Рабочая программа по алгебре и началам анализа для 10 класса составлена в соответствии с:
Приказом Министерства образовании и науки РФ от 05.03.2004г №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
2.Авторской программой: Программы. Математика. 5-6 классы. Алгебра 7-9 классы. Алгебра и начала математического анализа 10-11 классы / Авт.-сост. И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович – 3 изд. – М.: Мнемозина, 2011;
3. Образовательной программой среднего общего образования МБОУ «Ивановская СОШ»
4.Учебным планом МБОУ «Ивановская СОШ»
Используемый учебник: 1)Алгебра и начала математического анализа. 10 класс. В 2ч. Ч.1. Учебник для общеобразовательных учреждений (профильный уровень) / А.Г.Мордкович, П.В.Семенов. – М.: Мнемозина, 2009. 2)Алгебра и начала анализа. 10 класс. В 2ч. Ч.2. Задачник для общеобразовательных учреждений (профильный уровень) /под ред. А.Г.Мордковича. – М.: Мнемозина, 2007
Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное самосознание, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и компетенциями.
Изучение математики в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:
формирование представлений об идеях и методах математики; о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов;
овладение устным и письменным математическим языком, математическими знаниями и умениями, необходимыми для изучения школьных естественнонаучных дисциплин, для продолжения образования и освоения избранной специальности на современном уровне;
развитие логического мышления, алгоритмической культуры, пространственного воображения, развитие математического мышления и интуиции, творческих способностей на уровне, необходимом для продолжения образования и для самостоятельной деятельности в области математики и ее приложений в будущей профессиональной деятельности;
воспитание средствами математики культуры личности: знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.
Задачи учебного предмета.
Содержание образования, представленное в основной школе, развивается в следующих направлениях:
совершенствование техники вычислений
развитие и совершенствование техники алгебраических преобразований, решения уравнений, неравенств, систем
систематизация и расширение сведений о функциях, совершенствование графических умений; знакомство с основными идеями и методами математического анализа в объеме, позволяющем исследовать элементарные функции и решать простейшие геометрические, физические и другие прикладные задачи
формирование способности строить и исследовать простейшие математические модели при решении прикладных задач, задач из смежных дисциплин
В ходе изучения алгебры и начал анализа в старшей школе учащиеся продолжают овладение разнообразными способами деятельности, приобретают и совершенствуют опыт:
проведения доказательных рассуждений, логического обоснования выводов, использования различных языков математики для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
решения широкого класса задач из различных разделов курса;
планирования и осуществления алгоритмической деятельности: выполнения и самостоятельного составления алгоритмических предписаний и инструкций на математическом материале; выполнения расчетов практического характера;
построения и исследования математических моделей для описания и решения прикладных задач, задач из смежных дисциплин и реальной жизни; проверки и оценки результатов своей работы, соотнесения их с поставленной задачей, с личным жизненным опытом;
самостоятельной работы с источниками информации, анализа, обобщения и систематизации полученной информации, интегрирования ее в личный опыт.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Сознательное овладение учащимися системой алгебраических знаний и умений необходимо в повседневной жизни для изучения смежных дисциплин и продолжения образования. Практическая значимость школьного курса алгебры обусловлена тем, что её объектом являются количественные отношения действительного мира. Математическая подготовка необходима для понимания принципов устройства и использования современной техники, восприятия научных и технических понятий и идей. Математика является языком науки и техники. С её помощью моделируются и изучаются явления и процессы, происходящие в природе. Алгебра является одним из опорных предметов: она обеспечивает изучение предметов естественно - научного цикла.
Развитие логического мышления учащихся при обучении алгебры способствует усвоению предметов гуманитарного цикла. Требуя от учащихся умственных и волевых усилий, концентрации внимания, активности развитого воображения, алгебра развивает нравственные черты личности (настойчивость, целеустремлённость, творческую активность, самостоятельность, дисциплину и критичность мышления) и умение аргументировано отстаивать свои взгляды и убеждения, а также способность принимать самостоятельные решения.
В соответствии с учебным планом на изучение алгебры и начал математического анализа в 10 классе отводится 4 часа в неделю. Программа рассчитана на 140 часов (35 учебных недель). Данное количество часов соответствует первому варианту авторской программы (Программы. Математика. 5-6 классы. Алгебра 7-9 классы. Алгебра и начала математического анализа 10-11 классы / Авт.-сост. И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович – 3 изд. – М.: Мнемозина, 2011).
Общая характеристика учебного предмета.
В профильном курсе содержание образования старшей школы, материал, изученный в основной школе, развивается в следующих направлениях:
систематизация сведений о числах; формирование представлений о расширении числовых множеств от натуральных до комплексных как способе построения нового математического аппарата для решения задач окружающего мира и внутренних задач математики; совершенствование техники вычислений;
развитие и совершенствование техники алгебраических преобразований, решения уравнений, неравенств, систем;
систематизация и расширение сведений о функциях, совершенствование графических умений; знакомство с основными идеями и методами математического анализа в объеме, позволяющем исследовать элементарные функции и решать простейшие геометрические, физические и другие прикладные задачи;
развитие представлений о вероятностно-статистических закономерностях в окружающем мире;
совершенствование математического развития до уровня, позволяющего свободно применять изученные факты и методы при решении задач из различных разделов курса, а также использовать их в нестандартных ситуациях;
формирование способности строить и исследовать простейшие математические модели при решении прикладных задач, задач из смежных дисциплин, углубление знаний об особенностях применения математических методов к исследованию процессов и явлений в природе и обществе.
