Министерство образования Российской Федерации
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа с.Колочное
Читинского района Забайкальского края
«Рассмотрено» ______________________ Протокол № ______ От_____________2017г. | «Согласовано заместитель директора по УВР __________________ «____» ____________2017г. | «Утверждаю» Директор школы ________________ «____»__________2017г. |
Рабочая программа
Учитель: Рожкова Ирина Юрьевна
Класс: 9
Предмет: алгебра, геометрия
Учебный год: 2017-2018
С.Колочное
Пояснительная записка
Рабочая программа по математике для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике, примерной программы изучения дисциплины, рекомендованной Министерством образования и науки РФ.
Общая характеристика учебного предмета геометрия
Программа рассчитана на 170 часов в год: алгебра – 3 часа в неделю, геометрия - 2 часа в неделю.
Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят: Учебник. Мордкович А.Г. Алгебра 9 класс. – М.: Мнемозина;
Задачник. Мордкович А.Г. Алгебра 9 класс. – М.: Мнемозина;
Учебник. Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф. и др. Геометрия 7-9классы. – М.: просвещение;
Рабочая тетрадь. Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф. и др. Геометрия 9 класс. – М.: просвещение.
Учебник. Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф. и др. Геометрия 10-11 классы. – М.: просвещение.
Алгебра является одним из опорных предметов основной школы: она обеспечивает изучение других дисциплин. В первую очередь это относится к предметам естественно-научного цикла, в частности к физике. Развитие логического мышления учащихся при обучении алгебре способствует усвоению предметов гуманитарного цикла. Практические умения и навыки алгебраического характера необходимы для трудовой и профессиональной подготовки школьников.
Важнейшей задачей школьного курса алгебры является развитие логического мышления учащихся. Сами объекты математических умозаключений и принятые в алгебре правила их конструирования способствуют формированию умений обосновывать и доказывать суждения, приводить четкие определения, развивать логическую интуицию, кратко и наглядно развивают механизм логических построений и учат их применению. Тем самым алгебра занимает одно из ведущих мест в формировании научно-теоретического мышления школьников. Раскрывая внутреннюю гармонию математики, формирую понимание красоты и изящества математических рассуждений, алгебра вносит значительный вклад в эстетическое воспитание учащихся.
Целью прохождения настоящего курса является:
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.
Требования к результатам обучения и освоению содержания курса.
Программа обеспечивает достижение следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
Личностные:
Сформированность ответственного отношения к учению, готовность и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
Сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими, в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
Умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры;
Представление о математической науки как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;
Критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
Креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении алгебраических задач;
Умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
Способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.
Метапредметные:
Умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
Умение осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
Умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения;
Осознанное владение логическими действиями определение понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;
Умение устанавливать причинно-следственные связи; строить логическое рассуждение, умозаключение и выводы;
Умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределение функций и ролей участников, взаимодействие и общие способы работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; слушать партнера; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
Сформированность учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
Умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
Умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
Умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.
Предметные:
Умение работать с математическим текстом, точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики, обосновывать суждения, проводить классификацию, доказывать математические утверждении;
Владение базовым понятийным аппаратом: иметь представление о числе, владение символьным языком алгебры, знание элементарных функциональных зависимостей, формирование представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;
Умение выполнять алгебраические преобразования рациональных выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;
Овладение основными способами представления и анализа статистических данных; умение решать задачи на нахождение частоты и вероятности случайных событий;
Умение применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся
Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.
Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного / письменного опроса / практикума. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовыми заданиями.
При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:
Процент выполнения задания | Отметка |
91-100% | отлично |
76-90%% | хорошо |
51-75%% | удовлетворительно |
менее 50% | неудовлетворительно |
При выполнении практической работы и контрольной работы:
Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.
грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятия, определения;
погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;
недочет – неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;
мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.
Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания информатики и информационных технологий. Требовать от учащихся определения, которые не входят в школьный курс информатики – это, значит, навлекать на себя проблемы, связанные с нарушением прав учащегося («Закон об образовании»).
Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляется отметка:
«5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;
«4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:
«3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;
«2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями по данной теме в полной мере (незнание основного программного материала) или отказ от выполнения учебных обязанностей.
В тех случаях, когда учащийся показал оригинальный и наиболее рациональный подход к выполнению работы и в процессе работы, но не избежал тех или иных недостатков, оценка за выполнение работы по усмотрению учителя может быть повышена по сравнению с указанными выше нормами.
Устный опрос
Осуществляется на каждом уроке (беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессах.
Оценка устных ответов учащихся
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;
- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;
- правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;
- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;
- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4,. если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
- ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала;
- не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу;
- отказался отвечать на вопросы учителя
Тематическое планирование алгебра 9 кл. (102 часов)
Наименование разделов и тем | Количество часов |
Всего | Контр. работа |
Рациональные неравенства и их системы | 13 | 1 |
Системы уравнений | 15 | 1 |
Числовые функции | 23 | 2 |
Прогрессии | 17 | 1 |
События вероятности. Статистическая обработка данных | 16 | 1 |
Повторение | 18 | |
Итого | 102 | 6 |
№ п/п | Наименование раздела | Тема урока | Дата проведения | Примечание |
план. | факт. |
1 | Рациональные неравенства и их системы (13ч.) | Знакомство с сайтом РешуОГЭ, регистрация | 04.09 | | |
2 | Линейные и квадратные неравенства (повторение) (2ч.) | 06.09 | | |
3 | 08.09 | | |
4 | Рациональные неравенства (4ч.) | 11.09 | | |
5 | 13.09 | | |
6 | 15.09 | | |
7 | 18.09 | | |
8 | Системы рациональных неравенств (4ч.) | 20.09 | | |
9 | 22.09 | | |
10 | 25.09 | | |
11 | 27.09 | | |
12 | Решение задач. Подготовка к контрольной работе | 29.09 | | |
13 | Контрольная работа №1 | 02.09 | | |
14 | Системы уравнений (15ч.) | Основные понятия (3ч.) | 04.10 | | |
15 | 06.10 | | |
16 | 09.10 | | |
17 | Методы решения систем уравнений (5ч.) | 11.10 | | |
18 | 13.10 | | |
19 | 14.10 | | |
20 | 16.10 | | |
21 | 18.10 | | |
22 | Системы уравнений как математические модели реальных ситуаций (5ч.) | 20.10 | | |
23 | 23.10 | | |
24 | 25.10 | | |
25 | 27.10 | | |
26 | 08.11 | | |
27 | Решение задач. Подготовка к контрольной работе | 10.11 | | |
28 | Контрольная работа №2 | 13.11 | | |
29 | Числовые функции (23ч.) | Определение числовой функции. Область определения. Область значения | 15.11 | | |
30 | Нахождение ОО и ОЗ функции | 17.11 | | |
31 | Кусочно-заданные функции | 20.11 | | |
32 | Решение упражнений на числовые функции | 22.11 | | |
33 | Способы задания функции | 24.11 | | |
34 | 27.11 | | |
35 | Свойства функций | 29.11 | | |
36 | 01.12 | | |
37 | 04.12 | | |
38 | 06.12 | | |
39 | 08.12 | | |
40 | Четные и нечетные функции | 11.12 | | |
41 | 13.12 | | |
42 | Контрольная работа №3 | 15.12 | | |
43 | Функция y=xn (n – натуральное число), их свойства и графики | 18.12 | | |
44 | 20.12 | | |
45 | 22.12 | | |
46 | Функция y=x -n (n – натуральное число), их свойства и графики | 10.01 | | |
