознание возможности проведения самостоятельного научного исследования только при условии соблюдения определенных правил

Отчет по экскурсии

Экскурсия

Пасеки Тюменской области


18.12


Тип хордовые (11 часов)

16

Тип Хордовые Подтипы: Бесчерепные и Черепные

Подтипы: Бесчерепные и Черепные, или Позвоночные. Общая характеристика. Признаки хордовых: внутренний скелет, нервная трубка, пищеварительная трубка, двусторонняя симметрия тела, вторичная полость.


Определяют понятия: «хорда», «череп», «позвоночник», «позвонок». Распознают животных типа Хордовых.

Выделяют особенности строения ланцетника для жизни воде. Объясняют роль в природе и жизни человека. Доказывают усложнение в строении ланцетника по сравнению с кольчатыми червями.


Познавательные УУД Получают информацию о значении данных животных в природе и жизни человека, работают с учебником и дополнительной литературой

Регулятивные УУД: Составляют таблицу «Общая характеристика типа хордовых, корректируют вои знания

Коммуникативные УУД высказывают свою точку зрения, задают вопросы, выражают свои мысли

Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии, элементов экологической культуры, эстетическое восприятие объектов природы, понимание истинных причин успехов и неудач учебной

сочетания фронтального и группового контроля




25.12


17

Класс Рыбы.

Лабораторная работа №7. «Изучение внешнего строения и передвижения рыб»

Общая характеристика. Особенности внешнего строения. Роль плавников в движении рыб. Расположение и значение органов чувств. Хрящевые рыбы, костные рыбы, чешуя, плавательный пузырь, боковая линия.

Определяют понятия: «чешуя», «плавательный пузырь», «боковая линия», «хрящевой скелет», «костный

скелет», «двухкамерное сердце».

Называют органы чувств, обеспечивающие ориентацию в воде.

Выделяют особенности строения рыб.

Формулируют вывод.

Структурируют знания


Познавательные УУД Распознают и описывают внешнее строение и особенности передвижения рыб в связи со средой обитаниявыполняют непосредственные наблюдения за рыбами

Регулятивные УУД: определяют цель работы: корректируют свои знания оформляют отчёт, включающий описание наблюдения, его результаты и выводы

Коммуникативные УУДУ умение работы, а парах, высказывают свою точку зрения, выражают в ответах свои мысли

Демонстрируют способность к эмпатии, стремление устанавливать доверительные отношения взаимопонимания.

Отчет по экскурсии

Экскурсия

ООО «Эра – 98» (Тюм. р-н), ООО «Сладковское товарное рыбоводческое хозяйство»,

ООО «Кристалл» (Тобольск), ООО «Рыба Сибири» (Аромашевский р-н), ИП Угренюк А.А. (переработка рыбы)

Закон Архимеда. Условия плавания тел в жидкости. Воздухоплавание (интеграция с физикой)

15.01


18

Подкласс Хрящевые рыбы Подкласс Костные рыбы

РК Основные виды рыб рек и водоемовТО

Хрящевые рыбы. Отряды: Акулы, Скаты, Химерообразные.

Костные рыбы. Отряды: Осетрообразные, Сельдеобразные, Лососеобразные, Карпообразные, Окунеобразные.

Распознают и описывают представителей хрящевых рыб. Доказывают родство хрящевых рыб с ланцетниками. Выявляют приспособленность хрящевых рыб к местам обитания.

Раскрывают значение хрящевых рыб в природеопределяют понятия: «нерест», «проходные рыбы распознают и описывают представителей костных рыб.

Познавательные УУД Характеризуют многообразие, образ жизни, места обитания хрящевых рыб.

Выявляют черты сходства и различия между представителями изучаемых отрядов оценивают собственные результаты. Выявляют черты сходства и различия между представителями данных отрядов костных рыб

Регулятивные УУД корректируют свои знания:обсуждают меры увеличения численности промысловых рыб. Работают с дополнительными источниками информации корректируют свои знания

оценивают собственные результаты

Коммуникативные УУДРаботают с дополнительными

источниками информации, задают, вопросы выражают в ответах свои мысли учение слушать и участвовать в дискуссии.

Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии; осознание возможности применения полученных знаний в практической деятельности

сочетания фронтального и группового контроля



Жизнь в океане (интеграция с географией)

22.01


19

Класс Земноводные

РК Видовое разнообразие и охрана амфибий в ТО

Класс Земноводные, или Амфибии. Отряды: Безногие, Хвостатые, Бесхвосты

Определяют понятия: «головастик», «лёгкие». Распознают и описывают внешнее строение Земноводных.