Описание основных форм, методов и средств обучения
К наиболее приемлемым формам организации учебных занятий по математике можно отнести:
Урок-лекция. Предполагаются совместные усилия учителя и учеников для решения общей проблемной познавательной задачи.
Урок-практикум. На уроке учащиеся работают над различными заданиями в зависимости от своей подготовленности. Виды работ могут быть самыми разными: письменные исследования, решение различных задач, практическое применение различных методов решения задач. Комбинированный урок предполагает выполнение работ и заданий разного вида.
Урок решения задач. Вырабатываются у учащихся умения и навыки решения задач на уровне обязательной и возможной подготовки.
Урок-тест. Тестирование проводится с целью диагностики пробелов знаний, контроля уровня обученности учащихся, тренировки технике тестирования.
Урок - самостоятельная работа. Предлагаются разные виды самостоятельных работ.
Урок - контрольная работа. Контроль знаний по пройденной теме.
Формы организации работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая.
Методы обучения: по источникам знаний: словесные, наглядные и практические; по характеру познавательной деятельности учащихся при усвоении различных видов содержания образования: объяснительно-иллюстративные методы, репродуктивные, проблемного изложения, частично-поисковые (эвристические) и исследовательские.
Облегчение восприятия и усвоения учащимися математических знаний может быть достигнуто разумным использованием различных средств и пособий наглядности - моделей, таблиц, чертежей и рисунков, с помощью ИКТ.
Преобладающие формы контроля знаний, умений, навыков: входной контроль, самостоятельные работы, проверочные работы, тесты, математические диктанты, контрольные работы, фронтальный опрос.
Планируемые результаты освоения программы
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки. Эти требования структурированы по трем компонентам: «знать/понимать», «уметь», «использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни». При этом последние две компоненты представлены отдельно по каждому из разделов, содержания.
Требования к уровню подготовки учащихся 10 класса
В результате изучения математики на профильном уровне в старшей школе ученик должен
знать/понимать:
значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
значение практики и вопросов, возникающих в самой математике, для формирования и развития математической науки;
идеи расширения числовых множеств как способа построения нового математического аппарата для решения практических задач и внутренних задач математики;
значение идей, методов и результатов алгебры и математического анализа для построения моделей реальных процессов и ситуаций;
возможности геометрического языка как средства описания свойств реальных предметов и их взаимного расположения;
универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость в различных областях человеческой деятельности;
различие требований, предъявляемых к доказательствам в математике, естественных, социально-экономических и гуманитарных науках, на практике;
роль аксиоматики в математике; возможность построения математических теорий на аксиоматической основе; значение аксиоматики для других областей знания и для практики;
вероятностный характер различных процессов и закономерностей окружающего мира.
Уметь:
выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы;
применять понятия, связанные с делимостью целых чисел, при решении математических задач;
выполнять действия с комплексными числами, пользоваться геометрической интерпретацией комплексных чисел, в простейших случаях находить комплексные корни уравнений с действительными коэффициентами;
проводить преобразования числовых и буквенных выражений, включающих тригонометрические функции;
определять значение функции по значению аргумента при различных способах задания функции;
строить графики изученных функций, выполнять преобразования графиков;
описывать по графику и по формуле поведение и свойства функций;
находить сумму бесконечно убывающей геометрический прогрессии;
вычислять производные элементарных функций, применяя правила вычисления производных, используя справочные материалы;
исследовать функции и строить их графики с помощью производной;
решать задачи с применением уравнения касательной к графику функции;
решать задачи на нахождение наибольшего и наименьшего значения функции на отрезке;
решать тригонометрические уравнения и неравенства, их системы;
решать простейшие комбинаторные задачи методом перебора, а также с использованием известных формул, треугольника Паскаля; вычислять коэффициенты бинома Ньютона по формуле и с использованием треугольника Паскаля;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для практических расчетов по формулам, включая формулы, содержащие тригонометрические функции, при необходимости используя справочные материалы
для решения геометрических, физических, экономических и других прикладных задач, в том числе задач на наибольшие и наименьшие значения с применением аппарата математического анализа
Содержание курса
Действительные числа
Натуральные и целые числа. Делимость чисел. Деление с остатком. Основная теорема арифметики натуральных чисел. Рациональные, иррациональные, действительные числа, числовая прямая. Числовые неравенства. Сравнения. Аксиоматика действительных чисел. Решение задач с целочисленными неизвестными. Модуль действительного числа. Метод математической индукции.
Числовые функции
Функции. Область определения и множество значений. График функции. Построение графиков функций, заданных различными способами. Свойства функций: монотонность, четность и нечетность, периодичность, ограниченность. Промежутки возрастания и убывания, наибольшее и наименьшее значения, точки экстремума (локального максимума и минимума).Выпуклость функции. Графическая интерпретация. Примеры функциональных зависимостей в реальных процессах и явлениях. Сложная функция (композиция функций). Взаимно обратные функции. Область определения и область значений обратной функции. График обратной функции. Нахождение функции, обратной данной. Степенная функция с натуральным показателем, ее свойства и график. Вертикальные и горизонтальные асимптоты графиков. Графики дробно-линейных функций.
Тригонометрические функции
Числовая окружность на координатной плоскости. Определение синуса, косинуса, тангенса и котангенса. Тригонометрические функции числового и углового аргумента, их свойства и графики. Сжатие и растяжение графиков тригонометрических функций. Обратные тригонометрические функции, их свойства и графики.