47 | 12.01 | | |
48 | 15.01 | | |
49 | Как построить график функции y=mf(x) | 17.01 | | |
50 | 19.01 | | |
51 | Контрольная работа №4 | 22.01 | | |
52 | Прогрессии (17ч.) | Определение числовой последовательности и способы ее задания | 24.01 | | |
53 | 26.01 | | |
54 | 29.01 | | |
55 | 31.01 | | |
56 | Арифметическая прогрессия | 02.02 | | |
57 | 05.02 | | |
58 | 07.02 | | |
59 | 09.02 | | |
60 | 12.02 | | |
61 | Геометрическая прогрессия | 14.02 | | |
62 | 16.02 | | |
63 | 19.02 | | |
64 | 21.02 | | |
65 | 26.02 | | |
66 | 28.02 | | |
67 | Решение задач. Подготовка к контрольной работе | 02.03 | | |
68 | Контрольная работа №5 | 05.03 | | |
69 | События вероятности. Статистическая обработка данных (16ч.) | Простейшие комбинаторные задачи. Правило умножения и дерево вариантов. Перестановки | 07.03 | | |
70 | 09.03 | | |
71 | 12.03 | | |
72 | Выбор нескольких элементов. Сочетания | 14.03 | | |
73 | 16.03 | | |
74 | 19.03 | | |
75 | Случайные события и их вероятности | 21.03 | | |
76 | 23.03 | | |
77 | 02.04 | | |
78 | 04.04 | | |
79 | Статистика-дизайн информации | 06.04 | | |
80 | 09.04 | | |
81 | 11.04 | | |
82 | Независимые повторения испытаний с двумя исходами | 13.04 | | |
83 | 16.04 | | |
84 | Контрольная работа №6 | 18.04 | | |
85 | Повторение (18ч.) | | 20.04 | | |
86 | | 23.04 | | |
87 | | 25.04 | | |
88 | | 27.04 | | |
89 | | 30.04 | | |
90 | | 02.05 | | |
91 | | 04.05 | | |
92 | | 07.05 | | |
93 | | 09.05 | | |
94 | | 11.05 | | |
95 | | 14.05 | | |
96 | | 16.05 | | |
97 | | 18.05 | | |
98 | | 14.05 | | |
99 | | 21.05 | | |
100 | | 23.05 | | |
101 | | 25.05 | | |
102 | | | | |
Содержание обучения.
Тематическое планирование геометрия 9 кл. (68 часов)
Наименование разделов и тем | Количество часов |
Всего | Контр. работа |
Вводное повторение | 2 | |
Векторы | 8 | 1 |
Метод координат | 7 | 1 |
Соотношение между сторонами и углами треугольника | 12 | 1 |
Длина окружности и площадь круга | 9 | 1 |
Движение | 8 | 1 |
Начальные сведения из стереометрии | 8 | 1 |
Повторение | 14 | |
Итого | 68 | 6 |
Календарно-тематическое планирование курса геометрии 9 класс (2 часа в неделю)
№ п/п | Наименование раздела | Тема урока | Дата проведения | Примечание |
план. | факт. |
1 | | Вводное повторение | 05.09 | | |
2 | 07.09 | | |
3 | Векторы (8ч.) | Понятие вектора. Равенство векторов | 12.09 | | |
4 | Сумма двух векторов. Законы сложения векторов | 14.09 | | |
5 | Сумма нескольких векторов | 15.09 | | |
6 | Вычитание векторов | 19.09 | | |
7 | Произведение вектора на число | 21.09 | | |
8 | Применение векторов к решению задач | 26.09 | | |
9 | Средняя линия трапеции | 28.09 | | |
10 | Контрольная работа №1 | 03.10 | | |
11 | Метод координат (7ч.) | Разложение вектора по двум данным неколлинеарным векторам | 05.10 | | |
12 | Координаты вектора | 10.10 | | |
13 | Связь между координатами вектора и координатами его начала и конца | 12.10 | | |
14 | Простейшие задачи в координатах | 17.10 | | |
15 | Уравнение линии на плоскости. Уравнение окружности | 19.10 | | |
16 | Уравнение прямой | 24.10 | | |
17 | Контрольная работа №2 | 26.10 | | |
18 | Соотношение между сторонами и углами треугольника (12ч.) | Синус, косинус, тангенс. Основное тригонометрическое тождество | 07.11 | | |
19 | Формулы приведения | 09.11 | | |
20 | Формулы приведения Теорема о площади треугольника. Теорема синусов | 14.11 | | |
21 | Теорема косинусов Решение треугольников | 16.11 | | |
22 | Измерительные работы | 21.11 | | |
23 | Решение задач | 24.11 | | |
24 | Угол между векторами. Скалярное произведение векторов | 28.11 | | |
25 | 30.11 | | |
26 | Скалярное произведение в координатах | 05.12 | | |
27 | Решение задач | 07.12 | | |
28 | Решение задач | 12.12 | | |
29 | Контрольная работа №2 | 14.12 | | |
30 | Длина окружности и площадь круга (9ч.)
