СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 5 класс ФГОС

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

       Рабочая  программа  по  биологии  для  5  класса  составлена  в  полном  соответствии  с Федеральным  государственным  образовательным  стандартом  основного общего  образования, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования,  фундаментальным  ядром  содержания  общего  образования,  примерной программой по биологии.

Рабочая  программа  разработана  с  учетом  Закона  РФ  « Об  образовании» ;  от 29.12.2012 №273-ФЗ ФГОС  (базовый уровень);  Примерной  программы  по  биологии  (базовый  уровень);  требований  к  оснащению учебного  процесса  по  биологии;  Федеральным  перечнем  учебных  пособий,  допущенных  к использованию в учебном  процессе, на основе  рабочей  программы  ФГОС БИОЛОГИЯ  Москва Издательский  центр  Дрофа  2014  Автор:  В.В. Пасечник  Биология. 5 – 9  классы: программа.  - М.Дрофа, 2015.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 5 класс ФГОС»


Пояснительная записка

к рабочей программе по биологии в 5 классе

Рабочая программа по биологии для 5 класса составлена в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, фундаментальным ядром содержания общего образования, примерной программой по биологии.

Рабочая программа разработана с учетом Закона РФ « Об образовании» ; от 29.12.2012 №273-ФЗ ФГОС (базовый уровень); Примерной программы по биологии (базовый уровень); требований к оснащению учебного процесса по биологии; Федеральным перечнем учебных пособий, допущенных к использованию в учебном процессе, на основе рабочей программы ФГОС БИОЛОГИЯ Москва Издательский центр Дрофа 2014 Автор: В.В. Пасечник Биология. 5 – 9 классы: программа. - М.Дрофа, 2015.

Обеспечена учебником ФГОС Биология. Бактерии, грибы, растения 5 класс: учебник для уча щихся общеобразовательных учреждений / В.В. Пасечник,- М, Дрофа, 2015 - 141 с.

Входит в учебно - методический комплект по биологии и ориентирована на использование методического пособия Биология: 5 класс: методическое пособие В.В Пасечника.

Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у школьников представлений об отличительных особенностях живой природы, о её многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведён с учётом культурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познаватель ной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружаю щей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практи чес кой деятельности.

Основными целями изучения биологии в основной школе являются: - формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, про цессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях (клеточ­ной, эволюционной Ч. Дарвина), элементарных представлений о наследственности и изменчивости (ген, хромосома, мутация, наследственные заболевания, наследственная и не наследствен­ная изменчивость, гаметы), об экосистем ной организации жиз­ни; овладение понятийным аппаратом биологии;

- приобретение опыта использования методов биологиче­ской науки для изучения живых организмов и человека: на­блюдения за живыми объектами, собственным организмом; описание биологических объектов и процессов; проведение несложных биологических экспериментов с использованием аналоговых и цифровых биологических приборов и инстру­ментов;

- освоение приёмов оказания первой помощи, рацио­нальной организации труда и отдыха, выращивания и раз­множения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведение наблюдений за состоянием собственного организма;

- формирование основ экологической грамотности: способ­ности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека, выбирать целе­вые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости сохранения биоразнообразия и при­родных местообитаний;

- овладение приёмами работы с информацией биологи­ческого содержания, представленной в разной форме (в виде текста, табличных данных, схем, фотографий и др.);

- создание основы для формирования интереса к дальней­шему расширению и углублению биологических знаний и вы­бора биологии как профильного предмета на ступени среднего полного образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности.

Общая характеристика курса биологии в 5 классе

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременноявляясь основой для изучения естественных наук в старшей школе.

Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках биологии и учебно-методических пособиях, линии В.В. Пасечника. Учебное содержание курса биологии включает: «Биология. 5 класс». 35часов (1 час в неделю).

Содержательной основой школьного курса биологии являет­ся биологическая наука. Поэтому биология как учебный пред­мет вносит существенный вклад в формирование у учащихся системы знаний как о живой природе, так и об окружающем мире в целом. Она раскрывает роль биологической науки в эко­номическом и культурном развитии общества, способствует формированию научного мировоззрения. Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на форми­рование у учащихся представлений об отличительных особен­ностях живой природы, её многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельно­сти по их разрешению. Отбор содержания проведён с учётом культуросообразного подхода, в соответствии с которым уча­щиеся должны освоить содержание, значимое для формирова­ния познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья. Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу поло­жено взаимодействие научного, гуманистического, культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблем ного, интегративного, компетентностного подходов.

Содержание учебника для 5 класса нацелено на форми­рование у обучающихся знаний признаков и процессов жизне­деятельности (питание, дыхание, рост, развитие, размножение), присущих всем организмам, взаимосвязи строения и функций, разных форм регуляции процессов жизнедеятельности. Завер­шается курс рассмотрением организма как единого целого, со­гласованности протекающих в нём процессов и взаимодействия с окружающей средой.