Тригонометрические уравнения
Простейшие тригонометрические уравнения и неравенства. Методы решения тригонометрических уравнений: метод замены переменной, метод разложения на множители, однородные тригонометрические уравнения.
Преобразование тригонометрических выражений
Формулы сложения, приведения, двойного аргумента, понижения степени. Формулы половинного угла. Преобразование суммы тригонометрических функций в произведение и произведения в сумму. Методы решения тригонометрических уравнений (продолжение).
Комплексные числа
Комплексные числа и арифметические операции над ними. Комплексные числа и координатная плоскость. Тригонометрическая форма записи комплексного числа. Комплексные числа и квадратные уравнения. Возведение комплексного числа в натуральную степень (формула Муавра). Извлечение квадратного и кубического корня из комплексного числа. Основная теорема алгебры.
Производная
Определение числовой последовательности, способы ее задания и свойства. Предел числовой последовательности, свойства сходящихся последовательностей. Существование предела монотонной ограниченной последовательности. Длина окружности и площадь круга как пределы последовательностей. Сумма бесконечной геометрической прогрессии. Предел функции на бесконечности и в точке.
Понятие о производной функции, физический и геометрический смысл производной. Уравнение касательной к графику функции. Производные суммы, разности, произведения и частного. Производные основных элементарных функций. Производные сложной и обратной функций. Вторая производная. Применение производной к исследованию функций и построению графиков. Использование производных при решении уравнений и неравенств, текстовых, физических и геометрических задач, нахождении наибольших и наименьших значений. Задачи на оптимизацию.
Комбинаторика и вероятность
Поочередный и одновременный выбор нескольких элементов из конечного множества. Формулы числа перестановок, сочетаний, размещений. Правило умножения. Решение комбинаторных задач. Формула бинома Ньютона. Свойства биномиальных коэффициентов. Треугольник Паскаля. Случайные события и их вероятности. Элементарные и сложные события. Рассмотрение случаев и вероятность суммы несовместных событий, вероятность противоположного события.
Тематический план
№ п/п | Тема | Кол-во часов |
1 | Вводное повторение | 3 |
2 | Действительные числа | 12 |
3 | Числовые функции | 10 |
4 | Тригонометрические функции | 24 |
5 | Тригонометрические уравнения | 10 |
6 | Преобразование тригонометрических выражений | 21 |
7 | Комплексные числа | 9 |
8 | Производная | 29 |
9 | Комбинаторика и вероятность | 7 |
10 | Обобщающее повторение | 14 |
| Итого | 140 |
Приложение 1.
Календарно-тематическое планирование
Предмет: алгебра и начала анализа (профильный уровень)
Класс: 10 класс
Количество часов за год: 140
Количество часов в неделю: 4
№ п/п | № урока в теме | Тема раздела, урока | Планируемые результаты | Виды контроля | Дата по плану | Дата по факту |
| | Вводное повторение (3 ч) | | | | |
1 | 1 | Повторение. Уравнения и их системы | Знать теоретич.материал 7-9 классов. Уметь его применять при решении различных задач | ФО | | |
2 | 2 | Повторение. Неравенства и их системы | ФО | | |
3 | 3 | Повторение. Числовые функции | ВКР | | |
| | Действительные числа (13ч) | | | | |
4 | 1 | Натуральные и целые числа. Делимость натуральных чисел. | Знать определение натуральных и целых чисел. Уметь находить НОК и НОД чисел. Уметь применять признаки делимости, раскладывать составное число на простые множители. | | | |
5 | 2 | Признаки делимости. Простые и составные числа. | СР | | |
6 | 3 | Деление с остатком. НОД НОК нескольких натуральных чисел | ФО | | |
7 | 4 | Рациональные числа | Знать определение рациональных чисел. Уметь записывать рациональное число в виде десятичной конечной либо бесконечной периодической дроби. | СР | | |
8 | 5 | Иррациональные числа | Знать определение иррациональных чисел. Уметь работать с данными числами. | | | |
9 | 6 | Десятичные приближения иррациональных чисел. | ФО | | |
10 | 7 | Множество действительных чисел | Знать свойства числовых неравенств, обозначение промежутков | | | |
11 | 8 | Модуль действительного числа | Уметь применять определение модуля при построении графиков, содержащих знак модуля, решать уравнения и неравенства | ИК | | |
12 | 9 | Построение графиков функций, содержащих модуль | СР | | |
13 | 10 | Метод математической индукции | Знать и уметь применять метод математической индукции | | | |
14 | 11 | Обобщающий урок по теме «Действительные числа» | | | | |
15 | 12 | Входная контрольная работа по математике | Уметь обобщать и систематизировать знания и умения по темам курса алгебры 7-9 кл | КР | 27.09 | 27.09 |
16 | 13 | Диагностическая работа №1 | КР | 28.09 | 28.09 |
| | Числовые функции (10ч) | | | | |
17 | 1 | Определение числовой функции. | Знать понятие функции и другие функциональные терминологии. Уметь: - правильно употреблять функциональную терминологию, понимать ее в тексте, в речи учителя, в формулировке задач; - находить значения функций, заданных формулой, таблицей, графиком и решать обратную задачу; - выполнять преобразования графиков; - исследовать функцию на монотонность, на ограниченность, на четность; - находить наибольшее и наименьшее значения функции; - строить периодические функции. | | | |
18 | 2 | Способы задания числовой функции | ФО | | |
19 | 3 | Область определения и область значения функции | СР | | |
