Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия № 7 им. Воронцова В.М.
«Рассмотрено» на заседании МО «Согласовано» «Утверждаю»
Протокол № _ от_____ 2017 г. заместитель директора по УВР Директор МБОУ гимназии № 7
____________________ _______________________ им. Воронцова В.М.
«___» августа 2017 г. ________________ Последова Т.Л.
Приказ № ___ от ______ 2017 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по обществознанию
базовый уровень
«9» класс
34 часа
2017-2018 учебный год
Разработчик программы:
Жданова Татьяна Владимировна
Воронеж - 2017
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ (РАБОЧЕЙ) ПРОГРАММЕ
ПО УЧЕБНОМУ КУРСУ
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
9 класс, базовый уровень
Образовательная (рабочая) программа по учебному курсу – это нормативно-правовой документ, обязательный для выполнения в полном объеме, предназначенный для реализации требований к минимуму содержания и уровню подготовки обучающихся по конкретному предмету учебного плана образовательного учреждения. Учебная программа определяет ценности и цели, состав и логическую последовательность усвоения элементов содержания, выявляет уровни и нормы оценки знаний обучающихся. Настоящая программа разработана в соответствии с Законом РФ «Об образовании»; Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений Российской Федерации; Федеральным компонентом государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.
В качестве основы для данной авторской программы использована типовая программа:
Программы образовательных учреждений: История. Обществознание. 9 класс, под ред. Загладина Н.В. – М.: Просвещение, 2017.
Согласно федеральному перечню учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе на 2017 – 2018 учебн. год:
Обществознание. 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой, - 3-е изд. – М.: Просвещение, 2016.
Курс «Обществознание для основной школы представляет собой один из рекомендованных Министерством образования и науки РФ вариантов реализации новой структуры дисциплин социально-гуманитарного цикла. Этот курс интегрирует современные социологические, экономические, политические, правовые, этические, социально-психологические знания в целостную, педагогически обоснованную систему, рассчитанную на учащихся подросткового возраста. Он содержит обусловленный рамками учебного времени минимум знаний о человеке и обществе, необходимых для понимания самого себя, других людей, процессов, происходящих в окружающем природном и социальном мире, для реализации гражданских прав и обязанностей.
Изучение курса позволяет заложить у учащихся комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: правовое регулирование общественных отношений, человек в сфере экономических отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Важный элемент содержания учебного предмета – опыт познавательной и практической деятельности, решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации.
Система оценивания: используются традиционные методы устного и письменного опроса, тестирование, проверка качества выполнения практических заданий. Курс предполагает различные формы ведения занятий – дискуссии, работа с текстом (документом), работа в малых группах.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 34 учебных часа (1 час в неделю).
Планируемые результаты
Должны знать/ понимать:
биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов;
необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
особенности социально-гуманитарного познания;
Должны уметь:
характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества, важнейших социальных институтов общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;
извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию, различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
Использовать знания:
для успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
совершенствования собственной познавательной деятельности;
критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; определения личной и гражданской позиции;
предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями, социальным положением.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ПО УЧЕБНОМУ КУРСУ
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
9 класс, базовый уровень
РАЗДЕЛ 1. Политика. 12 ч.
Понятие политики Теории происхождения государства и права. Основные черты и признаки государства. Политические режимы Потребность в порядке и справедливости. Мера свободы. Правовое государство . гражданское общество Государство как основной политический институт. Гражданское общество. На пути к конституции. Закон высшей юридической силы. Задачи Конституции. Конституционный строй. Основы государства. Основы статуса человека и гражданина. Основные принципы конституционного строя.Политические партии и движения.
Количество практических занятий – 2.
Количество срезовых работ – 1.
РАЗДЕЛ 2. ПРАВО. Права человека и гражданина. 21ч.
Гражданин – человек, имеющий права. Открытие эпохи прав человека. Общечеловеческие правовые документы (Всеобщая декларация прав человека, Международный Пакт о гражданских и политических правах, Международный Пакт об экономических, социальных и культурных правах). Всеобщая декларация прав человека – основной документ по правам человека. Классификация прав человека. Сущность МГП. Источники МГП. Основные положения МГП. Ответственность за нарушение МГП. Что такое частная жизнь и частое право. Понятие «гражданское общество». Что такое публичная жизнь и публичное право. Взаимосвязь гражданского общества и правового государства, частной и публичной жизни гражданина. Роль труда в жизни человека. Трудовые правоотношения. Трудовой договор. Работник и работодатель. Предпринимательство. Имущественные отношения. Право собственности. Собственность и предпринимательство. Право человека на духовную свободу. Что значит быть духовно богатым, цельным человеком? Утверждение человеческого достоинства в межличностном общении. Что такое религиозное верование? В чем притягательная сила и гуманистический смысл религии? Право на свободу совести и его гарантии. Что такое семейное право? Потребность человека в семье. Правовые основы семейно-брачных отношений. Принципы счастливого детства. Личное и семейное потребление. Личный и семейный бюджет. Право на занятие предпринимательской деятельностью. Социальная политика государства. Право на жилище. Здоровье под охраной закона. Право на социальное обеспечение. Право участвовать в управлении делами государства. Право на равный доступ к государственной службе. Право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправлений. Свобода собраний. Свобода ассоциаций. Свобода слова. Образование – сочетание интересов личности и общества. Что означает право на образование? Право на доступ к культурным ценностям.
Количество практических занятий – 4.
Количество срезовых работ – 1.
