СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологическому краеведению Воронежской области 6 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по биологическому краеведению Воронежской области к учебнику Немыкина

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологическому краеведению Воронежской области 6 класс»

МКОУ «СОШ № 1» г. Поворино

(полное название образовательного учреждения)


«Согласовано»

Руководитель МО

____________( )

Протокол № ___ от

«____»____________2017 г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР

МКОУ «СОШ №1»г.Поворино

_____________ ( )

«____»____________2017 г.

«Утверждаю»

Директор МКОУ «СОШ №1» г.Поворино

___________( Родионова Н.Н.)

Протокол № ___ от «___»____2017 г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Биологическое краеведение

(наименование учебного курса, предмета, дисциплины, модуля)

Класс 6 " "


Качаева А.С.

(Ф.И.О. учителя-разработчика)

2017г.












Пояснительная записка.

Рабочая программа по биологическому краеведению для 6 класса составлена в соответствии с требованиями регионального компонента.

Цели программы:

Изучение биоразнообразия и экологии основных таксонов растений, грибов, лишайников в типичных природных сообществах области.

Развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей  в процессе наблюдения за состоянием природы родного края, самостоятельного приобретения новых знаний.

Воспитание любви к своему краю, стране; формирование основ экологической культуры.

Задачи программы:

Ознакомление  с актуальностью проблемы сохранения биоразнообразия в мире, стране, области.

Освоение знаний об основных жизненных формах, видах, экологических группах растений, грибов, лишайников, о необходимых мерах их охраны, рационального использования хозяйственно-ценных видов в регионе.

Овладение умениями: работать с определителями растений, применять знания о видах растений, грибов, лишайников, природных сообществах области для обоснования мер их защиты.

Формирование и развитие ключевых компетенций и удовлетворения интереса к изучению природы родного края.

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

Согласно действующему базисному учебному плану рабочая программа для 6 класса предусматривает обучение биологическому краеведению в объеме 17 часов (0,5 часа в неделю) из регионального компонента.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса.

Личностные результаты

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою

Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального

российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной

траектории образования на базе ориентировки в мире профессии профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

3) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

4) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;

5) формирование личностных представлений о целостности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем

человечества;

6) формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;

7) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных, экологических и экономических особенностей;

8) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

9) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и

младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно - исследовательской, творческой и других видов деятельности;


Метапредметные результаты:

описывать особенности строения растений области называть основные систематические и экологические группы растений, грибов, лишайников области узнавать наиболее распространенные виды растений, грибов, лишайников области; съедобные и ядовитые грибы; культурные растения области наблюдать  действие факторов среды на живые организмы

приводить примеры редких и охраняемых растений, грибов, лишайников; растений, грибов, лишайников различных экологических групп.

Предметные результаты:

1) усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития для формирования естественно-научной картины мира;

2) формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях,

закономерностях, об основных биологических теориях, экосистемной организации жизни, о взаимосвязи всего живого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;

3) приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов;

4) понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире, постоянного процесса эволюции научного знания, значимости международного научного сотрудничества;

5) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по

отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости сохранения биоразнообразия и природных местообитаний;


Содержание учебного предмета, курса

Тема 1. Введение в биологическое краеведение (1 час)

Цели и задачи курса. Предмет биологического краеведения. Исторический обзор изучения природы родного края. Вклад ученых в изучение Воронежской области. Природные условия и причины биологического разнообразия Воронежской области (географическое положение области, климат, почва, рельеф, гидрология).

Методы исследования (наблюдения, описание, сравнение, измерение, метод полевого сбора, эксперимент). Фенология как наука. Феносигналы.

Тема 2. Флора родного края(7 часов)

Разнообразие растений. Флора. Зональное распределение растительности в Воронежской области. Ботанико-географические подрайоны Воронежской области. Основные группы растений: водоросли, мхи, папоротникообразные, голосеменные, покрытосеменные. Сезонные изменения в жизни растений. Фенологические наблюдения за растениями. Ядовитые, лекарственные, пищевые растения и их значение. Охраняемые растения нашего края. Структура Красной книги. Растения Красной книги, редкие и исчезающие виды Воронежской области.

Практические работы:

1-2. Изучение ядовитых, лекарственных трав края по гербарным экземплярам.

3. Правила сбора, хранения, заготовки растений. Приготовление травяных и лекарственных чаев, настоев.

4. Определение деревьев и кустарников в осенне-зимний период.

Тема3. Грибы и лишайники (1 час)

Биологическое разнообразие грибов. Практическое значение (съедобные, ядовитые, паразитические). Лишайники. Лишайники как биоиндикаторы.