20 | 4 | Монотонность и ограниченность функции. Четность функции | | | |
21 | 5 | Наибольшее и наименьшее значения функции | ПР | | |
22 | 6 | Периодические функции. | СР | | |
23 | 7 | Обратная функция | Знать определение обратной функции. Уметь находить обратную функцию и строить ее график | ИК | | |
24 | 8 | Решение задач по теме «Числовые функции» | | | |
25-26 | 9-10 | Контрольная работа №2 «Числовые функции» (2ч) | Уметь обобщать и систематизировать знания и умения по теме | КР | | |
| | Тригонометрические функции (24ч) | | | | |
27 | 1 | Введение. Длина дуги окружности | Знать определение числовой окружности, длины окружности ее дуги | | | |
28 | 2 | Числовая окружность | Т | | |
29 | 3 | Числовая окружность на координатной плоскости | Знать вид числовой окружности в декартовой системе координат. Уметь находить абсциссу и ординаты точек на окружности. | | | |
30 | 4 | Координаты точек числовой окружности | СР | | |
31 | 5 | Синус и косинус | Знать определение синуса и косинуса числового аргумента, свойства синуса и косинуса. Уметь решать простейшие тригонометрические уравнения и неравенства | ФО | | |
32 | 6 | Свойства синуса и косинуса. | ИК | | |
33 | 7 | Тангенс и котангенс | Знать определение тангенса и котангенса числового аргумента | СР | | |
34 | 8 | Тригонометрические функции числового аргумента | Знать определение тригонометрических функций числового аргумента, соотношения между этими функциями | ФО ИК | | |
35 | 9 | Основные тригонометрические тождества | ФО | | |
36 | 10 | Тригонометрические функции углового аргумента | Знать определение радиана. Уметь производить переход от градусной меры к радианной и наоборот | МД | | |
37 | 11 | Функция y = sin x, ее свойства и график | Знать свойства функции y=sinx. Уметь строить график функции y = sin x | ФО | | |
38 | 12 | Функция y = cos x, ее свойства и график | Знать свойства функции y=cosx. Уметь строить график функции y = cos x | СР | | |
39 | 13 | Решение тригонометрических уравнений с помощью графиков. | Уметь решать уравнения, используя графики функций. Уметь определять период функции, уметь строить графики периодических функций. | | | |
40 | 14 | Контрольная работа №3 «Тригонометрические функции» | Уметь обобщать и систематизировать знания и умения по теме | КР | | |
41 | 15 | Построение графика функции y =mf (x). | Выполнять преобразования графиков функций. | ФО | | |
42 | 16 | Построение графиков тригонометрических функций | Уметь строить график функции y=mf(x) | ПР | | |
43 | 17 | Построение графика функции y = f (kx) | Знать: виды преобразований графиков функций; способ растяжения (сжатия) графика функции у=f(х) от оси абсцисс с коэффициентом m. Уметь: выполнять преобразования графиков тригонометрических функций. | | | |
44 | 18 | Преобразование графиков тригонометрических функций. | СР | | |
45 | 19 | График гармонического колебания. | ФО | | |
46 | 20 | Функция y = tgx Свойства функции и её график. | Уметь строить график функции y = tgx | ФО ИК | | |
47 | 21 | Функция y = сtgx, Свойства функции и её график. | Уметь строить график функции y = сtgx и знать её свойства | СР | | |
48 | 22 | Функции y=arсsin x, y = arсcos x, их свойства и графики. | Уметь строить графики функций y = arсsin x,y = arсcos x,y = arсtg x, y = arсctg x, определять область определения и множество значений функций, обратных данным | | | |
49 | 23 | Функции y = arсtg x, y = arсctg x, свойства и их графики. | МД | | |
50 | 24 | Построение графиков кусочных функций, содержащих обратные тригонометрические функции. | СР | | |
| | Тригонометрические уравнения (10ч) | | | | |
51 | 1 | Простейшие тригонометрические уравнения и неравенства | Уметь решать простейшие тригонометрические уравнения и неравенства. | ФО | | |
52 | 2 | Арккосинус и решение уравнения cos x = a | Уметь решать уравнения типа cos x = a | ИК | | |
5 | 3 | Арксинус и решение уравнения sin x = a | Уметь решать уравнения типа sin x = a | | | |
54 | 4 | Арктангенс и решение уравнения tg x = a. Арккотангенс и решение уравненияctg x = a | Уметь решать уравнения типа tg x = a и типа ctg x = a | СР | | |
55 | 5 | Решение простейших тригонометрических неравенств | Уметь решать неравенства типа sin xa, tg x a | МД | | |
56 | 6 | Решение тригонометрических уравнений, сводящихся к решению квадратного уравнения. | Уметь решать тригонометрические уравнения, методом замены переменной и методом разложения на множители. | ФО | | |
57 | 7 | Решение однородных тригонометрических уравнений | Уметь решать однородные тригонометрические уравнения первой и второй степени. | СР | | |
58 | 8 | Решение тригонометрических неравенств. | Уметь решать тригонометрические неравенства | ФО ИК | | |
59-60 | 9-10 | Контрольный срез №2(Контрольная работа за 1 полугодие) | Уметь обобщать и систематизировать знания и умения по темам 1 полугодия | КР | 22.12 | 22.12 |
| | Преобразование тригонометрических выражений (21ч) | | | | |
61 | 1 | Синус и косинус суммы аргументов | Уметь использовать тригонометрические формулы при преобразовании выражений. | ФО | | |
62 | 2 | Синус и косинус разности аргументов. | ИК | | |
63 | 3 | Тангенс суммы и разности аргументов | СР | | |
64 | 4 | Решение тригонометрических уравнений с применением формул синуса, косинуса и тангенса суммы и разности двух аргументов | Уметь решать уравнения, используя тригонометрические формулы синуса, косинуса и тангенса суммы и разности двух углов | МД | | |