Выделяют особенности строения в связи со средой обитания.

Сравнивают внешнее строение земноводных и рыб.


Познавательные УУД Выявляют различия в строении рыб и земноводных. Раскрывают значение земноводных в природе

Регулятивные УУД: корректируют свои знания Умение организовано выполнять задания. Развитие навыков самооценки

Коммуникативные УУД

умение слушать одноклассников, высказывать свою точку зрения.

Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии, научного мировоззрения , умение применять знания в практической деятельности; осознание возможности проведения самостоятельного научного исследования только при условии соблюдения определенных правил

Взаимоконтроль




29.01


20

Класс Пресмыкающиеся, Отряд Чешуйчатые.

Отряды Черепахи и Крокодилы.

РК Видовое разнообразие и охрана рептилий в ТО

Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Общая характеристика. Приспособления к жизни в наземно-воздушной среде: покровы тела, наличие век, отсутствие желез. Отряд Чешуйчатые


Определяют понятия: «внутреннее оплодотворение», «диафрагма», «кора больших полушарий». Определяют принадлежность к типу, классу и распознают распространённых представителей класса.

Выявляют особенности строения


Познавательные УУД Сравнивают строение земноводных и пресмыкающихся

Регулятивные УУД:Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности. Уметь самостоятелбно контролировать своё время Коммуникативные УУД отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы. Уметь терпимо относится к мнению другого человека и при случаях признавать свои ошибки.

Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии, научного мировоззрения , умение применять знания в практической деятельности; понимание истинных успехов и неудач учебной деятельности

сочетания фронтального и группового контроля




5.02


21

Класс Птицы. Общая характеристика класса Отряд Пингвины Отряды: Страусообразные, Нандуобразные, Казуарообразные, Гусеобразные


Лабораторная работа №8 «Изучение внешнего строения и перьевого покрова птиц»

РКОрнитофауна ТО


Общая характеристика.

Приспособленность к полету. Гнездовые птицы, выводковые птицы, инкубация.

Отряд Пингвины

Определяют понятия: «гнездовые птицы», «выводковые птицы»,

«двойное дыхание», «воздушные мешки орнитология, крылья, перьевой покров, обтекаемая форма тела, цевка, киль, полые кости, отсутствие зубов, крупные глазницы, воздушные мешки, высокий обмен веществ, теплокровность,


Познавательные УУД Проводят наблюдения за внешним строением птиц.

Регулятивные УУД Устанавливают цели лабораторной работы составляют план и последовательность действий

Коммуникативные УУД Интересуются чужим мнением и высказывают своеумеют слушать и слышать друг друга

Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии, научного мировоззрения , умение применять знания в практической деятельности; осознание возможности проведения самостоятельного научного исследования только при условии соблюдения определенных правил

Отчет по экскурсии

Экскурсия

ИП Родыгин С.П. (Исетский р-н) -

производство мяса перепелов и перепелиных яиц.

Бобровская птицефабрика и ее филиалы.

ИП «Страус иная ферма».


Закон Архимеда. Условия плавания тел в жидкости. Воздухоплавание (интеграция с физикой).

12.02


22

Отряды: Дневные хищные, Совы, Куриные

Отряды: Воробьинообразные, Голенастые (Аистообразные).

РК Птицы красной книги ТО

Особенности строения и приспособленность к среде обитания птиц различных отрядов,

Определяют понятия: «хищные птицы», «растительноядные птицы», «оседлые птицы», «кочующие птицы», «перелётные птицы». Представители отрядов Дневные хищные, Совы, Куриные.

Определяют понятия: «насекомоядные птицы», «зерноядные птицы», «всеядные птицы


Познавательные УУД

Изучают взаимосвязи, сложившиеся в природе.

Регулятивные УУД: Сформироватьумение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Коммуникативные УУД Работают в группах с учебником и дополнительной

литературой. Готовят презентацию на основе собранных материалов

Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии, элементов экологической культуры, эстетическое восприятие объектов природы, понимание истинных причин успехов и неудач учебной

проверочные работы




19.02


23

Класс Млекопитающие, Подклассы Однопроходные, и Сумчатые, Плацентарные. Отряды Насекомоядные, Рукокрылые.