Резервное время. 1 ч.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО УЧЕБНОМУ КУРСУ
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
9 класс, базовый уровень
№ ур | Тема урока | Кол. час. | Тип урока | Основные понятия, компетенции | Виды контроля | д/з | Сроки п/ф |
РАЗДЕЛ 1: ПОЛИТИКА. 12ч |
1 | Введение. Политика и власть. | 1 | Изучение нового материала | политика, гражданство, государство, политическая власть. | Проверка остаточных знаний через устный опрос | §1 | 4-9 сент. |
2 3 | Государство. | 2 | Комбиниров. | Происхождение государства, его признаки и формы. | Устный опрос, письменные задания. | §2 | 11-16 сент. 18-23 сент. |
4 5 | Правовое государство. | 2 | Практич. раб. | Государство, власть, право, политический режим, демократия, разделение властей, правовое государство, признаки (принципы) правового государства, права и свободы человека. | Устный опрос, письменные задания. | §3-4 | 25-30 сент. 2-7 окт. |
6 7 | Гражданское общество и государство. | 2 | Комбиниров. | Гражданское общество, местное самоуправление, муниципальная собственность, территориальное общественное самоуправление. | Устный опрос, раб. с индивид. карточками-заданиями | §5 | 9-14 окт. 16-21 окт. |
8 9 | Участие граждан в политической жизни. | 2 | Семинар. | Конституция, ценности, закон, право, естественные, неотъемлемые права человека, разделение властей, политический экстремизм. | Задания для работы по группам | §6 | 23-28 окт. 6-11 нояб. |
9 10 | Политиеские партии и движения. | 2 | Комбиниров. | Конституция, конституционный строй, государство, федерация, гражданство, права человека, субъект федерации. | Письменное тестирование | §7 | 13-18 нояб. 20-25 нояб. |
11 12 | Повторительно- обобщающий урок. | 1 | Урок проверки и учета знаний учащихся | Основные понятия раздела | Контрольная работа | | 27 нояб. – 2 дек. |
РАЗДЕЛ 2: Право. 13ч |
13 | Право, его роль в жизни общества. | 1 | Изучение нового материала | Гражданин, право, права человека, ответственность, конституция. | Проблемные задания | §8 | 4-9 дек. |
14 15 | Правоотношения и субъекты права. | 2 | Практич. работа. | Право, права человека, декларация. | Чтение сообщений, проблемные задания | §9 | 11-16 дек. 18-26 дек. |
16 17 | Правонарушения и юридическая ответственность. | 2 | Комбиниров. | Виды правонарушений. | Устный опрос, письменные задания. | §10 | 9-13 янв. 15-20 янв. |
18 | Правоохранительные органы. | 1 | Комбиниров. | .Правоохранительная система Р,Ф | Устный опрос, письменные задания. | §11 | 22-27 янв. |
19 20 | Конституция РФ. | 2 | Семинар | Основы Конституционного строя Р,Ф,. | Задания для работы по группам | §12-13 | 29 янв.-3 февр. 5-10 февр. |
21 22 | Права и свобды человека. | 2 | Комбиниров. | Собственность, имущественные отношения, предпринимательство, гражданское право, договор, купля-продажа, аренда. | Устный опрос, письменные задания. | §14-15 | 12-17 февр. 19-24 февр. |
23 | Гражданские правоотношения. | 1 | Комбиниров. | | Проблемные задания | §16 | 26 февр.- 3 марта |
24 | Право на труд. | 1 | Комбиниров. | Трудовые п равоотношения. | Проблемные задания | §17 | 5-10 марта |
25-26 | Семейное право. | 2 | Комбиниров. | Семейное право, права ребенка, брачный договор. | Письменный опрос. | §18 | 12-17 марта 19-24 марта |
27 | Административное право. | 1 | Комбиниров. | Административные правонарушения КОАП | Работа с индивидуальными карточками-заданиями | §19 | 3-7 апреля |
28 | Социальные права человека. | 1 | Практич. раб. | Социальное государство, социальные права, социальное обеспечение, приватизация жилья, медицинское страхование, социальные пособия. | Устный опрос, письменные задания. | §21 | 9-14 апреля |
29 30 | Уголовно- правовые отншения. | 2 | Изучение нового материала. | Уголовная ответственность её виды. | Сообщения учащихся, проблемные задания | §20 | 16-21 апреля 23-28 апреля |
31 | Международно- правовая защита жертв вооружённых конфликтов. | 1 | Комбиниров. | Образование, культурные ценности, самообразование, общее и профессиональное образование, гуманизация образования | Устный опрос, письменные задания. | §22 | 2-5 мая |
32 | Правовое регулирование отношений в сфере образования | 1 | Прпктич. раб. | Закон об образовании, итоговая аттестация | Устный опрос | §23 | 7-12 мая |
33 | Итоговое повторение | 1 | Деловая игра | | Тестир. | | 14-19 мая |
34 | Резервное время | 1 | | | | | 21-25 мая |
|
| |
Ресурсное обеспечение программы:
1) Программы образовательных учреждений: История. Обществознание. 9 класс, под ред. Загладина Н.В. – М.: Просвещение, 2017.
2) Обществознание. 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой, - 3-е изд. – М.: Просвещение, 2016.
3) Северина О.А. Обществознание. 9 класс: тесты и тренировочные упражнения. – Волгоград: Учитель, 2015
4) Котова О.А., Лискова Т.Е. Обществознание: рабочая тетр., 9 класс. – М.: Просвещение, 2016.