65 | 5 | Решение тригонометрических неравенств с применением формул синуса, косинуса и тангенса суммы и разности двух аргументов. | Уметь решать неравенства, используя тригонометрические формулы синуса, косинуса и тангенса суммы и разности двух углов. | ФО | | |
66 | 6 | Формулы приведения | Уметь применять формулы приведения | Т | | |
67 | 7 | Решение тригонометрических уравнений с применением формул приведения | Уметь решать простейшие тригонометрические уравнения | СР | | |
68 | 8 | Формулы двойного аргумента. | Уметь использовать тригонометрические формулы двойного аргумента при преобразовании выражений | ИК | | |
69 | 9 | Решение уравнений с применением формул двойного аргумента | Уметь решать уравнения, используя тригонометрические формулы двойного угла | ФО | | |
70 | 10 | Формула понижения степени. | Уметь использовать тригоном. формулы понижения степени при преобразовании выражений. | ИК | | |
71 | 11 | Преобразование суммы тригонометрических функций в произведение. | Уметь преобразовывать тригонометрические выражения, используя формулу преобразования суммы тригонометрических функций в произведение. | СР | | |
72 | 12 | Решение тригонометрических уравнений с помощью преобразования сумм тригонометрических функций в произведение. | Уметь решать тригонометрические уравнения с преобразованием сумм тригонометрических функций в произведение. | | | |
73 | 13 | Решение тригонометрических неравенств с помощью преобразования сумм тригонометрических функций в произведение. | Уметь решать простейшие тригонометрические неравенства | МД | | |
74 | 14 | Преобразование произведения тригонометрических функций в сумму | Уметь преобразовывать тригонометрические выражения, используя формулу преобразования тригонометрических функций в сумму. | ФО | | |
75 | 15 | Решение тригонометрических уравнений с применением формул преобразования тригонометрических функций в сумму. | Уметь решать тригонометрические уравнения с применением формул преобразования тригонометрических функций в сумму. | ПР | | |
76 | 16 | Преобразование выражения Asin x +Bcos x к виду Sin (x+t) | Уметь преобразовывать тригонометрические выражения. | ИК | | |
77 | 17 | Методы решения тригонометрических уравнений. Решение уравнений с помощью подстановки. | Уметь решать тригонометрические уравнения с помощью подстановки. | СР | | |
78 | 18 | Решение тригонометрич. уравнений, сведя его к однородному уравнению второй степени относительно половинного аргумента. | Знать: формулы преобразования сумм тригонометрических функций в произведения. Уметь:преобразовывать суммы тригонометрических функций в произведения. | ФО ИК | | |
79 | 19 | Решение задач по теме «Преобразование тригонометрических выражений» | Знать: формулы преобразования произведений тригонометрических функций в суммы. Уметь:преобразовывать произведения тригонометрических функций в суммы. | | | |
80-81 | 20-21 | Контрольная работа №5 "Преобразование тригонометр-их выражений». | Уметь обобщать и систематизировать знания и умения по теме | КР | | |
| | Комплексные числа(9ч) | | | | |
82 | 1 | Комплексные числа. | Зная свойства комплексных чисел, уметь выполнять действия с комплексными числами. | ФО | | |
83 | 2 | Арифметические операции над комплексными числами. | ИК | | |
84 | 3 | Комплексные числа и координатная плоскость. | Уметь пользоваться геометрической интерпретацией комплексных чисел. | СР | | |
85 | 4 | Тригонометрическая форма записи числа. | Уметь пользоваться тригонометрической формой записи комплексного числа. | ИК | | |
86 | 5 | Комплексные числа и квадратные уравнения | Уметь находить комплексные корни уравнений с действительными коэффициентами | ИК | | |
87 | 6 | Возведение комплексного числа в степень. Формула муавра | Уметь возводить комплексное число в степень. | ИК ФО | | |
88 | 7 | Извлечение кубического корня из комплексного числа. | Уметь извлекать кубический корень из комплексного числа. | СР | | |
89 | 8 | Решение задач по теме «Комплексные числа» | | | |
90 | 9 | Контрольная работа №6 «Комплексные числа» | | КР | | |
| | Производная (29ч) | | | | |
91 | 1 | Определение числовой последовательности и способы её задания | Уметь определять последовательности, вычислять ее члены, строить графики последовательностей. | ФО | | |
92 | 2 | Свойства числовых последовательностей | Зная свойства последовательностей, уметь исследовать последовательности. | ИК | | |
93 | 3 | Определение предела последовательности. Теоремы о пределах последовательностей. | Знать: понятие о пределе последовательности, существование предела монотонной ограниченной последовательности, теоремы о пределах последовательностей. | СР | | |
94 | 4 | Сумма бесконечной геометрической прогрессии. | Уметь находить элементы бесконечно убывающей прогрессии и ее сумму. | ИК | | |
95 | 5 | Предел функции на бесконечности. Предел функции в точке. | Уметь вычислять пределы функций на бесконечности и в точке. | ФО | | |
96 | 6 | Приращение аргумента. Приращение функции. | Уметь находить приращение функции. | СР | | |
97 | 7 | Задачи, приводящие к понятию производной. | Знать физический и геометрический смысл производной. | ФО | | |
98 | 8 | Алгоритм нахождения производной. | Уметь находить производную функции через приращение функции и приращение аргумента. | СР | | |
99 | 9 | Формулы дифференцирования | Уметь вычислять производные элементарных функций. | ФО | | |
100 | 10 | Правила дифференцирования. | Уметь вычислять производные, применяя правила и формулы дифференцирования. | МД | | |
