СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа основного общего образования по физической географии Пензенской области

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа основного общего образования по физической географии Пензенской области с КТП, 8 класс

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа основного общего образования по физической географии Пензенской области»

Рабочая программа

основного общего образования

по физической географии

Пензенской области


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа:

Программа по физической географии Пензенской области для 8 класса разработана на основе образовательной программы основного общего образования МБОУ ООШ р.п.Чаадаевка имени Героя Советского Союза Н.Ф.Горюнова.

Целью данной программы является формирование единого целостного взгляда на природу и экономику своего края. Понимания взаимосвязи исторического и экономического развития области, знаний о влиянии окружающей среды на жизнь и деятельность человека, состояние его здоровья.

Особое внимание в программе обращается на формирование у учащихся умений оценивать природные богатства родного края, знаний о путях их рационального использования, о характерных изменениях окружающей среды, происходящих под воздействием хозяйственной деятельности человека.

Изучение географии своей области призвано способствовать осознанию своеобразия и неповторимости родного края и, в то же время, воспитанию разносторонне развитой личности, рачительного хозяина.

Программа предполагает интегрированный подход к содержанию курса. Кроме традиционной внутрипредметной интеграции (изучение природы, населения, хозяйства области), предполагается широкая межпредметная интеграция.

Особое внимание в программе уделяется практическим работам. Они нацеливают учителя на использование практического метода обучения в сочетании с наглядным и словесным. Учащиеся при этом работают с моделями географической действительности и средствами наглядности, а на местности - непосредственно с географическими объектами и явлениями.

Предлагаемая программа направлена на реализацию следующих задач:

  • овладение системой знаний о природе родного края;

  • формирование географического мышления, умения оценивать природные условия и ресурсы с точки зрения жизненных потребностей человека и его хозяйственной деятельности;

  • формирование умения ориентироваться по карте, на местности, использовать картографические знания для решения простых бытовых задач.

Место физической географии в учебном плане МБОУ ООШ р.п.Чаадаевка имени Героя Советского Союза Н.Ф.Горюнова. Учебный план предусматривает изучение географии Пензенской области в 8 классе в объеме 1 часа в неделю.

ФИЗИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

8 класс

35 часов (1 час в неделю)



ВВЕДЕНИЕ

Физико-географическое положение области (8 часов)

Область как составная единица территориальной организации страны: Пензенская область на карте России. История освоения и заселения территории области. Герб г. Пензы. История возникновения своего населенного пункта. Площадь области. Особенности географического положения, его влияние на природу, жизнь и хозяйственную деятельность людей; границы и их изменения во времени. Административно-территориальное деление области, своего района. Пенза – политико-административный, промышленный и культурный центр Пензенской области. Особенности географического положения своего района, населенного пункта. Поясное и местное время на территории области.

Практические работы

1. Характеристика физико-географического положения области; своего населенного пункта. План характеристики ФГП объекта:

  1. название материка или части света, на котором расположен объект;

  2. географические координаты его крайних точек, положение по отношению к экватору и нулевому меридиану;

  3. удаленность или близость по отношению к океанам, морям, к тепловым поясам Земли;

  4. принадлежность к той или иной географической зоне.

Обозначение на контурной карте границ области, крайних точек. Определение долготной протяженности, широтной протяженности области в градусах и километрах. Определение координат г. Пензы, своего населенного пункта.

2. Определение положения области на карте часовых поясов России. Определение местного времени своего населенного пункта. Оценка целесообразности жизни населения области по московскому времени.

3. Выделение границ и центров районов области на контурной карте.

Творческая работа

"Мое географическое открытие" – рассказ об интересном географическом объекте области или явлении, увиденном учащимися.

УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:

  • особенности физико-географического положения области и своего населенного пункта, его влияние на природу, жизнь и хозяйственную деятельность людей;

  • координаты г. Пензы;

  • основные этапы заселения территории области;

  • дату образования г. Пензы и области в современных границах, своего населенного пункта;

  • площадь территории области;

  • объяснение содержания гербов Пензы и своего районного центра.

УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:

  • определять географическое положение объекта на основе анализа географических карт;

  • определять поясное и местное время;

  • показывать область на картах России;

  • показывать города на карте Пензенской области.

ТЕМА 1. РЕЛЬЕФ, ГЕОЛОГИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ, ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ (2 часа)

Рельеф области и его влияние на хозяйственную деятельность человека; его связь с тектонико-геологическим строением. История формирования рельефа. Закономерности размещения полезных ископаемых. Рациональное использование и охрана полезных ископаемых. Экологические проблемы, связанные с использованием полезных ископаемых.