Результаты освоения курса биологии в 5 классе

Личностными результатами изучения предмета « Биология 5 класс» являются следующие умения:

  • Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

  • Анализировать опыт собственных действий и образа жизни с точки зрения последствий для окружающей среды. .

  • Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

  • Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самос тоятельной деятельности вне школы.

  • Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

  • Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

  • Метапредметными результатами изучения курса « Биология» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД :

  • Формулировать учебную проблему под руководством учителя.

  • Ставить цель деятельности на основе поставленной проблемы и предлагать несколько способов ее достижения.

  • Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале.

  • Планировать пути достижения целей.

  • Планировать ресурсы для достижения цели.

  • Самостоятельно планировать и осуществлять текущий контроль своей деятельности.

  • Вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и походу его реализации.

  • Оценивать продукт своей деятельности. Указывать причины успехов и неудач в деятель ности.

  • Называет трудности, с которыми столкнулся при решении задачи, и предлагать пути их преодоления в дальнейшей деятельности.

  • Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения про екта).

  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошиб ки самостоятельно.

Познавательные УУД :

  • Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.

  • Вычитывать все уровни текстовой информации.

  • Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

  • Составлять планов (простых, сложных и т.п.).

  • Преобразовывать информацию из одного вида в другой.

  • Устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов.

  • Участвовать в проектно- исследовательской деятельности.

  • Проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя.

  • Давать определение понятиям.

  • Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и крите рии для указанных логических операций.

  • Объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;

  • Уметь структурировать тексты (выделять главное и второстепенное, главную идею текста

  • Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.

  • Выявлять причины и следствия простых явлений.

Коммуникативные УУ Д :

  • Соблюдать нормы публичной речи и регламент в монологе и дискуссии.

  • Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать их.

  • Координировать свою позицию с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

  • Устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор.

  • Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимо помощь.

  • организовывает и планирует учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; опреде лять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;

  • Уметь работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать .

  • Способствовать продуктивной кооперации; устраивать групповые обсуждения и обеспечи вать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных реше ний.

  • Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Предметными результатами изучения предмета « Биология 5 класс» являются следующие умения:

  • осознание роли жизни: – определять роль в природе различных групп организмов;

  • объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы. рассмотрение биологических процессов в развитии:

  • приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;

  • использование биологических знаний в быту,

  • объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.

  • объяснять мир с точки зрения биологии:

  • перечислять отличительные свойства живого;

  • определять основные органы растений (части клетки);

  • находить черты усложнения растений,

  • понимать смысл биологических терминов;

  • характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;

  • проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.

  • Иметь первоначальные представления о происхождении растений и жизни.


Планируемые результаты изучения курса «Биология 5 класс»

Система планируемых результатов: личностных, метапредметных и предметных в соответствии с требованиями стандарта представляет комплекс взаимосвязанных учебно-познавательных и учебно-практических задач, выполнение которых требует от обучающихся овладения системой учебных действий и опорным учебным материалом.

В структуре планируемых результатов выделяются:

  • ведущие цели и основные ожидаемые результаты основного общего образования,

отражающие такие общие цели, как формирование ценностно-смысловых установок,

  • развитие интереса;

  • целенаправленное формирование и развитие познавательных потребностей и способностей обучающихся средствами предметов;

Планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ, включающих примерные учебно-познавательные и учебно-практические задачи:

- характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;

- применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;

- использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);

- ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организ мах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.

Учащийся: получит возможность научиться:

•соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;

•выделять эстетические достоинства объектов живой природы;

•осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;

•ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

•находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;

•выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.



МЕСТО КУРСА В БАЗИСНОМ УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 5 класса предусматривает обучение биологии 1 час в неделю, всего 35 часов в год.

Содержание учебного курса Биология, 5 класс. (35 час. 1-час в неделю)

Введение - 6 ч

Биология – наука о живой природе. Методы исследования в биологии.

Лабораторное оборудование и измерительные приборы. Разнообразие живой природы. Царства живых организмов.

Отличительные признаки живого. Среды обитания организмов. Экологические факторы и их влияние на живые организмы.

Экскурсия «Фенологические наблюдения за се зонными изменениями в природе»-1 ч


Глава 1 . Клеточное строение организмов- 7 ч


Правила работы в кабинете биологии, правила работы с биологическими приборами и инстру ментами. Устройство увеличительных приборов. Строение клетки.. Химический состав клетки. Жизнедеятельность клетки, ее деление и рост. Ткани.

Лабораторная работа №1 « Устройство светового микроскопа и правила работы с ним»

Лабораторная работа №2 « Строение клетки кожицы лука под микроскопом. Пластиды в клетках эладеи»

Лабораторная работа №3 « Ткани. Виды, особенности строения»


Глава 2. Царство Бактерии- 3 ч


Строение и жизнедеятельность бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека. Бактерии и болезни.

Демонстрация: Строение бактерии картофельной палочки.

Глава 3. Царства Грибы- 6 ч


Общая характеристика грибов. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые шляпочные грибы. Плесневые грибы и дрожжи. Грибы- паразиты.

