СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 6 класс(надомное обучение)

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

           Задачей школы является всесторонняя коррекция нарушения здоровья детей и формирование  их личности в целом.   Данная учебная программа составлена для обучения ребенка с ограниченными возможностями обучения в связи с заболеванием. Ребенку прописан  индивидуальный режим обучения с меньшим количеством часов, отведенных для изучения предметов школьного курса.                                                                                                          

 Программа предусматривает индивидуальное обучение на дому  как наиболее оптимальный  вариант для получения общего образования.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 6 класс(надомное обучение)»



Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии для 6 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, учебного плана, примерной программы основного общего образования по биологии с учетом авторской программы по биологии В.В.Пасечника (Г.М.Пальдяева. Программы для общеобразовательных учреждений. Биология.

5-9 классы. Сборник программ. Дрофа, 2012г).

Рабочая программа ориентирована на использование учебника (УМК В.В.Пасечника): Биология. Многообразие покрытосеменных растений 6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / В. В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2013.- 207, (1) с.

Задачей школы является всесторонняя коррекция нарушения здоровья детей и формирование  их личности в целом.   Данная учебная программа составлена для обучения ребенка с ограниченными возможностями обучения в связи с заболеванием. Ребенку прописан  индивидуальный режим обучения с меньшим количеством часов, отведенных для изучения предметов школьного курса.                                                                                                          

 Программа предусматривает индивидуальное обучение на дому  как наиболее оптимальный  вариант для получения общего образования.

Цель создания данной рабочей программы:

создание системы планирования, организации и управления образовательным процессом для результативного достижения цели индивидуального  обучения биологии школьника с особыми образовательными потребностями.

Задачи программы:

  • определить содержание, структуру, объем и порядок индивидуального обучения  с учетом целей, задач и особенностей организации учебно-воспитательного процесса в 6 классе

  • определить объем формируемых знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть обучающийся в результате индивидуального обучения биологии




Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен тем, что ее содержание направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др. Сюда же относятся приемы, сходные с определением понятий: описание, характеристика, разъяснение, сравнение, различение, классификация, наблюдение, умения и навыки проведения эксперимента, умения делать выводы и заключения, структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.

В программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.

В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной естественнонаучной картины мира, показано практическое применение биологических знаний.

Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов.

Изучение биологии на ступени основного общего образования традиционно направлено на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях объектов живой природы, ее многообразии и эволюции. Отбор содержания проведён с учётом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.

Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.

При организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой: Пасечник В.В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений: Рабочая тетрадь. 6 кл.- М.: Дрофа, 2014.

Новизна данной программы определяется тем, что перед каждой темой дано краткое содержание уроков по теме, прописаны требования к предметным и метапредметным результатам, указаны основные виды деятельности учащихся на уроке. В конце каждой темы определены универсальные учебные действия (УУД), которые формируются у учащихся при изучении данной темы.

Система уроков сориентирована на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации, владеющей основами исследовательской и проектной деятельности.

При организации процесса обучения в раках данной программы предполагается применением следующих педагогических технологий обучения: технология развития критического мышления, сейс-технология, учебно-исследовательская и проектная деятельность, проблемные уроки. Внеурочная деятельность по предмету предусматривается в формах: экскурсии, индивидуально - групповые занятия.

Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом ОУ в форме контрольного тестирования.


Требования к уровню освоения обучающимися программы биология в 6 классе в условиях внедрения ФГОС второго поколения

В соответствии с требованиями Стандарта личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учащимися программы по биологии в 6 классе отражают достижения:

Личностных результатов: 1) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровье-сберегающих технологий;
2) реализация установок здорового образа жизни;
3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.

Личностные результаты обучения

Учащиеся должны:

— испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;

— знать правила поведения в природе;

— понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;

— уметь реализовывать теоретические познания на практике;

— понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;

— испытывать любовь к природе;

— признавать право каждого на собственное мнение;

— проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

— уметь отстаивать свою точку зрения;

— критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия;

— уметь слушать и слышать другое мнение.

Метапредметных результатов: овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
2) умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
4) умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны:

— составлять план текста;

— владеть таким видом изложения текста, как повествование;

— под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение;

— под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;

— получать биологическую информацию из различных источников;

— определять отношения объекта с другими объектами;

— определять существенные признаки объекта.