Тема 4. Фауна родного края(6 часов)

Разнообразие животных. Фауна. Зональное распределение животного мира Воронежской области. Основные группы животных: беспозвоночные (моллюски, насекомые, ракообразные, паукообразные); позвоночные (рыбы, земноводные, рептилии, птицы, млекопитающие). Сезонные изменения в жизни животных. Фенонаблюдения за животными. Охраняемые животные нашего края (животные «Красной книги», редкие и исчезающие виды). Практическая работа 5: «Изучение следов жизнедеятельности животных»

Тема 5.Охрана природы родного края (2 часа)

Система охраны природы (законодательство, государственные и общественные организации по охране природы, Красная книга, охраняемые территории). Виды охраняемых территорий: заповедник, заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады, национальные парки, природные парки, резерват, лечебно-оздоровительные местности.

Охраняемые территории Воронежской области: заповедники, заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады.



Тематическое планирование с основными видами учебной деятельности обучающихся


тема

Всего часов

Практические работы

основные виды учебной деятельности обучающихся

Введение в биологическое краеведение


1


Называть методы биологического краеведения: наблюдение, описание, сравнение, измерение, ведение календарей;


Флора Воронежской области


7

4

описывать особенности строения растений области называть основные систематические и экологические группы растений области узнавать наиболее распространенные виды растений области; съедобные и ядовитые грибы; культурные растения области наблюдать  действие факторов среды на живые организмы

приводить примеры редких и охраняемых растений.

Грибы и лишайники

1


называть основные систематические и экологические группы грибов, лишайников области узнавать наиболее распространенные виды грибов, лишайников области; съедобные и ядовитые грибы; приводить примеры редких и охраняемых грибов, лишайников

Фауна Воронежской области


6

1

описывать особенности строения животных области, узнавать наиболее распространенные виды животных наблюдать  действие факторов среды на живые организмы.

приводить примеры редких и охраняемых животных области.

Охрана природы родного края

2


прогнозировать последствия воздействия  антропогенных факторов на биологическое разнообразие  области

применять знания для обоснования мер охраны видов, природных сообществ

использовать знания для разработки экологического проекта по охране растений, грибов, лишайников области.

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

- аппаратура для воспроизведения аудио и видеоинформации;

— компьютер;

— мультимедиапроектор;

— интерактивная доска;

Интернет - ресурсы

www.bio.1september.ru

www.bio.nature.ru


Планируемые результаты обучения

- иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении; - знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;

- уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;

- уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения; сбор материала о редких растениях и животных, особо охраняемых территориях Воронежской области;

- овладение навыками работы с ПК:

-умение выполнять простейшие операции в программах текстового редактора, графического редактора, редактора фотоизображений




Система оценок

Оценка «5»: · полно раскрыто содержание материала в объёме программы и учебника; · чётко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий, верно использованы научные термины; · для доказательства использованы различные умения, выводы из наблюдений и опытов; · ответ самостоятельный.

Оценка «4»: · раскрыто содержание материала, правильно даны определения понятие и использованы научные термины, ответ самостоятельный, определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов, в описаниях наблюдений и опытов допущены неточности, выводы неполные.

Оценка «3»: · усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно; · изложение материала неполное последовательность определение понятий недостаточно чёткие; · не сделаны выводы и обобщения из наблюдения и опытов, допущены ошибки при их изложении; · допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятии.

Оценка «2» - основное содержание учебного материала не раскрыто; не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя; допущены грубые ошибка в определении понятий, при использовании терминологии.



































п/п

Дата

план

Дата факт

Тема урока

Тип урока

Основные виды деятельности

Планируемые результаты результаты освоения (предметные, метапредметные, личностные)


6 «б»

6 «б»

1

7.09.17


Введение (1 час). Предмет биологического краеведения. Исторический обзор Методы исследования.

лекция

Называть цели и задачи курса. Знать предмет биологического краеведения. Называть ученых, внесших вклад, в изучение Воронежской области, природные условия и причины биологического разнообразия Воронежской области (географическое положение области, климат, почва, рельеф, гидрология).


Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы.

Познавательные УУД: умение работать с текстом, выделять в нем главное, умение проводить элементарные исследования, работать с различными источниками информации.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в группах

Познавательный интерес к естественным наукам Понимание значимости научного исследования природы.

Овладение умениями формулировать гипотезы, оценивать полученные результаты.

2

14.09.17


Флора Воронежской области (7 ч).

Разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротникообразные

лекция

Описывать водоросли, мхи, папоротникообразные. Приводить примеры.

Познавательные УУД. умение давать определения понятиям, классифицировать объекты.

Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД.умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя

3

21.09.17


Голо и покрытосеменные

лекция

Описывать голосеменные, покрытосеменные растения

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы.

Регулятивные УУД. умение определять цель работы, планировать ее выполнение, представлять результаты работы классу.

Коммуникативные УУД.умение работать в составе творческих групп

4

28.09.17


Лекарственные растения. Ядовитые растения.

лекция

Знать лекарственные и ядовитые растения.

Познавательные УУД. умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД:

умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками

5

5.10.17


Практическое значение дикорастущих растений. Правила сбора, хранения и заготовки

лекция

Знать правила сбора, хранения и заготовки растений.

Уметь осуществлять сбор, заготовку и хранение.

Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы.

Познавательные УУД: умение работать с текстом, выделять в нем главное, умение проводить элементарные исследования, работать с различными источниками информации.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в группах

Познавательный интерес к естественным наукам Понимание значимости научного исследования природы.

Овладение умениями формулировать гипотезы, оценивать полученные результаты.

6

12.10.17


Сезонные изменения в жизни растений.

лекция

Описывать сезонные изменения растений.

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы.

Регулятивные УУД. умение определять цель работы, планировать ее выполнение, представлять результаты работы классу.

Коммуникативные УУД.умение работать в составе творческих групп

7

19.10.17


Структура Красной книги

лекция

Знать структуру Красной книги, Приводить примеры растений Воронежской области, занесенных в красную книгу.

Познавательные УУД. умение давать определения понятиям, классифицировать объекты.

Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД.умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя

8

26.10.17


Обобщающий урок по теме «Флора родного края»

обобщающий

Описывать растения, приводить примеры, знать структуру и растения красной книги.

Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Строят логические цепи рассуждений. Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Вовлечь в совместную деятельность, важность к самооценке и самоконтролю в учебном познании.

9

9.11.17


Грибы и лишайники (1 ч). Биологическое разнообразие грибов. Практическое значение. Лишайники

лекция

Описывать лишайники и грибы. Называть практическое значение

Грибов. Знать разнообразие грибов.

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы.

Регулятивные УУД. умение определять цель работы, планировать ее выполнение, представлять результаты работы классу.

Коммуникативные УУД.умение работать в составе творческих групп

10

16.11.17


Разнообразие животных. Фауна.Зональность.

Разнообразие животных: беспозвоночные Разнообразие животных: позвоночные

лекция

Знать определения: фауна, зональность. Называть позвоночных и беспозвоночных животных, на основе их описания.

Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы.

Познавательные УУД: умение работать с текстом, выделять в нем главное, умение проводить элементарные исследования, работать с различными источниками информации.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в группах

Познавательный интерес к естественным наукам Понимание значимости научного исследования природы.

Овладение умениями формулировать гипотезы, оценивать полученные результаты.

11

23.11.17


Птицы и млекопитающие нашего края

лекция

Называть разнообразие птиц, уметь описывать птиц и млекопитающих. определять виды птиц и животных по следу;

вести наблюдения за объектами живой природы;

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы.

Регулятивные УУД. умение определять цель работы, планировать ее выполнение, представлять результаты работы классу.

Коммуникативные УУД.умение работать в составе творческих групп

12

30.11.17


Сезонные изменения в жизни животных. Фенонаблюдения

лекция

вести календари фенологических наблюдений;


Познавательные УУД. умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД:

умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками

13

7.12.17


Охраняемые животные нашего края

лекция

Знать животных красной книги.

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы.

Регулятивные УУД. умение определять цель работы, планировать ее выполнение, представлять результаты работы классу.

Коммуникативные УУД.умение работать в составе творческих групп

14

14.12.17


Виды охраняемых территорий.



Называть виды охраняемых территорий

Познавательные УУД. умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД:

умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками

15

21.12.17


Система охраны природы.

лекция

Называть виды охраняемых территорий

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы.

Регулятивные УУД. умение определять цель работы, планировать ее выполнение, представлять результаты работы классу.

Коммуникативные УУД.умение работать в составе творческих групп

16

28.12.17


Охраняемые территории Воронежской области.


Называть виды охраняемых территорий

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы.

Регулятивные УУД. умение определять цель работы, планировать ее выполнение, представлять результаты работы классу.

Коммуникативные УУД.умение работать в составе творческих групп

17

11.01.18


Обобщающий урок по теме «Фауна родного края»

обобщающий

осуществлять поиск биологических объектов (в природе, на рисунках, фотографиях, в Интернете) по заданным признакам;

Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Строят логические цепи рассуждений. Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Вовлечь в совместную деятельность, важность к самооценке и самоконтролю в учебном познании.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!