Лабораторная работа №4 «Строение шляпочных грибов»

Лабораторная работа №5 «Определение съедобных и ядовитых шляпочных грибов»

Лабораторная работа №6 « Плесневые грибы и хлебные дрожжи»


Глава 4. Царства Растения - 11 ч

Разнообразие, распространение и значение растений. Водоросли. Лишайники. Мхи. Плауны, хвощи, папоротники. Голосеменные. Покрытосеменные, или цветковые растения. Происхождение растений. Этапы развития растительного мира.

Лабораторная работа №7 « Строение хламидоманады как одноклеточной зеленой водоросли»

Лабораторная работа №8 « Особенности внешнего строения мха кукушкина льна ( сфагнума)».

Лабораторная работа №9 « Строение спороносящего хвоща»

Лабораторная работа №10 « Строение хвои и шишек хвойных. Многообразие голосеменных»

Лабораторная работа №11 « Внешнее строение цветкового растения»

Итоговое обобщение курса - Контрольная работа 1 - 1 ч

Дополнительная литература для учителя:

  1. Примерная программа по биологии (базовый уровень);

  2. Требования к оснащению учебного процесса по биологии;

  3. Методическое пособие Биология: 5 класс: методическое пособие В. В. Пасечник

  4. Ботаника. Книга для учителя в 2 ч. – М., Просвещение, 1996.

  5. Мир живой природы / Пер. с англ./ - М., Мир, 1984.

  6. Калинова Г.С. и др. Тестовый контроль знаний учащихся по биологии. – М., Просвещение,1996.

  7. Реймерс Н.Ф. Краткий словарь биологических терминов. – М., Просвещение, 1995

  8. Сергеев М.Б. Сергеева Т.В. Планета Земля Развитие идей и представлений – М., Интерпракс, 1994.

  9. Журнал Биология в школе.

  10. Гуленкова М.А. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по ботанике. – М.: ТЦ «Сфера», 1999

  11. Розенштейн А.М. Самостоятельные работы учащихся по биологии: Растения: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1988

  12. Тарасов А.К. Ботаника, зоология, химия. Книга для учащихся и учителей. – Смоленск: Русич, 1999

  13. Электронное приложение к учебнику на сайте www.drofa.ru

Дополнительная литература для учащихся:

Артамонов В.И. Редкие и исчезающие растения (По страницам Красной книги СССР): Кн.1.– М.: Агропромиздат, 1989. 383С.: ил.

Верзилин Н.М. По следам Робинзона: книга для учащихся сред и ст. шк. возраста. – М.: Просвеще ние, 1994. – 218с.

Губанов И.А. Энциклопедия природы России. Справочное издание. М.: 1996. – 556с.

«Я познаю мир: Детская энциклопедия» под редакцией Е.М. Ивановой, 2000 год;

«Энциклопедия для детей. Биология» под редакцией М.Д. Аксеновой - 2000 год

Интернет-ресурсы:

1.       http://bio.1september.ru - газета «1 сентября. Биология» - приложение

2.       www.bio.nature.ru - научные новости биологии

Материально-техническое обеспечение учебного процесса обучения биологии в 5 классе ( ФГОС)

Материально-техническое оснащение кабинета биологии необходимо для организации процесса обучения в целях реализации требований ФГОС о достижении результатов освоения основной образовательной программы. В кабинете биологии осуществляются как урочная, так и внеурочная формы учебно-воспитательной деятельности с учащимися.

Лабораторный инструментарий необходим как для урочных занятий, так и для проведения наблюдений и исследований в природе, постановки и выполнения опытов, в целом - для реализации научных методов изучения живых организмов.

Натуральные объекты используются как при изучении нового материала, так и при проведении исследовательских работ, подготовке проектов, обобщении и систематизации, построении выводов с учётом выполненных наблюдений.

Учебные модели служат для демонстрации структуры и взаимосвязей различных биологических систем и для реализации моделирования как процесса изучения и познания, развивающего активность и творческие способности обучающихся.

В комплект технических и информационно-коммуникативных средств обучения входят:

Аппаратура для записей и воспроизведения видеоинформации, компьютер, интерактивная доска, коллекция медиа-ресурсов, электронные приложения к учебнику на сайте дрофа, выход в Интернет., Компакт-диск Презентации: обзор социальных сервисов web2.0

Использование экранно-звуковых и электронных средств обучения позволяет активизировать дея тельность обучающихся, получать более высокие качественные результаты обучения; формировать ИКТ- компетентность, способствующую успешности в учебной деятельности, обеспечивать самос тоятельность в овладении содержанием курса биологии, формировании универсальных учебных действий, построении индивидуальной образовательной программы.


Комплекты печатных демонстрационных пособий:

(таблицы).