— анализировать объекты под микроскопом;

— сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их;

— оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради;

— работать с текстом и иллюстрациями учебника.

— работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;

— составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.

— выполнять лабораторные работы под руководством учителя;

— сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;

— оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;

— находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.

Предметных результатов: 1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
• выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, грибов и бактерий) и процессов жизнедеятельности (обмена веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, рост, развитие, размножение);

• приведение доказательств (аргументация) зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями, грибами и вирусами, инфекционных и простудных заболеваний;
• классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
• объяснение роли биологии в практической деятельности людей; роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;

• различение на таблицах частей и органоидов клетки, на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, растений разных отделов, съедобных и ядовитых грибов;

• сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
• выявление приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей;

• овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
• знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
• анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
• знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
• соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
4. В сфере физической деятельности:
• освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, простудных заболеваниях;

5. В эстетической сфере:
• овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— о многообразии живой природы;

— царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные;

— основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение;

— признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение;

— экологические факторы;

— основные среды обитания живых организмов: водная среда, наземно-воздушная среда, почва как среда обитания, организм как среда обитания;

— правила работы с микроскопом;

— правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов в кабинете биологии.

— строение клетки;

— химический состав клетки;

— основные процессы жизнедеятельности клетки;

— характерные признаки различных растительных тканей.

— основные методы изучения растений;

— основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие;

— особенности строения и жизнедеятельности лишайников;

— роль растений в биосфере и жизни человека;

— происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.

Учащиеся должны уметь:

— определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы»;

— отличать живые организмы от неживых;

— пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием;

— характеризовать среды обитания организмов;

— характеризовать экологические факторы;

— проводить фенологические наблюдения;

— соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов.

— давать общую характеристику растительного царства;

— объяснять роль растений биосфере;

— давать характеристику основным группам растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые);

— объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.— определять понятия: «клетка», «оболочка», « цитоплазма», «ядро», «ядрышко», «вакуоли», « пластиды», «хлоропласты», «пигменты», «хлорофилл»;

— работать с лупой и микроскопом;

— готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом;

— распознавать различные виды тканей.

— давать общую характеристику бактериям и грибам;

— отличать бактерии и грибы от других живых организмов;

— отличать съедобные грибы от ядовитых;

— объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.



Место предмета в базисном плане

Рабочая программа разработана в соответствии с Базисным учебным планом для ступени основного общего образования. Биология в основной школе изучается в 6 классе -34часов (1 час в неделю).

Так как на уроки индивидуального обучения на дому по учебному плану отводится 0,5 часа в неделю в I полугодии, а во II полугодии по 1 часу в неделю, то изменилось количество часов отведенных на изучение предмета:

1 четверть - 5 недель (5 часов)

2 четверть - 3 недели (3 часа)

3 четверть - 10 недель (10 часов)

4 четверть - 8 недель (8 часа)

год - 26 недель (26 часов)

В авторскую программу по биологии В.В.Пасечника внесены изменения - часть тем предложена для самостоятельного изучения.

Учебно-тематический план 6 класс

№п/п

Тема и ее название

Авторская программа

Лабораторно-практические работы

Рабочая программа надомного обучения

Лабораторно-практические работы

Самостоятель-ное изучение

1


Строение покрытосеменных

растений.

14+1 рез.

12

7

6

6

2

Жизнь растений.

10

3

8+1 рез.

3

2

3

Классификация растений.

6


6+1 рез.



4

Природные сообщества.

2+1рез.


2+1рез.





32+2рез.


26





Содержание предмета


Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений (7 часов)

Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Зоны (участки) корня. Видоизменения корней.

Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега.

Внешнее строение листа. Клеточное строение листа. Видоизменения листьев.

Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменения побегов.

Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян.

Демонстрация

Внешнее и внутреннее строения корня. Строение почек (вегетативной и генеративной) и расположение их на стебле. Строение листа. Макро- и микростроение стебля. Различные виды соцветий. Сухие и сочные плоды.

Лабораторные и практические работы

Строение семян двудольных и однодольных растений. Виды корней. Стержневая и мочковатая корневые системы. Строение почек. Расположение почек на стебле. Внутреннее строение ветки дерева. Строение цветка.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— внешнее и внутреннее строение органов цветковых растений;

— видоизменения органов цветковых растений и их роль в жизни растений.