| Правильный многоугольник. Окружность, описанная около правильного многоугольника | 19.12 | | |
31 | Окружность, вписанная в правильный многоугольник | 21.12 | | |
32 | Формулы для вычисления площади правильных многоугольников | 26.12 | | |
33 | Построение правильных многоугольников | 09.01 | | |
34 | Длина окружности | 11.01 | | |
35 | Площадь круга | 16.01 | | |
36 | Площадь кругового сектора | 18.01 | | |
37 | Решение задач | 23.01 | | |
38 | Контрольная работа №3 | 26.01 | | |
39 | Движение (8ч.)
Движения (9ч.)
| Отображение плоскости на себя. Понятие движения | 30.01 | | |
40 | Центральная и осевая симметрии | 01.02 | | |
41 | Поворот | 13.02 | | |
42 | Параллельный перенос | 15.02 | | |
43 | Решение задач | 20.02 | | |
44 | 22.02 | | |
45 | 27.02 | | |
46 | Контрольная работа №4 | 01.03 | | |
47 | Начальные сведения из стереометрии | Предмет стереометрии. Многогранник | 06.02 | | |
48 | Призма. Параллелепипед | 13.03 | | |
49 | Объем тела. Свойства прямоугольного параллелепипеда | 15.03 | | |
50 | Пирамида. Цилиндр | 20.03 | | |
51 | Конус | 22.03 | | |
52 | Сфера и шар | 03.04 | | |
53 | Об аксиомах планиметрии | 05.04 | | |
54 | Контрольная работа №5 | 10.04 | | |
Повторение (12ч.) |
55 | | | 12.04 | | |
56 | | | 17.04 | | |
57 | | | 19.04 | | |
58 |
| | 24.04 | | |
59 | | | 26.04 | | |
60 | | | 03.05 | | |
61 | | | 08.05 | | |
62 | | | 10.05 | | |
63 | | 15.05 | | |
64 | | 17.05 | | |
65 | | 22.05 | | |
66 | | 24.05 | | |
67 | | | | |
68 | | | | |
Перечень учебно-методических средств
Учебник. Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф. и др. Геометрия 7-9классы. – М.: просвещение;
Рабочая тетрадь. Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф. и др. Геометрия 9 класс. – М.: просвещение;
Методическое пособие. Н.Ф.Гаврилова Поурочные разработки по геометрии, 9 класс – М.: ВАКО;
Учебник. Мордкович А.Г. Алгебра 9 класс. – М.: Мнемозина;
Задачник. Мордкович А.Г. Алгебра 9 класс. – М.: Мнемозина;
Пособие для учителей ОУ. Сборник рабочих программ. 7-9 классы. Издательство «Просвещение», составитель Т.А.Бурмистрова;
Методическое пособие. Занина О.В. Поурочное планирование по алгебре, 9 класс, М.: «ВАКО»