  • Царства живых организмов

  • Среды обитания организмов

  • Устройство светового микроскопа

  • Строение растительной клетки кожицы лука

  • Виды тканей

  • Строение бактериальной клетки

  • Строение шляпочных грибов

  • Виды грибов

  • Съедобные и ядовитые грибы

  • Плесневый гриб Мукор, Пеницилл, дрожжи

  • Грибы – паразиты

  • Одноклеточные зеленые водоросли

  • Многоклеточные водоросли

  • Лишайники

  • Зеленый мох Кукшкин лен, сфагнум

  • Плауны, хвощи, папоротники

  • Сосна обыкновенная

  • Многообразие хвойных деревьев

  • Цветковые растения,

  • Комплект таблиц « Ботаника 2. Строение и систематика цветковых растений»

Натуральные объекты: Гербарии ( Основные группы растений, Растительные сообщества ), Приготовленные и живые объекты исследований – гриб мукор, бактерия- картофельная палочка, шляпочный гриб шампиньон или вешенка, хлебные дрожжи, водоросль хламидомонада, комнатные цветы( кактус, фиалка, герань, традесканция, хлорофитум и др.)

Коллекции: Голосеменные растения , Семена и плоды, шишки, мхи, хвощи.Комплекты микро препаратов – ткани, клетки , одноклеточные водоросли,

Наборы муляжей: Плоды, грибы.













.

Критерии оценивания


Оценка устных ответов учащихся



Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание сущности рассматриваемых явлений и процессов. Строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов. Содержание вопроса учащийся излагает связно, в краткой форме, не допускает биологических ошибок и неточностей.

Оценка «4» ставится за неполный ответ, в котором отсутствуют некоторые несущественные элементы содержания или присутствуют все вышеизложенные знания, но допущены малозначительные биологические ошибки, нелогично, пространно изложено основное содержание вопроса.

Оценка «3» ставится, если учащийся имеет неполные знания, не может их применить, раскрыть сущность процесса или явления, допустил четыре или пять недочетов.

Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки «3».

Оценка лабораторных работ



Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.

Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета; не более трех недочетов.

Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов.

Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки «3» или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.

Тематическое планирование

с определением основных видов учебной деятельности

п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе

Характеристика видов деятельности учащихся

лабора торные работы

контроль ные работы

Введение (6 часов)

1.

Биология – наука о живой природе.

1



Определяют понятия: «биология», «биосфера», «экология». Раскры вают значение биологических знаний в современной жизни. Оценивают роль биологической науки в жизни общества.

2.

Методы исследования в биологии

1



Определяют понятия «методы исследования», «наблюдение», «эксперимент», «измерение». Характеризуют основные методы исследования в биологии. изучают правила техники безопасности в кабинете биологии

3.

Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого от неживого

1



Определяют понятия: «царство Бактерии», «царство Грибы», царство «Растения» и «царство Животные». Анализируют признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение. Составляют план параграфа.

4.

Среды обитании живых организмов.

1



Определяют понятия «водная среда», «наземно-воздушная среда», «почва как среда обитания», «организм как среда обитания». Анализируют связи организмов со средой обитания. Характеризуют влияние деятельности человека на природу.

5.

Экологические факторы и их влияние на живые организмы.

1



Анализируют и сравнивают экологические факторы. Отрабатывают навыки работы с текстом учебника.

6.

Обобщающий урок по теме: «Введение».

1


1

Готовят отчет по экскурсии. Ведут дневник фенологических наблю дений.


Раздел 1. Клеточное строение организмов (7 часов)

7.

Устройство увеличитель ных приборов.

1

1


Определяют понятия «клетка», «лупа», «микроскоп», «тубус», «оку ляр», «объектив», «штатив». Работают с лупой и микроскопом, изучают устройство микроскопа. Отрабатывают правила работы с микроскопом

8.

Строение клетки

1

1


Выделяют существенные признаки строения клетки. Различают на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки.

9.


Приготовление микропре парата кожицы чешуи лука

.

1


1



Учатся готовить микропрепараты. Наблюдают части и органоиды клетки под микроскопом., описывают и схематически изображают их.

Выделяют существенные признаки строения клетки. Различают на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки


10.

Химический состав клетки: неорганические и органические вещества.

1



Объясняют роль минеральных веществ и воды, входя щих в состав клетки. Различают неорганические и орга нические вещества, входящие в состав клетки. Ставят биологические эксперименты по изучению химического состава клетки. Учатся работать с оборудованием

11.


Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание).

Жизнедеятельность клетки: рост, развитие.

1




Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки. Ставят биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты. Отрабатывают умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом.

Выделяют существенные признаки процессов жизнедея тельности клетки. Обсуждают биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты.

12.

Понятие «ткань»

1

1


Определяют понятие «ткань». Выделяют признаки, характерные для различных видов тканей. Отрабатывают умение работать с микроско пом и определять различные растительные ткани на микропрепарата

13.

Обобщающий урок по теме: «Клеточное строение организмов».

1


1

Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами. Заполняют таблицы. Демонстрируют умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом.

Раздел 2. Царство Бактерии (3часа).

14.

Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность.

1



Выделяют существенные признаки бактерий.