Лабораторная работа №9. «Изучение внешнего строения, скелета и зубной системы млекопитающих»


Важнейшие представители отрядов млекопитающих. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

определяют понятияШерстяной покров. Железы млекопитающих. Отряды: Однопроходные, Сумчатые, Насекомоядные, Рукокрылые «яйцекладущие», «настоящие звери», «живорождение», «матка». Знать общую характеристику. Строение кожи.

Познавательные УУД Сравнивают изучаемые классы животных между собой. Выявляют приспособленности этих животных к различным условиям и местам обитания.

Регулятивные УУД:Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий

Коммуникативные УУД умение работать с дополнительными источниками информации использование для поиска возможности Интернета.

Демонстрируют способность к эмпатии, стремление устанавливать доверительные отношения взаимопонимания.

сочетания фронтального и группового контроля




26.02


24

Отряды: Грызуны, Зайцеобразные. Китообразные, Ластоногие, Хоботные, Хищные

РК Хищные животные, занесенные в Красную книгу ТО


Важнейшие представители отрядов млекопитающих. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды. Демонстрация видеофильма.

Основные представители Отрядов: Грызуны, Зайцеобразные. Резцы.


Познавательные УУД Определяют понятие «резцы». Работают с текстом параграфа. Сравнивают представителей изучаемых отрядов между собой

Регулятивные УУД: составляют план и последовательность действий

Коммуникативные УУД

умение работать с дополнительными источниками информации использование для поиска возможности Интернета.

Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии; осознание возможности применения полученных знаний в практической деятельности

Взаимоконтроль



Интегрированный урок с информатикой. Создание мультимедийных презентаций

Интегрированный урок с информатикой. Создание мультимедийных презентаций.

5.03


25

Отряды: Парнокопытные, Непарнокопытные, Приматы.


Важнейшие представители отрядов млекопитающих. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Демонстрация видеофильма

Определяют понятия: «копыта», рога», «сложный желудок», «жвачка». Составляют таблицу «Семейство Лошади».

Определяют понятия: «приматы», «человекообразные обезьяны».


Познавательные УУД Представители отрядов: Парнокопытные, Непарнокопытные, Приматы. Копыто, рога, сложный желудок, жвачка. Приматы, человекообразные обезьяны

Регулятивные УУД: составляют план и последовательность действий.

Коммуникативные УУД

умение работать с дополнительными источниками информации использование для поиска возможности Интернета.

Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии, научного мировоззрения , умение применять знания в практической деятельности; осознание возможности проведения самостоятельного научного исследования только при условии соблюдения определенных правил

Отчет по экскурсии

Экскурсия

Кролиководческая ферма ООО Строительная компания «Базис» КФХ «Андрюшкино» (Нижняя Тавда),

КФХ ИП Кизеров В.Л. (Омутинка), ООО «Бизон» (Омутинка),

Племзавод Ишимский,

Свинокомплекс (Новая Заимка), ООО УК «ДАМАТЕ»,

ООО «Тюменские молочные фермы»,

ООО «УК ARSIBholdinggroup» (Заводоуковск),

ООО «Эвика-Агро» (Исетский), ЗАО «Сибирская аграрная группа» (Нижняя Тавда), СПК «Таволжан» (Сладковский), ЗАО «ФАТУМ» (п. Боровский), ООО «Ясень Агро» (Ярковский).

Уход за КРС

ООО «Эко-Нива АПК Холдинг» агрофирма Междуречье (Ярковский)

свинокомплекс

Интегрированный урок с информатикой. Создание мультимедийных презентаций.

12.03


26

Важнейшие породы домашних млекопитающих


Предметные: знать основные породы домашних животных, уметьназывать приемы выращивания домашних животных и описывать уход за ними.

Метапредметные:

Познавательные: сравнение с целью выявления черт сходства и черт различия, соответствия и несоответствия.

Регулятивные: уметь организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы на экскурсии.

Коммуникативные

уметь слушать и отвечать на вопросы.

Личностные:

формирование бережного отношения к животным.


Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии, научного мировоззрения , умение применять знания в практической деятельности; понимание истинных успехов и неудач учебной деятельности

Отчет по экскурсии

Экскурсия

Кролиководческая ферма ООО Строительная компания «Базис» КФХ «Андрюшкино» (Нижняя Тавда),

КФХ ИП Кизеров В.Л. (Омутинка), ООО «Бизон» (Омутинка),

Племзавод Ишимский,

Свинокомплекс (Новая Заимка), ООО УК «ДАМАТЕ»,

ООО «Тюменские молочные фермы»,

ООО «УК ARSIBholdinggroup» (Заводоуковск),

ООО «Эвика-Агро» (Исетский), ЗАО «Сибирская аграрная группа» (Нижняя Тавда), СПК «Таволжан» (Сладковский), ЗАО «ФАТУМ» (п. Боровский), ООО «Ясень Агро» (Ярковский).

уход за КРС

ООО «Эко-Нива АПК Холдинг» агрофирма Междуречье (Ярковский)

свинокомплекс


19.03


Происхождение животных. Эволюция строения и функций основных органов и их систем. (6 часов)

27

Доказательства эволюции животных.

РК Палеонтологические доказательства эволюции на территории ТО

Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира.

Понятие об эволюции. Доказательства эволюции. Филогенез, переходные формы, эмбриональное развитие, гомологичные органы, атавизм.

Определяют понятия: «филогенез», «переходные формы», «эмбриональное

развитие», «гомологичные органы», «рудиментарные органы», «атавизм


Познавательные УУД Описывают и характеризуют гомологичные, аналогичные и рудиментарные органы и атавизмы. Выявляют факторы среды, влияющие на ход эволюционного процесса

Регулятивные УУД: Анализируют палеонтологические,

сравнительно‑анатомические и эмбриологические доказательства эволюции животных принимают познавательную цель и сохраняют её при выполнении учебных действий.

Коммуникативные УУД Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении

Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии, научного мировоззрения , умение применять знания в практической деятельности; осознание возможности проведения самостоятельного научного исследования только при условии соблюдения определенных правил

сочетания фронтального и группового контроля




02.04


28

Органы дыхания и газообмен


Дыхание. Пути поступления кислорода. Приспособления к условиям жизни. Диффузия, газообмен, жабры, трахеи, бронхи, легкие, альвеолы, диафрагма, легочные перегородки.

Определяют понятия: «органы дыхания», «диффузия», «газообмен», «жабры», «трахеи», «бронхи», «лёгкие», «альвеолы», «диафрагма», «лёгочные перегородки»


Познавательные УУД. способы дыхания у животных и органы, участвующие в дыхании;особенности строения дыхательной системы органов у разных групп животных;

эволюцию органов дыхания у животных.

Регулятивные УУД: сравнивать строение органов дыхания животных разных систематических групп Коммуникативные УУД умение распределять обязанности и взаимно контролировать друг друга, учиться самостоятельно организовывать речевую деятельность в устной и письменной формах.

Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии, элементов экологической культуры, эстетическое восприятие объектов природы, понимание истинных причин успехов и неудач учебной

Взаимоконтроль



Диффузия

Атмосферное давление (интеграция с физикой)

Работа в текстовом редакторе (интеграция с информатикой).

09.04


29

Органы пищеварения. Обмен веществ

Питание. Строение пищеварительной системы млекопитающих Обмен веществ, превращение энергии, ферменты.

особенности строения органов пищеварения у разных групп животных;

эволюцию пищеварительной системы органов животных правильно использовать при характеристике органов пищеварения специфические понятия показывать взаимосвязь строения и функции органов пищеварения животных;


Познавательные УУД объяснять закономерности строения органов пищеварения и механизмы их функционирования сравнивать строение пищеварительных органов животных разных систематических групп;

Регулятивные УУД: умение организовывать свою деятельность, умение вносить коррективы в план действий

Коммуникативные УУД умение догова

Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии; осознание возможности применения полученных знаний в практической деятельности

сочетания фронтального и группового контроля



Гидравлический насос (интеграция с физикой).

Работа в текстовом редакторе (интеграция с информатикой).

16.04


30

Органы кровообращения

Кровь

Транспортировка веществ. Сердце, капилляры, артерии, вены, кровеносная система, круги кровообращения, аорта, фагоцитоз, плазма.

Описывают кровеносные системы животных

разных систематических групп. Составляют схемы и таблицы, систематизирующие знания о кровеносных системах животных. Выявляют причины усложнения кровеносной системы животных разных систематических групп в ходе эволюции


Познавательные УУД Определяют понятия: «сердце», «капилляры», «вены», «артерии»,

«кровеносная система», «органы кровеносной системы», «круги кровообращения», «замкнутая кровеносная система», «незамкнутая кровеносная система».