Учащиеся должны уметь:

— различать и описывать органы цветковых растений;

— объяснять связь особенностей строения органов растений со средой обитания;

— изучать органы растений в ходе лабораторных работ.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— анализировать и сравнивать изучаемые объекты;

— осуществлять описание изучаемого объекта;

— определять отношения объекта с другими объектами;

— определять существенные признаки объекта;

— классифицировать объекты;

— проводить лабораторную работу в соответствии с инструкцией.

Раздел 2. Жизнь растений (8 часов)+1 рез.

Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение). Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Дыхание растений. Испарение воды. Листопад. Передвижение воды и питательных веществ в растении. Прорастание семян. Способы размножения растений. Размножение споровых растений. Размножение голосеменных растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение покрытосеменных растений.

Демонстрация

Опыты, доказывающие значение воды, воздуха и тепла для прорастания семян; питание проростков запасными веществами семени; получение вытяжки хлорофилла; поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету; образование крахмала; дыхание растений; испарение воды листьями; передвижение органических веществ по лубу.

Лабораторные и практические работы

Передвижение воды и минеральных веществ по древесине. Вегетативное размножение комнатных растений.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— основные процессы жизнедеятельности растений;

— особенности минерального и воздушного питания растений;

— виды размножения растений и их значение.

Учащиеся должны уметь:

— характеризовать основные процессы жизнедеятельности растений;

— объяснять значение основных процессов жизнедеятельности растений;

— устанавливать взаимосвязь между процессами дыхания и фотосинтеза;

— показывать значение процессов фотосинтеза в жизни растений и в природе;

— объяснять роль различных видов размножения у растений;

— определять всхожесть семян растений.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— анализировать результаты наблюдений и делать выводы;

— под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание эксперимента, его результатов, выводов.

Раздел 3. Классификация растений (6 часа)+1 рез.

Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений.

Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика 3—4 семейств (с учетом местных условий).

Класс Однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных.

Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение. (Выбор объектов зависит от специализации растениеводства в каждой конкретной местности.)

Демонстрация

Живые и гербарные растения, районированные сорта важнейших сельскохозяйственных растений.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство;

— характерные признаки однодольных и двудольных растений;

— признаки основных семейств однодольных и двудольных растений;

— важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение.

Учащиеся должны уметь:

— делать морфологическую характеристику растений;

— выявлять признаки семейства по внешнему строению растений;

— работать с определительными карточками.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— различать объем и содержание понятий;

— различать родовое и видовое понятия;

— определять аспект классификации;

— осуществлять классификацию.


Раздел 4. Природные сообщества (2 час)+1 рез.

Взаимосвязь растений с другими организмами. Симбиоз. Паразитизм. Растительные сообщества и их типы.

Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— взаимосвязь растений с другими организмами;

— растительные сообщества и их типы;

— закономерности развития и смены растительных сообществ;

— о результатах влияния деятельности человека на растительные сообщества и влияния природной среды на человека.

Учащиеся должны уметь:

— устанавливать взаимосвязь растений с другими организмами;

— определять растительные сообщества и их типы;

— объяснять влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека;

— проводить фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание объектов, наблюдений, их результаты, выводы;

— организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.).

Личностные результаты обучения

Учащиеся должны:

— испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;

— соблюдать правила поведения в природе;

— понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;

— уметь реализовывать теоретические познания на практике;

— осознавать значение обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;

— понимать важность ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

— проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;

— испытывать любовь к природе, чувства уважения к ученым, изучающим растительный мир, и эстетические чувства от общения с растениями;

— признавать право каждого на собственное мнение.

Учебно - методическое обеспечение

  1. Пасечник В. В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений . 6 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2013 г.

  2. Пасечник В. В.. Биология. Многообразие покрытосеменных растений . 6 класс Рабочая тетрадь / М.: Дрофа, 2014 г.

  3. Пасечник В. В Биология. Многообразие покрытосеменных растений . 6 класс. Методическое пособие / М.: Дрофа, 2013 г.