15




Роль бактерий в природе и жизни человека.


1



Определяют понятия «клубеньковые бактерии», «симбиоз», «болезнет ворные бактерии», «эпидемия». Объясняют роль бактерий в природе и жизни человека

16.

Обобщение темы «Бактерии»




Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами. Заполняют таблицы.



Раздел 3. Царство Грибы (6часов)

17.

Грибы. Их общая характе ристика, строение и жизне деятельность. Роль грибов в природе и жизни человека.

1



Выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов. Объясняют роль грибов в природе и жизни человека.


18-19

Шляпочные грибы.

2

2


Различают на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы. Осваивают приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами

20.

Плесневые грибы и дрожжи.

1

1


Готовят микропрепараты и рассматривают под микроскопом строение мукора и дрожжей. Сравнивают увиденное под микроскопом с приведенным в учебнике изображением

21.

Грибы – паразиты.

1



Определяют понятие «грибы – паразиты». Объясняют роль грибов-паразитов в природе и жизни человека

22.

Обобщающий урок по теме «Царство Бактерии. Царство Грибы».

1


1

Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами. Заполняют таблицы. Демонстрируют умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом. Готовят сообщение «Многообразие грибов и их значение в природе и жизни человека» (на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы).

Раздел 4. Царство Растения (12 часов)

23.

Ботаника – наука о растениях

1



Определяют понятия: «ботаника», «низшие растения», «высшие расте ния», «слоевище», «таллом». Выделяют существенные признаки расте ний. Выявляют на живых объектах и таблицах низшие и высшие расте ния, наиболее распространенные растения, опасные для человека раст ения. Сравнивают представителей низших и высших растений. Выяв ляют взаимосвязи между строением растений и их местообитанием.

24.

Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания.

1

1


Выделяют существенные признаки водорослей. Работают с таблицами и гербарными образцами, определяют представителей водорослей. Готовят микропрепараты и работают с микроскопом.

25.

Роль водорослей в природе и жизни человека. Охрана водорослей.

1



Объясняют роль водорослей в природе и жизни человека. Обосновывают необходимость охраны водорослей.


26.

Лишайники.

1



Определяют понятия: «кустистые лишайники», «листоватые лишайники», «накипные лишайники». Находят лишайники в природе.


27 - 28

29.

Мхи.

Папоротники. Хвощи. Плауны.

2

1

1

1


Выполняют лабораторную работу. Выделяют существенные признаки высших споровых растений. Сравнивают разные группы высших споровых растений и находят их представителей на таблицах и гербарных образцах. Объясняют роль мхов, папоротников, хвощей и плаунов в природе и жизни человека.

30 - 31

Голосеменные растения.

2

1


Выполняют лабораторную работу. Выделяют существенные признаки голосеменных растений. Описывают представителей голосеменных рас тений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль голосеменных растений в природе и жизни человека.

32.

Покрытосеменные растения

1

1


Выполняют лабораторную работу. Выделяют существенные признаки покрытосеменных растений. Описывают представителей покрытосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль покрытосеменных растений в природе и жизни человека.

33.

Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира

1



Определяют понятия «палеонтология», «палеоботаника», «риниофиты». Характеризуют основные этапы развития растительного мира.

34.

Обобщающий урок по теме: «Царство Растения».

1


1

Сравнивают представителей разных групп растений, делают выводы на основе сравнения. Оценивают с эстетической точки зрения представителей растительного мира. Находят информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях, спра вочниках, анализируют и оценивают ее, переводят из одной формы в другую.

35

Годовая контрольная работа

1


1




Итого




35



11




4


Календарно - тематическое планирование

5 класс. Бактерии. Грибы. Растения (35 часов, 1 час в неделю

п/п

Тема


Дата

Лабора торные работы

Вид деятельности ученика

Требования к результату

Оборудо вание и ИКТ

Контроль

Домаш нее

задание

Приме чание

План

Факт

Введение (6 часов)


1

Биология - наука о жи вой природе

Р.К.

Заселение родного края, культурные растения и

домашние

животные нашего края.

02.09



Определяют понятия «биоло гия»,«биосфера»,«экология». Раскрывают значение биоло гических знаний в современ ной жизни. Оценивают роль биологичес кой науки в жизни общества


Личностные: Постепенно выстраивать собственное мировоззрение

Регулятивные УУД:

- составлять план текста;

- под руководством учителя оформлять отчет, включаю щий описание наблюдения, его результаты, выводы;

Познавательные УУД:  

- владеть таким видом изло жения текста, как повество вание;

  - получать информацию из различных источников;

Коммуникативные УУД:- уметь самостоятельно опре делять общие цели и распре делять роли при работе в группах



Презен тация

«Куль турные растения и домаш ние жи вотные нашего края.»