101 | 11 | Понятие и вычисление производной n-го порядка. | Уметь вычислять производные n-го порядка. | СР | | |
102 | 12 | Дифференцирование сложной функции. | Уметь вычислять производную сложной функции. | ИК | | |
103 | 13 | Дифференцирование обратной функции | Уметь вычислять производные сложных функций. | ИК | | |
104 | 14 | Уравнение касательной к графику функции. | Уметь решать задачи с применением уравнения касательной к графику функции. | ФО | | |
105 | 15 | Решение задач с параметром и модулем с использованием уравнения касательной к графику функции. | СР | | |
106 | 16 | Решение задач по теме «Правила и формулы отыскания производных» | Знать: правила нахождения производных суммы, произведения, частного функций. Уметь: применять на практике формулы и правила дифференцирования, метод математической индукции. | МД | | |
107-108 | 17-18 | Контрольная работа №7 «Определение производной и ее вычисления» | | КР | | |
109 | 19 | Исследование функции на монотонность. | Знать: теоремы о взаимосвязи знака производной и характера монотонности функции на промежутке. Уметь: исследовать функции на монотонность и знакопостоянство | ФО | | |
110 | 20 | Отыскание точек экстремума. | ФО ИК | | |
111 | 21 | Применение производной для доказательства тождеств и неравенств. | Уметь доказывать неравенства и тождества, используя теорему об условии постоянства функции. | | | |
112 | 22 | Построение графиков функций. | Уметь строить графики функций. | СР | | |
113 | 23 | Исследование функции и построение графика функции. | Уметь исследовать функцию по графику производной данной функции. | ФО | | |
114 | 24 | Связь между графиком функции и графиком производной данной функции. | Уметь исследовать функцию по графику производной данной функции. | ИК | | |
115 | 25 | Нахождение наибольшего и наименьшего значений непрерывной функции на промежутке. | Уметь находить наибольшее и наименьшее значение функции, используя производную функцию. | ПР | | |
116 | 26 | Задачи на отыскание наибольших и наименьших значений величин. | Уметь решать задачи на отыскание наибольших и наименьших значений. | СР | | |
117 | 27 | Решение задач на нахождение наибольших и наименьших значений. | Знать: алгоритм нахождения наибольшего и наименьшего значений непрерывной функции на отрезке; теорему о критических точках функции, непрерывной на незамкнутом промежутке.Уметь: находить наибольшее и наименьшее значения непрерывной функции на отрезке по алгоритму. | ФО ИК | | |
118-119 | 28-29 | Контрольная работа №8 «Применение производной» | | КР | | |
| | Комбинаторика и вероятность (7ч) | | | | |
120 | 1 | Правило умножения. Комбинаторные задачи. | Уметь решать простейшие комбинаторные задачи. | ФО | | |
121 | 2 | Перестановка и факториалы. | ФО | | |
122 | 3 | Выбор нескольких элементов. Формула Бинома-Ньютона. | Уметь вычислять коэффициенты бинома Ньютона по формуле. | ИК | | |
123 | 4 | Биноминальные коэффициенты. Треугольник Паскаля. | Уметь решать комбинаторные задачи с использованием треугольника Паскаля. | ФО ИК | | |
124 | 5 | Случайные события. | Уметь вычислять, в простейших случаях, вероятности событий на основе подсчета числа исходов. | | | |
125 | 6 | Вероятность суммы несовместных событий. | | | |
126 | 7 | Вероятность противоположного события. | СР | | |
| | Обобщающее повторение (14ч) | | | | |
127 | 1 | Повторение.Свойства тригонометрических функций. | Знать: свойства тригонометрических функций. Уметь: находить синус, косинус, тангенс и котангенс числового аргумента, углового аргумента; преобразовывать тригонометрические выражения с помощью формул приведения; строить графики и описывать свойства тригонометрических функций. | ФО ИК | | |
128 | 2 | Повторение.Преобразование графиков функций | ФО ИК | | |
129 | 3 | Повторение.Решение тригонометрических уравнений методом введения новой переменной. | Знать: формулы корней простейших тригонометрических уравнений; методы решения тригонометрических уравнений. Уметь: решать тригонометрические уравнения и неравенства. | | | |
130-131 | 4-5 | Контрольный срез №4 | | КР | 16.05 | 16.05 |
132 | 6 | Анализ контрольной работы | | | | |
133 | 7 | Повторение.Решение однородных тригонометрических уравнений. | | СР | | |
134 | 8 | Повторение.Преобразование тригонометрических выражений. | Знать: основные формулы тригонометрии. Уметь: применять основные формулы тригонометрии при преобразовании тригонометрических выражений. | Т | | |
135 | 9 | Повторение.Решение тригонометрических уравнений с применением преобразования выражения. | ФО | | |
136 | 10 | Повторение.Отбор корней тригонометрических уравнений. | ИК | | |
137 | 11 | Повторение.Вычисление производных. | Знать: физический и геометрический смысл производной; формулы и правила дифференцирования.Уметь:вычислять производные элементарных функций; исследовать функции с помощью производной и строить их графики; решать задачи на применение физического и геометрического смысла производной. | СР | | |
138 | 12 | Повторение.Уравнение касательной к графику функции. Применение производной для исследования функции. | СР | | |
139 | 13 | Решение задач из открытого банка ЕГЭ | Применять ЗУН при решении задач с практическим содержанием (из открытого банка ЕГЭ) | ИК | | |
140 | 14 | Обобщающий урок | ФО | | |
ФО – фронтальный опрос
СР – самостоятельная работа
ПР – проверочная работа
КР – контрольная работа
Т – тестирование
ИК – индивидуальный контроль
МД – математический диктант
Приложение 2.