Дополнительная литература для учителя:

1.Пименов А.В. Уроки биологии. –Ярославль «Академия развития» 2001

2.Биология 6-11 классы. Тесты – М; «Дрофа» 1998

3.Контрольные и проверочные работы по биологии классы 6-8- М; «Дрофа» 2001

4.Задания для подготовки к олимпиадам. Биология 8-11.- Волгоград «Учитель»2007

5.Большая энциклопедия знаний жизнь на земле. - М; «РОСМЭН» 2008

6.Красная книга Омской области. Н.Н. Воронцов,Л.Н. Сухорукова . Эволюция органического мира. – М; «Просвещение» 1991

7.Биологический эксперимент в школе. –М; «Просвещение» 1991.

8.Биология в вопросах и ответах Е.И.Демьянков,М.Просвещение1996

9.Школьные олимпиады по биологии Е.Г.Жадько, В.В.Мамонтов Изд.Феникс2004

10.Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание).

11.«Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов» (набор цифровых ресурсов к учебникам линии Пономаревой И.Н.) (http://school-collection.edu.ru/).

12.www.bio.1september.ru– газета «Биология» - приложение к «1 сентября».

13.http://bio.1september.ru/urok/ -Материалы к уроку. Все работы, на основе которых создан сайт, были опубликованы в газете "Биология". Авторами сайта проделана большая работа по систематизированию газетных статей с учётом школьной учебной программы по предмету "Биология".


Календарно – тематическое планирование по биологии 6 класс

№ уро

ка

Тема урока

Кол-во часов

Форма контроля

Основное содержание темы, термины и понятия

Планируемые результаты (в соответствии ФГОС)


предметные

метапредметные

УУД


личностные

Д\З

дата

Ученик научится / Ученик получит возможность научиться

план

факт

Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений (7 часов)

1

Строение семян двудольных и однодольных растений.



1

Лабораторная работа №1

Изучение строения семян двудольных и однодольных растений

Строение семян Особенности строения семян двудольных и однодольных растений


Ученик научится:

Определять понятия «двудольные и однодольные растения», «семядоля», «эндосперм», «зародыш», «семенная кожура», «микропиле»; функции корня, виды стержневой системы;

определять понятия «корнеплоды», «корневые клубни», «воздушные корни», «дыхательные корни»;


Ученик получит возможность научиться

— различать и описывать органы цветковых растений;


— объяснять связь особенностей строения органов растений со средой обитания;


— изучать органы растений в ходе лабораторных работ;


Соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами

Познавательные УУД: умение работать с текстом, выделять в нем главное.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение лабораторной работы

Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы лабораторной работы. Работают по плану

умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам; умение применять полученные на уроке знания на практике. одноклас­сников ноклассникам.


§1


Р.т.

зад.

1-7



2

Виды корней. Типы

корневых систем.




1

Лабораторная работа№2

Виды корней. Стержневые и мочковатые корневые системы

Функции корня. Главный, боковые и придаточные корни. Стержневая и мочковатая корневые системы.


Познавательные УУД:

Анализируют виды корней и типы корневых систем

Регулятивные УУД:

умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД:

Обмениваются знаниями для принятия эффективных совместных решений

Ученик осмысленно относится к тому, что делает, знает для чего он это делает,

§2

Р.т.

зад.

8-11



3

Строение корней.

Условия произрастания и видоизменения корней.



1


Участки (зоны) корня. Внешнее и внутреннее строение корня.

проведения».

Ученик научится:

Определяют понятия «корневой чехлик», «корневой волосок», «зона деления», «зона растяжения», «зона всасывания», Определяют понятия «корнеплоды», «корневые клубни», «воздушные корни», «дыхательные;


Познавательные УУД:

. умение выделять главное в тексте, грамотно формулировать вопросы,

Регулятивные УУД: Устанавливают цели лабораторной работы Анализируют строение клеток коря

Коммуникативные УУД

умение работать в составе групп

осознание возможности участия каждого человека в научных исследованиях,

умение соблюдать дисциплину на уроке

§3,

§4

Р.т.

зад.

12-16




4

Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега.




1


Лабораторная работа№3

Строение почек. Расположение почек на стебле.


Побег. Листорасположение. Строение почек. Расположение почек на стебле. Рост и развитие побега.