Предвари тельный

§1 Ответи ть на вопросы (устно.) В учеб нике, изучить статью «Как работать с учебни ком


2

Методы исследова ния в биологии


09.09





Определяют понятия «мето ды исследования», «наблюде ние», «эксперимент»,«измере ние». Характеризуют основные ме тоды исследования в биоло гии. Изучают правила ТБ в каби нете биологии


Прибо ры и оборудо вание

Текущий


§2

Ответи ть на вопросы (устно)

РТ

упр.

№6, №8


3

Разнообра зие живой природы

16.09



Анализируют признаки жи вого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие

Личностные: Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение

Регулятивные УУД:

- составлять план текста;

- под руководством учителя оформлять отчет, включаю щий описание наблюдения, его результаты, выводы;

Познавательные УУД:  

- владеть таким видом изло жения текста, как повество вание;

- под руководством учите ля проводить непосредст венное наблюдение;

- получать биологическую информацию из различных источников;

- определять отношения объекта с другими объекта ми;

Коммуникативные УУД:

-уметь самостоятельно опре делять общие цели и расп ределять роли при работе в группах


Презен тация

«Влия ние дея тельнос ти человека на приро ду»


Текущий


§3 Ответи ть на вопросы (устно


4

Среды обита ния живых организмов

Р.К.

Особенность экологических факторов нашего края.

23.09



Определяют понятия «вод ная среда», «наземно-воздуш ная среда», «почва как среда обитания», «организм как среда обитания». Анализируют связи организ мов со средой обитания. Характеризуют влияние дея тельности человека на приро ду

Текущий








§4

(составить план

параграфа.)

РТ

задания

№14,

№17


5

Экологические факторы и их влияние на живые организмы


Р.К.

Приспособлен ность растений и животных на шего края к жизни в приро де.

30.09


Феноло гические наблюде ния за се зонными изменениями в природе

Анализируют и сравнивают экологические факторы. Отрабатывают навыки работы с текстом учебника



Презен тация «Приспо соблен ность расте ний

и живот ных

нашего края к жизни в при роде»

Отчет по экскурсии

§5

Ответи ть на вопросы (устно)

РТ

задания

№18, 19, №20

Выучить правила работы с микрос копом на с. 32 -33 учеб ника


6

Обобщаю щий урок по теме «Введение»

Экскурсия

07.10



Готовят отчет по экскурсии

Темати ческий

Тестовый


Клеточное строение организмов (7 часов)


1

(7)

Устройство увеличитель ных приборов

14.10


Л.Р. №1 Устройство микроскопа

Определяют понятия «клетка»,«лупа»,«мик роскоп»,«тубус»,«оку ляр», «объектив», «шта тив». Работают с лупой и микроскопом, изуча ют устройство микрос копа, отрабатывают пра вила работы с ним.

Личностные:

- осознавать единство и цело стность окружающего мира, возможность его познаваемости на основе достижений науки



Регулятивные УУД:

- работая по плану сравнивать свои действия с целью

- сравнивать объекты под мик роскопом с их изображением на рисунках и определять их


Познавательные УУД:


- оформлять результаты лабо раторной работы в рабочей тет ради;

- работать с текстом и иллюст рациями учебника.

Коммуникативные УУД:

- уметь распределять роли при выполнении лабораторной ра боты в парах

- уметь договариваться друг с другом

Лупы, микрос копы








Таблица «Строе ние клетки»

Предвари тельный


§6

РТ

упр №5, №6


2

(8)

Строение клетки

21.10





Л.р. №2

«Рассмат ривание препарата кожицы чешуи лука»

Выделяют существен ные признаки строения клетки. Различают на таблицах и микропре паратах части и органо иды клетки

§7, до

статьи «Плас тиды». Ответи ть на вопросы 1-3 в конце парагра фа.



3

(9)

Строение клетки

28.10


Учатся готовить микро препараты. Наблюдают части и органоиды клет ки под микроскопом, описывают и схемати чески изображают их


4

(10)

Химический состав клетки: неорганичес кие и органичес кие вещества

11.11



Объясняют роль мине ральных веществ и во ды, входящих в состав клетки. Различают орга нические и неорганичес кие вещества, Ставят биологические экспери менты. по изучению химического состава клетки.


§8 Ответи ть на вопросы РТ задание №29


5

(11)

Жизнедеятельность клетки, ее деление и рост

18.11



Выделяют существен ные признаки процес сов жизнедеятельности клетки. Ставят биоло гические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясня ют их результаты


Личностные:


- осознавать единство и целост ность окружающего мира, возможность его познаваемости на основе достижений науки


Регулятивные УУД:-


сравнивать объекты под микрос копом с их изображением на рисунках и определять их


Познавательные УУД:

- оформлять результаты лабора торной работы в тетради;

- работать с текстом и иллюст рациями учебника


Коммуникативные УУД:

- уметь распределять роли при выполнении лабораторной ра боты в парах

- уметь договариваться друг с другом


Текущий


§9

РТ

задания.

№1,№2




6

(12)

Ткани

25.11


Л.р. №3 «Ткани. Виды, особенности строения»


Определяют понятие «ткань». Выделяют признаки, характерные для различ ных видов тканей.