Овражно-балочный рельеф как характерная черта рельефа области. Меры предупреждения оврагообразования и борьба с ним.

Практические работы

4. Установление взаимосвязи между рельефом и геологическим строением способом наложения и анализа геологической, тектонической и физической карт.

5. Обозначение месторождений полезных ископаемых на контурной карте.

Творческая работа

Художественно-научное описание равнины, оврага, балки.

УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:

  • этапы формирования рельефа на территории области.

УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:

  • показывать на карте основные формы рельефа области: Приволжскую возвышенность, Окско-Донскую низменность, Сурскую Шишку, Керенско-Чембарскую возвышенность, Сурско-Мокшенскую возвышенность;

  • показывать на карте самую высокую точку поверхности территории области;

  • показывать на карте основные месторождения полезных ископаемых на территории области.

ТЕМА 2. КЛИМАТ (2 часа)

Климатообразующие факторы, закономерности распределения температуры зимой и летом по территории, закономерности распределения осадков, климатический пояс, тип климата.

Влияние климата на условия жизни и хозяйственную деятельность населения.

Особенности климата своего населенного пункта.

Климатические условия как фактор экологического состояния воздушного бассейна: влияние циркуляции воздушных масс на рассеивание загрязняющих веществ в атмосфере.

Практические работы

6. Характеристика климата отдельных пунктов и территорий.

План характеристики климата:

  • географическое положение;

  • воздушные массы зимой и летом;

  • ветры;

  • ср. t°w, t° min, ср. t"H, t° max; амплитуда;

  • годовое количество осадков, режим;

  • тип климата.

7. Выявление особенностей климата своего населенного пункта. По усмотрению учителя - экскурсия на местную метеостанцию.

Творческая работа

Научно-художественное описание климатических явлений. Подборка загадок и примет о погоде своей местности. Составление сообщений об экологическом состоянии воздушного бассейна своей местности.

УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:

  • основные закономерности климата на территории области (распределение температур и осадков, основные воздушные массы, направления господствующих ветров);

  • особенности климата своего населенного пункта.

Учащиеся должны уметь:

  • по климатической карте определять температуру, количество осадков, направление господствующих ветров;

  • объяснять причины климатообразования.

ТЕМА 3. ВНУТРЕННИЕ ВОДЫ И ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ (4 часа)

Состав и размещение внутренних вод, влияние климата и рельефа. Реки, их питание и режим. Работа рек. Проблемы малых рек.

Озера и болота, их происхождение и расположение на территории области.

Искусственные водоемы, их использование и проблемы. Сурское море – крупнейшее искусственное водохранилище области.

Подземные воды, их происхождение. Родники. Оценка водных ресурсов области. Охрана вод.

Практические работы

8. Обозначение крупных рек области на контурной карте.

9. Характеристика реки (ручья, родника, озера, болота и т. п.) по типовому плану. Экскурсия на водоем.

Творческая работа

Водные объекты области в художественной литературе, изобразительном искусстве, фольклоре.

УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:

  • основные речные системы области (Сура, Хопер, Мокша), их режим и питание.

УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:

  • показывать на карте основные речные системы;

  • оценивать водные ресурсы области;

  • давать характеристику реки.

ТЕМА 4. ПОЧВЫ (2 часа)

Почвы, условия их образования. Типы почв и их размещение по территории. Знакомство с образцами почв. Русский чернозем - национальное богатство страны. Изменение свойств почв в процессе их хозяйственного использования. Эрозия почв и методы борьбы с ней. Мелиорация земель.

Практическая работа

10. Изучение почвенного разреза (по возможности сравнение разных типов почв).

Творческая работа

Составление рассказа об отношении человека к земле на основе устного народного творчества. Разработка проектов рационального использования почв своей местности.

УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:

  • основные типы почв и их размещение на территории области;

  • основные направления мелиорации.

УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:

  • найти рациональные пути мелиорации почв своего населенного пункта.

ТЕМА 5. ПРИРОДНЫЕ КОМПЛЕКСЫ (12 часов)

Природные комплексы, их размещение по территории области. Связь растительности и животного мира с другими компонентами природы.

Лесная зона. Разнообразие лесов на территории области. Изменение лесной зоны человеком. Проблемы леса и пути их решения. Природоохранное значение лесов.

Лесостепь и степь. Влияние хозяйственной деятельности человека. Проблемы данных зон и пути их решения. Природный комплекс своего населенного пункта, своей школы. Достопримечательности природы своего населенного пункта.