Ученик научится:

Определяют понятия «побег», «почка», «верхушечная почка», «пазушная почка», придаточная почка», «вегетативная почка», «генеративная почка», «конус нарастания», «узел», «междоузлие», «пазуха листа», «очередное листорасположение», «супротивное листорасположение», «мутовчатое расположение».

Ученик получит возможность научиться:

Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию


Познавательные УУД:

умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное..

Регулятивные УУД:

Анализируют результаты лабораторной работы и наблюдений за ростом и развитием побега

Коммуникативные УУД

умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками

осознание возможности участия каждого человека в научных исследованиях, формирование бережного отношения к окружающей природе

§5

Р.т.

зад.

17-22



5

Внешнее и клеточное строение листа.




1

Лабораторная работа№4

Листья простые и сложные, их жилкование и листорасполо-жение


Внешнее строение листа. Форма листа. Листья простые и сложные. Жилкование листьев.


Ученик научится:

Определяют понятия «листовая пластинка», «черешок», «черешковый лист», «сидячий лист», «простой лист», «сложный лист», «сетчатое жилкование», «параллельное жилкование», «дуговое жилкование

Ученик получит возможность научиться:

Осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе

Познавательные УУД:

Устанавливают цели лабораторной работы Анализируют

увиденное

Регулятивные УУД:

Заполняют таблицу по результатам изучения различных листьев

Коммуникативные УУД Обмениваются знаниями для принятия эффективных совместных решений Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его

Эстетическое восприятие природы

§6,7

Р.т.

зад.

23-28



6

Строение стебля. Видоизменение побегов.



1

Лабораторная работа №5

Внутреннее строение ветки дерева


Строение стебля. Многообразие стеблей

Ученик научится:

определять понятия «травянистый стебель», «деревянистый стебель», «прямостоячий стебель», «вьющийся стебель», «лазающий стебель», «ползучий стебель», «чечевички», «пробка», «кора», «луб», «ситовидные трубки», « лубяные волокна», «камбий», «древесина», «сердцевина», «сердцевинные лучи».

Познавательные УУД:

Умеют выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними.

Регулятивные УУД:

Выполняют лабораторную работу и обсуждают ее результаты


Коммуникативные УУД Интересуются чужим мнением и высказывают свое Умеют слушать и слышать друг друга

формирование бережного отношения к окружающей природе

§9,

§10


Р.т.

зад.

33-40



7

Цветок и его строение. Соцветия.





1

Лабораторная работа №6

Изучение строения цветка

Строение цветка. Венчик цветка. Чашечка цветка. Околоцветник. Строение тычинки и пестика. Растения однодомные и двудомные. Формула цветка.


Ученик научится:

Определять понятия «пестик», «тычинка», «лепестки», «венчик», «чашелистики», « чашечка», «цветоножка», «цветоложе», «простой околоцветник», «двойной околоцветник», «тычиночная нить», «пыльник», «рыльце», «столбик», «завязь», «семязачаток», «однодомные растения», «двудомные растения».

Ученик получит возможность научиться:

Ставить биологические эксперименты по изучению химического состава клетки. Работать с лабораторным оборудованием

Познавательные УУД:

: умение работать с различными источниками информации\, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы.

Регулятивные УУД:

Выполняют лабораторную работу и обсуждают ее результаты

Коммуникативные УУД

Обмениваются знаниями для принятия эффективных совместных решений

Эстетическое восприятие природы

§11,12

Р.т.

зад.

41-46



Раздел 2. Жизнь растений (8 часов)+1 рез.

8

Фотосинтез.




1

тест

Фотосинтез. Хлоропласты, хлорофилл, их роль в фотосинтезе. Управление фотосинтезом растений: условия, влияющие на интенсивность фотосинтеза..

Ученик научится:

Объяснять роль растений в образовании и накоплении органических веществ и кислорода на Земле Значение фотосинтеза

Ученик получит возможность научиться:

Уважать позицию партнёра, предотвращать конфликтную ситуацию при сотрудничестве, стараясь найти варианты её разрешения ради общего

Познавательные УУД:

.Выявляют приспособленность растений к использованию света в процессе фотосинтеза. Определяют условия протекания фотосинтеза.

Регулятивные УУД:

Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий

Объясняют значение фотосинтеза и роль растений в природе и жизни человека

§16,17

Р.т.

зад.

65-68



9

Передвижение воды и питательных веществ в растении.