Отрабатывают умение работать с микроско пом и определять раз личные растительные ткани на микропрепара тах


Микро препара ты различ ных растите льных тканей.




Таблица ««Кле точное строение организ мов»

Текущий







Темати ческий

тестовый контроль

§9

РТ

задания № 2, №4




7

(13)

Обобщаю щий урок по теме «Клеточное строение организмов»

02.12



Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими мате риалами.

Заполняют таблицы. Демонстрируют умение готовить микропрепараты и ра ботать с микроскопом



Царство Бактерии (3 часа)


1

(14)

Строение и жизнедеяте льность бактерий


09.12



Выделяют существенные признаки бактерий

Личностные: Постепенно выстраивать собст венное мировоззрение


Регулятивные УУД:

- работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими ма териалами;

- составлять сообщения на осно ве материала учебника и допол нительной литературы.


Познавательные УУД:

- выполнять лабораторные рабо ты под руководством учителя;

- сравнивать представителей раз ных групп организмов, делать выводы на основе сравнения;

- оценивать с эстетической точ ки и зрения представителей рас тительного мира;

- находить информацию о расте ниях в научно-популярной лите ратуре, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её..

Коммуникативные УУД:

-уметь распределять роли при выполнении л.р. в парах

-уметь договариваться друг с другом


Предва ритель ный

§10

РТ

задания №1, №3


2

(15)

Роль бакте рий в приро де и жизни человека

Р.К.

Кисломолочные

продукты,

квашение капусты

в нашей местности.


16.12



Определяют понятия «клубеньковые (азот фиксирующие) бакте рии», «симбиоз», «болезнетворные бакте рии», «эпидемия». Объясняют роль бактерий в природе и жизни человека


Презен тация

«Роль бакте рий в природе и жизни челове ка»


Текущий


§11

ответить на вопро сы (устно)


§12

Р.Т.

задания№2, №4


3

(16)

Обобщаю щий урок по теме «Царство Бактерии»

23.12


.

Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами. Заполняют таблицы.

Таблица

«Строе ние бакте рий»

Темати ческий

Тестовый

Прора ботать текст «Крат кое содер жание главы»

в учеб нике на с.49-50



Царство Грибы (6 часов)


1

(17)

Общая характерис тика грибов

13.01



Выделяют существен ные признаки строения и жизнедеятельности грибов. Объясняют роль грибов в природе и жизни человека


Личностные:

Постепенно выстраивать

целостное мировоззре ние Регулятивные УУД: -работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими ма териалами; - составлять сообщения на осно ве обобщения материала учебни ка, дополнительной литературы

Познавательные УУД:

- выполнять лабораторные рабо ты под руководством учителя;

- сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;

-оценивать с эстетической точ ки зрения представителей расти тельного мира;

- находить информацию о расте ниях в научно-популярной лите ратуре, биологических словаря и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую. Коммуникативные УУД:- уметь распределять роли при выполнении лабораторной рабо ты уметь договариваться друг с другом

Таблица

«Шляпочные грибы»





Текущий

§13,

ответить на вопросы


2

(18)

Шляпочные грибы

20.01


Л,Р, №4

«Строе ние плодо вых тел»

Различают на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы.

За правиль ность выполне ния лабораторных работ

§14,

ответить на вопро сы в конце парагра фа.

РТ

задания №51. №52.



3

(19)

Шляпочные грибы

Р.К.

Ядовитые и съедобные грибы наше го края, их использова ние

27.01


Л.р.№5 Определение съе добных и ядовитых грибов»


Различают на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы. Симбиоз грибов и растений. Осваивают приёмы оказания пер вой помощи при отрав лении ядовитыми гриба ми.


Муляжи плодо вых тел грибов-парази тов,

натуральные

объекты (трутови ка, ржав чины,

головни, споры ньи и др.)


4

(20)

5

(21)

Плесневые грибы и дрожжи Грибы-паразиты

03.0110.02


Л.р. №6

«Плесне вый гриб мукор»

Готовят микропрепара ты и наблюдают под микроскопом строение мукора и дрожжей. Сравнивают увиденное под микроскопом с при ведёным в учебнике изображением. жизни человека Работают с учебником рабочей тетрадью

Устный опрос




Темати ческий

Тестовый

§15, §16


6

(22)

Обобщаю щий урок по теме «Царство Грибы»

17.02



Царство Растения (12 часов)


1

(23)

Разнообра зие и распростра нение растений

Р.К.

Профилактика гриппа.

24.02







Определяют понятие ботаника, растения низшие и высшие. Объясняют роль расте ний в природе и жизни человека.

Готовят сообщение «Ро ль растений в природе»

Личностные:

Постепенно выстраивать собст венное мировоззрение

Регулятивные УУД:

- работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;

- составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.


Познавательные УУД:

- выполнять лабораторные рабо ты под руководством учителя;- сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;

- находить информацию о рас тениях в научно-популярной литературе, биологических сло варях и справочниках, анализировать и оценивать её.