Регулятивные УУД:

Сравнивают кровеносные системы животных разных систематических групп. Выявляют признаки сходства и различия в строении и механизмах функционирования органов и их систем у животных.

Коммуникативные УУД Обсуждение результатов работы


Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии, научного мировоззрения , умение применять знания в практической деятельности; осознание возможности проведения самостоятельного научного исследования только при условии соблюдения определенных правил

сочетания фронтального и группового контроля




23.04


31

Органы выделения

Строение органов выделения млекопитающих. Канальцы, почка, мочеточники, мочевой пузырь, моча

Описывают органы выделения и выделительные системы животных разных систематических групп. Выявляют причины усложнения выделительных систем животных в ходе эволюции


Познавательные УУД Определяют понятия: «выделительная система», «канальцы», «почка», «мочеточник», «мочевой пузырь», «моча», «клоака».

Регулятивные УУД: Сравнивают выделительные системы животных разных систематических групп. Дают

характеристику эволюции систем органов животных

Коммуникативные УУД Умеют слушать и слышать друг друга делать выводы при изучении материала

Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии, научного мировоззрения , умение применять знания в практической деятельности; понимание истинных успехов и неудач учебной деятельности

Взаимоконтроль



Работа в текстовом редакторе (интеграция с информатикой

28.04


32

Нервная система. Рефлекс. ИнстинктОрганы чувств.

Регуляция деятельности организма


Поведение животных: рефлексы, инстинкты, элементы рассудочной деятельности. Строение нервной системы млекопитающих. Раздражимость, нервная ткань, нервный узел, нервная цепочка, нервное кольцо, нервы, головной мозг, спинной мозг

Описывают и сравнивают нервные системы животных разных

систематических групп. Составляют схемы и таблицы, систематизирующие

знания о нервных системах и строении мозга животных. Устанавливают зависимости функций нервной системы от её строения. Устанавливают причинно‑следственные связи между процессами, лежащими в основе регуляции деятельности организма

Познавательные УУД Определяют понятия: «раздражимость», «нервная ткань», «нервная сеть», «нервный узел», «нервная цепочка», «нервное кольцо», «нервы», «головной мозг», «спинной мозг», «большие полушария», «кора больших полушарий», «врождённый рефлекс», «приобретённый рефлекс», «инстинкт».

Регулятивные УУД:Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно

Коммуникативные УУД Получают биологическую информацию о нервной системе, инстинктах и рефлексах животных из различных источников, в том числе из Интернета


Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии, научного мировоззрения , умение применять знания в практической деятельности; осознание возможности проведения самостоятельного научного исследования только при условии соблюдения определенных правил

Взаимоконтроль



Работа в текстовом редакторе (интеграция с информатикой).

07.05


Биоценозы-2 час

33

РК Естественные и искусственные биоценозы на примере биоценозов ТО.


Примеры биоценозов. Биоценоз, ярусность, продуценты, консументы, редуценты. Основные среды жизни: водная, наземно-воздушная, почвенная. Условия в различных средах.

Определяют понятия: «биоценоз», «естественный биоценоз», «искусственный биоценоз», «ярусность», «продуценты», консументы», «редуценты», «устойчивость биоценоза».


Познавательные УУД Изучают признаки биологических объектов: естественного и искусственного биоценоза, продуцентов, консументов, редуцентов

Регулятивные УУД: умение организовывать свою деятельность, умение вносить коррективы в план действий

Коммуникативные УУД поддерживают дискуссию

Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии, элементов экологической культуры, эстетическое восприятие объектов природы, понимание истинных причин успехов и неудач учебной

Отчет по экскурсии

Экскурсия

ООО «Сладковское товарное рыбоводческое хозяйство» (Сладковский) или заказник, парковые зоны, базы отдыха

Интегрированный урок с географией - закономерности географической оболочки.

14.05


34

Законы об охране животного мира. Система мониторинга

РК Редкие и эндемичные виды животных в ТО Охраняемые территории. Красная книга.

РК Красная книга Тюменской области.

Законы об охране животного мира: федеральные и региональные. Мониторинг


Определяют понятия: «мониторинг», «биосферный заповедник».