1

Лабораторная работа №7

Передвижение веществ по побегу растения

Передвижение веществ в растении. Транспорт веществ как составная часть обмена веществ. Проводящая функция стебля. Передвижение воды, минеральных и органических веществ в растении.

Запасание органических веществ в органах растений, их использование на процессы жизнедеятельности. Защита растений от повреждений

Ученик научится:

Проводить биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты. Приводить доказательства (аргументация) необходимости защиты растений от повреждений


Выполнять лабораторную работу под руководством учителя.

Ученик получит возможность научиться:

Соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами

Познавательные УУД:

Объясняют роль транспорта веществ в процессе обмена веществ. Объясняют механизм осуществления проводящей функции стебля. Объясняют особенности передвижения воды, минеральных и органических веществ в растениях.

Регулятивные УУД:

Анализируют информацию о процессах протекающих в растении

Коммуникативные УУД

Проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции

Осознание необходимости бережного отношения к окружающей природе.

§19

Р.т.

зад.

84-87









10

Прорастание семян.


Тип урока. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

1


Лабораторная работа №8

Определение всхожести семян растений и их посев

Роль семян в жизни растений..


Ученик научится:

Определять условия, необходимые для прорастания семян. Посев семян. Рост и питание проростков

Ученик получит возможность научиться:

Соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами

Осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе.


Познавательные УУД:

Объясняют роль семян в жизни растений

Регулятивные УУД:

Выявляют условия, необходимые для прорастания семян.

Коммуникативные УУД

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно

Обосновывают необходимость соблюдения сроков и правил проведения посевных работ

§20

Р.т.

зад.

88-93



11

Способы размножения растений.


Тип урока. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний


1

Устный опрос

Размножение организмов, его роль в преемственности поколений. Размножение как важнейшее свойство организмов. Способы размножения организмов. Бесполое размножение растений. Половое размножение, его особенности. Половые клетки. Оплодотворение.

Ученик научится: Раскрывать особенности и преимущества полового размножения по сравнению с бесполым. Объясняют значение полового размножения для потомства и эволюции органического мира

Ученик получит возможность научиться:

Правильно использовать естественнонаучные понятия, полно и точно излагать свои мысли

Познавательные УУД:

Определяют значение размножения в жизни организмов. Характеризуют особенности бесполого размножения. Объясняют значение бесполого размножения.

Регулятивные УУД:

Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий,

Коммуникативные УУД

умение слушать учителя, высказывать свое мнение

Представление о размножении как главном свойстве живого, обес­печивающем продолжение рода Значение полового размножения для потомства и эволюции органического мира

§21

Р.т.

зад.

94-97



12

Размножение споровых растений.


Тип урока. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний


1

Работа с карточками

Определяют понятия «заросток», «предросток», «зооспора», «спорангий».

Ученик научится:

Характеризовать размножение водорослей, мхов, папоротников. Половое и бесполое размножение у споровых. Чередование поколений

Ученик получит возможность научиться:

Учатся самостоятельно обнаруживать учебную проблему, определять цель учебной деятельности


Познавательные УУД:

Объясняют роль условий среды для полового и бесполого размножения, а также значение чередования поколений у споровых растений

Регулятивные УУД:

уме­ние планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные УУД

умение слушать учителя, высказывать свое мнение

Понимание роли половых клеток в размножении живых организмов.

Представление о родстве живых организмов, населяющих нашу планету

§22

Р.т.

зад.

98-103



13










14

Размножение голосеменных растений.


Тип урока. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний



Половое размножение покрытосеменных растений.


Тип урока. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний


1











1

Тест










Устный опрос


Размножение голосеменных и покрытосеменных растений. Опыление. Способы опыления. Оплодотворение. Двойное оплодотворение. Образование плодов и семян

Ученик научится:

Определять понятия: «пыльца», «пыльцевая трубка», «пыльцевое зерно», «зародышевый мешок», «пыльцевход», «центральная клетка», «двойное оплодотворение», «опыление», «перекрестное опыление», «самоопыление», «искусственное опыление».

Ученик получит возможность научиться:

Уважать позицию партнёра, предотвращать конфликтную ситуацию при сотрудничестве, стараясь найти варианты её разрешения ради общего дела.