Коммуникативные УУД:

-уметь распределять роли при выполнении лабораторных работ в парах

- уметь договариваться друг с другом


Презен тация

«Роль грибов в природе и жизни челове ка»

Текущий


§17

РТ

задания №3, №4, №7


2

(24)

Водоросли

02.03


Л.р. №7

«Строе ние зеле ных одно клеточ ных водо рослей»

Выделяют существен ные признаки водорос лей.

Работают с таблицами и гербарными образца ми, определяя предста вителей водорослей. Готовят микропрепа раты и работают с микроскопом


Текущий


§18

с.93-94 РТ.

задания №1-№3


3

(25)

Роль водорослей в природе и жизни

человека,

их охрана

09.03



Объясняют роль водо рослей в природе и жизни человека. Обосновывают необхо димость охраны водо рослей

Презен тация

«Роль водорослей в природе и жизни

человека

их охрана»

Текущий


§18

с.95-101 РТ задания №4, №5


4

(26)

Лишайники

Р.К.

Лишайники нашего края, их использо вание

16.03



Определяют понятия «кустистые», «листова тые», «накипные» лишайники Находят лишайники в природе


Текущий

§19

РТ.

задания №4, № 5


5

(27)

6

(28)

Мхи

30.03

06.04


Л.р.№8

«Строе ние мха (на местных видах)»

Выделяют существен ные признаки высших споровых растений и находят их представите лей на таблицах и гер барных образцах.

Выполняют лаборатор ную работу.

Личностные: Постепенно выстраивать собст венное целостное мировоззре ние

Регулятивные УУД:

- работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;

- составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.

Познавательные УУД:

- выполнять лабораторные рабо ты под руководством учителя;- сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;

- оценивать с эстетической точ ки зрения представителей расти тельного мира;

- находить информацию о рас тениях в научно-популярной литературе, биологических сло варях и справочниках, анализи ровать и оценивать её, перево дить из одной формы в другую.

Коммуникативные УУД: - уметь распределять роли при выполнении лабораторных работ в парах - уметь договариваться друг с другом

Таблица

«Строе ние мха»

Текущий

§16

РТ упр. № 1,4

§20, ответить на вопросы


7

(29)

Плауны, хвощи, папоротники

13.04


Л.р. №9

«Строе ние спороно сящего хвоща»

Выполняют лаборатор ную работу. Объясняют роль мхов, папоротни ков, хвощей и плаунов в природе и жизни человека.

Презен тация

«Роль мхов, папоротников, хвощей и плаунов в природе и жизни челове ка»

Текущий


§21

Подготовить сообще ние


8

(30)

9

(31)

Голосемен ные растения


20.04

27.04


Л.р. №10

Строение хвои и ши шек

хвойных (на примере местных видов).


Выполняют лаборатор ную работу. Выделяют существенные призна ки голосеменных растений. Описывают представителей голосе менных растений с ис пользованием живых объектов, таблиц и гер барных образцов. Объя сняют их роль в приро де и жизни человека



§ 22 Ответи ть на вопросы и выпол нить задание 1-5

10

(32)

Покрытосе менные растения

Р.К.

Растения местной флоры.

04.05


Л.р. №11

«Внешнее строение цветково го растения»


Выделяют признаки покрытосеменных рас тений. Описывают пред ставителей голосемен ных растений с исполь зованием живых объек тов, таблиц, гербариев

Презен тация

«Расте ния Ростовс кой области

Текущий

§23 Ответи ть на вопросы

РТ задания №2, №3


11

(33)

Происхожде ние растений

.11.05



Определяют понятия «палеонтология», «палеоботаника», «риниофиты».

Характеризуют основ ные этапы развития растительного мира

Личностные:

Постепенно выстраивать собст венное целостное мировоззре ние

Регулятивные УУД:

- работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;

- составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.

Познавательные УУД:

сравнивать представителей раз ных групп растений, делать вы воды на основе сравнения;

- находить информацию о расте ниях в научно-популярной лите ратуре, биологических словарях

Регулятивные УУД:

- работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими ма териалами;


Презен тация

«Основ ные эта пы разви тия раст.

мира»

Текущий




§24 Текст «Крат кое со держа ние гла вы» на с. 140-142


12

(34)

Обобщаю щий урок по теме «Царство Растения


Р.К.

Влияние человека на природу нашего края»

18.05



Сравнивают представи телей разных групп рас тений, делают выводы на основе сравнения. Оценивают с эстетичес кой точки зрения пред ставителей раститель ного мира.

Находят информацию о растениях в научно- по пулярной литературе, биологических слова рях и справочниках, анализируют.


Таблицы по теме

«Царст во Расте ния»

Промежу точный

тестовый конт роль

Выпол нить тренировочные задания (тесты)

в РТ относя щиеся к теме «Царст во Расте ния».


35

Годовая контрольная работа

25.05



Систематизировать и обобщить знания по курсу



Итоговый

Контроль ная работа за год




































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!