Система оценивания
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по математике.
1. Оценка письменных контрольных работ обучающихся по математике.
Ответ оценивается отметкой «5», если:
работа выполнена полностью;
в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится в следующих случаях:
работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если:
Отметка «2» ставится, если:
Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий.
2.Оценка устных ответов обучающихся по математике
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;
правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;
продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;
возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;
допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;
допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала (определены «Требованиями к математической подготовке обучающихся» в настоящей программе по математике);
имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
не раскрыто основное содержание учебного материала;
обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Общая классификация ошибок.
При оценке знаний, умений и навыков обучающихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочёты.
1. Грубыми считаются ошибки:
незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения;
незнание наименований единиц измерения;
неумение выделить в ответе главное;
неумение применять знания, алгоритмы для решения задач;
неумение делать выводы и обобщения;
неумение читать и строить графики;
неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;
потеря корня или сохранение постороннего корня;
отбрасывание без объяснений одного из них;
равнозначные им ошибки;
вычислительные ошибки, если они не являются опиской;
логические ошибки.
2. К негрубым ошибкам следует отнести:
неточность формулировок, определений, понятий, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного - двух из этих признаков второстепенными;
неточность графика;
нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);
нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;
неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.
3. Недочетами являются:
нерациональные приемы вычислений и преобразований;
небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
Контрольно-измерительные материалы по алгебре и началам анализа
Контрольные работы проводятся в соответствии с рекомендациями автора УМК А.Г.Мордкович и др. и текстами контрольных работ, взятых из сборника: Алгебра и начала анализа. 10 класс. Контрольные работы (базовый и углубленный уровни) / В.И.Глизбург; по ред. А.Г.Мордковича. –М.: Мнемозина, 2014 (электрон.версия)
Каждый вариант контрольной работы выстроен по одной и той же схеме: задания условно говоря базового, среднего (обязательного) уровня – до первой черты, задания уровня выше среднего – между первой и второй чертой, задания повышенной сложности – после второй черты.
Критерии оценивания
Шкала оценок за выполнение контрольной работы может выглядеть так: за успешное выполнение заданий только до первой черты – оценка 3; за успешное выполнение заданий базового уровня и одного дополнительного (после первой или после второй черты) – оценка 4; за успешное выполнение заданий всех трех уровней – оценка 5. При этом оценку не рекомендуется снижать за одно неверное решение в первой части работы (допустимый люфт).
Контрольная работа № 1 «Действительные числа» (1 час)
Вариант 1
Найдите остаток от деления на 11 числа 437.
Запишите периодическую дробь 0,(87) в виде обыкновенной дроби.
Сравните числа и .
Решите уравнение .
____________________________________________________
5. Решите неравенство .
____________________________________________________
6. Постройте график функции .
Вариант 2
Найдите остаток от деления на 19 числа 671.
Запишите периодическую дробь 0,(35) в виде обыкновенной дроби.
Сравните числа и .
Решите уравнение .
_______________________________________________________
5. Решите неравенство .
_______________________________________________________
6. Постройте график функции .
Контрольная работа № 2 «Числовые функции» (1 час)
Вариант 1
Задает ли указанное правило функцию , если:
В случае положительного ответа:
а) найдите область определения функции;
б) вычислите значения функции в точках ─ 2; 1; 5;
в) постройте график функции;
г) найдите промежутки монотонности функции.
Исследуйте функцию на четность.
периодическая функция с периодом Т = 3. Известно, что
а) Постройте график функции;
б) найдите нули функции;
в) найдите ее наибольшее и наименьшее значения.
Придумайте пример аналитически заданной функции, определенной на открытом луче .
Известно, что функция возрастает на R. Решите неравенство .
___________________________________________________________
6. Найдите функцию, обратную функции . Постройте
на одном чертеже графики указанных двух взаимно обратных функций.
______________________________________________________________
7. Вычислите: .
Вариант 2
Задает ли указанное правило функцию, если:
В случае положительного ответа:
а) найдите область определения функции;
б) вычислите значения функции в точках ; 2; 6;
в) постройте график функции;
г) найдите промежутки монотонности функции.
Исследуйте функцию на четность.
периодическая функция с периодом Т = 2. Известно, что
а) Постройте ее график функции;
б) найдите нули функции;
в) найдите ее наибольшее и наименьшее значения.
Придумайте пример аналитически заданной функции, определенной на луче .
Известно, что функция убывает на R. Решите неравенство .
______________________________________________________________
6. Найдите функцию, обратную функции . Постройте
на одном чертеже графики указанных двух взаимно обратных функций.
______________________________________________________________
7. Вычислите: .
Контрольная работа № 3 «Тригонометрические функции» (1 час)
Вариант 1
Центр окружности единичного радиуса совпадает с началом координат плоскости хОу. Принадлежат ли дуге точки М1(-1; 0), М2 (0; -1), М3,
М4 ?