Познавательные УУД:

Сравнивают различные способы опыления и их роли. Объясняют значение оплодотворения и образования плодов и семян.

Регулятивные УУД:

умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете, развитие навыков самооценки и самоанализа

Коммуникативные УУД

Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении находят дополнительную информацию в ‘электронном приложении

Представление о размножении как главном свойстве живого, обес­печивающем продолжение рода

§23

Р.т.

зад.

104-109





§24

Р.т.

зад.

110-112



15

Вегетативное размножение покрытосеменных растений.


Тип урока. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний


1



Лабораторная работа№9

Вегетативное размножение комнатных растений


Способы вегетативного размножения.


Ученик научится:

Определять понятия «черенок», «отпрыск», «отводок», «прививка», «культура тканей», «привой», «подвой».

Ученик получит возможность научиться:

Соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами;

Ставить биологические эксперименты по изучению химического состава клетки. Работать с лабораторным оборудованием

Познавательные УУД:

Объясняют значение вегетативного размножения покрытосеменных растений и его использование человеком

Регулятивные УУД:

Составляют план и последовательность действий

Коммуникативные УУД

Обмениваются знаниями для принятия эффективных совместных решений

Отрабатывают умение работы с живыми объектами природы


§25

Р.т.

зад.

113-117.




16

Обобщение знаний по разделу «Жизнь растений»



1

тест

Работа с итоговыми вопросами и заданиями по разделу «Жизнь растений»

Ученик научится:

Определять основные понятия темы

Ученик получит возможность научиться:

Уважать позицию партнёра, предотвращать конфликтную ситуацию при сотрудничестве, стараясь найти варианты её разрешения ради общего дела.

Регулятивные УУД:

Составляют план и последовательность действий

Коммуникативные УУД

Обмениваются знаниями для принятия эффективных совместных решений

Осознание необходимости бережного отношения к окружающей природе.

Повт§16-25 Тест.зад.




Раздел 3. Классификация растений (6 часов)+1рез.

17

Систематика растений.


Тип урока. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний


1

Устный опрос

Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений

Ученик научится:

Определять понятия «вид», «род», «семейство», «класс», «отдел», «царство».

Ученик получит возможность научиться:

Обмениваться знаниями для принятия эффективных совместных решений

Познавательные УУД: Выделяют признаки, характерные для двудольных и однодольных растений

Регулятивные УУД:

раз­витие умения планиро­вать свою работу при выполнении заданий учителя.

Коммуникативные УУД

знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии

сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений

§26

Р.т.

зад.

118-120



18

Класс Двудольные растения. Семейства Крестоцветные и Розоцветные.


Тип урока. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний


1

Устный опрос

Признаки, характерные для растений семейств Крестоцветные и Розоцветные

Ученик научится:

Выделять основные особенности растений семейств Крестоцветные и Розоцветные;

Ученик получит возможность научиться:

Вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении находить дополнительную информацию в электронном приложении

Познавательные УУД: Знакомятся с определительными карточками

Регулятивные УУД:

Определяют растения по карточкам

Коммуникативные УУД

знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии

Работать с гербариями, определять растения различных классов; выделять признаки

изучаемых растений; давать морфолого-биологическую характеристику растениям.

§27

Р.т.

зад.

121-123



19

Семейства Пасленовые и Бобовые.


Тип урока. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

1

Устный опрос

Признаки, характерные для растений семейств Пасленовые и Бобовые

Ученик научится:

Выделять основные особенности растений семейств Пасленовые и Бобовые;

Ученик получит возможность научиться:

Работть по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно

Познавательные УУД:

сравнение биологических объектов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

Регулятивные УУД:

Определяют растения по карточкам

Коммуникативные УУД

знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии

Работать с гербариями, определять растения различных классов; выделять признаки

изучаемых растений; давать морфолого-биологическую характеристику растениям.

§28

Р.т.

зад.

124-125



20

Семейство Сложноцветные.


Тип урока. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

1


Устный опрос

Признаки, характерные для растений семейства Сложноцветные

Ученик научится:

Выделять основные особенности растений семейства Сложноцветные;

Ученик получит возможность научиться:

Осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе.

Познавательные УУД:

сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

Регулятивные УУД:

Определяют растения по карточкам

Коммуникативные УУД

знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии

Работать с гербариями, определять растения различных классов; выделять признаки

изучаемых растений; давать морфолого-биологическую характеристику растениям.