Заповедник "Приволжская лесостепь": Попереченская степь, Кунчеровская степь. Островцовская степь.

Памятники природы на территории области: Ботанический сад им. И. И. Спрыгина, Мо Белокаменский лесопарк, Голицынский парк, Куракинский лесопарк, Арбековский лес, Большевьясский лес, урочище "Шугай", истоки реки Хопер (12 ключей). Памятники природы г. Пензы.

Красная книга Пензенской области: исчезнувшие, редкие виды растений и животных, растения-эндемики.

Экологические проблемы области. Состояние воздуха, воды, почв, растительности и животных.

Практические работы

11 (по усмотрению учителя). На участке ландшафта площадью 10 х 10 м характеристика природного комплекса.

12. Обозначение основных природных комплексов на контурной карте области.

13. Обозначение памятников природы Пензенской области на контурной карте.

Творческая работа

Научно-художественное описание леса, лесостепи, степи. Отражение природы в устном народном творчестве, живописи, прикладном искусстве, русских народных промыслах. Влияние природных комплексов на жизнь людей (быт, жилище, одежда, занятия).

УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:

  • зональные природные комплексы области и их размещение по территории;

  • проблемы природных комплексов и пути их решения;

  • достопримечательности природы своего населенного пункта.

УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:

  • оценивать природные ресурсы ПК области;

  • находить на карте памятники природы области.













































ФИЗИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Календарно-тематическое планирование

8 класс

35 часов (1 час в неделю)

урока

Тема урока

Методические

рекомендации

Примечание

Дата

проведения

Фактическая

дата

проведения

1

Введение

Урок изучения нового материала




2

История освоения и заселения территории области

Интегрированный урок (история, литература, ИЗО)

Урок может быть проведен на базе краеведческого музея



3

История возникновения своего населенного пункта

Урок-исследование

Поисковая работа учащихся во время летних каникул



4

Физико-географическое положение (ФГП) области

Урок-практикум

Практическая работа № 1



5

ФГП своего населенного пункта

Урок-практикум

Практическая работа № 1



6

Поясное и местное время на территории области

Урок-практикум

Практическая работа №2



7

Административно-территориальное деление области

Урок-практикум

Практическая работа № 3



8

Административный состав своего района

Урок-семинар (на основе опережающих заданий)




9

Особенности рельефа области

Комбинированный урок

Практическая работа № 4



10

Полезные ископаемые области и их использование человеком

Комбинированный урок

Практическая работа № 5



11

Особенности климата области

Урок-экспедиция по метеостанциям области (пос. Земетчино - г. Белинский - г. Пенза - г. Кузнецк - пос. Лопатино)

Практическая работа № 6



12

Климат своего населенного пункта

Урок-исследование

Практическая работа № 7 (см. план практ. раб. № 6) или экскурсия на местную метеостанцию



13

Внутренние воды области

Комбинированный урок

Практическая работа № 8



14

Внутренние воды области

Комбинированный урок




15-16

Экскурсия

Урок-экспедиция

Практическая работа № 9



17

Почвы

Урок изучения нового материала




18

Почвы своей местности

Урок-практикум

Практическая работа № 10



19

Природные зоны. Лесная зона

Урок-встреча с лесником, лесничим, лесоводом и т. п.

Практическая работа № 11 (по усмотрению учителя),

практическая работа № 12



20

Лесостепь и степь

Интегрированный урок (литература, биология, ИЗО и музыка)




21

Природная зона своей школы

Уроки творчества

Творческая работа: природа в устном народном творчестве, живописи, народных промыслах



22

Заповедник "Приволжская лесостепь". Памятники природы

Урок-пресс-конференция

Практическая работа№ 13



23

Памятники природы г. Пензы

Урок-путешествие




24

Красная книга Пензенской области. Экологические проблемы

Урок-"тревога" (состояние воздуха, воды, почв, растительности и животного мира)




25-26

"Пройдись по

Пензенскому

краю..."

Урок обобщения знаний по основным компонентам ПК




27-28

Путешествие по карте Пензенской области





29-30

Итоговые уроки по физической географии Пензенской области

Экологическая игра "Зеленый экспресс". Примерные станции: "Мой город", "Знакомые незнакомцы", "Наш зеленый друг", "Мой домашний друг", "Помоги себе сам" (лекарственные растения и минеральные воды), "Помни и береги" (Красная книга), "Песенная" (песни о Пензенском крае)




31-35

Повторение









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!