Вычислите: .
Вычислите если .
Решите неравенство: а) б) .
Постройте график функции .
Исследуйте функцию на четность и периодичность; укажите основной период, если он существует:
___________________________________________________________________
7. Сравните числа .
____________________________________________________________________
8. Решите неравенство .
Вариант 2
Центр окружности единичного радиуса совпадает с началом координат плоскости хОу. Принадлежат ли дуге точки М1, М2 (0; 1), М3,
М4 ?
Вычислите: .
Вычислите , если .
Решите неравенство: а)
Постройте график функции .
Исследуйте функцию на четность и периодичность; укажите основной период, если он существует:
____________________________________________________________
7. Сравните числа .
____________________________________________________________
8. Решите неравенство .
Контрольная работа № 4 «Тригонометрические уравнения» (2 часа)
Вариант 1
Вычислите:
Постройте график функции .
Решите уравнение: а)
б) .
Найдите корни уравнения принадлежащие промежутку .
Постройте график функции .
____________________________________________________________
6. Решите систему неравенств: а) б)
____________________________________________________________
7. Решите уравнение .
Вариант 2
1. Вычислите:
2. Постройте график функции .
3. Решите уравнение: а)
б) .
4. Найдите корни уравнения принадлежащие промежутку .
5. Постройте график функции .
____________________________________________________________
6. Решите систему неравенств: а) б)
____________________________________________________________
7. Решите уравнение .
Контрольная работа № 5 «Преобразование тригонометр-их выражений» (2 часа)
Вариант 1
Докажите тождество:
а) ,
б) .
Упростите выражение .
Вычислите .
Найдите .
Найдите корни уравнения принадлежащие промежутку .
Решите уравнение: а) ;
б) .
____________________________________________________________
7. Вычислите .
___________________________________________________________
8. Решите уравнение .
Вариант 2
1. Докажите тождество:
а) ,
б) .
2. Упростите выражение .
3. Вычислите .
4. Найдите .
5. Найдите корни уравнения
принадлежащие промежутку .
6. Решите уравнение: а) ;
б) .
____________________________________________________________
7. Вычислите .
____________________________________________________________
8. Решите уравнение .
Контрольная работа № 6 «Комплексные числа» (1 час)
Вариант 1
Вычислите:
а), б).
Изобразите на комплексной плоскости:
а) середину отрезка, соединяющего точки ;
б) множество точек z, удовлетворяющих условию в) множество точек z, удовлетворяющих условию .
Запишите комплексное число в стандартной тригонометрической форме: а), б).
Решите уравнение .
Вычислите .
____________________________________________________________
6. Решите уравнение .
____________________________________________________________
7. Найдите множество точек, изображающих комплексные числа, удовлетворяющие
условиям:
Вариант 2
Вычислите:
а), б).
Изобразите на комплексной плоскости:
а) середину отрезка, соединяющего точки ;
б) множество точек z, удовлетворяющих условию
в) множество точек z, удовлетворяющих условию .
Запишите комплексное число в стандартной тригонометрической форме: а), б).
Решите уравнение .
Вычислите .
____________________________________________________________
6. Решите уравнение .
____________________________________________________________
7. Найдите множество точек, изображающих комплексные числа, удовлетворяющие
условиям:
Контрольная работа № 7 «Определение производной и ее вычисления» (1 час)
Вариант 1
Напишите первый, тридцатый и сотый члены последовательности, если ее n-й член задается формулой .
Исследуйте последовательность на ограниченность
и на монотонность.
Вычислите: а) ; б) .
Пользуясь определением, выведите формулу дифференцирования
функции .
Пользуясь правилами и формулами дифференцирования, найдите
производную функции:
.
Напишите уравнение касательной к графику функции в точке . ___________________________________________________________
Докажите, что функция удовлетворяет соотношению .
___________________________________________________________
8. Найдите площадь треугольника, образованного осями координат
и касательной к графику функции в точке .
Вариант 2
Напишите первый, тридцатый и сотый члены последовательности, если
ее n-й член задается формулой .
Исследуйте последовательность на ограниченность
и на монотонность.
Вычислите: а) ; б) .
Пользуясь определением, выведите формулу дифференцирования
функции .
Пользуясь правилами и формулами дифференцирования, найдите
производную функции:
.
6.Напишите уравнение касательной к графику функции в точке .
________________________________________________________
7. Докажите, что функция удовлетворяет соотношению .
_______________________________________________________
8. Найдите площадь треугольника, образованного осями координат
и касательной к графику функции в точке .
Контрольная работа № 8 «Применение производной» (2 часа)
Вариант 1
Исследуйте функцию на монотонность и экстремумы.
Постройте график функции .
Найдите наименьшее и наибольшее значения функции
на отрезке .
В полукруг радиуса 6 см вписан прямоугольник. Чему равна его наибольшая площадь?
___________________________________________________________
Докажите, что при справедливо неравенство .
___________________________________________________________
При каких значениях параметра функция
убывает на всей числовой прямой?
Вариант 2
Исследуйте функцию на монотонность и экстремумы.
Постройте график функции .
Найдите наименьшее и наибольшее значения функции на отрезке .
В прямоугольный треугольник с гипотенузой 8 см. и углом 60˚ вписан
прямоугольник так, что одна из его сторон лежит на гипотенузе. Чему равна наибольшая площадь такого прямоугольника?
Докажите, что при справедливо неравенство .
______________________________________________________________
При каких значениях параметра функция
возрастает на всей числовой прямой?