§28

Р.т.

зад.

126



21

Класс Однодольные. Семейства Злаковые и Лилейные.


Тип урока. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний


1

Устный опрос

Признаки, характерные для растений семейств Злаковые и Лилейные

Ученик научится:

Выделять основные особенности растений семейств Злаковые и Лилейные;

Ученик получит возможность научиться:

Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию

Познавательные УУД:

сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

Регулятивные УУД:

Определяют растения по карточкам

Коммуникативные УУД

умение работать в со­ставе творческих групп

Работать с гербариями, определять растения различных классов; выделять признаки

изучаемых растений; давать морфолого-биологическую характеристику растениям.

§29

Р.т.

зад.

127-130



22

Важнейшие сельскохозяйственные растения.


Тип урока. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

1

Устный опрос


Важнейшие сельскохозяйственные растения, агротехника их возделывания, использование человеком

Ученик научится:

Ученик получит возможность научиться:

Осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе

Познавательные УУД:

Знакомятся с важнейшими сельскохозяйственными растениями,

Коммуникативные УУД Готовят сообщения на основе изучения текста учебника, дополнительной литературы и материалов Интернета об истории введения в культуру и агротехнике важнейших культурных двудольных и однодольных растений, выращиваемых в местности проживания школьников

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками,

§30

Р.т.

зад.

132-135.




23

Обобщение знаний по разделу «Классификация растений»


1

Защита проектов

Признаки, характерные для растений семейств Злаковые и Лилейные, Сложноцветные, Пасленовые и Бобовые, Крестоцветные и Розоцветные.

Ученик научится:

Ученик получит возможность научиться:

Осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе

Познавательные УУД:

Знакомятся с важнейшими сельскохозяйственными растениями,

Коммуникативные УУД Готовят сообщения на основе изучения текста учебника, дополнительной литературы и материалов Интернета об истории введения в культуру и агротехнике важнейших культурных двудольных и однодольных растений, выращиваемых в местности проживания школьников

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками,

Повт

§26-30 Тест.зад.




Раздел 4. Природные сообщества (2 часа) +1 рез.

24

Растительные сообщества.


Тип урока. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

1

Экскурсия Природное сообщество и человек

Типы растительных сообществ. Взаимосвязи в растительном сообществе. Сезонные изменения в растительном сообществе. Сожительство организмов в растительном сообществе.

Правила поведения в природе. разнообразие растений родного края. листопадные и вечнозелёные растения. Приспособленность растений к условиям среды обитания

Ученик научится:

Определять понятия «растительное сообщество», «растительность», «ярусность».; Определять понятие «смена растительных сообществ»


Ученик получит возможность научиться:

Осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе.

Осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе


Познавательные УУД:

Характеризуют различные типы растительных сообществ. Устанавливают взаимосвязи в растительном сообществе.

Смена растительных сообществ. Типы растительности родного края

Регулятивные УУД:

Устанавливают причинно-следственные связи. Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней

Коммуникативные УУД Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий. Работают в группах. Подводят итоги экскурсии (отчет)

формирование личностных представлений о целостности природы Узнавать и различать растения различных экологических групп.

§31

Р.т.

зад.

136-139



25

Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир.


Тип урока. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

1

Защита проектов «Покрытосеменные растения Красной книги Курской области»


Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. История охраны природы в нашей стране Роль заповедников и заказников. Рациональное природопользование


Ученик научится:

Определять понятия «заповедник», «заказник», «рациональное природопользование».;

Ученик получит возможность научиться:

Осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе

Познавательные УУД: Обсуждают отчет по экскурсии

Регулятивные УУД:

Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

Коммуникативные УУД

Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении, выбирают задание на лето.

формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходи-мости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;

§32

Р.т.

зад.

140-142.

Тест.зад.



26
















Итоговый контроль знаний за год

1

Подведение итогов за год. Летние задания

применять для решения задач логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов;

Оценивать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении тем или иным знанием и умением по изучаемой теме;

Познавательные УУД:

Анализируют тестовые задания

Регулятивные УУД:

Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

Коммуникативные УУД

Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении, выбирают задание на лето.

Тестовая контрольная работа

Летние задания

Стр.204-205.






12



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!