Познавательные УУДЗнакомство с законами об Охране животного мира:

федеральными, региональным

Знать основы системы мониторинга

Регулятивные УУД законодательные акты Российской Федерации об охране животного мира. Знакомятся с местными законами. Составляют схемы мониторинга

Коммуникативные УУД уметь проводить элементарные исследования, работать с различными источниками

Информации уметь воспринимать информацию на слух

Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии; осознание возможности применения полученных знаний в практической деятельности

Отчет по экскурсии

Экскурсия

Мини-зоопарки: п. Винзили (Тюм. р-н), п.Менделеевский (Тоб. р-н), краеведческие музеи (г. Тюмень и область):

«Многообразие животных Тюменской области».


21.05




Рабочая программа ориентирована на использованиеУМК:


  1. Программы общего образования по биологии УМК «Биология 5-9 кл.» В.В.Пасечника, В.В. Латюшина, Г.Г. Швецова

  2. Латюшин В. В., Шапкин В. А. Биология. Животные. 7 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2014

  3. Латюшин В. В., Ламехова Е. А. Животные. 7 класс. Рабочая тетрадь / М.: Дрофа, 2014

  4. Латюшин В. В., Ламехова Е. А. Биология. Животные. 7 класс. Методическое пособие / М.: Дрофа, 2012

.

Дополнительная литература для учителя:

  1. Пепеляева О.А.Биология 7-8 класс. Поурочные разработки по биологии Шапкин В.А. «Биология. Животные»: Пособие для учителя. – М.: Дрофа, 2001. – 192 с.;

  2. Шарова И.Х. Зоология беспозвоночных: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1999. – 304 с.

  3. Теремова, Рохлов Занимательная зоология: Книга для учащихся, учителей и родителей. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999. – 258 с.: ил. – («Занимательные уроки»);

  4. Биология 6-9 класс. Библиотека электронных наглядных пособий.

  5. Биология 6 класс. Растения, бактерии, грибы, лишайники. Образовательный комплекс предназначен для изучения, повторения, и закрепления учебного материала школьного курса по биологии для 6 класса. Содержит -материалы учебника под редакцией профессора И.Н.Пономаревой. Издательский центр «Вентана-Граф»

  6. Биология в школе. Функции и среда обитания живых организмов. Электронные уроки и тесты.

  7. Дмитриева Т.А., Симатихин С.В. Биологии. Растения, бактерии, грибы, лишайники, животные. 7-7кл. Вопросы. Задания. Задачи. – М.: Дрофа, 2002. -128. 6 ил. – (Дидактические материалы);

  8. Как проектировать универсальные учебные дейс­твия в начальной школе: от действия к мысли: Пособие для учителя / А.Г.  Асмолов, Г.В.  Бурменская, И.А. Володарская и др. / Под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008.

  9. Кузнецов А.А. О стандарте второго поколе­ния // Биология в школе. - 2009. - №2.

  10. Мухина, В. В. Урок с использованием технологии критического мышления и компьютера (ИКТ) по теме: "Могут ли растения переселяться, если они не передвигаются" [Электронный ресурс] / В. В. Мухина. - Режим доступа: http://festival.1september.ru/index.php?numb_artic=415827


для учащихся:

1) Дольник В.Р., Козлов М.А. Зоология. Учебник. – СПб. «Специальная Литература», 1996. – 240 с.: ил.;

2) Животные / Пер. с англ. М.Я.Беньковский и др. – М.: ООО «Издательство Астрель»; ООО «Издательство АСТ», 2003. – 624 с.: ил;

3) Я познаю мир; Детская энциклопедия: Миграции животных. Автор А.Х Тамбиев; - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»»; ООО «Астрель», 1999. – 464 с.: ил.;

4) Я познаю мир; Детская энциклопедия: Развитие жизни на Земле. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»»; ООО «Астрель», 2001. – 400 с.: ил.;

5) Я познаю мир; Детская энциклопедия: Амфибии. Автор Б.Ф.Сергеев; - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»»; ООО «Астрель», 1999. – 480 с.: ил.;


1.Электронное приложение к учебнику Биология. Введение в биологию. 5 кл. учеб. Для общеобразоват. учреждений /Сонин Н.И., Плешаков А.А. – М.: Дрофа, 2012г.

2.ФГОС второго поколения. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://standart.edu.ru/

3. http://www.lift.net
Электронная иллюстрированная энциклопедия "Живые существа"

4.http://www.floranimal.ru/

Портал о растениях и животных

5. http://www.plant.geoman.ru/
Занимательно о ботанике. Жизнь растений


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!